Мiръ
Россия Москва Московское подворье Валаамского монастыря Идёт загрузка карты…
{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:55.7749730000000027985151973553001880645751953125,»lon»:37.5894550000000009504219633527100086212158203125,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B0%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8F\» title=\»\u041c\u043e\u0441\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u0435 \u043f\u043e\u0434\u0432\u043e\u0440\u044c\u0435 \u0412\u0430\u043b\u0430\u0430\u043c\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044f\»\u003E\u041c\u043e\u0441\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u0435 \u043f\u043e\u0434\u0432\u043e\u0440\u044c\u0435 \u0412\u0430\u043b\u0430\u0430\u043c\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044f\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: »’\u041c\u043e\u0441\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u0435 \u043f\u043e\u0434\u0432\u043e\u0440\u044c\u0435 \u0412\u0430\u043b\u0430\u0430\u043c\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044f»’ \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0430\u043d\u043e \u043f\u0440\u0438 \u0445\u0440\u0430\u043c\u0435 \u043f\u0440\u0435\u043f\u043e\u0434\u043e\u0431\u043d\u044b\u0445 \u0421\u0435\u0440\u0433\u0438\u044f \u0438 \u0413\u0435\u0440\u043c\u0430\u043d\u0430 \u0412\u0430\u043b\u0430\u0430\u043c\u0441\u043a\u0438\u0445, \u043f\u043e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u043c \u0432 1901-1904 \u0433.»,»title»:»\u041c\u043e\u0441\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u0435 \u043f\u043e\u0434\u0432\u043e\u0440\u044c\u0435 \u0412\u0430\u043b\u0430\u0430\u043c\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044f»,»link»:»»,»lat»:55.7749730000000027985151973553001880645751953125,»lon»:37.5894550000000009504219633527100086212158203125,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}
55.774973; 37.589455
Россия, Москва, 2-я Тверская-Ямская улица, 52
Москва
Россия
Телефон:
+7 (499) 972-86-10
Телефон:
+7 (499)-251-06-70
Московское подворье Валаамского монастыря
основано при храме преподобных Сергия и Германа Валаамских, построенном в 1901-1904 г.
Содержание
- 1 История
- 2 Храмы 2.1 Храм преподобных Сергия и Германа Валаамских
- 2.2 Нижний Храм святого благоверного князя Александра Невского
- 2.3 Храм святителя Николая Мирликийского при НИИ нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко
- 2.4 Больничный храм во имя иконы Божией Матери «Целительница» при обособленном подразделении ГБУЗ ГКБ №40 Клиника
- 2.5 Больничный храм в честь иконы Божьей Матери «Всецарица» при 2 ЦКБ им. Н.А. Семашко ОАО «РЖД» г. Москвы
- 2.6 Скит в честь иконы Божией Матери «Валаамская»
История[править]
История постройки Московского подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря началась еще в мае 1862 года. Более семидесяти именитых москвичей предложили на их средства построить в стольном граде Москве монастырскую часовню с помещением для монашествующих. И только 27 июля 1900 года настоятель игумен Гавриил с братией совершил закладку подворья.
Архимандрит Гавриил (Гаврилов Георгий Гаврилович) родился в Рязанской губернии. Окончив сельскую земскую школу, он поступил в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, где был пострижен в монашество в 1880 г.
В 1881 г. был избран настоятелем монастыря и возведен в сан игумена. По благословению игумена Гавриила в Москве началось строительство подворья Валаамского монастыря, было выстроено двухэтажное здание (1901), освящены главный престол во имя преподобных Сергия и Германа и правый придел в честь Иерусалимской иконы Божией Матери.
В 1903 г. игумен Гавриил был назначен настоятелем Свято-Троицкого Алатырского мужского монастыря Симбирской епархии с возведением в сан архимандрита. В декабре 1910 г. архимандрит заболел воспалением легких и вскоре отошел ко Господу. Похоронен о. Гавриил у алтаря Троицкого собора Алатырского монастыря.
2,В числе благотворителей часто упоминается и Георгий Иванович Курников. Он был выходцем из Углического уезда Ярославской губернии. Будучи купцом, занимался торговлей, строил дома, сдавал их в аренду. Изрядная доля капитала шла на благотворительные цели. Георгий Иванович отчислял большие суммы на нужды города.
Участвовал он и в церковных делах, оказывая посильную финансовую поддержку. При храме святого Василия Кесарийского в Тверской-Ямской слободе (храм снесен в 30-е годы), он служил старостой и ктитором до самой кончины в 1918 году. Георгий Иванович был женат на Прасковье Яковлевне Веселовой, принадлежавшей также к известному купеческому роду.
Георгием Курниковым и его братом Филиппом было пожертвовано большое количество средств, а также список иконы Божией Матери «Иерусалимская», который и по сей день хранится в одном из храмов Валаамского монастыря.
Жизнь на монастырском подворье была подчинена строгому иноческому уставу. Порядок богослужений был определен игуменом Гавриилом (†1848-1910): «В часовне в 8 часов утра в учебные дни совершался краткий молебен для детей учащихся, которые в это время во множестве приходят помолиться пред учением» (запись из личного дневника о. Гавриила).
