Возрождение забытого искусства
Колокольный звон — древняя христианская традиция. С IV века с помощью звона собирали верующих к началу богослужения, сообщали о его важных моментах, предавали торжественность праздничным службам. В дореволюционной России литье колоколов было отдельным видом искусства, со своими великими мастерами.
В советские годы традиция прервалась. И возрождаться стала уже в конце XX века.
Фото kampan.ru
В конце XX столетия с началом восстановления церковной жизни в России первый после революции колокололитейный завод был построен в Воронеже. При этом именно там это дело было не случайно: еще в XIX веке воронежские колокола были известны по всей России. Два завода братьев Самофаловых поставляли свою продукцию в самые отдаленные уголки нашей страны. Однако из-за Первой Мировой войны и последующих событий предприятия были закрыты, а колокола замолчали на несколько десятков лет.
За сложное дело возрождения колокольного искусства взялся местный предприниматель Валерий Николаевич Анисимов. С 1989 года он прошел долгий путь — от литейного цеха на заброшенном песчаном карьере до предприятия, получившего признание в России и за рубежом.
Сегодня является одним из трех крупных колокололитейных заводов в нашей стране. Завод Анисимова принимает заказы не только из всех уголков России, но и из разных стран по всему миру.
Основные сведения
Колокол — металлический ударный музыкальный инструмент (как правило, отлитый из так называемой колокольной бронзы), источник звука, имеющий куполообразную форму и, обычно, язык, ударяющийся изнутри о стенки. Известны также колокола без языка, по которым бьют молоточком или бревном снаружи.
Колокола используются в религиозных целях (призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов Богослужения) и в музыке. Известно употребление колокола в общественно-политических целях (как набат, для созыва граждан на собрание (вече)).
Традиции и современность
Свой путь Валерий Николаевич начинал практически с нуля: не было ни опыта, ни знаний в сфере колокололитейного искусства. Тайны изготовления колоколов предприниматель начал познавать с книги 1912 года, найденной в городской библиотеке. Постепенно удалось не только восстановить утраченные секреты колокольного промысла, но и создать свои собственные. Сегодня производство Анисимова совмещает как традиции древних мастеров, так и современные компьютерные технологии.
Модель колокола рассчитывается на компьютере, а его звучание выверяется в цифровой акустической лаборатории. В то же время на заводе стараются сохранить дореволюционные традиции литья и бережно относятся к канонам.
Содержание
- 1 Этимология
- 2 Использование колоколов
- 3 История
- 4 Колокола в Русской православной церкви 4.1 Благовестники
- 4.2 Подзвонные колокола
- 4.3 Зазвонные колокола
- 4.4 Размещение колоколов
- 6.1 Колокола в русской музыке
- 9.1 Колокола доимперской эпохи
Какими же интересными проектами занимался завод?
Восстановление храмового комплекса «Новый Иерусалим» на реке Истре
Особенность работы над храмовым комплексом «Новый Иерусалим» заключалась в том, что каждый колокол нес в себе очень глубокий смысл, а все вместе они рассказывали историю Нового Иерусалима. Сложность работы над колоколами для Нового Иерусалима заключалась в том, что до наших дней дошел лишь один колокол с XVII века. Однако он совсем не соответствовал канонам и пропорциям, принятым в колокололитейном деле. Мастерам Колокололитейного завода Анисимова пришлось постараться, чтобы соблюсти все правила и в то же время воспроизвести оригинальный вид колоколов.
Колокол «Воскресенский» весом 8500 кг, отлитый для Свято-Воскресенского Ново-Иерусалимского мужского монастыря. Работы выполнены в 2013 году.
Еще одна сложность заключалась в очень детальных барельефах. Например, один из колоколов, весом в четыре с половиной тонны, был украшен изображениями 400 святых, которые почитаются церковью в том или ином месяце. Один человек не мог справиться с таким объемом работы, поэтому на заводе Анисимова искали мастеров с похожим стилем.
По замыслу патриарха Никона Новый Иерусалим должен был стать своего рода пространственной иконой Святой Земли. Хотя в мире есть много примеров воспроизведения палестинских святынь, только в Новом Иерусалиме образ Святой Земли был воссоздан в полном иконографическом изводе, с отображением всех мест земной жизни Христа.
