Арзамасское подворье Серафимо-Дивеевского монастыря подворье епархиального женского монастыря


Народные герои одобряют эту статью Поэтому рекомендуют продолжать текст в том же духе

Официальный сайт Нижегородской Епархии

Нижегородская (и Арзамасская) Епархия

— церковно-административная структура Русской Православной Церкви Московского Патриархата в нижегородском регионе. Настоятель — митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов).

Кафедральный город (место пребывания епископа) — Нижний Новгород.

Кафедральные соборы: с 12 сентября 2009 года — Александра Невского в Нижнем Новгороде и Воскресения Словущего вАрзамасе.

До сентября 2009 года в Нижнем Новгороде кафедральным являлся Спасо-Преображенский (Староярмарочный) собор, до 1930 года — Спасо-Преображенский собор в Нижегородском Кремле.

История

До создания в 2012 году Нижегородской митрополии Арзамасское благочиние

включало в себя храмы Арзамасского и Вадского районов Нижегородской области[1] и входило в центральный округ Нижегородской и Арзамасской епархии.

При создании митрополии храмы Вадского района были сначалы включены в Сергачское благочиние вновь созданной Лысковской епархии, а затем из Сергачского выделены в Перевозское благочиние.

В 2013 году благочиние стало выпускать газету «Арзамас православный».[2] В этом же году был открыт 32-й приход.[3]

Затем Арзамасское благочиние

было разделено на два:
Благочиние города Арзамаса
и
Благочиние Арзамасского района
.

История[править]

Ранние годы митрополичьей кафедры на нижегородской земле[править]

Решение о создании отдельной Нижегородской епархии было принято ещё в 1589 году на XXVIII Московском Соборе. Ускорило это решение опасное умножение сторонников старообрядчества в «Низовской земле», где во множестве находили себе убежище московские старообрядцы, а также разинцы — участники крестьянской войны (1670—1671).

24 марта (3 апреля) 1672 года Нижегородская епархия была учреждена. Для управления новооткрытой епархией нужен был муж опытный и благонадежный. Выбор пал на архимандрита Печерского Вознесенского монастыря Филарета. Он пробыл Митрополитом Нижегородским и Алатырским более 9 лет, с 2 июля 1672 года по 7 марта 1682 год.

С момента учреждения в 1672 году и до конца XVIII века резиденция архиереев находилась в Нижеродском Кремле, при епископе Дамаскине резиденция была перенесена в новое здание, построенном на территории упразднённого Ивановского монастыря.

Горьковская епархия[править]

Смотри также: История Русской церкви после 1941 года

Перед началом Великой Отечественной войны Горьковская епархия была близка к уничтожению: почти все храмы были закрыты или уже не существовали, в Горьком были закрыты все церкви.

Согласно подсчётам 1943 года из 1126 церковных зданий епархии 892 использовались под клубы, школы и склады, а 228 разрушались, пустуя. В 1945 году было открыто 13 храмов, 1946 году — 6, 1947 году — 3, 1948 году — 2 храма.

В 1950 году в епархии насчитывалось 47 зарегистрированных храмов, в том числе 3 — в Горьком. Кроме того, насчитывалось около 60 незарегистрированных молитвенных домов, богослужения в которых совершали заштатные священники и миряне. В частности в Ворсме молитвенный дом Николая Братанова был рассчитан на 20-25 человек, при этом по данным уполномоченного на пасхальную службу на улице молящихся возле дома было 200—250 человек. В 1950—1956 годах число приходов в епархии не изменилось, в тоже время число приходов по стране заметно сократилось. В 1956 году был открыт Казанский храм в Ворсме.

В современной России[править]

В 1996 году был открыт сайт епархии, ставший первым православным сайтом России. В 2003 году появилась современная версия сайта. В октябре 2008 года появилась английская версия, воспроизводящая ежедневную ленту новостей Русской православной церкви и Нижегородской епархии. К 2010 году сайт ежемесячно посещало около 30 тыс. человек. 16 июля 2005 года начал работу православный телефон доверия. За пять лет работы на него поступило 63 тыс. звонков.

К началу 2007 года в епархии насчитывалось 414 действующих храмов.

В 2009 году в епархии был возобновлён Феодоровский монастырь, открыто 8 новых приходов, освящено 9 храмов и 3 часовни. 9 сентября — 12 сентября 2009 года состоялся визит Патриарха Кирилла на нижегородскую землю, в ходе которого Собору в честь святого благоверного князя Александра Невского в Нижнем Новгороде был присвоен статус кафедрального.

В декабре 2009 года делегация из 118 человек во главе с архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием и епископом Люберецким Вениамином совершила пятидневное паломничество к святыням Синая, Каира и Александрии.[20] В Монастыре Святой Екатерины для нижегородских паломников сделали исключение — им разрешили провести службу.

Епископы[править]

За 330 лет Нижегородской кафедрой управляли 48 архиереев.

1937—1941 — кафедра вдовствовала.