Духовно-просветительская деятельность на подворье ведется активно, особенно в последние годы. По прошествии более 100 лет заложенные, еще в дореволюционное время, традиции поддерживаются и сегодня. Позиция Патриарха Кирилла о необходимости духовно-нравственного воспитания четко соблюдается и на подворье: «Самый важный аспект деятельности воскресных школ – приобщение людей ко Христу, укрепление их в вере и богоугодной жизни, наставление в законе Господнем. Приходские школы, не должны превращаться лишь в места проведения досуга, необходимо всегда помнить, что их основная задача – привести человека к Богу, способствовать его духовному возрастанию».
В подтверждение этого высказывания на подворье организована целая образовательная структура. Это и воскресные школы для детей и взрослых, и богословский лекторий, и открытый кинотеатр. Еще один важный аспект просветительской деятельности подворья – беседы прихожан со священником. Такой формат открытого общения помогает сплотить приход, определить преобладающие в общине интересы и устремления, и направить их в то русло, которое будет способствовать как духовному, так и количественному росту самой общины и активизации ее социальной и миссионерской деятельности. На Московском подворье Валаамского монастыря штатные священники регулярно проводят беседы для прихожан и гостей храма. Периодически для проведения бесед приглашаются известные и пользующиеся уважением верующих священно служители и преподаватели духовных школ.
После 1917 года насельники и прихожане Валаамского подворья вместе со всей Православной Россией сполна испили чашу издевательств и гонений. Величественное здание подворья было изуродовано: крест с купола снят, сломана звонница. Купол заделали бревнами, пол залили толстым слоем бетона, вход в часовню и многие окна замуровали.
Однако, несмотря на столь тяжелое и смутное время, прихожане называли любимое подворье «единственной пристанью, тихим пристанищем от бурь, дверями в рай», и когда узнали, что братия собирается вернуться в обитель, горячо просили игумена Валаамского монастыря оставить их в Москве. Святейший Патриарх Тихон, совершая незадолго до своего заточения Божественную литургию в храме преподобных Сергия и Германа Валаамских, назвал братию подворья «оплотом, столпом Православия и рассадником веры в Первопрестольной столице Царства Российского» и выразил уверенность, что «братия обители до конца останется утешением всем скорбящим и обремененным».
2 апреля 1922 года в храме изъяли «для голодающих Поволжья» 5 пудов 22 фунта серебра церковной утвари. В этом же году, несмотря на вмешательство финских властей, верхний этаж здания был отведен под помещение для так называемых «социальных женщин». Все это создавало невероятные неудобства и стеснения для монастырской братии, как по причине столь нежелательного элемента, водворенного в помещение монашествующих, так и на почве неизбежных столкновений с коммунисткой. Тем не менее, монастырская братия твердо продолжала свое служение Господу, противостоя не только большевикам, но и обновленцам.
Невыносимые условия существования, обыски не сломили оставшихся насельников. За несколько дней до закрытия подворья, большевики в сопровождении красноармейцев, ночью неожиданно нагрянули на подворье и в помещении братии произвели тщательный обыск. Ничего, однако, не нашли и уехали ни с чем.
В праздник Казанской иконы Божией Матери, утром перед самой литургией, они вторично нагрянули на подворье, на этот раз уже с целью закрытия его и выселения братии. В это время в церкви было много прихожан, и это обстоятельство вынудило большевиков отложить свое злое намерение до окончания службы. На сделанное братии предложение «выносить свои вещи на автомобили», был получен отказ. Тогда милиционеры сами стали выносить вещи и, погрузив их в автомобили, отправили в Покровский монастырь. 22 октября 1924 года Валаамского подворье было закрыто.
В письме от 14/27 июня 1923 года к заве дующему подворьем иеромонаху Галактиону, отец Игумен Павлин настаивал на скорейшем отъезде части братии. Отец Игумен как бы предвидел последствия проводимой политики новой власти, в своем письме он предупреждал братию: «Не полагайтесь на то обстоятельство, что срок вашего пребывания на подворье продлен, ибо никак нельзя полагаться на тех, кто гонит Церковь Христову.
По всей вероятности, продление этого срока — простая случайность». По постановлению монастырского собора часть братии, получив визы на выезд в Финляндию, вернулись в обитель. Оставшейся братии строго «вменялось в послушание и непременную обязанность быть беспрекословными в повиновении и послушании заведующему подворьем иеромонаху Галактиону, строго соблюдать правила, устав и благочестивые обычаи святой обители».
И все же службы продолжались, поскольку церковь подворья осталась в ведении местного приходского совета. По причине отсутствия места для жительства и ввиду столь враждебного отношения большевиков к монашествующим, часть подворской братии возбудило ходатайство о разрешении вернуться обратно на Валаам. После разных мытарств разрешение наконец было дано, и 18 человек братии 19 декабря 1924 года возвратились в монастырь. Остальные 16 человек остались в Москве для ведения богослужения в церкви преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, поселившись в подвале, напротив своего подворья,захваченного большевиками.
Окончательно храм был закрыт в 1926 году, насельники разогнаны, частично арестованы. Однако священноиноки, выполняя благословение Святейшего Патриарха Тихона, не бросили свою паству: они служили в церкви Ржевской Богоматери на Поварской до ее закрытия. Величественное здание подворья было изуродовано: крест с купола снят, сломана звонница. Купол заделали бревнами, пол из метлахской плитки залили толстым слоем бетона, вход в часовню и многие окна замуровали.
