Архипастыри
- Иерофей (Померанцев) (3/20 июля 1920 — лето 1922)
- Сщмч. Василий (Преображенский) (4 марта 1923 — 22 марта 1923 [5])
- Сщмч. Августин (Беляев) (21 сентября 1923 — 1926)
- Сщисп. Афанасий (Сахаров) (ноябрь 1926 — 15 января 1927 [5])
- Николай (Покровский) (24 апреля 1927 — 29 ноября 1928)
- Павел (Гальковский) (31 октября 1929 — 1936)
- Николай (Покровский) (декабрь 1930 — 1931) в/у, архиеп. Пермский
- Сщмч. Борис (Воскобойников) (31 марта — 1 июля 1936) в/у, еп. Кинешемский
- Хрисогон (Ивановский) (30 марта — сентябрь 1937), в/у, еп. Владимирский
- ? Иоанн (Соколов) (1939 — 1942) в/у, архиеп. Ульяновский
- Сергий (Гришин) (1942/1943 — 8 марта 1943) в/у, архиеп. Горьковский
- Иоанн (Соколов) (8 марта 1943 — 1943/1944), в/у, архиеп. Ярославский
- Онисим (Фестинатов) (1944 — 1946) в/у, еп. Владимирский
Ивановская митрополия на 7 июня 2012 года. Фото с сайта Иваново-Вознесенской епархии. |
Русская Православная Церковь
Входит в состав Ивановской митрополии
До 70-х гг. XI в. часть территории современной Ивановской области входила в состав Переяславской, затем — Ростово-Суздальской, с 1213 г. — в состав Владимиро-Суздальской епархий. С 1299 г. большая часть территории Ивановского края находилась в составе Митрополичьей (Патриаршей, а затем Синодальной) области. В 1742/44 гг. после преобразования Синодальной области из ее состава были выделены Владимирская и Костромская епархии; территория Ивановского края оказалась разделенной между ними, а часть земель до 1920 г. входила в состав Ярославской епархии.
Ивановская епархия была образована после создания в 1918 г. Иваново-Вознесенской губернии, точная дата неизвестна. Решением Священного Синода от 13 марта 2002 г. епархия получила наименование Иваново-Вознесенской.
Решением Синода от 7 июня 2012 г. (журнал № 50) из состава епархии выделены Кинешемская и Шуйская епархии. Иваново-Вознесенская епархия включена в состав Ивановской митрополии. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул Иваново-Вознесенский и Вичугский.
Епархия сегодня(по состоянию на январь 2016 года)
Благочиннические округа и благочинные
- I городской (г. Иваново) — протоиерей Сергий Арбузин
- II городской (г. Иваново) — игумен Сергий (Лагуткин)
- Ивановского района — игумен Никандр (Шамов)
- Фурмановского района — протоиерей Владимир Козлов
- Вичугского района — протоиерей Петр Косянчук
- Приволжского района — протоиерей Александр Карелин
- Монастырский — игумен Антоний (Мухин)
- Социального служения — протоиерей Сергий Гончаров
- Тюремного служения — игумен Симеон (Никишин)
Монастыри
мужские:
- Успенский 153000, г. Иваново, ул. Смирнова, 76; тел. (дежурный)настоятель — игумен Варфоломей (Коновалов)
- Воскресенский Ермолинской пустыни 155531, Ивановская область, Фурмановский район, ОС Снетиново, сел. Ермолино; сайт ermolino-monastery.ru; тел. (49323) 1-42-45 (дежурный)настоятель — игумен Варлаам (Борин)
женские:
- Введенский 153005, г. Иваново, ул. Базисная, 23настоятельница — игумения Мария (Перепеча)
- Никольский 155550, Ивановская область, г. Приволжск, пер. 2-й Овражный, 1а; тел./факс: (49339) 3-20-99 (бухгалтерия), 3-19-72 (настоятельница)настоятельница — игумения Анатолия (Баршай)
Количество приходов — 60.
