«Воин Христианской Империи». Великомученик Артемий Антиохийский. Церковный календарь на 2 ноября

Рукописная икона великомученика Артемия Антиохийского. На золотом фоне иконы изображена поясная фигура великомученика Артемия Антиохийского. Взгляд святого устремлен на зрителя. Артемий облачен в воинские доспехи и синий плащ. В правой руке святой Артемий держит крест, как символ мученичества и напоминание о крестных страданиях Спасителя. Левой рукой сжимает меч, символизирующий принадлежность Артемия к воинскому сословию.

Правильные, гармоничные черты лица олицетворяют духовную красоту небожителя. Выражение лица строгое, без излишней чувственности и эмоциональности, показывает отрешенность от мира, сосредоточенность в служении Господу. Лик написан нежными охристыми плавями. Розоватые тона румянца и губ, контрастируют с оливковым цветом санкиря, что придает лику дополнительный объем и выразительность, мягкость и теплоту.

Прямые и широкие складки одежды задают определенный ритм и движение иконе, выражают полноту упорядоченности духовных сил. В их строгом геометрическом построении проявляется упругость духовной энергии. Все элементы иконы прописаны тонкими, прозрачными плавями, которые придают глубину, мягкость, неземную воздушность облику святого Артемия.

Икона Артемия Антиохийского выполнена в каноническом стиле, с соблюдением вековых традиций иконописания. При написании иконы применялась чистая и естественная природная палитра цветов: минералы, полудрагоценные камни, охры, земли вручную перетертые курантом и замешанные на желтке. Богатая цветовая палитра натуральных пигментов, позволила добиться умеренной насыщенности и мягкости цветов, свойственных Московской школе письма.

Иконописец: Осипов Александр. Январь. 2021 год. г. Сергиев Посад.

Артемий Антиохийский, житие

Великомученик Артемий Антиохийский был родом из Египта, где при императоре Констанции служил военачальником – главнокомандующий Египетскими войсками. Он был и свидетелем явления креста святому Константину Великому.

Великомученик Артемий пострадал за Господа нашего Иисуса Христа во времена правления нечистивого императора Юлиана Отступника в городе Антиохия. За смелое обличение императора в жестоком истязании христиан и за отказ принести жертву языческим богам, святой великомученик Артемий был подвергнут жестоким истязаниям и заключен в темницу.

Там ему было явление Господа, Который укрепил святого мученика на дальнейший подвиг и исцелил от ран. После этого святой Артемий был придавлен огромным камнем, под которым пролежал целые сутки. Будучи сплющен между камнями, он чудесным образом остался жив и мог двигаться, ходить и говорить. После этих мучений, святой Артемий был усечен мечом.

Кончина его последовала в 362 году. Мощи святого, источающие чудеса и исцеления, были перенесены в Константинополь и там с почестями преданы погребению.

Житие святого

Артемий был сподвижником императора Константина Великого, а потом и его сына Констанция. Он происходил из знатной семьи и был известным военачальником. Потомственный патриций, относящийся к элите римского общества, святой Артемий Антиохийский являлся лучшим его представителем и в битве императора с Мавксентием видел в небе знамение Креста Господня.


Святой великомученик Артемий Антиохийский

Это настолько большое произвело на святого впечатление, что он стал самым искренним верующим христианином. В дальнейшем его судьба при Константине Великом и его сыне Констанции развивалась, т. е. до 361 года, следующим образом:

  • прославился великомученик Артемий Антиохийский как военачальник во многих последующих битвах, заслужил репутацию верного слуги императора и способного полководца;
  • именно он перевез в Константинополь мощи апостолов Андрея и Луки;
  • за свои труды он удостоен многих наград от императора и назначен наместником одной из главнейших провинций империи Египта.

Здесь он правил по справедливости, искоренял язычество и проповедовал Христа. Каждый знал, что правитель Артемий справедлив и нелицеприятен, поэтому его авторитет среди местного населения был безукоризнен.

Важный факт! После смерти Констанция в 361 году к власти приходит император Юлиан, получивший в истории прозвище Отступник, и это не случайно, потому что именно он стал единственным царем в истории Римской (Византийской) империи, который попытался вернуть мир к язычеству.

Конечно Юлиан Отступник был неординарной личностью, но шел против Того, Кто являлся истинным Богом. Его недолгое правление (361 — 363 гг.) состояло из следующих событий:

  • попытался реанимировать язычество под личиной неоплатонизма, придав внешней организации язычества черты христианской церкви;
  • издал «Эдикт о веротерпимости», который признавал равное существование в империи, как язычества, так и христианства, одновременно и всех ересей тогда существовавших (начиная с ариан);
  • провел школьную реформу, которая вытеснила их всех школ христианских учителей и на их место поставила почитателей неоплатонизма.

Поездка Юлиана в Антиохию, показала ему, что христианство уже слишком сильно укоренилось в сознании людей, чтобы его так легко было победить, поэтому он ожесточился и начал открытые гонения на наиболее значительных представителей христианства, среди которых оказался и св. Артемий Антиохийский.

Несомненно, что Юлиан видел в Артемии не только христианина, но и соперника, так как языческие реформы царя вызвали неоднозначную реакцию в обществе и в прославленном военачальнике императора Константина Великого видели некоторое противопоставление фигуре Отступника, кроме того Артемия действительно в Египте очень уважали и любили.

