Вера, Надежда, Любовь и мать их София
(греч. Мудрость) — святые мученицы, жившие во II веке в Риме. Чтобы иметь представление о характере страданий святых мучениц, необходимо вспомнить время и обстоятельства, при которых совершался их мученический подвиг.
Прошло уже более 100 лет с тех пор, как ученики Иисуса Христа, святые апостолы разошлись по всему миру проповедовать Святое Евангелие. В те времена самым большим государством была Римская империя, которую населяли языческие народы. Но с каждым днём христиан в Римской империи становилось всё больше и больше. Их ненавидели и боялись ревностные язычники, их проклинали языческие жрецы. Христианам не разрешалось строить храмы и для богослужений они собирались в отдалённых домах или горных пещерах. Преследовали христиан и римские правители. Император Траян издал указ против христиан, повелевающий открыто их обвинять, привлекать к суду и казнить. Тысячи последователей Христа были распяты на крестах, сожжены на кострах, обезглавлены или затравлены дикими зверями.
В это тяжёлое для Церкви время жила благочестивая христианка София, что в переводе с греческого означает «Премудрость
«. Она родилась и выросла в богатой семье. Её окружали многие искушения и соблазны мира, но она ревностно исповедовала веру Христову. Даже, когда она вышла замуж за язычника, любящий муж не запрещал ей верить в Господа.
Живя в честном супружестве, благочестивая София родила трех дочерей и назвала их именами главных христианских добродетелей: Пистис, Эльпис, Агапэ, что в переводе с греческого означает Вера, Надежда, Любовь. Будучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам. Отроковицы росли в труде и послушании, много времени уделяли молитве и чтению духовных книг.
Вскоре после рождения третьей дочери София лишилась супруга. Располагая достаточными материальными средствами, София всецело предалась подвигам христианского милосердия, помогая бедным. Она разделила своё имущество между бедняками и переселилась вместе с дочерьми в Рим. Всё своё внимание и заботу она обратила на воспитание детей.
По мере того как дети росли, возрастали в них и добродетели. Они хорошо уже знали пророческие и апостольские книги, привыкли внимать поучениям наставников, прилежно занимались чтением, были усердны в молитве и в домашних трудах. Повинуясь святой и богомудрой матери своей, они преуспевали во всем. А так как они были чрезвычайно красивы и благоразумны, то на них вскоре все начали обращать внимание.
Слух об их премудрости и красоте распространился по всему Риму. Услыхал о них и правитель той части Рима, где жила София — претор Антиох, и пожелал их видеть. Святые отроковицы явились к нему и не стали скрывать своей веры во Христа. Разгневанный Антиох донёс на них императору Адриану (117–138), и тот велел привести их к нему во дворец на суд и заставить отречься от своей веры.
Римский император Адриан
София хорошо понимала, что ожидает ее на этом суде, если она твердо исповедает христианскую веру и знала, что за неповиновение их ждет там только одно – смерть….
София беспокоилась за своих дочерей, которых, как она знала, судьи не постесняются предать на мучения. Устоят ли они в исповедничестве или нет — вот что её беспокоило. Понимая, зачем их ведут к императору, святые девы горячо молились Господу Иисусу Христу, прося, чтобы Он послал им силы не устрашиться предстоящих мук и смерти.
Когда же святые девы с матерью предстали перед императором, все присутствовавшие изумились их спокойствию: казалось, что они были званы на светлое торжество, а не на истязания. Призывая по очереди сестер, Адриан убеждал их принести жертву богине Артемиде. Юные девы (Вере было 12, Надежде – 10 и Любови – 9 лет) оставались непреклонны.
Святая София с дочерьми перед императором Адрианом
Удивленный смелостью юных христианок, император, не желая вступать с ними в продолжительную беседу и судить их, отослал Софию вместе с дочерьми к одной знатной римлянки-язычнице Палладии, которой приказал убедить их отречься от веры. Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и пламенеющие верой святые девы не изменили своих убеждений. Тогда через 3 дня их снова привели к императору Адриану.
Видя, что «по-хорошому» убедить не получается, разгневанный император приказал жестоко истязать их и предать различным пыткам: святых девиц жгли на железной решетке, бросали в раскаленную печь и в котел с кипящей смолой, но Господь Своей Невидимой Силой хранил их.
Подвиг святой Веры
Палачи начали с Веры, старшей дочери Софии. Они на глазах у матери и сестер стали беспощадно бить ее кнутами, отрывая части от ее тела. Потом они положили ее на раскаленную железную решетку. Силой Божией огонь не причинил никакого вреда телу святой мученицы. Обезумевший от жестокости Адриан не вразумился чудом Божиим и велел бросить отроковицу в котел с кипящей смолой. Но по воле Господней котел охладился и не причинил исповеднице никакого вреда. Тогда ее присудили к усечению мечом.
Подвиг святой Надежды
Младшие сестры Надежда и Любовь, воодушевленные мужеством старшей сестры, претерпели подобные ей муки.
Юную Надежду сначала подвергли бичеванию, а потом бросили в огонь. Но огонь не причинил ей вреда. Тогда её подвесили на дереве и стали царапать тело железными крючьями. После этого Надежду бросили в котёл с кипящей смолой. Но тут случилось чудо: котёл раскололся, а смола разлилась, обжигая палачей. Однако это не вразумило императора — гнев затмил его совесть и разум. Он приказал отрубить ей голову.
Подвиг святой Любови
Младшую, Любовь, привязали к громадному колесу и били палками, пока тело ее не превратилось в сплошную кровавую рану. Перенеся невиданные муки, святая Любовь тоже была обезглавлена.
Святую Софию не подвергли телесным мучениям. Её подвергли иной, тяжелейшей, пытке: мать была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Но она проявила необыкновенное мужество и все время убеждала девиц вытерпеть мучения во Имя Господа Иисуса Христа. Все три девицы с радостью встречали свою мученическую кончину. Они были обезглавлены.
Чтобы продлить душевные страдания святой Софии, император разрешил ей взять тела дочерей. София положила останки их в ковчег и отвезла с почестями на колеснице за город и похоронила на высоком месте. Три дня святая София, не отходя, сидела у могилы дочерей и, наконец, предала там свою душу Господу. Верующие погребли тело ее на том же месте. Пострадали они в 137 году.
Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества. Их святыми молитвами Господь да укрепит и нас в христианской вере и в добродетельной жизни.
Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых.
История мощей
Мощи святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии с 777 года вплодь до Французской революции (1789г.) покоятся в Эльзасе, в бенедиктинском аббатстве, основанном епископом Страсбургским Ремигием около 770 года на острове Эшо (Eschau, ранее Hascgaugia, Hascowia, Aschowa, Eschowe, что буквально переводится как «ясеневый остров»).
Церковь святого Трофима в городе Эшо на востоке Франции, недалеко от Страсбурга. Церковь св. Трофима ранее была центром обширного бенедиктинского аббатства св. Софии, разрушенного после французской Революции (1789).
Честные мощи, полученные епископом Ремигием от папы Адриана I, были перенесены из Рима в аббатство 10 мая 777 года. Владыка Ремигий «торжественно принес мощи на своих плечах из Рима и положил их в монастырской церкви, посвященной святому Трофиму» (Завещание Ремигия, 15 марта 778 года).
С тех пор святая София стала покровительницей монастыря в Эшо, который в ее честь назывался аббатством Святой Софии.
Мощи святых мучениц привлекали к себе много паломников, так что игумения Кунегунда решила устроить на старинном Римском пути, ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшо, «Гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих».
В 1792 году, спустя 3 года после Французской революции, монастырские здания были проданы с аукциона за 10 100 ливров. В монастыре был устроен трактир с винным погребом. Куда исчезли мощи осталось неизвестным. В 1822 году трактир был разрушен вместе с другими монастырскими помещениями. После того, как в 1898 году остатки монастырской церкви святого Трофима были объявлены историческим памятником, началось постепенное восстановление обители.
