Значение церкви в жизни людей
Каждый народ имеет свою особенную веру, но в целом все люди делятся на две категории: на тех, кто верит в Бога, и тех, кто не признает его существования. Первая группа всегда имела возможность посетить религиозное сооружение – церковь. Там, в священном храме, человек обретал покой и каялся в тяжких грехах, он искал прощения и снисхождения, уюта и тепла в стенах здания и находил его. Каждое сооружение, как правило, имело купол, церкви он придает особенно торжественный вид. Он изготовлялся из самых лучших материалов, которые ярко блестели на солнце и привлекали внимание всех путников. Это замечательное творение архитекторов придало священному храму магический смысл и нотку волшебства. Так, каждый странствующий, уставший в дороге или заблудившийся мог посетить церковь и найти там помощь, тепло и Бога.
Примечания
Буддийские | Пранг • Пагода • Сала • Ступа • Кумбум • Тахото • Так-пху • Чайтья |
Языческие | Митреум • Моноптер • Нимфеум • Наиск • Капище • Гонтина • Серапеум • Мегалитические храмы Мальты • Мандир |
План и объёмы | Наос • Пронаос • Опистодом • Неф • Апсида • Четверик • Восьмерик • Капелла • Хоры • Галерея • Средокрестие |
Помещения | Экзонартекс • Притвор • Венец капелл • Придел • Крипта • Подклет • Карильон • Вима • Амвон • Алтарь • Трансепт • Исповедальня • Эмпоры |
Несущие конструкции | Столб • Колонна • Аркада • Каркасная система готической архитектуры • Контрфорс • Аркбутан • Нервюра |
Своды и перекрытия | Арка • Свод • Конха • Парус • Тромп • Барабан • Глава • Купол • Шатёр • Журавец • Закомара • Кокошник • Лемех • Небо |
Храмовые сооружения | Звонница • Карильон • Колокольня • Кампанила • Капелла • Придел • Баптистерий • Киворий • Гульбище • Клуатр • Трапезная • Мартириум |
Что означает купол в религии разных народов?
В религии каждого народа есть свои отличительные черты, но практически в каждой из них присутствует купол церкви. Значение его также различное. Например, необычайно важной считается конструкция для христианской и мусульманской архитектуры. Многие католические, православные и другие церкви, мечети и соборы оснащены потрясающими куполами. Некоторые вероучения придают конструкции символическое значение. Для православных – это знак небес, который ассоциируется с Богом, Небесным Царством и Ангелами.
[править] Виды куполов
[править] Византийский купол
Византийские или парусные купола представляют собой парус, основы которого не просто образуют арки для поддержки купола над ним, а сходятся в центре пространства и таким образом сами образуют купол. Завершения подобного рода имеют сходство с квадратным парусом, закрепленным снизу в четырех углах.
Данные купола относятся к типу наиболее простых конструкций: для поддержания формы, в отличие от куполов-шлемов, не требуется создания деревянного или металлического каркаса или заполнения внутренней пространства кирпичом.
Согласно наиболее распространенному мнению византийский тип завершения храмов господствовал на Руси (Киев, Чернигов, Смоленск и др.) до монгольского нашествия.
Таким образом, именно византийские (парусные) купола использовались при строении Киевского и Полоцкого Софийских соборов.
[править] Купол-луковица
Купола-луковицы имеют выпуклую форму с плавным заострением в верхушке и похожи на луковицу. Традиционно применяются в России, Турции, Индии и на Среднем Востоке. Данные купола обычно имеют больший диаметр, чем основа, на которой они стоят, а их высота превосходит ширину.
Согласно наиболее распространенному мнению, изложенному в ряде учебников, справочников, научных и популярных работ, купола-луковицы впервые начали использоваться в архитектуре Московского государства во 2-й пол. XVI в.
Некоторые исследователи рассматривают данный архитектурный элемент как заимствование у мусульман, существуют и другие объяснения.
Значение слова Купол по словарю Брокгауза и Ефрона:
Купол — в архитектуре, покрытие круглого, четырехугольного или многогранного пространства, представляющее изнутри вогнутую поверхность полушария, шарового сегмента, отрезка эллипсоида или вообще какого-либо тела вращения и имеющего сходство с опрокинутой чашей (итальянское cupola, от слова cupo = вогнутость, углубление). К. может быть деревянный, сделанный из глины, металлический, но этим термином преимущественно означается покрытие сводчатое, сложенное из кирпича или камня. Происхождение К. теряется в глубокой древности. Так, он встречается в доисторических памятниках Галлии, в нурагенах Сардинии, в надгробных памятниках Лидии, в сокровищницах первобытной Греции (напр., сокровищница Атрея, в Микенах), в этрусских погребальных склепах, в нубийской пирамиде Курна и т. д.. но более всего он был в употреблении, по-видимому, у древних халдеев и персов, как о том свидетельствуют дошедшие до нас изображения их построек и археологические раскопки, произведенные в местах нахождения их давно исчезнувших городов. Зодчество классической Греции почти не прибегало к форме К.. тем не менее ее представляет нам монолит, покрывающий собою небольшой хорагический памятник Лизикрата, в Афинах. Каменный К., правильной сводчатой конструкции, является впервые у римлян, которые, разработав приемы его кладки, в цветущий период своего искусства смело пользовались им для прикрытия даже весьма обширных пространства как, напр., в Пантеоне Агриппы (см.), в котором полусферический К., снабженный вверху круглым отверстием для пропуска света, прикрывает круглое здание 43 1/2 м. в диаметре. Позже К. сделался любимой формой покрытий в византийской архитектуре впервые удачным образом разрешившей задачу помещения его над основанием не только круглого, но и