Соборы Санкт-Петербурга — важная часть его бесчисленных достопримечательностей. Они прожили историю города со своими прихожанами, помнят представителей императорской семьи и русских классиков. Эти храмы перенесли наводнения и пожары, их закрывали и взрывали советские власти. Сегодня же большинство из этих церквей открыты для прихожан и туристов, и зайти в них может любой.
Казанский собор
Этот православный храм является памятником российской воинской доблести. Именно здесь захоронен легендарный Михаил Кутузов, тут хранятся трофейные знамёна разгромленной французской армии. Основная святыня в церкви — Казанская икона Божьей Матери, которая находится в Санкт-Петербурге с 1710 года. Верующие считают, что пока эта реликвия остаётся в пределах города, сюда не сможет войти иноземный враг.
Во время Отечественной войны там молились российские солдаты и офицеры и сам Михаил Илларионович. Перед собором есть площадь, на которой в 1837-м были установлены памятники Кутузову и другому полководцу, Барклаю де Толли. В апреле 1932 года главная церковь города была закрыта, и название собора Санкт-Петербурга сменилось на Музей истории атеизма и религии. Богослужения были возобновлены на праздник Троицы в 1991 году.
Здание церкви было заложено в августе 1801-го в центре Питера, на Невском проспекте, а его возведение завершилось почти перед самым началом Отечественной войны. Создатель собора, архитектор Воронихин применил при возведении ряд нестандартных решений и новшеств, благодаря чему храм внешне словно бы раскрывает свои объятья для прихожан и посетителей. В составе полукруглой колоннады есть 96 колонн из мрамора.
Святыни[править]
- икона Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа
- список Казанской иконы Божией Матери
- список иконы Божией Матери «Невская Скоропослушница»
- икона Божией Матери «Знамение»
- икона Благовещения Пресвятой Богородицы
- икона Успения Пресвятой Богородицы
- икона День Всех Святых в земле Российской просиявших
- икона блгв. кн. Александра Невского
- икона свт. Николая Чудотворца
- икона свт. Николая Чудотворца с житием святого
- икона прп. Серафима Саровского
- икона прп. Сергия Радонежского
- напрестольное Елизаветинское Евангелие
- блокадный антиминс
Владимирский храм
Знаменитый архитектурный памятник, относящийся к барочному стилю. Изначально проект храма был разработан Трезини, но строительство слишком затянулось, и к его возведению приложили свою руку:
- Мельников;
- Гольмом;
- Кварнеги;
- Руска.
У церкви имеется пять куполов, рядом с ней возведена высокая колокольня. Собор заложен летом 1761 года, а полностью построение было завершено только в 1769-м. Основная святыня храма — Владимирская икона Божьей матери, написанная в XVIII веке и давшая название собору. Также тут имеется ценная икона Серафима Саровского с кусочком ризы великого русского святого. Здесь же есть другие важные иконы и их списки.
В 1886 году купола покрыли золотом, но в 1930-х позолоту смыли и закрасили всё чёрной краской. В 2014 году опять начали проводить золочение верхушек, и полностью оно было завершено только к 2019-му.
Это старое здание любил посещать в последние годы жизни Фёдор Достоевский, здесь проводили отпевание няни А. С. Пушкина, Арины Родионовны. В советские годы церковь перестала функционировать, в её здании работала фабрика «Ленмашучёт». Она была возвращена верующим только летом 1989 года. 7 апреля 1990-го церковь прошла обряд освящения. В мае 2000-го она получила статус собора. У неё есть собственный официальный сайт, как и у большинства петербургских храмов.
История[править]
Санкт-Петербург, заложенный 16 (27) мая 1703 года, почти сразу же был предназначен стать столицей страны — Петр Великий спешил утвердиться на Балтийском море. Новый город широко раскинулся в Невской дельте — на Петербургской, Московской, Выборгской сторонах. Одним из первых жилых кварталов был занят участок Городского острова вдоль берега Малой Невы, к западу от Петропавловской крепости. Местность эта получила название «Мокруша», поскольку она часто заливалась при наводнениях. По преданию, ее первопоселенцы уже около 1708 года устроили малую церковь св. Николы на Мокруше. Позднее, в 1710-е годы, там велось строительство трехпрестольного мазанкового храма — предшественника Князь-Владимирского собора. В его боковых приделах, Никольском и Предтеченском, службы начались в 1717 году. Главный престол храма был освящен в честь Успения Богоматери 5 апреля 1719 года. Священнодействие совершал Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский) в присутствии Петра I.