В чем помогает икона Артемия Антиохийского

Через иконы своих угодником Господь посылает нам просимое, полезное для душ наших. Святые, так же как и мы, шедшие земным путем, знают наши потребности. Они испытывали те же переживания, преодолевали схожие земные трудности. Прося святого о заступничестве, мы просим чтобы он донес нашу молитву Богу и молитвы святого будут быстрее услышаны, чем искреннее будет наше обращение к ним. Икона Артемия Антиохийского помогает наладить молитвенную связь со святым заступником. Имея перед собой зрительный образ святого Артемия, наша молитва не рассеивается на пустые представления и мечтания. И по вере просящего Господь через Своих святых дает нам просимое. Артемий Антиохийский почитается в христианском мире как святой, великомученик.

Перед иконой Артемия Антиохийского молятся:

— О воинстве земном, о солдатах и офицерах оберегающих наш спокойный сон. — Об укреплении веры — О помощи в устроение земных дел — Об исцелении телесных и духовных немощей.

Почитание и святые мощи

Конечно же, христиане уже тогда, по мученической кончине Артемия прекрасно понимали значение его подвига. Он не только свидетельствовал об истинности Христовой веры, но и утверждал значение христианства, как истинной веры, способной противостоять не только язычеству, но и всем другим не христианским вызовам.

Мощи Артемия Антиохийского были через некоторое время перевезены диаконисой Аристой в Константинополь и погребены в храме св. Иоанна Предтечи. От его мощей совершалось много чудес, и Артемий довольно быстро был прославлен как святой.

На заметку! В настоящее время мощи находятся в г. Патры, где всегда почитался мученик.

Интересно, что святой Артемий очень чтим был в Древней Руси, частицы его мощей имелись:

  • в Киево-Печерской Лавре, куда попали еще в 1073 году и были принесены сюда иноками-паломниками, побывавшими на Православном Востоке;
  • у первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича имелся наперсный крест с частицей мощей мученика.

Первый русский царь нового времени видно полагался на мощное молитвенное заступничество этого мученика.

Еще о мощах святых:

  • Мощи святого Илии Муромца
  • Мощи преподобного Сергия Радонежского
  • Мощи святого апостола Андрея Первозванного

Икона Артемия Антиохийского, значение

Значение иконы святого Артемия заключается в несокрушимой силе духа, представленной в образе великомученика. Она олицетворяет силу веры, мученический подвиг, твердую решимость отстаивать христианские идеалы, даже ценой собственной жизни. Образ Артемия Антиохийского, история его жизненного пути, вдохновляют нас, побуждают к пламенной молитве и благочестивым делам. Воистину, дивен Бог во Своих святых! Дорогие верующие, братия и сестры! Не сомневайтесь в помощи святого Артемия! Откройте ему свое сердце в искренней молитве и он услышит нас, исцелит духовные и телесные немощи, поможет в благополучном устроение земных дел.

Не забывайте, что для свершения чуда и нам самим следует иметь попечение: регулярно, со вниманием читать молитву, творить дела веры и любви. И не забывать благодарить: благодарить всех людей, посланных нам по милости Божией, для решения наших жизненных неурядиц, разделивших с нами радость и печали. Благодарить Святого, молитвенной поддержки которого жаждало наше сердце, ведь сколько людей его молят о помощи, а он услышал и помог и нам тоже. И главное, благодарить Господа, за Его безграничное человеколюбие. Он дал миру Своих святых и ежесекундно помогает нам, людям надеющимся на Его великие милости.

Все в мире творится по мудрому промыслу Божиему. Трудности и печали, удача и радости. Через земные испытания Господь укрепляет нас. Оказывая помощь друг другу, молясь Небесным святым, мы крепче соединяемся в Единой Христовой Церкви. И мы верим что великомученик Артемий Антиохийский услышит все наши молитвы и явит нам безграничную милость Господа нашего Иисуса Христа. Слава Богу за всё!

Святые покровители Артема

Многие Святые с этим именем прославили его в Православии. К известным небесным покровителям мальчиков с именем Артем можно отнести Артемия Листрийского, Артема Солунского, Артемия Веркольского.

Важно! Именины Артема не следует путать с Днем Ангела. Именины — день памяти Святого, в честь которого мальчик был назван. День Ангела — день, в который почитается Ангел-хранитель мальчика, данный ему Богом при рождении.

Артемий Листрийский

О житие Святого Артемия сведений дошло очень мало. Апостол Артемий причислен к семидесяти Святым Апостолам, он был постоянным спутником апостола Павла и пользовался его особым доверием. День памяти Святого — 17 января и 12 ноября.


Святой апостол Артемий Листрийский

Артемий Антиохийский

Святой Артемий служил в войске Константина Великого. Во время службы он укрепился в христианской вере, за что претерпел многие пытки и истязания, и был убит язычниками. День памяти Святого — 2 ноября.

Артемий Солунский

Святителя Артемия Солунского также называют Селевийским, так как он родился и жил в Селевкии. Он прославился христианской мудростью и благочестием, поэтому апостол Павел назначил праведника первым епископом Селевкии. Он пользовался огромным уважением и авторитетом среди простых христиан, епископа считали защитником бедных и обездоленных. День памяти Святого — 6 апреля.