  • Филарет (2 июня 1672 — 7 марта 1686)
  • Павел (7 марта 1686 — 26 сентября 1696)
  • Трифилий (Инихов) (1696 — 20 июля 1699)
  • Исаия (23 июля 1699 — июнь 1708)
  • Сильвестр (Волынский) (14 сентября 1708 — 5 марта 1719)
  • Питирим (23 марта 1719 — 8 мая 1738)
  • Иоанн (Дубинский) (25 февраля 1739 — 1 сентября 1742)
  • Димитрий (Сеченов) (12 сентября 1742 — 9 августа 1748)
  • Вениамин (Пуцек-Григорович) (14 августа 1748 — 28 февраля 1753)
  • Феофан (Чарнуцкий) (14 марта 1753 — 1 июня 1773)
  • Антоний (Герасимов-Зыбелин) (9 июля 1773 — 25 апреля 1782)
  • Иоасаф (Заболотский) (16 мая 1782 — 22 сентября 1783)
  • Дамаскин (Руднев) (22 сентября 1783 — 12 января 1794)
  • Павел (Пономарев) (12 февраля 1794 — 26 октября 1798)
  • Вениамин (Краснопевков) (26 октября 1798 — 16 марта 1811)
  • Моисей (Близнецов-Платонов) (28 мая 1811 — 10 января 1825)
  • Самуил (Запольский-Платонов) (1825—1826) в/у
  • Мефодий (Соколов) (28 февраля — 19 октября 1826)
  • Афанасий (Протопопов) (13 октября 1826 — 24 января 1832)
  • Амвросий (Морев) (1 февраля 1832 — 19 января 1835)
  • Иоанн (Доброзраков) (19 января 1835 — 13 января 1847)
  • Иаков (Вечерков) с 1847 года по 1850 год.
  • Иеремия (Соловьёв) с 1851 года по 11 июня 1857 года.)
  • Антоний (Павлинский) (20 июля 1857 — 29 сентября 1860
  • Нектарий (Надеждин) (22 сентября 1860 — 21 января 1869)
  • Филарет (Малышевский) (28 февраля 1869 — 7 февраля 1873)
  • Иоанникий (Руднев) (13 июня 1873 — 8 декабря 1877)
  • Хрисанф (Ретивцев) (8 декабря 1877 — 23 мая 1879)
  • Епископ Нижегородский и Арзамасский Макарий (Миролюбов) (23 мая 1879 — 7 июня 1885)
  • Модест (Стрельбицкий) (7 июня 1885 — 25 ноября 1889)
  • Владимир (Петров) (25 ноября 1889 — 7 мая 1892)
  • Владимир (Никольский) (7 мая 1892 — 29 декабря 1900)
  • Назарий (Кириллов) (20 января 1901 — 13 августа 1910)
  • Иоаким (Левитский) с 1910 года по 1918 год.
  • Лаврентий (Князев), епископ Балахнинский, викарий Нижегородской епархии исполнял обязанности с 1917 года по 1918 год.
  • Евдоким (Мещерский) с 1918 года по 1924 год.
  • Сергий (Страгородский) с 31 марта 1924 года по 27 апреля 1934 год.
  • Евгений (Зернов) (май 1934 — май 1935)
  • Феофан (Туляков) (12 ноября 1935 — 4 октября 1937) 21 сентября 1937 Особой Тройкой НКВД по Горьковской области митрополит Феофан был приговорён к расстрелу. 4 октября того же года приговор был приведён в исполнение.
  • 1937—1941: епископы не назначались
  • Сергий (Гришин) (ноябрь/декабрь 1941 — 20 мая 1942)
  • Андрей (Комаров) (28 мая — 13 июля 1942)
  • Сергий (Гришин) (13 июля 1942 — 14 октября 1943)
  • Зиновий (Красовский) (1944 — 18 ноября 1948)
  • Корнилий (Попов) (18 ноября 1948 — 14 августа 1961)
  • Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов)
  • Иоанн (Алексеев) (14 августа 1961 — май 1965)
  • Мстислав (Волонсевич) (25 мая 1965 — 14 января 1966)
  • Флавиан (Дмитриюк) (7 июля 1966 — 3 марта 1977)
  • Николай (Кутепов) с 11 июня 1977 года по 21 июня 2001 года.
  • Евгений (Ждан) (временно с 21 июня 2001 года) с марта 2002 года по 11 октября 2002 года.
  • Георгий (Данилов) (с 26 декабря 2002 года)

Благочиние города Арзамаса

  1. Воскресенский кафедральный собор Нижегородской епархии.
  2. Церковь Святого Духа
  3. Церковь в честь иконы Божией Матери «Тихвинская». Храм освящён 7 ноября 2010 года архиепископом Георгием[4]
  4. Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение». Храм освящён 13 ноября 2010 года архиепископом Георгием[5]
  5. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм освящён 16 января 2011 года архиепископом Георгием[6]
  6. Церковь в честь Входа Господня в Иерусалим. Построена в 1777 году. В 1928 году закрыта. В 2004 году возвращена Нижегородской епархии.[7] 11 марта 2012 года возобновились богослужения[8] 8 апреля 2012 года была совершена первая после 80-летнего перерыва Божественная литургия.[9]

№45 (654) / 28 ноября ‘11

Епархия

Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий

Дата рождения: 14 августа 1964 г. Дата хиротонии: 2 февраля 2003 г. Дата пострига: 22 декабря 1989 г. День ангела: 6 мая

