Что означает полумесяц на православном кресте, история появления и трактовки символа 

Если внимательно посмотреть на православные кресты, то можно заметить, что в их основании присутствует полумесяц, который находится там неслучайно. Полумесяц на кресте или же цата – символ Иисуса Христа, как Царя, а также Первосвященника, но мало кто об этом знает. Этот символ должен напоминать прихожанам храмов, что их Царем и Господом является Иисус Христос, именно в поисках его все приходят до церкви, а значит, стоит отбросить посторонние мысли и посвятить время Господу. Именно полумесяц символизирует Царство, а также первосвященство, поэтому он и есть на православных крестах.

История полумесяца

Полумесяц, которой было принято называть также цатой, изначально считался государственным символом Византии, он символизировал власть.

После завоевания турками Константинополя и переименования его в Стамбул он стал знаком Османской империи. В Древней Руси полумесяц также считался символом власти, его было принято помещать на изображения князей.

Цату часто помещали на иконы в качестве дополнительного украшения. Полумесяц встречается на иконах Троицы и Богородицы, Николая Чудотворца.

Широкое распространение на Руси цата обретает в 17 в., ее было принято изображать в виде перевернутого кокошника. Кресты с полумесяцами часто устанавливались на церкви, которые постоянно посещали правители, князья. Символ венчает многие Кремлевские соборы, а также недавно возведенные в древнерусском стиле храмы.

Различия крестов в православной вере

Федор Студит утверждал что «крест всякой формы есть истинный крест». Поэтому для верующих в Иисуса Христа вне зависимости от вероисповедания, любой крест является священным символом. У католиков чаще всего можно увидеть четырех конечный крест, а у православных – восьмиконечный.

У основания православного креста может размещаться вышесказанная цата, но она не является его неотъемлемой частью. На куполах можно увидеть и другие изображения, например звезды, которые символизируют Вифлеемскую звезду и указывают истинный путь для каждого православного христианина. Часто встречается и корона. Она указывает на то, что храм был построен на деньги и по указу правящего императора, а также что Глава Церкви – Христос – Единый Истинный царь.

На некоторых храмах можно заметить крест с бусинами. Эти бусины обозначают капли крови Христа, которую он пролил ради спасения человечества. В народе их часто именую «слезками». Также они символизируют покаянные слезы верующих. Еще принято украшать кресты виноградной лозой, трехглавыми лилиями (Святая Троица), ангелами, голубями, процветшими побегами (древо жизни и символ рая).

При этом сам крест может быть четырехконечным, шестиконечным и восьмиконечным. Все это христианские канонические изображения.

Полумесяц на кресте — другие толкования

Возвышающийся на полумесяцем православный крест символизирует победу солнечного света над луной. Существуют и другие версии, в соответствии с которыми значение полумесяца меняется.

Важно также знать, что крест стал символом христианства только спустя три столетия после принятия христианства. До этого на могилы усопших ставить крест не было принято, вместо него использовались якорь или ветка оливы.

В соответствии с другой версией полумесяц — это не что иное, как Вифлеемские ясли, в которых был найден младенец Христос. В этой трактовке крест опирается на колыбель Иисуса. Другое толкование — ведомый Спасителем корабль христианства, крест выступает в качестве паруса.

Полумесяц символизировал также якорь, считался символом нерушимой веры в Бога. Подтверждение этой концепции можно найти в Библии, в Послании к Евреям.

Христианская религия обеспечивает безопасность, позволяет укрепиться в неспокойном море. Стоит отметить, что все версии имеют право на существования, как и смыслы, которые вкладывали в религиозные символы поколения христиан.

Ложные трактовки

Сегодня находятся еще те, кто утверждает, что крест с полумесяцем символизирует победу христианской веры над мусульманством. Но так могут рассуждать только малограмотные люди, которые не знают, что подобная символика появилась еще задолго до возникновения мусульманской религии.

Некоторые связывают его с язычеством. Бог солнца часто изображался в виде креста и символизировал свет и день, а полумесяц – ночь и тьму. Но такое утверждение ошибочно, так как нигде не найдено рисунков, объединяющих эти два символа. Да и крест у язычников имеет равные стороны и утолщения, как у основания, так и на концах.

