Светлая неделя: почему звонят в колокола, а интим запрещается


В чем назначение церковных колоколов

В обустройстве христианского храма каждая вещь имеет свое назначение. Души православных христиан при слушании церковных переливов наполняются светом, радостью, миром, покоем. Когда колокола звучат, как набат, христиане знают, случилась беда.

Православный звон наполнен удивительной силой, обладающей способностью проникать в человеческие сердца. В церковных звуках и переливах русские православные люди научились отличать торжество, призыв и тревогу, слыша определенный звон.

Удивительное явление — при звучании колоколов, голуби, прообразы Духа Святого, не разлетаются, а наоборот, устремляются к храмам.

Слыша колокольные переливы, православный народ спешит на Богослужения, к которым их призывают ритмичные удары колокола. Весельем и радостью наполняют сердца верующих звуки, возвещающие о торжестве Церкви и праздничных служениях. Торжество и почитание вызывают перезвоны во время торжественных Богослужений.

Виды колокольного звона

Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Православный колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения, но и наполнением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона, и каждый вид имеет название и значение.

Звонарем может быть только воцерковленный человек, обладающий определенными качествами:

  • внутренним чутьем;
  • чувством ритма;
  • знание звукового ряда;
  • знанием техники исполнения;
  • знанием Церковного устава.

Звонарь должен быть молитвенником и соблюдать посты, чтобы через переливы звуков донести до людей торжество Православия.

Слыша равномерные удары большого колокола, православные знают, что это благовест, призывающий к богослужению.

Чем значимее событие, тем большим выбирается Божий глас:

  1. Праздничный благовест звучит на Пасху или по особенным праздникам, для его звучания необходимо благословение настоятеля храма.
  2. Воскресный благовест звучит по воскресеньям, полиелейный — для проведения особенных служений.
  3. Ежедневные службы начинает будничный благовест, в Великий пост — постный.
  4. Набат возвещает беду, слава Богу, звучит крайне редко.

При поочередном многократном ударе по всем имеющимся в храме колоколам, перезвоне, возвещаются водосвятные молебны, Литургии, храмовые праздники.

При собственно колокольном звоне звонарь ударяет в два колокола.

Трезвон говорит сам за себя, в это время работают все колокола, большие и малые, каждый раз производит три удара с коротким перерывом. Низкие и звонкие звуки летят прямо в небо и души христиан, сообщая о начале Богослужения или окончании благовеста.

Колокола Святой Руси

Католическая легенда относит возникновение колоколов к 5 веку. В Италии, в г. Ноле, епископ Павлиний, прогуливаясь по полю, стал умолять Бога совершить какое-либо чудо. Вдруг Павлиний услышал, что синие полевые цветы — колокольчики издают дивный звон. В память об этом чуде Павлиний велел отлить из меди огромный цветок колокольчика и повесить его на вершине церкви. По легенде это и был первый колокол. Однако раскопки археологов показали, что древним народам были известны колокола. Так, например, найден ассирийский колокол с изображением злых духов, которому около 3 тысяч лет. В древнем Египте, Риме, Греции многие языческие храмы имели колокола.

Наличие колоколов в различных религиозных культах объясняется тем, что колокол считался колдовским средством отпугивания злых духов. Языческие воззрения на колокол как на средство, обладающее способностью прогонять злых духов, были восприняты христианством. На старинных колоколах католических храмов встречаются надписи: «Обращаю в бегство демонов», «Я звоню, отгоняя гром, молнию, заразу, сатану, злого человека» и другие.

Единственным музыкальным инструментом в православном храме является колокол. Уже в 4-5 веках из православной традиции ушла инструментальная музыка, которая была распространена в раннехристианский период. Отцы Церкви отдавали предпочтение человеческому голосу, считая его самым совершенным инструментом, созданным Самим Богом. Но всё же колокола остались. Поначалу их роль была исключительно подсобной — созывать верующих на молитву.

Колокола, которые сегодня кажутся такими привычно православными, пришли к нам с Запада, а орган, непременный инструмент католического богослужения, был привезён в Европу из Византии, где он звучал при дворе императора по большим праздникам. На Русь колокола привозили с Запада, пока не появились здесь свои мастера колокольного дела. Даже такое кажущееся исконно русским выражение, как «малиновый звон», произошло от названия бельгийского города Мехлин, по-французски — Малин, где отливали колокола, особо ценившиеся в России.

От 16 века дошло немало колоколов работы русских литейщиков. Наиболее ранние русские колокола относятся к домонгольскому времени, они украшались надписями или скромным геометрическим орнаментом. В дальнейшем надпись с указанием времени создания колокола, храма, для которого он предназначался, имени заказчика, а нередко и мастера, стала важнейшей частью декоративного убранства русских колоколов. В XVI — 1-й половине VXII вв. в украшениях московских и псковских колоколов было заметно голландское и немецкое влияние, в т.ч. прямое воспроизведение излюбленных мотивов западноевропейских литейщиков — характерных растительных завитков, пальмет, маскаронов, фигурок животных и мифологических персонажей, в частности, крылатых сфинксов и русалок-сирен. В XVII веке в убранство колоколов часто включались рельефные изображения шестикрылых херувимов.

Колокольный звон — одна из самых ярких черт русской жизни — имел отнюдь не только богослужебное значение, ему суждено было стать особым, вполне самостоятельным языком русской культуры. Им приветствовали высоких гостей, собирали народ на вече, объявляли рекрутский набор, возвещали о свадьбе, смерти или казни, о чудесных знамениях и исцелениях, предупреждали о пожаре и эпидемии, о приближении врага, подавали сигналы времени, указывали дорогу путникам в пургу, а кораблям в море — ещё до появления маяка — сообщали в шторм о близости берега.

Слуху русского человека было знакомо множество видов звона, а также названий самих колоколов. Колокола и звоны были «красными», «постными», «метельными», «вещунами», «вечевыми», «отходными», «проводными», «разгонными», «встречными», «осадными», «позывными», «ратными» и т.д.

Почти все значения, приписываемые колоколам, вошли со временем и в традиционную народную культуру, и в фольклор. Сбор рекрутов по звуку церковного колокола дал повод для загадки «У царя колокол по всей России».

Как в жизни, так и в песнях колокольный звон извещал мир о самых значительных и важных событиях и происшествиях. Так, например, причитала невеста перед свадьбой, навек прощаясь со своей девичьей жизнью: «Ты бижи-тко, мой зычен голос, во церковь во соборную; там ударь-ко в большой колокол, чтобы шёл звон по Русиюшке, шла бы жалость по знакомым, чтобы знали люди, ведали, что я девушка просватанная, моя воля обневолена»

.

Большое количество иностранцев, посещавшее Русское государство в XVI-XVII вв., были удивлены количеством колоколов на Руси. » В Москве, — писал Иоанн Брембах, секретарь посольства Ганзейского союза, к царю Борису Годунову, — чрезвычайно много церквей и часовен со множеством колоколов, звон в которые производится вечером и рано утром до самого дня, так что, если кто не привык, совсем невозможно спать». Но больше всего иностранцев потрясали колокольня Ивана Великого, а также большие благовестные колокола Московского Кремля, которые отливались по повелению русских государей, соперничавших друг с другом в том, чей колокол будет тяжелее. Так, например, колокол Ивана III, отлитый в 1503 году, весил около 400 пудов (6,4 т), колокол Василия III, изготовленный в 1533 году, — 1000 пудов (16 т), а большой благовестник Ивана Грозного — уже 2200 пудов (35,2 т). Но самым знаменитым колоколом в России по праву, конечно, считается «Царь — колокол», отлитый русскими мастерами И.Ф. и М.Н. Маториными (скульптор Ф. Медведев) в 1735 году. Он весит свыше 200 тонн! Во время пожара 1737г. его так заливали водой, что от него отвалился кусок весом 11, 5 тонн. При Николае 1 колокол поставили на пьедестал. В настоящее время «Царь-колокол» стоит в Московском Кремле, поражая всех своими размерами. Рельефные фигуры Спасителя, Божьей Матери, Иоанна Предтечи, апостола Петра, пророчицы Анны, царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоанновны, по-барочному тяжеловесные, вторят контурам самого колокола и поддерживают общее впечатление монументальности и мощи. Этому впечатлению способствует и размещение надписей, которые не опоясывают колокол, как обычно, а вписаны в пышные картуши-клейма, заполняющие свободное поле между фигурами.