Позже здесь разместилась поликлиника No 36 Фрунзенского района г. Москвы, во время войны 1,переоборудованная в госпиталь. В 1944—1945 годах несколько блестящих операций провел здесь хирург с мировым именем святитель Лука (Войно-Ясенецкий), приезжавший на Поместный Собор и заседания Священного Синода.
К началу девяностых годов здание пришло в аварийное состояние, коммуникации не действовали, ставился вопрос о его сносе. 1 апреля 1993 года подворье, наконец, было возвращено Церкви, возобновилась монашеская жизнь. После обустройства временного иконостаса в нижнем храме (бывшей часовне) 1 августа 1993 года была совершена первая Божественная Литургия. Приходили сюда новые насельники и прихожане. Маленький нижний храм был переполнен. А к весне следующего года расчистили центральную часть храма во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских, и 1 мая 1994 года в нем прошла первая пасхальная служба. С той поры многое изменилось на подворье. 25 октября 1996 г. в день празднования иконы Божией Матери «Иерусалимская» прошла первая служба во вновь открытом приделе верхнего храма, освященного в честь этой иконы. С помощью благодетелей была восстановлена звонница, и в Великий Четверг 1997 года впервые за многие десятилетия вновь зазвонили колокола.
Вскоре началась реставрация нижнего храма, был установлен новый иконостас, во многом восстановлены прежняя живопись и интерьер. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, храм был назван в честь святого благоверного князя Александра Невского. Первая служба прошла здесь 6 декабря 1998 года, в день памяти святого князя.
Кропотливо расчищаются многократно закрашенные дивные росписи парадной лестницы и верхнего храма.
В 1998 году для Московского подворья был написан новый список с Валаамской иконы Божией Матери. Эта чтимая икона в киоте с резной сенью и с многочисленными дарами находится на северной колонне верхнего храма. Список этот чудотворный. Знаменательно, что чудотворения от него начались одновременно со всецерковным прославлением Валаамского образа.
На южной колонне храма во имя преподобных Сергия и Германа находится прекрасный образ Валаамских чудотворцев, покровителей Московского подворья.
Московское подворье Валаамского монастыря подворье ставропигиального мужского монастыря
18 октября 1901 года митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским) был освящен храм в честь преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Величественное здание, построенное по проекту известного архитектора А. Н. Роопа, украсило собою уголок Москвы на пересечении улицы 2-й Тверской-Ямской и переулка Александра Невского. Серый гранитный фундамент, темно-красные полированные колонны, подоконники в часовне и храме были выточены из гранита и мрамора трудами Валаамской братии. По воспоминаниям прихожан «светлый храм с воздушным куполом и хорами, рассчитанный более чем на тысячу человек, наполнял душу особой торжественностью». Величественный иконостас верхнего храма с золоченой резьбой был изготовлен на Валааме, иконы для иконостаса написаны художником В. П. Гурьяновым. Благотворители пожертвовали ценную серебряную утварь и облачение.
Из дневника игумена Гавриила: «На 2-й день по освящении придела, 22 октября, в день Казанской Божией Матери, совершено было мною соборным служением торжественное Богослужение, накануне всенощная и самый день праздника Литургия и молебен с многолетием за Властей, благодетелей и строителей, поусердствовавших и потрудившихся в созидании сего храма. Таково мое желание было помолиться по освящении храма и принести безкровную жертву о всех и за вся, что и совершено Богу помогающу. По завершении всех работ по сооружению подворья памятная фотография».
Игумен Гавриил
Читать далее »
В числе благотворителей часто упоминается и Георгий Иванович Курников. Он был выходцем из Углического уезда Ярославской губернии. Будучи купцом, занимался торговлей, строил дома, сдавал их в аренду. Изрядная доля капитала шла на благотворительные цели. Георгий Иванович отчислял большие суммы на нужды города.
Участвовал он и в церковных делах, оказывая посильную финансовую поддержку. При храме святого Василия Кесарийского в Тверской-Ямской слободе (храм снесен в 30-е годы), он служил старостой и ктитором до самой кончины в 1918 году. Георгий Иванович был женат на Прасковье Яковлевне Веселовой, принадлежавшей также к известному купеческому роду.
Георгием Курниковым и его братом Филиппом было пожертвовано большое количество средств, а также список иконы Божией Матери «Иерусалимская», который и по сей день хранится в одном из храмов Валаамского монастыря.
Жизнь на монастырском подворье была подчинена строгому иноческому уставу. Порядок богослужений был определен игуменом Гавриилом (†1848-1910): «В часовне в 8 часов утра в учебные дни совершался краткий молебен для детей учащихся, которые в это время во множестве приходят помолиться пред учением» (запись из личного дневника о. Гавриила). Видимо, с такими учащимися и запечатлен игумен Гавриил на фото.
Духовно-просветительская деятельность на подворье ведется активно, особенно в последние годы. По прошествии более 100 лет заложенные, еще в дореволюционное время, традиции поддерживаются и сегодня. Позиция Патриарха Кирилла о необходимости духовно-нравственного воспитания четко соблюдается и на подворье: «Самый важный аспект деятельности воскресных школ – приобщение людей ко Христу, укрепление их в вере и богоугодной жизни, наставление в законе Господнем. Приходские школы, не должны превращаться лишь в места проведения досуга, необходимо всегда помнить, что их основная задача – привести человека к Богу, способствовать его духовному возрастанию».
