Слово «диптих» произошло от двух древнегреческих δύο — «два» + πτῠχή — «табличка, дощечка». В древней Греции и Риме использовались для записи различной информации. Диптих — это две деревянные, металлические или костяные таблички, соединенные между собой. Записи велись во внутренних складках, в то время как внешняя часть могла украшаться различными способами. Помимо них существовали такие «блокноты» с тремя и более табличками и назывались триптихами (с тремя), тетраптихами (четырьмя), пентаптихами (пятью), и такие таблички в целом имели название полиптих от слова πολύ-πτῠχος — «многотабличный», или же состоящий из многих табличек.
Консульские складни
Вам будет интересно:Марк Фабий Квинтилиан: биография, научная деятельность, высказывания
В Византии такие таблички вручались консулам после поступления на службу. Самый старый известный консульский диптих был сделан в 406 году, причем последний найденный датирован 541 годом. Они отличались большим размером. На внутренней стороне помещался список консулов, а на внешней (обложке) изображался заказчик самого диптиха. Частично консульские таблички были использованы в качестве досок для напрестольного Евангелия и других церковных книг.
Значение слова диптих
(δίπτυχον) — две деревянные, костяные или металлические продолговатые дощечки, соединенные одна с другой с помощью шнурка, тесьмы или шарнира и складывавшиеся вместе, наподобие книжного переплета. Снаружи они имели гладкую поверхность или же украшались резной работой, а с внутренней стороны, представляя также гладкое поле, обведенное по краю выпуклой полоской, покрывались слоем воска, на котором можно было писать, или, вернее, царапать, посредством стальной заостренной палочки (стиля). Д. играли у древних римлян и греков роль записных и памятных книжек. Иногда дощечки, с одного из своих узких краев, были снабжены маленькими рукоятками, чтобы удобнее было держать их в руке при писании. Термин «диптих» явился только во времена Константина Великого: перед тем подобные записные дощечки назывались у римлян tabulae, pugillares, codices и codicilli, а у греков — πίνακες θ δέλτοι. В тех случаях, когда записная книжка заключала в себе, сверх двух внешних створок, еще одну, две и более дощечек внутри, ее называли триптихом, тетраптихом и т. д. Особую категорию составляют так называемые «консульские Д.» Они отличались от обычных более значительным размером (доходили иногда до 1¼ фут. в вышину) и делались всегда из слоновой кости. То были дорогие художественные произведения, которые новоизбранный консул дарил сенаторам, префектам провинций и другим важным лицам, подавшим за него свой голос. Вешние стороны консульских Д. украшались надписями, эмблемами и художественно исполненными изображениями самого консула, восседающего на курульском кресле, в роскошном одеянии, и держащего в одной руке скипетр, с бюстом императора на верхнем конце, а в другой — цирковую маппу (mappa circensis), — сверток ткани, которой консул давал сигнал для начала игр. Под фигурой консула, снабженной обозначением его имени, нередко изображались представления в цирке, бой гладиаторов и т. п. На внутренних поверхностях створок помещался список консулов, начиная с Л. Юния-Брута и кончая тем, по чьему заказу изготовлен Д. Консульские Д. вошли в употребление на Западе и на Востоке, по-видимому, не ранее III в. по Р. Х.; самый древний из них относится к 248 г., самый поздний — к 541 г. Доселе сохранились Д. 21 консула, в 30 экземплярах. Из них пять, происходящие из коллекции Базилевского, находятся в Имп. Эрмитаже (в Отделении Средн. Век. и эпохи Возрождения). Когда христианство в Римской империи восторжествовало над язычеством, новая религия приспособила консульские и другие Д. к своему употреблению. Одни из них стали служить переплетными досками евангелий и вообще священных книг, причем их обделывали в богатые золотые оклады, украшенные драгоценными каменьями и эмалью. Большинство древнейших Д. дошло до нас именно благодаря