Святитель Артемий, епископ Солунский

Артемий Кизический

Христианство в городе Кизике начало распространяться во времена апостола Павла. Большинство жителей города продолжали исповедовать язычество, но нашлись и люди, готовые посвятить жизнь Христу. Среди них было 9 великомучеников, в том числе и Святой Артемий.

Его пытали и истязали за приверженность христианству, затем праведник был казнен. Испытывая нечеловеческие мучения, Артемий не отрекся от веры и не предал Христа. День памяти Святого — 12 мая.

Купить икону святого Артемия

В иконописной мастерской Радонежъ Вы можете купить, либо заказать рукописную икону святого великомученика Артемия Антиохийского. Позвоните нам и мы поможем подобрать Вам сюжет, композиционное решение иконы, её оптимальный размер и оформление, либо напишем икону по Вашему образцу.

Бесплатная доставка по России. При желании икона может быть освящена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Образ святого великомученика Артемия Антиохийского выполненный иконописцами мастерской Радонежъ, как и любая икона ручной работы, несет в себе живое тепло человеческих рук и любящего сердца. Каждая икона написанная с любовью – уникальна и неповторима.

Мира вам и добра Дорогие братия и сестры, и пусть святой угодник Божий, Артемий Антиохийский, сопутствует вам на протяжении всего жизненного пути.

Похожие иконы:


Владимир 24000 ₽


Дионисий Ареопагит 12000 ₽


Вера Римская 13000 ₽


Сергий Радонежский – икона с объемной гравировкой 36500 ₽

Святой праведный отрок Артемий Веркольский

Дни памяти:

  • 17 июня (переходящая) – Собор Новгородских святых
  • 3 июня – Собор Карельских святых
  • 6 июля
  • 2 ноября

Артемий Веркольский родился в селе Верколе на территории нынешней Архангельской области. Его родители были простыми, но благочестивыми крестьянами, и сына своего воспитали в благочестии, послушании и трудолюбии.

Как-то 12-летний Артемий помогал отцу в поле. Вдруг раздался удар грома, сверкнула молния, и отрок бездыханным упал на землю. Односельчане посчитали такую смерть знаком гнева Божьего и не стали его хоронить по православному обычаю, а оставили в лесу, просто слегка присыпав землей и закидав ветками.

Прошло 32 года. В 1577 году Агафоник, местный дьякон, обратил внимание на необычное свечение, исходившее из леса. Когда он подошел, то увидел, что свечение указывает на останки погибшего от молнии отрока, которые оставались в первозданном виде, нетронутые тлением. Пораженный этим чудом дьякон рассказал о нем в селе и велел перенести тело Артемия в приходскую церковь. Нетленные останки поместили в гроб, поставили его у внешнего притвора и прикрыли берестой.

Через непродолжительное время окрестные земли охватила эпидемия лихорадки, но многие из местных жителей, которые поклонились мощам отрока Артемия, обрели исцеление, а в скором времени и сама эпидемия пошла на убыль. Затем было еще немало чудесных исцелений, после которых слава о чудотворце Артемии разошлась далеко за пределы края. Первое такое чудо было описано в 1584 году, а в 1610 году останки праведного отрока поместили в специальную раку уже в самом храме.

В 1619 году на почитание праведного отрока Артемия было дано благословение от Макария II, митрополита Новгородского, а в 1648 году царь по повелению царя Алексея Михайловича был учрежден Свято-Артемьев Веркольский монастырь, где с почетом поместили мощи святого. Вскоре появились первые иконы «Святой Артемий», на некоторых из них изображались эпизоды из жизни святого отрока и последующие чудесные исцеления.

Святого мученика Артемия

Память 20 октября

О святом мученике Артемии древние сказания сообщают, что он был родом из знатного Римского семейства, имел звание сенатора и при императоре Констанции заведовал всем царским имуществом.

Артемий начал свою службу при Константине Великом, в войсках этого благочестивого императора. Когда ему пришлось, вместе с Константином, увидеть на небе чудесное знамение святого креста, то он утвердился в вере христианской и стал верным слугою императора Константина и его дома6807. По смерти Константина, он все время пребывал при сыне его, Констанции6808, как его лучший друг, и царь давал ему самые почетные поручения. Так, когда Констанций узнал от одного епископа, что тела апостолов Христовых Андрея и Луки погребены в Ахаии6809, то поручил Артемию перенести сии драгоценные сокровища в Константинополь. Артемий, исполняя царское повеление, с великими почестями перенес мощи святых апостолов в царствующий град, и за сие получил от царя повышение, которого он был вполне достоин: именно царь сделал его дуксом и августалием6810 Египта, и Артемий жил там, благоугождая Богу. Распространяя честь и славу имени Иисуса Христа, он низвергнул и сокрушил много идолов в Египте.

Когда царь Констанций, сын Константина Великого, скончался, то власть над всею Римскою империей принял нечестивый отступник Юлиан6811, который прежде тайно, а теперь явно отвергся от Господа нашего Иисуса Христа и открыто стал поклоняться идолам. Он разослал по всем странам своего царства, восточным и западным, указ о том, чтобы те храмы, которые в царствование Константина Великого были отняты христианами у язычников, теперь были снова отданы язычникам; вместе с тем он повелел в этих храмах снова поставить кумиры и совершать жертвоприношения богам.