Саркофаг из песчанника XIV века, в котором до Революции хранились честные мощи свв. Софии и ее дочерей. Саркофаг с одной из частиц мощей св. Софии украшен стершимися от времени рисунками сцен из жития святых мучениц. С 1938 года в нем содержится одна из двух частиц мощей св. Софии, принесенных из Рима в том же году.
3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаг, изготовленный из песчаника в XIV веке, в котором до революции хранились мощи св. Софии и ее дочерей, а другую — в небольшой реликварий, помещенный в раку с другими святынями. С 1938 года и по сей день в саркофаге содержится одна из двух частиц мощей св. Софии. Над саркофагом расположены скульптуры святого мученика Христофора, свв. Мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, а также епископа Ремигия, основателя аббатства.
Над саркофагом расположены скульптуры (слева-направо): св. мученика Христофора (250), свв. мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, епископа Ремигия, основателя аббатства.
Вера, Надежда, Любовь — в искусстве
Вера, Надежда и Любовь — это имена святых мучениц. Однако Вера, Надежда, Любовь — это еще и христианские добродетели, которые упомянуты в Новом Завете (1-е послание к Коринфянам апостола Павла): «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше
«.
Васнецов. «Радость праведных о Господе (Преддверие Рая)». Триптих (левая часть). Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София изображены в левой части триптиха Виктора Васнецова «Радость праведных о Господе (Преддверие Рая)». Праведников, стремящимся к вратам Рая, сопровождают ангелы, поддерживая их и указывая дорогу. Вера, Надежда и Любовь испуганно льнут к своей матери Софии, не веря, что их нечеловеческие страдания позади.
В православном искусстве принято изображать Веру, Надежду и Любовь именно как святых мучениц, поэтому на иконах они представлены в виде маленьких девочек вместе с матерью Софией.
Вера, Любовь, Надежда. Витраж в храме святого Иоанна посёлка Llandenny (Уэльс, Великобритания)
В западном искусстве Веру, Надежду и Любовь принято изображать как взрослых женщин, символизирующих христианские добродетели. Вера часто изображается с крестом, Надежда — с якорем, а Любовь — в окружении детей. Когда Вера, Надежда и Любовь изображаются рядом, то Любовь всегда находится в центре.
Уроки из жизни святой семьи
Святые дети Вера, Надежда и Любовь удостоились мученического венца и несказанного блаженства в райских чертогах Господа Бога. Они имели в себе «столп веры, крылья надежды и огонь любви».
Святая София, имея глубокую веру в Бога и в будущую вечную жизнь, убеждала дочерей не дорожить своей цветущей юностью, своей временной жизнью ради приобретения жизни будущей и этим оказала им самую большую любовь.
Так же должны и мы смотреть на эту кратковременную, скоропреходящую жизнь и ничего не предпочитать будущей вечной жизни, которой не будет конца. Жизнь наша кратковременна и дана она нам для приготовления себя к вечности. Земная жизнь наша похожа на пар, который появляется, потом исчезает, — и нет его. Родится человек, цветет здоровьем, красотою, потом стареет и умирает — и нет более человека. А если так, то жертвовать временной жизнью ради целей высших есть дело похвальное. Если положить жизнь свою ради ближнего есть высокая степень добродетели, то пожертвовать ею ради Христа есть мученический подвиг, который будет увенчан Самим Господом. Ведь и слово Его гласит:
Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8:35)
.
Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10:28)
.
Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10:32).
Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10:37).
Таким образом, Господь требует от нас жертвенной любви к Нему, любви делом, подобно тому, как засвидетельствовали ее делом святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, принеся Ему свои жизни.
Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их святая София
Тропарь, глас 4
Торжествует Церковь первородных, / и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, / яже яко мудрости тезоименитая / тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. / Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, / с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: / Троицы поборницы, / Веро, Любве и Надеждо, / в вере, любви и надежде утверждайте нас.
Кондак, глас 1
Софии честныя священнейшия ветви, Вера и Надежда и Любовь, показавшеся, мудрость обуиша еллинскую благодатию, и пострадавше, и победоносицы явившеся, венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.
Документальный фильм-расследование из цикла «СВЯТЫЕ»
СВЯТЫЕ. Вера, Надежда, Любовь
Информация о фильме Название
Оригинальное название
: СВЯТЫЕ. Вера, Надежда, Любовь
Год выхода
: 2011
Жанр
: Документальный цикл
Режиссер
: Алексей Чернов
Ведущий
: Илья Михайлов-Соболевский
Эксперт
: Аркадий Тарасов
О фильме
: Вера, Надежда и Любовь — символы счастья, семьи и материнства. Но почему тогда уже много веков этих святых просят совсем не о любви и браке? Считается, что именно они способны вернуть мужество и силу духа в минуты крайнего отчаяния.
Среди большого количества икон есть одна, которая олицетворяет сразу три наиболее важные христианские добродетели. Ею является икона Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Чтобы понять значение иконы Вера, Надежда и Любовь, необходимо ознакомиться с житием изображенных на ней мучениц.
История мучениц Веры, Надежды, Любови и Софьи
Святые праведницы почитаются во всем православном мире как олицетворение святости и чистоты, преданности Господу и мужества в служении Ему.
Во II веке, в царствование императора Адриана (117-138 гг.), в Риме жила благочестивая вдова София (имя София — значит «премудрость»). У нее были три дочери, носившие имена главных христианских добродетелей: Вера, Надежда и Любовь. Будучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам. Слух о принадлежности к христианству этого семейства дошел до императора, и он пожелал лично увидеть трех сестер и воспитавшую их мать.
Все четверо предстали перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа, воскресшего из мертвых и дающего вечную жизнь всем верующим в Него. Удивленный смелостью юных христианок, император отослал их к одной язычнице, которой приказал убедить их отречься от веры. Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и пламенеющие верой сестры- христианки не изменили своих убеждений. Тогда их снова привели к императору Адриану, и он стал настойчиво требовать, чтобы они принесли жертву языческим богам. Но девочки с негодованием отвергли его приказ.
«У нас есть Бог Небесный, — ответил они, — его детьми мы желаем остаться, а на твоих богов плюем и угроз твоих не боимся. Мы готовы пострадать и даже умереть ради дорогого нам Господа нашего Иисуса Христа».
Тогда разгневанный Адриан велел предать детей различным пыткам. Палачи начали с Веры. Они на глазах у матери и сестер стали беспощадно бить ее и отрывать части от ее тела, положили ее на раскаленную железную решетку. Силой Божией огонь не причинил никакого вреда телу святой мученицы. Обезумевший от жестокости, Адриан не вразумился чудом Божиим и велел бросить отроковицу в котел с кипящей смолой. Но по воле Господней котел охладился и не причинил исповеднице никакого вреда. Тогда ее присудили к усечению мечом. «Я с радостью пойду к возлюбленному моему Господу Спасителю», — сказала святая Вера. Она мужественно преклонила свою голову под меч и так предала свой дух Богу.
Младшие сестры Надежда и Любовь, воодушевленные мужеством старшей сестры, претерпели подобные ей муки. Огонь не причинил им вреда, тогда им отсекли мечом голову. Святую Софию не подвергли телесным мучениям, но обрекли ее на еще более сильные душевные мучения от разлуки с замученными детьми. Страдалица погребла честные останки своих дочерей и два дня не отходила от их могилы. На третий день Господь послал ей тихую кончину и принял ее многострадальную душу в небесные обители.
Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых. Пострадали они в 137 году. Старшей, Вере, тогда было 12 лет, Надежде — 10, а младшей Любови — лишь 9 лет. Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества. Их святыми молитвами Господь да укрепит и нас в христианской вере и в добродетельной жизни.
