Диптих — это древнегреческое слово, обозначающее две таблички

Слово «диптих» произошло от двух древнегреческих δύο — «два» + πτῠχή — «табличка, дощечка». В древней Греции и Риме использовались для записи различной информации. Диптих — это две деревянные, металлические или костяные таблички, соединенные между собой. Записи велись во внутренних складках, в то время как внешняя часть могла украшаться различными способами. Помимо них существовали такие «блокноты» с тремя и более табличками и назывались триптихами (с тремя), тетраптихами (четырьмя), пентаптихами (пятью), и такие таблички в целом имели название полиптих от слова πολύ-πτῠχος — «многотабличный», или же состоящий из многих табличек.

Консульские складни

Вам будет интересно:Марк Фабий Квинтилиан: биография, научная деятельность, высказывания

В Византии такие таблички вручались консулам после поступления на службу. Самый старый известный консульский диптих был сделан в 406 году, причем последний найденный датирован 541 годом. Они отличались большим размером. На внутренней стороне помещался список консулов, а на внешней (обложке) изображался заказчик самого диптиха. Частично консульские таблички были использованы в качестве досок для напрестольного Евангелия и других церковных книг.

Значение слова диптих

(δίπτυχον) — две деревянные, костяные или металлические продолговатые дощечки, соединенные одна с другой с помощью шнурка, тесьмы или шарнира и складывавшиеся вместе, наподобие книжного переплета. Снаружи они имели гладкую поверхность или же украшались резной работой, а с внутренней стороны, представляя также гладкое поле, обведенное по краю выпуклой полоской, покрывались слоем воска, на котором можно было писать, или, вернее, царапать, посредством стальной заостренной палочки (стиля). Д. играли у древних римлян и греков роль записных и памятных книжек. Иногда дощечки, с одного из своих узких краев, были снабжены маленькими рукоятками, чтобы удобнее было держать их в руке при писании. Термин «диптих» явился только во времена Константина Великого: перед тем подобные записные дощечки назывались у римлян tabulae, pugillares, codices и codicilli, а у греков — πίνακες θ δέλτοι. В тех случаях, когда записная книжка заключала в себе, сверх двух внешних створок, еще одну, две и более дощечек внутри, ее называли триптихом, тетраптихом и т. д. Особую категорию составляют так называемые «консульские Д.» Они отличались от обычных более значительным размером (доходили иногда до 1¼ фут. в вышину) и делались всегда из слоновой кости. То были дорогие художественные произведения, которые новоизбранный консул дарил сенаторам, префектам провинций и другим важным лицам, подавшим за него свой голос. Вешние стороны консульских Д. украшались надписями, эмблемами и художественно исполненными изображениями самого консула, восседающего на курульском кресле, в роскошном одеянии, и держащего в одной руке скипетр, с бюстом императора на верхнем конце, а в другой — цирковую маппу (mappa circensis), — сверток ткани, которой консул давал сигнал для начала игр. Под фигурой консула, снабженной обозначением его имени, нередко изображались представления в цирке, бой гладиаторов и т. п. На внутренних поверхностях створок помещался список консулов, начиная с Л. Юния-Брута и кончая тем, по чьему заказу изготовлен Д. Консульские Д. вошли в употребление на Западе и на Востоке, по-видимому, не ранее III в. по Р. Х.; самый древний из них относится к 248 г., самый поздний — к 541 г. Доселе сохранились Д. 21 консула, в 30 экземплярах. Из них пять, происходящие из коллекции Базилевского, находятся в Имп. Эрмитаже (в Отделении Средн. Век. и эпохи Возрождения). Когда христианство в Римской империи восторжествовало над язычеством, новая религия приспособила консульские и другие Д. к своему употреблению. Одни из них стали служить переплетными досками евангелий и вообще священных книг, причем их обделывали в богатые золотые оклады, украшенные драгоценными каменьями и эмалью. Большинство древнейших Д. дошло до нас именно благодаря употреблению их в христианской церкви. Другие экземпляры заняли место на алтарях, в виде украшения и, вместе с тем, в значении таблиц, по которым священнодействующий мог читать богослужебные молитвы или поминать живых и умерших. С конца IV в. появились Д., изготовленные специально для церковных целей, с изображением уже не мирских сюжетов, а евангельских и ветхозаветных событий, ликов Христа, Богородицы, апостолов и т. п. Так как в поминальные списки вносились имена всех тех, кто выказал усердие и преданность религии — царей, патриархов, епископов, мучеников, исповедников, благотворителей и пр. — то подобные синодики делались, с течением времени, слишком длинны для того, чтобы умещаться на одном Д. Поэтому завелись Д. троякого рода: 1) епископские Д. (diptycha episcoporum), для поминовения местных архиереев; 2) Д. живых (d. vivorum), в кот. вписывались имена здравствующих государей, духовных сановников, жертвователей на пользу церкви и вообще всех достойных ее чад, и 3) Д. усопших (d. mortuorum), назначенные для записи скончавшихся поборников религии и благочестивых людей. Запись чьего-либо имени в Д. считалась для этого лица почетом; наоборот, получить отказ в такой записи или быть вычеркнутым из Д. — составляло позор, в некотором роде отлучение от церкви. В средние века употребление Д. в церквях сделалось всеобщим; они стали водиться и у частных людей, причем, однако, характер и назначение их постепенно изменялись. Священные изображения стали помещаться на внутренних сторонах досок, внешние же стороны оставлялись гладкими Это были уже не записные таблетки или переплетные оклады книг, а образа-складни, перед которыми благочестивые люди молились в своих домах, и которые крестоносец, пилигрим и самый бедный странник брали с собой в путь, как предметы религиозного поклонения. Памятники этого рода особенно размножаются с IX ст., после эпохи иконоборства. Можно предполагать, что именно гонение на священные изображения способствовало распространению таких небольших, легко передвижных и скрываемых образов. Наряду с Д. из слоновой кости вошли в большое употребление триптихи — трехстворчатые складни, — сделанные из того же материала, а равно и складные образы, вырезанные из дерева, литые из меди, изготовленные из благородных металлов и украшенные эмалью. В XIV столетии, вследствие редкости и дороговизны слоновой кости, получили преобладание складни деревянные, принимавшие порой значительные размеры и служившие, в таком случае, напрестольными иконами в церквях и капеллах; однако костяные и металлические Д. продолжали быть в ходу вплоть до XVI ст. и даже позже.

