Рубрика: Монастыри, храмы и церкви
Подмосковье славится своими монастырями и храмами. По последним данным, на территории Московской области ныне находится более 1 тысячи культовых объектов, которые были построены до 1980 года. Среди них 10 церквей датированы XIV-XV веками, и представляют собой несомненную историческую ценность.
Среди храмов Подмосковья – много интересных и оригинальных культовых построек, которые привлекают туристов с разных уголков России.
Церковь Николая Чудотворца, с. Каменское
Это село Наро-Фоминского района Московской области может гордиться наличием одной из самых древних церквей в Подмосковье. Ее возведение датируется XIV веком. Она одноглавая, сложена из грубо обтесанного белого камня в «пилонном стиле» без столпов. Это редкий образец славянского зодчества. Внешнее и внутренней убранство церкви декорировано слабо. С 1999 года в ней проходят богослужения, есть воскресная школа, библиотека.
Церковь Зачатия Иоанна Предтечи, с. Городище, Коломна
Одна из красивейших построек конца XIV века в Подмосковье. Относится к тому же архитектурному стилю, что и Церковь Николы в Каменском. Нижний этаж построен из грубо обтесанного известняка. Верхняя часть храма перестроена в XVI веке и сложена из кирпича и гладкого камня. Внешнее и внутреннее убранство характерно для того времени, лишено вычурности и помпезности. Попадая в храм отвлекаешься от всего земного, оставаясь наедине с Богом.
Слева от входа на стене есть барельеф с изображением мифического зверя, похожего на волка или василиска. Он изображен также на гербе города Коломна.
Этот древний храм живет. В нем проходят богослужения, есть воскресная школа.
Свято-Троицкий собор Сергиево-Троицкой лавры, г. Сергиев-Посад
Относится к постройкам начала XV века. Был воздвигнут в честь покойного чудотворца Сергия Радонежского, чьи мощи были найдены во время строительства. Ныне они покоятся в храме в серебряной раке и являются объектом поклонения верующих. Это главным храм Троице-Сергиевой лавры, в стенах которого и поныне принимают постриг монахи.
Внутренние стены и иконостас собора были расписаны знаменитыми Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Их фрески удалось сохранить до нашего времени лишь благодаря реставрационным работам, которые в точности повторяют первоначальные росписи.
Храм часто посещали представители царской фамилии: Иван Грозный, царевна Софья, Петр Великий.
На территории лавры проводятся экскурсии, действуют Московская Духовная Семинария, исторический музей, мастерские, издательство. Это музей-заповедник. Охраняется ЮНЕСКО.
Храм Спаса Преображения, с. Остров
Возведен в эпоху царствования Иоанна IV Грозного. Это шатровый шрам, построенный из белого известняка, украшенный полуциркульными «огненными» кокошниками. Основание его – крест, на который поставлен восьмигранный шатер. Вход через колокольню постройки XIX века, выполненную в псевдоготическом стиле. Старинное внутреннее убранство не сохранилось. Храм действующий.
Церковь Рождества Богородицы в Подмоклово
Находится в селе Подмоклово, Московской области. Деревянная церковь построена еще в начале XVII века. По приказу князя Григория Долгорукова, владельца села, в 1714 году на месте старой началось возведение каменной церкви, которая выполнена в стиле итальянского ренессанса с элементами барокко. Сейчас это сооружение представляет собой восьмигранную ротонду с галереей и статуями 4-х евангелистов и 12-ти апостолов.
В церкви находятся древняя икона Божьей матери Владимирской, иконы итальянских мастеров живописи. Впечатляют росписи на стенах и картина «Страшного суда». Долгое время вокруг нее был скандал из-за портретного сходства одного из мучеников с М.Ю. Лермонтовым. В начале ХХ века по требованию литературных эстетов лицо мученика изменили.
Особую ценность представляет резьба по камню, выполненная резчиками из артели мастера Зимина.
В церкви проводятся богослужения, есть библиотека. Уже стало традицией проведение в конце июня на ее территории фестиваля классической музыки.
Храмы Подмосковья. Успенский собор Каширчкого кремля
Монументальное сооружение выстроено было в бывшем Каширском кремле в середине XIX века. Первоначальное здание еще в 1718 году уничтожил пожар, и продолжительное время на месте этом были руины, так как все мастера были отозваны на строительство столицы. В начале XIX века началось возведение нового собора. Стройка осуществлялась на средства местных благотворителей. Для храма выбрали стиль ампир. До сих пор неизвестный архитектор выбрал впечатляющие элементы строительства. Единый массив сооружения завершает величественное пятиглавие, имеющее световую купольную ротонду, которая контрастирует с небольшими закрытыми боковыми барабанами. Боковые фасады храма оснащены шестиколонными тосканскими портиками. Украшение стен – тяжелые дорические карнизы и легкий руст. Дополняет ансамбль массивная трехярусная колокольня.
