Дословный перевод слова «полиеле́й» с греческого языка – «многая милость». Из-за одинакового звучания, иногда переводится как «масло». Это действительно уместно, так как на полиелейной службе архиерей или клирик храма помазывает лоб каждого, кто прикладывается к праздничной иконе.
В это время хор поет 134 и 135 псалмы, многократно повторяя слова «яко в век милость Его». Полиелей – торжественная часть богослужения, поэтому происходит несколько раз в году, всегда в воскресные или праздничные дни. Что такое полиелей в православии? На этот вопрос существует несколько ответов.
Церковные богослужения
Православные храмы необходимы для совершения церковных служб, главная из которых Литургия. Богослужения бывают вечерние, утренние и дневные. Они состоят из частей, каждая из которых имеет свое название, особую роль и свое символическое значение. Так, накануне Великих праздников и воскресных богослужений после прочтения кафизм и особых церковных песнопений совершается особое действо. В храме загораются все светильники и открываются царские врата. Все священнослужители торжественно выходят на середину храма. Так начинается полиелей. Полиелей — что это такое?
Священник помазывает верующего маслом во время полиелея
Что такое богослужение?
Церковь имеет главную задачу — это повышение духовного уровня отдельного человека и всего общества в целом. Именно поэтому необходимы храмы — они являются сосредоточением духовной жизни и позволяют обществу христиан проводить общественные работы и принимать людей.
Богослужение — это особое время в храме, когда люди поклоняются Богу
Но для любого общества и его функционирования необходим организованный порядок, поэтому и богослужения в храме проходят в определенное время и по своим законам. Верующий человек, который посещает храм регулярно должен разбираться в порядке проведения богослужений.
Богослужение — это особое время в храме, когда люди поклоняются Богу. Оно включает:
- пение псалмов;
- чтение акафистов;
- проповеди священника.
Каждое действие в церкви имеет свою цель, так Божественная Литургия — это воскресное собрание, на котором совершается Таинство Причащения. Она считается самой важной и центральной в деятельности церкви, а прочие являются как бы подготовкой к ней.
Полиелей — что это?
Греческое слово «Полиэлеос» состоит из двух частей: «πολυς» — «многий» и «ελεος» — «милость». Дословно на русском «Полиелей» означает «многомилостивое», «многая милость». Это название относится к торжественному пению псалмов 134 и 135. Во втором из них звучит часто повторяются слова «Яко в век милость Его». Поэтому за пением этих псалмов и закрепилось название «Полиелей».
Многие допускают распространенную ошибку, будто перевод слова «Полиелей» — это «многомаслие». Недоразумение возникло из-за схожести звучания по-гречески слов «милость» («ἔλεος») и «масло» («ἔλαιον»). Доводом в пользу такого неверного понимания является использование масло (елея) на полиелейной службе. До наших дней сохранилась традиция помазания лба всех молящихся в храме освященным маслом.
Молитва Матроне Московской об исцелении
К сожалению, далеко не все знают достаточное количество молитвенных обращений к тому или иному святому. Поскольку в качестве примера было приведено использование елея, освященного на на мощах Матроны Московской, то и молитва будет именно к ней.
О блаженная мати Матроно, услыши и приими ныне нас, грешных, молящихся тебе, навыкшая во всем житии твоем приимати и выслушивати всех страждущих и скорбящих, с верою и надеждою к твоему заступлению и помощи прибегающих, скорое поможение и чудесное исцеление всем подавающи. Да не оскудеет и ныне милосердие твое к нам, недостойным, мятущимся в многосуетнем мире сем и нигдеже обретающим утешения и сострадания в скорбех душевных и помощи в болезнех телесных: исцели болезни наша, избави от искушений и мучительства диавола, страстно воюющаго, помози донести житейский свой Крест, снести вся тяготы жития и не потеряти в нем образ Божий, веру православную до конца дней наших сохранити, упование и надежду на Бога крепкую имети и нелицемерную любовь к ближним; помози нам по отшествии из жития сего достигнути Царствия Небеснаго со всеми угодившими Богу, прославляюще милосердие и благость Отца Небеснаго, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
История возникновения полиелея
В ветхозаветные времена совершались особые ночные богослужения, предваряющие начало нового дня. В раннехристианский период была составлена особая службы — утреня. Со временем ее чин сильно претерпел изменения. Были оставлены только отдельные псалмы. А духовные поэты и гимнописцы, такие как Роман Сладкопевец, составили специальные песнопения для утрени. Современное чинопоследований утрени закрепилось Студийским (9 век) и Иерусалимским (11 век) Уставами, регулирующими порядок ведения церковных служб. К этому времени относятся первые упоминания о пении полиелейных псалмов.