Икона Вера, Надежда, Любовь и мать их София появилась в Киевской Руси вскоре после ее крещения. В течение многих веков имена святых считались нарицательными символами главных добродетелей христиан, поэтому их не принято было давать новорожденным девочкам. Позже эти имена начали постепенно входить в обиход. Поэтому получила широкую известность семейная икона, на которой были изображены мученицы София, Вера, Надежда, Любовь. В честь святых был провозглашен праздник, который припадает на 30 сентября.
- Артикул: 44389
- Материал: Золото 585 «зеленое»
- Высота: 23 мм.
- Ширина: 12 мм.
Тонкая миниатюра ювелирной пластики отражена в этой нательной иконе, изображающей Ангела-Хранителя с распахнутыми крыльями. В руках у Ангела — восьмиконечный православный крест и круглый медальон с образом святой мученицы Софии. Святая праведница была христианкой и воспитала в трудах, посте и молитве трех дочерей, названных именами христианских добродетелей: Вера, Надежда, Любовь. На оборотной стороне иконы, среди ажурного орнамента, помещены слова молитвы святой Софии.
Гордый мучитель, видя всё сие, не хотел познать истинного Бога, ибо сердце его было омрачено прелестью бесовскою и пагубным заблуждением. Но, осмеянный малою отроковицею, он испытывал великий стыд. Не желая долее переносить такой позор, он осудил, наконец, святую на усечение мечом. Отроковица, услыхав о приближении своей кончины, с радостью подошла к матери и сказала:
— Мать моя! да будет с тобою мир, будь здрава и поминай дочь свою.
Мать же, обняв, целовала ее, говоря:
— Дочь моя Надежда! Благословенна ты от Господа Бога Вышнего за то, что на Него надеешься и ради Него не жалеешь пролить свою кровь; иди к сестре твоей Вере и вместе с нею предстань к твоему Возлюбленному.
Надежда целовалась также с сестрою своею Любовью, смотревшею на ее мучения, и сказала ей:
— Не оставайся здесь и ты, сестра, предстанем вместе пред Святою Троицею.
Сказав сие, она подошла к бездыханному телу сестры своей Веры и, с любовию обняв его, по свойственной природе человеческой жалости, хотела плакать, но по любви ко Христу переменила слезы на радость. После сего, преклонив свою главу, св. Надежда была усечена мечом.
Взяв тело ее, мать прославляла Бога, радуясь мужеству дочерей своих, и побуждала к таковому же терпению своими сладкими словами и мудрыми увещаниями и младшую свою дочь.
Мучитель же призвал третью отроковицу Любовь и старался ласками склонить ее, как и первых двух сестер к тому, чтобы она отступила от Распятого и поклонилась Артемиде. Но напрасны были старания обольстителя. Ибо кому же так твердо пострадать за Своего возлюбленного Господа, как не Любви, так как и в Писании сказано: «крепка, как смерть, любовь… Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее» (Песн.8:6-7).
Не угасили в сей отроковице огня любви к Богу многие воды мирских соблазнов, не потопили ее реки бед и страданий; ее великая любовь особенно ясно видна была из того, что она готова была положить душу свою за своего Возлюбленного, Господа Иисуса Христа, а ведь, нет большей любви, как положить душу свою за друзей (Иоан.15:13).
Мучитель, видя, что ничего нельзя сделать ласками, решил предать на страдания и Любовь, думая разными мучениями отвлечь ее от любви ко Христу, но она отвечала, по Апостолу:
— Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? (Рим.8:15).
Мучитель приказал, растянув ее по колесу, бить палкой. А растянута она была так, что члены тела ее отделялись от составов своих и она, будучи ударяема палкою, покрылась как багряницею кровию, которою напоялась и земля, как бы от дождя.
Виктор Васнецов (1848-1926) Радость праведных о Господе (Преддверие Рая)Триптих (левая часть, 1885-1896) Эскиз росписей для Владимирского собора в Киеве, картон Государственная Третьяковская галерея, Москва Чудный памятник о себе оставил Васнецов русским людям — тридцать образов русских святых. Праведников, стремящимся к вратам Рая, сопровождают ангелы, поддерживая их и указывая дорогу. Вера, Надежда и Любовь испуганно льнут к своей матери Софии, не веря, что их нечеловеческие страдания позади. |
Потом была разожжена печь. Указывая на нее, мучитель говорил святой:
— Девица! скажи хоть только, что велика богиня Артемида, и я отпущу тебя, а если не скажешь сего, то сейчас же сгоришь в этой разожженной печи.
Но святая отвечала:
— Велик Бог мой Иисус Христос, Артемида же и ты с нею погибнете!
Мучитель, разгневанный такими словами, повелел предстоящим тотчас же ввергнуть ее в печь.
Но святая, не дожидаясь того, чтобы кто бросил ее в печь, сама поспешила войти в нее и, будучи невредимой, ходила по средине ее, как бы в прохладном месте, поя и благословляя Бога, и радовалась.
В то же время из печи вылетело пламя на неверных, окружающих печь, и некоторых пожгло в пепел, а иных опалило и, достигнув до царя, обожгло и его, так что он далеко бежал.
В печи той были видны и другие сияющие светом лица, которые ликовали вместе с мученицей. И превозносилось имя Христово, а нечестивые были посрамлены.
Когда погасла печь, мученица, прекрасная невеста Христова, вышла из нее здравою и веселою, как из чертога.
Тогда мучители, по повелению царя, провертели члены ее железными буравами, но Бог подкреплял святую Своею помощью и в этих муках, так что и от них она не умерла.
Кто бы мог претерпеть таковые мучения и не умер бы мгновенно?!
Однако возлюбленный Жених, Иисус Христос, подкреплял святую, чтобы как можно более посрамить нечестивых, а ей воздать большую награду, и чтобы крепкая сила Божия прославилась в немощном сосуде человеческом.
Разболевшийся от ожога мучитель повелел, наконец, усекнуть святую мечом.
Она же, услыхав о сем, радовалась и говорила:
— Господи Иисусе Христе, возлюбивший рабу Твою Любовь, — пою и благословляю многопетое имя Твое за то, что вчиняешь меня вместе с сестрами, сподобив и меня претерпеть за имя Твое то же, что и они претерпели.
Мать ее св. София, не переставая, молилась Богу о младшей дочери своей, чтобы Он даровал ей терпение до конца и говорила ей:
— Третья моя ветвь, чадо мое возлюбленное, подвизайся до конца. Ты идешь добрым путем и для тебя сплетен уже венец и отверзся уготованный чертог, Жених уже ожидает тебя, взирая с высоты на твой подвиг, чтобы, когда ты преклонишь под меч свою голову, взять твою чистую и непорочную душу в свои объятия и упокоить тебя с сестрами твоими. Помяните и меня, мать вашу, в царстве Жениха своего, чтобы он оказал милость и мне и не лишил меня участвовать и пребывать с вами в славе Его святой.
И тотчас святая Любовь была усечена мечом.
Мать, приняв ее тело, положила его в дорогой гроб вместе с телами святых Веры и Надежды и, украсив тела их как должно, поставила гроб на погребальную колесницу, отвезла их из города на некоторое расстояние и с честью похоронила дочерей на высоком холме, плача от радости. Находясь на могиле их три дня, она усердно молилась Богу и сама почила о Господе. Верующие погребли ее там же вместе с дочерьми. Таким образом и она не лишилась с ними участия в Царстве небесном и мученического венчания, потому что если не телом, то сердцем своим и она страдала за Христа.
Так премудрая София и жизнь свою окончила премудро, принеся в Дар Святой Троице трех добродетельных дочерей своих Веру, Надежду и Любовь.