Церковь Владимирской иконы Божией Матери, с. Быково
Инициатором постройки был сенатор и владелец поместья в селе Быково Михаил Измайлов. Возведена в 1789 году по проекту В.И. Баженова. Некоторые историки приписывают авторство М.Ф. Козакову.
По внешнему виду напоминает старинный средневековый замок. В архитектуре удачно сочетаются готика и барокко. Декорирована богато. Достойного аналога такой церкви в русской архитектуре нет.
Первый этаж храма – действующая церковь. На верхних этажах ведутся реставрационные работы.
Внутри находится чудотворная икона Божией Матери Владимирская. Также икона Николая Чудотворца, подаренная царем Николаем I.
Никольская церковь (село Каменское)
Так, древнейшей каменной церковью Подмосковья считается Никольская церковь, которая находится в селе Каменском и была построена, по мнению историков, во второй половине XIV века. Правда, учёные и по сей день не могут понять, почему один из самых первых каменных храмов Московии был построен в этом дальнем селе.
Что касается самой Никольской церкви, то её архитектурный образ очень лаконичен. Он одновременно строг и изящен. Это одноглавый трехапсидный храм, полностью выложенный из белого камня, обработанного «получистой» техникой. Он построен по «пилонному типу», что в русской архитектуре встречается довольно редко.
Церковь знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах
Расположен в поселке Дубровицы, Московской области. Каменный храм был построен на месте деревянной церкви на средства князя Бориса Голицына в 1967 году. Глава русской православной церкви патриарх Адриан не дал согласия на его освящение, т.к. сооружение было выполнено в духе православных традиций, но с элементами католического зодчества и иконографии. На его стенах сохранились горельефы, изображающие сцены из Библии, и стихи на латинском языке. В 1704 году храм все же был освящен. На его освящении присутствовал сам Петр I с царевичем Алексеем. Во времена Октябрьской революции церковь была разорена. Богослужения возобновились лишь в 1990 году.
Храм действующий, отнесен к памятникам архитектуры, охраняемым ЮНЕСКО. Есть воскресная школа. Почитаемая икона – Божией Матери «Знамение», которой уже более 150 лет.
6) Храм Гребневской иконы Божьей Матери в усадьбе Гребнево
Гребневская церковь (летняя церковь села Гребнева) хорошо известна в нашем Подмосковье, прежде всего, как выдающийся памятник архитектуры XVIII века. Архитектор храма – Иван Ветров (Иоанн Веттер). Впервые увидевшего церковь впечатляет золоченый ангел на барабане купола, эффектно венчающий все сооружение. Традиции православной архитектуры требовали создания храма по формуле восьмерик на четверике: четыре стены храма и восьмигранный барабан несущего купола. Иван Ветров укрыл четыре стены храма за портиками, заменил восьмерик круглым барабаном с двенадцатью круглыми нишами с портретами учеников и собеседников Христа. В 1984 году была обновлена живопись и яркие портреты евангелистов и апостолов «зазвучали», как и задумывал российский зодчий. В летнем Гребневском храме есть две особо почитаемые иконы: святителя Николая Можайского в медной посеребренной ризе и Смоленская икона Божией Матери.
Храм Архангела Михаила в Балашихе
Его постройка связана с именем правнука Юрия Долгорукого князем Александром, который начал возведение каменный церкви на месте деревянной в 1748 году. В 1789 году строительство закончили.
Построен из оштукатуренного кирпича и белого камня в стиле московского барокко. Имеет два престола: верхний –в честь Михаила Архангела, нижний – Николая Чудотворца. Внутри украшен богатейшими узорами из лепнины. Золоченый иконостас составляют иконы XVIII века. Во время богослужения используется старинная церковная утварь.
LiveInternetLiveInternet
Жемчужиной всей усадьбы Быково, несомненно, была двухэтажная церковь, построенная, предположительно, по проекту В. И. Баженова в 1789 году в честь Владимирской Божьей Матери на месте, где исстари находилась деревянная церковь Рождества Христова. Специалисты утверждают, что это единственный у нас храм овальной формы. На его нижнем этаже был храм Рождества Христова, а на втором этаже — церковь Владимирской Божьей Матери. Большинство архитектурных приемов Владимирской церкви не имеют аналогов в русской церковной архитектуре: это и парные колокольни со шпилями по бокам от фасада церкви, и изогнутая лестница, ведущая к верхнему храму (церковь двухэтажная, в верхнем храме сохранилась отделка в стиле классицизма), и апсида, украшенная «лесом шпилей». Владимирскую церковь можно отнести к красивейшим храмам России. Рядом с церковью в 1883 году была возведена колокольня, близкая к самой церкви по стилю (предположительно, архитектор Иван Трофимович Таманский). Церковь была задумана и построена как память об умершей супруге князя Измайлова, Марии Александровне. Об этом говорят уникальные барельефы, размещенные по периметру церкви, которые в аллегорической форме рассказывают о жизни супругов.