В подтверждение этого высказывания на подворье организована целая образовательная структура. Это и воскресные школы для детей и взрослых, и богословский лекторий, и открытый кинотеатр. Еще один важный аспект просветительской деятельности подворья – беседы прихожан со священником. Такой формат открытого общения помогает сплотить приход, определить преобладающие в общине интересы и устремления, и направить их в то русло, которое будет способствовать как духовному, так и количественному росту самой общины и активизации ее социальной и миссионерской деятельности. На Московском подворье Валаамского монастыря штатные священники регулярно проводят беседы для прихожан и гостей храма. Периодически для проведения бесед приглашаются известные и пользующиеся уважением верующих священно служители и преподаватели духовных школ.
После 1917 года насельники и прихожане Валаамского подворья вместе со всей Православной Россией сполна испили чашу издевательств и гонений. Величественное здание подворья было изуродовано: крест с купола снят, сломана звонница. Купол заделали бревнами, пол залили толстым слоем бетона, вход в часовню и многие окна замуровали.
Однако, несмотря на столь тяжелое и смутное время, прихожане называли любимое подворье «единственной пристанью, тихим пристанищем от бурь, дверями в рай», и когда узнали, что братия собирается вернуться в обитель, горячо просили игумена Валаамского монастыря оставить их в Москве. Святейший Патриарх Тихон, совершая незадолго до своего заточения Божественную литургию в храме преподобных Сергия и Германа Валаамских, назвал братию подворья «оплотом, столпом Православия и рассадником веры в Первопрестольной столице Царства Российского» и выразил уверенность, что «братия обители до конца останется утешением всем скорбящим и обремененным».
2 апреля 1922 года в храме изъяли «для голодающих Поволжья» 5 пудов 22 фунта серебра церковной утвари. В этом же году, несмотря на вмешательство финских властей, верхний этаж здания был отведен под помещение для так называемых «социальных женщин». Все это создавало невероятные неудобства и стеснения для монастырской братии, как по причине столь нежелательного элемента, водворенного в помещение монашествующих, так и на почве неизбежных столкновений с коммунисткой. Тем не менее, монастырская братия твердо продолжала свое служение Господу, противостоя не только большевикам, но и обновленцам.
Невыносимые условия существования, обыски не сломили оставшихся насельников. За несколько дней до закрытия подворья, большевики в сопровождении красноармейцев, ночью неожиданно нагрянули на подворье и в помещении братии произвели тщательный обыск. Ничего, однако, не нашли и уехали ни с чем.
В праздник Казанской иконы Божией Матери, утром перед самой литургией, они вторично нагрянули на подворье, на этот раз уже с целью закрытия его и выселения братии. В это время в церкви было много прихожан, и это обстоятельство вынудило большевиков отложить свое злое намерение до окончания службы. На сделанное братии предложение «выносить свои вещи на автомобили», был получен отказ. Тогда милиционеры сами стали выносить вещи и, погрузив их в автомобили, отправили в Покровский монастырь. 22 октября 1924 года Валаамского подворье было закрыто.
В письме от 14/27 июня 1923 года к заве дующему подворьем иеромонаху Галактиону, отец Игумен Павлин настаивал на скорейшем отъезде части братии. Отец Игумен как бы предвидел последствия проводимой политики новой власти, в своем письме он предупреждал братию: «Не полагайтесь на то обстоятельство, что срок вашего пребывания на подворье продлен, ибо никак нельзя полагаться на тех, кто гонит Церковь Христову. По всей вероятности, продление этого срока — простая случайность». По постановлению монастырского собора часть братии, получив визы на выезд в Финляндию, вернулись в обитель. Оставшейся братии строго «вменялось в послушание и непременную обязанность быть беспрекословными в повиновении и послушании заведующему подворьем иеромонаху Галактиону, строго соблюдать правила, устав и благочестивые обычаи святой обители». И все же службы продолжались, поскольку церковь подворья осталась в ведении местного приходского совета. По причине отсутствия места для жительства и ввиду столь враждебного отношения большевиков к монашествующим, часть подворской братии возбудило ходатайство о разрешении вернуться обратно на Валаам. После разных мытарств разрешение наконец было дано, и 18 человек братии 19 декабря 1924 года возвратились в монастырь. Остальные 16 человек остались в Москве для ведения богослужения в церкви преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, поселившись в подвале, напротив своего подворья,захваченного большевиками.
Окончательно храм был закрыт в 1926 году, насельники разогнаны, частично арестованы. Однако священноиноки, выполняя благословение Святейшего Патриарха Тихона, не бросили свою паству: они служили в церкви Ржевской Богоматери на Поварской до ее закрытия. Величественное здание подворья было изуродовано: крест с купола снят, сломана звонница. Купол заделали бревнами, пол из метлахской плитки залили толстым слоем бетона, вход в часовню и многие окна замуровали.