Одновременно по царскому повелению храм получил степень соборного. Своими размерами и числом престолов он даже превосходил более ранние соборы Санкт-Петербурга, которых насчитывалоськ тому времени три — Петропавловский, Исаакиевский и Троице-Петровский. Четвертый петербургский собор, напоминая своим посвящением о Большом Успенском соборе Московского Кремля, подчеркивал столичный статус «юного града» как преемника Москвы. Не случайно рядом с новым собором было устроено и подворье митрополита Стефана. С 1718 года Местоблюстителю пришлось почти постоянно жить в Петербурге: так город на Неве становился центром не только гражданского, но и церковного управления. В петербургском Успенском соборе Петр Великий молился в 1719-1724 годах за богослужениями в дни престольных праздников, Успения и Николы «зимнего». В последние годы жизни царя два священника из соборного клира — Иоанн Венгриновский и Симеон Ярмерковский — имели богословское образование, а всего «ученого» духовенства в новой столице насчитывалось тогда 4 человека. Традиция строительства Успенских соборов на Руси восходит к Киевскому периоду ее истории: из Киева она перешла во Владимир, а затем в Москву. Успению Богоматери посвящена «Великая церковь» Киево-Печерского монастыря, заложенная в 1073 году. Празднование памяти ее строителей — 12 мастеров-греков — внесено в церковный календарь под 14/27 февраля.
Именно Успенские соборы трех древнерусских столиц стали символом Святой Руси — «Дома Пресвятой Богородицы». В 1740 году по указу императрицы Анны Иоанновны рядом с деревянным Успенским собором «на Мокруше» заложили каменный храм. Архитектор П.-А. Трезини спроектировал его одноглавым, по образцу собора Петропавловской крепости. На втором году строительства случился дворцовый переворот, приведший на престол императрицу Елизавету Петровну. Здание вывели под своды, но дальнейшее финансирование работ было прекращено. Сам же небогатый приход довольствовался своим старым храмом и никак не мог взять на себя издержки по возведению каменного собора вместимостью в 3000 человек.
Только в 1747 году «дщерь Петрова» повелела приступить к его достройке, причем с изменением завершения на пятиглавое «как в Москве на Успенском соборе». Из Москвы прислали чертежи, однако, новый проект был разработан лишь в царствование императрицы Екатерины II, в 1765 году. В конкурсе победил архитектор Антонио Ринальди.
Как и Аристотель Фиораванти, тремя веками ранее воздвигший Успенский собор Московского Кремля, он был уроженцем Италии. В своем проекте А. Ринальди с редким мастерством передал композицию древнерусского первоисточника и достиг неповторимой гармонии колокольни и самого храма.
Пятиглавый собор на Петербургской стороне был вчерне отстроен в 1766-1772 годах. Он занял центральное место в панораме города, открывающейся из парадных залов невской анфилады Зимнего дворца, а его высокая столпообразная колокольня служит ориентиром для судов, плывущих из залива в Малую Неву. В 1772 году пришедший в ветхость деревянный Успенский собор бы уничтожен пожаром. Каменный храм к тому времени оставался еще совсем неотделанным внутри, поэтому для службы наскоро приспособили его притвор: там 8 сентября того же года освятили одноименный придел. На этом в строительных работах вновь наступил многолетний перерыв. Тем временем Российская империя победоносно вышла на берега Черного моря. 19 октября 1778 года в устье Днепра был заложен город Херсон. Свое название он получил в честь древнего Херсонеса (в русских летописях — Корсунь) — крымского города, где в 988 году великий князь киевский Владимир Святославич принял крещение и вступил в брак с царевной Анной, сестрой византийских императоров. Своими мудрыми шагами князь, причисленный Церковью к лику святых, достойно ввел Киевскую Русь в круг государств христианского мира. Борьба за черноморские рубежи в XVIII веке не могла не оживить память св. равноапостольного князя Владимира. 22 сентября 1782 года по представлению князя Г.А. Потемкина императрица Екатерина II учредила орден святого Владимира «в поощрение службы военной и гражданской».
Он подразделялся на 4 степени и имел девиз: «Польза, честь и слава». Лента ордена состояла из трех полос: двух черных и красной. Орден св. Владимира I степени занял место непосредственно за орденом св. Андрея Первозванного — высшей наградой России. Награждение четвертой степенью ордена давало право на потомственное дворянство.