О, святая и праведная София! Какая женщина спаслась чрез чадородие так, как ты, родившая таких детей, кои уневестились Спасителю и, пострадав за Него, ныне с Ним царствуют и прославляются? Поистине ты мать, достойная удивления и доброй памяти; так как, смотря на страшные, тяжкие муки и смерть возлюбленных своих чад, ты не только не скорбела, как свойственно матери, но, утешаемая благодатью Божиею, больше радовалась, сама научила и умоляла дочерей не жалеть временной жизни и без пощады пролить кровь свою за Христа Господа. «Жития святых» Димитрий Ростовский
Молитва и значение иконы Вера, Надежда, Любовь и мать их София
Если вас интересует, в чем помогает именная икона Вера, Надежда, Любовь и мать их София, обратите внимание, что она является покровительницей семейного очага. Молитва перед образом поможет сохранить брак, укрепить семейный очаг, уберечь семью от злых умыслов недоброжелателей. Замужние женщины молятся именной иконе о возвращении в семью гармонии, любви и умиротворения, незамужние — об удачном браке и ребенке, больные — об одолении недугов и крепком здоровье. Купить именную икону святых мучениц Веры, Надежды, Любовь и матери их Софии можете по оптимальной цене в мастерской Владимира Михайлова. Уникальные подвески из драгоценных металлов поражают изысканностью и красотою. Сегодня икона Веры, Надежды, Любови и их матери Софии более чем актуальна в качестве утверждения духовных ценностей над материальными.
Как известно, тремя христианскими добродетелями являются вера, надежда и любовь. Именно эти качества воспитывают в себе верующие христиане. Также существует икона «Вера, Надежда, Любовь», но на этом образе запечатлеваются не какие-то абстрактные свойства верующего, а вполне настоящие святые, которые относительно недавно обитали на этой земле и служили примером другим верующим.
История иконы «Вера, Надежда, Любовь»
В Римской империи в начале 2-го века от Рождества Христова, во владениях императора Адриана, проживала благородна женщина, которая носила имя со значением «премудрая» — София. Когда родились ее дочери, она дала имена великих добродетелей христианских: Вера, Надежда и Любовь. Именно поэтому, когда сейчас рассматривается что означает икона «Вера, Надежда, Любовь и мать их София»,
то указывается не только прямое значение, но и глубинный смысл, который указывает на фигуры образа, которые также воплощают и добродетели во плоти.
София – была чрезвычайно верующим человеком и хотела научить детей своих верить в божественную помощь и воспитать их с раннего детства не привязываться к материальным потребностям. Помимо этого, София овдовела в короткий период после рождения девочек и поэтому полностью посвятила себя христианству и воспитывала своих дочек в этом векторе. Девочки с юного возраста стали праведницами и много молились и постились, изучали писания. Слух о христианской семье быстро разлетелся по Риму, и узнав об этом император, приказал их привести к себе чтобы лично увидеть.
Встав пред императором, не опуская глаза они рассказали о Боге Адриану, и в порывах гнева он приказал выбить с девушек их верность Христу — силой. И первой кого палачи пытались наказать пытками огня была старшая сестра Вера, но молитвы помогли ей одолеть эту стихию. И поступил приказ о с сечения головы девушке, не боясь, она поднесла голову.
Подвиг старшей, дал силу бороться оставшимся в ее семье. Сестры подверглись похожим мучением, но до последнего не отвергли свою веру. София перенесла сильные душевные боли, смотря на все это, она пережила намного больше. После того как останки девочек захоронили на холме, София молилась там на протяжении трех дней и после этого мирно почила.
Другие святые
До недавнего времени Надежда Римская была единственной святой с таким именем, но в начале 21 в. были канонизированы еще три Надежды. Все они приняли мученичество за веру в эпоху сталинских репрессий.
14 марта отмечается день памяти св. Надежды Аббакумовой (1880-1938). Она жила в селе Мартыновское (Московская область) и с 1928 г. была церковной старостой. 2 марта 1938 г. Надежда арестована по обвинению в антисоветской пропаганде, и 14 марта ее расстреляли.
Не менее печальной была судьба Надежды Кругловой (1887-1938). С 1907 г. она являлась послушницей в Троицком монастыре, расположенном в Рязанской губернии. В 1919 г. монастырь закрыли, и Надежда стала прислужницей в храме, но потом закрыли и его. Женщина работала на фабрике, но поддерживала связь с бывшей игуменьей и другими монахинями. Это и послужило причиной обвинения в антисоветской агитации, и в марте 1928 г. Надежда была расстреляна. День памяти этой святой – 20 марта.
Надежда Ажгеревич (1877-1937) тоже готовилась стать монахиней, но не успела – новая власть закрывала монастыри. В Москве, куда она приехала из Минской губернии, у нее не было своего жилья, и она жила то у одной, то у другой монахини из закрытого монастыря. В октябре 1937 г. женщину арестовали. Обвинение было стереотипно для того времени: «антисоветская агитация и участие в контрреволюционной группировке». Вскоре последовал смертный приговор и расстрел. День памяти этой святой мученицы отмечается 21 октября.
Значение иконы «Веры, Надежды, Любви и матери их Софии»
Мужество и сила духа — вот что показало это семейство. Несмотря на удары палачей императора, сила Божьего Духа дала возможность пережить наказание. И за этот поступок женщины были отнесены к лику святых.
Поэтому икона «Вера, Надежда, Любовь и мать их София» помогает многим верующим, которые обращаются к образу, в том, чтобы самим укрепиться в вере.
Сам образ указывает на христианские добродетели, которые исходят из одного источника – мудрости, который в свою очередь воплощается в Софии.
Именно София дала своим дочкам праведное воспитание для того чтобы они могли быть крепкими в вере. К слову говоря, девочкам на период казни было не более 12 лет, то есть они были совсем юными и не каждый ребенок в таком возрасте вообще является сознательным. Эти дети в свою очередь сумели не только получить благословение от Господа, но и противостоять суровому внешнему миру, который предстал в форме сурового императора.
Многие верующие могут узреть в этой истории интересные аналогии с Христом. Также как Спаситель представал перед римским прокуратором, так София с дочерями тоже предстала перед представителем власти. Они следовали примеру Спасителя и тоже открыто проповедовали учение. Помимо этого, они также были искушаемы, сначала язычницей, у которой мать с дочками поселили в период пребывания в Риме, а потом и самим императором. Адриан рассказывал святой семье о том какие блага они могут обрести, если примкнут к языческой вере и говорил о муках, которые ожидают, если они останутся в христианстве. Как знают верующие, сатана подобным образом искушал Христа.
Молитвы
Тропарь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, глас 4
Торжествует Церковь первородных, / и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, / яже яко мудрости тезоименитая / тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. / Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, / с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: / Троицы поборницы, / Веро, Любве и Надеждо, / в вере, любви и надежде утверждайте нас.
Кондак мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, глас 1
Кондак мучениц, глас 1
Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.
Величание мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Величаем вас, святыя мученицы, Веро, Надеждо, Любве и Софие, и чтим святыя страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.
Молитва мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии
О, святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою; что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас, грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
В нашем магазине представлена икона Надежды мученицы.
Во времена правления императора Адриана в Риме жила святая София. Она была вдовой. Образ ее жизни был пропитан верой в Господа. У нее было три дочери: Вера, Надежда и Любовь. Вскоре после того как родилась третья дочь, София потеряла супруга. Оставшись без мужа, она и дальше продолжала благочестивую жизнь. Она постоянно молилась и постилась. Точно так же она воспитывала своих дочерей. Дети были воспитаны таким образом, что всю свою жизнь они старались приносить в мир те христианские добродетели имена, которых они носили. По мере взросления добродетель детей росла. Три сестры хорошо знали апостольские книги и пророчества. Они внимательно внимали всем поучениям своих наставников, много читали, были усердны в своих молитвах и домашних делах. Девочки во всем повиновались своей матери. Так они шаг за шагом восходили от силы в силу.