Позже здесь разместилась поликлиника No 36 Фрунзенского района г. Москвы, во время войны переоборудованная в госпиталь. В 1944—1945 годах несколько блестящих операций провел здесь хирург с мировым именем святитель Лука (Войно-Ясенецкий), приезжавший на Поместный Собор и заседания Священного Синода. К началу девяностых годов здание пришло в аварийное состояние, коммуникации не действовали, ставился вопрос о его сносе. 1 апреля 1993 года подворье, наконец, было возвращено Церкви, возобновилась монашеская жизнь. После обустройства временного иконостаса в нижнем храме (бывшей часовне) 1 августа 1993 года была совершена первая Божественная Литургия. Приходили сюда новые насельники и прихожане. Маленький нижний храм был переполнен. А к весне следующего года расчистили центральную часть храма во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских, и 1 мая 1994 года в нем прошла первая пасхальная служба. С той поры многое изменилось на подворье. 25 октября 1996 г. в день празднования иконы Божией Матери «Иерусалимская» прошла первая служба во вновь открытом приделе верхнего храма, освященного в честь этой иконы. С помощью благодетелей была восстановлена звонница, и в Великий Четверг 1997 года впервые за многие десятилетия вновь зазвонили колокола. Вскоре началась реставрация нижнего храма, был установлен новый иконостас, во многом восстановлены прежняя живопись и интерьер. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, храм был назван в честь святого благоверного князя Александра Невского. Первая служба прошла здесь 6 декабря 1998 года, в день памяти святого князя. Кропотливо расчищаются многократно закрашенные дивные росписи парадной лестницы и верхнего храма. В 1998 году для Московского подворья был написан новый список с Валаамской иконы Божией Матери. Эта чтимая икона в киоте с резной сенью и с многочисленными дарами находится на северной колонне верхнего храма. Список этот чудотворный. Знаменательно, что чудотворения от него начались одновременно со всецерковным прославлением Валаамского образа. На южной колонне храма во имя преподобных Сергия и Германа находится прекрасный образ Валаамских чудотворцев, покровителей Московского подворья.
По воскресным дням после Божественной Литургии читаются акафисты Валаамской иконе Божьей Матери и вмч. Пантелеимону.
Храмы[править]
Храм преподобных Сергия и Германа Валаамских[править]
Внутреннее убранство храма
Здание Московского подворья Валаамского монастыря построено в 1901 году.
В первом этаже здания была устроена часовня, во втором этаже – двухпрестольный храм. Архитектор А.И. Рооп.
Центральный престол освящен 18 октября 1901 года во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским), боковой придел – в честь Иерусалимской иконы Божией Матери.
В годы гонений община подворья была снята с юридической регистрации, а здание закрыто и передано в народное хозяйство в 1926 году.
В 1992 году бывшее здание подворья было возвращено Валаамскому монастырю, однако освобождено лишь в следующем году.
В помещении часовни на первом этаже по благословению Святейшего Патриарха Алексия II был устроен храм во имя святого благоверного великого князя Александра Невского.
Нижний Храм святого благоверного князя Александра Невского[править]
В настоящее время на реставрации
Храм святителя Николая Мирликийского при НИИ нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко[править]
Святыни:
чтимая икона вмч. Пантелеимона и частица мощей святой прпмц. Елизаветы.
Адрес:
125047 Москва, ул. 4-я Тверская-Ямская, 16
Телефон:
+7 (499) 972-86-10
Больничный храм во имя иконы Божией Матери «Целительница» при обособленном подразделении ГБУЗ ГКБ №40 Клиника[править]
Святыни:
ковчег с мощами свв. прпп. Германа Аляскинского, Антипы Валаамского, Иоанна Многострадального Печерского; свт. Иннокентия Московского; свв. мчч. Младенцев Вифлеемских; валаамского праведника пустынника схимонаха Николая (Смелова); часть кустодии (восковой печати) Кувуклии Воскресения Христова.
Адрес:
129128 г. Москва, ул. Малахитовая, д. 16
Больничный храм в честь иконы Божьей Матери «Всецарица» при 2 ЦКБ им. Н.А. Семашко ОАО «РЖД» г. Москвы[править]
Святыни:
икона Божией Матери «Всецарица», написанная на Афоне; ковчег с мощами святых: Лазаря Четверодневного, епископа Китийского; прпп. Германа Аляскинского, Антипы Валаамского, Арсения Коневского; свт. Иннокентия Московского; мчч. Младенцев Вифлеемских; часть облачения свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, частица Дуба Мамврийского, камень Гроба Господня.
Адрес:
129128 г. Москва, ул. Будайская, д. 2
Скит в честь иконы Божией Матери «Валаамская»[править]
Святыни:
частицы мощей святых прпмчч. Зверинецких, прп. Кукши Одесского, прп. Ионы Киевского, свт. Луки Крымского; чтимые иконы Божией Матери «Валаамская», святых Царственных Мучеников.
Адрес скита
: 140473 Московская область, Коломенский район, село Бортниково
Войти на сайт
Валаамский монастырь окружен водами Ладожского озера и не всегда доступен для паломников. Когда заканчивается навигация, связь с нашим «северным Афоном» поддерживают вертолеты. И в то же время Валаам к нам всегда близок. В гуще городской суеты, на перекрестке Старо-Петергофского и Нарвского проспектов расположились подворье Валаамского Спасо-Преображенского монастыря и при нем храм Казанской иконы Божией Матери. Юридически и по духу — это неотъемлемая часть островной обители. Но городская «прописка» придает жизни подворья и его общины свою, особую специфику.
Автор: Елена Миловидова, Фотограф: Андрей Петров.