употреблению их в христианской церкви. Другие экземпляры заняли место на алтарях, в виде украшения и, вместе с тем, в значении таблиц, по которым священнодействующий мог читать богослужебные молитвы или поминать живых и умерших. С конца IV в. появились Д., изготовленные специально для церковных целей, с изображением уже не мирских сюжетов, а евангельских и ветхозаветных событий, ликов Христа, Богородицы, апостолов и т. п. Так как в поминальные списки вносились имена всех тех, кто выказал усердие и преданность религии — царей, патриархов, епископов, мучеников, исповедников, благотворителей и пр. — то подобные синодики делались, с течением времени, слишком длинны для того, чтобы умещаться на одном Д. Поэтому завелись Д. троякого рода: 1) епископские Д. (diptycha episcoporum), для поминовения местных архиереев; 2) Д. живых (d. vivorum), в кот. вписывались имена здравствующих государей, духовных сановников, жертвователей на пользу церкви и вообще всех достойных ее чад, и 3) Д. усопших (d. mortuorum), назначенные для записи скончавшихся поборников религии и благочестивых людей. Запись чьего-либо имени в Д. считалась для этого лица почетом; наоборот, получить отказ в такой записи или быть вычеркнутым из Д. — составляло позор, в некотором роде отлучение от церкви. В средние века употребление Д. в церквях сделалось всеобщим; они стали водиться и у частных людей, причем, однако, характер и назначение их постепенно изменялись. Священные изображения стали помещаться на внутренних сторонах досок, внешние же стороны оставлялись гладкими Это были уже не записные таблетки или переплетные оклады книг, а образа-складни, перед которыми благочестивые люди молились в своих домах, и которые крестоносец, пилигрим и самый бедный странник брали с собой в путь, как предметы религиозного поклонения. Памятники этого рода особенно размножаются с IX ст., после эпохи иконоборства. Можно предполагать, что именно гонение на священные изображения способствовало распространению таких небольших, легко передвижных и скрываемых образов. Наряду с Д. из слоновой кости вошли в большое употребление триптихи — трехстворчатые складни, — сделанные из того же материала, а равно и складные образы, вырезанные из дерева, литые из меди, изготовленные из благородных металлов и украшенные эмалью. В XIV столетии, вследствие редкости и дороговизны слоновой кости, получили преобладание складни деревянные, принимавшие порой значительные размеры и служившие, в таком случае, напрестольными иконами в церквях и капеллах; однако костяные и металлические Д. продолжали быть в ходу вплоть до XVI ст. и даже позже.
Ср. Fr. Gori, «Thesaurus veterum diptychorum consularium et ecclesiasticorum» (1759); «Catalogue of the Fejervari ivories in the Museum of F. Mayer» (Ливерп., 1856), F. Westwood, «A descriptive catalogue of the fictile ivories in the South-Kensington Museum» (Л., 1876); F. Labarte, «Histoire des arts industriels» (т. I); «Dictionnaire des antiquités grecques et romaines, publ. par Saglio» (т. V, статья G. Bloch’a: «Diptychon»).
A. С-в.
Православие
В церковной среде диптих — это список автокефальных православных церквей, а также их последовательность поминовения во время богослужений. На этом основании распределяются места при сослужении глав и представителей Церквей, во время присутствия на православных форумах, соборах и других общих мероприятиях. Диптих — это основа церковного этикета.
Благодаря религии, сохранились и консульские складни, поскольку хранились церквями и украшались эмалью, золотом и драгоценными камнями. Впоследствии на диптихах стали изображать Иисуса Христа, Божью Матерь, апостолов и иллюстрации событий священной истории. В Древней Церкви создавались двойные таблички различных видов, среди которых были:
- Мартирологи — списки мучеников и святых.
- Крещальные диптихи — с именами новокрещенных лиц.
- Списки живых христиан — обычно имена местного епископа и архиереев, клириков и других членов церковной общины.