Ложные толкования

При поисках ответов на вопрос о значении полумесяца встречается мнение о связи с мусульманской религией. Христианство транслирует в мир свое превосходство над исламом, попирает его символ своим. Это мнение не соответствует истине. Полумесяц стал символом ислама только в 15 веке, а сочетание этого символа с крестом встречается на памятниках 6 века.

В данном случае обязательно следует учитывать, что угнетение другого вероисповедания вступает в противоречие с основными постулатами христианской религии.

Другие трактовки символа


Фото: Flickr.com
Также, данный символ считают символом Церкви-Жены, в которой говорится в Откровении Иоанна. Также, некоторые трактуют полумесяц, как символ дракона, побежденного Господом и упавшего без сил возле Его ног. Это еще раз напоминает православному человеку о том, что Господь всегда побеждает зло, а значит, нужно стремиться вести благочестивую христианскую жизнь, не обращая внимания на все соблазны этого мира.

Да, этот путь не простой, но награда в конце большая – возможность счастливо пребывать с Господом в вечности. Полумесяц на кресте – это символ, который удачно напоминает о всемогуществе Бога, Его справедливости, милосердии, любви к человеку и жертве, которая была принесена с целью победы над грехом и возврата человеку права на вечную жизнь.

(93 оценок, среднее: 3,71 из 5)

Звезда и полумесяц

Эти символы были заимствованы мусульманами из Древней Византии, чего они не отрицают. Эти знаки имеют древнюю историю, насчитывающую не одно тысячелетие. В соответствии с некоторыми источниками эти символы широко использовались в языческих культах, существовавших в разных регионах России.

В раннем исламе также применялись самые разные символы, позднее они были вытеснены единственным. Сегодня существует большое количество храмов, святынь, украшенных звездой и полумесяцем. В сознании мусульман они тесно связаны с исламом.

Полумесяц или лодка: версии происхождения знака

Существует несколько версий, что именно символизирует полумесяц на православном кресте. Среди них выделим следующие:

  1. Этот знак − вовсе не полумесяц. Существует еще один древний символ, который визуально похож на него. Крест как символ христианства был утвержден не сразу. Константин Великий утвердил христианство как главную религию Византии, а для этого потребовался новый узнаваемый символ. А первые три века могилы христиан украшали другие знаки − рыба (по-гречески «ихтис» − монограмма «Иисус Христос Божий Сын Спаситель»), оливковая ветвь или якорь.
  2. Якорь в христианской религии также имеет особое значение. Под этим знаком понимают надежду и незыблемость веры.
  3. Также Вифлеемские ясли напоминают собой полумесяц. Именно в них нашли Христа младенцем. Крест при этом опирается на рождение Христа и произрастает из его колыбели.
  4. Евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христа, может подразумеваться под этим знаком.
  5. Это и символ корабля, ведомого Христом Спасителем. Крест в этом смысле − парус. Церковь под этим парусом плывет к спасению в Царстве Божьем.

Все эти версии в какой-то мере соответствуют истине. Каждое поколение вкладывало собственный смысл в этот знак, столь важный для верующих христиан.

Православный крест: значение, форма, символика

Шестиконечный православный крест.

В Православии каноническим считается шестиконечное распятие: вертикальную линию пересекает три поперечных, одна из них (нижняя) – косая.

Верхняя горизонтальная перекладина (самая короткая из трех поперечных) символизирует табличку с надписью на трех языках (греческом, латинском и еврейском): «Иисус Назорей, Царь Иудейский».

Эту табличку по приказанию Понтия Пилата прибили к Кресту Господню перед распятием.

Средняя, смещенная ближе к верхней (самая длинная) перекладина, является непосредственной частью Креста — к ней были прибиты руки Спасителя.

Нижняя косая перекладина представляет собой подпорку для ног. В отличие от католиков, в Православии на Распятии пронзенными гвоздями показываются обе ноги Спасителя. Эта традиция подтверждается исследованиями Туринской плащаницы – плата, в который было завернуто тело распятого Господа Иисуса Христа.

