Бог есть любовь: Божественные благость и верность

В праздник святого апостола Иоанна Богослова митрополит Антоний (Паканич) рассказал о смысле главных слов любимого ученика Христа.

Мы все больны, ибо не имеем в сердце совершенной любви. Но наша болезнь излечима милостью Божьей. Жизнь нам дана, чтобы исцелиться от недуга нелюбви и познать, каждому в меру личных возможностей, силу настоящей любви, приближающей душу к вечности.

«И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4:16–18).

Эти 5 фраз могут исцелить всякого, принявшего их.

Фраза «Бог есть любовь» происходит из 1-го послания Иоанна

Сперва об истоках фразы. Она — не просто лаконичный афоризм, а фрагмент длинного рассуждения из 1-го послания Иоанна. Этого человека часто называют апостолом любви. И причина тому не в последнюю очередь — именно этот отрывок:

«Дорогие, будем же любить друг друга, потому что любовь от Бога, и каждый, кто любит, рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не знает Бога, потому что Бог есть любовь!

Бог проявил Свою любовь к нам в том, что послал в мир Своего единственного Сына, чтобы мы через Него получили жизнь.

Любовь заключается не в том, что мы полюбили Бога, но в том, что Бог полюбил нас и послал Своего Сына в умилостивление за наши грехи. Дорогие, если Бог нас так любит, то и мы должны любить друг друга.

Бога никто никогда не видел, но если мы любим друг друга, то в нас живет Сам Бог, и Его любовь в нас совершенна. Он дал нам от Своего Духа, и поэтому мы знаем, что мы в Нем, а Он в нас. Мы сами видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем мира.

Кто признает Иисуса как Сына Божьего, в том пребывает Бог, и сам этот человек — в Боге. Мы узнали и поверили, что Бог нас любит Бог есть любовь, и тот, кто пребывает в любви, пребывает в Боге, и Бог пребывает в нем».

(1Иоан. 4:7-16)


Фраза «Бог есть любовь» приписывается Иоанну Богослову, его называют апостолом любви, а орёл символизирует высоту полёта его мысли (картина Владимира Лукича Боровиковского, 1810-е). Фото: i.pinimg.com

Здесь нам важно понять, что Бог это любовь в буквальном смысле, а не в метафорическом. Светлое, сильное чувство — это проекция самой чистой божественной энергии в наш мир. Как может чувство вроде любви быть эквивалентно личности Бога? Это одна из тех загадок, которые вряд ли постигнет человеческий разум.

В сущности, и постигнуть Бога нам не дано. Но пребывающий в любви может ощутить Бога, слиться с Ним в единстве умонастроения и чувства.

«И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее»

Нет ничего сильней Божественной любви. Божественная любовь – исцеляющая сила, преображающая, оживляющая и спасающая. Она включает в себя все евангельские добродетели, все Божественные силы Христа. Она альфа и омега нашей жизни, мы появились благодаря ей и уйдем в вечность, слившись с ее нескончаемым потоком.

Развивая в себе те или иные добродетели, совершенствуясь в праведности, мы растим любовь в своем сердце. Чем больше наша любовь, тем теснее мы будем переплетены с Божественным потоком.

Библия учит, что любовь — это проявление Бога в человеке

Откуда берётся это светлое чувство? Через Библию Бог о любви говорит как о проявлении Святого Духа:

«Плод же духа: любовь…»

(Гал. 5:22)

И человек, чтобы проявлять в себе божественные качества, должен во всём и всегда поступать с любовью:

«Всё у вас да будет с любовью».

(1Кор. 16:14)

Формально это можно сопоставить с соблюдением Библейского закона, ибо любящий человек от всего сердца поступает по заповедям:

«Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его».

(2Иоан. 6)

Но заповеди — это только внешнее. Мы следуем им не для галочки, а от глубокого понимания, что иначе просто не можем поступить: нам не позволят совесть и вера. Любящий человек искренне и всегда обращён добротой в мир:

«…постоянно любите друг друга от чистого сердца».

(1Петр. 1:22)


Священное Писание называет источником христианской любви Святой Дух. На иконах его изображают в виде голубя. Фото: i.pinimg.com

Поэтому для христианина естественно любить Бога, ближнего, чужака, всё живое. Ведь возлюбил нас Бог всех без причины и предпочтений. Так и в нас должна проявиться любовь Божия. Ясно, что насильно мил не будешь.