Колокола для Валаамского монастыря
В 2005 году на заводе Анисимова был отлит большой благовестный колокол для Валаамского монастыря, его вес составил 14 тонн. Годом позже на Валаам был доставлен колокол «Святитель Николай», который завершил ансамбль колоколов Спасо-Преображенского собора. Его вес — почти 6 тонн, высота — 2 метра 10 сантиметров.
Колокол «Святитель Николай» на Валааме:
Колокола для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге
В 2012 году на заводе Анисимова были отлиты пятнадцать колоколов для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Их общий вес составил двадцать две тонны шестьсот пятьдесят килограммов.
Фото kampan.ru
Работа над колоколами велась в соответствии с древними традициями и канонами. Благовестный колокол весом 10 тонн — украшен ликами московских святителей и митрополитов. В 2015 году на заводе Анисимова был отлит главный колокол ансамбля –«Воскресный», весом 17 тонн для северо-западной колокольни Исаакиевского Собора.
Анисимов Валерий Николаевич, генеральный директор ООО
Колокол весом 17 тонн отлитый для Исаакиевского собора. Работы выполнены в 2015 году.
Фрагмент нарядки колокола. Работы выполнены в 2015 году.
Колокола для Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»
Одной из знаковых работ для стали колокола, отлитые для Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». В 2013 году на заводе был создан ансамбль из 17 колоколов, общий вес которого составил 65 тонн. Главный колокол подбора весит 40 тонн.
40-тонный колокол, отлитый для Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Работы выполнены в 2013 году.
Восковая модель 40-тонного колокола, отлитого для Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Работы выполнены в 2013 году.
Отправка 40-тонного колокола, отлитого для Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Работы выполнены в 2013 году.
Колокола для Кронштадтского Морского Собора во имя Святителя Николая Чудотворца
Кронштадтский Морской Собор во имя Святителя Николая Чудотворца, или, как его еще называют, Никольский Собор, был задуман как памятник всем морякам и по праву считается духовным центром всего Российского флота и главной доминантой Кронштадта. В 2011 году на заводе Анисимова был отлит уникальный подбор колоколов Никольского собора. Этот ансамбль был создан по подобию тому, который украшал колокольню Кронштадтского Морского Собора до его закрытия в годы гонений.
Подбор колоколов Никольского собора в Кронштадте был одним из крупнейших колокольных подборов, созданных в Российской Империи в начале XX века. Возглавлял ансамбль большой благовестный колокол весом более 1000 пудов.
подготовила для Кронштадтского Морского Собора подбор из 14 колоколов с благовестным колоколом весом 16 тонн. Звучание нового ансамбля полностью соответствует звуковому ряду второго колокола, единственного сохранившегося с дореволюционных времен – весом 295 пудов (4 840 кг) и языком весом в 228 кг. Все колокола подбора были отлиты мастерами завода Анисимова по сохранившимся архивным данным об их исторических предшественниках. Каждый колокол украшен ликами святых и орнаментом.
Колокол весом 16 тонн для Кронштадтского Морского Собора во имя Святителя Николая Чудотворца. 2011 год.
Фрагмент нарядки колокол весом 16 тонн для Кронштадтского Морского Собора во имя Святителя Николая Чудотворца. 2011 год.
Отправка подбора из 14 колоколов с благовестным колоколом весом 16 тонн, отлитого для Кронштадтского Морского Собора во имя Святителя Николая Чудотворца. 2011 год.
Однако география деятельности колокололитейного не ограничивается пределами нашей страны.
Колокола для Гарварда
Именно предприятие «Вера» было избрано для изготовления точных копий колоколов Свято-Даниловского монастыря, которые в 2008 году вернулись на Родину из Гарварда.
17 колоколов Свято-Даниловского монастыря одни из немногих, которые сохранились с дореволюционных времен. Ансамбль был куплен американским промышленником Чарльзом Ричардом Крейном и отдан в дар Гарвардскому университету в 1930-е годы. На протяжении 70 лет колокола висели в башне Лоуэлл-Хауз и звонили каждое воскресенье, став неотъемлемой частью жизни американского университета. Переговоры о возвращении колоколов велись с 2003 года. Было решено, что колокола будут обменены на их точные копии. В 2006 году американская делегация посетила Россию, чтобы выбрать завод, который займется производством колоколов. Предприятие «Вера» гости увидели последним, но именно на нем остановили свой выбор. 8 июля 2008 года прошла торжественная церемония обмена исторических Даниловских колоколов на их искусные копии.