С 15 века на Всенощном бдении Полиелей, наряду с Литией (усердным молением) и Великим славословием, отличается молитвенной насыщенностью и торжественным участием священнослужителей. Раньше во время полиелея молящиеся стояли с зажженными свечами. Это свидетельствовало о духовном горении человека в чувстве любви ко Господу. До наших дней такая традиция не сохранилась. В современной церковной практике только священник на полиелее держит свечу.
Полиелейные псалмы
Содержание псалмов 134 и 135 созвучно. В них избранный народ Божий, Израиль, призывается совершить славословие Творцу (134, 6; 135, 5-9) и Промыслителю (134, 7; 135, 25). Так верующие должны выразить благодарность за все оказанные Творцом милости. Это освобождение от египетского рабства (134, 8-10; 135, 10-16) и дарование обетованной (обещанной) земли (134, 10-12; 135, 17-20). За все это избранный народ обязан сохранять верность Богу (134, 15-18). В некоторых местах псалмы буквально повторяют друг друга (134, 10-11 и 135, 17-20). Все содержание этих псалмов наполнено восторженной радостью, которая изливается в благодарных словах.
Псалом 135 более восторженный и торжественный. Например, если в псалме 134 стих 5 сказано «Господь наш над всеми боги», то в псалме 135 стихи 2-3 — «Богу богов», «Господеви господей». Каждый стих псалма 135 сопровождается величественным припевом «Яко в век милость Его». Его повторение 26 раз наиболее сильно звучит в стихах 17-20.
Здесь одно предложение разделено этим припевом на четыре части:
«поразившему цари велия, яко в век милость Его; и убившему цари крепкия, яко в век милость Его; Сиона, царя Аморрейска, яко в век милость Его; и Ога, царя Васанска, яко в век милость Его».
Это
«песнь победная и возвещающая дивные дела Божии, особенно же переход душ наших из Египта греха и заблуждения к вере во Христа, освобождение наше от фараона и египтян, то есть диавола и демонов, освобождение Церкви от Диоклетиана, Максимина и богоотступника и других нечестивейших властителей, как бы от Амалика, Сиона, Ога и им подобных – и после искушений и трудов вселение в обетованную землю и небесное наследие чрез Иисуса» (святой Симеон Солунский, 14-15 век).
Типикон и другие богослужебные книге не указывают чин пения полиелея. По сложившейся традиции псалмы поют в сопровождении припевов «аллилуйя» после каждого стиха. Иногда припевы поются по трижды.
Исцеление маслом
Святой елей продается в каждой церковной лавке. В маленьких емкостях, чаще всего с наклеенной на пузырек иконой. Это масло разливают после молебна тому или иному святому. Применять его нужно с молитвой, крестообразно помазывая лоб или больное место на теле. Часто так мажут маленьких детей.
Например, православные матери заметили, что если в период эпидемий простудных заболеваний помазать ребенка маслом, освященным на мощах Матроны Московской, риск подхватить заразу значительно снижается. Не нужно забывать и о молитве тому, чьим елеем помазывают.
Порядок совершения полиелея
Согласно Уставу, по прочтении одной из кафизм и малой ектении (молитвенного прошения) зажигается весь свет в храме. Это символизирует нетварный Божий Свет, который был явлен людям Сыном Божиим. Открываются царские врата. Все священнослужители выходят из алтаря и становятся в центре храма перед иконой праздника. Алтарники подают священникам зажженные свечи на специальных подсвечниках. Хор торжественно читает стихи полиелейных псалмов.
Далее священник, совершающий службу, начинает каждение всего храма (окуривание ладаном). Сначала он подходит к иконе праздника в центре храма при пении величания. Затем — к престолу (высокому столу, стоящему посредине алтаря). Потом покидает алтарь, кадит иконостас, молящихся и весь храм.
Полиелей сопровождается каждением, которое в
«богослужении отмечает наиболее торжественные и священные моменты. Символизируя собою, как и всегда, силу и богоугодность молитвы, которая действительно достигает при пении этих псалмов высшей степени напряжения; символизируя и привлекаемую такой молитвой благодать Духа Святого; способствуя подъему душевного настроения приятным запахом благовоний, каждение в данном случае имеет еще отношение к воспоминанию, связанному с этой частью утрени: оно напоминает о том душистом мире, которое «с милостивными слезами» растворяли в этот час ночи воскресения мироносицы» (Михаил Николаевич Скабалланович, Толковый Типикон).
