№29 (686) / 30 июля ‘12
Епархия
Епископ Якутский и Ленский Роман
Дата рождения: 11 октября 1968 г. Дата хиротонии: 19 июня 2011 г. Дата пострига: 20 марта 1992 г.
- С юности посвятил себя церковному служению.
- В период обучения в Ставропольской Духовной семинарии был пострижен в монашество (20 марта 1992 г.) и рукоположен в священный сан (9 августа 1992 г.).
- По окончании Московской Духовной академии в 1999 г. вернулся в Ставрополь, где нес послушание инспектора, а затем проректора духовной семинарии.
- Стал инициатором большой социальной и образовательной работы, которую проводят студенты семинарии в городе Ставрополе и близлежащих населенных пунктах. В частности, при его участии была разработана авторская программа курса основ православной культуры.
- В 2005 г. назначен настоятелем кафедрального собора Святого Апостола Андрея Первозванного. Неоднократно совершал пастырские поездки в Чеченскую Республику и Республику Ингушетия. По инициативе отца Романа в Институте дружбы народов Кавказа был создан первый в Ставропольском крае домовый вузовский храм во имя Святой Мученицы Татианы.
- 7 апреля 2006 года за Божественной литургией в ставропольском Андреевском соборе епископом Ставропольским и Владикавказским Феофаном (Ашурковым) возведен в сан архимандрита.
- 6 октября 2008 г. Священный Синод Русской Православной Церкви постановил рукоположить архимандрита Романа во епископа Михайловского, викария Ставропольской епархии (журнал № 82).
- 25 декабря 2009 г. Священный Синод по согласованию с Предстоятелем Грузинской Православной Церкви постановил направить архимандрита Романа, клирика Московской епархии, в Тбилиси для пастырского служения среди русскоязычных верующих с поручением в необходимых случаях также представлять позицию Русской Православной Церкви (журнал № 106).
- Определением Священного Синода от 30 мая 2011 г. (журнал № 42) избран епископом Якутским и Ленским.
- 17 июня 2011 г. наречен во епископа Якутского и Ленского.
- 19 июня 2011 г., в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, за Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Романа (Лукина) во епископа Якутского и Ленского.
Образование:
- 1993 г. — Ставропольская Духовная семинария;
- 1999 г. — Московская Духовная академия.
Краткая справка
- Дата создания: 23 февраля 1993 г.
Епархия образована решением Священного Синода от 23 февраля 1993 года (журнал № 19). Объединяет 67 приходов Русской Православной Церкви Республики Саха (Якутия).
- Адрес Епархиального управления: 677018, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кирова, 8.
- Телефон:.
- Факс:.
- E-mail:
Монастыри
- Свято-Покровский женский монастырь: 67700, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Ушакова, 14; тел..
Социальные учреждения
- Социальная трапезная при храме Покрова Пресвятой Богородицы: г. Покровск, ул. Шавкунова, 13.
Учебные заведения
- Якутская Духовная семинария: 677000, г. Якутск, ул. Чернышевского, 52; тел. (4112) 40-39-94; e-mail:
- Классическая гимназия им. Свт. Иннокентия Московского: 677000, г. Якутск, ул. Чернышевского, 52; тел.;
- Православная гимназия во имя Св. Иннокентия, Митрополита Московского: 678170, г. Мирный, Ленинградский пр., 17; тел..
Епархиальные СМИ
- официальный сайт Якутской и Ленской епархии «Якутия православная»;
- молодежная православная газета «Логос»;
- «Беседы о вечном», телепередача (еженедельно, по вторникам на канале «Вести 24» ГТРК «Саха»).
Из истории епархии
Первые отряды промышленника Пантелея Пянды, казаков Василия Бугора, Антона Добрынского, Мартына Васильева, Ивана Галкина и других побывали на Лене уже в 20-х годах XVII века. Однако датой вхождения Якутии в состав России принято считать 1632 год, когда енисейский казачий сотник Петр Бекетов основал на правом берегу реки Лены острог.