Подворье сегодня
«Приходишь, и словно в другой мир попадаешь», — говорят о внешнем облике подворья прихожане. Храм Казанской иконы Божией Матери радует глаз декором фасада и большими витражными окнами. В советские годы в нем был универмаг, затем — мебельная фабрика. Своды внутри до сих пор хранят следы железобетонных перекрытий. Для восстановления подворья, признанного объектом культурного наследия федерального значения, здесь организовали службу технического надзора. Ее руководитель заслуженный строитель РФ Людмила Соловьева следит за ходом реставрации. Все работы здесь выполняются профессионально и с большой любовью. Казалось бы, не все ли равно, какие лавки в храме? На подворье это красивые деревянные скамьи. В храме есть и свой архитектор — прихожанка Юлия Трукшина. В числе ее последних крупных работ — проектирование дубового резного иконостаса для подворья, который изготовлен в Греции. Сегодня через подворье осуществляются все коммуникации Валаамского монастыря: здесь находятся бухгалтерия, юрист, службы снабжения и транспорта, филиал паломнической службы. Подворье является юридическим адресом монастыря. Помимо Казанского храма, колокольни, игуменского и келейного корпусов, здесь освящена часовня Новомучеников и Исповедников Российских, обустроен удобный баптистерий для крещения полным погружением, работает большая иконно-книжная лавка. «Черно-белый» клир Из тринадцати священнослужителей подворья четверо — отец Александр Точилов, отец Олег Зорин, отец Георгий Герасименко и протоиерей Владимир Басманов — относятся к «белому» духовенству: это женатые священники, живущие в миру. Остальные — монашествующие. Вместе с послушниками число братии достигает пятнадцати человек. Наличие «белого» духовенства на подворье считают плюсом: «белым» священникам проще разобраться с проблемами, которые тревожат мирян. Но некоторые предпочитают советы иеромонахов, более аскетичных и строгих.
Игумен Петр (Романов) Начальник подворья игумен Петр (Романов) управляет Валаамским «представительством» свыше 15 лет. Вырос в многодетной верующей семье, его прадед был священником. Получив благословение на монашество от старца архимандрита Кирилла (Павлова), на Валаам ехал с опаской: возрождение монастырей — дело тяжелое. Но и управлять подворьем нелегко: «Мирской дух проникает, много примеров, когда монашествующие уходили в мир из таких городских монастырей. Мы это знаем и стараемся по возможности сохранять молитвенное устроение. Братия должна обеспечить богослужение и создать духовную атмосферу этого места, а уже «белые» священники выстраивают остальную часть приходской жизни. Мы, монахи, тоже понимаем необходимость миссионерского служения. Это нужно современному обществу, оно сегодня находится на большой дистанции от Церкви».
Игумен Василий (Шумский) Игумен Василий (Шумский) подвизается в монастыре больше 20 лет. До этого был начальником скита преподобного Александра Свирского на Святом острове Валаамского архипелага. А еще раньше находился на послушании у монахов-отшельников в Абхазии. Служащий игумен, он духовно окормляет прихожан и братию подворья. Иеромонах Антипа (Никаноров) — директор общеобразовательной православной школы имени преподобных Сергия и Германа Валаамских, временно командирован в Новгородскую епархию. Иеромонах Парфений (Шапанов) — в прошлом заслуженный работник культуры Республики Карелия. Отвечает за взаимодействие с Вооруженными Cилами. Несколько раз во время боевых действий выезжал на Кавказ, имеет награды. Прихожане до сих пор помнят, как отец Парфений возил в Чечню три фуры теплых шапок и носков, которыми после объявления по православному радио завалили подворье петербуржцы. Иеромонах Гурий (Шадурин), по общепризнанному мнению, «красиво служит и красиво поет»; особенно любимы паствой молебны, совершаемые отцом Гурием. Иеромонах Досифей (Степанов) несет послушание ризничего, радуя братию и прихожан красивыми храмовыми облачениями. Увлекается фотографией.
Протоиерей Владимир Басманов Протоиерей Владимир Басманов — священник с 1977 года. Вышел за штат по состоянию здоровья и возрасту. За окладистую седую бороду дети на подворье называют отца Владимира дедушкой. Прихожане постарше говорят по-другому: «батюшка-реаниматор». Три раза в неделю он проводит духовные беседы, которые помогают многим «захожанам» остаться в храме. «Большинство приходят со своими скорбями, — рассказывает отец Владимир. — Но, увы, хотят услышать только то, что им хочется. Много сейчас самоуверенности у верующих, думают, что многое постигли. Стараюсь их переубедить. В первую очередь объясняю, что значит Причастие, Исповедь, покаяние. Если они хоть немного уловили, начинают „оживать“». Иерей Александр Точилов — в прошлом художник, теперь иконописец; настоятель часовни СПТб подворья Валаамского монастыря на Синопской набережной: ; служит духовником средней общеобразовательной православной школы имени преподобных Сергия и Германа Валаамских, о которой будет сказано отдельно. Проводит занятия воскресной школы для взрослых.