По сложившейся традиции после полиелея все присутствующие на богослужении целуют икону праздника и Евангелия. В напоминание о братской трапезе первых христиан, сопровождавшейся помазанием благовонным елеем, священник храма совершает начертание знака креста на лбу подходящих к иконе.
«Полиелей представляет собой некоторую границу в вечернем богослужении. После него оно переходит от символического изображения напряженного ожидания Мессии в Ветхом Завете к тихой радости о пришедшем в мир Господе и Спасителе нашем Иисусе Христе. В последовании совершения полиелея собраны почти все особенности православного богослужения, символизирующие радость от молитвенного соприкосновения с Богом: возжжение свечей и всех светильников, праздничное каждение, велегласное и торжественное пение воскресных тропарей или величаний» (иерей Василий Писцов).
Часть II. Службы суточного круга богослужения
В случае двунадесятого Господского праздника (в любой день)
Особенности такой службы можно найти в Типиконе в последованиях 14 сентября и 25 декабря.
Антифоны праздника
.
По входе:
тропарь праздника; «Слава, и ныне»: кондак праздника.
Прокимен, Апостол, Аллилуиа, Евангелие
и
причастен
– праздника (рядовые Апостол и Евангелие переносятся на предыдущий день, редко – на грядущий).
Задостойник
праздника.
Отпуст
краткий праздничный с вводной фразой.
В случае двунадесятого Богородичного праздника в седмичный день
Особенности такой службы можно найти в Типиконе в 48-й главе (8 сентября).
«Блаженны»:
3-я песнь 1-го канона праздника на 4 и 6-я песнь 2-го канона на 4 (на праздник Сретения Господня – 3-я и 6-я песни канона праздника).
По входе:
тропарь праздника; «Слава, и ныне»: кондак праздника.
Прокимен, Апостол, Аллилуиа, Евангелие
и
причастен
– праздника (рядовые Апостол и Евангелие переносятся на предыдущий день, редко – на грядущий).
Задостойник
праздника.
Отпуст
краткий праздничный (на Сретение Господне с вводной фразой).
В случае недвунадесятого Богородичного праздника в седмичный день
Служба недвунадесятого Богородичного праздника соединяется со службой рядовому святому. Особенности такой службы можно найти в Типиконе в последовании 27 ноября.
«Блаженны»:
3-я песнь 1-го канона Богородицы на 4 и 6-я песнь 2-го канона Богородицы на 4.
По входе:
тропарь Богородицы, тропарь святого; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак Богородицы.
Прокимен, Апостол, Аллилуиа, Евангелие
и
причастен
– Богородицы и святого (рядовые Апостол и Евангелие переносятся на предыдущий день, редко – на грядущий).
В случае бденного святого в седмичный день
Особенности такой службы можно найти в Типиконе в последовании 26 сентября и в 52-й главе.
«Блаженны»:
3-я песнь канона святого на 4 и 6-я песнь канона на 4.
По входе:
– в храме Господском или Богородичном:
тропарь храма, тропарь святого; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак храма;
– в храме святого:
тропарь святого; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: «Предстательство христиан…».
Прокимен, Апостол, Аллилуиа, Евангелие
и
причастен
– святого (рядовые Апостол и Евангелие переносятся на предыдущий день, редко – на грядущий).
В случае полиелейного святого в седмичный день
Особенности такой службы можно найти в Типиконе в последованиях служб полиелейным святым (например, 6 и 9 октября), а также в 7-й уставной главе Общей Минеи и в 52-й главе Типикона.
«Блаженны»:
3-я песнь канона святого на 4 и 6-я песнь канона на 4.
По входе:
– в храме Господском или Богородичном:
тропарь храма, тропарь святого; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак храма;
– в храме святого:
тропарь храма, тропарь святого, кондак храма; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: «Предстательство христиан…».
Прокимен, Аллилуиа
и
причастен
– дня и святого (в субботние дни от Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее сначала поются прокимены, Аллилуиа и причастны святого, затем – дневные).
Апостол
и
Евангелие
– рядовые и святого (в субботние дни от Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее сначала следует чтение святого, затем – рядовое).