В записках иностранцев не раз упоминается и то, что русские звонари раскачивали не сам колокол (как это чаще всего делали в Европе), а его «язык». Вот что писал по этому поводу С. Маскевич, польский дворянин, побывавший в России в 1609-1612 годах: » Церковь святого Иоанна замечательна по высокой каменной колокольне, с которой далеко видно во все стороны столицы. На ней 22 больших колокола висят в 3 ряда, один над другим; меньших же колоколов более 30. Непонятно, как башня может держать на себе такую тяжесть. Только то ей помогает, что звонари не раскачивают колоколов, как у нас, а бьют в них языками (колокольными), но чтобы размахнуть иной язык, требуется человек 8 или 10; недалеко от этой церкви есть колокол, вылитый для одного тщеславия, висит он на деревянной башне в 2 сажени (чуть больше 4 м) вышиною, чтобы тем мог быть виднее: язык его раскачивают 24 человека».

С появлением на Руси колоколов и появилась своеобразная колокольная мифология, многочисленные ритуалы и верования. В народном восприятии колокола удивляет то, что его воспринимают как живое существо, во многом подобное человеку. Свидетельств тому множество. Колокола нарекали личными именами и прозвищами. Ещё в 1290г. ростовские князья Димитрий и Константин Борисовичи послали в Великий Устюг «Великий колокол Тюрик». Хорошо известны колокола «Сысой» (по имени ростовского митрополита Ионы Сысоевича), «Реут» («Ревун), «Лебедь» (прозванный так за его звон, подобный лебединому крику), «Голодарь» (в него звонили во время Великого поста) и др. К колоколам обращались в молитвах наравне с Богом, Богородицей, святыми: «мать Пресвятая Богородица, колокол святой».

Благодаря человеческому воображению, колокола издревле наделялись волей и способностью к самостоятельному действию. В Житиях святых нередко можно встретить строки о самовольном звучании колоколов. Так, в легенде об Алексее человеке Божием повествуется о целом ряде чудес, последовавших за его кончиной: «Колокола воны зазвонили, царские двери разрушились, церковные книги развратились, сами кадилы закадили, поставныя свечи затеплились»

.

В фольклоре многих европейских стран колокола сами выбирают себе место, где им висеть, а главное — сохраняют верность своей колокольне. В России подобные сюжеты связаны с указом Петра 1 об изъятии колоколов и переливке их на пушки, которые должны были заменить затонувшую под Нарвой артиллерию. Известен текст начала XVIII в. «Чудо 1701 г. с колоколами Троице-Сергиева монастыря», в котором рассказывается о колоколах Троицкой Лавры, воспротивившихся уготованной им участи и в итоге возвратившихся на места, откуда они силой были изъяты. Один из колоколов исчез и лишь позже был найден в пруду по соседству, другой, который хотели разбить, не поддался и 3 дня безостановочно гудел, а 2 других, называемых в этом тексте «братевниками», сначала долго не снимались с крючьев, а затем вдруг упали на землю сами.

Среди легенд и преданий о колоколах, причём, практически, во всех европейских традициях, наиболее заметное место занимают рассказы о потонувших колоколах. Наиболее известна легенда, рассказывающая об уходе Китежа на дно озера Светлояра во времена нашествия Батыя, а также о чудесных видениях и явлениях, случающихся на берегах этого озера. Говорят, что в одну из летних ночей в водах озера можно увидеть очертания города, отражение церковных крестов и молящихся людей, услышать песнопения, звуки церковной службы и колокольный звон. Подобных легенд о провалившихся под землю сёлах, городах, церквах и монастырях в России известно великое множество: колокола падают в воду и исчезают в озёрах и реках, если им грозит перейти в руки нечестивых людей, иноземных врагов или разбойников. Иной раз и сами люди, не желая, чтобы колокола достались врагу, закапывали их в землю или топили в водах озёр или рек. В любом случае умолкнувшие колокола, звонящие лишь изредка из-под земли или толщи воды, напоминали о событиях скорбных, отмечали ту или иную трагическую веху русской истории. Ушедшие под землю или затопленные колокола, как правило, не удаётся вернуть на место, и даже звон их с годами становится как бы тише и глуше, да и услышать его доводится не каждому, а только детям и людям праведным.

Колокольный звон и сами колокола в традиционном мировоззрении были несовместимы с ложью, несправедливостью и греховностью. При перенесении колоколов с места на место, при их отливе и, особенно, при поднятии их на колокольню всегда соблюдались определённые правила. Например, считалось, что если в числе присутствующих есть детоубийцы, снохачи, инородцы или колокол отлит на неправедные деньги, то с ним обязательно что-нибудь случится. Он упадёт или треснет по дороге, или его голос будет лишён звона. Поэтому нежелательные участники действа перед его началом вызывались из толпы и изгонялись. В то же время колокольный звон служил своего рода мерилом праведности и добра. «Рожь чище звона», «голос чище звона», или «слава, что звон колокольный» — так говорили о том, что достойно было высшей оценки и похвалы. Недаром среди русских юридических обычаев была и так называемая очистительная присяга, принимаемая не только над иконой или крестом, когда человек клялся в том, что он прав, и в качестве доказательства целовал икону или крест, но также и под колокольный звон. «Ходить под колоколами», «с колокольным звоном под присягу пойти» — так говорили о людях, лишенных возможности доказать свою невиновность иным способом и решившихся оправдываться в церкви при стечении народа и под колокольный звон.

В русской традиционной культуре колокольный звон всегда воспринимался как «Глас Божий», а время, когда в праздник звонили колокола, считалось благоприятным для начала важных хозяйственных дел, для многих ритуалов и магических актов.

В России особенно славился пасхальный звон. В этот день каждый человек мог подняться на колокольню и вызванивать на колоколах всё, что ему заблагорассудится. Люди не только сами звонили в колокола на Пасху, но и внимательно следили за правильностью пасхального трезвона. Если звонарь чуть запоздает и зазвонит не тотчас после обедни — значит, будет неурожай. Пасечники старались держать у себя на пасеке осколок церковного колокола, добытый ими при первом пасхальном звоне, считалось, что от этого пчёлы будут лучше роиться.

Несколько лет назад японские учёные выявили целебную силу колокольного звона. «Удары колокола возбуждают сверхлёгкие частицы (микролептоны), которые окружают любой предмет. Генерируемые при этом микролептонные поля разрывают жёсткие молекулярные связи и удаляют вредные изотопы, что ведёт к оздоровлению и даже омоложению организма, он также способен разрушать образовавшиеся в организме раковые клетки». Поэтому не случайно в древности тяжелобольного человека несли к церкви в то время, когда звонят колокола. После такой «музыкальной терапии» больному становилось лучше, и в скором времени он выздоравливал.

Колокольный звон был непременным атрибутом всех похоронных и поминальных обрядов. Звон «по сход души » помогал умирающему при тяжёлой агонии. По существующему убеждению, тяжёлая агония указывала на человека, сильно грешившего в жизни (колдуна, преступника), за душой которого охотились нечистые силы, а колокольный звон обладал силой отгонять их. Траур по умершему подразумевал ограничение «звуковой палитры» всей жизни, и потому в это время были запрещены громкие разговоры и смех. Что касается колоколов, то самый выразительный пример «траура» — их молчание в Страстную пятницу по случаю кончины Христа.

Колокольный звон представлялся человеку благотворной и праведной силой, способной спасти его душу. Наиболее ярким проявлением веры в спасительную силу колоколов — покупать их в память о своих родных и близких. Это нашло своё отражение и в традиционных надписях на колоколах, подтверждающих намерения их вкладчиков. Согласно надписям XVI-XVII вв., колокола жертвовались «в вечный поминок», «На многую душевную пользу», «По своей душе и по своих родителей», «За отпущение грехов», «Бога молить, а по смерти за их души поминать

«.

В России издревле также зародилась традиция в честь воинской победы или чудесного спасения кого или чего-либо отливать колокол. Так, например, по личной инициативе императора Александра II, в качестве дара для Соловецкого монастыря, который с 6 по 7 июля 1854 года героически защищал обитель от артогня двух английских шестидесятипушечных фрегатов «Бриск» и «Миранда», на колокололитейном заводе Ярославля (завод С.Д.Чарышникова) был отлит колокол весом в 75 пудов (1,2 т) из металла, взятого из Петропавловского собора в Петербурге от ритуальных украшений при погребении Николая I, в царствование которого и отличился Соловецкий монастырь. 19 июля 1860 г. в монастыре происходило большое торжество по поводу приёму прибывшего из Архангельска колокола, который был назван «Благовестником».

В верхней части колокола по всему кругу находились изображения Богоматери (за иконой с её образом было обнаружено одно из последних неразорвавшихся ядер), святых и Соловецких чудотворцев, «уши» колокола венчал крест. На тулове колокола — изображение обстрела монастыря и 3 медали с надписями на церковнославянском языке. В нижней части, по кругу — надпись на русском языке из 67-го псалма: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази его, и да бежит от лица его ненавидящие его

«.

Соловецкий колокол, памятник героизма русского монастыря, чудом уцелел, а часовня в 1920-е годы была разрушена, но её изображение сохранилось на дореволюционных открытках.