Иерей Олег Зорин Иерей Олег Зорин — начальник воскресной школы для детей и взрослых, руководитель клуба православной молодежи, куратор социальных проектов. Шефствует над Обществом слепых Кировского района. По приглашению университета МВД окормляет его личный состав, консультировал правоохранителей в строительстве храма святого благоверного Димитрия Донского при университете. «Если мы, священники, сможем оказать духовное влияние на будущих и настоящих полицейских, то наши правоохранительные органы будут еще более эффективными, — делится надеждами отец Олег. — Именно этого хочет добиться руководство МВД, выдвинув девиз: „Духовность, нравственность, патриотизм“. О духовности мы и обязаны свидетельствовать». На подворье четыре диакона: иеродиакон Герасим (Осипов) — мастер на все руки, на Валааме нес послушание кузнеца. Сослужит протоиерею Иоанну Миронову по воскресным дням в храме иконы «Неупиваемая чаша» при заводе АТИ. Диакон Георгий Герасименко тоже из «старослужащих». Прихожане говорят: «Отец Георгий читает Евангелие — мы каждое слово понимаем». Любят его занятия и ученики воскресной школы. Иеродиакон Рафаил (Янкевич) воплотил мечту многих христиан: выучил греческий язык, чтобы читать святых отцов в подлиннике. Учится в духовной академии. Иеродиакон Гавриил (Фролов) — эконом, помощник начальника. Коммуникабельный человек, он проводит множество встреч со строителями, подрядчиками, чиновниками, решая вопросы восстановления и функционирования подворья. Жизнь общины Службу на подворье не начинают в три часа ночи, как на Валааме: адаптировали к городской жизни. Но всё же служба здесь более продолжительная, полный круг богослужения осуществляется по монастырскому чину. «Создается впечатление, что мы на самом Валааме, — говорит прихожанка подворья Татьяна Кожурина. — Мы ощущаем это место как особое, где мы соединяемся с Богом. Монахи создают в больших городах духовные острова, которые очень нужны здесь, в мире».
Владимир Огнев, водитель-волонтер «Здесь как дома», — так выражает чувства большинства прихожан частный предприниматель Владимир Огнев, волонтер-водитель общины. Бывший сотрудник милиции Татьяна Лоткова стала внештатным фотографом, размещает снимки на странице подворья «ВКонтакте». Марию Симору все знают как незаменимого завхоза и повара воскресной школы. Инженера на пенсии Ирину Попову называют «цветочницей»: она ухаживает за растениями в келейном корпусе. Радушные работницы кухни и трапезной — «мамы-кормилицы».
Т
Татьяна Агеева — одна из активисток прихода Воспитательница детского сада — просто «человек, который нужен всем», потому что от работы никогда не отказывается. Библиотека.
Она появилась усердием прихожанки — профессионального библиотекаря Марии Ярцевой. Вместо затерянного в коридоре небольшого шкафа с духовной литературой стараниями Марии появился пусть маленький, но настоящий абонемент: с формулярами и картотекой. Сейчас здесь больше пяти тысяч книг. Музыкальные коллективы «Валаамский обиход» — так называют своеобразный певческий стиль, сложившийся на подворье. Он состоит из древнерусского «знаменного» распева, адаптированного к современному восприятию, и византийских песнопений. Многие, услышав его однажды, возвращаются, чтобы послушать снова. «Более 25 лет я руковожу различными смешанными хорами и мужскими ансамблями, много разной церковной музыки пел, но с полной уверенностью могу сказать, что валаамская традиция наиболее приемлема для молитвы в храме, — считает регент Праздничного хора Валаамского монастыря Алексей Жуков. — Смысл подобного пения в идеальном сочетании богослужебного текста и музыкальных мелодий, которые наиболее явственно раскрывают значение слова». Праздничный хор Валаамского монастыря
Этот известный коллектив состоит только из профессионалов высочайшего класса. По репертуару и манере звучания он продолжает традиции пения братского хора Валаамской обители. Солисты Праздничного хора — лауреаты международных конкурсов Борис Петров (баритон) и Александр Бордак (тенор, композитор, аранжировщик, поэт, составитель многих программ хора), обладатели уникальных голосов заслуженные артисты Республики Карелия Михаил Круглов (редкий бас-профундо) и Дмитрий Попов (тоже редкий высокий голос — контртенор). Хор участвует в воскресных и праздничных службах на подворье, во всех богослужениях, совершаемых на Валааме Святейшим Патриархом Кириллом — священноигуменом Валаамской обители, концертирует по России и миру. Клиросный Хор подворья Второй взрослый хор подворья, который здесь называют «малым», состоит из любителей и профессионалов. За двадцать лет участники коллектива в буквальном смысле «спелись» и признаются, что им помогает сама атмосфера подворья. «Бывают разные состояния голоса. Иногда не звучит, и всё, — рассказывает регент хора, заслуженный артист республики Карелия Михаил Рузанов. — Но на подворье мы с таким почти не сталкиваемся. Тут поется очень хорошо. И акустика хорошая: храм специально строился так, чтобы звук летел далеко». Отдельно хор на богослужении можно услышать по будням.
«Тут поется очень хорошо», — говорит регент клиросного хора подворья Михаил Рузанов (в центре) Детский хор Организован при воскресной школе. Управляет хором Александра Углова, профессиональный дирижер, преподаватель школы имени Д. Д. Шостаковича. В общине удивляются: «У Александры поют все, чуть ли не грудные младенцы. Причем красиво и правильно, настолько умеет она настроить ребят». Юным певцам от пяти до девяти лет. Их «конек» — малоизвестные дореволюционные песни из репертуара гимназий и современные произведения, продолжающие духовную традицию. Хор много выступает, имеет разные награды. Детский православный театр
Он тоже организован при воскресной школе. Театром руководят специально приглашенный клирик храма преподобного Серафима Вырицкого диакон Леонид Королев вместе с матушкой Еленой. Оба в прошлом — профессиональные актеры, отец Леонид еще и режиссер. Педагогами стали неожиданно для себя. «Мы в первый раз пришли на встречу с детьми, не зная, что им говорить, — вспоминает отец Леонид. — Но пошли нетрадиционным путем, сделав ребят своими со-творцами во всем. Вместе придумывали постановку, декорации, подбирали музыку. Сами не знали, чем закончится спектакль. А желание увидеть конечный результат притянуло ребят». Театр существует уже пять лет. «Отец Леонид делает невозможное: удерживает интерес к Богу у ребят в самом сложном, подростковом возрасте», — говорят на подворье.