Так, сей нечестивый царь восстановил повсюду многобожие которое пало при святом царе Константине, христиан же подверг сильным притеснениям, мучая и умерщвляя их, разграбляя их имущество и изрыгая хуления на святое имя Иисуса Христа.

Чтобы унизить христианство, нечестивый Юлиан, взяв из раки кости святого пророка Елисея и мощи святого Иоанна Крестителя – кроме честной его главы и правой руки, которые лежали в Севастии – и смешав их с костями животных и нечестивых людей, сжег их, а пепел рассеял по воздуху; христиане собрали тот пепел и оставшиеся от сожжения кости и сохранили их в почетном месте.

Затем он узнал, что в городе Панеаде6812 находится изваяние Христа Спасителя, устроенное кровоточивою женщиною, исцелившеюся чрез прикосновение к краю риз Христовых (Мф.9:20). Сие изваяние царь ниспровергнул и повелел влачить его по площади, доколе оно все не разбилось; только голову сего изваяния один христианин похитил и сохранил. На месте же, где стояло это изваяние, царь повелел поставить свою статую, которая, однако, была разбита ударом молнии.

Собрав большое войско, нечестивец Юлиан решил идти против персов, и во время сего похода, прибыв в Антиохию, воздвиг здесь, по своему обычаю, гонение на Церковь Христову, умерщвляя верующих.

В то время к нему приведены были два Антиохийских пресвитера, Евгений и Макарий, – люди ученые. С ними Юлиан долго спорил о богах, приводя для доказательства нечестивых своих мыслей различные слова языческих греческих писателей, но не смог принудить к молчанию богоглаголивые уста мудрых старцев; напротив, он сам был ими поражен, посрамлен и обличен в нечестии. Не вынося своего посрамления, Юлиан повелел бить святых нещадно, предварительно обнажив их, и Евгению было дано пятьсот ударов, а Макарию – без числа.

Когда святые сии подвергнуты были тяжким мучениям, в то время на месте казни случилось быть великому Артемию. Услышав, что воцарился Юлиан, и что он идет в поход против Персов, – в виду чего и ему был послан указ о прибытии со всеми своими войсками в Антиохию, – Артемий пришел сюда со своими войсками, воздал Юлиану почтение, подобающее царю, предложив ему при сем подарки, и стоял около царя в то время, когда подвергаемы были мучению святые исповедники, Евгений и Макарий. Слыша, как нечестивый Юлиан хулит своими скверными устами Господа Иисуса Христа, Артемий исполнился ревности и, подойдя к царю, сказал:

– Зачем ты, государь, так бесчеловечно мучишь неповинных и посвященных Богу мужей и принуждаешь их отступить от православной веры? Знай, что и ты – человек немощный; если Бог и поставил тебя царем, то все-таки ты можешь подвергнуться искушению от диавола; я думаю, что первый виновник зла – лукавый диавол. Как некогда он испросил у Бога позволение искусить Иова и получил оное, так и тебя он воздвиг против нас и навел на нас, чтобы твоими руками истребить Христову пшеницу и всеять свои плевелы. Но тщетны его старания и ничтожна его сила; ибо с тех пор, как пришел Господь и водружен был крест, на коем вознесен был Христос, пала бесовская гордыня и сокрушена сила бесовская. Итак, не обольщайся, царь, и не преследуй, в угодность демонам, Богом хранимый народ христианский. Знай, что крепость и сила Христова непобедимы и непреодолимы.

Услышав сие, Юлиан возгорелся гневом и закричал громким голосом:

– Кто и откуда сей нечестивец, который так дерзновенно обращается к нам и смеет в лицо оскорблять нас?

Предстоявшие царю отвечали:

– Царь! Это дукс и августалий Александрийский.

– Как? – сказал царь, – это мерзкий Артемий, который участвовал в умерщвлении брата моего Галла6813?

– Да, державный царь, это – он, – отвечали предстоявшие.

Царь же сказал:

– Я должен благодарить бессмертных богов, а более всего Дафнийского Аполлона6814 за то, что они предали мне в руки сего врага, который сам пришел сюда. Итак, пусть сей негодный будет лишен своего сана; пусть с него снимут пояс6815 и ныне же подвергнут его наказанию, а завтра, если угодно будет богам, я произнесу над ним приговор за убийство моего брата. Я отомщу на нем неповинную кровь и погублю его не одною казнью, но множеством казней, ибо он пролил кровь не простого человека, а царскую.

Когда царь сказал сие, оруженосцы его тотчас взяли Артемия и, сняв с него военачальнический пояс и другие знаки достоинства, поставили его обнаженным. И отдан был святой в руки палачей, которые, связав ему руки и ноги, растянули его на четыре стороны6816, и так долго били его по спине и чреву воловьими жилами, что от усталости сменилось четыре пары палачей. Но святой проявил подлинно сверхчеловеческое терпение, и казался всем как бы совершенно бесчувственным: он не испустил ни одного звука, не застонал, не сделал ни одного движения и не выказал никакого знака страдания, как обыкновенно показывают люди, терпящие мучения. Земля напоялась его кровью, а он оставался непоколебим, так что удивлялись ему все, даже сам нечестивый Юлиан. Потом царь повелел перестать бить его, и святой уведен был в темницу со святыми мучениками Евгением и Макарием. Страстотерпцы в сие время пели: «Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро. Ты ввел нас в сеть, положил оковы на чресла наши, посадил человека на главу нашу. Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу» (Пс.65:10–12)6817.