А по случаю чудеснейшего спасения императорской семьи при крушении поезда 17 октября 1888г. было решено построить храм Христа Спасителя в русско-византийском стиле недалеко от места катастрофы, а напротив часовню Нерукотворного Спаса.

Духовенство Харьковской епархии (именно в этой губернии произошла трагедия, в которой погибли и были ранены несколько человек, но царская семья осталась невредимой) решило в честь этого события отлить колокол из чистого серебра весом в 10 пудов (160 кг.), о чём архиепископ Харьковский и Ахтырский Амвросий сделал представление обер-прокурору Святейшего Синода с просьбой ходатайствовать разрешение Александра III для исполнения этого замысла.

Была сочинена надпись, которая должна была появиться на колоколе: «Сей серебряный колокол сооружён в 1889 году усердием духовенства Харьковской епархии в память чудесного спасения 17 октября 1888 года от смертельной опасности, при крушении близ г. Харькова железнодорожного поезда Государя Императора Александра III, Государыни Императрицы Марии Фёдоровны и Августейших детей их — Наследника Цесаревича Николая Александровича, Великих Князей — Георгия и Михаила Александровича и Великих Княжон — Ксении и Ольги Александровны»

.

На колоколе предполагалось разместить и портреты чудесно спасённых, но Александр III велел вместо портретов поместить инициалы.

По замыслу колокол должен был висеть на особом кронштейне на наружной стене колокольни Харьковского Кафедрального собора. Ежедневно в первом часу дня, т.е. в самое время свершения чуда спасения императорской семьи, предполагалось звонить в этот колокол в течение 5 минут, чтобы каждый русский человек, услышавший этот звон, перекрестился с чувством благодарности Богу.

Деньги и лом серебра на отливку необычного серебряного колокола принимали при доме харьковского архиепископа и во всех приходских храмах епархии. Пожертвования превзошли все ожидания, и за один месяц собрали сумму, позволившую всенародно объявить, что вес колокола будет 20 пудов.

Серебряный колокол отлили 5 июня 1890 года в г. Харькове на заводе П.П.Рыжова, а 14 октября 1890 г. торжественно подняли и укрепили на 1 этаже соборной колокольни в специально изготовленной для него часовне. Звонили в царский колокол ежедневно. Он стал достопримечательностью города. После революции колокол исчез. Как удалось выяснить И.А. Духину из «Известий Таврического общественного комитета» от 30 мая 1918г., в статье о съезде иерархов Харьковской епархии было записано, что на съезде единогласно было принято решение «Царский колокол снять и отправить на Монетный двор, а полученные за него деньги пожертвовать на презрение детей-сирот Харьковской губернии, чьи отцы погибли в годы первой мировой войны»

. Колокол действительно бы отправлен на переплавку на Монетный двор.

Гибель «Царского» колокола стала предтечей массового уничтожения колоколов в последующие годы.

Например, из секретного информационного письма на имя секретаря Губкома Жукова «О состоянии Оптинского музея», под Оптинским музеем, конечно же, подразумевался монастырь «Оптина Пустынь» Козельского уезда, можно узнать, что к началу 1925 года монастырь не стал ещё «советским музеем», а был похож пока больше на монастырь. В письме указывалось на то, что монастырь является сборным пунктом для монашек в количестве около 600 человек. Окончательному закрытию мешали к тому же и местные крестьяне. Когда большевики начали снимать колокола, то около 200 крестьян из соседней д. Стенино пришли помешать этому. Крестьяне говорили, что «местные большевики самовольно снимают и уничтожают ценности монастыря». Группа крестьян-ходаков специально ездила в Москву просить, чтобы колокола оставили. В конце письма, в целях усиления антирелигиозной пропаганды, рекомендовалось поменять штат музея.

В приметах и обычаях звон ассоциируется с вестями, разговорами и сплетнями, которые так же, как и колокольный звон, распространяются сами по себе повсюду. В толкователях снов колокольный звон всегда предвещал что-то новое и неожиданное. Так, к примеру, звон снился и Оптинским старцам в канун получения известия о начале освободительной войны на Балканах.

В фольклоре и древнерусской литературе звон и колокол стали символом славы и известности. Вспомним хотя бы образ звенящей славы, проходящей через «Слово о полку Игореве»: «Комони ржуть за Сулою — звенить слава в Кыеве».

Также символическая связь колокольного звона с самыми разными звуками и голосами нашла своё отражение в литературном языке и русских диалектах. С помощью слов, обозначающих колоколов и его звон, нередко описываются реалии и действия, относящиеся к речи, распространению слухов. Слова «трезвонить» и «колоколить» получили значение быстро и без умолку говорить, разносить вести, врать или громко говорить. «Звонком» также называли болтуна и сплетника.

Но, несмотря на то, что колокол и колокольный звон имеют многие значения, они всё равно остаются одними из важнейших составляющих религиозного культа и церковной службы.

«Где позабытым погостом печалится Быль уходящих, далёких времён, В чуткой прохладе, порою случается Слышать негромкий, задумчивый звон,

Звон, что с тобою уже не расстанется, Звон, что надеждою вновь воспарит, Звон, что печалью глубокой туманится, Словно тоскою — слезами омыт…» А. Типаков

.

Источники

:

1. Кавельмах В.В. «Большие благовестники Москвы 16 — 1-й половины 17 в.». 2. Белоброва О.А. «Чудо 1701 г. с колоколами Троице-Сергиева монастыря». 3. «Записки иностранцев о древней Москве». 4. Энциклопедия для детей Аванта + «Религии мира», ч.2. 5. М. Забылин «Русский народ». 6. Православная энциклопедия. 7. Платонов С.Ф. «Учебник русской истории». 8. «Новые страницы Отечественной истории 20 века». 9. Журнал «Русский дом» N 5 за 1999 год.

Впервые опубликовано в калужском епархиальном журнале «Православный Христианин»

История появления колоколов

Первые упоминания о колокольчиках найдены в документах, которым более 6 тысяч лет. Прообразом дивного произведения является цветок колокольчик, чьи лепестки приходят в движении при малейшем дуновении ветра. Первой задачей колокольчиков было подать сигнал. Их надевали на домашних животных, вешали на двери.

Интересно о православии:

Родиной первых литых звоночков считается Китай, где колокольчики используются в обрядах очищения. По легенде мастер никак не мог смешать нужные металлы для достижения нужного звука, все изделия либо давали трещины, либо не звучали. По совету монахов дочь мастера бросилась в расплавленный металл, и первый большой колокол «Прелестный цветок» зазвучал на весь Китай.

Египетские монахи первыми стали использовать колокольный звон для созыва христиан на служения.

Для сведения! Самое большое распространение на Руси церковные перезвоны приобрели в XVI столетии, превзойдя по весу все имеющиеся в европейских странах.

Божий глас стал элементом русской культуры. По поверью колокольные перезвоны отгоняют нечистую силу, поэтому во времена мора, нашествия врагов церковные звоны не умолкали.

Со временем появилась даже нотная грамота для игры на этих уникальных произведениях рук человеческих. В России часто устраивают фестивали колокольного звона, наполняя все вокруг Божьей славой.

Целебная сила колокольного звона

Учеными доказано, что колокольные перезвоны обладают целительной силой не только при очищении пространства от нечисти, но и при оздоровлении людей.

Удивительное открытие, сделанное исследователями, показывает, что церковные звуки распространяются в пространстве волнами в виде креста, оказывая положительное влияние на физическое, душевное и духовное состояние человека.

Неоднократно христиане отмечали выздоровление, избавление от родовых болезней после пребывания под покровом переливов Божьего гласа. Особенно колокольный звон обладает целительной силой при психо-эмоциональных заболеваниях.

Современные достижения позволяют слушать различные переливы церковной музыки в записи, находясь в помещении, тем самым очищая окружающее пространство от нечистой силы.

Совет! Включайте песни колокольных переливов и наслаждайтесь радостью и покоем в своем доме, не забывая, что звукотерапия длится не более получаса.

Почему звонят церковные колокола?

Когда звонили церковные колокола по древней русской традиции, мужики снимали шапки и крестились, будто уже вошли в храм божий. В колокольный звон словно вложена духовная сила и благозвучие. Их назначение — тревожить душу и призывать ее в храм.

Еще князь Владимир привез «сосуды звенящие» в русские города, как один из основных атрибутов христианской веры. В первую очередь их звон услышали киевляне, новгородцы, и прихожане полоцких и смоленских храмов. Об их существовании впервые упоминается в летописях 988 года.

Из истории колоколов

Конечно, звон колокольчиков был известен на Руси еще до принятия единой веры в Иисуса Христа. Простой люд часто пользовался бубенцами. Но церковные колокола канонической формы стали делать гораздо позже.

Мир услышал колокольный звон 4000 лет назад. По крайней мере, археологи этим временем датируют находки, сделанные ими в Китае. Поэтому первые христиане воспринимали колокольчики, как атрибут языческой веры. Но постепенно церковь стала использовать колокола, как средство борьбы с нечистой силой. Колокола стали голосом церкви.