  • Родился в г. Жлобин Гомельской области Беларуси, в многодетной семье. Крещен в том же году в храме Живоначальной Троицы г. Жлобина.
  • В 1981 году закончил среднюю школу. По окончании школы работал водителем, с мая 1984 г. по июнь 1986 г. служил в рядах Советской армии.
  • После увольнения в запас в 1986 году поступил в Московскую Духовную семинарию.
  • В ноябре того же года был принят послушником в Троице-Сергиеву Лавру. Монашеский постриг с именем Георгий (в честь св. великомученика Георгия Победоносца) принял 22 декабря 1989 г., в день праздника иконе Божией Матери «Нечаянная Радость».
  • В 1990 году закончил семинарию и поступил в Московскую Духовную академию.
  • 9 октября 1990 г., в день праздника преставления св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова рукоположен во иеродиакона епископом Викентием (Морарем), викарием Кишиневской епархии (ныне – митрополит Ташкентский и Узбекистанский).
  • 9 апреля 1991 г., в день праздника Иверской иконе Божией Матери, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II хиротонисан во иеромонаха.
  • С ноября 1991 г. нес послушание заведующего свечной мастерской. 20 января 1993 г. назначен экономом Троице-Сергиевой Лавры.
  • В июне 1995 г. закончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия по кафедре истории Русской Церкви (тема диссертации – «Житие и Патриаршее служение святителя Тихона (Белавина)»). По окончании МДА преподавал общецерковную историю и византологию на 3-м курсе Московской Духовной семинарии, продолжая одновременно исполнять послушание эконома обители. Работая экономом Лавры, с августа 1998 г. назначен на должность директора Патриаршего архитектурно-реставрационного центра в Троице-Сергиевой Лавре.
  • С 1999 г. провел обширные работы по реставрации храмов и построек обители и реконструкции монастырской территории (в частности, в ходе работ была предпринята масштабная реставрация лаврской колокольни и воссозданы ее утраченные в 1930-х гг. крупнейшие колокола).
  • 31 мая 2001 г. указом Священноархимандрита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II назначен экономом Объединенного хозяйства Троице-Сергиевской Лавры и Московских Духовных школ.
  • 26 декабря 2002 г. на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви определен быть епископом Нижегородским и Арзамасским.
  • 1 февраля 2003 г. в домовом храме Всех Святых, в Земле Российской Просиявших, Патриаршей резиденции Свято-Данилова монастыря чин наречения архимандрита Георгия (Данилова) во епископа Нижегородского и Арзамасского совершили Святейший ПатриархМосковский и всея Руси Алексий II, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Солнечногорский Сергий, управляющий делами Московской Патриархии, Волоколамский и Юрьевский Питирим, Чебоксарский и Чувашский Варнава, Черновицкий и Буковинский Онуфрий, архиепископы Витебский и Оршанский Димитрий, Истринский Арсений, Гомельский и Жлобинский Аристарх, Верейский Евгений, епископы Орехово-Зуевский Алексий, Ярославский и Ростовский Кирилл, Магаданский и Синегорский Феофан, Дмитровский Александр, Брянский и Севский Феофилакт, Тамбовский и Мичуринский Феодосий.
  • 2 февраля 2003 г., в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил хиротонию архимандрита Георгия во епископа Нижегородского и Арзамасского.
  • Учитывая значение Нижегородской епархии в жизни Русской Православной Церкви и во внимание к усердному служению Церкви Божией епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий 24 февраля 2006 г. удостоен возведения в сан архиепископа.

Образование:

  • 1990 г. – Московская Духовная семинария;
  • 1995 г. – Московская Духовная академия; кандидатская диссертация на тему «Житие и Патриаршее служение святителя Тихона (Белавина)».

Место работы:

  • Благотворительный фонд Преподобного Серафима Саровского (председатель правления фонда).

Награды

  • церковные: – 2009 г. – орден Прп. Серафима Саровского II степени; – орден Свт. Иннокентия, Митр. Московского и Коломенского, II степени; – орден Св. Александра Невского I степени.
  • светские: – орден Дружбы.

Краткая справка

Дата создания: 1672 год. Адрес: 603058, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Суздальская, 58. Телефон: (секретарь епархии); (831) 258-09-19 (канцелярия) . Факс:. E-mail:

Кафедральный город – Нижний Новгород, кафедральные соборы: с 12 сентября 2009 года – Александра Невского (Нижний Новгород) и Воскресения Словущего (Арзамас). До сентября 2009 года в Нижнем Новгороде кафедральным был Спасо-Преображенский (Староярмарочный) собор, а до 1930 года – Спасо-Преображенский собор в кремле.

Монастыри

мужские

  • Благовещенский: 603001, Нижний Новгород, пер. Мельничный, 1; тел.; сайт: blagovm.ru;
  • Вознесенский Печерский: 603063, Нижний Новгород, Приволжская слобода, 108; тел. (831) 436-25-79, 436-17-15; сайт: pechory.nne.ru;
  • Высоковский Ковернинский Успенский: 606570, Нижегородская обл., Ковернинский р-н, п. Выселки;
  • Оранский Богородицкий: 606125, Нижегородская обл., Богородский р-н, с. Оранки; тел. (83170) 4-55-45; сайт: oranki.narod.ru;
  • Свято-Успенская Саровская Пустынь: Нижегородская обл., г. Саров; сайт: sarov-monastery.org;
  • Свято-Успенский монастырь Флорищева Пустынь: Нижегородская обл., Володарский р-н, п. Флорищи;
  • Спасо-Преображенский: Нижегородская обл., г. Арзамас.

