Поскольку на земле нет безгрешных людей и все мы постоянно совершаем те или другие ошибки, рано или поздно, к человеку приходит раскаянье. Это раскаянье должно быть не просто формальностью, не просто пустыми словами, а искренним сожалением о том, что своими грехами мы причинили Господу боль и отошли от Его ласки на довольно большое расстояние. Часто люди не знают, как правильно покаяться в своих грехах и что сделать, чтобы обрести долгожданный духовный покой, поэтому стоит рассмотреть детальнее, каким именно должно быть раскаянье.
Что такое покаяние Господу
Что же представляет собой это таинство? Покаяние – это священнодействие, несущее благодать. После того как верующий человек раскается в своих грехах, он получает их отпущение. Посредником между Богом и человеком в таинстве покаяния выступает священник. Через него кающийся человек получает прощение своих грехов от Самого Иисуса Христа. Данное таинство содержит два основных действия:
- Исповедание перед священником всех своих грехов.
- Разрешение грехов, которое произносит пастырь Церкви.
Таинство покаяния называют также исповедью, хотя она является только одной составляющей. Однако эта составляющая действительно самая важная, поскольку без осознания своих грехов не будет и прощения.
Самое главное – понимать, что исповедь – это не допрос и не «вытаскивание» грехов из души насильно. Она не выносит обвинительный приговор грешнику. Покаяние – это также не беседа о своих недостатках, не осведомление священника о своих грехах и не просто добрая традиция. Исповедь – это искреннее раскаяние в своих грехах, это насущная потребность в очищении души, «умерщвление» себя для греха и воскрешение для святости.
Отличие Исповеди от Причастия. Доступно ли одно без другого?
Стр 1 из 2
Как готовиться к Исповеди.
Исповедь и Причастие – это два РАЗНЫХ Таинства.
Для Исповеди никакой подготовки не требуется.
Исповедоваться без Причастия можно. Но Причащаться без Исповеди нельзя
(за исключением тех прихожан, кому благословил духовник).
Отличие Исповеди от Причастия. Доступно ли одно без другого?
Если вы сейчас желаете приступить к Исповеди, а ко Причастию не готовились, или еще не знаете – как готовиться ко Причащению, то к Исповеди вы можете приступить сейчас в любом случае, без всякого препятствия. Для этого от вас не потребуется знание какой-то специальной инструкции, т.к. для Исповеди не требуется никаких спец. знаний, и никакой спец. подготовки.
Но если вы готовились ко Причащению (в первый раз), то не можете приступить к нему без Исповеди. Священник на Исповеди, помимо принятия от вас покаяния, должен выяснить – каково ваше представление о таинстве Причащения, и возможно вас поправить, если вы заблуждаетесь. Священник должен выяснить — как вы готовились ко св. Причащению, и возможно вас немного поправить и в этом. Кроме того, священник на Исповеди должен убедиться, что вы православный человек, что вы не держите обид и злопамятства на других людей, что вы не имеете нераскаянных смертных грехов. Всё это нужно прояснить священнику на Исповеди для того, чтобы Вы не приняли таинство Причащения в осуждение себе и во вред.
В данном случае Исповедь является и частью подготовки ко Причащению: душа готовится ко Причащению покаянием, отпущением грехов.
Итак, исповедоваться без Причастия можно, но причащаться без Исповеди (в первый раз) нельзя.
Что требуется для того, чтобы приступить к Исповеди?
Для этого достаточно знать свои грехи, и иметь желание в них покаяться.
Можно приступить к Исповеди независимо от того – постились вы или нет, кушали сегодня или не кушали.
Вы сейчас стоите в храме? В данный момент совершается в храме Исповедь? Вам припомнились ваши грехи, появилось желание сбросить с себя греховный камень – исповедоваться? Идите на Исповедь прямо сейчас, не нужна вам для этого никакая инструкция, вы имеете всё что нужно: грехи и покаяние.
Когда человек решает приступить к Исповеди в первый раз, то обычно свои наибольшие грехи он хорошо помнит и осознает, они лежат «на поверхности» души. С ними и идите сейчас на Исповедь, выскажите все грехи, которые помните сейчас, а то что вспомните после – принесёте на следующую Исповедь. Не откладывайте своё покаяние «на завтра», когда вы забудете грехи, потеряете решимость исповедоваться, зачерствеете душой, и потеряете способность покаяться.