Окончив пение, Артемий сказал сам себе:

– Артемий, вот язвы Христовы начертаны на твоем теле, – осталось тебе самую душу твою отдать за Христа с оставшеюся в тебе кровью; и вспоминал он пророческое слово: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим» (Ис.50:6)6818. Но разве потерпел я, недостойный, – говорил он, – более, чем мой Владыка? Он по всему телу был покрыт ранами: от ног до главы не было в Нем здорового места, глава Его была пронзена тернием, руки и ноги были пригвождены ко кресту за грехи мои, тогда как Сам Он греха не знал и не сказал даже ни одного неправедного слова. О, как велики, по сравнению с моими, страдания моего Владыки и как далек я, жалкий человек, от Его терпения и незлобия! Радуюсь и веселюсь, потому что украшаюсь страданиями моего Владыки: сие облегчает мои мучения. Благодарю Тебя, Владыко, за то, что увенчал меня Твоими страданиями! Молю Тебя, доведи меня до конца по пути исповедничества; не дай мне оказаться недостойным сего предначатого мне подвига; ибо я возложил свое упование на Твои щедроты, преблагий Господи Человеколюбче!

Так помолившись сам в себе, святой достиг темницы и в течение целой ночи пребывал там вместе со святыми Евгением и Макарием, славословя Бога.

Когда наступило утро, Юлиан Отступник снова повелел мученикам явиться на судилище, и здесь, не подвергая допросу, разлучил их: Артемия оставил при себе, Евгения же и Макария послал в заточение в Оасим Аравийский6819. Страна та – крайне нездоровая: там дуют гибельные ветры и никто из приходящих туда не может выжить более года, ибо непременно впадает в лютую болезнь, кончающуюся смертью. Итак, святые Евгений и Макарий, будучи посланы туда, чрез несколько времени достигли блаженной кончины6820, а святой Артемий претерпел множество страданий. Но сначала Юлиан, как волк, надевший на себя овечью шкуру, кротко, как бы соболезнуя Артемию и жалея его, начал говорить так:

– Безрассудною своею дерзостью ты принудил меня, Артемий, обесчестить твою старость и повредить твое здоровье, о чем я и сожалею. Теперь прошу тебя, подойди и принеси жертву богам, прежде же всего Дафнийскому богу, Аполлону, особенно чтимому мною. Если ты сие исполнишь, то я отпущу тебе преступление против брата моего и награжу тебя еще более славным и почетным саном: я сделаю тебя верховным жрецом6821 великих богов и начальником над жрецами всей вселенной; я назову тебя своим отцом, и ты будешь вторым за мною лицом в моем царстве. Ты, Артемий, знаешь и сам, что брат мой, Галл, безвинно, из одной зависти, был умерщвлен Констанцием. На престол более прав имел наш род, чем род Константина, ибо отец мой, Констанций, родился у деда моего, Констанция, от дочери Максимиана, Константин же родился от Елены, женщины простого звания6822. К тому же дед мой тогда еще не был кесарем, когда у него родился сын от Елены, а отец мой родился у него тогда, когда он уже вступил на престол. Но Константин дерзко похитил царскую власть. Сын его, Констанций, умертвил моего отца и братьев его, убил недавно и брата моего, Галла. Хотел он убить и меня, но меня спасли из его рук боги. В надежде на них, я отрекся от христианства и уклонился к Еллинской религии; я хорошо знаю, что вера еллинская и римская есть вера древнейшая, христианская же явилась недавно, и Константин принял ее, отвергши древние и добрые римские правила жизни, только по своему невежеству и неразумию. И боги возненавидели его, как нечестивого, и недостойного доверия их. Боги возненавидели и отвергли его от себя, а его нечестивое потомство истребили от среды живущих6823. Не правду ли я говорю, Артемий? Ты человек старый и разумный – рассуди же, правду ли я говорю? Итак, признай истину и будь нашим, ибо я хочу, что бы ты мне был другом и помощником по управлению царством.

Услышав сие и немного помедлив, святой Артемий начал так говорить:

– Прежде всего, относительно твоего брата скажу тебе, царь, что я неповинен в его смерти, – да и вообще я ни делом, ни словом никогда не сделал ему вреда; сколько ни расследуй, ты ничем не докажешь, что я был повинен в его смерти. Я знал, что он был настоящий христианин, благочестивый и послушный закону Христову. Да ведают небо и земля и весь лик святых ангелов и Господь мой Иисус Христос, Коему я служу, что я неповинен в убийстве твоего брата и ни в чем не содействовал его убийцам. Меня и не было с царем Констанцием в то время, когда было рассуждение о твоем брате: все время до сего года я оставался в Египте. А на твое предложение, чтобы я отрекся от Христа, моего Спасителя, – отвечу тебе словами трех отроков, которые были при Навуходоносоре (Дан.3:18): да будет тебе, царь, известно, что богам твоим я не служу и золотому истукану тебе любезного Аполлона не поклонюсь никогда. Ты унизил блаженного Константина и его род, назвав его врагом богов и человеком безумным. Но он был обращен ко Христу от богов ваших, чрез особое призвание свыше. Об этом ты послушай меня, как свидетеля сего события. Когда мы шли на войну против лютого мучителя и кровожадного Максенция6824, около полудня явился на небе крест, сиявший ярче солнца, и на том кресте звездами были изображены латинские слова, обещавшие Константину победу. Все мы видели тот крест, явившийся на небе, и прочитали, написанное на нем. И ныне в войске есть еще много старых воинов, которые хорошо помнят то, что ясно видели своими глазами. Разузнай, если хочешь, и ты увидишь, что я говорю правду. Но зачем я говорю об этом? Христа еще задолго до Его пришествия предвозвестили пророки, как это и ты сам хорошо знаешь. Много есть свидетельств о том, что Он действительно приходил на землю, и даже самые ваши боги нередко прорицали о пришествии Христа, – говорили о том же Сивиллины книги и Вергилий6825.

И говорил далее святой о том, как нередко живущие в идолах бесы, будучи принуждаемы силою Божией, против своей воли, исповедовали Христа истинным Богом. Юлиан же, не вынося правдивых речей Артемия, повелел обнажить мученика и раскаленными шилами проколоть бока его, а в спину вонзить острые трезубцы. Артемий же, как и прежде, как бы не чувствуя никакой боли, не закричал, и не испустил никакого стона, являясь дивно терпеливым в страдании. После сих истязаний Юлиан снова отослал его в темницу, повелев морить святого голодом и жаждой, сам же ушел на место называемое Дафне, чтобы принести жертвы богу своему Аполлону и вопрошал его об исходе своей войны против персов6826. Там пробыл он довольно долго, всякий день принося в жертву скверному Аполлону большое количество животных, но все-таки не получил желаемого ответа. Ибо бес, находившийся в идоле Аполлона и дававший ответы людям, умолк с того времени, когда на то место перенесены были мощи святого Вавилы (епископа и мученика Антиохийского) с останками трех младенцев, пострадавших с Вавилой6827. Итак Аполлон ничего не ответил Юлиану. Когда царь узнал, после долгого расследования, что Аполлон онемел потому, что невдалеке от него были положены мощи Вавилы, то тотчас повелел христианам взять оттуда мощи; но лишь только святые мощи были взяты со своего места, как на храм Аполлонов ниспал огонь с неба и сжег его вместе с находившимся в нем идолом.

Артемий же, находясь в темнице, был посещен Самим Господом и Его святыми ангелами. Когда Артемий молился, ему явился Христос и сказал:

– Мужайся Артемий! Я с тобою и избавлю тебя от всякой боли, какую причинили тебе мучители, и уже готовлю тебе венец славы. Ибо как ты исповедал Меня пред людьми на земле, так и Я исповедаю тебя пред Отцом Моим Небесным. Итак будь мужествен и радуйся: ты будешь со Мною в Моем Царстве.

Услышав сие от Господа, мученик тотчас стал славословить Его; ни одной раны или язвы не осталось на его святом теле, душа его исполнилась Божественного утешения и он пел и благословлял Бога. А между тем, с тех пор как он был брошен в темницу, он ничего не вкушал и ничего не пил, и так продолжалось до самой его смерти. Питаем же был Артемий свыше, – благодатью Святого Духа.

Возвратившись со стыдом от своих жертвоприношений, Юлиан возложил вину в сожжении храма Аполлонова на христиан, – говоря, что его зажгли ночью именно они, – и, отняв у христиан святые церкви, превратил их в идольские храмы и стал делать большие притеснения христианам. Приказав затем привести к себе Артемия из темницы, он сказал ему:

– Ты, конечно, слышал, что случилось в Дафне, – как нечестивые христиане зажгли храм великого бога Аполлона и уничтожили прекрасное его изображение. Но пусть не радуются сему беззаконные, пусть не смеются над нами, ибо я отплачу за сие в семьдесят раз в семеро, как у вас говорится6828.

Святой же Артемий отвечал:

– Слышал я, что, по попущению разгневанного Бога, сошедший огонь с неба истребил твоего бога и сжег его храм. Но если твой Аполлон был богом, то как он не избавил себя от огня?

Царь же сказал:

– И ты, несчастный, смеешься и радуешься сожжению Аполлона?

– Я смеюсь над вашим безумием, – отвечал Артемий, – что вы служите такому богу, который не мог сам себя спасти от огня. Как же он может вас избавить от огня вечного? Утешаюсь же я падением его и радуюсь всему тому, что чудодейственно совершает мой Христос. А если ты похваляешься отплатить в семьдесят раз в семеро неповинным и никакого тебе зла не сделавшим христианам, то ты получишь за сие тогда, когда будешь ввержен в неугасимый огонь и вечные мучения, которые наступят для тебя скоро. Ибо погибель твоя – уже близка и скоро память твоя погибнет с шумом6829.