Весной 1783 года совершилось важное историческое событие: 8 апреля императрица подписала манифест о принятии под Российскую державу Крымского ханства. Крым стал Таврической губернией, герб которой — черный византийский орел с восьмиконечным крестом в щите на груди — напоминал о крещении там «славнодержавнейшего» князя Владимира и о его женитьбе на константинопольской царевне. Со времени закладки в Санкт-Петербурге каменного Успенского собора прошло более 40 лет. Наконец, 31 мая 1783 года Екатерина II, «желая, чтоб начатая давно уже на Петербургской стороне церковь Успения Пресвятой Богородицы приведена была к окончанию», издала указ о передаче ее строительства в ведение архиепископа Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова) — главного директора конторы строения Александро-Невского монастыря (с 1797 года — лавра). Таким образом, заключительный этап работ в соборе связан с мастерами круга архитектора И.Е. Старова, который осуществлял монастырское «строение» по своим проектам. Одновременно И.Е. Старов разрабатывал планы городов Причерноморского края, все управление которым было поручено князю Г.А. Потемкину, а в Петербурге возводил княжеский дворец, вскоре получивший название Таврический. Непосредственное руководство оформлением интерьера собора взял на себя архитекторский помощник М.Е. Мелентьев — им утверждались все сметы. В 1787 году Екатерина II совершила путешествие в «полуденные страны России», посетив и Таврическую область. Императрица на местах щедро раздавала награды — ордена св. Владимира IV, III и даже II степени. А на Херсонском адмиралтействе в ее присутствии спустили на воду три корабля, один из которых получил наименование «Владимир». Когда же в столице завершилась отделка строившегося почти полвека каменного собора на Петербургской стороне, его главный престол был освящен 1 октября 1789 года уже не в честь Успения Богоматери, а во имя св. князя Владимира.
Князь-Владимирский собор с высоты птичьего полета
Наряду с Таврическим дворцом Князь-Владимирский собор знаменует обретение Россией купели своего крещения. Первоначальное посвящение собора было сохранено в наименовании его Успенского придела. Позднее в храме устроили еще один придел — Никольский. Оба придела долгое время оставались в малых помещениях по сторонам от притвора и зимой служили только них. Лишь в 1866-1867 годах они были перенесены в боковые нефы: Успенский занял место справа, а Никольский — слева от главного алтаря. При этом весь собор был сделан теплым. С изданием в 1845 году нового статута ордена св. Владимира собор стал кавалерским (при учреждении ордена его кавалерам был предназначен Софийский собор близ Царского Села). С этого времени, по ходатайству кавалеров ордена, в Князь-Владимирском соборе сложилась традиция отмечать орденский праздник 22 сентября архиерейской службой, с молебным пением святому просветителю Руси. К 100-летию учреждения ордена собор был отреставрирован, и 22 сентября 1882 года множество духовных и светских владимирских кавалеров собралось в храм на литургию, которую совершал митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Исидор (Никольский). Настоятель собора протоиерей Алексий Светлов был награжден к этому дню орденом св. Владимитра четвертой степени. 15 июля 1888 года, в день празднования памяти св. князя Владимира, вся страна молитвенно вспоминала 900-летие Крещения Руси. Для юбилейных торжеств в столице был разработан специальный церемониал: их средоточием стал Князь-Владимирский собор. В него были доставлены чудотворные и особо чтимые иконы из многих петербургских храмов, и после литургии общегородской крестный ход направился отсюда через Тучков и Николаевский мост на водосвятие к Медному всаднику. Величественная духовная процессия, сгруппированная из 8 отделений, растянулась почти на две версты. В годовщину 100-летия освящения главного алтаря собора (1 октября 1889 года) в нем служил епископ Выборгский Антоний (Вадковский); впоследствии — митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский) с протоиереями — кавалерами ордена св. Владимира. Он же в сане архиепископа Финляндского и Выборгского совершал в соборе литургию 22 сентября 1895 года, когда отмечалось 50-летие присвоения Князь-Владимирскому собору статуса кавалерского. Летом военного 1915 года особое патриотическое звучание получили церковные службы и проповеди по случаю 900-летия кончины св. князя Владимира. Православная вера, которую на рубеже X-XI веков насадил во своей державы равноапостольный великий князь, помогала народам, населявшим Русь, выстоять и победить — из поколения в поколение, в самых трудных исторических испытаниях. Богослужения 14-15 июля 1915 года в Князь-Владимирском соборе возглавил именинник дня митрополит Петроградский и Ладожский Владимир (Богоявленский; впоследствии священномученик-митрополит Киевский).
К поздней литургии в собор прибыли крестные ходы со всего Петрограда, и праздник завершился водосвятием на Малой Неве. Орденский праздник, отмеченный в соборе в 1916 году, оказался последним… В 1875-1918 годах при Князь-Владимирском соборе действовало приходское благотворительное общество.