Если у вас сейчас в храме созрела решимость исповедоваться, но в данный момент Исповедь в храме не совершается, и нет священника в храме, чтобы спросить – есть ли у него возможность поисповедовать вас сейчас, тогда вознамерьтесь исповедоваться на любом ближайшем богослужении. Исповедь совершается на каждом вечернем богослужении (в период Великого Поста – не на каждом вечернем богослужении), которое традиционно во всех храмах начинается в 17:00. В некоторых храмах Исповедь совершается и на утреннем богослужении, которое начинается традиционно во всех храмах в 08:30. Для точности посмотрите расписание богослужений на церковной ограде храма, или спросите у церковных работников. В настоящее время все храмы постепенно переносят совершение Исповеди только на вечернее богослужение.
Если есть время перед Исповедью: один или несколько дней.
Если вы планируете исповедоваться на ближайшем богослужении, то время ожидания дня и часа своей Исповеди, рекомендуется использовать на подготовку– покаянным РАЗМЫШЛЕНИЕМ (испытанием своей совести, припоминанием своих грехов). Если вы будете исповедоваться в первый раз, то нужно постараться припомнить свои грехи за всю жизнь (начиная с семи лет — всё, что есть в вашей памяти).
Воспоминаемые вами грехи, для своего удобства, вы можете записать на листочек, сделав для себя шпаргалку (чтобы не забыть). Придя на Исповедь можно исповедоваться на память, пользуясь при необходимости составленным списком грехов, или же просто всё прочитать по листочку. Желательно читать самому.
При воспоминании своих грехов, можно воспользоваться как подсказкой – просмотром общего перечня наиболее распространённых грехов, который можно найти в церковной лавке или в интернете. Брошюрка с перечнем грехов, обычно называется «В помощь кающемуся».
Перед тем, как идти на Исповедь, можно дома прочитать покаянный канон, или утренние молитвы, или 50-й Псалом, или молитву «Отче наш», и просто произнести молитвенное воздыхание: «Господи, прими моё покаяние, даруй мне прощение моих согрешений».
Но здесь нет обязательного требования, это на ваше усмотрение. Для Исповеди достаточно иметь осознание своих грехов и покаяние.
Перед исповедью нужно примириться с обидчиками и простить обиды.
Основные понятия об Исповеди.
Прощаются все грехи, в которых человек кается. НО! необходимым условием для получения прощения грехов, является — личное прощение обид своим обидчикам.
Исповеданные грехи в следующий раз на Исповеди называть не нужно, если они не повторялись снова.
В последующие Исповеди нужно называть грехи, которые еще припомнились человеку, и те, которые повторились снова.
5. Сколько раз нужно исповедоваться? Как часто?
В день Крещения душа человека одевается в белые одежды, в одежды «света», в одежды «радости».
После же Крещения, человек эти одежды пачкает. И каждый из нас эти одежды запачкал своими грехами.
Но православный человек отличается от не церковного (и от формально православного) тем, что эти «одежды» регулярно очищает таинством Исповеди. Появились грязные пятнышки, и православному человеку неприятно быть грязным, ходить в такой грязной одежде, и он скорее спешит на Исповедь, и в своих грехах кается. И получает снова светлые одежды, и имеет духовную радость. Какой бы не была грязной душа человека, какими бы великими грехами не осквернила себя, если человек кается, то Господь очищает любую грязь, и облачает душу человека в светлые одежды радости и чистоты.
Нецерковный же человек, считает свои грехи за норму жизни, высказывает примерно такие формулировки: «Все «так» живут, поэтому нет в грехах ничего страшного», или говорит о грехе: «Это такая мелочь», или так: «Никакой это и не грех — то, что вы называете «грехом»», и т.д.
Православные христиане, следящие за чистотой одежды своей души, приступают к Исповеди регулярно. Периодичность у каждого своя, и зависит от меры духовного роста. Многие исповедуются еженедельно — каждое воскресенье или среди недели.