женские

  • Абабковский Николаевский Георгиевский: 606143, Нижегородская обл., Павловский р-н, с. Абабково; тел. (83171) 7-13-15; сайт: ababkovo.info;
  • Выксунский Иверский: 607030, Нижегородская обл., г. Выкса; тел.: (83177) 3-38-79, 3-62-50;
  • Крестовоздвиженский: Нижний Новгород, Окский съезд, д. 2а; тел.;
  • Покровский: Нижегородская обл., Богородский р-н, сел. Лукино;
  • Свято-Николаевский: 607220, Нижегородская обл., г. Арзамас, Соборная пл., 1; тел. (83147) 3-00-02;
  • Свято-Троице-Макариево-Желтоводский: 606250, Нижегородская обл., Лысковский р-н, пос. Макарьево; тел.: (83149) 2-63-60, 2-18-60;
  • Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский: 607320, Нижегородская обл., Дивеевский р-н, с. Дивеево; тел.: (83134) 3-00-15, 4-29-69 (канцелярия); 4-34-45 (паломнический центр); сайт: 4udel.nne.ru;

Средства массовой информации

  • Официальный сайт Нижегородской епархии;
  • «Нижегородские епархиальные ведомости» (газета, выходит дважды в месяц);
  • «Православное слово в Нижнем Новгороде» (ежемесячный журнал, приложение к «Нижегородским епархиальным ведомостям»);
  • «Дамаскин» (ежеквартальный журнал Нижегородской Духовной семинарии);
  • «Моя надежда» (ежеквартальный женский православный журнал);
  • «Саша и Даша» (ежеквартальный православный журнал для детей);
  • «Нижегородская старина» (историко-краеведческий журнал-альманах Вознесенского Печерского мужского монастыря, выходит два раза в год);
  • «Источник жизни» (ежедневная телепередача);
  • «Свете тихий» (еженедельная телепередача);
  • Радио «Преображение»;
  • Радио «Образ»

Из истории епархии

Решение о создании отдельной Нижегородской епархии было принято еще в 1589 году на XXVIII Московском Соборе. Ускорило это решение опасное умножение сторонников старообрядчества в «Низовской земле», где во множестве находили себе убежище московские старообрядцы, а также разинцы – участники крестьянской войны (1670–1671). Наконец, 24 марта (3 апреля) 1672 года Нижегородская епархия была учреждена. С момента учреждения в 1672 году и до конца XVIII века резиденция архиереев находилась в кремле, при епископе Дамаскине резиденция была перенесена в новое здание, построенное на территории упраздненного Ивановского монастыря.

Перед началом Великой Отечественной войны Горьковская епархия была близка к уничтожению: почти все храмы были закрыты или уже не существовали, в Горьком были закрыты все церкви. Согласно подсчетам 1943 года, из 1126 церковных зданий епархии 892 использовались под клубы, школы и склады, а 228 разрушались, пустуя. В 1945 году было открыто 13 храмов, в 1946 году – 6, в 1947 году – 3, в 1948 году – 2 храма.

В 1950 году в епархии насчитывалось 47 зарегистрированных храмов, в том числе 3 – в Горьком. Кроме того, насчитывалось около 60 незарегистрированных молитвенных домов, богослужения в которых совершали заштатные священники и миряне.

В 1996 году был открыт сайт епархии, ставший первым православным сайтом России.16 июля 2005 года начал работу православный телефон доверия. За пять лет работы на него поступило 63 тыс. звонков.

Четвертый Удел Богородицы

Основание Серафимо-Дивеевской обители

Около 1758 года в Киево-Флоровский Вознесенский женский монастырь прибыла богатая помещица Ярославской, Владимирской и Рязанской губерний, вдова подпоручика Агафия Семеновна Мельгунова со своей трехлетней дочерью и приняла монашество с именем Александры. Здесь ей было видение Божией Матери, в котором Царица Небесная повелела матери Александре: «Это – Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь хочу Я чтоб ты окончила жизнь свою. Но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, Святой Горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, Лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою!». Посоветовавшись с богодухновенными отцами Киево-Печерской Лавры, матушка Александра безбоязненно пустилась в путь, указанный ей Богоматерью.

По дороге в Саровскую Пустынь мать Александра остановилась на отдых в селе Дивеево. И снова ей было видение Божией Матери, указавшей, что это место и есть то самое, которое Она повелела искать.

После этого мать Александра в великой радости пошла в Саровскую Пустынь и просила вразумления у старцев, которые посоветовали ей исполнить все указанное ей Царицею Небесною и благословили поселиться в двух верстах от села Дивеева в деревне Осиновке. Здесь вскоре заболела и скончалась ее девятилетняя дочь. После этого мать Александра отправилась в свои поместья, чтобы окончательно распорядиться своим имуществом и имениями. По завершении дел, около 1767 года, она поселилась в селе Дивееве у приходского священника Василия Дертева. Она выстроила себе келью на его дворе и прожила в ней двадцать лет. В 1773 году мать Александра приступила к постройке каменного храма в селе Дивееве в честь Иконы Казанской Божией Матери на том самом месте, где явилась ей Царица Небесная. Строительство храма было закончено в 1773 году.

Начало Казанской общины

В 1788 году местная помещица госпожа Жданова, услышав об обители, пожертвовала 1300 кв. саженей своей усадебной земли возле Казанской церкви для устройства общины. Преподобная Александра построила здесь три келии и оградила строения деревянной оградой. Одну келию заняла сама с послушницей, в другой пригласила жить еще трех послушниц, а третью предоставила для паломников, идущих в Саров. Жила община по строгому Саровскому уставу. Наставником сестер был Саровский старец Пахомий.

Провидя свою кончину, мать Александра просила отца Пахомия не оставлять послушниц Казанской общины и позаботиться о будущей обители, обетованной ей Царицей Небесной. Отец Пахомий ответил: «Послужить по силе моей и по твоему завещанию Царице Небесной и попечением о твоих послушницах не отрекаюсь…, но как же и браться за то, не зная, доживу ли до этого времени. А вот иеродиакон Серафим, духовность его тебе известна, и он молод, доживет до этого, ему и поручи это великое дело». Мать Александра повторила свою просьбу отцу Серафиму.