Видеть в каждом человеке проявление Божественного, относиться ко всему с теплотой — это тяжёлый труд. И на этом пути неизбежно мы будем оступаться и обжигаться. Но Библия учит прощать, творить добро, проявлять заботу. Так, день за днём, мы поймём, что и человек есть любовь, ибо он — частица Бога.

«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение»

Бог, Который есть любовь, является страшным для тех, кто сторонится Его.

Стремящемуся к Богу не страшны никакие напасти и болезни. Он исцеляется своей верой: все раны, душевные и физические, врачуются как елеем Его теплом и заботой, а они неисчерпаемы. Мы просто не пользуемся Божией любовью, игнорируем ее, надеемся только на себя, не позволяем Ему действовать в нашей жизни, не доставляем Ему радости общения с нашей душой, убираем Его всесильную, утешающую руку. Жизнь без Бога и есть мучение.

Нужно любить и себя и всех вокруг одинаково

Много где сказано, что нужно любить ближнего. И мы часто понимаем эту идею очень узко, будто следует почить мать, отца, прочую родню, пару близких знакомых, а всё остальное — это лишнее.


И к себе человек может относиться наплевательски. Любить-то надо ближних, а не себя

Вот так христиане по ошибке становятся бесхребетными угодниками перед людьми, чтобы взрастить в себе любовь. Но любовь — это не конкретизированное, а всеобщее чувство. Человек, который не любит кого-то, а тем более себя, не способен проецировать любовь в мир. Он просто не знает и не чувствует её настоящую. Иисус Христос сказал однозначным образом:

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга».

(Иоан. 13:34)

Иисус Христос учил, что человеку следует ко всем и всему относиться с любовью.

А кто этот ближний? Притча о добром самаритянине показывает нам, что и иноверец, и идеологический враг, и вообще кто угодно может считаться таковым. Даже не обязательно человек. Животное ничем не хуже, как учит Библия.

Ближний — это не генеалогическая и не географическая позиция. Ближний — это тот, с кем ты в данный момент взаимодействуешь.

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?»

(Матф. 43:46)

Поэтому для человека важно чтобы в равной степени любил и брата, и себя, и друга. и недруга, и всё живое в мире. Это тяжело, но к такому идеалу следует стремиться. А перекос в одну или другую сторону приведёт либо к податливости, либо к эгоизму. И ни то, ни другое — не христианский путь.

Для души…( То, что помогает Вам жить)

О любви и ее опасностях. МИТРОПОЛИТ АФАНАСИЙ ЛИМАССОЛЬСКИЙ 30 ИЮНЯ 2014

Любовь – это великая, но и очень опасная сила, потому что она может поднять человека к Престолу Божию, но может и уничтожить, если обращаться с ней неосторожно. Поэтому святые отцы и говорят, что любовь — величайшая добродетель, но выше всех добродетелей стоит рассудительность, потому что она руководит любовью, направляя ее в нужную сторону. Последним и самым совершенным плодом Духа Святого, вершиной всех Его плодов, конечной целью жизни человека в Боге является любовь.

Сегодня все говорят о любви. Все защищают любовь, она сейчас в моде – как мир во всем мире. И хотя и то, и другое зримо отсутствует в современной жизни, но при этом превращено в лозунги. Здесь нет ничего плохого – уж пусть все будет хотя бы так, на словах. Но Любовь в евангельском понимании этого слова, Любовь, которую открывают нам Иисус Христос, апостолы и Церковь, – это не просто человеческая эмоция.

Когда мы говорим, что любим другого человека, своего супруга, своих друзей, учеников, или всех людей, – эта любовь является человеческой эмоцией, которая естественным образом свойственна нашей природе. Человек так создан. Если Бог есть Любовь, как говорит нам апостол Иоанн Богослов (1 Ин. 4:7–8), то человек, созданный по образу и подобию Божию, по Благодати может обладать тем, что Бог имеет по Природе. Таким образом, можно считать, что человек есть любовь по благодати. Бог есть Любовь, но любовь не есть Бог. И здесь – огромная разница между учением Церкви и различными философскими и идеологическими течениями. Для нас Бог – это Личность, Которая есть Любовь. А любовь не есть Бог, не есть Личность.