Все православные христиане стараются исполнять 4-ю заповедь Закона Божия: «Шесть дней работай, седьмой же посвящай Господу Богу Твоему», и каждый воскресный день приходят в храм: благодарят Бога за неделю прошедшую (за радости и за скорби), просят Божьего благословения на следующую неделю, и испытывают свою душу: какие грехи совершили за неделю? Если припомнились какие-то грехи, тогда подходят на Исповедь, и в своих грехах каются, и исходят из храма в светлых одеждах радости. Это самая оптимальная периодичность.
Может отложить Исповедь «на завтра»?
При каком исповедании – в прощении грехов будет отказано?
Сокрытые грехи.
Есть грехи, которые человек не может исповедовать, потому что не помнит их, это – забытые грехи. С этим ничего не поделаешь, если Господь не откроет памяти человека. При искреннем покаянии в ведомых и в не ведомых грехах, Господь прощает и забытые грехи.
Но если человек свой грех точно знает и помнит, но намеренно не называет его, например, по причине стыда, тогда такой грех называется «сокрытым», он становится сугубым, приобретает большую тяжесть, и осуждение. И человек отходит от Исповеди с тяжелым сердцем, с осознанием того, что у него не хватило смелости, решимости свой грех назвать. Но если и трудно было назвать свой грех, но человек преодолел себя и всё-таки грех свой назвал, тогда он отходит от Исповеди с радостью, и ощущением победы: было тяжело, но человек победил, и получил прощение.
Перед Исповедью священник произносит такое поучение:
» Вот чадо, Христос невидимо стоит, принимая твое исповедание: не устыдись, и не убойся, но без оправдания скажи всё, что соделал, да получишь оставление от Господа нашего Иисуса Христа. Я же только свидетель есть, да свидетельствую перед Ним, все, что скажешь мне, если же что скроешь от меня: сугубый грех будешь иметь. Будь внимателен, чтобы тебе не уйти из врачебницы не уврачеванным».
Грехи, исповеданные на земле, они на Суде Божием будут совершенно изглажены, но сокрытые и неназванные — тогда откроются для всех: совесть человека как судия станет перед каждым, выставляя все наши грехи для всех. Тогда будет день великого стыда и позора для одних, и день великой славы и награды для других.
Формулировка грехов.
На Исповеди у человека есть соблазн: сформулировать свой грех так, чтобы он выглядел незначительным, или извинительным, вынужденным. Человек старается грех свой умалить. Или оправдывается, желает обвинить в своем грехе других. Например, говорит: да я разгневался, но у меня «такие!» соседи плохие. В общем, нужно свой грех называть прямо, как он есть, не умаляя его, и не оправдываясь: черное называть — черным, белое – белым.
Иногда человек на Исповеди желает рассказать не грехи, но то – какой он великий праведник, какие подвиги совершает, как постится, как он молится, или желает рассказать какие-то пространные истории из своей жизни о чудесных случаях с ним, и т.п. Нет, на Исповеди нужно не добродетели свои выставлять и хвастаться, но сказать всё самое грязное о себе, самое скверное, всё, за что стыдно ему: от этой грязи человек и пришел избавиться на Исповедь.
А человека?
Ангелы не смогли бы и слушать наши грехи, но испепелили бы нас, поэтому Господь поставил для Исповеди такого же человека из плоти и крови, который сам имеет опыт грехопадения и покаяния. Если бы апостол Петр не согрешил, каким бы он строгим был пастырем? Но апостол Петр – отрекся от Христа трижды, затем покаялся, горько плакал, и Бог его простил восстановил в апостольском чине. Также и каждый священник имеет множество грехов, борется с ними, кается, исповедуется, и Бог подает прощение. Т.е. священник сам на себе знает, что такое грех, покаяние и прощение. А некоторые священники насобирали множество грехов до священства, и потом покаялись, изменили. Поэтому священник, имея личный опыт прощения своих грехов на Исповеди, радуется за кающегося человека, какие бы тяжелые грехи человек не называл: чем тяжелее грех, тем больше радость о его покаянии и прощении.
Церковь учит, что на Суде Божием будут принимать участие и все святые, которые имели такую же плоть и кровь, имели такие же страсти и соблазны, но победили. Поэтому и святые – будут нашими обличителями, т.к. имели равные с нами возможности или впасть в грех, или победить его.
Таинство Исповеди установлено не человеком, но Богом. Господь дал власть Своим ученикам прощать грехи, сказав: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:23). И эта власть передается в Церкви от апостолов до настоящего священства.