В случае святого с великим славословием в седмичный день, кроме субботы
Особенности такой службы можно найти в Типиконе в последованиях служб 23 сентября и 23 октября, а также в 8-й уставной главе Общей Минеи и в 52-й главе Типикона.
«Блаженны»:
3-я песнь канона святого на 4 и 6-я песнь канона на 4.
По входе:
– в храме Господском:
а)
в понедельник, вторник и четверг: тропарь храма, тропарь дня (в четверг – два), тропарь святого; кондак дня (в четверг – два), «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак храма;
б)
в среду и пятницу: тропарь дня, тропарь святого; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак дня;
– в храме Богородичном:
тропарь храма, тропарь дня (в среду и пятницу прежде поется тропарь дня, а затем – храма), тропарь святого; кондак дня, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак храма;
– в храме святого:
тропарь дня, тропарь храма, тропарь святого, кондак дня, кондак храма; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: «Предстательство христиан…».
Прокимен, Аллилуиа
и
причастен
– дня и святого.
Апостол
и
Евангелие
– рядовые и святого.
В случае святого с великим славословием в субботу
В этом случае особенности такие же, как и в случае полиелейного святого, так как на утрене Октоих не поется (а потому и не поются дневные тропарь и кондак, см. главу 52-ю Типикона).
«Блаженны»:
3-я песнь канона святого на 4 и 6-я песнь канона на 4.
По входе:
– в храме Господском или Богородичном:
тропарь храма, тропарь святого; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак храма;
– в храме святого:
тропарь храма, тропарь святого, кондак храма; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: «Предстательство христиан…».
Прокимен, Аллилуиа
и
причастен
– святого и дня (от Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее).
Апостол
и
Евангелие
– святого и рядовые (от Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее).
В случае шестеричного святого в седмичный день, кроме субботы
Особенности такой службы можно найти в Типиконе в последованиях служб 5 и 24 сентября, а также в 9-й уставной главе Общей Минеи и в 52-й главе Типикона.
«Блаженны»:
Октоиха на 4 и 3-я песнь канона святого на 4.
По входе:
– в храме Господском:
а)
в понедельник, вторник и четверг: тропарь храма, тропарь дня (в четверг – два), тропарь святого; кондак дня (в четверг – два), кондак святого. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак храма;
б)
в среду и пятницу: тропарь дня, тропарь святого; кондак святого. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня;
– в храме Богородичном:
тропарь храма, тропарь дня (в среду и пятницу прежде поется тропарь дня, а затем – храма), тропарь святого; кондак дня, кондак святого. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак храма;
– в храме святого
: тропарь дня, тропарь храма, тропарь святого Минеи, кондак дня, кондак храма; кондак святого Минеи. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: «Предстательство христиан…».
Прокимен, Аллилуиа
и
причастен
– дня и святого.
Апостол
и
Евангелие
– рядовые и святого.
В случае шестеричного святого в субботу
Особенности в этом случае указаны в 12-й и 52-й главах Типикона.
«Блаженны»:
3-я песнь канона святого на 4 и Октоиха на 4.
По входе:
– в храме Господском или Богородичном:
тропари: храма, дня («Апостоли, мученицы и пророцы…») и святого Минеи; кондак святого, «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня («Яко начатки естества…»);
– в храме святого:
тропари дня («Апостоли, мученицы и пророцы…») и святого Минеи; кондак святого Минеи, «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня («Яко начатки естества…»).
Прокимен, Аллилуиа
и
причастен
– святого и дня (от Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее).
Апостол
и
Евангелие
– святого и рядовые (от Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее).
В случае святого без знака в седмичный день, кроме субботы
Особенности такой службы можно найти в Типиконе в 48-й главе (например, 27 сентября) и в 52-й главе, а также в 10-й уставной главе Общей Минеи.
Антифоны вседневные.
По входе:
– в храме Господском:
а)
в понедельник, вторник и четверг: тропарь храма, тропарь дня (в четверг – два), тропарь святого; кондак дня (в четверг – два), кондак святого. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак храма;
б)
в среду и пятницу: тропарь дня, тропарь святого; кондак святого. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня;
– в храме Богородичном:
тропарь храма, тропарь дня (в среду и пятницу прежде поется тропарь дня, а затем – храма), тропарь святого; кондак дня, кондак святого. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак храма;
– в храме святого:
тропарь дня, тропарь храма, тропарь святого Минеи, кондак дня, кондак храма; кондак святого Минеи. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: «Предстательство христиан…».