- Списки усопших христиан, в которые вносились имена преставившихся епископов, диаконов, пресвитеров и клириков местной общины.
- Епископские списки с именами епископов, живых или усопших.
Ахилла
Просмотры: 6 268
Телеграм-канал «Батюшка Лютер» публикует перевод официального коммюнике Александрийской Церкви о признании ПЦУ:
«Я [патриарх Александрийский Феодор II — прим. ред.] хотел бы из храма в Дахере, из Каира, столицы Египта, сообщить о великом событии для нашей церкви. Я официально заявляю, что древняя Александрийская патриархия, вторая в ряду [поместных церквей], после длительной молитвы и после долгих размышлений, в присутствии святых архиереев, в присутствии его превосходительства посла Греции, с сегодняшнего дня внесла в диптихи православную автокефальную церковь Украины и ее блаженнейшего предстоятеля господина Епифания.
Я столько лет прослужил Церкви и знаю, что с сегодняшнего дня, по милости Божьей, начнется решение этого большого вопроса для нашей церкви. Согласие, любовь и надежда возникнут между нами. Через наши старания, через наши попытки мы увидим, как Христос скажет нам, что он посреди нас.
В прошедшие месяцы мы убедились в расположении наших братьев, священных иерархов, признать автокефалию Украинской церкви, предоставленную синодальным томосом, подписанным Всесвятейшим Вселенским патриархом.
Как всем прекрасно известно, наша святая вселенская православная церковь действует в согласии соборной системой управления, как она приняла ее от святых вселенских соборов. Согласно этой системе, председатели местных церковных синодов являются равнодействующей силой (συνισταμένη) с их членами.
Сообразно с этим и мы, как власть, равнозначная (συνισταμένη) и исполняющая намерение святых братьев иерархов, помянули в диптихах вселенской православной церкви предстоятеля автокефальной церкви Киева и всей Украины — блаженнейшего митрополита Епифания, горячо молясь о мире и благостоянии наших православных церквей».
В РПЦ уже отреагировали на этой заявление, и.о. пресс-секретаря патриарха Кирилла Владимир Легойда написал в своем телеграм-канале:
«Из Александрии пришла весьма печальная новость о решении патриарха Александрийского Феодора признать главу украинских раскольников Сергея Думенко („митрополита Епифания“) и внести его имя в диптихи Александрийской Церкви. Это делает невозможным поминовение Патриарха Александрийского Патриархом Московским и всея Руси».
Ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) в своем телеграм-канале выразил сожаление о предательстве александрийского патриарха:
«Весной этого года вместе с монахами и студентами Московской духовной академии я как паломник посещал Египет. В один из дней молился в Александрии вместе с Патриархом Феодором. Он тепло меня принял и в ходе общения сокрушался о том, что происходит в православном мире, заверял, что поддерживает Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия и молится о нем.
Прошло совсем немного времени, и все резко вдруг поменялось. Сегодня Патриарх Феодор впервые помянул Сергея Думенко (руководителя раскольничьей группировки на Украине, „митрополита Епифания“) и включил его в диптих своей Церкви.
Нет ничего нового под солнцем.
Преданы также будете … братьями, и родственниками, и друзьями, но придет время и печаль ваша в радость будет (Ин. 16:20).
И не стоит пугаться того, что происходит.
Так было раньше, так происходит сейчас, так будет и после нас. Наше дело — быть со Христом и Его Церковью».
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:
Современное время
В настоящее время диптих — это композиция двух фотографий, состоящая из различных или двух частей одного изображения. Это создает возможность выражать смысловую нагрузку и эмоции. Два взаимодополняющих изображения, рассказывающих один и тот же сюжет, но под разными углами.
Фотографов, занимающихся таким способом самовыражения, не очень много, но и среди них есть интересные работы.
Можно самому научиться создавать диптих при помощи двух фотографий, сделанных в разное время. При этом у такой фотографии появляется собственная история, которую можно выразить без слов.