Количество клириков — 137, в том числе:
- пресвитеров — 113
- диаконов — 24
Монашествующих — 167, в том числе:
- в пресвитерском сане — 21
- в диаконском сане — 9
Учебные учреждения
высшие духовно-образовательные учреждения:
- Свято-Алексеевская Иваново-Вознесенская православная духовная семинария 153042, г. Иваново, ул. Марии Рябининой, 29/34; тел. (4932) 49-62-70 (дежурный); факсректор — игумен Герман (Дворцов)
средние учебные заведения:
- православная средняя школа-интернат Феодоровской иконы Божией Матери 153005, г. Иваново, ул. Павлова, 15/26; тел. (4932) 37-59-24 директор — Алябьев Алексей Михайлович
- православная женская гимназия при Свято-Никольском женском монастыре 155550, Ивановская область, г. Приволжск, пер. 2-й Овражный, 5директор — монахиня Антония (Баршай)
Также в епархии действует 32 воскресные школы.
Епархиальные СМИ
- официальный сайт Иваново-Вознесенской епархии
- Медиа-центр Ивановской митрополии
- ТВ-студия Иваново-Вознесенской епархии
- епархиальный фотоархив
Образовательные учреждения
Высшие духовные школы
- Свято-Алексеевская Иваново-Вознесенская православная духовная семинария;
- Ивановский Православный Богословский Институт св. апостола Иоанна Богослова.
Общеобразовательные школы
- Православная средняя школа-интернат Феодоровской иконы Божией Матери;
- Православная средняя школа во имя святого князя Александра Невского;
- Школа-интернат при Свято-Николо-Шартомском монастыре;
- Православная гимназия для девочек при Свято-Николо-Шартомском монастыре
- Православная женская гимназия-пансион в честь Святой Великой княгини Российской Ольги при Свято-Успенском Дуниловском женском монастыре;
- Православная женская гимназия при Свято-Никольском женском монастыре.
Все епархиальные учебные заведения объединены в составе Учебного комитета Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии.
Затеявший скандал в Иваново-Вознесенской епархии священник положил глаз на прибыльный банный бизнес
8 февраля 2021 года на ивановском сайте «Слухи и факты» опубликована статья Алексея Машкевича «Приглашал к себе в дом и заставлял выполнять его сексуальные похоти». В ней говорится о том, что «в ивановском СУСКе работает специальная следственная бригада из Главного управления (город Москва) под руководством следователя Кирилла Кузнецова», расследующая, якобы, «дело о педофилии, в котором, в том числе, замешаны ивановские священнослужители – вплоть до епархиальных чинов».
События, которые по версии сайта «Слухи и факты» имели место быть, произошли более 10 лет назад. Почему именно сегодня к ним обратились вновь? Можно считать, что начало работы следственной группы, и разворачивающаяся вокруг нее информационная компания являются попыткой давления на Иваново-Вознесенскую епархию в вопросе деятельности бывшего настоятеля одного из крупнейших храмов города Иваново — областного центра Ивановской области.
По нашим данным почти полгода назад этот священник обратился к руководству епархии с просьбой об освобождении его от должности настоятеля в Иваново и назначении настоятелем конкретного старинного храма города Плес. Священник мотивировал это тем, что устал от городской жизни и хочет служить в тихом городе.
Когда его просьба была удовлетворена, он, совершенно неожиданно, отказался подписать указ епархиального архиерея о своем назначении и к своим обязанностям не приступил.
В ходе разбирательства об обстоятельствах данного дела, выяснилось, что указанный священник совсем неслучайно стремился стать настоятелем конкретного старинного храма в Плесе. Оказалось, что его родственниками на участке, который примыкает к этому храму и, судя по всему, является частью древней монастырской территории, устроено частное предприятие «Плесский банный дом».
Участок, на котором размещен банный дом, принадлежит отцу священника, очень известному человеку. А руководит этим банным комплексом дочь того самого священника.
В банном комплексе проводятся так называемые «мальчишники» и «девишники», имеется кальянная карта 18+, посетителям предлагается пиво, комплекс работает и в ночное время (по договоренности), он рекламируется фотографиями крайне сомнительного содержания.
Когда все это выяснилось, руководству епархии стало очевидно следующее. Священник, о котором идет речь, не может быть настоятелем храма, к которому примыкает принадлежащий его родственникам банный комплекс с деятельностью, которую можно считать крайне сомнительной.