Как готовиться к Исповеди.
Исповедь и Причастие – это два РАЗНЫХ Таинства.
Для Исповеди никакой подготовки не требуется.
Исповедоваться без Причастия можно. Но Причащаться без Исповеди нельзя
(за исключением тех прихожан, кому благословил духовник).
Отличие Исповеди от Причастия. Доступно ли одно без другого?
Если вы сейчас желаете приступить к Исповеди, а ко Причастию не готовились, или еще не знаете – как готовиться ко Причащению, то к Исповеди вы можете приступить сейчас в любом случае, без всякого препятствия. Для этого от вас не потребуется знание какой-то специальной инструкции, т.к. для Исповеди не требуется никаких спец. знаний, и никакой спец. подготовки.
Но если вы готовились ко Причащению (в первый раз), то не можете приступить к нему без Исповеди. Священник на Исповеди, помимо принятия от вас покаяния, должен выяснить – каково ваше представление о таинстве Причащения, и возможно вас поправить, если вы заблуждаетесь. Священник должен выяснить — как вы готовились ко св. Причащению, и возможно вас немного поправить и в этом. Кроме того, священник на Исповеди должен убедиться, что вы православный человек, что вы не держите обид и злопамятства на других людей, что вы не имеете нераскаянных смертных грехов. Всё это нужно прояснить священнику на Исповеди для того, чтобы Вы не приняли таинство Причащения в осуждение себе и во вред.
В данном случае Исповедь является и частью подготовки ко Причащению: душа готовится ко Причащению покаянием, отпущением грехов.
Итак, исповедоваться без Причастия можно, но причащаться без Исповеди (в первый раз) нельзя.
Покайтесь, ибо Господь грядет судить |
Избранное | Переписка | Календарь | Устав | Аудио | |
Имя Божие | Ответы | Богослужения | Школа | Видео | |
Библиотека | Проповеди | Тайна ап.Иоанна | Поэзия | Фото | |
Публицистика | Дискуссии | Библия | История | Фотокниги | |
Апостасия | Свидетельства | Иконы | Стихи о.Олега | Вопросы | |
Жития святых | Книга отзывов | Исповедь | Архив | Карта сайта | |
Молитвы | Слово батюшки | Новомученики | Пожертвования | Контакты | |
Вопрос №2171
Обязательно ли нужно каяться перед священником
Исповедуясь, человек приносит покаяние в грехах не священнику, а Богу. Священник также является человеком, соответственно, он тоже не безгрешен. В данном таинстве он является лишь посредником между кающимся и Господом. Настоящим тайносвершителем является только лишь Сам Бог, и никто другой. Пастырь Церкви выступает ходатаем перед Ним и следит за тем, чтобы таинство свершалось должным образом.
В исповеди перед священником есть еще один важный аспект. Когда мы признаем свои грехи сами перед собой – это, конечно, очень важно. Но это сделать гораздо проще, чем, к примеру, рассказать о них третьему лицу. Каясь в своих грехах перед служителем Церкви, человек преодолевает также такой грех, как гордыня. Он превозмогает стыд, признаётся в своей греховности, рассказывая те вещи, о которых обычно люди стараются умалчивать. Эти душевные страдания делают исповедь еще более глубокой и значимой для очищения души.
Все ли люди — грешники?
Некоторые считают, что им не в чем каяться. Они не совершают убийства, кражи и прочих тяжких преступлений. Однако это в корне неверно. Постоянными спутниками человеческой жизни являются такие чувства, как лень, зависть, месть, злость, тщеславие, раздражительность и прочие неугодные Богу состояния души. Кроме того, некоторые женщины совершают грех детоубийства (аборты), вина за который лежит как на женщине, так и на мужчине, её поддержавшей или даже склонившей к этому решению. А супружеские измены, обращения к гадалкам и прочие поступки? Если учитывать все эти моменты, то окажется, что все мы грешны перед Богом, и поэтому каждый из нас нуждается в покаянии и прощении грехов.
Покаяние – это единственно верный путь к Господу. Тот, кто не считает себя грешником, более грешен, чем тот, который осознает свои грехи, пусть у него их даже больше, чем у нераскаявшегося человека.