После смерти первоначальницы Дивеевской общинки матери Александры осталось три послушницы. Выбирая между собою старшую, они поставили начальницей Анастасию Кирилловну, которая в течение семи лет собрала в общину до 52 сестер.

С кончиной отца Пахомия в 1794 году община потеряла своего заботливого отца. Батюшка Серафим в то время начал свою затворническую жизнь и не мог заниматься делами общины. В 1796 году начальницей общины по выбору сестер была поставлена Ксения Михайловна Кочеулова. Чрезмерно суровая строгость ее настолько не понравилась сестрам, что из 52 выбыли в первый год ее управления 40 человек, но затем стали прибывать новые, так что в 1825 году в общине снова собралось до 50 сестер. Начиная с 1822 года они стали обращаться за духовными советами к батюшке Серафиму, который не вышел тогда еще из затвора, но начал уже принимать посетителей.

Создание Мельничной общины

Батюшка Серафим хотел смягчить строгость устава Казанской общины. Он желал научить сестер простоте жизни и легчайшему приобретению благодати Духа Святого именно тем способом, какому и сам научился из многолетней собственной опытности, но Ксения Михайловна не согласилась, говоря, что им уже дан устав Саровским строителем Пахомием. Тогда батюшка Серафим оставил их и обратился к прежнему пустынножительству. 25 ноября 1825 года ему явилась в Саровском лесу Царица Небесная и сказала: «Зачем ты хочешь оставить заповедь рабы Моей Агафии – монахини Александры? Ксению с сестрами ее – оставь, а заповедь сей рабы Моей не только не оставляй, но и потщись вполне исполнить, ибо по воле Моей она дала тебе оную. А Я укажу тебе другое место, тоже в селе Дивееве, и на нем устрой эту обетованную Мной обитель Мою. А в память обетования ей, данного Мною, возьми с места кончины ее из общины Ксении восемь сестер». И сказала ему по именам, кого именно взять, а место указала на востоке, против алтаря Казанской церкви. И Сама дала ему для сей обители устав новый, нигде до того времени ни в какой обители еще не существовавший. И за непременное правило поставила заповедь, чтобы в сию обитель не дерзала быть принимаема ни одна вдовица, а всегда принимались бы лишь одни девицы.

Преобразование общины в монастырь

Указом Святейшего Синода от 10 февраля 1861 года объявлено было о возведении состоящей в Ардатовском уезде Дивеевской женской общины на степень третьеклассного общежительного монастыря.

В начале 1862 года митрополит Московский Филарет писал об этом событии наместнику Троице-Сергиевой Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Молитвы отца Серафима победили. Святейший Синод определил Дивеевскую настоятельницу Елисавету постричь и произвести в игуменью». Так сбылись пророческие слова отца Серафима, сказанные в разговоре с одной из Дивеевских сестер: «Запомни, матушка, у вас на двенадцатой начальнице устроится монастырь». Елизавета Алексеевна Ушакова была посвящена в сан игумении 17 ноября 1862 года с наречением имени Марии. Устав в монастыре был взят Мельничной Серафимовой Дивеевской общинки, поэтому весь монастырь стал называться Серафимо-Дивеевским.

Основной доход монастырю приносили многочисленные мастерские: рукодельная, где вышивали золотом и шелками, гладью по батисту и полотну, живописная, литографическая, где занимались фотографией и метахромотипией (переведением гравированных картин на жесть, камень и дерево), резьбой по металлу и переплетным делом. Монастырские нужды обеспечивали хлебное, просфорное, свечное, портновское, ризное, манатейное послушания (манатея – тонкая домотканая шерсть). В свиточном шили свитки (рубашки) для Саровской братии, до 400 штук ежегодно. Множество корпусов занимали хозяйственные послушания: стекольное, красильно-малярное, погребное, огородное, садовое, мельничное. В монастыре был большой фруктовый сад. Имелся молотильный корпус и две житницы.

В отдельных корпусах помещались богадельня для тяжело больных и престарелых сестер, зубоврачебный кабинет и больница. При монастыре был устроен приют для девочек, преимущественно сирот, где их учили священники, а рукоделию и духовному пению обучали сестры обители.

К началу ХХ века Серафимо-Дивеевский монастырь стал крупнейшим иноческим общежитием.

В 1919 году монастырь преобразовали в трудовую артель, но храмы не были закрыты, богослужения продолжались. Земли, хозяйства, хутора – все было изъято. Несмотря на трудности жизни, обитель до разгона в 1927 году оставалась паломническим центром.

Возрождение

Батюшка Серафим говорил: «Придет время, и мои сиротки в Рождественские ворота посыпятся как горох». Недоумевали сестры: «Какие же это ворота будут?». В 1927 году на праздник Рождества Богородицы начался разгон обители. Так сбылось предсказание батюшки Серафима. В недельный срок монастырь закрыли.

Возрождение в селе Дивееве церковной жизни началось в 1988 году, когда верующим разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В Лазареву субботу 22 апреля 1989 года деревянную церковь освятили в честь Казанской Иконы Божией Матери. 31 апреля 1990 года, в день Похвалы Пресвятой Богородицы, вновь был освящен Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря. С 1 января 1991 года все уставные богослужения в нем совершаются ежедневно.