Фото колокола 14000 кг, отлитого для Гарвардского университета.
Вручение ордена Андрея Рублева Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II генеральному директору ООО «Вера» Анисимову Валерию Николаевичу.
Этимология[ | ]
Слово звукоподражательное, с удвоением корня (*kol-kol-
), в древнерусском языке известно с XI века. Восходит предположительно к той же основе, что и древнеиндийское
*kalakalah
— «неясный глухой звук», «шум», «крик» (для сравнения в хинди:
колахал
— «шум»).[1]. Форма «
колокол
» сформировалась, вероятно, по созвучию с общеславянским
*kol
— «круг», «дуга», «колесо» (для сравнения — «колесо», «около» (во’круг’), «коловорот» и т. д.) — по соответствию формы.
В других индоевропейских языках встречаются родственные по происхождению слова: лат. calare — «созывать», «восклицать»; др.-греч. κικλήσκω, др.-греч. κάλεω — «звать», «созывать»; нем. Glocke — «колокол», литовское kankalas
(от
kalkalas
) — колокол и др.
В германской ветви индоевропейских языков слово «колокол» восходит к праиндоевропейскому *bhel-
— «издавать звук, шум, рёв»: англ. bell, н.-в.-н.
hallen
,
hel
, свн
hille
,
holl
, и др.
Другое славянское название: «кампан» происходит от лат. campāna, итал. campana. Данное название в честь итальянской провинции Кампания, которая одна из первых в Европе наладила производство колоколов. На Востоке кампаны появились в IX веке, когда венецианский дож Орсо I подарил 12 колоколов императору Василию Македонянину[2].
Примечания[ | ]
- Этимологический словарь русского языка (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения: 25 декабря 2021. Архивировано 25 декабря 2021 года. - Полный церковнославянский словарь протоиерей Григорий Дьяченко
- Валенцова М. М. О магических функциях колокольчика в народной культуре славян // Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. — М.: Индрик, 1999.
- Фрэзер Дж. Дж.
Глава V. Золотые колокольчики // Фольклор в Ветхом завете = Folk-Lore in the Old Test Testament. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1990. — С. 486—509. — 542 с. - Опарин А. А. «И камни возопиют…»: Монография. — Харьков: Факт, 2000. ISBN 966-7099-99-7
- Н.И. Оловянишников, 1912. «История колоколов и колокололитейное искусство», стр 27-30
- ↑ 12
А.Ф. Бондаренко, 2007. «История распространения колоколов и колокольного дела в средневековой Руси в XI-XVII веках» - А. Чохов
- Н.И. Оловянишников, 1912. «История колоколов и колокололитейное искусство», стр 409
- Н.Н. Рубцов, 1962. История литейного производства в СССР. Изд. 2. Ч. 1. М., 1962.
- В.И. Афанасьев, Литейное дело в Пскове в XVI в. // Социальнополитическая история СССР. Сб. статей аспирантов и соискателей. М.;Л., 1974. С. 91112; Он же. Документальные материалы XVII в. о литейном производстве в России в «Основном собрании грамот» // Проблемы источниковедческого изучения рукописных и старопечатных фондов. Л., 1979
- ↑ 1234567Барковская Светлана Петровна.
Русская духовная культура: Учебник для студентов среднего профессионального образования по музыкальному и педагогическому направлениям подготовки. — Scientific magazine «Kontsep, 2013-03-11. — 297 с. - Анатолий Степанович Каргин, Анна Владимировна Костина, Государственный республиканский центр русского фольклора (Russia).
Фольклор малых социальных групп: традиции и современность : сборник научных статей. — Гос. республиканский центр русского фольклора, 2008. — 308 с. - Благовестник, колокол // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Рогаль-Левицкий Д. Р.
Гл. 4. Ударные инструменты, «Колокольчики» // Современный оркестр. — М.: Государственное Музыкальное издательство, 1953. — Т. 2. — С. 357. — 448 с. - Ярешко А. С.
