Эликсир жизни,или Три дня в восхитительном Санкт-Петербурге


Обзор газеты «Православный Санкт-Петербург»

Как часто мы, в чаду повседневности, в суете политических, финансовых и всех прочих страстей, забываем о том, что земля, по которой мы ходим – святая. Святая Русская земля… И святынь здесь столько, что вся она – как большой, светлый, искусно украшенный храм. Об одной – всего лишь одной и многих тысяч – такой святыне напоминает своим читателям ноябрьский номер газеты «Православный Санкт-Петербург» — о чудотворной иконе св. вмц. Параскевы, что сейчас хранится в Александро-Невской Лавры, а изначально была явлена в маленьком селе Ильеши, что в нескольких десятках километров от Петербурга. Рассказывает о ней давний автор газеты прот. Леонид Трофимук. Мы не приводим здесь его рассказа полностью, — только эти слова:

— …Святой – он заботится о том, чтобы ты был здоров духовно, а для этого нужны как раз житейские неудобства. Если ты, волей Божией, подходишь близко к святому, затяни потуже пояс: тебя ждёт аскетизм, — и не надуманный, а настоящий, такой, которого ты никак не хотел. Не хотел, — да вот, получил. Рассказывали мне такую историю. Некая молодая верующая женщина весьма почитала святую Параскеву. Как-то раз ей нужно было пройти по работе одно важное собеседование, — и выпадало оно именно на день св. Параскевы. Будучи уверена, что святая ей поможет, женщина не особенно волновалась. И вдруг, за несколько минут до начала собеседования, решила она выпить кофе — и случайно опрокинула всю чашечку себе на платье! Всё, конец! Переодеться уже нельзя! Как быть? И горько она посетовала на любимую святую: «Ах, Параскева, Параскева! Уж могла бы ты меня в свой день уберечь от такой неприятности!» Но что делать, — идти на собеседование надо! Она замоталась какими-то попавшимися под руку тряпками, и так пошла… И прошла собеседование отлично! И потом поняла в чём тут дело: ей пришлось думать не о том, как покрасоваться, как поэффектнее выглядеть в глазах экзаменаторов, а наоборот, — стараться, чтобы на её особу поменьше обращали внимания, чтобы экзаменаторы думали не о ней, а о том, что она говорит.

Интервью с отцом Леонидом называется «ТЫ ВЫБИРАЕШЬ СВЯТОГО — СВЯТОЙ ВЫБИРАЕТ ТЕБЯ».

А вот рассказ не о святой, но просто о хорошей, доброй, трудолюбивой женщине – матушке Наталье, супруге настоятеля храма во имя вмц. Варвары в пос. Рахья иерея Олега Патрикеева. Корреспондент спросил у матушки:

— Воспитание детей – нелёгкая задача. Как справляетесь с шестерыми?

— Справляюсь, потому что занимаюсь ими сама, не доверяю чужим людям – воспитателям в яслях и детских садах. Как я могу понять своего ребёнка, как смогу помочь, если не вижу целый день, не знаю, что он думает, почему совершил какой-то поступок? Я с младшими даже на детскую площадку не хожу – там мамы так грубо обращаются со своими детьми, употребляя бранные слова… Но мои дети не сидят дома, замкнувшись в четырёх стенах. Они занимаются рисованием, музыкой, фигурным катанием, конным спортом. Василиса (она сейчас учится в 6 классе), например, готова дневать и ночевать в детской конной академии «Рутения», тем более что рядом — контактный зоопарк, где обитают козы, куры, кролики… Да и дома у нас живут три собаки и две кошки. Василиса мечтает стать ветеринаром. Алиса поступила в Пекинский университет, изучает китайский и английский языки. Старшая Валерия учится в медицинском институте, и девятиклассница Варвара хочет пойти по её стопам, когда закончит школу. Серафима занимается фигурным катанием и учится во втором классе частной православной школы, где кроме общеобразовательных предметов наш папа преподаёт Закон Божий. Самый младший сын – Георгий – ещё в школу не ходит, мал.

Рассказ о матушке Наталье называется «ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ – МАМА».