21 июля 1991 года было объявлено в печати решение Священного Синода о возобновлении Серафимо-Дивеевского монастыря. 30 июля того же года в Дивеево торжественно прибыли святые мощи преподобного Серафима Саровского, обретенные в Санкт-Петербурге в музее истории религии, который размещался в Казанском соборе.

Святые покровители Нижегородской земли

  • Преподобный Серафим, Саровский и всея России чудотворец, духовный попечитель Троицкой Дивеевской обители.
  • Преподобный Макарий Желтоводский и Унженский, чудотворец (1444), основатель Троицкого монастыря на Желтом озере.
  • Святой преподобный Ефимий, архимандрит Суздальский, чудотворец (1404).
  • Святой преподобный Варнава Ветлужский (1445).
  • Святой преподобный Варнава Гефсиманский (1906), основатель Иверского Выксунского монастыря.
  • Святой преподобный Иоасаф, Печерский чудотворец (1597).
  • Святой праведный Алексий Бортсурманский (1848).
  • Святой благоверный Великий князь Георгий Всеволодович (1238), основатель Нижнего Новгорода.
  • Великая княгиня Анастасия Иоанновна (1378), супруга Великого князя Андрея Константиновича, в иночестве Васса, в схиме Феодора.
  • Святой благоверный князь Александр Невский, в схиме Алексий (1263).
  • Святитель Дионисий, архиепископ Суздальский (1385), основатель Печерского монастыря.
  • Святитель Гавриил (Городков), архиепископ Рязанский (1862), настоятель Печерского монастыря, ректор Нижегородской Духовной семинарии.
  • Святитель Симеон, митрополит Смоленский (1699), настоятель Печерского монастыря.
  • Святитель Алексий, Митрополит Московский (1378), возобновитель Благовещенского монастыря.
  • Святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский (1226).
  • Святитель Иларион, митрополит Суздальский (1707), основатель Флорищевой Пустыни.
  • Преподобная Александра (Мельгунова) Дивеевская, основательница Дивеевского монастыря (1789).
  • Преподобная Марфа (Милюкова) Дивеевская (1829).
  • Преподобная Елена (Мантурова), Дивеевская (1832).
  • Блаженная Пелагия (Пелагия Ивановна Серебренникова) Дивеевская (1884).
  • Святая блаженная схимонахиня Параскева (Паша Саровская) (1915).
  • Блаженная Мария Ивановна (Федина) (1931).
  • Преподобный Пафнутий Балахнинский (XVI в.).

Web-сайт Нижегородской и Арзамасской епархии: www.nne.ru

В других номерах:

Благочиние Арзамасского района

  1. с. Абрамово: Церковь Рождества Иоанна Предтечи
  2. с. Балахониха: Православная община Рождества Христова
  3. с. Б. Туманово: Покровская церковь
  4. с. Васильев Враг: Церковь Рождества Христова
  5. с. Водоватово: Воскресенская церковь
  6. с. Волчиха: Сергиевская церковь
  7. с. Вторусское: Троицкая церковь
  8. с. Выездное: Смоленский собор
  9. с. Кирилловка: Троицкая церковь
  10. с. Кичанзино: Покровская Церковь
  11. с. Красное: Церковь Рождества Христова
  12. с. Кузьмин Усад: Православная община Успения Божией Матери
  13. с. Мотовилово: Покровская Церковь
  14. с. Морозовка: Троицкая церковь[3]
  15. с. Никольское: Церковь св. ап. Иоанна Богослова
  16. с. Новоселки: Троицкая церковь
  17. с. Новый Усад: Троицкая церковь
  18. с. Рождественский Майдан: Церковь Рождества Христова
  19. с. Селема: Троицкая церковь
  20. с. Софрониева Пустынь: Казанская церковь
  21. с. Степаново: Вознесенская церковь
  22. с. Чернуха: Церковь Николая Чудотворца
  23. с. Шерстино: Смоленская церковь

Примечания

  1. [www.nne.ru/blagochin/arzamas.php Благочиннические округа :: Приходы :: Нижегородская епархия Русской Православной Церкви]
  2. [www.nne.ru/news.php?id=346333 Вышел в свет первый номер газеты Арзамасского благочиния «Арзамас православный»], Нижегородская митрополия, 5 января 2013 года
  3. 12
    [www.nne.ru/news.php?id=347166 В Арзамасском благочинии Нижегородской епархии зарегистрирован 32-й приход ], Нижегородская митрополия, 18 июня 2013 года
  4. Жидков, Николай
    [www.nne.ru/news.php?id=342030 В Арзамасе освящен храм в честь иконы Божией Матери «Тихвинская» (фото, видео)]. Нижегородская епархия (7 ноября 2010 года). Проверено 7 декабря 2010. [www.webcitation.org/68YAitEul Архивировано из первоисточника 20 июня 2012].
  5. Фалин, Артем
    [www.nne.ru/news.php?id=342076 В Арзамасе освящен храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» (фото, видео)]. Нижегородская епархия (13 ноября 2010 года). Проверено 15 декабря 2010. [www.webcitation.org/68YAkSkfg Архивировано из первоисточника 20 июня 2012].
  6. Высоцкая, Светлана
    [www.nne.ru/news.php?id=342467 В Арзамасе освящен храм в честь Казанской иконы Божией Матери (фото, видео)]. Нижегородская епархия (16 января 2011 года). Проверено 17 января 2011. [www.webcitation.org/68YAm3pfF Архивировано из первоисточника 20 июня 2012].
  7. [www.nne.ru/news.php?id=346334 В Арзамасе совершен малый чин освящения храма в честь Входа Господня в Иерусалим (фото)], Нижегородская митрополия, 4 января 2013 года
  8. Жидков, Николай
    [www.nne.ru/news.php?id=344842 В восстанавливаемом арзамасском храме в честь Входа Господня в Иерусалим совершено первое богослужение (фото)]. Нижегородская епархия (12 марта 2012 года). Проверено 19 марта 2012. [www.webcitation.org/68YAnJpxY Архивировано из первоисточника 20 июня 2012].
  9. Жидков, Николай
    [www.nne.ru/news.php?id=345016 В восстанавливающемся арзамасском храме в честь Входа Господня в Иерусалим совершена первая Божественная литургия (фото)]. Нижегородская епархия (10 апреля 2012 года). Проверено 11 апреля 2012. [www.webcitation.org/68YAp18ly Архивировано из первоисточника 20 июня 2012].