Стоит добавить, что косая форма нижней перекладины несет в себе определенный символический смысл.

Приподнятый конец этой перекладины устремляется вверх, к небу, тем самым, символизируя разбойника, распятого по правую руку от Спасителя, который, уже будучи на кресте, покаялся и вошел с Господом в Царство Небесное.

Другой конец перекладины, обращенный вниз, символизирует второго разбойника, распятого по левую руку от Спасителя, который хулил Господа и не удостоился прощения. Состояние души этого разбойника – это состояние богооставленности, ада.

Афонский крест.

Существует еще один вариант православного Распятия, так называемый, полный или афонский крест. Он несет в себе еще больше символических смыслов. Его особенностью является то, что над каноничным шестиконечным Крестом надписываются определенные буквы.

Что означают надписи на кресте.

Над самой верхней перекладиной надписывается: «ИС» – Иисус и «ХС» – Христос. Чуть ниже, по краям средней перекладины: «СНЪ» – Сын и «БЖIЙ» – Божий. Под средней перекладиной идет сразу два надписания.

По краям: «ЦРЬ» – Царь и «СЛВЫ» – Славы, а в (в переводе с греческого – победа).

Это слово означает, что Своими страданиями и смертью на Кресте Господь Иисус Христос победил смерть и искупил человеческие грехи.

По бокам от Распятия изображаются копье и трость с губкой, обозначеные, соответственно, буквами «К» и «Т».

Как мы знаем из Евангелия, копьем Господу пронзили правое ребро, а на трости Ему предложили губку с уксусом для того, чтобы уменьшить Его боль. Господь отказался облегчать Себе страдания.

Внизу Распятие изображается стоящим на основании – небольшом возвышении, которое символизирует гору Голгофу, на которой был распят Господь.

Внутри горы изображается череп и скрещенные кости праотца Адама. В соответствии с этим, по бокам от возвышения надписывается – «МЛ» и «РБ» – Место Лобное и Распят Бысть, а также две буквы «Г» – Голгофа. Внутри Голгофы, по бокам от черепа, ставятся буквы «Г» и «А» – голова Адама.

Изображение останков Адама имеет определенный символический смысл. Господь, будучи распят, проливает Свою кровь на останки Адама, тем самым омывая, очищая его от совершенного им в раю грехопадения.

Вместе с Адамом омываются грехи и всего человечества. В центре распятия также изображается круг с шипами – это символ тернового венца, который был надет на главу Господа Иисуса Христа римскими солдатами.

Православный крест с полумесяцем.

Также стоит сказать и о еще одной форме православного креста. В данном случае крест имеет в своем основании полумесяц. Такие кресты очень часто венчают собой купола православных храмов.

По одной из версий, крест, выходящий из полумесяца, символизирует рождение Господа Иисуса Христа. В восточной традиции полумесяц часто считают символом Божией Матери – так же, как крест считают символом Иисуса Христа.

Еще одна трактовка объясняет полумесяц как символ евхаристической чаши с кровью Господа, из которой, собственно, и рождается Крест Господень. Есть еще одно толкование, касающееся креста, выходящего из полумесяца.

Данная трактовка предлагает понимать это как победу (или возвышение, преимущество) христианства над исламом. Однако, как показали исследования, это толкование некорректно, так как сама форма такого креста появилась гораздо раньше VI века, когда, собственно, и возник ислам.

Источник: https://poleznosti.mirtesen.ru/blog/43133290004

Отличие православного и католического распятия

Кроме разности формы креста восточных и западных христиан, существуют также отличия в самом распятии. Зная важные отличительные черты православных и католических распятий, можно легко определить к какому направлению христианства принадлежит данный символ.

Отличия православного и католического распятий:

  • Число гвоздей, визуально различимых в распятии
  • Положение тела Христа

Если в православной традиции на распятии изображены четыре гвоздя – для каждой руки и ноги отдельно, то в католической традиции ноги Христа скрещены и прибиты одним гвоздём, соответственно на распятии три гвоздя.