Прокимен, Аллилуиа
и
причастен
– дня и святого (если есть).
Апостол
и
Евангелие
– рядовые и святого (если указано чтение святому).
Если в Уставе не указано чтение святому, то поются прокимен, Аллилуиа и причастен только дня, а Апостол и Евангелие читаются только рядовые (см. главу 58-ю Типикона).
В случае двух святых без знака в седмичный день, кроме субботы
Особенности такой службы можно найти в Типиконе в 48-й главе (например, 2, 3 сентября) и в 52-й главе, а также в 10-й уставной главе Общей Минеи.
Антифоны вседневные.
Однако если одному из святых указаны в Типиконе «Блаженны» (очень редко, например, 3 сентября, 22 октября, 22 января), то поются антифоны изобразительные и читаются «Блаженны» Октоиха на 4 и 3-я песнь канона святого на 4.
По входе:
– в храме Господском:
а)
в понедельник, вторник и четверг: тропарь храма, тропарь дня (в четверг – два), тропарь 1-го святого, тропарь 2-го святого; кондак дня (в четверг – два), кондак 1-го святого, кондак 2-го святого. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак храма;
б)
в среду и пятницу: тропарь дня, тропарь 1-го святого, тропарь 2-го святого; кондак 1-го святого, кондак 2-го святого. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня;
– в храме Богородичном:
тропарь храма, тропарь дня (в среду и пятницу прежде поется тропарь дня, а затем – храма), тропарь 1-го святого, тропарь 2-го святого; кондак дня, кондак 1-го святого, кондак 2-го святого. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак храма;
– в храме святого:
тропарь дня, тропарь храма, тропарь 1-го святого Минеи, тропарь 2-го святого, кондак дня, кондак храма; кондак 1-го святого Минеи, кондак 2-го святого. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: «Предстательство христиан…».
Прокимен, Аллилуиа
и
причастен
– дня и святого (если есть).
Апостол
и
Евангелие
– рядовые и святого (если указано чтение святому).
Если в Уставе не указано чтение святому, то поются прокимен, Аллилуиа и причастен только дня, а Апостол и Евангелие читаются только рядовые (см. главу 58-ю Типикона).
В случае святого без знака (одного или двух) в субботу
Особенности в этом случае указаны в 12-й и 52-й главах Типикона.
«Блаженны»
Октоиха на 6. Однако в случае двух святых, если одному из святых указаны в Типиконе «Блаженны» (очень редко, например, 3 сентября, 22 октября, 22 января), то читаются «Блаженны» на 8: 3-я песнь канона святого на 4 и Октоиха на 4.
По входе:
– в храме Господском или Богородичном:
тропари: храма, дня («Апостоли, мученицы и пророцы…») и святых Минеи (одного или двух); кондаки святых (одного или двух), «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня («Яко начатки естества…»);
– в храме святого:
тропари дня («Апостоли, мученицы и пророцы…») и святых Минеи (одного или двух); кондаки святых Минеи (одного или двух), «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня («Яко начатки естества…»).
Прокимен, Аллилуиа
и
причастен
– святого (если есть) и дня.
Апостол
и
Евангелие
– святого (если есть) и рядовые.
Если в Уставе не указано чтение святому, то поются прокимен, Аллилуиа и причастен только дня, а Апостол и Евангелие читаются только рядовые (см. главу 58-ю Типикона).
В случае шестеричного святого, святого без знака или двух святых в седмичный день в период предпразднства двунадесятого праздника
Особенности такой службы можно найти в Типиконе в 48-й главе (например, 7 сентября) и в 52-й главе, а также в 12-й уставной главе Общей Минеи.
«Блаженны»
на 8: 3-я песнь канона предпразднства на 4 и 6-я песнь святого на 4.
Если святой не имеет «Блаженн»,
то читаются 3-я песнь канона предпразднства на 4 и 6-я песнь предпразднства на 4.
По входе:
– в храме Господском
:
а)
в предпразднство Господского праздника: тропари предпразднства и святого Минеи; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак предпразднства;
б)
в предпразднство Богородичного праздника: тропари: храма, предпразднства, святого Минеи; кондак храма, «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак предпразднства;
– в храме Богородичном:
а)
в предпразднство Господского праздника: тропари: предпразднства, храма и святого Минеи; кондак храма, «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак предпразднства;
б)
в предпразднство Богородичного праздника: тропари: предпразднства, святого Минеи; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак предпразднства;
– в храме святого:
тропари: предпразднства, храма, святого Минеи; кондак храма; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак предпразднства.