Мучитель, разгневавшись, повелел каменотесам рассечь один большой камень и потом столкнуть его сверху на Артемия, который был связан и положен на каменную же плиту под этим камнем. Когда это было исполнено, все тело мученика покрыл упавший на него камень и так придавил его, что сломал ему все кости; внутренности его выпали, составы тела переломились и глазные яблоки вышли из своих мест. И какое великое чудо! Будучи сплющен между камнями, святой остался живым и призывал Бога, своего Помощника, и говорил словами Давида:

– «Возвел меня на скалу, для меня недосягаемую, ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага» (Пс.60:3–4)6830.«Поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои» (Пс.39:3)6831. Прими же теперь, Единородный, дух мой, ибо Ты знаешь мое тяжкое положение, и не оставь меня в руках вражеских.

Так, будучи придавлен камнем, святой провел целые сутки. Потом Юлиан повелел снять камень, считая святого уже умершим, но святой, к общему удивлению, оказался жив и, встав, ходил. И было всем страшно смотреть на него: пред ними был обнаженный человек, вдавленный как доска, с раздробленными костями, с выпавшими внутренностями; лицо его было раздавлено, глаза вышли из орбит, но жизнь все еще держалась в нем, ноги могли двигаться и язык еще был способен ясно говорить. Сам мучитель, увидав такое чудо, ужаснулся и сказал своим приближенным:

– Человек это или привидение? Не отвел ли глаза нам этот волшебник? Ибо пред нами зрелище страшное и выходящее за пределы природы. Кто ожидал, что он еще жив? А теперь, когда у него выпали внутренности и все суставы его разбиты и расслабли, он все-таки двигается, ходит и говорит. Но, видно, наши боги сохранили его живым для вразумления других, чтобы тот, кто не хотел признать их власть, оставался ужасным страшилищем для тех, кто на него смотрит.

И сказал Юлиан мученику:

– Вот ты, несчастный, уже лишился очей и все члены твоего тела окончательно испорчены, – как можешь ты еще питать надежду на Того, на Кого ты доселе надеялся напрасно? Но проси милости у милосердных богов, чтобы они помиловали тебя и чтобы не предали тебя адским мучениям.

Мученик же Христов, услышав о мучениях, усмехнулся и сказал царю:

– Твои ли боги предадут меня мучениям? Они и сами не могут избежать уготованных им мучений, а с ними и ты, будучи брошен в вечный огонь, будешь вечно мучиться, ибо отрекся от Сына Божия и попрал ногами Его святую кровь, пролитую за нас, и поругался над благодатью Святого Духа, повинуясь губительным бесам. Я же за незначительную боль, причиненную мне тобою, надеюсь у своего Господа, за Которого страдаю, иметь вечный покой в Его небесном чертоге.

Юлиан, услышав сие, изрек мученику такой приговор:

– Артемия, хулившего богов, поправшего римские и наши законы, признавшего себя не римлянином, а христианином и нарекшего себя, вместо дукса и августалия, галилеянином – предаем на смерть и повелеваем скверную его голову отсечь мечом.

После такого приговора святой был уведен на место казни и шествовал туда с несказанною радостью, желая «разрешиться и со Христом быть»6832. Придя же на место, где должна была совершиться над ним казнь, он испросил себе время для молитвы и, обратившись к востоку, трижды преклонил колена и долго молился. После сего он услышал с неба голос, который говорил:

– Войди со святыми принять уготованную тебе награду.

И тотчас блаженный преклонил голову свою и был усечен одним воином, в двадцатый день октября месяца; день же, в который он совершил мученический подвиг, была пятница. Честное и святое тело его одна женщина, по имени Ариста, диаконисса Антиохийской церкви, выпросила у мучителя и, помазавши его драгоценными ароматами, вложила в ковчег и послала в Константинополь, где оно и было с почестями предано погребению. От мощей его совершались многие дивные чудеса и болящим подавались различные исцеления, которые и ныне подает святой Артемий всем, с верою к нему притекающим.

После же кончины Артемия вскоре сбылось то пророчество, которое он высказал Юлиану прямо в глаза относительно его смерти: «тебе предстоит скорая погибель и недолго уже до того времени, когда память о тебе погибнет с шумом». Ибо Юлиан, умертвив святого Артемия, тронулся со своими войсками из Антиохии и пошел на Персов. Когда дошел он до города Ктезифона6833, ему встретился один перс, человек старый, уважаемый и очень рассудительный. Он обещал Юлиану предать Персидское царство и вызвался быть проводником в Персию беззаконному царю и всему его войску. Но это не послужило на пользу злому кровопийце, ибо тот перс обманул его и, показывая вид, что ведет его прямою настоящею дорогою, ввел злодея в Карманитскую пустыню6834, в места непроходимые, где постоянно встречались пропасти, где не было вовсе воды и никакой пищи, так что все воины истомились от голода и жажды, а кони и верблюды все пали. После сего проводник признался, что он с намерением завел римлян в такие пустые и страшные места, чтобы ослабить их силу. «Я для того сие сделал – сказал он, – чтобы не видеть отечество свое плененным врагами, и лучше здесь мне одному, чем всему моему отечеству, погибнуть от ваших рук». И тотчас после сего признания перс тот был рассечен воинами на части. Блуждая по пустыне, греки и римляне, против своей воли, столкнулись с персидским войском и, во время происшедшего здесь сражения, многие юлиановы воины пали. Возмездие Божественное постигло тут и самого Юлиана, ибо он был пронзен в бок невидимою рукою свыше и невидимым оружием, которое прошло вниз живота его. Он тяжко застонал и, схватив рукою горсть крови, бросил ее в воздух, и воскликнул:

– Ты победил, Христос! Насыться, Галилеянин!