Православие объясняет наличие четырёх гвоздей тем, что привезённый царицей Еленой из Иерусалима в Константинополь крест, на котором был распят Христос, имел следы от четырёх гвоздей.

Католики обосновывают свою версию о трёх гвоздях тем, что в Ватикане хранятся все гвозди креста, на котором был распят Христос, а их всего три. Кроме того, изображение на Туринской плащанице отпечатано таким образом, что ноги распятого скрещены, потому можно предположить, что ноги Христа прибивались одним гвоздём.

Положение тела Христа на православном распятии немного неестественно, тело Иисуса не висит на руках, как должно было происходить по физическим законам. На православном распятии руки Христа простираются по кресту в стороны, как бы призывая «все концы земли» (Ис. 45;22). В распятии нет попыток отразить боль, оно более символично. Православие объясняет такие особенности распятия тем, что крест – это, прежде всего, орудие победы над смертью. Распятие в православии – это символ победы жизни над смертью, и, как ни парадоксально, почти предмет радости, потому как содержит идею Воскресения.

На католическом распятии положение тела максимально приближено физиологическому: тело провисает на руках по собственной тяжестью. Католическое распятие более реалистично: часто изображается истекающая кровь, стигматы от гвоздей, копья.

почему на некоторых крестах православных церквей присутствует полумесяц см. фото

почему на некоторых крестах православных церквей присутствует полумесяц см. фото

  1. Прежде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год) , Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие.
    Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи.

    Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть.

    Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в Царственном летописце XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца.

    Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Все это дает право считать, что цата на кресте символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника.

    Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.

    Кроме того, из глубокой древности от Христа и первых веков христианства к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий (Евр. 6, 18-19).

    Этот якорь , одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной.

    На куполах храма Софии Вологодской (1570 год) , Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год) , храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу.

    Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд в знак того, что, первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу.

    Иногда крест на храме (с полумесяцем или без него) бывает не восьмиконечный, а четырехконечный.

    Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век) , собор Святой Софии в Киеве (1152 год) , Успенский собор во Владимире (1158 год) , церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы. Начиная с III века, когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах, и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим.

    Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная.

    Вот сколько значений и таинственного духовного смысла в кресте, что сияет над куполом храма.

  2. я думаю крест и полумесяц както связаны
  3. Запрестольный Крест может быть разной формы, но непременно должен иметь на себе образ Распятия Христова. Здесь следует сказать о догматических значениях форм Креста и различных изображений Распятия. Есть несколько основных форм Креста, приемлемых Церковью.
    Крест четырехконечный, равносторонний, есть знамение Креста Господня, догматически означающее, что ко Кресту Христову равно призываются все концы вселенной, четыре стороны света.

    Крест четырехконечный с удлиненной нижней частью выделяет представление о долготерпении Божественной любви, отдавшей Сына Божия в крестную жертву за грехи мира.

    Крест четырехконечный с полукружием в виде полумесяца внизу, где концы полумесяца обращены вверх, – очень древний вид Креста. Чаще всего такие кресты ставились и ставятся на куполах храмов. Крест и полукружие означают якорь спасения, якорь нашей надежды, якорь упокоения в Небесном Царстве, что очень соответствует понятию о храме, как о корабле, плывущем в Царство Божие.

    Крест восьмиконечный имеет одну среднюю перекладину длиннее других, над ней одну прямую короче, под ней тоже короткую перекладину, один конец которой поднят и обращен на север, опущенный-обращен на юг. Форма этого Креста более всего соответствует тому Кресту, на котором был распят Христос. Поэтому такой Крест уже не только знамение, но и образ Креста Христова.

    Верхняя перекладина-табличка с надписью “Иисус Назорей Царь Иудейский”, прибитая по приказу Пилата над главой Распятого Спасителя.

    Нижняя перекладина – подставка для ног, призванная служить для увеличения мучений Распятого, так как обманчивое ощущение некоторой опоры под ногами побуждает казнимого невольно пытаться облегчить свою тяжесть, опираясь на нее, чем только продлевается самое мучение.

    Догматически восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой-это жизнь будущего века, Царство Небесное, почему один из концов такого Креста указывает вверх, в небо.