Тему правильно устроенной семейной жизни по-своему развивает давний автор нашей газеты прот. Димитрий Василенков:

— Конечно, справедливость нужна, более того — она совершенно необходима, но она должна распространяться на всё общество, — не только на элиту. У нас всё общество больно. Свидетельство тому: количество абортов. Сколько абортов происходит в России за год? Я слышал, что в одном только Петербурге — больше 100 тысяч. А кто их делает? Наши же русские женщины! Не мигрантки, легальные и нелегальные, которые живут в наших городах, — они-то как раз рожают. А русские женщины делают аборты! И не то, чтобы особенно бедные этим занимаются, а люди, как правило, обеспеченные. Идеология чайльд-фри среди нашей молодёжи насаждается, среди наших родных детей, — а почему люди принимают эту идеологию? Потому что служить золотому тельцу им нравится больше, чем служить Отечеству, семье, новым поколениям — Богу, в конечном счёте. Не к одной элите это относится, — а ко всем нам. И много, много есть подобных проблем, разрушающих и общество наше, и нашу элиту. Все больны — сверху донизу. Да, обид, — и справедливых! — достаточно! Достаточно, чтобы всех стравить в лихой революционной каше, в кровавом безумии. И каждый, кто эту кашу затеет, каждый, кто в неё ввяжется, будет по-своему прав: обида есть обида. Только в одном беда: забываем, кому выгодна-то наша смута.

Интервью с о. Димитрием Василенковым называется «МАМОНА — ЗЛЕЙШИЙ ВРАГ РОССИИ».

О бедах современной России говорит и другой наш постоянный автор доктор ист. наук, протодиакон Владимир Василик. Он рассуждает о том, должна ли Церковь как-то отзываться на чудовищное количество автокастроф, происходящих на наших дорогах. Он говорит:

— Да, должна. И прежде всего, — строгими церковными прещениями в адрес коррупционеров. Разумеется, те, кто бесчинствует на дорогах, те, кто садится пьяными за руль, те, кто нарушает правила дорожного движения — они виновны. Правила дорожного движения написаны кровью, — как и святые каноны. Но гораздо более виновны те, кто выпускает этих бесчинников на дорогу. Это инспекторы ГИБДД, — да и вообще вся нынешняя система дорожной инспекции, построенная на чудовищной коррупции. Преступником прежде всего является тот, кто укрывает и покрывает этих беззаконников, — за презренные деньги продаёт кровь человеческую; тот, кто у плохих водителей не отнимает права, кто не заботится о должном обучении водителей, кто за деньги выпускает на дорогу неумёх и амбициозных дураков. А в это же время настоящих, опытных водителей мытарят бесчисленными переэкзаменовками!.. Ни для кого не секрет, что сейчас без взятки получить права совершенно невозможно. И вот на это Церковь должна ответить строжайшими прещениями, вплоть до угрозы отлучения от Церкви злостных коррупционеров! И даже — в особо тяжких случаях — лишения их церковного погребения. Как ни сурово это звучит, но люди, на руках у которых кровь, не должны и поминаться в Церкви. «Не соберу соборы их от кровей, — сказано в псалме, — ни помяну же имен их устнама моима» (Пс. 15, 4). Церковь должна вместе с апостолом Павлом сказать: «Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех» (Деян. 20, 26). Если бы подобный моральный суд существовал в Церкви, её суждение прозвучало бы действительно сильно и достойно, — а то мы, церковные люди, часто попадаем в положение виноватых мальчиков, и всякий раз, когда батюшка провинится на дороге, из-за этого позорят всю Церковь, из-за этого её полощут все средства массовой информации, даже несмотря на то, что на провинившихся священников немедленно принимаются все канонические прещения, — но это всё как-то сразу забывается миром. Нет, Церковь обязательно должна высказаться по проблеме коррупции в органах, надзирающих над дорогами.

Выступление протодиак. Владимира Василика называется: «ГОСПОДИН АВТОМОБИЛЬ».