Ср. Fr. Gori, «Thesaurus veterum diptychorum consularium et ecclesiasticorum» (1759); «Catalogue of the Fejervari ivories in the Museum of F. Mayer» (Ливерп., 1856), F. Westwood, «A descriptive catalogue of the fictile ivories in the South-Kensington Museum» (Л., 1876); F. Labarte, «Histoire des arts industriels» (т. I); «Dictionnaire des antiquités grecques et romaines, publ. par Saglio» (т. V, статья G. Bloch’a: «Diptychon»).

A. С-в.

Православие

В церковной среде диптих — это список автокефальных православных церквей, а также их последовательность поминовения во время богослужений. На этом основании распределяются места при сослужении глав и представителей Церквей, во время присутствия на православных форумах, соборах и других общих мероприятиях. Диптих — это основа церковного этикета.

Благодаря религии, сохранились и консульские складни, поскольку хранились церквями и украшались эмалью, золотом и драгоценными камнями. Впоследствии на диптихах стали изображать Иисуса Христа, Божью Матерь, апостолов и иллюстрации событий священной истории. В Древней Церкви создавались двойные таблички различных видов, среди которых были:

  • Мартирологи — списки мучеников и святых.
  • Крещальные диптихи — с именами новокрещенных лиц.
  • Списки живых христиан — обычно имена местного епископа и архиереев, клириков и других членов церковной общины.
  • Списки усопших христиан, в которые вносились имена преставившихся епископов, диаконов, пресвитеров и клириков местной общины.
  • Епископские списки с именами епископов, живых или усопших.