Где позвонить в колокола на Пасху?

Только на Светлой Седмице устав позволяет звонить в колокола в неурочное, не богослужебное время: позаботиться нужно только о том, чтобы трезвон не попадал на литургию или вечернюю службу и не мешал людям молиться в храме. Муниципальные законы также запрещают шуметь в будни после 10 вечера. В остальное время все зависит от благословения настоятеля храма.
Неделя рождения звонарей и гибели колоколов

Считается, что традиция открывать колокольни настежь к XIX веку уже существовала. Возродилась она в 1990-е, когда открывшиеся храмы еще не обзавелись тяжелыми колоколами, настоящими произведениями искусства. Где звонили в корабельную рынду, где в поддужные колокольцы.

Сейчас едва ли вы встретите храм, где вас пустят к колоколам «без присмотра». Это опасно и для звонящих, и для колоколов, и для системы управления ими, и для прочего оборудования звонницы.

Представьте себе небольшой городок на Южном берегу Крыма лет десять назад, храм рядом с парком санатория, шумящее под горой море, встречающие пасхальный рассвет кипарисы и магнолии. Утром всем разрешали звонить в снятую с катера рынду: она висела на дереве неподалеку от храма и была тогда единственным церковным колоколом Нижней Ореанды. Вариации на тему «полундра» в исполнении разговевшихся (но трезвых) паломников оглашали окрестность, когда шнур, крепивший язык колокола, оборвался, и металлическая болванка полетела вниз… Слава Богу, увечьем праздник не омрачился, но простая мысль о том, что колокол требует бережного отношения, была проиллюстрирована с предельной убедительностью и наглядностью.

Кроме того, колокол можно разбить, слишком сильные удары могут исказить звон, колокол начнет визжать или наоборот оглохнет. Поэтому не следует обижаться на запрет подниматься к колоколам в отсутствие профессионала.

Если, позвонив (или не успев позвонить) на Светлой, вы решили, что хотите подниматься на колокольню регулярно, Москва дает для этого все возможности. Каждый месяц – новый набор в Школе звонарей при храме святителя Николая Чудотворца в Сабурово. За время своего существования школа выпустила около 1000 дипломированных специалистов по колоколам. Студенты осваивают вопросы истории, производства колоколов и Устава колокольных звонов, получают навыки развески и настройки колоколов.

Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен?

В большинстве церквей подняться на колокольню можно только в сопровождении звонаря.

«Приходите на Светлой, как не пустить?» — сказали «Нескучному саду» в храме Богоявления Господня в Китай-Городе. Так же в сопровождении звонаря обещали разрешить позвонить в храме великомученицы Анастасии Узорешительницы в Теплом Стане, на Соловецком подворье (храм великомученика Георгия Победоносца в Ендове), в храме Живоначальной Троицы в Хорошево, в храме иконы Знамения Божией Матери в Переяславской слободе, в храме святой мученицы Татьяны при МГУ.

В некоторых храмах предупреждают, что расписание «сеансов» звона появится только на Пасху. Так будет в Новоспасском монастыре, где колокольню открывают каждый год, но звонари ревниво следят за своим хозяйством. В пасхальное воскресение расписание появится также в храме Воскресения Словущего в Даниловской слободе и в храме иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной роще. Когда звонарь сможет провести вас на колокольню в храме Воскресения Христова в Сокольниках, можно уточнять по телефону.

В храме в честь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском на верхние ярусы колокольни пускают только с разрешения настоятеля и в сопровождении звонаря, но на гульбище храма есть еще одна, маленькая колокольня. В сам день Пасхи народа слишком много, а на Светлой седмице желающие могут позвонить в эти колокола.

В храме великомученика Георгия Победоносца в Коптево на колокольню пускают только в будние дни Светлой Седмицы, а в сам праздник Пасхи предпочитают тишину. Так же на буднях в сопровождении звонаря можно позвонить в колокола храма Живоначальной Троицы в Листах и в храме Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках.

В храме мучеников Адриана и Натальи в Бабушкине сказали, что можно звонить, если человек хоть немножко умеет управляться с колоколами, «а не просто долбит, пока все не оглохнут». Здесь рады показать детям азы звона и благословляют их приходить на колокольню. В храме Живоначальной Троицы на Воробьевых горах, напротив, детей и подростков на колокольню пускать боятся, а взрослым требуется взять персональное благословение у настоятеля.

В меньшинстве оказались храмы, где вход на колокольню возбраняется. Например, это храм святых Девяти мучеников Кизических в Большом Девятинском переулке. «Рядом мэрия и американское посольство, стоит ли их беспокоить звоном?» — сказали в храме. В храме Вознесения Господня на Большой Никитской (Малом Вознесении) не в последнюю Светлую Седмицу не разрешали звонить потому, что колокольня не отремонтированная, а колокол большой, и для новичка это приключение может быть опасным. В храме в честь иконы Всех Скорбящих Радости в Щепкинском переулке здание слишком ветхое, да и у сотрудников и возможности присматривать за звонами нет. А в храме иконы Знамения Божией Матери за Петровскими воротами еще даже колокола не повешены.

Традиционно не допускаются любители большого звона и на колокольню Храма Христа Спасителя. Его колокола весят до тридцати тонн, они находятся на высоте около сорока метров над землей, система управления довольно сложная и должна быть всегда подготовлена к торжественному звону.

Один раз увидев, сто раз услышать

По традиции в рамках Московского пасхального фестиваля Светлая неделя станет неделей колокольного звона, причем Фоминым воскресеньем дело не кончится: фестиваль звонов продлится до 9 мая. Услышать, как лучшие звонари из разных епархий делятся опытом и практическими секретами мастерства, можно 15 апреля в Храме Христа Спасителя в 15-30, там же в понедельник 16 апреля в 13-30, затем во вторник в кафедральном Богоявленском соборе в Елохово, а позже в десятках других московских (и даже санкт-петербургских) храмов. 20 апреля зазвучат колокола собора Василия Блаженного (Покрова на Рву), а 26 апреля – колокольня Иван Великий. Впервые подключаются к фестивалю храм Живоначальной Троицы в Хорошеве (23 апреля), храмы в усадьбе Коломенское (29 апреля), храм Воскресения Христова в Кадашах (1 мая). Заключительные звоны прозвучат в воскресенье 9 мая.

О звоне к богослужению и во время богослужения

Православные христиане созываются к богослужению в храм посредством звона в колокола. Колокольный звон возвещает так же и неприсутствующим в храме о важнейших моментах Православного богослужения. Наконец, колокола радуются и спразднуют с нами, проповедуют миру о грядущем Воскресении.

В настоящее время число колоколов на церковных звонницах бывает различным, но в основном, там имеется никак не меньше 4–х, а чаще всего 6–8 колоколов. Мы уже упоминали о чине звона (благовеста и трезвона) к малой вечерни и всенощному бдению. Там мы говорили как устраивается звон при 7–ми колокольной звоннице. Теперь же мы скажем о звоне при 4–х колокольной развеске. На такой звоннице имеется 4 колокола. Это, 1–й – большой, воскресный колокол, 2–й – полиелейный, 3–й – вседневный и 4–й – зазвонный.

Какие есть особенности этого события, приметы на здоровье и замужество

Во-первых, нужно учитывать расположение колоколов. Если речь идет об открытой звоннице, то доступ к ней можно получить в любое время, за исключением периода богослужений. С закрытыми колокольнями немного сложнее – туда можно попасть с сопровождающими при разрешении церковнослужителя. Зачастую желающему позвонить на Пасху отводят определенное время, тем более что таких «охотников» может быть довольно много. Лучше всего это делать после утренних и вечерних богослужений.

Во-вторых, православный христианин перед началом звона должен выполнить ряд действий: повернуться к алтарю или в восточном направлении и трижды прочесть пасхальный тропарь. В-третьих, звонить в колокола – процедура не такая простая, как кажется. Можно столкнуться со сложностями. Лучше пройти инструктаж у профессионального звонаря. Такие специалисты советуют не использовать сразу все колокола. Необходимо взять в руки две тяги колоколов и постараться задать им ритм. Нужно прислушиваться к звучанию, и тогда удастся получить действительно благозвучную мелодию.

Есть добрая примета на звон церковного колокола. Считается, что, когда прозвучит первый удар колокола, нужно сказать: «Христос воскрес, а рабу (имя) здоровья» — это принесет исцеление даже в самых сложных случаях. Также в народе верили, что можно выйти замуж вскоре после Пасхи, стоило только при первом ударе колокола произнести: «Христос воскрес, а ко мне женихи. Аминь».

Порядок звона при служении всенощного бдения

Благовест к бдению производится 15–25 минут, затем следует троекратный – «в три стиха» звон во все колокола (трезвон) (см. стр. 13).