Оно продолжило традиции церковной благотворительности, прерванные в царствование императрицы Екатерины II (первая богадельня при храме была открыта еще в 1721 году). С 1896 года общество состояло под Августейшим покровительством великого князя Владимира Александровича, а с 1909 — его вдовы великой княгини Марии Павловны. Четверть века (1875-1900) председателем Совета общества состоял один из его учредителей, гласный городской думы Илья Иванович Соколов. Общество имело собственный деревянный дом (не сохранился), в котором содержало небольшой детский приют, а в Первую Мировую войну открыло церковный лазарет на 16 коек. В престольный праздник собора (15 июля по старому стилю) после литургии совершался крестный ход по Александровскому проспекту (ныне проспект Добролюбова) к Биржевому мосту и зданию приходского приюта. Собору принадлежала часовня св. Александра Невского у Тучкова моста.
Она была построена на пожертвования прихожан в 1882-86 годах в память императора Александра II Освободителя. Проект часовни составил архитектор Н.Н. Ковригин, член приходского благотворительного общества, и принес его в дар приходу. Освящение часовни совершил епископ Ладожский Арсений (Брянцев) 2 июня 1886 года. Десятью годами ранее между собором и часовней был разбит сквер (садовый мастер Э.Л. Регель), получивший в 1881 году название Князь-Владимирского; территорию вокруг самого собора в 1871-1872 годах также озеленили и обнесли оградой. Интересно, что инициаторомэтих работ был лично император Александр II: в 1870 году он указал, что площадь при соборе «по своему виду не соответствует наружному благоустройству столицы». Особенно ярко в жизни собора запечатлелись события церковной истории послереволюционной эпохи. На Поместном Соборе 1917-1918 годов было установлено совершать во 2-е воскресенье после Троицы празднование Всем святым, в земле Российской просиявшим. В Петрограде этот праздник впервые был отмечен 22 (9) июня 1919 года «торжественным благолепным служением в соборе св. князя Владимира» митрополита Петроградского и Гдовского св. Вениамина (Казанского) и епископа Нарвского Геннадия (Туберозова) с сонмом городского духовенства.
6 декабря 1920 года в соборном притворе был освящен придел Всех святых, в земле Российской просиявших. (Впоследствии придел был упразднен; ныне восстановлен и освящен как крестильный храм 29 января 2005 года). В апреле 1922 года, при изъятии большевиками церковных ценностей, прихожане собора встали на их защиту. За это пришлось пострадать настоятелю храма протоиерею Михаилу Союзову: привлеченный к суду по сфабрикованному «делу» священномученика митрополита Петроградского Вениамина, он был приговорен к трем годам заключения «с применением строгой изоляции» и умер в тюрьме. Власти провоцировали всевозможные расколы, поставив каноническое устроение Русской Православной Церкви на несколько лет вне закона. В 1922-1926 годах Князь-Владимирский собор принадлежал радикальной обновленческой группе «Живая Церковь», которую возглавлял служивший в храме с 1912 года священник Владимир Красницкий, печально известный своим сотрудничеством с карательными органами коммунистической власти. Однако его малочисленные приверженцы не смогли содержать и ремонтировать здание. Храм, изъятый у живоцерковников, был на несколько месяцев закрыт.
Но вслед за «легализацией» в 1927 году Московской Патриархии в лице заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), его «передали в пользование» общине верующих Патриаршей Церкви. Собор был заново освящен и на пожертвования православного народа капитально отремонтирован. В 1929 году верующих лишили последней возможности отстаивать свои интересы — из Конституции СССР был изъят пункт о праве на религиозную пропаганду. Гонения на Церковь развернулись с новой силой, и уже в начале «второй пятилетки» (1934 год) Князь-Владимирский собор оказался единственным действующим храмом Петроградской стороны. В октябре 1933 году смолк колокольный звон — соборные колокола были сняты и сданы в переплавку. При ликвидации храмов города гибли многие чтимые святыни. Редкое исключение произошло в 1935 году: в Князь-Владимирский собор из разоренного Киево-Печерского подворья на Васильевском острове поступает храмовая икона Успения Божией Матери, «изображение и мера» древнейшего лаврского образа.