Ахилла

Просмотры: 6 268

Телеграм-канал «Батюшка Лютер» публикует перевод официального коммюнике Александрийской Церкви о признании ПЦУ:

«Я [патриарх Александрийский Феодор II — прим. ред.] хотел бы из храма в Дахере, из Каира, столицы Египта, сообщить о великом событии для нашей церкви. Я официально заявляю, что древняя Александрийская патриархия, вторая в ряду [поместных церквей], после длительной молитвы и после долгих размышлений, в присутствии святых архиереев, в присутствии его превосходительства посла Греции, с сегодняшнего дня внесла в диптихи православную автокефальную церковь Украины и ее блаженнейшего предстоятеля господина Епифания.

Я столько лет прослужил Церкви и знаю, что с сегодняшнего дня, по милости Божьей, начнется решение этого большого вопроса для нашей церкви. Согласие, любовь и надежда возникнут между нами. Через наши старания, через наши попытки мы увидим, как Христос скажет нам, что он посреди нас.

В прошедшие месяцы мы убедились в расположении наших братьев, священных иерархов, признать автокефалию Украинской церкви, предоставленную синодальным томосом, подписанным Всесвятейшим Вселенским патриархом.

Как всем прекрасно известно, наша святая вселенская православная церковь действует в согласии соборной системой управления, как она приняла ее от святых вселенских соборов. Согласно этой системе, председатели местных церковных синодов являются равнодействующей силой (συνισταμένη) с их членами.

Сообразно с этим и мы, как власть, равнозначная (συνισταμένη) и исполняющая намерение святых братьев иерархов, помянули в диптихах вселенской православной церкви предстоятеля автокефальной церкви Киева и всей Украины — блаженнейшего митрополита Епифания, горячо молясь о мире и благостоянии наших православных церквей».

В РПЦ уже отреагировали на этой заявление, и.о. пресс-секретаря патриарха Кирилла Владимир Легойда написал в своем телеграм-канале:

«Из Александрии пришла весьма печальная новость о решении патриарха Александрийского Феодора признать главу украинских раскольников Сергея Думенко („митрополита Епифания“) и внести его имя в диптихи Александрийской Церкви. Это делает невозможным поминовение Патриарха Александрийского Патриархом Московским и всея Руси».

Ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) в своем телеграм-канале выразил сожаление о предательстве александрийского патриарха:

«Весной этого года вместе с монахами и студентами Московской духовной академии я как паломник посещал Египет. В один из дней молился в Александрии вместе с Патриархом Феодором. Он тепло меня принял и в ходе общения сокрушался о том, что происходит в православном мире, заверял, что поддерживает Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия и молится о нем.

Прошло совсем немного времени, и все резко вдруг поменялось. Сегодня Патриарх Феодор впервые помянул Сергея Думенко (руководителя раскольничьей группировки на Украине, „митрополита Епифания“) и включил его в диптих своей Церкви.

Нет ничего нового под солнцем.

Преданы также будете … братьями, и родственниками, и друзьями, но придет время и печаль ваша в радость будет (Ин. 16:20).

И не стоит пугаться того, что происходит.

Так было раньше, так происходит сейчас, так будет и после нас. Наше дело — быть со Христом и Его Церковью».

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

Современное время

В настоящее время диптих — это композиция двух фотографий, состоящая из различных или двух частей одного изображения. Это создает возможность выражать смысловую нагрузку и эмоции. Два взаимодополняющих изображения, рассказывающих один и тот же сюжет, но под разными углами.

Фотографов, занимающихся таким способом самовыражения, не очень много, но и среди них есть интересные работы.

Можно самому научиться создавать диптих при помощи двух фотографий, сделанных в разное время. При этом у такой фотографии появляется собственная история, которую можно выразить без слов.

Также существуют художники, рисующие диптихи, которые, по сути, являются двумя картинами, расположенными рядом друг с другом.

Художники выставляют свои картины в галереях рядом друг с другом, при продаже картины рекомендуется не менять местами, чтобы не исказить замысел автора. Вот что значит диптих в современное время.

Источник

ДИ́ПТИХ

«Диптих Мартина ван Ньювенхове». Художник Х. Мемлинг. 1487. Музей Мемлинга (Брюгге).

