Вербное воскресенье в 2021: история, как отмечают, что можно и нельзя делать 25 апреля

Вербное воскресенье — это народное название праздника Вход Господень в Иерусалим. Западные церкви называют его Пальмовым воскресеньем, в православии закрепилось название Вербное воскресенье.

Западные церкви уже отметили Пасху, а для церквей, живущих по юлианскому календарю, наступает важный период — трагическая и скорбная Страстная неделя, предваряющая Светлое Воскресение Христово.

Последний праздничный день перед Страстной неделей — это Вербное воскресенье, в 2021 году праздник приходится на 25 апреля. Напомним: православная Пасха в этом году отмечается 2 мая.

Когда Вербное воскресенье в 2021

Вербное Воскресенье является преходящим православным праздником. Каждый год его отмечают в разные дни — дата зависит от даты празднования Пасхи.

Дата Пасхи определяется по лунному календарю. Таким образом, праздник наступает в первое воскресенье после полнолуния, начавшегося вслед за весенним равноденствием. Ежегодно весеннее равноденствие наступает 20 марта.

Вербное Воскресенье приходит в дом ровно за неделю до Пасхи. Следовательно, в 2021 году православные начнут о 25 апреля.

Суть праздника

Практически любой современный праздник имеет общепринятое название. Однако в случае с Вербным Воскресеньем ситуация другая. Праздник имеет несколько названий, каждое из которых несет в себе особый смысл.

Несколько других названий Вербного Воскресения:

  • Неделя вайи — в переводе с греческого «вайи» означают пальмовые ветви.
  • Dominica in palmis — латинское название, которое переводится как «Господень день в пальмах».
  • Palm Sunday — название, используемое в ряде европейских стран.

Существует словосочетание, часто встречающееся в русских богослужебных книгах — Неделя Цветоносная. Это еще одно название праздника, которое возникло после того, как жители Иерусалима встречали Христоса с цветами. Слово «Неделя» на церковнославянском языке означает один день недели — воскресенье. Во многих странах, в т.ч. в РФ, пальмовые ветви меняют на вербовые или ивовые ветви. На территории России эти растения распускаются первыми. Также верба считается символом прощения. Если человек в руках держит вербовые веточки, значит, он прощает своих обидчиков.

Из истории торжества

По канонам богослужебных книг предшествующая празднику неделя называется Цветоносной, а также неделей ваий. История происхождения и празднования торжества – давняя, описанная евангелистами Матфеем, Лукой, Марком и Иоанном. Описание события отличается лишь мелкими деталями, в целом повествования полностью совпадают.

В 30 году нашей эры Иисус побывал в небольшом городке Вифании, расположенном неподалеку от Иерусалима. Там его ученики взяли молодого осла и ослицу, при этом хозяева животных ни словом, ни делом не чинили препятствий. Сев на осла поверх постеленных одежд, Христос направляется в Иерусалим. Встречающиеся по дороге люди громко приветствовали Иисуса, вознося ему восхваления.

На осле Христос въезжает в ворота города, при этом горожане радостными криками возвещали о Спасителе. На дорогу кидали одежды, устилали путь пальмовыми ветками, что было принято при встрече особо чтимых персон. Неслучаен выбор Христом в качестве животного именно осла – животного, которое высоко почиталось на Востоке как символ мира. Полководцы традиционно въезжали в захваченные города и поселения на лошадях и богато украшенных колесницах. Иисус показывал, что идет в Иерусалим с миром, а толпа восторженно приветствовала Мессию.

Христос изгнал из городского храма торговцев и ростовщиков, чудесным образом исцелил обратившихся к нему слепых и хромых, и после всего покинул город, отправившись обратно в Вифанию. Иудеи признали Иисуса Спасителем, ликовали и радовались, и только сам Христос знал, что эти же горожане через несколько дней будут требовать его смерти. Символичность праздника – в вере в добро, в снисходительности к людским мыслям и поступкам, во всепрощении.

Как празднество, событие отмечается примерно с IV века. Об этом свидетельствуют записи в трудах Епифания Кипрского, изображения на древних саркофагах IV века. Празднуется в православии, католичестве, а также верующими группы древних восточных церквей и протестантами.

История праздника

История праздника насчитывает две версии — христианскую и языческую.

Согласно христианской версии, в 30-м году до н.э. окрестности города Иерусалима взбудоражил слух о неизвестном страннике, который исцеляет неизлечимо больных людей и даже воскрешает мертвых. Поговаривали, что слепые снова становятся зрячими, а прокаженные обретают здоровую кожу. Однако самым удивительным событием считалось воскрешение праведника Лазаря, погибшего несколько дней назад, но вышедшего из могилы живым и невредимым. Благодаря этим поступкам, Иисуса прозвали Спасителем и Мессией.