Арзамасское подворье Серафимо-Дивеевского монастыря подворье епархиального женского монастыря

Арзамасское подворье Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря включает в себя храмы бывшего Рождественского прихода города Арзамаса. Разорённый ансамбль прихода был передан монастырю в 1998 году. Приход имел два храма: холодный в честь Смоленской иконы Божией Матери и теплый в честь Рождества Христова.

С какого времени существовал в Арзамасе Рождественский приход неизвестно. Есть сведения, что еще в начале XVII века в нижней части города, возле речки Шамки стоял двухпрестольный храм в честь Рождества Христова. Один престол его был одноименный названию, второй — посвящен Собору Пресвятой Богородицы. Теснота помещения побудила на месте прежнего соорудить новый храм, что и было сделано в 1846 -1850 годах. Своим появлением храм обязан арзамасскому купцу Александру Михайловичу Заяшникову (1794-1846). Будучи в начале своей жизни бедным мещанином, он разбогател на откупных операциях и нажил миллионное состояние. Младшая дочь купца, Евдокия, получила от отца приданное в 50 тысяч рублей. Дело оставалось за малым – найти жениха. Однако 25 августа 1845 года она внезапно умерла, и скорбящий отец по совету своего духовного наставника – настоятеля Рождественской церкви отца Дмитрия Раевского, решил всю сумму приданного истратить на постройку храма. Обет был дан, заказан план церкви у архитектора К.А. Тона – автора Храма Христа Спасителя в Москве, но видеть его исполнение Александру Михайловичу не пришлось. 4 ноября 1846 года он умер и строительство перешло под ведение его жены и зятя – дворянина Николая Яковлевича Стобеуса. Вскоре церковь Рождества Христова была построена. Над иконостасом храма трудился известный строительством Арзамасского Воскресенского собора архитектор Михаил Петрович Коринфский (Веренцов), который руководил мастерской позолотчиков, резчиков и т.п. Кроме главного, храм получил еще два престола – правый в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и левый в честь святителя Николая Чудотворца. Освящение храма состоялось 1 октября 1850 года. Церковь в честь Рождества Христова считалась венцом храмостроительства «золотого века» Арзамаса.

В 1939 году церковь была закрыта. 7 апреля 1940 года Арзамасский горсовет постановил закрытый храм Рождества Христова передать хлебобулочному комбинату под механизированную пекарню. В 1981 году здание было передано Горьковской специальной научно-производственной мастерской. Специалисты начали работу по его реставрации, которая была продолжена в 2002 году по инициативе настоятельницы Серафимо-Дивеевского монастыря игумении Сергии. В этом же году здесь было устроено одно из трех подворий обители.

15 августа 2010 года правящим архиереем Нижегородской епархии архиепископом Георгием в подворье Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря в Арзамасе был совершен великий чин освящения храма в честь Рождества Христова. 25 сентября владыка Георгий совершил чин освящения придела в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Третий, последний, предел храма был освящен 17 января 2011 года в честь святителя Николая и в честь преподобномученицы Евдокии.

Церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери была постороена в 1703 году на деньги арзамасского купца Ивана Васильевича Масленкова. Это был человек весьма почитаемый в Арзамасе, духовный друг иеромонаха Иоанна, основателя Саровской пустыни. Последний говорил, что Иван Васильевич был «муж в разуме зело искусен и по премногу рассудителен и во всем полезен, паче же в духовных». Многие почитали его могилу как могилу праведника, и даже скоблили его надгробный камень, и порошок от него брали для исцеление.

В 1797 году на месте прежнего Смоленского храма построена и освящена просторная каменная церковь с тем же именем с двумя приделами: в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова, и благоверного князя Александра Невского и преподобного Александра Свирского. Храм строился на средства «благочестивых богачей» Масленковых, Корниловых, Быстровых и многих других.

В 1932 году Смоленский храм был закрыт. В 2011 году началось восстановление Смоленской церкви.