Ни Святая София, ни ее дочери не скрывали своей веры во Христа. Они открыто проповедовали святое учение перед всеми. Вскоре наместник Антихос доложил об этом императору Адриану (117 – 138 гг.) Император приказал призвать Софию вместе с дочерьми к себе. Сестры и мать знали, зачем их зовут к императору. Они горячо молились Господу и просили сил, дабы не устрашиться мучений и смерти. В тот момент, когда Святые девы предстали перед императором, все были поражены их спокойствию. Многим казалось, будто их позвали на торжество, а не на муки. Император Адриан по очереди призывал к себе сестер. Он каждую из них убеждал принести жертву богине Артемиде. В тот момент старшей из сестер Вере, было 12 лет, Надежде – 10 и Любови – 9 лет. Но девочки не согласились. Это взбесило императора, и он приказал их жестоко истязать. Святых сестер жгли на раскаленной решетке, бросали в котел с кипящей смолой. Но Святая Сила Господа хранила их. Младшую из сестер, Любовь, привязали к колесу, били палками до тех пор, пока ее детское тело не превратилось в сплошную рану. Не смотря на жестокие пытки девочки, прославляли Господа и были непоколебимы в своей вере. Для Святой Софии император придумал еще более жестокую пытку. Он заставил смотреть ее на мучения дочерей. Святая София была непреклонна, и все время умоляла дочерей вытерпеть нечеловеческие мучения, во Имя Небесного Жениха. Сестры с радостью встречали свою мученическую кончину. Вера, Надежда и Любовь были обезглавлены.
Для того чтобы душевные страдания Софии были еще мучительнее, Адриан позволил матери забрать тела дочерей. София положила тела дочерей на колесницу и вывезла за город. Там, на высокой горе, она их и похоронила. Просидев три дня возле могилы дочерей, Святая София скончалась. Ее тело было погребено верующими на том же месте. В 777 году мощи святых мучениц был погребены церкви Эшо, которая расположена в Эльзасе. Мученица Надежда (святая Надежда) одна из почитаемых икон в христианстве.
и
О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ПЕРЕД ОБРАЗОМ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ, ЛЮБОВИ И МАТЕРИ ИХ СОФИИ
Молитвы перед Верой, Надеждой, Любовью и матерью их Софиею помогают в строительстве семьи, в семейном счастье. Святой семье часто молятся о рождении ребенка, а также о здоровье детей. Кроме этого, Вера, Надежда, Любовь
и мать их София часто избавляют от женских болезней и болей суставов.
Икона Вера, Надежда, Любовь и их мать София поможет оградить ваших родных от искушений, направит на правильный путь, в ваш дом она поможет вернуть спокойствие и радость.
Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы. и .
мц. Надежда Римская
Молитва мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою; что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящеим Его духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
КАНОН МУЧЕНИЦ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ, ЛЮБОВИ И МАТЕРИ ИХ СОФИИ
глас 1 Песнь 1
Ирмос: Твоя победительная десница Боголепно в крепости прославися. Та бо, Безсмертне, яко всемогущая, противныя сотре, израильтяном путь глубины новосоделавшая. Премирныя Твоея, Христе, и несказанныя премудрости осияние даруй мне, Владыко, благолепныя и благославныя Твоея мученицы, яко да воспою Софиина прозябения. Нарицание Твое яве жительством, Богомудрая, украсися: всю бо проводила еси жизнь твою премудрости желанием, славная Софие, мудрости осиявшися благодатию. Твой всеблаженный плод, Пребожественныя Троицы количеством украшаемь, страдальчески за Ону подвизася, всемудрая Софие, премудрости Божественныя тезоименитая. Тело и душу добродетельми очистивше, девы отроковицы, три Тебе приведошася, мученически, умному Жениху Христу, Вера с Надеждею, и Любовь славная. Богородичен: Весь зрак мой приим, иже во зраце Божии прежде зримь, всего обнови, в Твоем чреве Боголепно вселився, Пречистая. Темже Богородицу вернии Тя вси славим. Песнь 3
Ирмос: Едине ведый человеческаго существа немощь, и милостивно в не воображся, препояши мя с высоты силою, еже вопити Тебе, Святый, одушевленный храме неизреченныя славы Твоея, Человеколюбче. Гласа послушавше Христова, зовуща к беземертней и безстрастней жизни, последоваша венценосицы девы и мученицы, еже вопити Тебе, Святый, храме одушевленный Пречистыя славы Твоея, Человеколюбче. Крепость дарова Христос, стоящим пред судищем мученически вам, яко обещася, и Богодохновенныя мудрости исполни, и светлы показа победоносныя мученицы, девства сияюща благодатию. Притуписте ум вражий девы великохвальный, и того гордыню низложисте, великомудренно подвигшеся, и прежде хвалящагося истребити море, теченми кровей потописте. Мудрости вышния Христовы богатно насытившеся, избранныя мудрости и благоумныя, дщери три посрамиша мучащих сверепства, и неистовство недержное, витийствующе Божественная учения. Богородичен: Святых Святаго Христа свято породила еси, святыни святое селение, во святых почивающаго. Емуже вопием: Свят Храм одушевленный неизреченныя славы Твоея, Человеколюбче. Кондак, глас 1
Софии честныя священнейшия ветви, Вера, и Надежда, и Любовь, показавшеся, мудрость обуиша еллинскую благодатию, и пострадавше, и победоносицы явившеся, венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася. Седален, глас 1
Агницы словесныя Агнца и Пастыря, огню и лютым мукам предани бысте, и явистеся ангелом равночестни. Тем вси священную вашу память празднуем в веселии сердца, девы Богомудрыя. Песнь 4
Ирмос: Гору Тя Благодатию Божиею приосененную, прозорливыма Аввакум усмотрив очима, из Тебе изыти Израилеву провозглашаше Святому, во спасение наше и обновление. Укрепльшеся Божественною благодатию, добропобедныя, Вера, Любовь и Надежда, мучителей прещения мужественно посрамиша, огнем всесожегаемы всемудрыя, и Жениху Христу приводимы. Возмогоша, Креста всеоружием оградившеся, Вера, Любовь и Надежда, мучений благомощно раны стерпети святыя, даже до кровей крепчайше ко греху противльшеся. Свещи тричисленныя мудрости сияющия, Вера, Любовь и Надежда, Троицы просвещенми яве блистающияся, пресветло Церкви просвещают, ко спасению нашему и защищению. Богородичен: Святых святая Богородице Всепетая, ожидание языков и спасение верных, из Тебе возсия Избавитель, и Жизнодавец, и Господь, во спасение нас поющих Тя. Песнь 5
Ирмос: Просветивый сиянием пришествия Твоего Христе, и осветивый Крестом Твоим мира концы, сердца просвети светом Твоего Богоразумия, православно поющих Тя. Терпением мудрований муки подъемляху, и мудрости сущия в Бозе глаголюще тайны: держащаго посрамиша три девы Богоносныя, верою и естеством связуеми. Радуется прамати, видящи побеждаема льстиваго, из Едема древле изгнавшаго сию, женами Богомудрыми, Надеждею, Верою и Любовию, Софии рожденьми. Ядовитаго мучителева ласкания избегоша, и мучений язвы вольне претерпеша, честныя отроковицы твоею любовию уязвльшеся, Христе, и Божественным Твоим рачением. Богородичен: Веселятся небесныя силы видяще Тя, радуются с ними человеков состояния: Рождеством бо соединишася Твоим, Дево Богородице, Егоже достойно славим. Песнь 6