ДИ́ПТИХ (греч. δίπτυχον – сло­жен­ный вдвое, дву­створ­ча­тый), две сое­ди­нён­ные друг с дру­гом пла­сти­ны для за­пи­сей или изо­бра­же­ний. В Древ­ней Гре­ции (δέλ- τοι, πίναϰες) и Ри­ме (tabellae, pugilla­res, codices, codicilli, libelli) – таб­лич­ки для за­пи­сей, пред­став­ляв­шие со­бой две скреп­лён­ные тесь­мой, шнур­ком или шар­ни­ром пла­сти­ны (ча­ще все­го де­ре­вян­ные или кос­тя­ные; для за­пи­сей пред­на­зна­ча­лись внутр. на­во­щён­ные сто­ро­ны). Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние са­мо­го тер­ми­на «Д.» от­но­сит­ся к 4 в. По­доб­ные «книж­ки» мог­ли со­дер­жать до­пол­ни­тель­ные «лис­ты», и то­гда, в за­ви­си­мо­сти от их чис­ла, они име­но­ва­лись трип­ти­ха­ми (τρίπτυχα ), тет­рап­ти­ха­ми (τετράπτυχα ), пен­тап­ти­ха­ми (πεντάπτυχα) или по­ли­пти­ха­ми (πολύπτυχα ). В древ­ней Церк­ви Д. – спи­сок имён, по­ми­нав­ших­ся во вре­мя ли­тур­гии (воз­гла­шал­ся с ам­во­на при ев­ха­ри­стии). Так, напр., о прак­ти­ке со­став­ле­ния по­ми­наль­ных спи­сков при­няв­ших му­че­ни­че­ст­во за ве­ру, су­ще­ст­во­вав­шей, ви­ди­мо, с апо­столь­ских вре­мён, упо­ми­на­ют Ки­при­ан Кар­фа­ген­ский, Ки­рилл Ие­ру­са­лим­ский, Гри­го­рий Нис­ский, Ам­вро­сий Ме­дио­лан­ский. Д. слу­жи­ли зри­мым во­пло­ще­ни­ем един­ст­ва Церк­ви, со­еди­не­ния в ней всей пол­но­ты вер­ных; ис­клю­че­ние из Д. фак­ти­че­ски оз­на­ча­ло от­па­де­ние от об­ще­ния с Цер­ко­вью. Позд­ней­шим рас­ши­ре­ни­ем Д. обу­слов­ле­на их спе­ци­фи­ка­ция. Оформ­ля­ют­ся Д. жи­вых (δίπτυχα ζώντων) и Д. усоп­ших (δίπτυχα νεϰρῶν). В пер­вые вклю­ча­лись име­на но­во­кре­щён­ых, а так­же име­на пап и пат­ри­ар­хов, епи­ско­пов и свя­щен­ни­ков, кти­то­ров, знат­ных лиц из ми­рян (до­воль­но бы­ст­ро оформ­ля­ют­ся соб­ст­вен­но епи­скоп­ские Д.). В Д. жи­вых вос­по­ми­на­лись так­же Бо­го­ро­ди­ца, му­че­ни­ки и ис­по­вед­ни­ки, пред­ста­тель­ст­вую­щие пред Бо­гом о пол­но­те вер­ных. Име­на лиц, на­хо­див­шие­ся в Д. жи­вых, по­сле их смер­ти вклю­ча­лись в Д. усоп­ших, что сви­де­тель­ст­во­ва­ло о не­пре­рыв­но­сти их об­ще­ния с Цер­ко­вью. Д. с име­на­ми усоп­ших и здрав­ст­вую­щих христиан ста­ли впо­след­ст­вии име­но­вать­ся си­но­ди­ка­ми, в ко­то­рые в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев вно­сят име­на хри­сти­ан для вре­мен­но­го по­ми­но­ве­ния, напр. в те­че­ние 40 дней или 1 го­да. По от­но­ше­нию к усоп­шим су­щест­ву­ет так­же т. н. веч­ное по­ми­но­ве­ние, про­дол­жи­тель­ность ко­то­ро­го ог­ра­ни­че­на лишь экс­тре­маль­ны­ми со­бы­тия­ми (напр., пре­кра­ще­ни­ем су­щест­во­ва­ния при­ход­ской или мо­на­стыр­ской об­щи­ны, как это бы­ло во вре­ме­на го­не­ний в 20 в. в Рус­ской церк­ви). Др. ви­дом совр. Д. яв­ля­ют­ся част­ные по­мян­ни­ки, ко­то­рые ве­дут­ся бла­го­че­сти­вы­ми семья­ми и по­да­ют­ся вме­сте с прос­фо­ра­ми для по­ми­но­ве­ния на Бо­жест­вен­ной ли­тур­гии жи­вых и усоп­ших род­ствен­ни­ков, дру­зей, иных пра­во­слав­ных. Ны­не в пра­во­слав­ном бо­го­слу­же­нии древ­не­му обы­чаю чте­ния Д. со­от­вет­ст­ву­ет по­ми­но­ве­ние жи­вых и усоп­ших на про­ско­ми­дии (см. Ли­тур­гия), на ек­те­ни­ях по­сле чте­ния Еван­ге­лия, в за­клю­чит. час­ти ана­фо­ры. В ка­то­лич. бо­го­слу­же­нии по­ми­но­ве­ние жи­вых и усоп­ших со­вер­ша­ет­ся во вре­мя ев­ха­ри­стич. мо­лит­вы.