На следующий день после совершения чуда исцеления Иисус отправился в Иерусалим. Жители города были наслышаны о чудесах, совершенных Спасителем. Когда Христос въехал в поселение на осле, тысячи людей начали приветствовать его криками: «Осанна!», что в переводе означает «Спасай нас!». Люди надеялись, что Иисус станет царем Израиля и избавит народ от римской власти. Жители бросали под ноги осла пальмовые ветви и цветы. Правящие иудеи, в свою очередь, также устелили путь животного ветвями финиковой пальмы.

Пытаясь показать свою доброжелательность, иудейские первосвященники не были рады приезду Христа. Спаситель чувствовал, какие муки ему предстоит пройти. Спустя неделю его обвинили в покушении на царский трон, а затем люди, недавно приветствовавшие Иисуса, распяли его на кресте.

Церковь утвердила праздник Входа Господня в Иерусалим в IV веке. На Руси торжество начали отмечать только в X веке.

Согласно языческой версии, праздник Вербное Воскресенье связан с Вербохлестом — древним праздником оплодотворения. В язычестве близкие отношения между мужчиной и женщиной не считались чем-то постыдным. Наоборот, связь между людьми воспринималась как проявление Божественного акта. Благодаря ему, на свет появлялись дети, которые становились воинами, лекарями, учителями и хранительницами очага.

Акт оплодотворения символизировал особый обряд, когда молодые парни хлестали девушек вербой по ногам. То же самое проделывали с домашним скотом. Язычники в своих ритуалах всегда использовали вербу, т.к. она являлась символом плодородия и могучей силы.

Вербное воскресение. Событие праздника

Торжественному входу Господа в Иерусалим предшествовало чудо воскрешения Лазаря из Вифании. Трогательный рассказ об этом событии мы находим в Евангелии от Иоанна. Когда Лазарь заболел, его сестры Марфа и Мария тотчас же послали сказать об этом Спасителю. Лазарь вскоре умер и был похоронен, и только спустя четыре дня Господь пришел в Вифанию. «Господи, если бы ты был здесь, не умер бы брат мой!», — сказала Марфа. Спаситель ответил, что Лазарь воскреснет, и пошел к пещере, где тот был похоронен. Когда отвалили камень, Господь помолился, и затем громким голосом воззвал: «Лазарь, иди вон!» И опутанный погребальными пеленами Лазарь вышел из гроба, в котором пролежал четыре дня.


Икона «Воскрешение Лазаря». Великий Новгород, XV век

Господь и раньше воскрешал умерших, вскоре после смерти. Но это чудо особенно потрясло всех присутствовавших, ведь от умершего уже исходил запах тления, он был погребен и несколько дней пролежал во гробе. Многие, видевшие и слышавшие об этом событии, уверовали во Христа.

Когда на следующий день Спаситель вошел в Иерусалим, где перед праздником ветхозаветной Пасхи собралось множество паломников, Его встречали как победителя. Книжники и первосвященники, искавшие малейшего повода, чтобы убить Исуса Христа, хотели умертвить и воскрешенного. Лазарь скрылся и впоследствии был первым епископом Кипра. Он прожил еще 30 лет.

Вход Господа в Иерусалим, его торжественную встречу описывают все четыре Евангелиста. Ученики по повелению Господа привели к нему ослицу и молодого осла, на которого постелили свои одежды, и Он сел поверх них. Множество народа, узнавшего о великом чуде, встречали Спасителя: постилали на дорогу свою одежду, другие клали срезанные ветви. Сопутствующие и встречающие громко восклицали:

Осанна Сыну Давыдову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!

Ослица и молодой осел, еще не ходивший под седлом, символизировали ветхозаветный Израиль и язычников, которые также уверовали во Христа. Евангелисты обращают внимание, что Исус Христос, как Сын Давыдов, въезжает в Иерусалим на молодом осле, как и Давыд после победы над Голиафом.

Народ встречал Христа как победителя и триумфатора, но Господь шел в Иерусалим не для земной власти, не для того, чтобы освободить евреев от власти захватчиков-римлян. Он шел на страдания и крестную смерть. С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица. Пройдет всего несколько дней, и вновь соберется множество народа. Но на сей раз толпа будет кричать: «Распни, распни Его!»

Традиции празднование в стародавние времена

В допетровскую эпоху во время праздника рядом с Лобным местом устанавливали колесницу с вербой, украшенной цветами, финиками и орехами. После этого совершался торжественный въезд патриарха от Успенского Собора в Кремле к Лобному месту. Шествие символизировало въезд Иисуса Христа в Иерусалим.

Приезжая к Лобному месту, патриарх подносил царю ветвь финиковой пальмы. После этого священнослужитель садился на коня, украшенного красным сукном спереди и зеленым сзади. Царь лично вел за повод коня, впереди которого везли колесницу с вербой.

Патриарх доезжал до Успенского Собора и там благословлял дерево. От вербы отрубали самую большую украшенную ветку, отсекая от нее несколько маленьких прутьев. Все ветви выкладывали на подносы и отправляли в покои государя, а также раздавали боярам и священнослужителям.