Конечно, всякое случалось в совместной нашей истории – и кровавые стычки, и обман, и вероломство. Но именно потому, что были казаки-первопроходцы православными и не представляли жизни своей без Бога, именно потому, что монахи и священники напоминали своим чадам о милости и любви, присоединение территорий и народов, их населяющих, происходило большей частью мирно, а самое главное, в мире протекала долгая совместная жизнь.
Первый архиерей возрожденной в наши дни Якутской епархии архиепископ Герман (Моралин) писал: «Я думаю, совершенно неверно оценивать Православие как часть колониальной политики царизма. Важно понять, что христианское просвещение было естественным желанием православного царя, деятелей Церкви, многих (конечно, отнюдь не всех) чиновников, промышленников, купцов, всей душой верующих в Бога, – желанием, чтобы народы, которые входили в государство Российское, не пропали во тьме идолопоклонства, чтобы они приобщились к христианской вере… Освоение якутских земель и духовное просвещение народов, их населяющих, шло нераздельно. Это были как бы две параллели».
Царское правительство в XVII – начале XVIII века не ставило задачи распространения христианства среди населения Якутии – просто люди русские не могли жить без Бога и Его служителей. Именно поэтому, когда в 1638 г. царское правительство учредило в Якутском остроге самостоятельное воеводство, было решено послать туда священников. В церковно-административном отношении воеводство было приписано к учрежденной в 1620 г. Тобольской епархии, в состав которой входила вся Сибирь.
В 1641 г., вместе с первыми якутскими воеводами – стольниками П.П.Головиным и М.Б.Глебовым, в Ленский острог прибыли два иеромонаха, два женатых священника и соборный диакон.
Летом 1643 г. воевода П.П.Головин построил новый Якутский острог, который сразу же приобрел значение административного и церковного центра в уезде. Здесь же были воздвигнуты и первые храмы – в честь Святой Троицы и во имя Преподобного Михаила Малеина.
Важным церковным событием стало строительство в 1663 г. (1664 г.) в Якутске Спасского мужского монастыря – первого на северо-востоке азиатской территории Русского государства (сегодня на его месте находится Якутский государственный музей истории и культуры народов Севера имени Е.Ярославского). Монастырь на многие годы стал основным очагом духовной, культурной и хозяйственной жизни в Восточной Сибири. Оживление миссионерской деятельности в Сибири начинается с назначением на митрополичью кафедру в Тобольске митрополита Филофея (Лещинского, 1702–1711; 1715–1721). Однако значительная отдаленность Якутского уезда от Тобольска, а главное, суровый климат очень затрудняли миссионерскую работу. Поэтому в 1725 г. Святейший Синод принял решение об открытии при Тобольской епархии Иркутского викариатства, в состав которого с 1731 г. вошли якутские церкви.
Теперь процесс христианизации местных народов пошел быстрее, тем более что Иркутские святители стали посещать якутскую паству.
Православные священники не только создают школы, способствуют распространению грамотности, занимаются просвещением, но и предпринимают попытки создания якутского алфавита и перевода духовной литературы на язык, не имевший письменности. В 1812 г. в Иркутске была издана первая религиозная книга на якутском языке «Молитвы. Символ веры и заповеди Божии: начатки вероучения».
27 августа 1852 г., по определению Святейшего Синода, Якутская область отошла к Камчатской епархии, возглавлял которую известный просветитель народов Аляски, Америки и Камчатки – архиепископ Иннокентий (Вениаминов). С его именем связан качественно новый подход к христианизации народов Якутии. Владыка перенес свою Архиерейскую кафедру в г. Якутск. В сентябре 1853 г. он поселился в Спасском монастыре и стал его настоятелем.
На новом месте святитель созидает новые храмы, открывает и благоустраивает приходы, занимается призрением сирот, создает церковно-приходские школы.
Святитель Иннокентий создал и возглавил комитет по переводу священных и богослужебных книг на языки народов Якутии.