Во время пения тропаря по «Ныне отпущаеши» производится двукратный – «в два стиха» второй звон во все колокола (см. стр. 44).

Во время пения прокимна перед чтением Евангелия производится однократный – «в один стих» третий звон во все колокола (см. стр. 55).

На 9–ю песнь канона производится благовест в 25 ударов в большой колокол (см. стр. 62).

Когда за бдением в церкви присутствует архиерей, после бдения должен производиться «проводной» звон, начинающийся с пением «Под Твою милость» или кондака по 1–м часе.

Порядок звона при вседневном богослужении

К обычному вечернему богослужению благовестить надо 15 минут, перед 9–м часом. По прочтении 9–го часа – должен быть троекратный звон во главе с тем колоколом, в который производился благовест.

К утрени благовестить в конце полунощницы, 5 минут. По прочтении же полунощницы творить троекратный звон, как в начале вечерни.

Если утреня полиелейная, то производится однократный звон во время прокимна перед Евангелием; на 9–ю песнь производится благовест в 25 ударов.

Порядок звона при служении Божественной литургии

При служении и ранней, и поздней литургии наблюдается единый порядок колокольного звона: благовест производится 15 минут (см. стр. 71), перед началом чтения часов, а по прочтении часов бывает троекратный звон (см. стр. 74).

На «Достойно» 262 , во время «Верую», производится благовест в 50 ударов (см. стр. 126).

Единственное различие звона при ранней и поздней литургиях, это то, что благовест перед началом ранней литургии совершается редким ударением, а благовест перед поздней литургией – частым.

Когда служит архиерей, благовест к началу литургии, во время шествия, заменяется звоном во все колокола, а по окончании шествия снова производится благовест в один колокол и продолжается (все время облачения архиерея) до начала часов.

После литургии бывает проводной звон.

Период свободного звона ограничен

Четвертое — последнее правило является не менее важным. Звонарю после окончания процедуры необходимо обратиться к церковному алтарю еще раз для произнесения славословия с крестным знамением.

Период, когда все желающие могут возвестить звоном о воскрешении Иисуса Христа, подходит к концу субботним вечером. Царские ворота, открытые на протяжении всей Светлой седмицы, закрываются. С этого момента и на протяжении года до следующей Пасхи к церковным колоколам вновь будут иметь доступ только звонари. Такие правила, и их чтут уже не одну сотню лет, без всяческих исключений.

Комментарии

Порядок звона при других службах

При совершении водосвятия, от начала молебна до погружения креста, производится перебор всех колоколов от большого до малого по 25 ударов в каждый колокол, а при троекратном погружении креста – троекратный, с малыми остановками, звон во все колокола.

При совершении панихид производятся редкие удары в один большой колокол, а при пении «Вечная память» – однократный звон во все колокола, при ударах в большой «через край».

При совершении молебнов, на многолетии производится троекратный звон или однократный, в зависимости от того, сколько раз поется «Многая лета».

Некоторые указания звонарю

Колокольный звон является равноценным храмовым священнодействием, поэтому:

всякий колокольный звон должен производиться только с благословения настоятеля или служащего священника;

всякий колокольный звон должен сопровождаться молитвою: если Церковный Устав указывает, что именно надо читать в данном случае, то указанною в Церковном Уставе, если же не указывает, то молитвою «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грепшаго», со слежением по лестовке (четкам) за количеством ударений в колокола.

Звонарь должен наблюдать (а помогает ему в этом церковный староста или один из его помощников), чтобы звоны перед богослужением, а в особенности во время его, не запаздывали, но производились в точно указанное Уставом время (не, как это часто случается, во время чтения шестопсалмия или Евангелия, но перед чтением).

Здесь имеется в виду песнопение «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну н Святому Духу. ».

Источник:

По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. САТИСЪ. Санкт–Петербург. 2011

Когда в Церкви появились колокола?


Ветхозаветные времена колоколов не знали. В первые века христианской Церкви колоколов также не было. В Западной Церкви они появились и распространились в IV-IХ веках, в Восточной – в IХ-ХII веках. На Руси они зазвучали вскоре же после принятия христианства, но широко распространились с конца ХVI века, а в ХVII-ХX веках они так широко и прочно вошли в церковный обиход, так слились с богослужением Русской Православной Церкви и с представлением о русском народном благочестии, что вопрос об их духовно-символическом значении заслуживает особого внимания.

В молитвах на освящение «кампана, си есть колокола или звона», в части II Требника упоминаются семь серебряных труб, которые Господь повелел создать Моисею для созывания народа к жертвоприношению и молитве, для укрепления мужества войска во время войн. Эти серебряные трубы, в которые трубили израильские жрецы, потрясли стены враждебного Иерихона, так что не только «умными и одушевленными созданиями», но и бездушными, «якоже Моисеевым жезлом и медяною змиею в пустыне», Господь Бог властен творить преславные дела и чудеса «в спасение и пользу верных». На этом основании освящаемому колоколу испрашивается Божие благословение и сила для того, чтобы слышащие его днем или ночью возбуждались к славословию имени Божия и собирались в церковь; чтобы самый звон колокола воздавал славу Богу; чтобы звоном колокола освящался воздух и прогонялись из него все вредоносные силы; чтобы этим звоном утишались и прекращались бури ветряные, грады же и вихри и громы страшные, и молнии; чтобы, наконец, слыша его, верные рабы Божии укреплялись в благочестии и вере и мужественно противостояли «всем диавольским наветам», побеждая их молитвой и славословием.

Сам Господь Иисус Христос говорит, что при конце мира Он «пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мф. 24:31). Апостол Павел говорит о последней трубе, которая вострубит, о трубе Божией, при которой совершится изменение живущих людей в бессмертные существа и воскресение умерших (1 Кор. 15, 52; 1 Фес. 4, 16-17).

Знаменательно, что в раннехристианские времена, в IV веке, в египетских и некоторых палестинских монастырях употреблялись именно трубы для тех же целей, для каких впоследствии стали употребляться колокола. В древние времена в монастырях для созыва братии на молитву и при богослужении для сугубого возбуждения внимания молящихся широко употреблялись деревянные, железные, медные, даже каменные била и клепала. Такие била и клепала перешли и в русские обители. Древние Уставы, которыми и ныне пользуется Церковь, составлялись до распространения колоколов. Поэтому все, что сказано в уставных текстах о биле, клепале, древе великом, следует относить к колокольному звону. Иногда даже происхождение слова «колокол» связывают с обычаем ударять кол о кол, создавая звук – сигнал. И в деревянном биле, и в колоколе из сложного сплава, и в серебряной трубе тем важнейшим общим, что их объединяет и уравнивает, является самый звук как сигнал, соответствующий таинственному воплю в полуночи: «Вот, жених идет, выходите навстречу ему» (Мф. 25:6), которым прикровенно изображается Второе Пришествие Христово. Такой сигнал есть не что иное, как благовестие о Пришествии Судии и Избавителя. Звук труб, бил, клепал и колоколов – это тоже благовестие о богослужении. Поэтому колокольный звон получил в России замечательно точное название – благовест. С этой точки зрения колокольный звон для храма и прихода или для братии монастыря подобен тому, чем является для всей вселенной Евангелие, что в переводе – кальке на русский язык – значит «благовестие».

В богослужебных книгах колокол называется кампан, что этимологически связано с названием римской провинции Кампания, где добывалась лучшая медь для колоколов, с греко-латинским названием поля – campi и с названием растущего на полях цветка колокольчика – campanula. Есть мнение, что название колокола (кампан) обусловлено тем, что, как по полю беспрепятственно может идти человек, так по воздуху свободно распространяется звук колокола.

По своей внешней форме колокол – не что иное, как опрокинутая чаша, из которой как бы изливаются звуки, несущие в себе Божию благодать.

В восточных православных странах в ХI-ХII веках было немало противников колоколов как принадлежности латинской Церкви, но в ХII веке последовало официальное благословение на их употребление в Православной Церкви.

Вначале колокола не имели постоянного места в храме: их подвешивали и в арках входных дверей, и внутри храмов, и в башнях куполов, и на отдельных звонницах близ храмов, и на воротах церковной ограды, на воротах монастырской стены. В Русской Церкви в древности для колоколов строились звонницы в виде стенки со сквозными проемами, в которых подвешивались колокола. С ХIV века на Руси появляются многоступенчатые башни с конусообразной или купольной кровлей, под которой находились колокола. Как и звонница, колокольни строились вначале отдельно от храмов. Но в московской архитектуре ХVI-ХVII веков, а затем повсеместно появились храмы, построенные вместе с колокольнями, которые входят в здание храма, составляя с ним целое. Такие колокольни ставятся с западной стороны храма так, что вход в храм осуществляется через нижний этаж колокольни, который может являться в таком случае притвором. Наряду с такими колокольнями продолжали сохранять и строить храмы с колоколами в куполах на кровле или в отдельно стоящих колокольнях. Возникновение колоколен было обусловлено стремлением и возможностью создавать большие и звучные колокола. Кроме того, чем выше поднят колокол, тем дальше его слышно, так что высокая колокольня как бы заложена в самой идее колокола. Колокольня духовно может означать и гору, с которой Господь благовествовал Евангелие, и мачту корабля, где находится наблюдатель, возвещающий об опасности или приближении долгожданной цели плавания, и вершину земной истории человечества, на которой прозвучит архангельская труба, благовествующая о Христе грядущем и начале Вечной жизни.