    Это значит также, что путь в Небесное Царство открыт Христом через Его Искупительный Подвиг, по слову Его: “Я есмь путь и истина и жизнь” (Ин. 14, 6).

    Косая перекладина, к которой прибиты были ноги Спасителя, таким образом, означает, что в земной жизни людей с пришествием Христа, ходившего по земле с проповедью, оказалось нарушенным равновесие пребывания всех людей без исключения под властью греха.

    В мире начался новый процесс духовного возрождения людей во Христе и их изведения из области тьмы в область света небесного. Вот это движение спасения людей, возведения их от земли к небу, соответствующее ногам Христа как органу движения человека, совершающего путь свой, и обозначает собою косая перекладина восьмиконечного Креста.

    Когда на восьмиконечном Кресте изображен распятый Господь Иисус Христос, Крест в целом становится полным образом Распятия Спасителя и потому содержит в себе всю полноту силы, заключенной в крестном страдании Господа, таинственное присутствие Христа распятого. Это великая и страшная святыня.

  4. Полумесяц-это Не полумесяц, а иудейская жертвенная чаша для слива крови. Обратитесь к символам иудаизма и все поймете. В эти кресты они умудрялись воткнуть и звезды давида-магендавиды. Жидовство это все в христианстве.
  5. Это символ победы над турками. Как бы крест над полумесяцем, ну смысл думаю понятен.
  6. Официальное объяснение православной церкви таково – поверженный полумесяц, присутствующий на церковных крестах означает победу Христианства над Исламом.
  7. 1. Восьмиконечный крест – классический древлеправославный. 2. Полумесяц в основании креста символизирует Матерь Божию.

Крест с полумесяцем на куполе Храма

Главными частями Креста (в реальном и символическом значении) были два бруса: один вертикальный (самый большой), другой – горизонтальный, соединенный с первым под прямым углом. К ним был пригвожден Спаситель мира. Римляне называли его – crux immissa (крест вбитый).
В верхней части голгофского Креста была небольшая дощечка – titulus (титло). О ней говорится в св. Евангелии: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.

Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски» (Ин.19:19-20). Третью поперечную перекладину составляло подножие. Без нее прикрепленное к древу тело, висевшее многие часы на одних только гвоздях, могло сорваться.

Полумесяц у основания Креста придает ему сходство с якорем, который у древних христиан был символом надежды, а Церковь – корабль спасения в бушующем житейском море. Мысль эту мы находим у св. апостола Павла (см. Евр.6:18-19).

Некоторые исследователи видят здесь символическое выражение апокалипсического образа, относящегося к Божией Матери: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» ( Откр.12:1). Солнцем Правды Церковь называет Иисуса Христа.

Есть еще толкование: полумесяц – Чаша, в которую стекала Кровь Спасителя – символ таинства Евхаристии. На верхнем конце Креста иногда изображается голубь – символ Святого Духа. Во время Крещения Господня «увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:16-17).

И еще о кресте с полумесяцем с сайта https://www.pravmir.ru

По своей внешней форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных нам восьмиконечных. Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения и имеет соответствующую символику. Особенно часто вопросы и недоумения возникают по поводу полумесяца (цаты), расположенного в нижней части креста.

Какое значение несет в себе этот символ?Прежде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие.

Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи.Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть.

Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы.

Все это дает право считать, что цата на кресте ― символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.

Кроме того, из глубокой древности ― от Христа и первых веков христианства ― к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19).

Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл ― избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной.

На куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу.

Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд» ― в знак того, что, первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу.

Иногда крест на храме (с полумесяцем или без него) бывает не восьмиконечный, а четырехконечный.

Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму ― например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век), собор Святой Софии в Киеве (1152 год), Успенский собор во Владимире (1158 год), церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы. Начиная с III века, когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах, и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим.Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие ― например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная.

Вот сколько значений и таинственного духовного смысла в кресте, что сияет над куполом храма.