Сайт благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии

Отрывок, характеризующий Арзамасский благочиннический округ

– Нет, право, я видела, – умоляющим о спокойствии голосом сказала она. И графине и Соне понятно было, что Москва, пожар Москвы, что бы то ни было, конечно, не могло иметь значения для Наташи. Граф опять пошел за перегородку и лег. Графиня подошла к Наташе, дотронулась перевернутой рукой до ее головы, как это она делала, когда дочь ее бывала больна, потом дотронулась до ее лба губами, как бы для того, чтобы узнать, есть ли жар, и поцеловала ее. – Ты озябла. Ты вся дрожишь. Ты бы ложилась, – сказала она. – Ложиться? Да, хорошо, я лягу. Я сейчас лягу, – сказала Наташа. С тех пор как Наташе в нынешнее утро сказали о том, что князь Андрей тяжело ранен и едет с ними, она только в первую минуту много спрашивала о том, куда? как? опасно ли он ранен? и можно ли ей видеть его? Но после того как ей сказали, что видеть его ей нельзя, что он ранен тяжело, но что жизнь его не в опасности, она, очевидно, не поверив тому, что ей говорили, но убедившись, что сколько бы она ни говорила, ей будут отвечать одно и то же, перестала спрашивать и говорить. Всю дорогу с большими глазами, которые так знала и которых выражения так боялась графиня, Наташа сидела неподвижно в углу кареты и так же сидела теперь на лавке, на которую села. Что то она задумывала, что то она решала или уже решила в своем уме теперь, – это знала графиня, но что это такое было, она не знала, и это то страшило и мучило ее. – Наташа, разденься, голубушка, ложись на мою постель. (Только графине одной была постелена постель на кровати; m me Schoss и обе барышни должны были спать на полу на сене.) – Нет, мама, я лягу тут, на полу, – сердито сказала Наташа, подошла к окну и отворила его. Стон адъютанта из открытого окна послышался явственнее. Она высунула голову в сырой воздух ночи, и графиня видела, как тонкие плечи ее тряслись от рыданий и бились о раму. Наташа знала, что стонал не князь Андрей. Она знала, что князь Андрей лежал в той же связи, где они были, в другой избе через сени; но этот страшный неумолкавший стон заставил зарыдать ее. Графиня переглянулась с Соней. – Ложись, голубушка, ложись, мой дружок, – сказала графиня, слегка дотрогиваясь рукой до плеча Наташи. – Ну, ложись же. – Ах, да… Я сейчас, сейчас лягу, – сказала Наташа, поспешно раздеваясь и обрывая завязки юбок. Скинув платье и надев кофту, она, подвернув ноги, села на приготовленную на полу постель и, перекинув через плечо наперед свою недлинную тонкую косу, стала переплетать ее. Тонкие длинные привычные пальцы быстро, ловко разбирали, плели, завязывали косу. Голова Наташи привычным жестом поворачивалась то в одну, то в другую сторону, но глаза, лихорадочно открытые, неподвижно смотрели прямо. Когда ночной костюм был окончен, Наташа тихо опустилась на простыню, постланную на сено с края от двери. – Наташа, ты в середину ляг, – сказала Соня. – Нет, я тут, – проговорила Наташа. – Да ложитесь же, – прибавила она с досадой. И она зарылась лицом в подушку. Графиня, m me Schoss и Соня поспешно разделись и легли. Одна лампадка осталась в комнате. Но на дворе светлело от пожара Малых Мытищ за две версты, и гудели пьяные крики народа в кабаке, который разбили мамоновские казаки, на перекоске, на улице, и все слышался неумолкаемый стон адъютанта. Долго прислушивалась Наташа к внутренним и внешним звукам, доносившимся до нее, и не шевелилась. Она слышала сначала молитву и вздохи матери, трещание под ней ее кровати, знакомый с свистом храп m me Schoss, тихое дыханье Сони. Потом графиня окликнула Наташу. Наташа не отвечала ей. – Кажется, спит, мама, – тихо отвечала Соня. Графиня, помолчав немного, окликнула еще раз, но уже никто ей не откликнулся. Скоро после этого Наташа услышала ровное дыхание матери. Наташа не шевелилась, несмотря на то, что ее маленькая босая нога, выбившись из под одеяла, зябла на голом полу. Как бы празднуя победу над всеми, в щели закричал сверчок. Пропел петух далеко, откликнулись близкие. В кабаке затихли крики, только слышался тот же стой адъютанта. Наташа приподнялась. – Соня? ты спишь? Мама? – прошептала она. Никто не ответил. Наташа медленно и осторожно встала, перекрестилась и ступила осторожно узкой и гибкой босой ступней на грязный холодный пол. Скрипнула половица. Она, быстро перебирая ногами, пробежала, как котенок, несколько шагов и взялась за холодную скобку двери. Ей казалось, что то тяжелое, равномерно ударяя, стучит во все стены избы: это билось ее замиравшее от страха, от ужаса и любви разрывающееся сердце. Она отворила дверь, перешагнула порог и ступила на сырую, холодную землю сеней. Обхвативший холод освежил ее. Она ощупала босой ногой спящего человека, перешагнула через него и отворила дверь в избу, где лежал князь Андрей. В избе этой было темно. В заднем углу у кровати, на которой лежало что то, на лавке стояла нагоревшая большим грибом сальная свечка. Наташа с утра еще, когда ей сказали про рану и присутствие князя Андрея, решила, что она должна видеть его. Она не знала, для чего это должно было, но она знала, что свидание будет мучительно, и тем более она была убеждена, что оно было необходимо. Весь день она жила только надеждой того, что ночью она уввдит его. Но теперь, когда наступила эта минута, на нее нашел ужас того, что она увидит. Как он был изуродован? Что оставалось от него? Такой ли он был, какой был этот неумолкавший стон адъютанта? Да, он был такой. Он был в ее воображении олицетворение этого ужасного стона. Когда она увидала неясную массу в углу и приняла его поднятые под одеялом колени за его плечи, она представила себе какое то ужасное тело и в ужасе остановилась. Но непреодолимая сила влекла ее вперед. Она осторожно ступила один шаг, другой и очутилась на середине небольшой загроможденной избы. В избе под образами лежал на лавках другой человек (это был Тимохин), и на полу лежали еще два какие то человека (это были доктор и камердинер).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]