Люди низшего ранга и царский двор получали свои веточки с украшенных атласом санок. Мелкие ветви раздавали горожанам и стрельцам. Все желающие могли взять себе несколько ветвей из бочек, расставленных по периметру площади.

Когда к власти пришел Петр I, он отменил патриаршество и шествие на коне. На Красной площади с этого времени устраивали гулянья. Монахини Вознесенского монастыря своими руками создавали искусственные цветы и фигурки, а затем продавали их вместе с вербовыми ветками. Народные гулянья проводились каждый год до начала XX века. Православные люди покупали вербу, сладости, цветы и игрушки, а затем шли освящать ветви в церковь.

Вход Господень в Иерусалим. Иконы

Изображения едущего на осляти Спасителя известны уже в раннехристианском искусстве.


Вход Господень в Иерусалим, фрагмент фрески. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия, ХIV век

Практически все образы Входа Господня в Иерусалим имеют общую композиционную схему, однако значительно разнятся в деталях. Христос, благословляющий правой рукой, восседает на осле, Его сопровождают два беседующих меж собой апостола. Один из них по устойчивому иконографическому типу определяется как Петр, тогда как второй апостол, довольно юный, может быть Фомой, Филиппом или Иоанном. В нижней части композиций изображаются дети, радующиеся пришествию Спасителя. Непременным элементом иконографии праздника является изображение Елеонской горы.


Вход Господень в Иерусалим. Первая половина XVI в. Музей им. Андрея Рублева

Значительное изменение в иконографии Входа Господня в Иерусалим происходит в XIV — начале XV века. Теперь Спаситель чаще всего представлен в сложном ракурсе — оборачивается назад, к апостолам. Рассматриваемая поза Христа присутствует на иконах из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, иконах-таблетках из Новгорода и многих других.

Вход Господень в Иерусалим. Государственная Третьяковская галерея, Москва, XVI в.


Вход Господень в Иерусалим. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Середина XV в.

В псковских образах XVI века Спаситель представлен сидящим ногами вперед, а левое плечо повернуто на зрителя так, что Он въезжает в Иерусалим почти что спиною вперед.


Вход Господень в Иерусалим. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Первая половина XVI в.

Вербное Воскресенье в России современные традиции празднования

Православные люди, живущие в России, отмечают Вербное Воскресенье каждый год. В этот день все верующие должны отдыхать, либо принимать участие в крестном ходе. Все строгости поста в священный праздник ослабевают.

Многие христиане встречают праздник всей семьей. В этот священный день желательно ходить по гостям и дарить небольшие подарки. В первую очередь следует навестить друзей и родных. Работать в Вербное Воскресенье нельзя. Любой труд не только не поощряется, он считается грехом. Женщинам в этот день нежелательно хлопотать по дому, особенно шить или вязать. Острые иглы и спицы привлекут в дом несчастье.

Христиане готовились к празднику заранее. Накануне святого Воскресенья они собирали веточки вербы, растущей на берегу ближайшего водоема. Если погода на улице была плохая, они ставили ветви в воду, чтобы к празднику почки успели распуститься.

Все ветки, освященные в церкви после службы, превращались в оберег на весь будущий год. Вербой украшали стены и иконы, а через год сплавляли по реке или закапывали рядом с домом.

Свойства освящённой вербы

Освященная верба становится святыней. Она обладает чудодейственной силой в течение года. В церкви рекомендуют хранить её в доме возле икон до следующего Вербного воскресенья. Это помогает привлечь здоровье, достаток, удачу.

Выбрасывать прутики в мусор нельзя. Это может привести к болезням и денежным проблемам. Использованную или пришедшую в негодность вербу можно:

  • пустить по течению реки;
  • сжечь отдельно от мусора;
  • закопать в чистом месте;
  • положить между кустов растущей молодой вербы;
  • использовать для изгнания злых духов и очищения дома – поджечь веточку и обойти с ней все углы помещения;
  • отдать в ближайший храм, где вербу сожгут с молитвой.

Обряды в Вербное Воскресенье


Существует несколько старинных обрядов, которые дошли до наших дней. Самый популярный из них заключается в том, чтобы слегка ударять пучком вербы своих родственников и питомцев. Освященные прутья избавляют от различных заболеваний и сглаза. Дотрагиваясь прутьями до человека, люди проговаривали фразу: «Будь здоров, как верба».
Кроме традиционного «битья» христиане купали детей в отваре из вербовых почек, а также лечили женщин от бесплодия. Если у человека болела голова, то ветку прикладывали ко лбу. При болях в суставах ветку приматывали к больному месту.

Перед праздником женщины пекли мучные шарики, в которые клали почки. Этой выпечкой угощали всех близких людей. Считалось, что угощение принесет человеку здоровье, а женщинам поможет зачать ребенка. Шарики также давали домашнему скоту, чтобы те были здоровы.