19 июля 1859 г. в Троицком кафедральном соборе впервые состоялась Божественная литургия на якутском языке. Евангелие на якутском языке читал сам святитель Иннокентий.
Святитель понимал, что для удобства миссионерского дела Якутия должна быть самостоятельной епархией. В ответ на его многократные прошения в конце 1869 г. был издан царский указ об учреждении Якутско-Вилюйской епархии. 29 марта 1870 г. в г. Якутске состоялось ее торжественное открытие. Первым епископом стал Владыка Дионисий (Хитров).
Преосвященный Дионисий 43 года, с 1841 по 1883 прослужил Богу и людям на якутской земле. Он исходил всю ее вдоль и поперек своими ногами, объездил на собаках, оленях, лошадях; в утлых лодках пускался в плавание по рекам и Ледовитому океану, каждый год совершая путь до 10 тысяч верст.
Роль православного духовенства в развитии культуры, образовании, просвещении народов Якутии просто неоценимы. Священники многие годы оставались самыми образованными людьми в улусах. Некоторые из них были врачами, учеными, занимались лингвистикой, этнографией, вели естественнонаучные наблюдения, участвовали в научных экспедициях.
Деятельность Православной Церкви имела решающее значение в создании системы народного образования в крае. К концу XIX в. в церковно-приходских школах получала образование будущая элита якутского народа.
Трудно переоценить роль православного священства в деле создания якутского литературного языка. По существу, якутская литература (как и русская) стала побочным продуктом христианской проповеди. Так же, как и славяне, народы Якутии не имели грамматики; как и в России, в Якутии письменность была создана ради того, чтобы донести до людей слово Божие на их родном языке. Благодаря появлению якутского письма и распространению его через систему церковно-приходских школ был сохранен древний якутский эпос «Олонхо», фольклорные, исторические, этнографические сведения. Была заложена основа для появления национальной литературы.
Православие стало тем духовным фундаментом, на котором выстраивалась совместная жизнь разных народов, населяющих Якутию.
После Октябрьской революции в результате широкой атеистической работы в республике было разрушено практически все, что с таким трудом насадили православные миссионеры и священники. Все храмы и духовные учебные заведения были ликвидированы. В 1939 г. в Якутске закрыли последний православный храм на северо-востоке России – Николаевскую церковь.
Но никогда в Якутии не было такого большого количества священников и архиереев, как в годы репрессий. Сюда ссылали за веру исповедников Христовых, ни числа, ни имен которых мы сегодня не знаем в полноте. Республика стала голгофой для сотен священнослужителей и мирян-исповедников. Как говорил епископ Якутский и Ленский Зосима, «Колыма – антиминс России: здесь вся земля пропитана кровью новомучеников».
Началом возрождения Православия в республике следует считать 1983 г., когда благодаря усилиям верующих г. Якутска Совет по делам религии при Совете Министров СССР принял решение о регистрации прихода в г. Якутске. Им стал первый молитвенный дом во имя Святителя Николая Чудотворца. Затем появились молитвенные дома в городах Олекминске и Нерюнгри.
Решением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Синода Русской Православной Церкви от 23 февраля 1993 г. Якутско-Вилюйская епархия была восстановлена, и ее первым епископом стал Преосвященный Герман (Моралин).
Градо-якутский Никольский храм
Никольская церковь, деревянное здание которой было выстроено еще в 1718 г., считается в городе одной из старейших. Место, где она была расположена, указать можно только приблизительно. Со временем деревянное здание храма, вероятно, пришло в ветхость или сгорело. В полутора верстах к западу от города за озером, бывшем некогда протокой Лены, обозначался православный храм, что примерно соответствует современному местоположению Свято-Никольского собора.
Предложение о сооружении на том месте нового храма, предназначенного исключительно для совершения погребальных обрядов, было поднято купцом 2-й гильдии Иваном Яковлевичем Шиловым и поддержано горожанами, собравшими необходимую сумму путем пожертвований.