Не так давно состоялась встреча руководства епархии с этим бывшим настоятелем крупного ивановского храма.
Несмотря на то, что священник отказался в свое время подписать указ об его назначении настоятелем храма в Плесе, он заявил, что по-прежнему хочет там настоятельствовать. Священнику было разъяснено, что в связи с открывшимся владением его родственниками банным комплексом с сомнительной деятельностью, примыкающим к храму, его настоятельство в данном храме теперь канонически невозможно. Священнику было предложено выбрать себе другой храм, где нет настоятеля.
В ходе встречи, по словам ее участников, священник стал шантажировать руководство епархии передачей в следственные органы материалов о дисциплинарном деле, которое более 10 назад имело место в одном из женских монастырей.
Так как руководство епархии отказалось удовлетворить требования священника, теперь, как можно предполагать, его угроза реализована.
Что же произошло тогда, более 10 лет назад?
Упоминаемая в публикации «Слухов и фактов» девушка к руководству епархии не обращалась. Тем не менее, действительно в конфиденциальном порядке рассматривалось обвинение в блудном сожительстве в адрес священнослужителя женского монастыря.
Оснований полагать, что им совершались какие-либо уголовные преступления у руководства епархии не было. О педофилии речь не шла.
Окончательно обвинения в блудных грехах священнослужителя женского монастыря доказаны не были. Тем не менее, во избежание соблазна, он был запрещен на длительный срок в священнослужении и направлен в церковную ссылку в одну из самых отдаленных епархий Русской Православной Церкви.
Руководительницы монастыря, допустившие нестроения в обители, были тогда же сняты со своих должностей и направлены в отдаленные женские монастыри без права занимать руководящие должности.
В настоящее время никаких обращений в церковные структуры по этому вопросу со стороны Следственного комитета не было.
ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ
Образование Иваново-Вознесенской епархии, по-видимому, стало следствием создания 14 янв. 1929 г. Ивановской промышленной обл., в состав к-рой вошли Иваново-Вознесенская, Владимирская, Костромская и Ярославская губернии. Немногим ранее, 27 дек. 1928 г., было издано определение Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и Временного Патриаршего Синода об учреждении в Патриаршей Церкви церковных округов в соответствии с новым административно-территориальным делением страны на области и округа и о предоставлении особых полномочий архиереям главных городов церковных округов (ЖМП, 1931-1935. С. 218). 31 марта (или 13 нояб.) 1929 г. Иваново-Вознесенским епископом был назначен бывш. Егорьевский еп. сщмч. Павел (Гальковский), вскоре возведенный в сан архиепископа. Определением Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и Временного Свящ. Синода 19 нояб. 1930 г. архиеп. Павел был введен в малое собрание Патриаршего Синода (Арх. ЦНЦ ПЭ. Ф. 3. Оп. 2. Д. 6. Л. 9).