Евгений Залазаев — участник молодежного клуба Здесь встречаются юноши и девушки от 16 до 35 лет. Изучают Евангелие по творениям святых отцов, общаются, помогают новоначальным освоиться в храме. «Я прекрасно представляю, что человек чувствует, когда впервые приходит в храм и абсолютно ни в чем не ориентируется, — говорит участник молодежного клуба Евгений Залазаев. — Нужно ему помочь! Подвести к священнику, объяснить элементарные правила поведения». Евгений — один из катехизаторов подворья. Это еще один миссионерский проект клуба. По благословению настоятеля отца Петра наиболее подготовленные ребята-катехизаторы будут вести консультирование на приходе, объяснять новичкам основы вероучения. Ребята уже не один год помогают родителям и воспреемникам подготовиться к крещению детей. А еще подворская молодежь посещает детский дом № 4 города Павловска, участвуя в проекте «Старший брат, старшая сестра»), навещает бездомных в больнице № 14. Активисты собирают справки, оформляют документы, помогают найти жилье и работу.
Встречи молодежного клуба, которые ведет иерей Олег Зорин, не обходятся без чая и песен под гитару Школа преподобных Сергия и Германа Валаамских
Открыта в 2002 году как негосударственное общеобразовательное учреждение, работает на базе государственной школы № 288. Кроме обычных школьных предметов здесь преподается Закон Божий и церковное пение, много кружков, паломнические поездки. «Мы должны подумать о детях: каково им среди неверующих сверстников. Они отстаивают свою веру, и мы, взрослые, должны им помочь. Всё хорошее, что войдет в душу в детском возрасте, обязательно принесет плоды», — так объясняет, зачем монастырскому подворью «нагрузка» в виде общеобразовательной школы, ее директор, иеромонах Антипа (Никаноров). До 1917 года подворье Валаамского монастыря располагалось на Синопской набережной, отсюда паломники отправлялись в плавание на Валаам. На территории подворья была только часовня святителя Николая, которую возвел в 1823–1833 годах архитектор А.И. Очаков. Часовня была закрыта в 1932 году и вновь освящена в 1994-м в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Часовня иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»: Синопская набережная, д. 34/36, Тел.: 274-01-92. Часы работы: с 10:00 до 19:00, обед с 12:00 до 12:30. В пятницу в 14:00 служится молебен и панихида. Паломническая служба Валаамского монастыря: тел. 902-86-11 vp.valaam.ru Современное подворье с 1989 года находится на углу Нарвского и Старо-Петергофского проспектов. Комплекс построен в начале XX века архитектором Василием Косяковым для Староладожского Успенского женского монастыря и является одним из лучших образцов русско-византийского стиля. После революции подворье подверглось ликвидации, а Казанская церковь стала приходской. В 1935 году она была закрыта. 2 апреля 1994 года Патриархом Алексием II был освящен главный престол. Южный придел освящен во имя святителя Николая, северный — во имя преподобного Серафима Саровского. Подворье Валаамского Спасо-Преображенского монастыря: Храм Казанской иконы Божией Матери открыт с 8:00 до 20:00. Часовня Новомучеников и исповедников Российских: открыта с 09:00 до 18:00; молебны — вт и чт после Литургии, акафист Новомученикам и исповедникам Российским — ср, панихида — сб. В цокольном этаже (под храмом) находится помещение воскресной школы. Здесь проходят занятия воскресной школы: младшая группа (5-7 лет) — вт в 19:00, старшая (8-14 лет) — вс в 12:30, взрослая — сб в 16:00. Детский театр — вс в 15:00, детский хор — вт в 19:00. в помещении воскресной школы: Молодежный клуб — вс в 13:00, Библиотека — вс с 12:00 до 14:00. Общеобразовательная православная школа преподобных Сергия и Германа Валаамских: тел. 575-49-05 (секретарь). Школа работает на базе государственной школы № 288 Адмиралтейского района по адресу ул. Курляндская, д. 43, А
Паломнику[править]
Жизнь братии на подворье подчинена строгому уставу, а также вековым традициям, присущим Валаамскому монастырю. С раннего утра совершается келейное правило, после чего в 7.00 вычитываются утренние молитвы, полунощница и служится братский молебен прпп. Сергию и Герману Валаамским. Далее в свое время служится Божественная Литургия.
В 13.00 ежедневно дежурный священник служит заказной молебен и панихиду, а в 16.45 начинается Вечернее богослужение, которое в канун праздников длится до позднего вечера.
«Молитва и труд – это два весла, которыми нужно грести одновременно. Для того, чтобы двигаться прямо, требуется и работать, и молиться. Если же на какое-то из весел будешь налегать больше, значит, либо уйдешь в сторону, либо станешь кружиться», – говорит настоятель Валаамской обители епископ Панкратий. Во исполнение этой традиции насельники Московского подворья также несут различные послушания.
Подворье открыто ежедневно с 7.00 до 21.00, в праздничные дни с 6.00 до 22.00.
Актуальное расписание богослужений