Современный мир постоянно обожествляет любовь, превращая ее в идола. Вот почему мы так часто слышим сейчас: «Все, что тебе нужно – это любовь! Люби! Будь любимым! Любовь – превыше всего!» Но при этом мы совершенно забываем о том, что именно Бог есть Любовь. Именно Бог – наша цель, т.е. то, чего мы должны искать. Найдя Бога, человек обретает и истинную Любовь – через связь с Ним. В Боге – любовь, и радость, и мир, все то, что апостол Павел называет плодами Духа Святого (Гал. 5:22-23). Когда у человека есть хотя бы немного любви, немного радости, немного мира, то в том случае, если это идет от Бога, он чувствует полноту своего бытия. Ему не кажется, что в его жизни чего-то не хватает. И несмотря на то, что нам всегда хочется большего, у нас нет ощущения неполноты. Когда в нас действует закон Святого Духа, Его Благодать, то мы начинаем чувствовать в себе все Его плоды, и прежде всего – любовь.

Но и к этому также следует относиться благоразумно, не забывая о том, что главной целью нашей жизни является Бог, и ничто другое. То есть цель – не радость, не мир, не любовь, не долготерпение, благость, воздержание и прочие плоды Духа, а Сам Бог. Все перечисленное – это результаты нашей связи с Богом, которые в то же самое время являются и предпосылками для этой связи. То есть для достижения Бога нам необходимо совершенствоваться в любви, воздержании, долготерпении. Но когда мы постигаем Бога, то все это появляется естественным образом как следствие того подвига, который мы совершали в борьбе с грехом.

То есть мы можем нервничать, сердиться, но при этом мы не должны позволять греху – ненависти или малодушию – поработить нас. И мы боремся с грехом, стараясь не делать и не говорить того, чего не хотим и что противно нашей природе. Эта борьба помогает нам приблизиться к Богу. Она – средство, инструмент, ступенька на пути к Нему. Но когда человек встречается с Богом, то все то, за что раньше ему приходилось бороться, становится для него естественным. Человек перестает нервничать, раздражаться, злиться. Все это уходит – одно за другим. Душевные ресурсы начинают активизироваться естественным образом, и человек, контролируя этот процесс, преуспевает в духовной борьбе. Возьмем, к примеру, гнев. Это чувство очень важно для человека, потому что оно сильное, оно показывает силу души. Поэтому иметь в себе гнев нужно, но это чувство должно быть бесстрастным. Нельзя направлять гнев на ближнего – ведь в таком случае будет разрушена любовь. Гнев должен быть направлен против собственных грехов, чтобы у нас появилась возможность утвердиться в чистоте, истине, вере, связи с Богом.

Гневаясь, нельзя забываться. Нужно направлять гнев в сторону греха, страстей, а не в сторону своих ближних. И духовный человек – это не человек без чувств, который никогда не гневается, который ни холоден, ни горяч. Это тот, чьи все душевные силы – в том числе и гнев – активны, но он активизирует их бесстрастным способом. А любовь, можно сказать, – самая великая, самая мощная сила человеческой души. Поэтому с ней также нужно обращаться осторожно, активизируя эту силу правильным, бесстрастным способом и тем самым освящая ее. Если же обращаться с этим чувством при помощи страстей, то появляется опасность превращения объекта любви в идола. В таком случае человек всецело отдается тому, что (или кого) он любит, потому что именно такая отдача – признак любви. И объект любви становится твоим идолом. Это может быть супруг, дети, или какая-то идеология, учение, умственный труд, общественное положение, наука, мудрость, богатство, молодость… Все это – будучи весьма относительным само по себе – может легко превратиться в идола.

Если мы любим кого-то со страстью, то рано или поздно в отношениях появляются проблемы. Причина – в том, что мы еще не успели очиститься от своих страстей, и при зарождении любви в нас сразу начинает говорить плотское вожделение. После этого, если наш разум не начнет контролировать тело, мы почти наверняка погрузимся в пучину страстей, и нам понадобится много усилий для того, чтобы победить грех и вновь стать свободными, бесстрастными по отношению к объекту (или объектам) своей любви. Любовь – это великая, но и очень опасная сила, потому что она может поднять человека к Престолу Божию, но может и уничтожить, если обращаться с ней неосторожно. Поэтому святые отцы и говорят, что любовь –величайшая добродетель, но выше всех добродетелей стоит рассудительность, потому что она руководит любовью, направляя ее в нужную сторону. Отсутствие рассудительности может привести к огромным проблемам, которые поначалу не кажутся опасными, поскольку сопровождаются благими намерениями, но затем неимоверно усложняют жизнь.