Если верующий мечтает стать более сильным и уверенным в себе, то утром после пробуждения ему нужно вбить в стену дома вербовый колышек. Этот обряд должен был избавить человека от робости.

Если молодой девушке нравился парень, и она хотела выйти за него замуж, то ей утром Вербного Воскресенья нужно было представить свидания с избранником. Вечером этого же дня парень приходил в дом девушки, чтобы позвать ее на прогулку.

Чтобы стать богатым, люди на Вербное Воскресенье сажали комнатный цветок. Считается, что растение в этот же день «притянет» в дом денежные средства. Если в первый месяц цветок завянет, то всю оставшуюся жизнь человек будет бедным.

Храмы в честь Входа Господня в Иерусалим

Во многих старинных городах храмы в честь Входа Господня в Иерусалим были построены в XIV–XV вв. До нашего времени сохранились в основном в перестроенном виде. Так, храм в Великом Новгороде, построенный в 1336 году владыкой Василием, был разобран «за ветхостью» в 1759 году. Тогда же началась постройка нового собора по проекту архитектора Растрелли. Здание сохранилось до наших дней, в нем располагается лекторий.


Здание храма в честь Входа Господня в Иерусалим в Великом Новгороде

Часто храм был не самостоятельным, а считался приделом главного городского собора, даже если стоял отдельно. Возможно, это связано с чином «шествия на осляти»? Со временем появления и распространения этого обычая на Руси совпадает и постройка храмов в честь Входа Господня в Иерусалим или приделов в Москве (западный придел храма Василия Блаженного), Рязани, Кашине, Казани, Суздале и других городах.

Настоятелем собора Юрьевца Поволжского (ныне Ивановская область) был протопоп Аввакум. Правда, служил там недолго, всего восемь недель. Новый протопоп был настолько строг с паствой, пытаясь исправить людей, привыкших к распутной жизни, что избили его чуть не до смерти! Воевода выставил охрану вокруг дома и не позволил довершить расправу. Мятеж не унимался, и протопоп Аввакум вынужден был бежать в Кострому, а затем в Москву, где служил впоследствии в Казанском соборе на Красной площади. А собор в честь Входа Господня в Иерусалим в Юрьевце был в XVIII веке перестроен и сохранился до нашего времени.


Рядом с колокольней стоит пятиглавый собор во имя Входа Господня в Иерусалим (перестроен в конце XVIII века). Его настоятелем недолгое время был протопоп Аввакум. Юрьевец Поволжский. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1910 г.

В честь Входа Господня в Иерусалим освящен придел Успенского собора в г. Белозерске Вологодской области. Церковь была построена к 1553 году. Зодчие-строители собора — Горяин Григорьев Царев и Третьяк Борисович Ростовка. В качестве образца при постройке Успенской церкви был выбран Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря. Сохранилось предание, что в 1613 году Успенский храм подвергался разорению и поруганию от поляков, которые держали в нем лошадей и разводили огонь.


Успенский собор в г. Белозерске Вологодской области

В честь Входа Господня в Иерусалим освящен придел Благовещенского собора Московского Кремля. На рубеже XIII-XIV веков на месте существующего собора стояла деревянная Благовещенская церковь на каменном основании. В конце XIV века вместо нее был возведен небольшой белокаменный храм с подклетом. В 1484 году старый был разобран и заложен заново. Строительство нового собора велось до августа 1489 года. Псковские зодчие, строившие его, сумели придать храму внушительность, прекрасно сочетающуюся с изысканной декоративностью. В 1563-1564 годах по повелению Ивана Васильевича Грозного (1530-1584) Благовещенский собор был перестроен.


Благовещенский собор Московского Кремля

В честь Входа Господня в Иерусалим освящен придел храма Покрова на Рву в Москве. Покровский собор находится на Красной площади, близ Спасских ворот и Лобного места. Первоначально здесь была построена каменная церковь святой Троицы, называвшаяся «Троицкой, что на Рву», потому что через всю площадь вдоль Кремлевской стены шел глубокий и широкий ров, засыпанный только в 1813 г. У этой каменной церкви был погребен Василий блаженный, Христа ради юродивый. 1 октября 1554 года по повелению Иоанна Грозного в честь Казанской победы был освящен деревянный храм Покрова с семью приделами. Он простоял менее года и был разобран, а на его месте заложили каменный собор. Строительство храма началось в 1555 году. Основная его часть была возведена к осени 1559 года. Спустя полтора года, 29 июня 1561, был освящен весь собор, а этот день стал датой завершения строительства храма. Точная дата завершения строительства Покровского собора стала известна, когда реставраторы в 1957-1961 годах раскрыли текст храмозданной «летописи», сделанной по кругу на переходах от восьмерика к шатру и на гранях шатра Покровского храма: «Божиим благоволением и Пресвятыя Богородицы милостию и всех святых молитвами повелением благочестивого царя великого князя Ивана Васильевича всея Руси самодержца и при его благородных чадех при царевиче Иване и при царевиче Феодоре по благословению Макария митрополита всея Руси совершена бысть святая сия церковь Покров Пресвятыя Богородицы в лета 7069 месяца июня 29 на память святых и всехвальных верховных апостолов Петра и Павла в честь и славу Святыя Троицы». Отсюда получается дата 29 июня 1561 года, когда было завершено строительство церкви. В 1588 году к нему была пристроена десятая церковь Василия Блаженного. В конце XVI века появились фигурные главы собора — вместо первоначального покрытия, сгоревшего во время очередного пожара. В дальнейшем собор неоднократно перестраивался. Во второй половине XVI-XVII вв. Покровский собор являлся смысловым центром празднования Входа Господня в Иерусалим: к нему из Успенского собора Кремля направлялась торжественная церковная процессия во главе с царем и Патриархом, носившая название «шествие на осляти». На протяжении четырех с половиной столетий Покровский собор был свидетелем всех значительных событий русской истории: рядом с ним проходили коронационные процессии и торжественные крестные ходы, объявлялись государственные указы и составлялись прошения, вокруг него кипела городская жизнь.