квадратного и вообще многоугольного плана, а именно посредством устройства пандантивов, или парусов, (см. Византийское искусство). Усовершенствованный таким образом К. распространился из Византии по всем ее провинциям и по странам, подвергшимся ее влиянию, перешел на Запад — в Италию (равенские крестильница и црк. св. Виталия, венецианский собор св. Марка), на берега Рейна (императорская капелла, в Ахене), во Францию (црк. св. Фронта, в Перигё), был унаследован мусульманским искусством, Арменией, Грузией и Россией. Высшую степень развития К. получил в итальянском зодчестве эпохи Возрождения (К. Брунеллески, во Флорентийском соборе, Микеланджеловский К. над римским собором св. Петра и проч.). В новейшей архитектуре, К. помещается по большей части не прямо на стенах покрываемого им пространства, но между ними и им воздвигается, как посредствующее звено, более или менее высокий цилиндрический тамбур (барабан), прорезанный окнами, служащими для освещения как самого К., так и подкупольной части здания. Впрочем, тамбур употреблялся еще и в византийском храмоздательстве. Иногда, для лучшего освещения К., в его вершине делается круглое отверстие, над которым воздвигается так назыв. фонарь — второй небольшой К., подпираемый тамбуром с окнами. Из К., в сооружениях новейшего времени, особенно замечательны по своей величине, искусной конструкции и изяществу: во Франции — К. црк. Инвалидов и Пантеона, в Париже. в Англии — лондонского собора св. Павла, в Германии — шинкелевский К. берлинского королевского музея. в России — моск. храма Христа Спасителя и петербургского Исаакиевского собора. У древних римлян К. украшался изнутри разделкой в виде выступающих вперед вертикальных и горизонтальных ребер, образующих кассеты, а в византийской архитектуре — мозаичными изображениями на золотом фоне. в новейшей архитектуре он предоставляется живописи, преимущественно фресковой. А
.
С
—
в.
В
конструктивном отношении,
современный К. представляет собой простейший из сферическ. сводов, и разрезка его, для получения вида отдельных составляющих его камней или клиньев, производится посредством меридиональных плоскостей и сопрягающих конических поверхностей, с вершиной в центре. Между двумя сопрягающими поверхностями образуется кольцо, ограниченное этими поверхностями и внутренней и внешней поверхностью К. Каждое полное кольцо, состоящее из клиновидных камней, будучи совершенно замкнуто и покоясь на нижнем кольце, находится в равновесии. Такое свойство К. позволяет устраивать в его вершине отверстия произвольных размеров (пуп), не уменьшающие нисколько устойчивости свода, а это доставляет чрезвычайно удобный способ освещения К. сверху. По этой же причине, при кладке К. из мелкого материала (кирпича), можно обойтись без кружал, так как отдельные ряды клиньев очень мало наклонены к горизонту и, образуя сомкнутое кольцо, не нуждаются в подпоре. Толщиной свода задаются по давлению, которое приходится на пяты К. от веса надкупольной нагрузки. В зависимости от этого определяются размеры по толщине и в остальных сечениях свода. При поверке прочности легких и средних К. — берется в расчет и сцепление раствора в швах. При проектировании К. серьезного внимания требует в особенности обеспечение устойчивости опорных стен, сходящихся в углах храма и поддерживающих барабан помощью промежуточных цилиндрических арок. Повреждения, обнаружившиеся в значительном числе церквей, указывают в большинстве случаев на необходимость или устройства контрфорсов по углам высоких малоустойчивых стен, или же уменьшения действия на них распора от К. помощью железных связей (К. св. Петра в Риме, храм св. Владимира в Херсонесе и др.). Если К. оказывает стремление раздвигать устой или барабан, то, для предупреждения дальнейшего разрушения, их можно стянуть железными кольцами. В последнее время усовершенствования систем сквозных металлических покрытий привели к конструкции железных К., преимущественно для перекрытия круглых фабр.-заводских и т. п. зданий, служащих для промышленных целей. Купольная система составляется здесь из отдельных упругих связей, располагаемых по меридиональным и параллельным кругам, которые для большой устойчивости соединяются диагональными связями (система Шведлера). К. зданий берлинского газгольдера состоят из 4-5 многоугольных колец и 24 радиальных стропильных ног. кольцо для фонаря образует 12-угольник. Эти К., пролетом от 32 до 44 м., покрыты картоном. Существуют подобные К., отверстием свыше 50 м. За образующую металлического сквозного К. для средней части обыкновенно принимается парабола. К. по кубической параболе теоретически требует 2/3 материала, идущего на такой же К. по обыкновенной параболе.
А
.
Т.
Купол ( воен .) — см. Башня.
Развитие куполостроения
В эпоху Возрождения настает период самого острого развития куполостроения. В пятнадцатом-шестнадцатом веках были сооружены такие полусферы в соборах Санта-Мария-дель-Фьоре и Святого Петра. Это были по-настоящему божественные конструкции, сделанные истинными профессионалами. Во времена барокко купол церкви считался самым большим элементом постройки.
Начиная с девятнадцатого столетия купола стали строить не только в священных храмах, но и в государственных учреждениях. В обычных домах также присутствовали конструкции данного типа, но это случалось крайне редко. В этот период стали необычайно популярны золотые купола церквей. Помимо благородного металла, использовались и другие материалы, например стекло и железобетон. В двадцатом веке применения полусфер стало популярнее в несколько раз. С этого периода купола возводились в спортивных учреждениях, зрелищных сооружениях и так далее.