Ирмос: Обыде нас последняя бездна, несть избавляяй, вменихомся яко овцы заколения, спаси люди Твоя, Боже наш: Ты бо крепость немощствующих и исправление. Радующеся, во Твои Владыко пречистыя длани возложиша надежды, отроковицы три, Троицы количеством и числом почтенныя и похваляемыя. Светящеся девства добротами, мученическими увязенми украсишася, и венец сугуб свыше достойне прияша, от Христа Жизнодавца и Всещедраго. Приведошася Владыко в храм Твой всех царствующаго девственная сокровища честная, приобщитися царствию Твоему: Ты бо тех и Свет еси и веселие. Богородичен: Радуются о Тебе, Дево Пречистая, рода нашего праотцы, Едем восприемше Тобою, егоже преступлением погубиша. Ты бо Чиста и прежде рождества и по рождестве еси. Песнь 7
Ирмос: Тебе умную Богородице пещь разсмотряем вернии, якоже бо отроки спасе три превозносимый, мир обнови, во чреве Твоем всецел, хвальный отцев Бог и препрославлен. Трисиянною единства благодатию, озаряеми яве девы, демонское разрушиша тмонеистовство, свет Триипостасный богословяще и поюще: хвальный отцев Бог и препрославлен. На небесех чертоги имуще свещеносныя души, со ангелы весело ныне ликовствуете, славу присносущную зряще, и глаголюще: хвальный отцев Бог и препрославлен. Терпеливо яко отроцы противление показавше, огнь попраша мужественно: тех бо равночисленнии разум равностатный Богоносныя стяжаша, хвальнаго отцев присно Бога и препрославленнаго. Богородичен: Даеши, Чистая, оставление прегрешений воспевающим Тя верно, избавляющи напастей, и всякаго обстояния: Тя бо ныне стяжахом прибежище, Богоневестная, яко Хвальнаго отцев Бога руками носившая. Песнь 8
Ирмос: В пещи отроцы Израилевы, якоже в горниле добротою благочестия чистее злата блещахуся, глаголюще: благословите вся дела Господня Господа, пойте и превозносите во вся веки. Девы Богосветлыя, Вера, Надежда, Любовь, добротою благочестия чистее злата блещахуся, глаголюще: благословите вся дела Господня Господа, пойте и превозносите во вся веки. Сияющия, и световидныя мучением проявленно бывшия девы, вернии воспоим глаголюще: благословите вся дела Господня Господа, пойте и превозносите во вся веки. Врачевств струю обильно, довольно и богатно раки страстотерпиц источают присно, верою зовущим: благословите вся дела Господня Господа, пойте и превозносите во вся веки. Богородичен: Земля святая была еси Чистая, жизноносный Клас рождшая, присносущныя жизни Ходатая Христа, Емуже вси зовем: благословите вся дела Господня, Господа пойте и превозносите во вся веки. Песнь 9
Ирмос: Образ Чистаго Рождества Твоего огнепалимая купина показа неопальная, и ныне на нас напастей свирепеющую угасити молимся пещь, да Тя Богородице непрестанно величаем. Светом Трисиянным исполняеми и сияния Божественнаго ныне насыщающеся, купноименныя добродетелей и тождеименныя, Любве, Надежди, и Веры, надеждею и любовию ны и верою утвердите. Да вышняя крепость ныне укротит, обдержащую бурю ереси, о страстотерпицы непобедимии, и подаст верным единоумие, просите, молим непрестанно, добродевы. Нощь жития всемудрыя прешедше, день постигосте невечерний, мученически веселящеся, и девственно хвалящеся благодатию, и Божественнаго царствия нетленнаго сподобляеми. Богородичен: О како Дева роди присносущее Слово и Ипостасное, сияние Отчия Ипостаси, нашего Благодетеля и Господа, из Нея воплощшася, Егоже достойно величаем.
АКАФИСТ МУЧЕНИЦАМ ВЕРЕ, НАДЕЖДЕ, ЛЮБОВИ И МАТЕРИ ИХ СОФИИ
Кондак 1
Избранным рабам Господа Вседержителя, Вере, Надежде и Любви, и мудрей матери Софии, похвальная вам пения умиленно возносим. Вы же, яко дерзновение ко Христу Богу имуще, молитися за ны, во еже избавитися нам грехов и скорбей, да благодарственно вопием вам: Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою. Икос 1
Ангели на Небеси радовахуся, добродетельное житие ваше зряще, еже провождасте в чтении Писаний Божественных, в трудех, посте, молитве и милостыни, материю вашею непрестанно сущи поучаеми, да явитеся образи живии триех богословских добродетелей, ихже именами наречены бысте. Мы же, таковей мудрости матере вашея и совершенному благоразумию вашему дивящеся, благоговейно рцем вам: Радуйтеся, единомысленныя сестры, трием добродетелем тезоименитыя; радуйтеся, в повиновении богомудрей матери вашей на степени совершенствования вшедшия. Радуйтеся, аки три райския ветви, в зловернем Риме возрасшия; радуйся, Софие, дщерем твоим имена добродетелей нарекшая, яже вещию исполняти научила еси. Радуйся, Веро, верою невидимое, яко видимое, зрети нам помогающая; радуйся, в нетление облеченная. Радуйся, Надеждо, надеждою страдания наша во юдоли скорби ослабляющая и в горняя десницею указующая; радуйся, Царствие Небесное унаследовавшая. Радуйся, Любы, любовию Божественною блаженство безсмертныя жизни нам открывающая; радуйся, благодатию Духа Святаго осиянная. Радуйся, Софие, сиесть премудрость, премудре дщери твоя воспитавшая; радуйся, в добродетелех веры, надежды и любве нас утверждающая. Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою. Кондак 2
Видящи мудрая София слуги, пришедша звати ю со дщерьми ко царю Адриану, и познавши вину призвания своего, ста со чады своими на молитву, помощи Бога просящи: по молитве же, емшеся за руце, якоже венец уплетенный, идяху вкупе, поюще Христу Богу: Аллилуиа. Икос 2
Разум несумненный имели есте, святыя, егда бо в палаты царския введены бысте, цареви Адриану предстасте с лицем светлым, очесы веселыми и сердцем мужественным. Царь же, зря честная лица ваша неустрашенна и мудрость Софии уведев, отложи на ино время суд свой и отсла вы к некоей благородней жене, у неяже пребысте три дни, матери вашей премудрей богодухновенными словесы день и нощь вас поучающей. Темже ублажающе вас, взываем сице: Радуйтеся, три непорочныя агницы Христовы, венец добродетелей в себе совокупившия; радуйтеся, три добродетельныя сестры, твердую веру, несумненную надежду и нелицемерную любовь ко Господу Богу явившия. Радуйтеся, не пощадившия красоты и младости вашея, Краснейшаго ради добротою паче сынов человеческих; радуйся, Софие, чада твоя возлюбленная на подвиг мученический за Христа наставлявшая. Радуйся, Веро, мучением за Христа веру твою исповедавшая; радуйся, сестры твоя крепкою верою воздвизавшая. Радуйся, Надеждо, твердое надеяние на Христа возлагавшая; радуйся, сестры твоя неослабною надеждою укреплявшая. Радуйся, Любы, муками за Христа любовь твою действенную показавшая; радуйся, сестры твоя огнем любве ограждавшая. Радуйся, Софие, сладкая чада твоя увещававшая презрети славу и богатство и всю сладость мира сего тленнаго; радуйся, добрыя дщери твоя до крове стати за Господа и умрети за Него усердно учившая. Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою. Кондак 3
Силою Божественною осенени бяху мученицы, яже добродетели имен своих явиша делом в подвизех мученических, воспевающе Богу: Аллилуиа. Икос 3