В 30-е годы ХХ в. с колокольни церкви были сброшены колокола. По счастливой случайности, уцелели все помещения церкви и их первоначальный вид сохранился почти без изменения. После переезда в начале 1990-х годов размещавшегося в храме республиканского библиотечного коллектора храм был передан в ведение вновь учрежденной Якутской епархии.
Благодаря настойчивости и стараниям тогдашнего епископа Якутского и Ленского Германа 8 октября 1995 г. состоялось открытие и оснащение восстановленного градо-якутского Свято-Никольского кафедрального собора.
Храм с берега Индигирки
Известный исследователь деревянного зодчества Руси академик А.В. Ополовников так писал об этой церкви: «Прекрасная, чистая и незамутненная чуждыми влияниями архитектура зашиверской церкви – само олицетворение эстетических идеалов древнерусского деревянного зодчества. Даже утраты – отсутствие галереи и крыльца не снижают художественного образа церкви и ее качеств как классического произведения большого и высокого искусства».
Интересна судьба этой церкви. Она была построена в 1700 году мастером Андреем Хабаровым в Зашиверске, городке стоявшем на берегу реки Индигирка в северо-восточной Якутии. Сам городок, основанный первыми русскими землепроходцами в 1639 году, был административным, торговым и духовно-культурным центром всего Колымско-Индигирского края, пока эпидемия «черной оспы» в 20-х годах XIX столетия не погубила почти все население городка. Практически все постройки опустевшего городка со временем исчезли, но Спасская церковь,построенная из лиственицы, продолжала стоять. В 20-е годы уже XX века на одиноко стоящую в тундре церковь натолкнулись геологи. Их записи привлекли внимание ученых в 70-е годы, когда была сформирована специальная экспедиция для обследования сохранности храма. Было решено перевезти ее в музей под открытым небом в районе новосибирского Академгородка и восстановить в качестве музейного экспоната. В восстановленном виде церковь из Зашиверска и врата со звонницей находятся в музее-заповеднике деревянного зодчества новосибирского Академгородка.
Web-сайт Якутской и Ленской епархии: https://eparhia.ya1.ru/
В других номерах:
Миссионерская деятельность
В епархии с 19 августа 2001 года действует миссионерский отдел[8].
Методом проб и ошибок в первые годы было установлено, что массовые крещения людей в отдалённых районах Якутии неэффективны, и деятельность отдела сместила акцент на формирование общин из мирян с периодическими визитами священника из миссионерского отдела. Возглавляет отдел протоиерей Сергий Клинцов, настоятель Градоякутского Преображенского кафедрального собора[16].
Основными проблемами в докладе конференции «Христианство на Дальнем Востоке» «Современные условия жизни и деятельности Якутской епархии» названы:
В целом по религиозной ситуации в республике серьёзную обеспокоенность вызывает рост числа новых и нетрадиционных религиозных объединений, которые, при наличии серьёзного централизованного финансирования и ориентированности на миссионерскую деятельность уже по количеству религиозных организаций существенно опережают традиционные религии.
Также проблемой на данном этапе, к которой хочется привлечь внимание является слабая информированность, а порой и некомпетентность представителей государства в вопросах, связанных с религиозной сферой, и вытекающее из этого стремление местных властей дистанцироваться от решения проблем объединений верующих. В итоге о религиозной обстановке представления имеются крайне смутные и устаревшие. В поле зрения попадают, как правило, зарегистрировавшие организации, более-менее охотно идущие на контакт с представителями государства, и не представляющие опасности. Потенциально более опасные в этом смысле религиозные группы нонконформистской и даже деструктивной ориентации оказываются вне какого-либо контроля.
Однако, необходимо отметить также определённое противодействие миссионерской деятельности со стороны последователей неоязыческого («Ряд признаков, присутствующих в „Сведениях об основах религии Аар Айыы и соответствующей ему практики“ указывают на сходство данной религии с неоязычеством, то есть новым или реконструированным древним языческим учением и духовной практики»[17]) учения Айыы.