А вот рассказ простой, незамысловатый, но поучительный. В нём говорится о школьниках из маленького русского городка, которые зимой катались на коньках по замёрзшей реке. Мать рассказывает о своём сыне по имени Иоанн:

­- Случалось, что Иоанн без куртки, в одних тренировочных штанах домой прибежит: «Мама! Я куртку и брюки отдал. Там мальчик в воду попал. Он потом занесёт». Или было так, что придёт сам Иоанн попозже: «Я тут одному, он в воду упал, помогал до дому дойти». А сам всё время сухой, ни разу на речке не вымок. «Почему?» — задумалась я. Местные мальчишки речку как свои пять пальцев знают, а Иоанн совсем не знает реки. Интересно мне стало, но молчу. Жду, чтобы дело само разъяснилось. И Иоанн не выдержал. Проводил очередного неудачника домой, а мне говорит: «Мама, а ты заметила, что я каждый день на речке уже скоро месяц, а домой ни разу мокрым не приходил?» — «Замечала», — говорю. — «А почему это, знаешь?» — «Расскажи, сынок, интересно», — «А я, мама, молитву «Живые помощи» мысленно читаю, когда на речке с ребятами бегаю. Кто-нибудь да «искупается», а я нет. Меня молитва хранит. Слушай, какое чудо сегодня было. Мы с ребятами бежали наперегонки. Я почти всех обогнал, только один бежал передо мной, я ему прямо в спину дышал. Думал, обгоню его на речном повороте. И вдруг наш лидер провалился в полынью… Я ничего понять не успел. Только он был перед глазами, вдруг раз — и нет его. А вместо него чёрная вода, и я по воде, как по льду еду. Двое за мною резко затормозили. Тот, первый, в воде барахтается, ребята у воды на льду стоят, а я — с другой стороны полыньи. Кого хочешь спроси. Это всё наши ребята видели.

Рассказ этот называется: «НА ЗАМЁРЗШЕЙ РЕЧКЕ». Надеемся, что и другие материалы ноябрьского номера газеты «Православный Санкт-Петербург» так же заинтересуют наших читателей и принесут им духовную пользу.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Matrioshka

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

Православные соборы Санкт-Петербурга. Часть 1. Храмы и соборы Санкт-Петербурга являются неотъемлемой частью истории города. Санкт-Петербург с момента своего возникновения был важным культурным центром России, здесь находятся известные на весь мир музеи, театры, дворцово-парковые ансамбли, храмы и соборы Петербурга, в свою очередь представляют не только культурно-исторический интерес, они служат духовными центрами православной веры, вновь возрождающейся в наше время.

Православным собором в православии называется храм (церковь), по своей значимости и известности существенно превосходящий прочие православные церкви и потому пользующийся особым уважением среди верующих. Православными соборами Санкт-Петербурга являются соборы, принадлежащие православной религиозной конфессии и находящиеся в пределах административных границ территории, называемой городской территорией одноимённого названия.

Среди православных храмов Санкт-Петербурга 19 крупнейших имеют статус соборных. Все эти здания являются памятниками архитектуры и играют роль важных градостроительных доминант в панораме города. Многие из них являются одновременно памятниками воинской славы. Православные соборы Санкт-Петербурга расположены главным образом в его историческом центре — на Адмиралтейской стороне это Петропавловский собор, Казанский собор, Никольский морской собор, Спасо-Преображенский и Троице-Измайловский соборы Крестовоздвиженский собор на Лиговском проспекте, а также Исаакиевский собор (является государственным музеем; служба совершается в одном из приделов собора); на Васильевском острове находится Андреевский собор, а на Петроградской стороне — Князь-Владимирский собор. На Выборгской стороне находится Сампсониевский собор, один из старейших храмов Петербурга. Включенная в это список Церковь Владимирской иконы Божией Матери на Владимирской площади получила статус соборной только в 2000 году. Восстанавливается Собор во имя Феодоровской иконы Божией Матери, превращённый в советское время в молокозавод. Смольный собор в настоящее время не действует и выполняет выставочно-концертные функции. В число петербургских соборов включают также храмы, расположенные в предместьях и пригородах Петербурга, входящих ныне в городскую черту. Это Вознесенский (Софийский) собор и Феодоровский Государев собор в Царском селе (г. Пушкин), собор свт. Николая Чудотворца в г. Павловске, Собор свв. апп. Петра и Павла в Петергофе, Собор Архангела Михаила в г. Ломоносове, а также два храма в г. Кронштадте — Собор Владимирской иконы Божией Матери и Николаевский Морской собор.