В соответствии с требованиями Устава и значением богослужений различают несколько видов звона. Благовест – это звон, при котором ритмично ударяют в один колокол. Удары в разные колокола поочередно называются перезвоном или перебором. Слово «звон» также имеет узкий смысл, означающий удары в несколько колоколов одновременно. Звон, при котором ударяют в разные колокола одновременно в три приема с паузами между ними, называется трезвоном. Благовест бывает три раза: к вечерне, утрене и Литургии, точнее, к часам перед Литургией. К самой Литургии бывает трезвон. К торжественным богослужениям за благовестом сразу следует трезвон. В особо торжественных случаях сначала бывает благовест, который переходит в перезвон (перебор), а за ним следует трезвон.

Звон во время Литургии и утрени призывает верующих, находящихся вне храма, соединить свои молитвы с молитвами присутствующих на богослужении. Во время Литургии благовест в один колокол бывает к пению «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу» и продолжается до пения «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу». Это правило применяется при поздних Литургиях и когда служится одна Литургия; за ранними обеднями этого звона не положено. На утрене бывает звон во многие колокола во время пения полиелея. Перед ранней Литургией благовест бывает в один колокол, нечастый, перебора и трезвона нет. Перед поздней литургией благовест частый, а затем – трезвон. После окончания праздничной и воскресной Литургии положен трезвон. Особыми переборами и трезвонами сопровождаются торжественные молебны, водосвятия, крестные ходы.

Звоны меняются в зависимости от характера служб. Одни звоны – Великим постом, иные – в прочие дни года, одни – в праздники, другие – в будни; особые звоны – к заупокойным службам. При многих колоколах в храмах различают праздничный, воскресный, полиелейный, простодневный (будничный), малый колокола. При этом может быть несколько небольших зазвонных колокольцев различной величины, которыми сопровождается звон в основные колокола. Названия колоколов показывают и случаи, в которых каждый из них участвует в благовесте или звоне. Искусство русского церковного колокольного звона уникально и представляет собой не только великое духовное явление, но и подлинный шедевр мировой культуры.

Воцерковление.ру

Собственно звон

По церковным традициям, этот вид звучания производится большим количеством колоколов и разделяется на несколько разновидностей:

  • Трезвон – трехкратные удары во все колокола с короткими перерывами. Трезвон означает радость от большого христианского праздника.
  • Двузвон – колокольный звон во все имеющиеся инструменты, но с двукратным перерывом.
  • Перезвон – множественные удары по каждому колоколу поочередно. Начинают с главного (крупного) и заканчивают самым маленьким. Перезвон повторяется много раз без перерывов.
  • Перебор – начиная с самого маленького колокола, ударяют поочередно во все с длительным перерывом. После последнего удара бьют во все инструменты одновременно. Такой порядок повторяется несколько раз. Чаще всего используется при проведении погребальных мероприятий.

Что означает звон церковных колоколов?

Как и любая другая религия, православное христианство полно символизма. Трезвон, перебор, благовест — это особый язык, на котором колокола говорят с верующими, язык, на котором Бог обращается к своей пастве.

Фактрум поможет вам научиться понимать его.

Для начала надо сказать, что колокола в православных церквях звучат не так, как в храмах других конфессий. Это достигается за счёт того, что сам колокол неподвижен и звонарь управляет лишь его «языком».

Существует несколько видов колокольного звона, но среди них особняком стоит благовест. Его верующие слышат чаще всего. Благовест предваряют три медленных, пока не стихнет звук, удара в самый большой колокол, за которыми следуют спокойные размеренные удары. Цель благовеста — призвать паству в церковь и сообщить людям, что служба началась. Надо отметить, что звучание благовеста меняется во время важнейших церковных праздников: например, во время Великого поста бьют в меньший по размеру колокол.

Кроме благовеста существует ещё и другой, обычный звон: когда задействуют либо несколько колоколов одновременно, либо сразу все. Наверняка вы слышали его хотя бы раз, проходя мимо церкви.

К разновидностям звона относят трезвон: удары во все колокола сразу, разделённые короткими паузами на три временных отрезка. Таким образом верующих оповещают о начале Литургии и всенощного бдения.

В Великую Пятницу и Великую Субботу совершается перезвон: по одному медленному и размеренному удару поочерёдно в каждый колокол, начиная от самого большого и до самого малого. Это символ истощения и смерти Спасителя. Также перезвон, вернее, его ускоренную версию, используют во время различных церковных торжеств.

Перебор — это звон для погребального ритуала. Он представляет собой перезвон наоборот: по одному удару в каждый колокол, начиная с самого маленького и заканчивая самым большим и торжественным. После удара в большой колокол должны ударить сразу все — и перебор начнётся сначала. Однако траурный перебор очень часто завершается трезвоном как символом воскрешения и перехода усопшего в лучший мир.

И, конечно же, набат: очень частые и сильные удары в колокол, которые применялись во время пожаров, войн и других происшествий.

Кстати, мнение о том, что звонить в колокола могут только люди, наделённые церковным саном, — это неправда. Очень легко найти и записаться в школу звонарей обычным людям. Обучение там идёт всего пару месяцев, а на выходе получается настоящий профессионал, который может приступить к работе в храме. Кроме того, в Светлую седмицу — семь дней после Пасхи — любой верующий может подняться на колокольню и сообщить миру о воскресении Спасителя колокольным звоном.

Благовест

Самый значимый православный звон получил свое название от несения благой вести. Он созывает всех православных на начало богослужения. Производится благовест ударами в главный колокол по особому порядку:

  • три протяжных, редких;
  • равномерные.

Если на колокольне находится несколько «благовестников», звонарь выбирает их по весу. Чем серьезнее событие, тем тяжелее колокол.

Праздничный – производится в праздник Пасхи. Звонарь бьет в самый большой инструмент. Но праздничный благовест иногда разрешается и при других церковных событиях. Например, освящение престола. Для использования этого типа звона необходимо благословение настоятеля храма.

Воскресный – если имеется праздничный благовестник, то воскресным считается второй по весу.

Полиелейный – применяется для проведения специальных служб.

Будничный – благовестник используется для обозначения ежедневных православных служб.

Постный – совершает удары во время Великого поста.

Разновидности благовестников определяют виды колокольных звонов. Их применение в тот или иной день зависит от определения настоятеля.

На Руси когда-то использовался еще один звон – набат. Это единичные тревожные удары, оповещающие о бытовом скорбном событии: нашествии врагов, пожаре, наводнении или любом другом бедствии.

На Пасху позвонить в колокола можно всем желающим, как правильно это сделать

В Русской Православной Церкви издавна существует традиция на Пасху, на Светлой седмице звонить в колокола всем желающим, а не только благословленным звонарям. Для того что бы любой человек мог позвонить от всей души и без искушений, редакция обратилась за консультацией к звонарю Спасского кафедрального собора г.Пензы А.В.Царану.

Выход из Великого Поста с пользой для души и без вреда для тела

Уже почти 20 лет Аркадий Владимирович встречает на Пасху многочисленных желающих прославить Воскресшего Спасителя звоном, поэтому может рассказать об особенностях этого события.

Во-первых, обратите внимание — у храма, где вы хотите позвонить, открытая звонница или колокольня? Чаще всего, если колокола находятся в доступном месте — на звоннице, то звонить можно свободно, ограничением является только время, когда в храме идет богослужение. Однако если колокола расположены на колокольне, надо обратиться к церковнослужителю. Чаще всего туда поднимаются с сопровождающими. Иногда, назначается определенное время, чаще после утреннего богослужения или перед вечерним, когда группы желающих позвонить поднимаются на колокольню. Однако, если колокольня не высокая, система развески колоколов крепкая, лестница удобная, то доступ может быть свободен постоянно. Сейчас существуют колокольни с карильонами — автоматизированными колоколами. Туда вас, вероятно, тоже не пустят.

Во-вторых, если к звону приступает православный христианин, то перед началом нужно повернуться на восток (или к алтарю) и прочитать трижды пасхальный тропарь.

Если перед вами звонница или небольшая колокольня, тогда третий шаг.