27 апр. 1934 г. Заместителю Патриаршего Местоблюстителя Сергию был присвоен титул «Блаженнейший митрополит Московский и Коломенский». Это событие вызвало широкий отклик правосл. духовенства страны, присылавшего Первосвятителю поздравительные телеграммы. В мае-июне 1934 г. Иваново-Вознесенский архиеп. Павел и епархиальное духовенство отправили митр. Сергию поздравительные адреса. По этим документам можно приблизительно установить территорию епархии и численность клира в это время. В сер. 1934 г. в Ивановской епархии насчитывался по меньшей мере 21 благочиннический округ, в частности 7 шуйских, 5 тейковских, Ивановский, Лежневский, 5 середских и Родниковский, отдельное благочиние составляли городские храмы Иванова. Отсутствие в Ивановской епархии Кинешемского благочиния объясняется тем, что сев. часть Ивановской промышленной обл. до 1936 г. входила в состав Кинешемского викариатства Костромской епархии. Под поздравительными посланиями митр. Сергию поставили подписи 92 священника и 8 диаконов (Там же. Д. 10. Л. 30-33, 63-71). В Иванове при Благовещенской ц. существовала единоверческая община, настоятелем которой был прот. Николай Чесноков. Из рапорта архиеп. Павла (Гальковского) митр. Сергию (Страгородскому) от 26 мая 1934 г. известно, что Благовещенский храм являлся в то время кафедральным собором Иванова (Там же. Л. 30). Вероятно, собор оставался кафедральным до закрытия 24 янв. 1940 г. В здании собора планировалось разместить клуб «национальных меньшинств», однако, «учитывая крайне недостаточную сеть мастерских по бытовому обслуживанию населения города», горисполком передал Благовещенскую ц. промысловой артели «Объединенный труд». В 1942 г. община верующих безрезультатно обращалась в облисполком с просьбой об открытии храма. По нек-рым сведениям, во время Великой Отечественной войны кафедральным собором Ивановской епархии недолго была Воскресенская ц. в с. Ермолине Фурмановского р-на, ближайшая к Иванову, в котором все храмы тогда были закрыты (Зосима (Шевчук). 1999. С. 36). 11 марта 1936 г. Ивановская промышленная обл. была упразднена, на ее территории была образована Ивановская обл. (включала 3 уезда бывш. Владимирской губ. и 7 уездов бывш. Костромской губ.). Территория Ивановской епархии, по-видимому, совпадала с территорией новообразованной Ивановской обл.
Вознесенская ц. в Кинешме. 1779 г. Фотография. 2008 г. Вознесенская ц. в Кинешме. 1779 г. Фотография. 2008 г.
В кон. 20-х — нач. 30-х гг. ХХ в. в Иваново-Вознесенской губ., впосл. Ивановской обл., активно действовали обновленцы. 17 окт. 1928 г. в Покровском соборе Иваново-Вознесенска прошел 1-й епархиальный обновленческий съезд. 3 июля 1929 г. пленум епархиальных управлений, в котором участвовали представители обновленческих Владимирской, Костромской и Ярославской епархий, принял решение об образовании Иваново-Вознесенской митрополитанской обл. Постановлением обл. Ивановского митрополитанского собрания 4 окт. 1929 г. митрополитом области был избран Иоанн (Миртов).
В кон. 20-х гг. ХХ в. в городах Иваново-Вознесенской губ. началась массовая ликвидация храмов. В 1929-1930 гг. были закрыты: Крестовоздвиженская ц. в Иваново-Вознесенске, Спасская в Шуе, Успенский собор и Вознесенская ц. в Кинешме (в здании последней в кон. 30-х гг. ХХ в. разместился музей), Воскресенская ц. в г. Вичуга и мн. др. Вскоре после закрытия храмов началось их массовое разрушение. В Иваново-Вознесенске, в советское время прославлявшемся как «родина первых советов», разрушения были особенно значительными. В 1930 г. была снесена Вознесенская ц., бывш. приходский храм Вознесенского посада, из слияния к-рого с с. Ивановым в 1871 г. возник г. Иваново-Вознесенск (на месте церкви выстроили фабрику-кухню «Нарпит»). В 1931 г. был разрушен ансамбль на Покровской горе, состоявший из Покровского и Троицкого соборов. На этом месте в 1939 г. был построен театр, 3-й по величине в СССР (ныне Дворец искусств). В 1932 г. был разрушен ансамбль на пл. Революции из Крестовоздвиженского и Христорождественского храмов и Феодоровской часовни, определявший облик исторического центра города. На этом месте предполагалось возведение исполинского здания Дома советов, но к 1941 г. успели выстроить лишь юж. корпус, здание осталось недостроенным. 