Также существуют художники, рисующие диптихи, которые, по сути, являются двумя картинами, расположенными рядом друг с другом.
Художники выставляют свои картины в галереях рядом друг с другом, при продаже картины рекомендуется не менять местами, чтобы не исказить замысел автора. Вот что значит диптих в современное время.
Источник
ДИ́ПТИХ
«Диптих Мартина ван Ньювенхове». Художник Х. Мемлинг. 1487. Музей Мемлинга (Брюгге).
ДИ́ПТИХ (греч. δίπτυχον – сложенный вдвое, двустворчатый), две соединённые друг с другом пластины для записей или изображений. В Древней Греции (δέλ- τοι, πίναϰες) и Риме (tabellae, pugillares, codices, codicilli, libelli) – таблички для записей, представлявшие собой две скреплённые тесьмой, шнурком или шарниром пластины (чаще всего деревянные или костяные; для записей предназначались внутр. навощённые стороны). Широкое распространение самого термина «Д.» относится к 4 в. Подобные «книжки» могли содержать дополнительные «листы», и тогда, в зависимости от их числа, они именовались триптихами (τρίπτυχα ), тетраптихами (τετράπτυχα ), пентаптихами (πεντάπτυχα) или полиптихами (πολύπτυχα ). В древней Церкви Д. – список имён, поминавшихся во время литургии (возглашался с амвона при евхаристии). Так, напр., о практике составления поминальных списков принявших мученичество за веру, существовавшей, видимо, с апостольских времён, упоминают Киприан Карфагенский, Кирилл Иерусалимский, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский. Д. служили зримым воплощением единства Церкви, соединения в ней всей полноты верных; исключение из Д. фактически означало отпадение от общения с Церковью. Позднейшим расширением Д. обусловлена их спецификация. Оформляются Д. живых (δίπτυχα ζώντων) и Д. усопших (δίπτυχα νεϰρῶν). В первые включались имена новокрещёных, а также имена пап и патриархов, епископов и священников, ктиторов, знатных лиц из мирян (довольно быстро оформляются собственно епископские Д.). В Д. живых воспоминались также Богородица, мученики и исповедники, предстательствующие пред Богом о полноте верных. Имена лиц, находившиеся в Д. живых, после их смерти включались в Д. усопших, что свидетельствовало о непрерывности их общения с Церковью. Д. с именами усопших и здравствующих христиан стали впоследствии именоваться синодиками, в которые в большинстве случаев вносят имена христиан для временного поминовения, напр. в течение 40 дней или 1 года. По отношению к усопшим существует также т. н. вечное поминовение, продолжительность которого ограничена лишь экстремальными событиями (напр., прекращением существования приходской или монастырской общины, как это было во времена гонений в 20 в. в Русской церкви). Др. видом совр. Д. являются частные помянники, которые ведутся благочестивыми семьями и подаются вместе с просфорами для поминовения на Божественной литургии живых и усопших родственников, друзей, иных православных. Ныне в православном богослужении древнему обычаю чтения Д. соответствует поминовение живых и усопших на проскомидии (см. Литургия), на ектениях после чтения Евангелия, в заключит. части анафоры. В католич. богослужении поминовение живых и усопших совершается во время евхаристич. молитвы.
Термин «Д.» употребляется и применительно к списку предстоятелей автокефальных православных Церквей и соответственно – к перечню самих этих Церквей.