6) Храм Гребневской иконы Божьей Матери в усадьбе Гребнево
Гребневская церковь (летняя церковь села Гребнева) хорошо известна в нашем Подмосковье, прежде всего, как выдающийся памятник архитектуры XVIII века. Архитектор храма – Иван Ветров (Иоанн Веттер). Впервые увидевшего церковь впечатляет золоченый ангел на барабане купола, эффектно венчающий все сооружение. Традиции православной архитектуры требовали создания храма по формуле восьмерик на четверике: четыре стены храма и восьмигранный барабан несущего купола. Иван Ветров укрыл четыре стены храма за портиками, заменил восьмерик круглым барабаном с двенадцатью круглыми нишами с портретами учеников и собеседников Христа. В 1984 году была обновлена живопись и яркие портреты евангелистов и апостолов «зазвучали», как и задумывал российский зодчий. В летнем Гребневском храме есть две особо почитаемые иконы: святителя Николая Можайского в медной посеребренной ризе и Смоленская икона Божией Матери.
7) Никольская церковь в усадьбе Царево
Авторство Никольского храма в селе Царево приписывают архитектору И.В. Еготову, который был учеником знаменитых зодчих В.И. Баженова и М.Ф. Казакова. Церковь в готических формах была возведена в 1812-1815 годах, когда владельцами села являлись представители рода Дурасовых. Еготов также создавал для Н.А.Дурасова усадьбу Люблино, работал в Кузьминках и проектировал павильоны «Миловида», «Нерастанкино» и беседку «Храм Цереры» в Царицыно. Фасады здания, расчлененные сильно вытянутыми стволами каменных трехчетвертных колонн, опоясаны барельефным фризом прекрасного рисунка работы скульптора Гавриила Тихоновича Замараева.
Покровская и Васильевская церкви в усадьбе Чиркино
В конце XVII века Покровская церковь была перестроена боярином Василием Шереметевым. Бесстолпный трехапсидный храм приобрел композицию «восьмерик на четверике». Также у него появилось декоративное убранство второго восьмигранного яруса в стиле московского барокко. В.Б. Шереметевым также была возведена Васильевская церковь, окруженная открытой галереей-гульбищем. Храм, построенный в стиле московского барокко, использовался как родовая усыпальница. Ярусный столпообразный Васильевский храм “под звоном” сложен из кирпича. Он представляет собой уникальный вариант вотчинных храмов-колоколен периода расцвета московского барокко.
9) Спасский храм в усадьбе Уборы
Спасская церковь в Уборах была построена в 169—1697 годах по проекту выдающегося зодчего Якова Бухвостова. Этот невероятно красивый храм относится к редчайшим образцам нарышкинского барокко. Безупречные пропорции церкви дополняет роскошное декоративное убранство. Глиптография, (глиптика, резьба по камню) достигающая во втором ярусе кружевной ажурности вовсе не аппликативна или статична, она носит необыкновенно объёмный, сочный и темпераментный характер. Резной белый камень здесь настолько пластичен, что поначалу представляется лепниной, скульптурно выступающей на гладкой терракотовой поверхности стен.
1) Преображенская церковь и звонница в усадьбе Большие Вяземы
Церковь Преображения — это четырехстолпный пятиглавый храм крестовокупольного типа с двумя симметричными приделами, поставленный на подклет и с трех сторон окруженный открытыми галереями. Столбы и стены храма до уровня закомар сложены из белого камня, венчающие части здания и галереи — кирпичные. Рядом с храмом с северной стороны стоит звонница в виде трехпролетной стенки, поставленной на открытую террасу — гульбище. В архитектурной обработке звонница близка убранству церкви. Она сделана из кирпича, с деталями из белого камня. Этот храм был построен вероятно с 1584 по 16 годы.
11) Спасская церковь в усадьбе Вороново
Спасская церковь сооружена во второй половине XVIII века. Яркий представитель архитектуры барокко, она по стилистическим признакам приписывается творчеству К.Бланка. В советское время храм не закрывался, благодаря чему первоначальный интерьер сохранился до наших дней. Церковь Спаса — тип храма «восьмерики на четверике», трактованный по-новому в соответствии с композиционными приемами, характеризующими формирование стиля русского классицизма. Крепованные фасады, обработанные в ордерных формах, насыщены архитектурной пластикой. Развитые карнизы, наличники сочного рисунка, картуши и лепнина над окнами сообщают им почти скульптурную выразительность. В колокольне, сооруженной, по-видимому, тоже Бланком, но несколько позже церкви, сохранен традиционный ярусный строй, свойственный русским башенным композициям допетровского времени. У колокольни уникальная разработка ордерной структуры, богатство декора, введение больших арочных проемов, благодаря чему здание пронизано светом и воздухом и кажется необычайно легким, как бы сливающимся с окружающей природой.