Тер­мин «Д.» упот­реб­ля­ет­ся и при­ме­ни­тель­но к спис­ку пред­стоя­те­лей ав­то­ке­фаль­ных пра­во­слав­ных Церк­вей и со­от­вет­ст­вен­но – к пе­ре­чню са­мих этих Церк­вей.

Д. ста­ли ху­до­же­ст­вен­но оформ­лять­ся в эпо­ху позд­ней ан­тич­но­сти. С сер. 3 в. в Рим. им­пе­рии по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние кон­суль­ские Д. из сло­но­вой ко­сти. На внеш­ней сто­ро­не был пред­став­лен кон­сул, вос­се­даю­щий на ку­руль­ном кре­сле, со ски­пет­ром в од­ной ру­ке и цир­ко­вой мап­пой (свёрт­ком тка­ни для по­да­чи сиг­на­ла к на­ча­лу игр) в дру­гой; ввер­ху изо­бра­жал­ся бюст им­пе­ра­то­ра, а под порт­ре­том кон­су­ла – сце­ны цир­ко­вых игр, кон­ских ри­ста­лищ, гла­диа­тор­ских бо­ёв. На внутр. по­верх­но­стях Д. по­ме­щал­ся спи­сок кон­су­лов, на­чи­ная от пер­во­го – Лу­ция Юния Бру­та, кон­чая тем, кто был изо­бра­жён на внеш­ней сто­ро­не. С кон. 4 в. по по­до­бию кон­суль­ских Д. ста­ли соз­да­вать­ся Д. для цер­ков­ных нужд с изо­бра­же­ния­ми Иису­са Хри­ста, Бо­жи­ей Ма­те­ри, апо­сто­лов и сце­на­ми из Свя­щен­ной ис­то­рии на внеш­них створ­ках. В Ви­зан­тии в пе­ри­од ико­но­бор­че­ст­ва поя­ви­лись склад­ни в фор­ме Д., в ко­то­рых ико­ны рас­по­ла­га­лись не на внеш­них, а на внутр. сто­ро­нах, так что их удоб­но бы­ло пря­тать от го­ни­те­лей. По­сле по­бе­ды над ико­но­бор­чест­вом Д.-склад­ни из сло­но­вой ко­сти, де­ре­ва, зо­ло­та, се­ре­бра, ме­ди и др. ис­поль­зо­ва­ли в пу­те­шест­ви­ях в ка­чест­ве мо­лит­вен­ных об­ра­зов. Жи­во­пис­ные и мо­за­ич­ные ико­ны-Д. в Ви­зан­тии по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние с 11 в. Д. из сло­но­вой кос­ти вер­ну­лись в зап. иск-во в кон. 13–14 вв. Цен­тром их про­из-ва был Па­риж, где в го­тич. сти­ли­сти­ке соз­да­ва­лись Д. с мно­го­фи­гур­ны­ми по­ве­ст­во­ват. сце­на­ми. В Ви­зан­тии и в Зап. Ев­ро­пе соз­да­ва­лись юве­лир­ные Д., ук­ра­шен­ные эма­ля­ми и дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми. Под ви­зант. влия­ни­ем тип жи­во­пис­но­го Д. в кон. 13 в. про­ни­ка­ет в Ев­ро­пу и ста­но­вит­ся од­ним из наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ных ти­пов жи­во­пис­но­го про­из­ве­де­ния; его раз­ме­ры варь­и­ру­ют­ся от ми­ниа­тюр­ных пе­ре­нос­ных склад­ней до мо­ну­мен­таль­ных ал­та­рей. Выс­ше­го рас­цве­та жи­во­пис­ный Д. дос­ти­га­ет в Ита­лии и Гер­ма­нии в 14 в., в Ни­дер­лан­дах – в 15 в. В 16 в. фор­ма Д. по­сте­пен­но вы­хо­дит из упот­реб­ле­ния, и в иск-ве Но­во­го вре­ме­ни Д. на­зы­ва­ют ком­по­зи­цию из двух от­дель­ных, но до­пол­няю­щих друг дру­га кар­тин.