1 мая 1930 г. на пл. Ленина в центре Шуи была взорвана Спасская ц. (в 1961 на ее территории установили памятник Ленину). Также были уничтожены Казанский собор в Плёсе (на его месте неск. десятилетий находилась танцплощадка), Тихвинская ц. в с. Холуй (позднее здесь возвели здание Холуйского художественного уч-ща), Воскресенская ц. на пл. Революции в Кинешме, Покровско-Тихоновский храм на Святыньке (близ Тихонова Лухского в честь Воздвижения Креста Господня мужского монастыря), стоявший на месте кельи прп. Тихона Лухского, и др. Во 2-й пол. 30-х гг. ХХ в. продолжилось закрытие храмов в городах и началась массовая ликвидация сельских церквей. В 1937 г. были закрыты Ильинская ц. в г. Родники и Воскресенский собор в Шуе (тогда исчезла хранившаяся в соборе главная святыня Шуйского края — чудотворная Шуйская Смоленская икона Божией Матери), в дек. следующего года прекратились богослужения в храме в честь Смоленской иконы Божией Матери в г. Южа, в 1939 г.- в Никольском соборе в Приволжске, в 1940 г.- в Преображенской ц. в Иванове, после чего в обл. центре не осталось ни одного действующего храма. В 1939-1941 гг. были ликвидированы церкви в селах Пеньки, Никола-Эз (Кинешемский р-н), Стрелка, Семигорье, Углец (Вичугский р-н), Плосково, пос. Писцово (Комсомольский р-н), селах Зарайское (Пучежский р-н), Георгиевское (Пестяковский р-н), Парское, Сосновец (Родниковский р-н), Орехово (Сокольский р-н), Кибергино (Тейковский р-н), Красноармейское (Шуйский р-н), Соболево, Нежитино (Юрьевецкий р-н) (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 323. Л. 85-98). В апр. 1941 г. закрыли Никольскую ц.- последний храм в Шуе. К 1941 г. ни одного действующего храма не осталось в районных центрах: Середе (Фурманове), Юже, Родниках, Лухе, Лежневе и др. К этому времени не совершались богослужения в главных храмах Кинешмы — в Троицком и Успенском соборах. Троицкий летний храм в Кинешме, 15 сент. 1936 г. по постановлению райисполкома переданный обновленцам, был закрыт 5 февр. 1938 г. В Успенском зимнем храме богослужения прекратились 1 нояб. 1940 г., храм был закрыт по решению облисполкома от 24 янв. 1941 г.
Вид на Крестовоздвиженскую ц. (1781-1795) с колокольней (1852) в Иваново-Вознесенске. Фотография. Нач. XX в.
Вид на Крестовоздвиженскую ц. (1781-1795) с колокольней (1852) в Иваново-Вознесенске. Фотография. Нач. XX в.
В 1936-1938 гг. в Ивановской обл. прошла новая волна террора, в т. ч. направленного против Церкви. 8 марта 1936 г. был арестован митр. Павел (Гальковский), обвиненный в том, что он «возглавлял контрреволюционную группу реакционного духовенства и церковников», 21 июня архиерей был приговорен к ссылке в Казахстан. Сменивший митр. Павла на Ивановской кафедре еп. сщмч. Борис (Воскобойников) был арестован 23 апр. 1937 г., помещен во внутреннюю тюрьму НКВД в Ивановской обл., 9 авг. приговорен к 5 годам ссылки в Казахстан. В 1937-1938 гг. жертвами террора в Ивановской обл. стали десятки священников, в т. ч. священномученики протоиереи Иоанн Доброхотов, Феодор Лебедев, Николай Бухарин, Петр Лебедев, иереи Евфимий Тихонравов, Иоанн Коржавин, Петр Зяблицкий, Иоанн Успенский, Константин Разумов и др. В 1939 г. в одной из тюрем Иванова скончалась бывш. настоятельница Воскресенско-Феодоровского монастыря (см. Сергеевский в честь Феодоровской иконы Божией Матери монастырь) прмц. Арсения (Добронравова). В 1938 г. в обстановке жестоких антицерковных гонений Ивановский еп. Алексий (Сергеев) отделился от Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и провозгласил себя «автокефальным епископом Ивановской области». В 1939 г. еп. Алексий был запрещен в священнослужении и предан архиерейскому суду, в декабре следующего года принес покаяние и был назначен на Тульскую и Одоевскую кафедру. Террор обрушился и на обновленцев. 17 марта 1936 г. в Иванове был арестован обновленческий «Ивановский митрополит» Александр Боярский, расстрелян 9 сент. 1937 г. В 1937 г. власти сфабриковали дело о «контрреволюционной группе» обновленческих архиереев и священников во главе с «архиепископом» Ивановской митрополии Александром Авдентовым, было арестовано 17 чел., в следующем году были расстреляны «епископ» Серафим Андриевский, прот. Михаил Тархов, прот. Александр Никитин, свящ. Петр Щукин.