В случае двух святых
поются подряд тропари и кондаки обоим святым, причем на «Слава» в любом храме поется кондак 2-го святого.
Прокимен, Аллилуиа
и
причастен
– дня и святого (если есть).
Апостол
и
Евангелие
– рядовые и святого (если указано чтение святому).
Если в Уставе не указано чтение святому, то поются прокимен, Аллилуиа и причастен только дня, а Апостол и Евангелие читаются рядовые (см. 5 августа).
В случае шестеричного святого, святого без знака или двух святых в седмичный день в период попразднства двунадесятого праздника
Особенности такой службы можно найти в Типиконе в 48-й главе (например, 9, 15 сентября) и в 52-й главе, а также в 12-й уставной главе Общей Минеи.
«Блаженны»
на 8: рядовая песнь канона праздника на 4 и 6-я песнь святого на 4.
Если святой не имеет «Блаженн
», то читаются или две рядовые песни канона праздника на 8 (если короткий период попразднства, например, 10 сентября), или одна рядовая песнь праздника на 6 (если длительный период попразднства, например, 19 сентября).
Вхо́дный стих:
«Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий…» (далее в попразднство Господского праздника следует припев 2-го антифона праздника, а Богородичного – «во святых Дивен сый…»).
По входе:
– в храме Господском:
а)
в попразднство Господского праздника: тропари праздника и святого Минеи; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника;
б)
в попразднство Богородичного праздника: тропари: храма, праздника, святого; кондак храма, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак праздника;
– в храме Богородичном:
а)
в попразднство Господского праздника: тропари: праздника, храма и святого Минеи; кондак храма, «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника;
б)
в попразднство Богородичного праздника: тропари: праздника, святого Минеи; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак праздника;
– в храме святого:
тропари: праздника, храма, святого Минеи; кондак храма; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника.
В случае двух святых
поются подряд тропари и кондаки обоим святым, причем на «Слава» в любом храме поется кондак 2-го святого.
Прокимен, Аллилуиа
и
причастен
– праздника и святого (если есть).
Апостол
и
Евангелие
– рядовые и святого (если указано чтение святому).
Задостойник
праздника.
В случае полиелейного святого в седмичный день в период предпразднства двунадесятого праздника
Особенности такой службы можно найти в 11-й уставной главе Общей Минеи и в 52-й главе Типикона.
«Блаженны»
на 8: 3-я песнь канона предпразднства на 4 и 6-я песнь святого на 4.
По входе:
– в храме Господском:
а)
в предпразднство Господского праздника: тропари предпразднства и святого Минеи; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак предпразднства;
б)
в предпразднство Богородичного праздника: тропари: храма, предпразднства, святого Минеи; кондак храма, «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак предпразднства;
– в храме Богородичном:
а)
в предпразднство Господского праздника: тропари: предпразднства, храма и святого Минеи; кондак храма, «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак предпразднства;
б)
в предпразднство Богородичного праздника: тропари: предпразднства, святого Минеи; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак предпразднства;
– в храме святого:
тропари: предпразднства, храма, святого Минеи; кондак храма; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак предпразднства.
Прокимен, Аллилуиа
и
причастен
– дня и святого.
Апостол
и
Евангелие
– рядовые и святого.
В случае полиелейного святого в седмичный день в период попразднства двунадесятого праздника
Особенности такой службы можно найти в Типиконе в 48-й главе (например, 9 августа) и в 52-й главе, а также в 11-й уставной главе Общей Минеи.
«Блаженны»
на 8: рядовая песнь канона праздника на 4 и 6-я песнь святого на 4.
Вхо́дный стих:
«Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий…» (далее в попразднство Господского праздника следует припев 2-го антифона праздника, а Богородичного – «во святых Дивен сый…»).
По входе:
– в храме Господском:
а)
в попразднство Господского праздника: тропари праздника и святого Минеи; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника;
б)
в попразднство Богородичного праздника: тропари: храма, праздника, святого; кондак храма, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак праздника;
– в храме Богородичном:
а)
в попразднство Господского праздника: тропари: праздника, храма и святого Минеи; кондак храма, «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника;
б)
в попразднство Богородичного праздника: тропари: праздника, святого Минеи; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак праздника;
– в храме святого:
тропари: праздника, храма, святого Минеи; кондак храма; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника.