Собор Покрова на Рву в Москве

Старообрядческих храмов, освященных в честь этого праздника, не имеется.

Что нельзя делать в праздник

В Вербное Воскресенье действует мало запретов. Однако все верующие должны придерживаться их.

Православным необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Запрещено срезать вербные веточки с деревьев, растущих около кладбища. Также нежелательно обрезать дерево, в котором присутствует дупло.
  2. Запрещено в этот день употреблять алкогольные напитки, сквернословить и ругаться. Праздник отмечают скромно в узком семейном кругу, без шумного застолья с песнями и плясками.
  3. Категорически нельзя работать, но и встречать праздник в неубранном жилище тоже запрещено. Именно поэтому многие женщины убираются и готовят еду в субботу днем.
  4. Еда на праздничном столе должна быть скромной. Разрешается готовить рыбу и выпить бокал красного вина. Вместо домашней работы следует заняться собой — привести себя в порядок, помолиться за себя и близких.
  5. Существует распространенный, но странный запрет. Считается, что в Вербное Воскресенье нельзя красить волосы и мыть голову. В противном случае можно навлечь на себя неприятности.
  6. Все, что связанно с домашним хозяйством и садом — стоит отложить на пару дней. Рекомендуется только выйти в огород и воткнуть вербовую ветку в землю. Это поможет вырастить в будущем году богатый урожай.

В праздничный день не рекомендуется устраивать поминальные обеды. Священнослужители не накладывают на это строго запрета, но советуют переносить подобные мероприятия на любой другой день.

Пальма или верба?

Почему он называется Вербным в нашей стране? Считается, что такое название родилось из-за отсутствия пальм, ветви которых являются главным символом знаменательного события. Изначально, если говорить о христианском празднике, речь шла именно о пальме.

Ветви пальмы брали с собой, отправляясь в паломничество, как символ чистоты и праведности предстоящего путешествия. «Паломник» означает «носитель пальмы».

Пальмовые ветви в русской православной церкви были заменены веточками вербы: это растение по весне «просыпается» первым, радуя глаз.

Но есть мнение, что с пальмами и вербами все не так просто, и в нашей стране Вербное воскресенье, история которого начинается задолго до событий, описанных евангелистами, к пальмовым листьям отношения не имеет.

Подобно многим православным празднованиям, у Вербного воскресенья имеются языческие славянские корни.

Верба считалась у славян священным растением, ее ветви и почки наделялись магическими свойствами и целебной силой. Она была главным атрибутом языческого праздника, именуемого Вербохлест. Славяне отмечали его весело и многолюдно.

В праздничное воскресное утро хлестали (несильно) друг друга, детей, домашний скот вербовыми веточками, приговаривая особые фразы-заговоры. Считалось, что это растение наделяет физической силой и мужеством. А заодно исцеляет: высушенные почки, истолченные в порошок, добавляли в лекарственные отвары, в выпечку.

Есть красивая древняя легенда: в стародавние времена верба была женщиной, весьма многодетной, что дало ей основание спорить с самой Матерью-Землей, кто плодовитее. В наказание за непочтительность женщина была превращена в вербу.

Сегодня древнеславянские традиции переплелись с христианскими, но верующие, в ожидании праздника Вербное воскресенье, что нужно делать знают в точности: заготавливать заветные веточки.

Это делают накануне, а если время цветения вербы еще не настало, ветви заранее приносят. Поставленные в воду, они успеют распуститься к долгожданной дате.

В старину считалось, что лучше выбирать ветви с молодых кустарников, растущих у рек, а вот у кладбищ делать этого не рекомендовалось.