Воскресенская ц. в Шуе. 1792-1799 гг. Фотография. 90-е гг. XIX в.
Воскресенская ц. в Шуе. 1792-1799 гг. Фотография. 90-е гг. XIX в.
Во время Великой Отечественной войны верующие Ивановской епархии обращались к властям с просьбами о возвращении храмов. По указанию Председателя Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинина в 1943 г. в Ивановской обл. разрешалось открыть 2 храма. 17 нояб. 1944 г. было получено разрешение Совета по делам Русской Православной Церкви на открытие Преображенской ц. в Иванове, храм был передан 7 янв. 1945 г., богослужение в нем возобновилось не сразу из-за крайне запущенного состояния здания. В течение 45 последующих лет Преображенский храм, с 1946 г. являющийся кафедральным собором епархии, оставался единственной действующей церковью в Иванове. В янв. 1946 г. возобновилось богослужение в Никольской ц. в Шуе, до 1991 г. остававшейся единственным действующим храмом в городе. Решением Совета по делам РПЦ от 17 сент. 1946 г. были открыты Троицкий и Успенский соборы в Кинешме. В 1943-1944 гг. обновленческие приходы в Ивановской обл. перешли в юрисдикцию Патриаршей Церкви. В 1944-1948 гг. в Ивановской обл. было открыто 40 церквей (в 1944 — 8, в 1945 — 18, в 1946 — 9, в 1947 — 4, в 1948 — 1). К 1 янв. 1950 г. в епархии действовали 57 храмов, из них всего 4 в городах. В клире епархии состояли 66 священников и 14 диаконов (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 633. Л. 2-3, 62).
В определении от 8 марта 1943 г. Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) Ивановская епархия называлась «вдовствующей» (Галкин. 2008. С. 92). Горьковский и Арзамасский архиеп. Сергий (Гришин), которому ранее было поручено временное управление Ивановской епархией (вероятно, в 1942, когда архиеп. Сергий вступил на Горьковскую кафедру), был направлен в освобожденную от нем. войск Харьковскую епархию. В связи с этим приходы Ивановской епархии 8 марта 1943 г. были переданы во временное управление Ярославскому и Ростовскому архиеп. Иоанну (Соколову), с 24 апр. 1946 г. храмы Ивановской епархии находились в ведении Владимирского и Суздальского еп. Онисима (Фестинатова).
Решением Свящ. Синода от 20 июня 1946 г. Ивановская обл., «входящая в состав Владимирской епархии», была выделена в самостоятельную Ивановскую и Шуйскую епархию (Арх. ЦНЦ ПЭ. Ф. 3. Оп. 1. Д. 15. Л. 18), во главе к-рой был поставлен еп. Кирилл (Поспелов). 27 янв. 1947 г. на Ивановскую кафедру был назначен еп. Пензенский и Саранский Михаил (Постников), еп. Кирилл перемещен в Пензенскую епархию. 19 июня 1947 г. был издан указ Свящ. Синода о назначении на Ивановскую кафедру Черниговского и Нежинского еп. Паисия (Образцова). 25 июня того же года бывш. Ивановский и Кинешемский еп. Михаил (Постников) был арестован в Иванове, обвинен в том, что он «восстанавливал духовенство и верующих граждан враждебно по отношению к советской власти». Особое совещание при МГБ СССР приговорило архиерея к 5 годам заключения, к-рое он отбывал в тюрьме во Владимире. Вместе с еп. Михаилом были арестованы настоятель Преображенского кафедрального собора и др. священнослужители (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 179. Л. 11). 3 июня 1948 г. на Ивановскую кафедру был назначен Кишинёвский и Молдавский еп. Венедикт (Поляков). Еп. Венедикт безуспешно добивался открытия Введенской ц. в Иванове и храмов в Шуе, Родниках и Приволжске (Там же. Д. 323. Л. 107-108).
Собор во имя Св. Троицы в Кинешме. 1838 г. Фотография. 2001 г.