Д. стали художественно оформляться в эпоху поздней античности. С сер. 3 в. в Рим. империи получили распространение консульские Д. из слоновой кости. На внешней стороне был представлен консул, восседающий на курульном кресле, со скипетром в одной руке и цирковой маппой (свёртком ткани для подачи сигнала к началу игр) в другой; вверху изображался бюст императора, а под портретом консула – сцены цирковых игр, конских ристалищ, гладиаторских боёв. На внутр. поверхностях Д. помещался список консулов, начиная от первого – Луция Юния Брута, кончая тем, кто был изображён на внешней стороне. С кон. 4 в. по подобию консульских Д. стали создаваться Д. для церковных нужд с изображениями Иисуса Христа, Божией Матери, апостолов и сценами из Священной истории на внешних створках. В Византии в период иконоборчества появились складни в форме Д., в которых иконы располагались не на внешних, а на внутр. сторонах, так что их удобно было прятать от гонителей. После победы над иконоборчеством Д.-складни из слоновой кости, дерева, золота, серебра, меди и др. использовали в путешествиях в качестве молитвенных образов. Живописные и мозаичные иконы-Д. в Византии получили распространение с 11 в. Д. из слоновой кости вернулись в зап. иск-во в кон. 13–14 вв. Центром их произ-ва был Париж, где в готич. стилистике создавались Д. с многофигурными повествоват. сценами. В Византии и в Зап. Европе создавались ювелирные Д., украшенные эмалями и драгоценными камнями. Под визант. влиянием тип живописного Д. в кон. 13 в. проникает в Европу и становится одним из наиболее распространённых типов живописного произведения; его размеры варьируются от миниатюрных переносных складней до монументальных алтарей. Высшего расцвета живописный Д. достигает в Италии и Германии в 14 в., в Нидерландах – в 15 в. В 16 в. форма Д. постепенно выходит из употребления, и в иск-ве Нового времени Д. называют композицию из двух отдельных, но дополняющих друг друга картин.
Примечания
Комментарии
- Признана Константинопольской, Александрийской, Элладской и Кипрской православными церквями
- Автокефальный статус признан Русской, Грузинской, Болгарской, Польской православными церквями и Православной церковью Чешских земель и Словакии, остальные поместные Церкви считают ПЦА в составе Русской православной церкви
Источники
- ↑ 12
Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с незаконным вторжением Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Православной Церкви // Официальные документы
(неопр.)
. Патриархия.ru. Дата обращения: 16 октября 2021. - Священник Игорь Якимчук
. В каком порядке нас перечислять, и в каком порядке мы должны стоять – это же не суть православной веры!,
Православие.Ru
. Дата обращения 4 августа 2021. - Можно ли мыться в бане с евреем? (неопр.)
.
Радонеж.ru
. Дата обращения: 4 августа 2021. - Other Orthodox Churches // Ecumenical Patriarchate of Constantinople
- Шабуров Н. В.
Православие // Прикладное религиоведение для журналистов / сост. и ред. М. В. Григорян. — М.: Центр экстремальной журналистики; Права человека, 2009. — С. 92—94. — 254 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-7712-0407-9. - Иерархический порядок православных Патриарших кафедр. История Диптиха Сайт Борисовское благочиние. Первый Борисовский церковный округ. Борисовская епархия. Белорусская православная церковь
- Автокефальные церкви Православная энциклопедия «Азбука веры»
- Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви, 17.10.2019
- Русская православная церковь, в связи с признанием Православной церкви Украины со стороны предстоятеля Элладской православной церковь Иеронима II, прекратила евхаристическое общение с ним, хотя и выразила стремление сохранить молитвенное общение с теми из архиереев Элладской церкви, кто не станет признавать каноничность ПЦУ — Патриарх Кирилл впервые не помянул на литургии главу Элладской церкви // РИА Новости, 03.11.2019
- РПЦ прекратит поминовение Александрийского патриарха из-за его поддержки ПЦУ. Интерфакс, 8.11.2019
- Русская православная церковь прекратила молитвенное и евхаристическое общение с патриархом Александрийским Феодором II, но сохранила церковное общение с архиереями Александрийской церкви, кроме тех, которые поддержали или в будущем поддержат ПЦУ — Журналы заседания Священного Синода от 26 декабря 2021 года. Журнал 151. Патриархия.ru
- Патриарх Кирилл не будет поминать Хризостома II // Вести, 20 ноября 2020