Имуще в себе святыя мученицы столп веры, криле надежды и огнь любве, в сладость послушающия от словес матере своея, едина другую в долготерпении утверждаху и радостно идяху, желающе честнаго мученичества, еже за Христа. Тому покланяющеся, яко Богу нашему, сицевыми вас воззваньми почитаем: Радуйтеся, ни мало не поскорбевшия о лишении временнаго сего живота вечныя ради жизни; радуйтеся, чести ради Христовы плоть на муки предавшия. Радуйтеся, три многоценныя сосуды веры, надежды и любве Богу в дар принесшия; радуйся, Софие, яко, любве ради презельныя ко дщерям твоим, всем сердцем возжелела еси, да Царствие Божие наследуют. Радуйся, Веро, души наша верою озаряющая; радуйся, к тихому пристанищу нас возносящая. Радуйся, Надеждо, сердца наша сладостию надежды оживляющая; радуйся, из пучины отчаяния нас извлекающая. Радуйся, Любы, страдания и скорби наша в радость прелагающая; радуйся, окамененная сердца наша во умиление преводящая. Радуйся, Софие, мудростию на благое нас наставляющая; радуйся, потемненное око душ наших просвещающая. Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою. Кондак 4
Буря ярости мучителевы нападе на тя, святая Веро, но не поколеба тя: кто бо возможет веру неодолимую подвигнути, адаманта крепчайшую, яже верных научила есть пети с тобою Богу: Аллилуиа. Икос 4
Слышащи мудрая мати дщери своя пред царем небоязненно Христа исповедающия и глаголющия, яко того единаго желают, еже бы страдати и терпети горкия муки сладкаго ради Иисуса Христа, радовашеся вельми и моляше Бога, да укрепит я в предлежащих муках. Сие убо изволение похваляюще, первейшей дщери мудрыя матере тако воспоем: Радуйся, Веро, немилосердая биения Сладчайшаго ради Иисуса сладце приемшая; радуйся, урезанная сосца твоя, аки два крина чистоты, в жертву Господу принесшая. Радуйся, яко от язвы твоея вместо крове млеко истече; радуйся, яко на раскаленное железо положена была еси. Радуйся, яко в коноб кипящ ввержена сущи, ни мало не опалилася еси, ниже вредилася еси; радуйся, зной страстей наших небесною прохладою утишающая. Радуйся, огнь мучений наших в болезнех угашающая; радуйся, знамением веры посреде напастей нас знаменающая. Радуйся, щитом веры во брани со врагом нас покрывающая; радуйся, честную главу твою за Главу Церкве, Христа Бога, под мечь радостно преклоншая. Радуйся, яко обагрением крове твоея, аки червленицею одеяна, явилася еси очесем Безсмертнаго Жениха твоего; радуйся, к желанному краю пришедшая и любимаго Спаса Господа узревшая. Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою. Кондак 5
Богоданным звездам уподобилися есте, Веро, Надеждо и Любы, всем бо сердцем прилепившияся ко единому вечному Животу и Красоте неизреченней, Иисусу Христу, скоро шествовасте, во еже умрети за Него и насладитися Божественнаго Его видения, поюще Ему: Аллилуиа. Икос 5
Видевше добропобедныя сестры святую Веру радостно за Христа пострадавшу, и сами хотяху души своя за Него положити: царь же Надежду святую начат испытовати, и видев ю с сестрою единомысленну сущу, на муки вдаде ю, обаче ничтоже успе. Мы же, Надежду святую о сицевом ея мудровании ублажающе, воспоим и прославим ю: Радуйся, Надеждо, жестоко биенная, обаче пресветлую надежду на Господа не потерявшая; радуйся, муки твоя безропотно в молчании терпевшая. Радуйся, и нам крепкое терпение подающая; радуйся, яко в разжженней пещи неопаляема бывши, хвалу Богу возсылала еси. Радуйся, яко и нас во страданиих хвалити Бога научаеши; радуйся, яко ногтьми железными строгана была еси. Радуйся, нас, сущих в скорбех, лучами надежды осиявающая; радуйся, яко чудное некое благоухание от язв твоих исхождаше. Радуйся, непоколебимое упование на Господа Иисуса неизменно сохраншая; радуйся, безнадежность и безсилие в сердцах наших истребляющая. Радуйся, мечное посечение за Христа радостно приимшая; радуйся, ясная деннице, нам, печальми земными угнетенным, мир вечный раскрывающая. Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою. Кондак 6
Проповедником и Апостолом Богоносным подобны бысте, Богомудрыя сестры: добродетельми бо вашими проповедасте всем верным веру, надежду и любовь ко Господу, Владыце всех, Тому поюще: Аллилуиа. Икос 6
Возсияла еси, аки солнце, Любы святая, кто бо сице за возлюбленнаго Господа своего можаше стати, якоже Любы, понеже писано есть: крепка яко смерть любы, вода многа не может угасити любве, и реки не потопят ея. Молим ти ся ныне, Любы святая, серафимским пламенем любве ко Господу горящая, обнови окамененная и изсохшая сердца наша, возжги в нас, оскудевших любовию, свет любве, да возлюбльше Господа и вся ближния наша, тебе яко молитвенницу нашу, восхвалим сице: Радуйся, Любы, яко любве твоея ко Христу води многи прелестей мирских не угасиша; радуйся, яко вся ласкания и дары царевы отвергши, душу твою за Господа положила еси. Радуйся, яко любве твоея реки бед и страданий не потопиша; радуйся, за Господа Иисуса на колеси протягнутая, жезлием биенная, свердлами прободенная и в пещь огненную вверженная. Радуйся, яко в лютых муках твоих силою Божиею укрепляема была еси; радуйся, кровию твоею, любве ради к Безсмертному Жениху твоему Христу излиянною, в хладных сердцах наших любовь возбуждающая. Радуйся, яве показавшая нам, яко любве ради вся мучения сладце претерпеваются; радуйся, явившая нам, яко любы Божественная приводит к животу вечному. Радуйся, самою вещию уверившая, яко любы Божественная откровение есть безсмертия; радуйся, яко никаяже мучительства возмогоша разлучити Любовь от любве Христовы. Радуйся, в муках апостольски вещавшая, яко не разлучит тя от любве Божия ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни глад, ни нагота, ни беда, ни меч; радуйся, любве ради Христовы мечем во главу усеченная. Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою. Кондак 7
Хотяще скорее от тела разлучитися и со Христом быти, святыя девы, егда на мечное посечение идяху, едина другую и матерь свою Софию объемлюще лобызахуся, дружескому нас люблению поучающе, да вси купно поем Богу: Аллилуиа. Икос 7
Новое чудо показа Господь, егда помощь Свою посла страдавшим за исповедание имене Его толико юным девам: верою бо, надеждою и любовию укрепляеми и возносими бывше, доблественне подвиги своя скончаша. Мы же в единомыслии и единодушии до конца живота пребывших молим вас, да и нам низпослете единомыслие в совершении добрых дел, умиленно величающим вас: Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, единем путем мучений до врат небесных шедшия; радуйтеся, в пресветлый чертог прелюбезнаго Жениха вашего во гласе радования вшедшия. Радуйтеся, яко Иисус Христос просвети, якоже звезды на небеси, раны на телесех ваших; радуйся, Софие, доблественне на муки чад твоих взиравшая. Радуйтеся, яко небесною красотою, еяже око не виде, украси Господь доброту вашу, муками отъятую; радуйтеся, венцы воздаяния приемшия. Радуйтеся, аки три звезды, Солнцем правды озаренныя; радуйся, Софие, в мужественнем исповедании дщерьми твоими имене Христова утешение велие обретшая. Радуйтеся, мглу сомнений наших разсеявающия; радуйтеся, нас удрученных страданьми душевными и телесными, подкрепляющия. Радуйтеся, красотою любве сердца наша украшающия; радуйся, Софие, крепосте и утешение изнемогающих в бедах и нуждах. Радуйтеся, Веро, Надежно и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою. Кондак 8