Для того, что бы звон получился действительно «красным», то есть красивым, нужно знать некоторые особенности. Не старайтесь использовать сразу все имеющиеся колокола. Начинающий звонарь под левую руку может расположить одну-две тяги от колоколов низкого тона. Попробуйте задать ими простой ритм, ударяя то в один, то в другой колокол. Чаще всего, тяги представляют собой натянутые веревки и для извлечения звука достаточно лишь несильных ударов по ним. Правой рукой можно охватить три тяги более высоко звучащих колоколов. Определившись с ритмом звона левой рукой, можно накладывать на него звон правой рукой. Попробуйте сначала попадать между ударами левой рукой поочередно ударами правой рукой, причем иногда бывает возможно одновременно ударять в два близко расположенных колокола. В это время нужно перестать волноваться и прислушаться к мелодии, которая у вас получается. Наверняка вы поймете, что можно изменить, что бы она стала более благозвучной. Когда вы хорошо освоитесь с этим количеством колоколов, можно попробовать прибавить еще.

В-четвертых, после окончания звона, православному нужно опять обратиться к алтарю и произнести славословие с крестным знамением.

Ну и в завершении надо добавить, что звоны всех желающих прекращаются субботним вечером. Именно тогда закрываются Царские врата, открытые всю Светлую седмицу, и колокольные звоны мирянами заканчиваются. Это правило соблюдается очень строго.

Очищение

Мощность колокольного звона настолько сильна, что очищает вокруг себя пространство, насыщает его любовью и добром. Звуковые волны с колоколен распространяются в виде креста, этим объясняется мощный положительный эффект на физическое тело и духовное состояние человека. Доказано, что при помощи колокольных вибраций снижаются вирусные заболевания и приходит в норму психоэмоциональное состояние.

Для лечения и очищения души звон колоколов можно прослушивать в записи на качественных носителях и без использования наушников. Минимум один раз в году рекомендуется наслаждаться живым звучанием.

Получить позитивное влияние можно лишь при условии, что звуки не раздражают человека. Сеанс звукотерапии, даже при живом колоколе, не должен превышать 20 минут.

Разновидности колокольных звонов обладают различными способностями и целительными свойствами. Но положительное воздействие зависит от силы веры человека в Бога.

Где позвонить в колокола в Подмосковье на Пасхальной неделе

Традиция звонить в колокола на Светлой седмице – всю первую неделю после Пасхи – зародилась на Руси еще в VI–VII веках. Колокольный звон возвещал о Воскресении Христа, а на звонницу мог подняться любой желающий. Эта традиция соблюдается и сейчас, однако не все звонницы доступны для посетителей. Обозреватель РИАМО узнал, в каких храмах Московской области можно попробовать себя в роли звонаря.

Главный звонарь Лавры: о любимых колоколах и звонах для президента>>

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры

© Сергиево-Посадское Информагентство, Семен Семенов

© Сергиево-Посадское Информагентство, Семен Семенов

1 из 2

Подняться на колокольню главной подмосковной святыни – Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – можно на протяжении всей Пасхальной недели. Как отмечают в туристическом центре Лавры, группы в сопровождении звонаря поднимаются на колокольню в течении дня – с 10:30 (после завершения утренней службы) и до 17:00 (до начала вечерней службы).

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры была построена в конце 18 века, ее высота – 88 метров. Посетители увидят лаврские колокола, в том числе самый большой действующий колокол в православном мире – «Царь-колокол» весом 72 тонны. Для того, чтобы звонить в «Царя» нужно как минимум шесть человек, так как его язык весит 2 тонны.

Коты Троице-Сергиевой Лавры: Муха, Янтарик и другие питомцы монахов>>

Коломенский кремль

© РИАМО, Александр Манзюк

© РИАМО, Александр Манзюк

1 из 2

Гости древнего Коломенского кремля могут подняться на колокольню храма Богоявления в Гончарах, которая расположена на его территории. На колокольню поднимаются небольшими группами в сопровождении звонаря или гида. Присоединиться к группе можно прямо на месте либо в рамках экскурсии. В Коломне на Пасху проводят экскурсии, на которых рассказывают о местных пасхальных традициях, раскрашивают пряники и совершают подъем на колокольню.

Музей «Коломенский патефон»: от фонографа Эдисона до кассетника>>

Звенигородский кремль

Ксения Сидорова

В дни Пасхальной седмицы Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей приготовил несколько праздничных программ. 12 апреля в 12:00 в Успенском соборе кремля состоится концерт звонарей, включенный в программу Пасхального фестиваля. А для желающих попробовать себя в роли звонаря в кремле подготовили интерактивную программу «Звени, Звенигород!» На экскурсиях рассказывают об истории колокольного звона на Руси, а затем все желающие поднимаются на звонницу Успенского собора и звонят в колокола под руководством опытного звонаря. На экскурсию нужно записываться по телефонам, 8 (915) 939-55-65.

Звенигородская биостанция МГУ: подмосковный колибри и белки‑летяги>>

Николо-Угрешский монастырь

© РИАМО, Александр Кожохин

Подняться на колокольню Николо-Угрешского монастыря в подмосковном Дзержинском все желающие могут лишь в раз в год – на Пасхальной неделе. С колокольни, высота которой достигает 93 метра, открывается великолепный вид на монастырь и пойму Москвы-реки. Поднимаются туда только в сопровождении звонаря или сотрудника храма. Об экскурсии можно договориться прямо на месте, пояснили в паломническом центре монастыря.

Николо-Угрешский монастырь: святой центр Дзержинского>>

Звонницы в Зарайске

© Фотобанк МО, Анастасия Булатова

Позвонить в колокола можно и на территории Зарайского кремля, поднявшись на звонницу рядом с Иоанно-Предтеченским собором. На Пасхальной неделе все желающие могут позвонить в колокола, уведомив об этом сотрудников храма. Подняться на звонницу можно и в Ильинском храме Зарайска. Кроме того, специально к Пасхемузей-заповедник «Зарайский кремль» подготовил экскурсионный маршрут «Зарайск православный». На экскурсии расскажут о духовной истории города от принесения чудотворного образа Святителя Николая на Рязанскую землю до возрождения храмов в постсоветский период.

Прогулка по Зарайску: водонапорная башня, любимец Чехова и Барский сад>>

Александро-Невский собор в Егорьевске

© Издательство «Подмосковье», Сергей Гордеев

Подняться на колокольню собора Александра Невского в Егорьевске желающие смогут только 15 апреля, в Фомино воскресенье. Главный городской собор был построен в конце 19 века, а колокольня возведена в 1914 году. В настоящее время на колокольне 11 колоколов разных размеров, самый большой из которых весит 3,5 тонны.

Путешествие в Егорьевск: предсказания юродивого и подмосковный Биг Бен>>

Звонница в Балашихе

Храм Новомучеников и исповедников Российских, Вконтакте

Позвонить в колокола можно и в небольших храмах Подмосковья, в которых на время пасхальных торжеств устанавливают переносные звонницы. Например, в храме Новомучеников и Исповедников Российских в микрорайоне Кучино подмосковной Балашихи. Колокола на переносных звонницах небольшие, поэтому позвонить в них смогут даже малыши.

Прогулка по Балашихе дворянской: афера Долгоруковых и ботанический сад Разумовских>>

Георгиевский храм в Ивантеевке

© Ивантеевское Информагентство, Зоя Джан

Позвонить в колокола можно и в Георгиевском храме Ивантеевки. Храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца в Новоселках был построен княгиней Ириной Федоровной Шереметевой в 1730 – 1737 годах. Чтобы позвонить в колокола, желающих просят заранее договариваться с сотрудниками храма по телефону 8-496 585-19-53.

Путешественница из Ивантеевки: про туризм в СССР и свой турбизнес>>

Дни, когда в церковные колокола может позвонить любой

Колокол как символ известен давно. Его звучание всегда и толковалось, и воспринималось по-разному: в одном случае веселый перезвон колоколов возвещал о счастливых событиях в жизни людей, таких, как праздник, свадьба или победа; в другом – тревожный набат сигнализировал о грозящей опасности, нашествии врага, беде; в третьем – печальный и торжественный звон раздавался, когда кого-то отпевали и хоронили; в четвертом звук колокола лишь бесстрастно отмечал ход времени. Отсюда и символические значения победы, опасности, смерти и времени, вестником которых является колокол.

Зачастую звон колокола толкуют даже как Божественный глас, а его язык (било) – как язык проповедника, доносящий до людей слово Божие. А церковным колоколам приписывается даже сила изгонять бесов… Все так.

Но колокола – еще и просто удивительные и интересные музыкальные инструменты, часто – просто гигантские сооружения, разного размера, формы, звука, завораживающие своим звоном и приковывающие к себе внимание, особенно детское.

И как же не воспользоваться случаем, прогуляться на колокольню в светлые дни Пасхи, когда это разрешено*, самостоятельно ударить в колокол, а заодно и подумать о празднике Пасхи, вместе порадоваться, познакомиться, пообщаться, подготовить подарки! Что мы и сделали. Детский центр Свято-Екатерининского православного братства и детская художественная школа им. Андрея Рублева пригласили друзей на экскурсию по храму и на колокольню.