Приведу пример. Руководствуясь любовью, мы спешим на помощь другому человеку, у которого есть какая-то проблема (личного, профессионального, семейного и т.п. характера). Но при отсутствии рассудительности мы забываем, во-первых, о том, что, не будучи бесстрастными, легко можем потерять контроль над собой и допустить ошибку в решении проблемы, а во-вторых, о том, что и другой человек также не бесстрастен. Здесь можно возразить: «Ну и что? Со мной все в порядке, я ничего такого не чувствую». Да, ты не чувствуешь, но другой человек? Что ты знаешь о его чувствах? Разве ты можешь видеть его внутренний мир, его желания и возможности? Думая, что любишь его, ты стремишься выслушать, помочь ему в его трудностях, разделить с ним его крест, но затем все меняется, и меняется любовь.

Примером такой безрассудной любви часто становится слепая (и тем самым разрушающая) любовь родителей к своим детям. Такая любовь не дает родителю возможности быть рассудительным по отношению к ребенку и тем самым ставить перед ним какие-то ограничения. Ведь создание ограничений при воспитании проходит болезненно и для родителей, и для детей. Обычно ребенку не нравится, когда его в чем-то ограничивают. Он маленький, ему хочется играть, бегать, он не хочет учиться, делать то или другое. И когда его лишают чего-то, он протестует, он плачет. Ограничения болезненны для ребенка, пока он маленький и многого не понимает. В свою очередь, родителям также тяжело видеть, как их дитя плачет, и поэтому они из любви к ребенку сами устраняют поставленные ограничения: «Ну хорошо, не плачь, мы купим тебе то, что ты хочешь! Только не плачь!» И какой результат?

Ребенок начинает понимать, что стоит ему заплакать, как мама сразу же уступает и позволяет ему делать все, что захочется. То есть даже если перед ребенком вначале устанавливается запрет, то когда он начинает плакать, этот запрет тут же снимается. И все это – от большой родительской любви. Ведь именно любовь заставляет нас уступать снова и снова. Мы готовы умереть за того, кого любим. Делая постоянно то, что приятно другому, мы готовы превратиться в тряпку, которую можно топтать: «Чего ты хочешь? Скажи – и я сделаю! Я дам тебе все, что захочешь!»

Любви в принципе свойственно такое желание – всецело отдаться другому человеку, а затем бесконечно продолжать давать ему все, что он захочет. Ведь после того, как мы отдаем себя кому-то целиком, как можно не дать этому человеку всего остального – например, денег и т.д., – пока существует любовь? Да, такое желание действительно появляется от любви. Но именно рассудительность способна расставить здесь все по своим местам и установить нужные границы, благодаря которым огонь любви не опалит ни тебя, ни любимого человека, и вы не уподобитесь электроприборам, выходящим из строя при первой же грозе. Ведь если давать любимому человеку больше, чем он может вынести, впоследствии это принесет ему вред, разрушит его. Человек не выдержит этого груза – он сломается, подобно электроприбору, и больше не сможет функционировать.

Вот почему любовь – это опасное движение человеческого сердца, каким бы прекрасным и совершенным оно ни было. А ведь она действительно является самой совершенной, самой драгоценной составляющей нашего бытия. Именно любовь составляет наше «я», поскольку мы созданы по образу и подобию Божию, а Бог есть любовь. Бог, любя нас, сделал для нас все – Он даже предал Себя на смерть, чтобы показать, насколько велика Его любовь к человеку. Следовательно, и мы должны поступать так же. И мы готовы принести себя в жертву за тех, кого любим.

Одна молодая женщина, став матерью, сказала мне: – Я впервые поняла, что это значит – быть готовым умереть за другого человека, потому что теперь я могу умереть за своего ребенка. Даже за мужа я, наверное, не смогла бы умереть. Я люблю его и говорю ему, что люблю до смерти, но если и в самом деле придет его смертный час, не знаю, смогу ли я умереть вместо него. Может, да, а может, и нет. А за ребенка я смогу умереть, я готова к этому. Во мне появилось что-то более сильное, чем любовь к жизни.