В начале перестройки основной задачей, поставленной руководством Республики было стремление возродить, с одной стороны, национальную традицию, культуру, фольклор и поднять самосознание якутского народа, с другой — продолжить прерванный революцией процесс воцерковления и приобщения северных народов к Православию.
В соответствии с этим, по инициативе первого президента Республики М. Е. Николаева в 1993 году была восстановлена Якутская епархия, которой до настоящего времени оказывается большая поддержка. Однако параллельно с этим официальные власти содействовали процессу возрождения традиционного якутского шаманизма, которому, однако, придавался исключительно светский, некультовый характер.
В 1996 году для удобства осуществления взятого курса была организована Академия духовности[18], которая объединила ведущих представителей Якутской интеллигенции — писателей, артистов, учёных-гуманитариев, в первый состав которой, однако, вошёл и представитель Русской Православной Церкви в лице архиепископа Германа (Моралина).
В стенах самой Академии на первых же заседаниях наметились две четкие фракции: с одной стороны архиеп. Герман и ныне покойный народный писатель Дмитрий Кононович Сивцев (Суорун Омоллоон), с другой стороны — остальные 19 членов Академии, которых воодушевила идея возрождения национальной культуры и религии. Используя свой общественный авторитет, и при равнодушном отношении к Православной Церкви, они содействовали восстановлению в Республике публичного проведения национальных языческих праздников — в первую очередь Ысыаха (летняя встреча солнца), популяризации языческого божества Чысхаана (бык зимы) как национального образа Деда Мороза; введению в школах и ВУЗах программ по изучению якутского языческого календаря и Олонхо — народного эпоса, содержащего национальные традиции и мифологию.
С 2005 года в Академии духовности совершенно отсутствует православная фракция, а руководители местных муниципальных образований, используя отдалённость от центра, и экономическую самостоятельность своих районов, сами решают на местах, что им поддерживать: Православие или шаманизм, или — и то, и другое одновременно.
Епископы
Якутское викариатство Камчатской епархии
- Павел (Попов) (6 марта 1860 — 9 ноября 1866)
- Петр (Екатериновский) (9 ноября 1866 — 3 июля 1867)
- Дионисий (Хитров) (9 февраля 1868 — 12 ноября 1870)
140 лет Якутской епархии. Градоякутский Преображенский кафедральный собор. Почтовая карточка со спецгашением, Россия, 2010 г.
Якутская епархия
- Дионисий (Хитров) (12 января 1870 — 12 декабря 1883)
- Иаков (Домский) (8 января 1884 — 27 мая 1889)
- Мелетий (Якимов) (5 июля 1889 — 14 октября 1896)
- Никодим (Преображенский) (14 октября 1896 — 27 сентября 1898)
- Никанор (Надеждин) (27 сентября 1898 — 17 января 1905)
- Макарий (Павлов) (17 января 1905 — 1 мая 1909)
- Иннокентий (Пустынский) (1 мая 1909 — 23 февраля 1912)
- Мелетий (Заборовский) (23 февраля 1912 — 26 января 1916)
- Евфимий (Лапин) (26 января 1916 — июнь 1920)
- Софроний (Арефьев) (1920 — начало 1922)
- Иринарх (Синеоков-Андреевский) (1923—1925)
- Синезий (Зарубин) (декабрь 1926 — 12 декабря 1928), до 1927 — в/у, епископ Колымский
- Иринарх (Синеоков-Андреевский) (1928—1931) 1937—1993 — в составе Иркутской епархии
(30 января 1946 — 10 июля 1947) в/у, еп. Хабаровский и Владивостокский
(9 мая — 1 августа 2010) в/у, архиеп. Иркутский
Литература
- Якутская епархия: история и современность (к 375-летию вхождения Якутии в состав Российского государства) // Журнал Московской Патриархии. М., 2007. — № 12. — С. 22-45.
- Юрганова И. И.
Епископы Якутии. — Омск: Полиграфический центр КАН, 2010. — 124 с. — ISBN 978-5-9931-0118-7. - Юрганова И. И.