Как уничтожить в себе грех
Грехом называется добровольное нарушение Божиих заповедей. У него есть такое свойство: возрастание от меньшего к большему. Какой вред несёт в себе грех? Он приводит к вырождению, может сократить земную жизнь, а самое страшное – он может лишить вечной жизни. Источником греха есть падший мир. И человек в нем является проводником.
Грех имеет следующие фазы вовлечения:
- Прилог — это возникновение греховного желания, помысла.
- Сочетание — фиксирование внимания на греховном помысле, принятие его в своих мыслях.
- Пленение – одержимость данным желанием, согласие с этим помыслом.
- Падение в грех – воплощение на деле того, что присутствовало в греховном желании.
Покаяние – это начало борьбы с грехом. Чтобы побороть грех, нужно его осознать и раскаяться. Нужно иметь твердое намерение бороться с ним, чтобы, в конце концов, искоренить его в себе. Чтобы искупить грех, нужно совершать благие дела, а также выстраивать свою жизнь согласно Божиим заповедям. Жизнь нужно провести в послушании Господу, Церкви, а также своему духовному наставнику.
Можно ли прожить без покаяния?
Часто люди живут, не задумываясь о том, что они творят. Им кажется, что впереди еще достаточно времени для того, чтобы измениться в лучшую сторону, покаяться и искупить свои грехи. Они живут в своё удовольствие, не особо заботясь о душе. Но на самом деле покаяние – это то, что нельзя откладывать на потом. Что происходит, когда мы не спешим разбираться в себе и анализировать свои поступки, соотнося их с Божиими заповедями? На нашей «духовной одежде» не остаётся ни одного светлого пятнышка. А это чревато тем, что совесть – эта Божественная искра – постепенно угасает. Мы начнём двигаться к духовной смерти.
Выражаясь образно, душа без покаяния становится открытой для греховных мыслей, страстей и злых деяний. В свою очередь из-за этого может наступить тяжелый период в земной жизни человека. И даже если при жизни человек не испытает на себе всю тяжесть своей греховности, то после смерти, когда уже будет поздно что-либо исправлять, последствием нераскаявшейся души станет её смерть.
Может ли покаяние быть недействительным
Суть покаяния заключается не в том, чтобы формально рассказать о своих недостатках священнику. Покаяние не может приняться Господом, если оно не искреннее, совершается ради того, чтобы отдать дань моде, выглядеть лучше в чьих-то глазах или если человек кается для облегчения своей совести, без твердого намерения исправлять свои грехи. Холодное, сухое и механическое покаяние не считается действительным. Оно не принесёт никакой пользы кающемуся грешнику. Для того чтобы покаяние действительно послужило на благо человеку, оно должно исходить из самого сердца, осознанное и горячее. Причем одного только осознания и раскаяния тоже мало. Человек должен вознамериться бороться со своим грехом. Господа он должен призвать в свои помощники, потому что человеческая плоть слаба, и самому бороться со своей греховной природой практически невозможно. Но именно Бог помогает нам в этом нелёгком деле. Самое главное — иметь твердое желание.
Нужно ли использовать списки грехов? Если да, то какие лучше?
Существует очень много литературы с разнообразными перечнями прегрешений, прочитав которые, удивляешься — либо насколько ты грешен, либо насколько эти списки далеки от тебя. Также бывают отдельные списки грехов для женщин и для мужчин, хотя по факту разница только в том, что у женщин есть период очищения, когда нельзя участвовать в Таинствах и прикасаться к святыням. А так, разницы, по сути, нет и ответ будет давать каждый с одинаковой ответственностью.
Да, список грехов для исповеди для начинающих может принести, как и пользу, так и вред, поскольку в немногих книгах действительно доступно и подробно объясняется, что значит то или иное согрешение. Например, многие смогут сказать, что такое мшелоимство?
Поэтому лучше искать книги или статью о подготовке к Исповеди с объяснением грехов. Есть хорошая книга «Опыт построения исповеди», автором которой является архимандрит Иоанн Крестьянкин. В этом творении доступно разъясняются основные прегрешения. В первой части по десяти заповедям из Старого Завета, во второй – по заповедям блаженства из Нового Завета. Очень полезно ее изучить, прочувствовать, обдумать, сопоставить со своей жизнью.
Нужно ли каяться в тех грехах, от которых не в состоянии отказаться.
