Владимирская икона Богородицы — национальное достояние России


Андрей Рублёв Rublev, Andrey (1360s-1430)

Вы бывали когда-нибудь в великой Третьяковской галерее? Нет, сходите. А если были, то наверно ваш осмотр начинался с искусства древних русских – иконописи. И среди них нельзя не заметить самую знаменитую икону – «Троицу». Этот великий шедевр исполнил монах Андрей Рублёв. Есть ещё ряд икон, но их совсем немного. Не снимешь же его живопись с храма Московского Кремля.

Большая коллекция икон, в т.ч. много икон Андрея Рублёва

А вообще про Андрея Рублёва известно крайне мало. Неизвестно когда он родился, но зато известна точная дата его смерти. Неизвестно сколько он за всю свою жизнь успел создать своих работ и сколько их погибло так и не дойдя до нас. Многие иконы искусствоведы не могут конкретно отнести к его рук дела. И тут их можно понять, потому что большинства своих работ он делал совместно с кем либо. И потому может возникнуть путаница, и как результат неверный адресант работы.

Допускают только то, что вероятно он жил в Троицком монастыре, там же он стал монахом. Известно, правда, первое упоминание о нём в 1405 году. В этом упоминание писалось, что он как раз в это время украшает иконами и фресками благовещенский собор в Московском Кремле да не один, а с Феофаном Греком и Прохором с Городца.

Его имя на этом упоминании стоит в самом конце, так как он был самый молодой и по чину, и по возрасту. Работал он и во Владимире в 1408 году совместно с Даниилом Чёрным. То, что они сделали во Владимирском Успенском соборе, теперь хранится в Третьяковской галерее, причём самые ценные из икон.

С Даниилой Чёрным они работают и в храме Святой Троицы в Троицком монастыре. Три года они работали над фресками и иконами. Вскоре умирает Чёрный и тогда Андрей направляется снова в Москву, в Андроников монастырь. Там то, предположительно около 1428 года он создаёт свою легендарную икону Спаса, которая находилась в церкви Спаса на территории монастыря.

Повторюсь, не много сохранилось, но и того что осталось для нас, потомков, вполне хватит, чтобы понять, каково было совершенно искусство Рублёва. Почти все его работы хранятся сейчас в Третьяковской галерее. Самая известная его работа «Троица» долгое время находилась над гробницей Сергия Радонежского. Сейчас её стараются сохранить и стараются не испортить. Потому эту работу держат под стеклом и мало того, внутри рамы создан свой особый микроклимат, который лучше не нарушать, иначе последствия будут неотвратимы.

В своём искусстве он соединял две традиции – аскетизм и классическую гармонию византийской манеры. Его работы кажутся какими-то мягкими, какими-то радушными. Это явно заметно, если сравнить работы византийских мастеров и то, что делал Рублёв. Сюжеты как бы одинаковы, но мастерство разное и совершенно иное. Благость, именно благость в ликах всегда привлекает нас в его работах.

Скончался преподобный всё в том же Андрониковым монастыре 29 января 1430 года. Умер мастер, а его работы продолжили жить за него. Многие его иконы только лишь в 20 веке были либо полностью, либо частично отреставрированы. «Спас» его и вовсе случайно обнаружили рестовраторы во Владимире. В то время эта находка наделала много шуму. В начале 70-х годов 20 века другой Андрей по фамилии Тарковский ставит фильм «Андрей Рублёв» или «Страсти по Андрею». Тарковский сделал уникальный фильм, который рассказывает нам о Рублёве и о том времени, в котором он живёт и показывает какова разница между миром искусства и миром реальности. Фильм настолько получился сильным по своему содержанию, что советские чинуши запретили его практически сразу и положили на полку на долгие годы.

Про Андрея Рублёва писали и говорили много. Мало того, его причислили к лику святых в 1988 году и стали праздновать его день.

Алексей Васин

Техника рублевской иконописи


Андрей Рублев. Вознесение Христово (фрагмент). 1408. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Андрей Рублев. Страшный суд: Престол уготованный. Богоматерь, Иоанн Предтеча, Адам, Ева, ангелы, апостолы Петр и Павел (фрагмент). 1408. Успенский собор, Владимир


Андрей Рублев. Пророк Софония (фрагмент). 1408. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Ранние образцы рублевской иконописи соответствуют общим правилам, которых придерживались мастера того времени. На православных образах XIV–XV веков принято было изображать суровые и аскетичные лики с характерными византийскими чертами: большими глазами, высоким лбом, прямым носом и тонкими губами. Мастера использовали в основном сдержанные, темные цвета: темно-красный, коричневый, охристо-желтый.