Прокимен, Аллилуиа
и
причастен
– праздника и святого.
Апостол
и
Евангелие
– рядовые и святого.
Задостойник
праздника.
В случае бденного святого в неделю
Особенности такой службы можно найти в 3-й главе Типикона.
«Блаженны»
на 10: Октоиха на 6 и 3-я песнь канона святого на 4.
Вхо́дный стих:
«Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых…» (этот стих всегда поется в воскресенье).
По входе:
– в храме Господском:
тропарь воскресный, тропарь святого; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак воскресный;
– в храме Богородичном:
тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь святого; кондак воскресный, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак храма;
– в храме святого:
тропарь воскресный, тропарь святого, кондак воскресный; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: «Предстательство христиан…».
Прокимен, Аллилуиа
и
причастен
– воскресные и святого.
Апостол
и
Евангелие
– рядовые и святого.
В случае полиелейного или славословного святого или святого на 6 в неделю
Особенности такой службы можно найти в 4-й и 5-й главах Типикона.
«Блаженны»
на 10: Октоиха на 6 и 3-я песнь канона святого на 4.
По входе:
– в храме Господском:
тропарь воскресный, тропарь святого; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак воскресный;
– в храме Богородичном:
тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь святого; кондак воскресный, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак храма;
– в храме святого:
тропари: воскресный, храма, святого, кондаки: воскресный, храма; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: «Предстательство христиан…».
Прокимен, Аллилуиа
и
причастен
– воскресные и святого.
Апостол
и
Евангелие
– рядовые и святого.
В случае святого без знака в неделю
Особенности такой службы можно найти во 2-й главе Типикона.
«Блаженны»
Октоиха на 8.
По входе:
– в храме Господском:
тропарь воскресный, тропарь святого; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак воскресный;
– в храме Богородичном:
тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь святого; кондак воскресный, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак храма;
– в храме святого:
тропари: воскресный, храма, святого, кондаки: воскресный, храма; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: «Предстательство христиан…».
Прокимен, Аллилуиа
и
причастен
– воскресные и святого (если есть).
Апостол
и
Евангелие
– рядовые и святого (если указано чтение святому).
В случае двух святых в неделю
Особенности такой службы можно найти в 4-й главе Общей Минеи.
«Блаженны»
Октоиха на 8.
Однако если святому Устав назначает «Блаженны»,
то читаются «Блаженны» Октоиха на 6 и 3-я песнь канона святого на 4.
По входе:
– в храме Господском:
тропари: воскресный, 1-го святого, 2-го святого; кондак 1-го святого, «Слава»: кондак 2-го святого, «И ныне»: кондак воскресный;
– в храме Богородичном:
тропари: воскресный, храма, 1-го святого, 2-го святого; кондак воскресный, кондак 1-го святого, «Слава»: кондак 2-го святого, «И ныне»: кондак храма;
– в храме святого:
тропари: воскресный, храма, 1-го святого, 2-го святого; кондаки: воскресный, храма, 1-го святого; «Слава»: кондак 2-го святого, «И ныне»: «Предстательство христиан…».
Прокимен, Аллилуиа
и
причастен
– воскресные и святого (если есть).
Апостол
и
Евангелие
– рядовые и святого (если указано чтение святому).
В случае полиелейного святого в период пред- или попразднства двунадесятого праздника в неделю
Особенности такой службы можно найти в Типиконе в 48-й главе (например, 7 августа) и в 52-й главе, а также в 5-й уставной главе Общей Минеи.
«Блаженны»
на 12: Октоиха на 4, рядовая песнь канона праздника (в предпразднство – 3-я песнь канона) на 4 и 6-я песнь святого на 4.
По входе:
– в храме Господском:
тропари: воскресный, праздника и святого; кондак воскресный, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак праздника;
– в храме Богородичном:
а)
в пред- или попразднство Господского праздника: тропари: воскресный, праздника, храма и святого Минеи; кондаки воскресный и храма, «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника;
б)
в пред- или попразднство Богородичного праздника: тропари: воскресный, праздника, святого Минеи; кондак воскресный, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак праздника;
– в храме святого:
тропари: воскресный, праздника, храма, святого Минеи; кондаки воскресный и храма; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника.
Прокимен, Аллилуиа
и
причастен
– воскресные и святого.
Апостол
и
Евангелие
– рядовые и святого.