Что можно делать в праздник

Все православные понимают, что в священный праздник нужно сходить в церковь, при этом не забыть принести оттуда веточку вербы. В конце службы священник освятит растение, которое нужно принести в дом и поставить около иконы. Чтобы защитить дом и всех жильцов, проживающих в нем, необходимо помолиться перед сном и попросить у Господа богословения.

Если в этот день требуется выгнать скотину на пастбище, то делать это нужно веточкой вербы. Некоторые христиане хлестали пучками скот, чтобы те не болели весь следующий год.

Тем, кто планирует важное мероприятие, нужно съесть три почки и поверить в то, что все сложится самым лучшим образом. Почки обязательно следует запить святой водой.

Женщины, планирующие ребенка, должны были изготовить из вербы амулет для себя и для мужа. Талисман помогал им быстро забеременеть, а мужчинам придавал силу и смелость. Почки добавляли в корм даже скоту, чтобы те активно размножались.

Освещенные прутья, принесенные из церкви, ставили у изголовья кровати, на которой спал больной человек. Волшебная сила вербы исцеляла любые недуги.

Традиции и обряды

С Вербным воскресеньем связано множество традиций и обрядов. Они направлены на привлечение здоровья, богатства, благополучия, удачное замужество, счастливое материнство.

Современные традиции в России

Верующие люди готовятся к Вербному воскресенью заблаговременно. За несколько дней до праздника они срезают молодые веточки вербы, заносят их в дом и ставят в воду, чтобы они распустились. Выбирать стоит неиспорченные деревья, где нет дупл, сломанных или засохших побегов. Не рекомендуется использовать вербу, которая растет возле кладбища или водоемов. Согласно поверью, на ней может отдыхать нечистая сила.

Празднование Вербного воскресенья начинается в субботу вечером. В церквях проходит всенощное бдение. На богослужении священники читают Евангелие, 50 псалом и окропляют вербовые прутики святой водой. Прихожане стоят с веточками и зажженными свечами до конца службы. В воскресенье проводится Литургия Иоанна Златоуста и снова проходит освящение вербы.

Освященные ветки люди приносят домой и кладут возле икон. Существует традиция хлестания ими детей и взрослых членов семьи, приговаривая при этом: «Не я бью, верба бьет!» или «Верба хлест, бей до слез!». Люди верят, что такой ритуал помогает очиститься от сглаза и злых духов, привлечь здоровье, силу и достаток.

Народные целители заготавливают в этот день почки ивы. Они верят, что настои из них помогают мужчинам сохранять силу, а женщинам – зачать ребенка. Хозяйки пекут из вербных почек пироги. Считается, что они помогают уберечь домочадцев от болезней.

Молодые девушки в этот день делают привороты на будущих мужей. Они ломают несколько веток на вербе, перевязывают их красной нитью, загадывают на суженого и хранят за иконами. Выбрасывать связку нельзя, так как можно сломать жизнь молодого человека и собственную.

В некоторых регионах осталась древняя традиция устраивать в этот праздник вербные базары или ярмарки. На них проводятся гуляния с колоритными угощениями и развлечениями для взрослых и детей. Народные мастера продают ремесленнические изделия и херувимы – ветки вербы, украшенные фигурками ангелов.

Старинные традиции празднования

Женщины, у которых были маленькие дети, в Вербное воскресенье купали их в воде с вербными почками. Они верили, что такой ритуал способен избавить младенцев от недугов и дать растущему организму здоровье и силы.

Родственники немощных и больных людей били их вербными прутиками по телу и при этом приговаривали: «Святой Дух, через вербу входи – болезнь уводи. Верба придет – болезнь унесет». Считалось, что такой обряд помогает вернуть здоровье.

Хозяйки выпекали печенье с добавлением вербных почек, чтобы стать здоровее и отвести от своей семьи болезни. Выпечку скармливали и скоту, чтобы увеличить поголовье и защитить его от болезней.

После окончания службы в церкви верующие съедали 9 вербных почек, чтобы защититься от зубных болей и недугов.

В этот день люди забивали на углу дома освященный вербный кол. Они верили, что он поможет изгнать страхи и сделает всех членов семьи решительнее.

В XVI-XVII веках в Москве в Вербное воскресенье проходил ежегодный Крестный ход. В нем участвовали Патриарх Русской православной церкви и царь. Они проезжали по городу на осле. Важным атрибутом праздника было древо, украшенное плодами. Плоды символизировали Божью благодать. Их раздавали всем желающими на Красной площади после всеобщей молитвы.

Что можно, а что нельзя есть в вербное воскресенье

Перед Вербным Воскресением в течение 48 дней идет Великий Пост. Все, кто держал его, могут расслабиться и сесть праздничный день за стол дважды.

Что касается постного меню, то в него входят следующие продукты:

  • рыбные блюда (может быть любой: запеченной, отварной);
  • фрукты;
  • овощи;
  • сладости;
  • выпечка.

Из напитков — хорошее красное вино, но не более 2-х бокалов. Разрешается пить белое вино, но только в меру.