Ранние работы Рублева иконописец и реставратор начала ХХ века Василий Гурьянов описывал так: «…лики написаны тонкослойно с соблюдением крайней последовательности в переходе от освещенных мест к неосвещенным, выглядят определенно зеленоватыми в тенях и моделированы коричневой («темной») охрой без отметок, т. е. без ударов на наиболее светлых местах для обозначения белою краскою бликов; в соответствии с ликами так же слабо моделированы и фигуры, а контур обозначен лишь тонкой описью».

В более поздних работах Андрей Рублев отошел от канонов иконописи. Он часто пользовался светлыми, легкими красками — золотисто-желтой, светло-голубой, розовой. Лики на его иконах приобрели славянские черты — мягкий округлый овал лица, светлые волосы и глаза, широкий лоб. Изменились и выражения лиц: рублевские ангелы и святые стали радостными, одухотворенными, на некоторых ликах появились чуть заметные улыбки. «Андрей Рублев возродил античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию», — писал искусствовед Михаил Алпатов.

Иконописец часто пользовался приемом лессировки — поверх основного слоя краски наносил еще один, полупрозрачный, на котором выписывал тонкие детали. Такая техника позволяла создать плавные линии и сгладить переходы цвета.

Молитвы Пресвятой Богородице перед Её иконой «Владимирская»

Тропарь , глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва, / яко зарю солнечную восприимше, Владычице, чудотворную Твою икону, / к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе взываем сице: / о, пречудная Владычице Богородице, / молися из Тебе воплощенному Богу нашему, / да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, // и спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак , глас 8

Взбранной Воеводе победительная, / яко избавльшихся от злых пришествием Твоего честнаго образа, / Владычице Богородице, / светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: // радуйся, Невесто Неневестная.

История создания

Прототипом этой иконы послужило загадочное явление Святой Троицы в виде трех путешественников к Аврааму и Сарре под дубом Мамре.

Авраам и его жена Сарра развлекали троих ангелов в тени дуба, когда мужчина понял, что ангелы были олицетворением Бога в трех лицах.

В Антарктиде снег поменял окрас и превратился в зеленый и малиновый

От воспалений и еще несколько причин включить острую пищу в рацион

КАМАЗ и альтернативные источники энергии: идет разработка водородомобилей

В церкви много разных изображений Святой Троицы. Но икона, которая определяет саму суть Дня Троицы, неизменно изображает это празднество в виде троих ангелов.

Как Владимирская икона Богородицы попала на Русь

Икона эта до 450 года находилась в Иерусалиме, а затем была перенесена в Константинополь. В XII веке (в 1131 году) константинопольский патриарх Лука Хризоверг прислал в дар Великому Киевскому князю Юрию Долгорукому список (копию) Владимирской иконы Божией Матери.


Икона Божией Матери Владимирская

Юрий Долгорукий поместил икону в Вышгородском девичьем монастыре. Древняя Русь восприняла православие от Византии, поэтому Владимирская икона стала своего рода символом восприятия Истины. С этого момента история Руси соединена с историей чудотворной иконы.

Когда икона стала называться Владимирской

Село Вышгород досталось в удел сыну Юрия Долгорукого Андрею Боголюбскому. Однако, князь Андрей мечтал вернуться в места своего рождения, то есть на Ростово-Суздальскую землю и основать там во Владимире новую столицу Северо-Восточной Руси.

Такое ответственное дело нельзя было начинать без помощи свыше. Поэтому князь Андрей, будучи человеком благочестивым, решил заручиться помощью Божией Матери.

В это время до князя дошёл слух, что икона Пресвятой Богородицы, находящаяся в Вышгородском девичьем монастыре, трижды сама сходила с места. Это чудо было принято князем Андреем как знак того, что Богородица определила для Своего образа другое место. Поэтому Андрей Боголюбский решил забрать чудотворную икону с собой, сделав Пресвятую Богородицу Заступницей и Покровительницей Северо-Восточной Руси.