Нужно каяться столько, сколько это прегрешение будет сковывать вас и мучить. Но нужно и бороться, маленькими шагами, понемногу идти к цели и не терять надежду, что придет момент, когда вы освободитесь из этих оков. Как говорил святитель Иоанн Златоуст: «Господь не только плоды приемлет, но и намерения целует».
Исповедуя снова это согрешение, просите у Господа со всей душой прощения и помощи в преодолении пагубной страсти.
Как вести себя после Исповеди?
После совершения Таинства, особенно если вы ещё и причастились Святых Христовых Таин, нужно пытаться как можно дольше сохранять в себе это благоговейное состояние. Конечно, суета этого мира рано или поздно начнет вновь поглощать разум, но необходимо постараться сохранить Благодать Святого Духа в своей душе как можно дольше.
Нужно стараться уберечь себя от греха во всех своих действиях, а также все свое естество отдать Богу. Этого можно достичь, если в памяти хранить мысль о полученной Благодати и подаренной возможности спасения.
Даже если внутри нет трепетного состояния, а дьявол часто крадет это удивительное чувство, чтобы убедить человека в том, что нет силы в Таинстве, все равно необходимо хранить душу и совесть свои в чистоте и просить у Господа сокрушенного сердца.
Чтобы как можно дольше пребывать во Христе, святые отцы Церкви советуют быть немногословным, избегать ссор и любой другой суеты в этот день и больше отдавать времени молитве и чтению Святого Писания или разных поучений. Не обойтись и без добрых дел, то есть, по возможности оказывать помощь ближним своим и нуждающимся, уважать старших и тому подобное. Такой образ жизни должен соблюдаться не только в день, когда совершено Таинство, но, с помощью Божьей, проникнуть в обычную жизнь христианина, желающего пребывать с Творцом.
Конечно, сохранять в себе долгое время Благодать Духа Святого изначально будет нелегко, но чем больше прилагать усилий и отдавать все мысли и действия Богу, тем дольше Христос будет в сердце православного христианина.
Иногда Господь дарует это неземное чувство своему творению в начале пути, а когда проходит время, Благодать становится все менее ощутимой, и многие начинают разочаровываться. Нужно воспринимать это как испытание, которое необходимо преодолеть. Со временем, когда человек научится терпению и смирению, начнет предаваться в руки Божии, это благоговение и сокрушенное сердце вернутся, снова придет ощущение, будто бы душа вознеслась куда-то высоко, подальше от этого суетного мира.
Как готовиться к исповеди
Для того чтобы приготовиться к исповеди, нужно для начала наедине самим с собой проанализировать свою жизнь и осознать все свои грехи. Соотнеся все свои мысли и поступки с Божиими заповедями, можно легко понять, что мы делали неверно, где прогневали Господа. Покаяние души должно заключаться в том, чтобы каждый грех в отдельности осознать, раскаяться в нем и исповедать его перед священником. Для удобства перед исповедью можно выписать все свои грехи на бумагу, чтобы ничего не забыть. Есть специальные брошюры, в которых приведен перечень грехов. Случается так, что человек даже и не подозревает, что грешен в тех или иных вопросах, и очень удивляется, когда среди этого перечня находится множество противных Богу деяний, которые он совершал в своей жизни. Человеку, решившемуся на исповедь, нужно:
- твёрдо верить и надеяться на Господа;
- сожалеть о том, что прогневал Господа;
- простить обидчикам все обиды и не держать ни на кого зла;
- объявить перед священником все свои грехи без утайки;
- твердо вознамериться впредь не гневить Господа и жить по Его заповедям.
Помочь человеку, решившему исповедаться, может Школа покаяния. В материалах и лекциях подробно описывается весь процесс, не упускается не один нюанс данного священнодействия.
Как найти духовника?
Духовник — это священник, у которого верующий человек регулярно исповедуется и руководствуется его советами в духовной жизни. Духовник помогает корректировать строгость поста, дает более точные советы на исповеди, так как хорошо знает человека. Найти такого наставника — идеальный, но не обязательный вариант для верующего.
«Преподобный Симеон Новый Богослов советует молиться много, чтобы Господь послал духовника. Еще один совет: не спешить… Не сразу нужно проситься в духовные чада к тому священнику, который тебе пришелся по вкусу и отвечает сегодня внутренним твоим запросам. Завтра это может оказаться не так!».