Задостойник
праздника (только в попразднство).
В случае святого без знака или шестеричного в период пред- или попразднства двунадесятого праздника в неделю
Особенности такой службы можно найти в Типиконе в 48-й главе (например, 7 августа, 8 сентября) и в 52-й главе, а также в 5-й уставной главе Общей Минеи.
«Блаженны»
на 12: Октоиха на 4, рядовая песнь канона праздника (в предпразднство – 3-я песнь канона) на 4 и 6-я песнь святого на 4.
Если святой не имеет «Блаженн»,
то читаются «Блаженны» на 10: Октоиха на 6 и канона праздника рядовая песнь (в предпразднство – 3-я песнь) на 4.
По входе:
– в храме Господском:
тропари: воскресный, праздника и святого; кондак воскресный, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак праздника;
– в храме Богородичном:
а)
в пред- или попразднство Господского праздника: тропари: воскресный, праздника, храма и святого Минеи; кондаки воскресный и храма, «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника;
б)
в пред- или попразднство Богородичного праздника: тропари: воскресный, праздника, святого Минеи; кондак воскресный, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак праздника;
– в храме святого:
тропари воскресный, праздника, храма, святого Минеи; кондаки воскресный и храма; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника.
Прокимен, Аллилуиа
и
причастен
– воскресные и святого. Однако если святой не имеет прокимена (и всего остального), то в попразднство поются прокимены, аллилуиа и причастны воскресный и праздника.
Апостол
и
Евангелие
– рядовые и святого (если святой не имеет чтений, то читаются только рядовые Апостол и Евангелие).
Задостойник
праздника (только в попразднство).
Когда совершается полиелейная служба
По Уставу полиелей совершается во время праздничной утрене перед великими и некоторыми другими праздниками (в церковном календаре они отмечены красным крестиком). Также полиелейная служба совершается накануне престольного праздника. Престольный праздник — день святого или события, в память которого освящен храм. В настоящее время полиелей совершаться почти каждую субботу, на вечерней службе, которая считается уже воскресной. Исключение — определенные периоды года, когда по Уставу псалмы 134 и 135 заменяются чтением 17-ой кафизмы («Непорочными»). Так, отсутствует полиелей в период с недели после праздника Пасхи до отдания праздника Воздвижения (5 октября по новому стилю). Также не поются полиелейные псалмы со 2 января (предпразднество Рождества Христова) до 27 января (отдание праздника Крещения). От Сырной седмицы (неделя перед началом Великого поста) до Страстной седмицы (последняя неделя Великого поста).
На Страстной и Светлой седмице (недели до и после Пасхи) полиелей совершается, если на это время приходятся конкретные праздники. Это Благовещение (7 апреля), день памяти великомученика Георгия Победоносца (6 мая) или престольный праздник конкретного храма.
Читайте нас удобно в соцсетях:
Метки: полиелей что это, полиелей что это такое, полиелейная служба, что такое полиелей
Что такое полиелей в Церкви
Ответ на этот вопрос поможет лучше понять тонкости богослужения. Во-первых, полиелей – это воспоминание жен-мироносиц. После распятия Спасителя положили в гробницу, обернув его тело пеленами. В воскресное утро женщины пришли к гробу с сосудами, в которых было миро – особое благовонное масло. Там их встретил ангел, который возвестил о Воскресении Христовом. Самое значимое событие в истории человечества отмечено торжественной частью богослужения.
Во-вторых, отвечая на вопрос о том, что такое полиелей, нельзя не упомянуть особую Божью благодать, изливаемую на христиан. Во время земной жизни Иисуса Христа елей и миро имели огромную ценность. В знак признательности, почетных гостей помазывали благовонным елеем. В Евангелии говорится о женщине, которая намазала маслом ноги Спасителя и вытерла их своими волосами, что говорит о ее высокой добродетели – смирении. Сегодня тоже трудно представить свою жизнь без масла, не церковного, а обычного — растительного и сливочного.
В Православии существует обычай благодарить Господа за щедрость. Что такое полиелей? Грубо говоря, это благодарение Бога за масло. Водосвятные молебны – отдание почестей главной жидкости для всего существующего на земле. Не зря все, имеющее особую ценность для человека, используется в церковных таинствах. Хлеб и вино, продукты из которых приготавливается Святое Причастие, просфоры и пасхальные хлеба – артос. Все это имеет огромное значение для православных христиан и особо почитается. Все эти продукты – святыни.