Колокольные звоны в творчестве русских композиторов (к проблеме фольклор и композитор) // Всероссийская науч.–практ. конференция «Фольклор народов России» : Материалы конф.. — Астрахань: Наука, 2003. (недоступная ссылка) - Welch, Patricia Bjaaland. (Вельч, Патрисия Бьяаланд) . Chinese Art
(Китайское искусство). Tuttle, 2008. ISBN 080483864X. Частичный текст на Google Books.
Колокола Китая[ | ]
Колокол в Уханьском даосском храме Чан Чунь, подвешенный за дракончика-пулао
В Китае существует многовековая традиция литья колоколов, распространившаяся и в соседние страны, испытавшие влияние китайской культуры (Корея, Япония). В позднем императорском и современном Китае колокола являются типичной принадлежностью даосских и буддистских храмов. Кроме того, в центре старых китайских городов часто сооружались специальные «колокольная башня» и «барабанная башня» (таковы Колокольная башня в Сиане и башни Гулоу и Жоглоу[en] в Пекине), расположенные на которых колокола и барабаны подавали сигнал на заре и при заходе солнца, а также в случае чрезвычайных событий.
Скоба, за которую подвешивается китайский колокол, часто отливается в виде зверька пулао (кит. 蒲牢). По легенде, пулао — один из девяти сыновей китайского дракона, который любит громко кричать. Потому ему и досталось место на колоколе[17].
Колокола доимперской эпохи[ | ]
Основная статья: Бяньчжун
Китайская колокольная культура, дошедшая до нашего времени, предстала в новой перспективе в свете археологических открытий XX в. Было обнаружено, что в отличие от современных круглых колоколов, имеющих индийское происхождение, древнейший исконно-китайский тип как правило имел миндалевидный поперечный срез. Колокола такого типа отличались меньшей продолжительностью звука, однако могли издавать два чётких тона и, в наиболее развитой форме, составляли комплекты, охватывающие до 5 октав и выверенные по хроматической гамме (см. Гробница маркиза И). Расцвет производства миндалевидных колоколов пришёлся на династию Чжоу. О находке крупнейшего среди колоколов такого типа (более 1 м высотой) было объявлено в 1986.
Примечательна характерная форма некоторых колоколов: тип нао
устанавливался, подобно кубкам, звучащей частью вверх (об этом свидетельствует длинная ровная «нога», не приспособленная для подвешивания инструмента), а развившийся из него
юнчжун
сохранил «ногу» для установки, однако подвешивался благодаря креплению веревки вдоль поперечного кольца на ней, или за специальную петлю. Полая изнутри «нога» колокола при этом сохранялась, предположительно по соображениям акустики.
Любопытно, что после периода Сражающихся царств, вместе с закатом чжоуского ритуала, закончился и золотой век китайского колокольного дела. Последним отголоском старой традиции, утерянной уже к династии Хань, стало изготовление гигантских ритуальных колоколов Цинь Шихуана. По его повелению они были изготовлены из оружейной бронзы покорённых царств.
См. также[ | ]
|
|
|
Исторические сведения
Праобразом современных колоколов считаются китайские инструменты небольших размеров. Они были изготовлены в 23−17 веках до н. э. Мастера Поднебесного государства использовали их для музыки. Такие устройства стали праобразом для карильона, известного в Европе.
Старый Свет долгое время запрещал использовать эти инструменты, так как связывал их с язычеством. Хотя в Средневековье колокола стали символизировать религию и церкви. Их поверхность покрывали гравировками с краткими притчами из евангелия. А некоторые детали носили названия частей человеческого тела: язык, губа, уши, тулово. В Византии появилась традиция освящать колокол. Её позаимствовала и Киевская Русь.
У всех устройств сходное строение, основные детали:
- хомут — основа, на которой держится колокол;
- корона — своеобразная ручка, за которую его подвешивают;
- голова — верхняя часть;
- талия — середина устройства;
- губа — самая широкая часть;
- язык.
Люди верили, что перезвон способен отгонять нечистую силу и даже исцелять. Колокольчики сегодня встречаются практически во всех религиях. А шаманы до сих пор изгоняют ими злых духов.