Петропавловский собор (Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла)

Петропавловский собор занимает особое место в ансамбле Петропавловской крепости. В 1703 году, почти одновременно со строительством земляных укреплений, на Заячьем острове была возведена небольшая церковь, заложенная во имя апостолов Петра и Павла. В 1713 году на ее месте началось строительство собора по проекту архитектора Д. Трезини, завершенное к 1733 году. 28 июня 1733 года Петропавловский собор был торжественно освящен.

В 1756 году собор загорелся от удара молнии, особенно пострадал шпиль и установленные на нем куранты. Лишь через 20 лет собор вновь украсили часы, выполненные голландским мастером О. Крассом.

Каждый час они играли мелодию национального гимна. Во время восстановительных работ пропорции Петропавловского собора были слегка изменены: уменьшены размеры купола и упрощена форма крыши. Спустя сто лет, в 1857-1858 годах, деревянные конструкции собора были заменены металлическими, выполненными архитектором Д. Журавским.

Петропавловский собор — самое высокое архитектурное сооружение Петербурга. Он украшен золоченым шпилем высотой в 122,5 метра, который венчает флюгер в виде летящего ангела. В 1829 году флюгер повредила сильная буря.

В то время в казне не было денег на постройку специальных лесов для проведения реставрационных работ, и тогда кровельщик Петр Телушкин взялся поправить ангела, поднявшись на вершину шпиля с помощью одной лишь веревки. За отвагу император пожаловал Телушкина правом пить в любом трактире Российской империи за счет государственной казны, а народ прозвал его «Небесным кровельщиком». Уже в наши дни, в 90-е годы 20 века, реставраторы завершили работу по исправлению ангела с помощью вертолетов.

Интерьер собора напоминает парадный зал дворца. Расписанные под мрамор пилоны делят его на три нефа. Живописные картины на стенах были выполнены А. Матвеевым, Г. Гзелем и другими известными художниками.

Яркой позолотой, легкостью и изяществом линий и форм выделяется резной иконостас в виде триумфальной арки — шедевр декоративного искусства барокко, созданный по проекту И. Зарудного в 1722-1726 годах. Иконы для иконостаса были выполнены московским мастером А. Поспеловым.

Напротив алтаря находится великолепная позолоченная кафедра, украшенная статуями двух Апостолов. Симметрично ей расположено Царское место, украшенное резной золоченой короной и малиновым бархатом с вышитым на нем двуглавым орлом. В соборе служили панихиды в присутствии членов императорской семьи. К святыням храма относится образ Святого Апостола Петра, написанный Симоном Ушаковым.

В соборе, который стал памятником русской военной славы, хранились военные трофеи российской армии, включая такие реликвии, как шведские знамена и штандарты, взятые под Полтавой и во время других сражений в ходе Северной войны.

Карильон колокольни собора

Петропавловский собор служил усыпальницей российских монархов. Здесь погребены все русские цари династии Романовых, за исключением Петра II и Ивана VI. Основатель города, Петр Великий, похоронен у южной стены собора. Уникальные надгробия Александра II и его жены Марии Александровны, отличающиеся от прочих надгробий усыпальницы, выполнены из серо-зеленой алтайской яшмы и розового уральского орлеца. Последнее погребение в Петропавловском соборе состоялось летом 1998 года, в 80 годовщину расстрела Николая II, его супруги Александры Федоровны, их детей и слуг. Последний Российский император и его семья были погребены в Екатерининском приделе Петропавловского собора.

Карл Осипович Брож. Похороны Александра III в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге

Казанский кафедральный собор (Собор Казанской иконы Божией Матери)

Казанский кафедральный собор (Собор Казанской иконы Божией Матери) — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, выполненный в стиле ампир. Построен на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской.

После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.

Интерьер Казанского собора выполнен как величественный трехнефный колонный зал. Во внутренней отделке собора широко использован мрамор, порфир, яшма и финский гранит. Снаружи и внутри собор украшен скульптурой, которую создавали лучшие российские мастера, такие как Пименов, Мартос, Демут-Малиновский и другие.

Наружные бронзовые скульптуры представляют святых Владимира, Андрея Первозванного, Иоанна Предтечу и Александра Невского.