Странное и непонятное нам немощным, в мирских сластех погрязнувшым, зрим дело, яко София святая возлюбленных чад своих видящи лютыя и горькия муки и смерти, ни мало не поскорбе, но возрадовася зело духом, поющи Богу: Аллилуиа. Икос 8
Вся бе в вышних мудрая София, егда дщери своя сладкими словесы и мудрыми увещаньми на мучения подвизаше. Аще же от естества к слезам преклоняшеся абие, от любве Христовы прелагашеся на радость, печаль бо сердечную и болезнь о чадех матернюю победи в ней любы Божия. Велиею убо любовию дщери своя любящи, паче всего тем Царствия Небеснаго желаше. Сего ради, чудящеся мудрости и велицей любви твоей ко дщерем и славяще тя, взываем: Радуйся, Софие, яко возвеселися душа твоя о блаженней кончине дщерей твоих, святое имя Господа дерзновенно исповедавших; радуйся, в мученичестем венчании чад твоих честь и славу приявшая. Радуйся, участия мученическаго и спребывания со дщерьми в небесней славе Христа Бога сподобльшаяся; радуйся, честная телеса дщерей твоих с радостными слезами погребшая. Радуйся, три дни гробу их приседевшая и сном смерти о Господе почившая; радуйся, аще и не плотию, обаче сердцем за Христа страдавшая. Радуйся, яко три добродетельныя дщери, сими веру, надежду, любовь к Богу явивши, в дар Пресвятей Троице принесла еси; радуйся, яко чадородия ради спаслася еси. Радуйся, дивная мати, благия памяти достойная; радуйся, дщери твоя, да кровь свою за Христа пролиют, молившая. Радуйся, умудряющая ны, да блюдем непреложно добродетели веры, надежды и любве; радуйся, Животворящей Троице за ны молящаяся. Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою. Кондак 9
Вси Ангели дивляхуся о страданиих ваших, святыя мученицы, и победу вашу над диаволом торжествующе, души же ваша к Небеси провождающе, воспеваху Христу Богу: Аллилуиа. Икос 9
Витии велеречивии вся страдания ваша за Христа не возмогут изрещи, дивящеся же толиким подвигом, во младых летех подъятым, немотствуют. Мы же о честней кончине вашей Бога прославляюще, величаем вас сице: Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, поющия хвалу Богу, на небо небесе возшедшему; радуйтеся, щите веры, броне надежды и светильниче любве. Радуйтеся, зрением пресветлаго лица Божия наслаждающияся; радуйся, Софие, благочестивыя матери на мудрое воспитание чад их наставляющая. Радуйтеся, поучающия ны, да взыщем Господа, и жива будет душа наша; радуйтеся, с верою, надеждою и любовию прибегающих к вам теплыя молитвенницы. Радуйтеся, вразумляющия ны, яко вся сладость и прелесть мира сего яко дым изчезает, яко прах от ветра разметается и в персть обращается; радуйся, Софие, всем сердцем Господа Бога возлюбльшая. Радуйтеся, аки трие светлии ключи, ко единому Источнику жизни притекшии; радуйтеся, аки трие благовоннии цвети, на единей благоплодней ветви прозябшии. Радуйтеся, аки три зерцала, безпредельную красоту Божию в себе отражающая; радуйся, Софие, аки маслина, три ветви, отягченныя изобильными плоды даров Божиих, произрастшая. Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою. Кондак 10
Спасти хотяще души своя святыя мученицы, любве ради Христовы ласкания царева и богатства мира сего тленнаго презреша и радостно кончину мученическую за Христа прияша, поюще Ему: Аллилуиа. Икос 10
Стенами веры, надежды и любве являются святыя мученицы всем, прибегающим к ним с теплою и усердною молитвою и сице в печалех и напастех к ним взывающим: Радуйтеся, язв греховных добрыя целительницы; радуйтеся, во тьме печали нашея светом упования ны озаряющия. Радуйтеся, посреде напастей и скорбей дивный покой нам посылающия; радуйся, Софие, о нас, в злостраданиих поверженных, мудрое попечение являющая. Радуйся, Веро, крест спасения пред нами воздвизающая; радуйся, немощи наша по молитвам к тебе изцеляющая. Радуйся, Надеждо, якорь избавления нам подающая; радуйся, уныние сердец наших благостно отъемлющая. Радуйся, Любы, твоим ко Господу ходатайством в злей напасти от нечаянныя смерти ны ограждающая; радуйся, изнемогающия силы наша на бодрость возставляющая. Радуйся, Софие, прилежная о нас к Богу молитвеннице; радуйся, в добрех делех наших мудрая наставнице. Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою. Кондак 11
Пение сие похвальное, аще бы и тмочисленное приношахом вам, святыя мученицы, не бы довлело ко прославлению добродетелей и подвигов ваших: обаче хвалу Богу возсылающе за вся, яже во святых Своих нам являет, Тому поем: Аллилуиа. Икос 11
Светом небесным пред Господем горящим свещам подобны Вера, Надежда и Любы, купно с материю их Софиею, к нимже припадаем, моляще, да просветят ны, омраченныя печальми и из глубины сердец зовущия: Радуйтеся, ризы ваша в крови Агнчи на земли убелившия; радуйтеся, живота вечнаго нам ходатаицы. Радуйтеся, душ, ищущих покоя в милосердии Божии, утверждение и хранение; радуйся, Софие, от суеты мирския ны ограждающая. Радуйся, Веро, доброценная кадильнице, фимиам хвалы Богу возносящая; радуйся, нас грешных верою просвещающая. Радуйся, Надеждо, в скорби утешение и прибежище наше; радуйся, в печалех наших лучезарная вестнице избавления. Радуйся, Любы, незлобие и кротость в сердца наша вливающая; радуйся, таинственная звездо, от тесноты земныя горе ны возносящая. Радуйся, Софие, мудрая и пречестная детоводительнице; радуйся, богомудраго жития молящимся ти устроительнице. Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою. Кондак 12
Благодать Божию прияти сподобившияся, молите о нас, святыя мученицы, Пречистаго Владыку Христа, да милостив будет к нам грешным, с верою, надеждою и любовию Ему Единому, Господу и Спасу нашему, смиренно поющим: Аллилуиа. Икос 12
Поем ваша крепкия подвиги, верою, надеждею и любовию проникновенныя, почитаем страдания ваша презельная, хвалим дивное терпение ваше, ублажаем кончину, за Христа вами радостно подъятую, величаем необоримое мужество ваше, святыя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и мудрая мати Софие, и прославляюще вас, взываем сице: Радуйтеся, аки три струи молниины, от восток даже до запад добродетельми своими просиявшия; радуйтеся, фиали веры, надежды и любве, животворным питием души наша напаяющии. Радуйтеся, трие светозарнии путие, ко престолу славы Господни нас ведущии; радуйся, Софие, чад ради твоих от лика святых похваленная. Радуйся, Веро, цвете веры, паче снега белейший; радуйся, услаждение страждущих. Радуйся, Надеждо, угнетенных сердец возношение; радуйся, аки поток цельбоносный, жажду скорбящих душ утоляющая. Радуйся, Любы, венче из мира, радования и благости соплетенный; радуйся, умная зарнице вечности. Радуйся, Софие, жезле силы, кротце и мудре чада наказуяй; радуйся, Боговедения пресветлая луче, душам нашим возсиявающая. Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою. Кондак 13
О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и мудрая мати Софие, ныне приемше малое сие моление наше, от всяких ны бед, болезней и скорбей молитвами вашими избавите, да сподобльшеся во Царствии Небеснем зрети безсмертнаго Господа Иисуса, с вами вкупе воспоем Ему: Аллилуиа. Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангели на Небеси…» и 1-й кондак «Избранным рабам…».