Материал прислала Ирина Кузнецова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]

Источник: https://happy-school.ru/publ/voskresnaja_shkola/voprosy_i_otvety/krest_s_polumesjacem_na_kupole_khrama/115-1-0-5985

Обетный крест

На Руси существовал обычай в честь памятных дат или праздников устанавливать обетные кресты. Обычно такие события были связаны с гибелью большого количества людей. Это могли быть пожары или голод, а также холодная зима. Кресты могли быть установлены и как благодарность за избавление от какой-либо беды.

В городе Мезень в XVIII веке было установлено 9 таких крестов, когда во время очень суровой зимы, чуть было не погибли все жители города. В новгородском княжестве устанавливались именные обетные кресты. После того традиция перешла и к северным русским княжествам.

Иногда определенные люди устанавливали обетный крест в знак определенного события. Такие кресты часто носили имена людей, которые их создали. Например, в Архангельской области есть поселок Койнас, где стоит крест, называемый Татьяниным. По словам жителей этого поселка, крест был установлен односельчанином, который дал такой обет. Когда его жену Татьяну одолел недуг, он принял решение отвести ее в церковь, находившуюся далеко, так как поблизости не было других церквей, после чего его жена выздоровела. Именно тогда и появился этот крест.

Луна на иконах Богоматери. Зачем месяц на православном кресте

Вчерашнее обнаружение Луны на иконе Богоматери в церкви Знамения Богоматери в Дубровицах зародило во мне ряд вопросов, и я стала копать информацию. Луна действительно довольно редкое явление на иконах.

Хотя у Иоанна Богослова есть такие слова: “Жена, облеченная в солнце, под ногами у Нее луна и на главе Ее венец из двенадцати звезд” (Ап 12:1).Я нашла лишь три иконы Богоматери, имеющие атрибуты, описанные Иоанном Богословом:1.Млекопитательница Греция, 1750 г.16х12,4 см.

2. Остробрамская икона Божией Матери (в Храмах Киева и Кракова)

3. И собственно икона Богоматери в церкви Знамения Богоматери в Дубровицах.Аналогию с III арканом Таро – Императрицей я уже проводила. Вероятно, что Луна на карте Императрицы символизирует женское начало, на которую она (Императрица) и опирается левой же (женской) ногой. Вот классическое изображение III аркана Таро – Императрицы, попирающей левой ногой Луну (из предыдущего поста).

В продолжение темы Луны у меня возник ещё один закономерный вопрос А вот что означает Луна (полумесяц) на православном кресте?

В сети нашла несколько версий:

1) Мусульманская.

Луна под Крестом, как символ победы Православия над Мусульманством в период татаро-монгольских нашествий.

Данный вариант не выдерживает никакой критики. Во-первых, татаро-монголы не представляли собой единый народ, не было у них и единой религии. Чингисхан, например, верил в Высшее Небесное Существо, а ислам получил своё распространение лишь при хане Узбеке.

Важно

Кроме того – татаро-монголы отличались значительной веротерпимостью, потому вопросы религий не были основными.Кроме того, крест с полумесяцем возник задолго до монголо-татарского нашествия. Такой крест стоит на куполе Дмитриевского собора во Владимире (XII век) например.

2) Языческая.

Луна с Крестом как традиционная солярно-лунарная символика, где Крест символ Солнца (вспомнить свастику), символ Мужского начала, а полумесяц – соответственно символ Луны, символ Женского начала. Их сочетание.

Только что они делают на куполе православных храмов? На этот вопрос отвечает третья версия.

3) Христианская.

Очень многие символы и ритуалы христианской церкви являются не вновь введенными (придуманными церковью), а лишь «воцерковленными» символами предыдущих «верований», наделёнными новыми смыслами и значениями. Эту ситуацию мы и имеем в контексте Креста с полумесяцем, где Крест становится символом Христа, а месяц – символом Богоматери.

Интересно в этой связи, почему купола церкви венчают символ Христа и Богоматери, а не, например, символ Троицы (Бог-отец, Бог-сын и Святой Дух)? Было бы ведь логичнее? Может есть какие ещё версии?

Наиболее полной и интересной статьёй по данной теме была статья Б.А. Успенского «Солярно-лунарная символика в облике русского храма».

Источник: https://vse-horosho.livejournal.com/25236.html

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]