12) Введенская церковь в усадьбе Введенское
Введенская церковь выстроена по проекту Н.А. Львова в 1812 году, уже после смерти самого архитектора. Сочетание шпиля, характерного для западной храмовой архитектуры, и классического стиля, делают храм удивительно красивым.
13) Казанская церковь в усадьбе Ярополец Чернышевых
Казанский храм, построенный в усадьбе Чернышевых, одни ошибочно называют театром, другие относят его к масонским памятникам. На самом деле в архитектуре и убранстве церкви отсутствует масонская символика, а театральные представления здесь никогда не проводились. Идея З.Г. Чернышева об объединении усадебной церкви и усыпальницы в одно целое породила композицию, уникальную для русской архитектуры. Первый храм на Чернышевской половине Яропольца появился в 1742 году. В документах 1782 года «в селе Ерополч Казанское тож той церкви во имя Казанския Пресвятые Богородицы каменная ныне сооружается, отстроена до половины».В ряде поздних документов указывается дата освещения храма 1798 год. Возможно, графиня Чернышева обратилась к архитектору Баженову за проектом внутреннего оформления храма. Баженов предоставил вдове свои рисунки, сочинил программу убранства и рекомендовал из своей команды художников и лепщиков. Интерьеры храма и усыпальницы выполнены на более высоком художественном уровне, чем наружная архитектура. Храм решен в виде просторного прямоугольного зала, замкнутого в глубине полукружием алтаря. Храм чудом дошел до наших дней и нуждается в реставрации.
14) Церковь Спаса Нерукотворного в усадьбе Абрамцево
Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцеве, построенная по проекту В.М. Васнецова и В.Д. Поленова в 1881-1882 годах. Храм в Абрамцеве стал семейной усыпальницей Мамонтовых, их последним «земным прибежищем». В 197 году у стен церкви появилась могила дочери Мамонтовых Веры (в замужестве – Самариной) — той самой «девочки с персиками», которую когда-то изобразил Серов на своей знаменитой картине. Строителям храма удалось создать необычайно выразительный архитектурный образ, в котором прочитываются черты разных школ русского церковного зодчества. Сам облик храма напоминает своей внушительностью новгородские церкви звонница над входом характерна для псковской архитектуры, а керамические вставки вызывают в памяти ярославские храмы.
15) Церковь Николая Чудотворца в усадьбе Петровское
Каменная шатровая церковь Николая Чудотворца — древнейшее сооружение усадьбы Петровское. Она поставлена ещё в 1685 г. при И.М. Милославском. В это время владельцами Петровского были бояре Милославские. Примерно в это же время был построен еще один шатровый храм в усадьбе Аннино, другой вотчине Милославских. Патриарх Никон в это время уже издал запрет на возведение шатровых храмов. Поэтому подобный жест со стороны бояр Милославских, являющихся противниками реформы, был явно оппозиционным. Храм был возведен на месте старой обветшавшей деревянной церкви.
Никольский собор в Можайске
Расположен в г. Можайске, Московской области на территории древней Можайской крепости. Собор строился с 1802 по 1814 гг. по проекту архитектора Алексея Бакарева. Это двухэтажное здание в стиле русской готики, сочетающей в себе элементы европейской и русской архитектуры. Первый этаж храма сложен из природного камня. В XIV веке на этом месте располагались Никольские ворота и надвратный храм, в котором находилась чудотворная резная икона святителя Николы Можайского. Образ передан Третьяковской галерее, а в соборе — точная его копия. С 1933 по 1993 годы богослужения в соборе не проводились. Ныне храм действующий. Есть детский хор, ежедневная благотворительная столовая.
Успенский собор на Городке (Звенигород)
К лучшим памятникам раннемосковского зодчества рубежа XIV-XV веков учёные относят и Успенский собор на Городке, что в Звенигороде. Этот известный храм Подмосковья был построен в 1399-1401 годах по велению князя Юрия Дмитриевича (Звенигородского) и долгое время оставался единственным каменным сооружением Звенигородского кремля.
Облик этого одноглавого четырехстолпного древнего собора походит на домонгольские храмы, однако имеет особые черты так называемого «московского стиля» XV века, что придаёт ему аристократичный вид. Наибольшую же ценность представляют сохранившиеся в соборе фрески мастеров «рублевской школы». Некоторые специалисты считают, что это работы самого Рублева, а также Даниила Черного. Среди них – знаменитый Звенигородский деисус, на котором изображены: Спас, Апостол Павел и Архангел Михаил. Правда, сегодня все эти иконы находятся в Третьяковской галерее.