Соответственно, другие продукты и алкогольные напитки запрещаются. Нельзя есть жирную, соленую пищу, жареное мясо, в т.ч. курицу и индейку. Также не стоит употреблять крепкие вина, водку и другие подобные напитки.

Если человек не соблюдает Великий Пост, то он может сам выбрать, что поставить на праздничный стол. Главное учитывать тот момент, что праздник предназначен для общения с семьей, а не для чревоугодия.

Самыми распространенными блюдами, которыми угощали гостей на Руси, были:

  • постный хлеб;
  • мучные шарики;
  • каша;
  • гречневые блинчики;
  • печенья.

Все блюда должны быть приготовлены без использования яиц, масла и молока.

Еда в этот день – что можно и чего нельзя

Вербное воскресенье приходится на Великий сорокадневный пост перед Пасхой. В этот праздник церковь даёт послабление поста. Запрещается есть мясо, яйца, молочную продукцию, но можно употреблять в пищу рыбу.

Традиционными угощениями праздничного стола являются овощные салаты, рагу с добавлением гороха, фасоли, кукурузы, бобов, чечевицы, каши из смеси круп. Популярный продукт в период поста – грибы. Хозяйки делают из них жаркое, запеканки, пироги, зразы, супы, голубцы. Грибы и бобовые заменяют мясные продукты. На десерт хозяйки подают фрукты, постный зефир, варенье, мармелад, халву, горький шоколад, печенье. Традиционными напитками являются кисели, компоты, узвары. На Вербное воскресенье можно выпить немножко красного кагора.

Народные приметы и поверья

Приметы Вербного Воскресенья повествуют о чудодейственных свойствах освященных веточек. Обычаи запрещают в этот день использовать хвою — она предназначены для погребения усопших.

Существует несколько народных примет о веточках:

  1. Если в день праздника сделать своими руками амулет из почек, то совсем скоро человек отправиться в дальнюю дорогу или путешествие.
  2. Собрать несколько веток с нераспустившимися почками — к продвижению по карьерной лестнице.
  3. Если бесплодная женщина обнаружит на пороге дома веточку, значит, вскоре она сможет забеременеть.

От старших поколений к младшему много веков передавались приметы о погоде. Также они подсказывали людям, когда ждать урожай.

Приметы о погоде и урожае на Вербное Воскресенье:

  1. Солнечная и безветренная погода предвещает теплое лето и хороший урожай.
  2. Утро без заморозков — к обилию фруктов.
  3. Чем больше распустившихся сережек — тем обильнее будет урожай.
  4. Прохладная, но ясная погода — хороший урожай яровых.
  5. Ветреная погода — к холодному лету.
  6. Ночью было морозно — летом уродятся капуста и огурцы.
  7. С утра льет дождь — к обильному урожаю всех культур.
  8. Неожиданно ударили сильные морозы — пшеница в этом году не уродится.
  9. Ветер дует с северной стороны — год будет плодородным.

Часто в праздник погода была переменчива. Если начиналась буря, то люди бросали против ветра несколько почек, чтобы остановить ее.

Многие люди мечтали стать богатыми. Для этого они выбрали из дома все старые вещи и предметы, освобождая место для поступлений. Многие сажали в горшке «денежное» дерево и тщательно его выращивали. Считалось, что чем больше дерево, тем больше благ притянет человек в свою жизнь.

Должникам в праздничный день нужно раздать все долги и встретить Вербное Воскресенье с «легким сердцем». Возврат долга, в свою очередь, требовать нельзя.

Молодые девушки мечтали удачно выйти замуж. Чтобы будущий супруг был щедрый и верный, девушки готовили угощения, а в праздник шли кормить бедняков. Для привлечения жениха одинокие дамы заранее делали вышивку на подушках. Считалось, что подушка привлечет возлюбленного в дом именно в день Вербного Воскресенья.

Вербное воскресенье в разных странах

В разных странах празднование Входа Господня в Иерусалим осуществляется по-разному.

В Италии праздник называется «Пальмовое воскресенье» или «днем олив». После церковной службы принято дарить близким людям веточки оливы. Также оливу вручают тем, с кем желают помириться после ссоры. Жители Италии прикрепляют ветки к домам, лодкам и вагонам в знак уважения к Иисусу Христу.

Во Франции праздник называется «Цветущая Пасха», но люди из разных областей нарекают этот день по-разному. К примеру, в Провансе Вербное Воскресение именуется как «воскресенье осанны», а в Пикардии — «пасха с самшитом». Ранним утром французы освящают ветви пальмы, розмарина, самшита или лавра. После этого ветки прикрепляют к изголовью кровати или к камину. Во время грозы их используют в качестве кропила.

В Каталонии утром праздничного дня на улице открываются рынки, где люди могут приобрести ветки. Дети относят ветви священнику, чтобы тот освятил их. Крестные отцы и матери дарят крестникам сладости и пряники с изображением Иисуса Христа.