И тут извергнул он, умирая в муках, свою злодейскую и скверную душу и погиб с шумом, по пророчеству святого Артемия6835. Войско же римское, по смерти Юлиана, поставило царем Иовиана, который был христианином, и который, заключив с персами мир, возвратился назад. Итак Юлиан мучится в аду с Иудою6836, Артемий же веселится на небе со святыми6837, предстоя Богу Единому в Троице, Отцу и Сыну и Святому Духу, Емуже слава во веки. Аминь.

Кондак, глас 2:

Благочестиваго и венценоснаго мученика, на враги победы вземшаго одоление сошедшеся достойно песньми восхвалим Артемия, превеликаго в мученицех, чудес же дателя пребогатаго: молится бо Господу о всех нас.

Возмездие

Вскоре после этого был поражен и римский правитель. Пророчества святого Артемия сбылись ровно через год. Юлиан с войском, выйдя из Антиохии, пошел воевать с персами. Подойдя к городу Ктесифону, они встретили старого перса, который попросился быть проводником у Юлиана, пообещавший за небольшое вознаграждение предать своих сограждан. Но как потом оказалось, он обманул их и завел воинов в дикую непроходимую Карманитскую пустыню, где не было ни воды, ни пищи. Греко-римские войска голодные и истомленные от жары вступили в вынужденный бой с хорошо подготовленными к встрече силами персов. В битве с персами кавалерийское копье рассекло ему руку, пронзило ребра и застряло в печени. В итоге Юлиан, сраженный невидимою рукою, тяжело застонал и произнес перед смертью слова: «Ты победил, Галилеянин!».

Иконы и молитвы

На иконах Великомученик Артемий традиционно изображается с длинными волосами и раздвоенной короткой бородкой в воинских доспехах и гиматии. Но есть и другие интерпретации.

Молитва великомученику Артемию, начинается со слов: «Святый угодниче Божий, Артемие праведный!». Вторая — «Святой мучениче Артемие!».

Впервые житие святого великомученика и воина Артемия в конце X века описал Иоанн Родосский, затем оно было обработано и дополнено Симеоном Метафрастом. О святом Артемии Антиохийском сообщали и древние византийские историки Аммиан Марцеллин и Филосторгий.

В 1073 году частица его мощей была обретена Киево-Печерским монастырем. Известно также о нахождении святых мощей в кресте-мощевике русского императора Михаила Федоровича, который стал благословением Патриарха Филарета.

Осужденный людьми и реабилитированный Богом

Двенадцать веков спустя, в обычной крестьянской семье родился мальчик, которого назвали в честь великомученика Артемия. Жил он в селе Верколе (Архангельская область), был миролюбивым, тихим, послушным, благочестивым. Шумных детских игр сторонился. С раннего возраста отрок начал помогать своему отцу по хозяйству. Однажды жарким июньским днем тринадцатилетний Артемий вместе с родителем боронил поле. Беда пришла откуда не ждали: резко поднялся сильный ветер, небо стремительно заволокли темные тучи и началась страшная гроза. Молния сверкнула над полем и ударила в Артемия. Мальчик упал замертво.

Когда в селе узнали о случившейся трагедии, то пошли недобрые слухи: что если этот тихий Артемий на самом деле был грешником? В тихом омуте, как говорится, черти водятся. Да и смерть его, казалось бы, ясно показывала: прогневал он чем-то Бога. В конце концов суеверные односельчане решили, что не стоит мальчика хоронить по-христиански и положили тело в лесу, забросав его ветками — для того времени поступок неслыханный. Ведь без христианского погребения могли оставить самоубийцу или же человека некрещеного (последнее вообще представить трудно).

28 лет всеми забытое тело Артемия пролежало в лесной тишине. Но однажды клирик местной церкви Агафоник, гуляя неподалеку, увидел в чаще леса необычайно яркое сияние. Пробравшись к нему, он нашел тело мальчика, которое за все эти годы осталось совершенно нетленным и от которого исходил этот удивительный свет. Агафоник немедленно позвал крестьян, которым велел отнести найденного отрока в церковь. Начались чудеса. Так, например, когда в окрестностях разразилась эпидемия лихорадки, многие верующие, прикладываясь к мощам Артемия, получали исцеления. Вскоре когда-то проклятый односельчанами отрок стал почитаемым по всей России святым.

Казалось бы, что из этой истории можно вынести нам, современным людям? В первую очередь она показывает, что ни в коем случае нельзя путать канонизацию с фактом святости как таковой. Только Одному Богу известны имена всех святых. Нам же Он открывает только тех, чья судьба и подвиг могут помочь в нашем духовном пути. И образ праведного отрока Артемия Веркольского в очередной раз напоминает нам одно из важнейших предостережений Христа: Не судите, да не судимы будете (Мф 7:1).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]