Собор во имя Св. Троицы в Кинешме. 1838 г. Фотография. 2001 г. Следующим Ивановским архиереем стал еп. Роман (Танг), занимавший кафедру с 23 июля 1956 по 9 дек. 1958 г. Сменивший его архиеп. Иларион (Прохоров) принял управление епархией в трудное для Церкви время, когда начался новый этап гонений на нее со стороны гос-ва (см. ст. Хрущёв Н. С.). В 1961-1964 гг. в Ивановской обл. было закрыто 12 храмов (в 1961 — 7, в 1962 — 2, в 1963 — 2, в 1964 — 1), из наиболее значимых — Троицкий собор в Кинешме, изъятый у верующих решением облисполкома 23 янв. 1964 г. и переданный Кинешемскому краеведческому музею (впосл. там разместилась картинная галерея). К 1 янв. 1965 г. общее количество храмов в епархии сократилось до 44 и сохранялось почти неизменным до 1988 г. (в 1988 в епархии насчитывалось 45 храмов). В клире епархии к 1 янв. 1967 г. состояли 85 священнослужителей (Там же. Оп. 6. Д. 24. Л. 71). В 50-70-х гг. ХХ в. в Ивановской обл. продолжалось разрушение уже закрытых церквей. В 1-й пол. 50-х гг. в связи с подъемом уровня Волги из-за строительства Горьковской гидроэлектростанции под воду ушла часть Юрьевца, при подготовке к затоплению здесь снесли Благовещенскую ц. В 1957 г. в Родниках был разрушен Ильинский храм, стоявший в центре города, на Красной пл. (в 1968 на его месте построили кинотеатр «Родник» и памятник Ленину). Во 2-й пол. 60-х гг. на пл. Революции в Кинешме снесли Крестовоздвиженскую ц. (на ее месте построен универмаг «Юбилейный»). 30 дек. 1976 г. в Иванове была взорвана Скорбященская ц. (на ее месте предполагалось строительство спорткомплекса).
Неоднозначной была деятельность митр. Антония (Кротевича), управлявшего Ивановской епархией в 1964-1966 гг. По его инициативе городским властям Иванова было передано здание ЕУ с домовым храмом. Митр. Антоний отдал распоряжение сжечь епархиальный архив и б-ку, часть книг последней (ок. 600 томов) была передана в б-ки Иванова. Правящий архиерей провел ряд перемещений священнослужителей, многие были отправлены за штат и запрещены в священнослужении, в 1964 г. митр. Антоний упразднил должность благочинных с целью усиления личного контроля над духовенством. Но в то же время архиерей принял значительные меры к укреплению церковной дисциплины. 18 февр. 1966 г. в епархию прибыл новый еп. Поликарп (Приймак), менее инициативный, чем его предшественник. Мягкий в общении с духовенством и мирянами, он допустил ослабление церковной дисциплины. 30 июля 1968 г. еп. Поликарпа сменил на Ивановской кафедре архиеп. Феодосий (Погорский). В отличие от своих непосредственных предшественников он часто посещал приходы епархии. При нем возобновилась деятельность благочинных, значительные средства были направлены на ремонтно-реставрационные работы: в 1968 г. были отремонтированы 17 храмов, в 1969 г.- 29, в 1970 г.- 18 храмов. К 1 янв. 1971 г. в клире Ивановской епархии состояли 57 священников, 10 диаконов и 21 псаломщик (Там же. Д. 304. Л. 106). К 1 янв. 1976 г. число клириков уменьшилось и составило 54 священника, 6 диаконов и 16 псаломщиков (Там же. Д. 882. Л. 93). К 1 янв. 1988 г. в клире епархии состояли 61 священник, 20 диаконов и 9 псаломщиков (Там же. Д. 3795. Л. 48). В 50-70-х гг. большим почитанием верующих пользовался архим. преподобноисп. Леонтий (Стасевич), с 1955 г. являвшийся настоятелем Михаило-Архангельской ц. в с. Михайловском (Фурмановский р-н). В храм к архим. Леонтию приезжали не только из Ивановской, но и из соседних епархий.