Было это в 1155 году. Помолившись перед иконой Пресвятой Богородицы, Андрей Боголюбский тайно вывез её из Вышгородского монастыря и отправился в Ростово-Суздальские земли, забрав с собой клир монастыря: священника и дьяка с их женами. Сначала они направились во Владимир из Киева по Днепру, поднялись почти до его истоков, а отсюда направились κ реке Вазузе и далее κ верховью Москва-реки, чтобы мимо Москвы достигнуть реки Клязьмы, текущей κ Владимиру. Такой сложный путь был выбран князем во избежание погони. В пути совершались молебны перед иконой Богородицы, а также записывались чудеса, источаемые иконой.

Так родилось «Сказание о чюдесех пречистыя Богородица Володимирьскои иконы», которое легло в основу почитания Богоматери во Владимире — новой столице Северо-Восточной Руси.

Впервые о Владимирской иконе Божией Матери мы находим упоминание в «Лаврентьевской летописи», которая повествует нам о том, что в 1155 году сын князя Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский, желая основать княжеский престол в северных русских землях, «ушел Андрей из Киева от отца своего в Суздаль и принес икону святой Богородицы, которую привезли из Царьграда и вковал в нее более тридцати гривен золота, не считая серебра, и камней драгоценных, и жемчуга, и, украсив ее, поставил ее в церкви своей во Владимире».


Лаврентьевская летопись

Андрей Боголюбский повелел построить во Владимире златоглавый храм Успения Пресвятой Богородицы. Собор был возведён в 1158-1160 годах на высоком берегу реки Клязьмы. В этот прекрасный собор, как в драгоценный ковчег, и поместил князь Андрей привезённую икону.


Успенский собор во Владимире

С этого времени икона Пресвятой Богородицы получила название Владимирской.

Главные события, связанные с Владимирской иконой

Владимирская икона Божией Матери в течение двух веков находилась во Владимире и прославилась множеством чудотворений. В бесчисленных списках разошлась она по всей Русской Земле и стала величайшей святыней, не раз спасавшей страну от бед и напастей.


Владимирская Богоматерь Андрея Рублёва

Многие события на Руси были связаны с этой иконой. В память некоторых из этих событий Русской Православной Церковью установлены дни почитания Владимирской иконы Божией Матери: 21 мая (3 июня) – в память избавления от Махмет-Гирея в 1521 году; 23 июня (6 июля) – в память избавления от Ахмата в 1480 году; 26 августа (8 сентября) – в память сретения Владимирской иконы в Москве и избавления от Тамерлана в 1395 году.

Владимирская икона в Москве

Начиная с 1395 года, история Владимирской иконы Пресвятой Богородицы связана уже с Москвой, куда она была принесена для защиты от нашествия Тамерлана. В память об этом событии на месте встречи москвичами Владимирской иконы был сооружён Сретенский монастырь во славу своей Спасительницы.

С этих пор Владимирская икона неоднократно переносилась из Москвы во Владимир, из Владимира в Москву. И Только в конце 15 века она окончательно обосновалась в Успенском соборе Московского Кремля.


Успенский собор Московского Кремля

Однако революция 1917 года круто изменила курс нашей страны: из православной она сделалась атеистической. Изменилась и судьба Владимирской иконы: в 1918 году она была отдана на реставрацию, после которой уже не вернулась в Успенский собор. В 1926 году Владимирская икона была помещена в Государственный исторический музей, а в 1930 году передана в Государственную Третьяковскую галерею.


Государственная Третьяковская галерея

Но Бог поругаем не бывает: благодаря усилиям русской Православной церкви в сентябре 1999 года Владимирская икона Пресвятой Богородицы была перенесена в храм-музей Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее.

Храм Святителя Николая в Толмачах был построен в XVII веке. В 1929 году храм был закрыт и передан галерее под складское помещение. В начале 1990-х годов он был реставрирован, а в 1993 году в были нем возобновлены богослужения.

Никола в Толмачах, являясь действующим храмом, сохраняет и музейный статус. В нем хранятся две великие православные святыни: Владимирская икона Божией Матери и Святая Троица преподобного Андрея Рублева.


Владимирская икона в храме-музее св.Николая в Толмачах

Православная святыня снова доступна для народного поклонения и почитания. Снова могут припасть верующие с мольбой к Пресвятой Богородице и принести Её свои беды и печали. Никто не уйдёт от Неё неутешенным.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]