Примечания

Комментарии

  1. Признана Константинопольской, Александрийской, Элладской и Кипрской православными церквями
  2. Автокефальный статус признан Русской, Грузинской, Болгарской, Польской православными церквями и Православной церковью Чешских земель и Словакии, остальные поместные Церкви считают ПЦА в составе Русской православной церкви

Источники

  1. 12
    Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с незаконным вторжением Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Православной Церкви // Официальные документы
    (неопр.)
    . Патриархия.ru. Дата обращения: 16 октября 2021.
  2. Священник Игорь Якимчук
    . В каком порядке нас перечислять, и в каком порядке мы должны стоять – это же не суть православной веры!,
    Православие.Ru
    . Дата обращения 4 августа 2021.
  3. Можно ли мыться в бане с евреем? (неопр.)
    .
    Радонеж.ru
    . Дата обращения: 4 августа 2021.
  4. Other Orthodox Churches // Ecumenical Patriarchate of Constantinople
  5. Шабуров Н. В.
    Православие // Прикладное религиоведение для журналистов / сост. и ред. М. В. Григорян. — М.: Центр экстремальной журналистики; Права человека, 2009. — С. 92—94. — 254 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-7712-0407-9.
  6. Иерархический порядок православных Патриарших кафедр. История Диптиха Сайт Борисовское благочиние. Первый Борисовский церковный округ. Борисовская епархия. Белорусская православная церковь
  7. Автокефальные церкви Православная энциклопедия «Азбука веры»
  8. Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви, 17.10.2019
  9. Русская православная церковь, в связи с признанием Православной церкви Украины со стороны предстоятеля Элладской православной церковь Иеронима II, прекратила евхаристическое общение с ним, хотя и выразила стремление сохранить молитвенное общение с теми из архиереев Элладской церкви, кто не станет признавать каноничность ПЦУ — Патриарх Кирилл впервые не помянул на литургии главу Элладской церкви // РИА Новости, 03.11.2019
  10. РПЦ прекратит поминовение Александрийского патриарха из-за его поддержки ПЦУ. Интерфакс, 8.11.2019
  11. Русская православная церковь прекратила молитвенное и евхаристическое общение с патриархом Александрийским Феодором II, но сохранила церковное общение с архиереями Александрийской церкви, кроме тех, которые поддержали или в будущем поддержат ПЦУ — Журналы заседания Священного Синода от 26 декабря 2021 года. Журнал 151. Патриархия.ru
  12. Патриарх Кирилл не будет поминать Хризостома II // Вести, 20 ноября 2020
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]