И это действительно так. Такова природа родительского инстинкта – и у матерей он развит, наверное, даже больше, чем у отцов. Подобное мы видим даже у животных. Видели ли вы когда-нибудь в деревне курицу, только что выведшую цыплят? Если человек приблизится к ним, она накидывается на него, как дикий зверь. Она набросится и на собаку, и на кошку, если те подойдут к ее цыплятам. Вот что такое родительский инстинкт.

Таким образом, наша природа, соединившись с любовью, помогает нам превозмочь самих себя. Но человеку здесь необходима еще одна величайшая добродетель – рассудительность, – не для ограничения своей любви, а для ее правильного использования. С любовью обязательно нужно уметь обращаться правильно, потому что если человек «прилепится» к чему-то прежде, чем к Богу, у него начнутся проблемы. Духовные проблемы. А это опасно.

В то же самое время, когда человек начинает жить в духовном подвиге и расставляет заново все приоритеты; когда он старается избавиться от всех прошлых «токсинов», чтобы в его жизни больше не было места вражде, ненависти, ропоту; когда он становится кротким, терпеливым, снисходительным, благостным, – тогда возникает опасность, что он может прилепиться сердцем к собственному «я». Избавляясь от духовных «токсинов», от ржавчины, которую выделяют грехи и пороки, человек действительно становится прекрасным. Но созерцая свое новое «я» – красивое, гармоничное, напоминающее классическую итальянскую музыку, в которой нет места никакому диссонансу, – мы можем настолько привязаться к своему «я», что начинаем любоваться им, подобно тому как любуются какими-то вещами или людьми.

В этом – разница между обычной, светской любовью и любовью к Богу. И здесь бедные христиане часто ошибаются, путаясь в заповедях. Когда я спрашиваю людей о том, какая заповедь самая важная, они всегда отвечают: «Возлюби ближнего своего». Так отвечает абсолютное большинство, и в первую очередь – дети. «Нет, не эта», – говорю я им в ответ. А в одном лицее школьник так ответил на мой вопрос: – «Плодитесь и размножайтесь!» Вот моя любимая заповедь. А еще мне нравится та, в которой говорится, что больным и путешествующим можно не поститься. Тоже хорошая заповедь.

Но ведь самая первая заповедь – это «Возлюби Господа Бога Твоего». Именно заповедь возлюбить Его всем сердцем дал нам Бог. А любовь к ближнему – уже результат этой первой заповеди. И все остальное – результат. И такую первую заповедь Бог дал нам для того, чтобы с ее помощью показать верное «направление» нашей любви, которая должна быть обращена в первую очередь к Нему. И все, чем живет человек, в первую очередь должно идти от его любви к Богу. Даже брак, даже любимые супруг и дети – все то, что сейчас возводится в абсолют и превращается в идола. А ведь все это должно лишь способствовать нашей живой связи с Богом. Не способствует – и связь обрывается. Перевод Елизаветы Терентьевой

Любовь взращивают не умом, а поступками

Библия о Боге и любви не сказала бы достаточно, если бы ограничила всё это лишь абстрактным призывом. Да, любить надо, это ясно. Но как научить себя любить?

Сидеть и напрягать ум, ожидая оклика в сердце, не поможет. Любовь взращивается через дела, а не через мысли. Нужно стараться во благо себя и ближних:

«…станем любить не словом или языком, но делом и истиною».

(1Иоан. 4:7)

Пример такого поступка даёт Сам Бог:

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

(Иоан. 3:16)


Христос показал пример истинной любви, когда умер за чужие грехи (Распятие. Христос на кресте, Мария и Иоанн», Альбрехт Альтдорфер). Фото: muzei-mira.com

Но и на своё умонастроение полезно время от времени оглядываться. Не гордимся ли мы? Не отказываем ли кому-то в милости?

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».

(Коринф. 13:4-7)

Любовь между мужчиной и женщиной — это ещё один аспект проявления божественной любви

Но было бы неправильно ограничить любовь лишь милостью, состраданием, заботой. Любовь — это комплексное чувство. Мы по-разному её проявляем. Есть любовь к матери, есть к другу, есть даже к любимой вещице.