Церкви Якутии. Краткая история: монография. Якутск, Сергиев Посад: Патр. издательско-полиграфический центр, 2010. — 400 с. - Юрганова И. И.
Православное христианство в Якутском крае (краткий исторический очерк) // Миссия Русской Православной Церкви в Сибири и Америке (к 125-летию со дня рождения Святителя Иннокентия (Вениаминова): материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Свято-Троицкая Сергиева Лавра (г. Сергиев Посад, Московской области), 24.11.2012 г. / [сост.: А. А. Курчатова]. — Якутск: Офсет, 2014. — С. 12—22. - Юрганова И. И.
Миссионерская деятельность Русской Православной церкви в Якутии (XVII — нач. ХХ вв.) // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. История России. — 2014. — № 3. — С. 117—128. - Дмитриева И. А.
На Север сквозь века. История православия в Якутии. Часть I. Середина XVII — первая половина XIX веков. Якутск: Издательский отдел Якутской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата, 2013. — 166 с. - Дмитриева И. А., Юрганова И. И.
Божьи люди. История православия в Якутии. Часть II. (1852 − 1917 годы). — Якутск: Изд. отдел Якутской епархии РПЦ, 2015. — 208 с. - Юрганова И. И.
Неизвестные страницы истории обновленчества в Якутии // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. — 2015. — С. 218—219. - Юрганова И. И.
Православие в Якутском крае: сборник статей. — Иркутск: Изд-во ИГУ, 2021. — 299 с. — ISBN 978-5-9624-1334-1. - Юрганова И. И.
«Тобольский период» деятельности Русской православной церкви в Якутии: начало межцивилизационного диалога // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2021. — № 2 (40). — С. 5-13. - Юрганова И. И.
Якутия в составе Камчатской епархии (1856—1869 гг.): особенности церковного управления // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2021. — № 2 (66). — С. 62-67.
Примечания
- Епископ Якутский и Ленский Роман: «Дойти до окраин» / Интервью / Патриархия.ru
- Епархии (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения: 2 декабря 2013. Архивировано 15 октября 2013 года. - Юрганова И. И. Неизвестные страницы истории обновленчества в Якутии // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. — 2015. — Т. 14. — С. 214—215
- Юрганова И. И. Неизвестные страницы истории обновленчества в Якутии // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. — 2015. — Т. 14. — С. 217—218
- Юрганова И. И. Неизвестные страницы истории обновленчества в Якутии // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. — 2015. — Т. 14. — С. 219—220
- Юрганова И. И. Неизвестные страницы истории обновленчества в Якутии // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. — 2015. — Т. 14. — С. 220
- Священный синод отправил Ювеналия на покой (неопр.)
.
Коммерсантъ
(19 августа 2004). - ↑ 1234
История Якутской епархии на официальном сайте епархии, раздел «ВОЗРОЖДЕНИЕ»
(неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения: 26 августа 2013. Архивировано 6 апреля 2011 года. - Журналы заседания Священного Синода от 26 июля 2010 года
- Состоялся монашеский постриг протоиерея Николая Быкова, избранного епископом Якутским и Ленским
- Ссылка на текст, данный текст многократно повторяется в различных блогах, первичный источник не установлен.
- Якутская надежда : Православие и мир (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения: 4 февраля 2013. Архивировано 19 января 2013 года. - Журналы заседания Священного Синода от 30 мая 2011 года, Журнал № 42
- Архимандрит Роман (Лукин) избран епископом Якутским и Ленским
- Журнал № 119 заседания Священного Синода от 5-6 октября 2011 года
- Официальный сайт епархии, Епархиальные отделы
- https://to14.minjust.ru/node/2578 Экспертное заключение в отношении Местной религиозной организации с. Сунтар Аар Айыы итэ5элэ (Религия Аар Айыы) Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия)
- https://sakhalit.com/node/58 Архивная копия от 26 ноября 2013 на Wayback Machine Академия духовности РС (Я)