На эту пасхальную прогулку собралось немало детей и взрослых. Сначала рассказали гостям о Храме-на-Крови, об истории его строительства, о царской семье, увидели иконы, нашли изображения для кого-то уже знакомых святых и русских царей. Два десятилетних мальчика Антон и Тимофей рассказали о тех святых, которые им запомнились. Антон рассказал о недавно прославленном царском враче Евгении Боткине. Его удивило, что святой Евгений, зная, что идет на смерть, оставив родных детей, поехал вслед за царской семьей, исполнив свой долг до конца. Тимофей говорил о святителе Филарете Московском, о том, как он научал, просвещал людей, каким верным и смелым был человеком. Тимофею запомнился такой случай из жизни святителя: как владыка Филарет отказался освящать триумфальную арку в Москве, возведенную в честь победы России в битве с Наполеоном, поскольку на ней были изображены языческие боги. Митрополит совершил молебен на основание памятника, но когда ворота были сооружены и государь пожелал, чтобы московский архипастырь освятил их, бесстрашный святитель отказался сделать это, заявив, что «служителю Бога истинного невозможно освящать и окроплять святой водой изваяния, представляющие языческие лжебожества».

Кульминацией экскурсии стало, конечно, восхождение на храмовую колокольню и праздничный перезвон колоколов на высоте шестидесяти метров над Екатеринбургом, который оглушительно возвещал о Воскресении Христовом.

После такого радостного восхождения дети «снизошли» в художественную школу, где они смогли изготовить подарки для друзей и выпить чая.

* На Светлой Седмице (неделя после Пасхи) церковный устав позволяет звонить в колокола в не богослужебное время. Традиция открывать колокольни для всех желающих, как полагают, к XIX веку в России уже существовала. Второе рождение она получила в 1990-е годы.

Светлая неделя: почему звонят в колокола, а интим запрещается

С 3 до 9 мая 2021 года православные отмечают Светлую седмицу, Светлую неделю, или, как еще говорят, Святую неделю — уникальное время, которое надо суметь провести правильно. Первая неделя после дня Пасхи особая, и каждый ее день так и называют: Светлый понедельник, Светлый вторник, Светлая среда и так до Светлой субботы. Первое воскресенье после Пасхи имеет уже отдельные три имени: Фомино воскресенье, Антипасха или Красная горка (9 мая). Особый статус Светлой седмицы (седмица — это неделя на церковнославянском) подчеркивается тем, что отменен привычный для верующих пост по средам и пятницам, но только в еде. Запрет на интимные отношения сохраняется. В Светлую неделю не венчают, не читают покаянных молитв во время богослужения, не кладут земные поклоны, не ездят на кладбище, а умерших отпевают по особому чину (правилу). Зато часто звонят в колокола. У наших дедушек и бабушек была в ходу поговорка: «В Светлую седмицу кто не звонарь» — этим подчеркивалось, что звонить в колокола на Светлую неделю могли все — такое ликование вызывал этот праздник, длящийся всю неделю. Народ умел радоваться.

Но если Светлая седмица — время радости, к чему жесткие ограничения? Давайте разбираться.

Пасха — настолько великое событие, что его празднование длится не одну пасхальную ночь, и даже не один воскресный день, а все сорок дней. Ровно столько времени Воскресший Христос был со Своими учениками, вплоть до момента Вознесения на небо. Праздник Вознесения Господня в 2021 году отмечают 10 июня, значит Пасха, праздник Светлого Воскресения Христова длится по 9 июня — ровно сорок дней. 9 июня будет так называемое «отдание праздника Пасхи».

Но сейчас празднование Пасхи еще только начинается, и, как и все эти сорок дней, верующие приветствуют друг друга словами: «Христос Воскресе!», «Воистину Воскресе!». В доковидную эпоху, произнося приветствие, было принято троекратно поцеловаться, это называется «христОсование» (ударение на «о» во втором слоге) — причем традиция шла с апостольских времен. В 2021 году про нее стоит забыть — надеюсь, на время.

Пасха — время ликующей радости о том, что Воскреснув, победив смерть, Христос и всем нам подарил шанс на спасение, поэтому весь пасхальный период, и даже больше — до праздника Троицы (20 июня 2021 года) — принято молиться стоя, не делая земных поклонов. Смотрите, земной поклон в Церкви символизирует не только смирение, но и недостоинство падшего человека. Но раз мы на Пасху празднуем победу Христа над последствием грехопадения — над смертью, то коленопреклоненность становится неуместной. Поэтому и сами коленопреклонения отменяются вплоть до Троицы, когда верующие преклоняются уже в молитве Святому Духу.

Во время пасхального богослужения в церквях зачитывали знаменитое «Слово на Пасху святого Иоанна Златоуста», где говорилось о любви Господа к нам, людям, и звучала такая утешительная для всех нас весть: «Никто да не плачет о своих прегрешениях, ибо прощение от гроба воссияло. Никто да не убоится смерти: освободила нас Спасова смерть». Именно поэтому в дни Светлой седмицы такое необходимое для каждого человека покаяние как бы уходит в тень, христиане объяты другим чувством — льющейся через край радостью о Воскресении Спасителя, о восстановлении нас, людей, в своем достоинстве. Поэтому всю Светлую неделю вместо обычного для верующих домашнего молитвенного правила — утреннего и вечернего — молитвенного правила, где много покаянных молитв, читаются специальные Пасхальные часы (а в храмах их не просто читают, а поют!).

Вся первая пасхальная неделя, как один день Светлой Пасхи. Богослужения Светлой седмицы фактически одинаковые, включая и торжественный крестный ход, который переносится на конец Литургии. В Светлую неделю все богослужения проходят при распахнутых Царских вратах — дверях, отделяющих алтарь от основного пространства храма. Открытые Царские врата — символ того, что отныне и рай открыт для нас! А для верующих, пришедших на богослужение Светлой седмицы, это еще и возможность наблюдать, что происходит во время богослужения в алтаре.

Еще одним отличительным признаком Светлой недели становится радостный колокольный звон. Помните, как у Есенина:

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Символика тут понятная: издавна колокольный звон считался знаком Божественной победы над древними врагами рода человечества — дьяволом и смертью.

Нет на Светлой седмице и заупокойных молитв. Отпевания усопших совершаются, но и они более чем наполовину состоят из песнопений Пасхи. О смерти и о мертвых в Светлое Христово Воскресение вспоминается чаще, чем в другие праздники. Но на Пасху — это победное воспоминание о том, что Своею смертью Богочеловек Христос победил смерть как таковую, потому что Воскрес! И теперь это путь для всех нас, верующих во Христа. Праздник Пасхи — утешительное исповедание того, что дарована жизнь и «сущим во гробах». Потому умерших на Пасху и в Светлую седмицу происходит по особому чину. И на кладбище, если нет похорон, в эти дни не ходят. Смотрите, как Церковь мудро все предусмотрела! Хотим мы того или нет, но даже самые воцерковленные из нас, знающие назубок слова Символа веры «ожидаю воскресения мертвых», приходя на могилы близких, скорбят. Горечь потери оживает в нашем сердце, что естественно. Поэтому, чтобы мы не испытывали противоречия в своих чувствах: то ли скорбь, то ли радость о Воскресении Христа, чтобы не ввергать нас в фальшь в каком-либо из этих, одинаково дорогих для Церкви переживаний, Церковь и не поощряет походы на кладбище на Пасху и во время всей Светлой недели. Для поминовения усопших дан особый день — Радоница, второй вторник после дня Светлого Воскресения Христова (11 мая).

И, наконец, про пост, интимные отношения и венчания. Да, в честь радости Пасхи привычный для верующих пост по средам и пятницам отменяется. Но только в еде. И тут все логично: радость-то у нас духовная, не стоит ее смешивать с радостями телесными, для них еще будет время. Поэтому и не венчают в Светлую неделю. Венчания начинаются на Красную горку — народное название Фомина воскресенья, первого воскресенья после дня Пасхи (9 мая).

Считается, что добрые дела, помощь и пожертвования сиротам, вдовам, больным и обездоленным, совершенные во время Светлой седмицы, помогают снять грех с души. В России до революции эта традиция свято соблюдалась: всю Светлую седмицу разносили пасхальные подарки по больницам, тюрьмам, приютам, жертвовали деньги.

В Светлую пятницу, 7 мая, когда совершается празднование иконы Божией Матери «Живоносный Источник», после литургии бывает, по обычаю, малое освящение воды.

Святой IV века Григорий Богослов говорил, что «Пасха возвышается над другими праздниками, как Солнце над звездами». И Светлая неделя празднования Воскресения Христова пролетает как один миг, принадлежащий вечности, где, как сказано в Откровении Иоанна Богослова, «времени уже не будет».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]