Вот остался у нас свитер, связанный умершей бабушкой. Ошибка ли сказать, что эта вещь для нас бесценна? Это любовь к бабушке, но спроецирована она на предмет. И сколько в жизни у нас таких предметов! Любовь к разным объектам имеет разные проявления.

Любовь имеет разные градации: от страсти и привязанности до духовного тепла.

В этом смысле нам полезно оглянуться на восточные традиции, где любовь делят на уровни — от низших к высшим. Высшие — это любовь к Богу, а низшие — это всевозможные страсти. То есть, это тоже любовь, но в некой своей плоскости.

Собственно, отношения между мужчиной и женщиной сами по себе могут быть выражены по-разному: у кого-то это в большей степени дружеские отношения, у кого-то духовный союз, а у третьих — пылкая страсть.

Но редко всё сводится к чему-то одному. Обычно всегда есть смесь чувств в разных пропорциях. И было бы ханжеством сказать, что христианство как-то предосудительно относится, например, к страсти. Песнь песней с поэтическим упоением воспевает восхищение мужчиной красотой женщины:

«О, как прекрасны ноги твои в сандалиях, дщерь именитая!

Округление бедр твоих, как ожерелье, дело рук искусного художника; живот твой — круглая чаша, в которой не истощается ароматное вино; чрево твое —

ворох пшеницы, обставленный лилиями; два сосца твои — как два козленка, двойни серны; шея твоя — как столп из слоновой кости; глаза твои — озерки Есевонские, что у ворот Батраббима;

нос твой — башня Ливанская, обращенная к Дамаску; голова твоя на тебе, как Кармил, и волосы на голове твоей, как пурпур; царь увлечен твоими кудрями.

Как ты прекрасна, как привлекательна, возлюбленная, твоею миловидностью! Этот стан твой похож на пальму, и груди твои на виноградные кисти».

(Песнь Песней 7:2–8)


Иллюстрация к книге Песни Песней, где воспевается влечение мужчины и женщины друг ко другу (гравюра на дереве Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда, XIX век)

Господь так и задумал для нас. В полноценных отношениях должно быть всего в достатке: и страсти, и духовности. Тогда союз выйдет гармоничным. Если есть перекос в какую-то одну сторону, неизбежны проблемы.

Что касается порицания интимной жизни, то Библия всегда порицала лишь сексуальные связи вне брака. Что же касается отношений мужчины и женщины в целом, то к ним Священное Писание всегда относилось с особой теплотой:

«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее».

(Еф. 5:25)

Любовь пронизывает всё в нашем мире

Может показаться, что идея «Бог есть любовь» слишком высоко возводит любовь. Есть это чувство в рамках семейных отношений, романтических, дружески. Но ведь в мире столько всего помимо этого! Творчество, работа, социальная сфера. Где здесь любовь?

Само христианство глубоко не исследует этот вопрос, но довольно удачно на это отвечают другие люди, размышляющие на духовную тематику.


Иисуса Христа иногда изображают как доброго пастыря, который из любви готов тратить силы на поиск и спасение заблудшей овечки. Овечка — это символ грешного человека

Уместно привести на этот счёт рассуждения Нила Доналда Уолша, автора известных по всему миру «Бесед с Богом». Он писал, что любой человеческий поступок несёт в корне лишь две причины:

  • любовь; мы к чему-то очень сильно привязаны, нас тянет к этому, мы готовы ради этого стараться;
  • страх; мы чего-то очень сильно не хотим и готовы прикладывать усилия, чтобы этого избежать.

Скажем, работать человек может потому, что ему нравится это дело (любовь), либо потому, что он боится голодать без денег (страх). Есть ещё люди, которые бездумно работают, потому что «так надо», но и здесь в корне лежит страх — страх перед общественным мнением.


Однако Нил Долналд Уолш идёт дальше и говорит, что в действительности всем движет только любовь, а страх — это лишь её последствие

В самом деле, если мы боимся, то лишь за то, что любим:

  • страх перед общественным мнением — мы любим, когда люди нас признают;
  • страх заболеть — мы любим быть здоровыми;
  • страх смерти — мы любим жить;
  • страх порицания — мы любим, когда хвалят.

В итоге логика нас приводит к тому, что Библейская формула «Бог есть любовь» ёмко и точно описывает всё, что есть в нашем мире и как следует в нём действовать.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]