Немцы и австрийцы освящают в этот день ветви можжевельника, бука или падуба. Украшенные пучки несут в церковь, а затем ставят в доме или в саду. Несколько прутьев также прибивают в спальне и сарае.

Македонцы и сербы в Вербное воскресенье собираются в группы и ходят «по домам». Девушки надевают красивые белые платья, а голову украшают яркими платками. Для сбора подарков берут украшенные корзины и большие ножи. Парни обходили все дома, останавливаясь перед каждым и исполняя танцы для жильцов.

В Греции вместо вербных веточек в церкви освящали зелень. Женщины связывали зелень (вайа) в пучки, а после посещения храма благословляли ими дом и все хозяйство. В конце праздника вайю относили на кладбище.

Вход Господень в Иерусалим. Праздничное богослужение

В стихерах празднику прежде всего указывается на смирение Спасителя, скромно шествующего на бессловесном жеребенке, и содержится призыв к верующим встречать Грядущего ликующим пением: «Благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних». Тексты православной службы не просто описывают события, происходившие в Иерусалиме две тысячи лет назад, но и показывают нам их значение, в частности, исполнение ветхозаветных пророчеств. В первой паремии (Быт. XLIX, 1-2, 8-12) содержится пророчество патриарха Иакова сыну Иуды о том, что из его рода будут происходить цари до тех пор, пока не явится Примиритель (т.е. Господь Исус Христос); во второй паремии (Софонии III, 14-19) пророчествуется о торжестве Сиона и ликовании Израиля, потому что среди них находится Господь, Царь Израилев. В третьей паремии (Захарии IX, 9-15) предсказы­вается о торжественном входе Исуса Христа в Иерусалим на молодом осле:

Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий; Он кроток и восседает на подъяремной и осленке молодом.

В каноне изображается радость истинного Израиля, удостоенного быть свидетелем Царского входа Господня в Иерусалим, и злоба книжников и фарисеев и первосвященников иудейских, с какою они смотрели на торжество Сына Давыдова. Все живущее призывается прославить Господа, идущего на вольные и спасительные страдания.

Библиотека Русской веры Канон Вербному воскресению →

Читать онлайн

Вечернее богослужение имеет особенность, отличающую этот праздник от прочих: после Евангелия священник читает молитву над вербой, в которой вспоминается голубь, принесший Ною ветвь маслины, и дети, которые с ветвями встречали Христа со словами: «Оса́нна в вы́шних! Благослове́н гряды́и во́ имя Госпо́дне». Приложившись к Евангелию, молящиеся получают от священника несколько ветвей освященной вербы и всю оставшуюся службу держат их в руках вместе с горящими свечами. Вернувшись домой, верующие помещают вербу рядом с иконами. Прошлогодние «букетики» не принято выбрасывать, их сжигают или опускают в реку.

В Апостоле (Фил. IV, 4,-9) верующие призы­ваются к кротости, миролюбию, молитвенному настроению и верности учению Христову. В Евангелии повествуется о входе Господнем в Иерусалим (Иоанна XII, 1-18) и о вечери в Вифании.

Тропарь праздника объясняет нам духовный смысл торжественного входа Господа в Иерусалим:

Џбщее воскRсeніе прeжде своеS стрaсти ўвэрsz, и3з8 мeртвыхъ во€дви1глъ є3си2 лaзарz хrтE б9е. тёмъ же и3 мы2 ћкw џтроцы, побёдныz џбразы носsще, тебЁ победи1телю смeрти вопіє1мъ, nсaнна в8 вhшнихъ блгcвeнъ грzдhи во2 и3мz гDне.

Русский текст:

Всеобщее воскресение прежде Твоих страданий удостоверяя, из мертвых Ты воздвигл Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, нося символы победы, говорим Тебе — Победителю смерти: осанна в вышних! Благословен идущий во имя Господне!

Кондак празднику. Церковно-славянский текст:

На пrт0лэ нa нб7си, на жребsти на земли2 носи1мь хrте б9е, t ѓнGлъ хвалeніе, и3 t дэтє1й воспэвaніе пріимaше, зовyщихъ ти, бlгословeнъ є3си2 пришeдыи ґдaма во€дви1гнути.

Русский текст:

Христе Боже, носимый на престоле, а на земле на осленке, Ты, принял воспевание от детей и хвалу от Ангелов взывающих: «Благословен Господь, Идущий вызвать (из ада) Адама.

Поздравления, песнопения

Богослужение в день Вербного Воскресенья никогда не проходит без исполнения тропарей. В храмах исполняют:

  • «Спогребшеся Тебе Крещением»;
  • «Общее воскресение»;
  • Псалом 50.

После торжественной части в церкви продолжают петь однострочное величание «Величаем Тя, Живодавче Христе».

Не стоит забывать отправлять в этот день близким людям короткие смс-сообщения с поздравлениями в стихах.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]