Если вы хотите найти духовника, протоиерей Владимир Волгин расскажет, как это сделать и избежать типичных ошибок (батюшка уже много лет окормляет духовных чад, прислушайтесь к его советам).
Что нужно знать человеку, готовящемуся к исповеди
Исповедаться можно в любое время, когда это возможно, в церкви. Делать это нужно как можно чаще. Особенно необходима исповедь перед причастием. На исповеди нужно помнить, что это не беседа со священником. Если у вас есть к нему какие-то вопросы – их нужно обсуждать в другое время. На исповеди необходимо перечислять свои грехи, при этом не пытаясь себя оправдать или обвинить кого-то. Ни в коем случае нельзя приступать к исповеди, а затем к причастию, если вы не со всеми примирились и держите на кого-то зло или обиду. Это будет большим грехом. Если у священника нет времени, чтобы подробно выслушивать все грехи – это не страшно, можно их рассказать вкратце. Однако особо гнетущие можно рассказать поподробнее, и попросить священника их выслушать. В любом случае Господь знает ваши истинные намерения. Пусть зажжется ваша свеча покаяния. И Господь непременно услышит вас.
Исповедь блудных грехов
Протоиерей Димитрий ХАРЦЫЗ
Блудные грехи — не какая-то особая «каста» грехов, они не «тяжелее» и не «легче» всех других прегрешений. Однако их интимность накладывает отпечаток на совесть человека, поэтому исповедь блудных грехов для многих — очень сложное, стыдное дело. В блудных грехах не нужно каяться подробно. Их детальное описание может смутить вас и ввести в искушение священника. Важно понимать: Господь видит нашу душу, Он знает нашу жизнь и понимает с полуслова все то, что мы пытаемся высказать во время Таинства Исповеди. При этом важно и нужно подобрать точные слова и дать понять священнику, который вас исповедует, что с вами произошло. Часто об этих грехах говорят общими словами, скрывая за ними искажения отношений между мужчиной и женщиной (близкие отношения до брака, измену и прочее) или даже еще более страшные искажения. Говорить нужно хотя и без лишних подробностей, но понятно и ясно, без утаивания и скрытия сути. Нельзя просто сказать: «У меня есть блудная страсть». Нужно постараться прояснить, в чем она проявляется.
Можно ли исповедовать не все грехи
Господь может принять покаяние, только если оно искреннее. А какая может быть причина, чтобы утаивать какой-то грех? Ведь человек, стремящийся избавиться от бремени греха, наоборот, с особой тщательностью будет копаться в себе, чтобы не оставить ни малейшего прегрешения. Стремление очиститься у искренне раскаявшегося грешника настолько велико, что он без малейшего стыда и гордыни поспешит рассказать все на исповеди священнику. Если же человек утаивает свои прегрешения – значит, он страдает грехом гордости, маловерия, ложного стыда либо не осознает всей важности данного таинства. Неисповеданный грех не прощается. Мало того, если человек не признается священнику в каком-либо проступке, то, возможно, подсознательно он не хочет с ним расставаться. Такая исповедь не принесёт пользы. Мало того, от неё может быть даже больше вреда, поскольку ко всем прочим грехам добавятся ещё и дополнительные, перечисленные выше.
Может ли священник нарушить тайну исповеди?
Вопрос, который волнует многих новоначальных христиан в виду отсутствия опыта. Все, что человек рассказывает священнику на исповеди, остается между ними. Это не просто правило «церковного этикета»: за нарушение тайны исповеди священника строго накажут — запретят в служении на несколько лет и даже могут лишить сана. Есть даже специальный государственный закон, который охраняет тайну исповеди и запрещает привлекать священников в качестве свидетелей об обстоятельствах, которые стали им известны во время таинства.
«У Феофана Затворника есть интересное замечание к исповедующим священникам, что на аналой надо положить для исповедующегося крест и Евангелие, а для того, кто принимает исповедь — нож. Если он кому-нибудь захочет рассказать что-то из принятой исповеди, пусть лучше язык себе отрежет. Это очень жестко, но правильно».
Подобно о тайне исповеди и вопросах покаяния рассказал в интервью протоиерей Игорь Фомин.