В 1932 году превращен в Музей истории религии и атеизма, с 1991 года действующий храм несколько лет сосуществовал с экспозицией музея. С 2000 года — кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви.

Николо-Богоявленский морской собор (Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления)[

Никольская площадь, на которой находится Николо-Богоявленский Морской собор, была спланирована в первой половине 18 века архитектором П. Еропкиным. Раньше на этом месте находился плац Морского полкового двора. Возможно, инициатором создания Никольского собора был сам Петр I: до наших дней дошли сведения, согласно которым царь был очарован Морским собором в Астрахани и пожелал, чтоб Петербург украшал подобный архитектурный шедевр. Однако строительство собора началось лишь при дочери Петра, императрице Елизавете, и закончилось уже при Екатерине II, в 1762 году. Собор был возведен по проекту архитектора С. Чевакинского в стиле «елизаветинского барокко». Он стал храмом-памятником морской славы России: Екатерина Великая повелела даровать ему десять образов в память русских морских побед над турецким и шведским флотами.

Собор символизирует неразрывное единство возвышенного и земного: приземленный объем храма великолепно гармонирует с высокой колокольней.

Никольский собор, декорированный 68 колоннами коринфского ордера, выкрашен в голубой цвет и богато украшен белой лепниной. Храм венчают пять куполов, покрытых позолотой.

Никольский собор состоит из двух церквей — нижней и верхней. Нижняя церковь освящена во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца, который считается покровителем всех путешествующих, в том числе — по морю.

Икона святого Николая Чудотворца

Верхняя церковь освящена во имя Богоявления Господня, отсюда полное название храма — Николо-Богоявленский собор. В верхней церкви сохранился великолепный резной иконостас работы мастера И. Канаева. На иконостасе расположены иконы, выполненные в византийской традиции живописцами Колокольниковыми. Главная святыня Никольского собора — икона святого Николая Чудотворца, датируемая 17 веком.

Спасо-Преображенский собор (Собор Преображения Господня всей гвардии)

Храм возведён по приказу императрицы Елизаветы Петровны на месте съезжей избы (штаба) гренадерской роты лейб-гвардейского Преображенского полка в память о восшествии императрицы на престол с помощью солдат и офицеров этого полка.

5 августа 1754 года церковь, построенная по проекту М. Г. Земцова и перестроенная по проекту П. А. Трезини, была освящена.

После сильного пожара, возникшего 8 августа 1825 года, архитектор В. П. Стасов, используя старые стены, восстановил собор, придав ему ампирный облик. Собор был вновь освящен 5 августа 1829 года.

В 1830 — 1833 годах вокруг собора по проекту Стасова была сооружена ограда из трофейных турецких пушек. Жившие в городе болгары отмечали свои праздники в этом соборе.

После революции храм остался действующим, а во время Ленинградской блокады в его подвале было устроено бомбоубежище на 500 человек, в котором оказывалась помощь раненым.

Троице-Измайловский собор (Собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка)

Троице-Измайловский собор — один из самых больших монументальных храмов Санкт-Петербурга. Его ярко-синие купола можно увидеть с расстояния 20 км от города. Собор был возведен архитектором В. Стасовым в 1828-1835 годах в честь лейб-гвардии Измайловского полка, одного из старейших в России. Основанный императрицей Анной Иоанновной в 1730 году и названный по подмосковному селу Измайловское, полк участвовал во многих сражениях, судьбоносных для Российской Империи. Казармы Измайловского полка располагались там, где сегодня проходят Красноармейские улицы.

Одна из самых почитаемых святынь Троице-Измайловского собора — икона Пресвятой Троицы, написанная в 15 веке. Священный образ византийского письма в 1932 году был изъят из московской Третьяковской галереи и продан заграницу, в одну из частных коллекций. Уже в наши дни икона была выкуплена на аукционе в Швейцарии и возвращена в Россию. Ежедневно в Свято-Троицком соборе у святыни служатся молебны.

Рубрики:Городской пейзаж Фото Традиции. Из истории… Самые интересные места на планете. Храмы, соборы, мечети, церкви

Метки:

фотографии храмы соборы из истории городской пейзаж самые интересные места на планете Санкт-Петербург Православные соборы Санкт-Петербурга

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]