В клеймах на раме этой иконы среди избранных святых есть и изображение св. князя Владимира. В 1937 году весь Советский Союз по приказу Сталина был залит кровью невинно убиенных. Невосполнимые потери в дни «большого террора» понесло и соборное духовенство: были расстреляны настоятель храма епископ Череповецкий Тихон (Рождественский), протоиерей Михаил Долотов, протодиакон Иоанн Гонестов. Из ранее служивших настоятелей Князь-Владимирского собора мученическую смерть за Христа в 1937-38 годах претерпели протоиереи Леонид Богоявленский и Павел Виноградов.
Ее благодатная сила открылась петербуржцам еще в Петровское время, а в 1801-1811 годах для хранения иконы был воздвигнут Казанский собор. С 1923 по 1940 год икона находилась в руках обновленцев. Прибытие всероссийски чтимой святыни в кафедральный Князь-Владимирский собор Ленинграда предвозвещало конец открытого антирелигиозного террора и скорую ликвидацию церковных расколов. В начале 1941 года митрополит Алексий перенес свою резиденцию из Князь-Владимирского собора в Николо-Богоявленский, который и стал кафедральным на последующие 60 лет. В день, когда началась Великая Отечественная война, митрополит Ленинградский Алексий служил литургию в Князь-Владимирском соборе: 22 июня 1941 года отмечался праздник Всех святых, в земле Российской просиявших. Все 900 дней блокады собор с хранившейся в нем чудотворной Казанской иконой Божей Матери составлял одну из главных духовных твердынь города-фронта. Благодаря неиссякаемому блокадному паломничеству к святыням храма его посещаемость даже в первую блокадную зиму, вопреки опасениям, нисколько не упала, а возросла. По свидетельству очевидцев «стали трамваи, прекратилась подача электрического света, керосина не было. В предутренней тьме, озаряемой вспышками орудийных выстрелов, чрез глубокие сугробы неубранного снега спешили священники, певчие, служащие и прихожане собора со всех концов города… Певчие пели в пальто с поднятыми воротниками, закутанные в платки, в валенках, а мужчины даже в скуфьях. Так же стояли и молились прихожане». Голодная смерть косила людей повсюду — на улице, дома, на работе. 14 марта 1942 года список жертв блокады пополнил бессменный с 1933 года председатель двадцатки (староста) Князь-Владимирского собора Иван Моисеевич Куракин… Но утренние и вечерние богослужения в храме не прерывались ни на один день: было много причастников и исповедников, целые горы записок о здравии и за упокой, нескончаемые общие молебны и панихиды. По благословению церковного священноначалия за каждой литургией читалась особая молитва о помощи Божией и даровании победы.
Икона «Невская Скоропослушница» (список)
С каждым военным днем к Богу обращалось все больше людей, которые годами боялись переступить порог церковный. «Наш град находится в особенно трудных условиях, но мы твердо верим, что его хранит и сохранит покров Матери Божией и небесное предстательство его покровителя св. Александра Невского», — писал митрополит Ленинградский Алексий в своем Пасхальном послании 1942 года, прочитанном в храмах в Вербное воскресенье. Пасхальные богослужения в Ленинграде и в 1942, и в 1943, и даже в 1944 годах были перенесены на раннее утро. К первой блокадной Пасхе, в ночь с 4 на 5 апреля 1942 года, враг приурочил массированный налетна осажденный город. В ту ночь Князь-Владимирский собор получил многочисленные повреждения осколками снарядов, на его южном фасаде были выбиты почти все окна. Протоиерей Николай Ломакин, с февраля по июль 1942 года служивший настоятелем собора, доложил о последствиях бомбежки митрополиту Алексию и услышал в ответ: «И это в пасхальную ночь!.. Ничего: будет и по другому. Христос воскресе!.. Не падайте духом. Бодрите других. Наш долг быть твердыми: мы — русские, мы — православные христиане». Впоследствии протоиерей Николай Ломакин, единственный представитель Русской Православной церкви, выступавший на Нюрнбергском процессе, свидетельствовал на суде о разрушениях, причиненных храмам Ленинграда фашистскими агрессорами. В период войны и блокады клир и церковный совет Князь- Владимирского собора приняли самое широкое участие в церковно-патриотической работе. Пожертвования его прихожан и духовенства на военные нужды за 1941-1945 годы превысили 3,5 миллиона руб., что составило 21,5 % взносов от всех 8 действовавших храмов Ленинграда или порядка 1 % общецерковных сборов. При этом в пользу Красного Креста собор направил средств больше, чем какой-либо другой ленинградский храм. Вклад Русской Православной Церкви в общенародное дело обороны страны не могли не заметить ни в Кремле, ни в Смольном. В двадцатипятилетней борьбе за право на существование Церковь вышла победительницей, восстановив в сентябре 1943 года Патриаршее возглавление. А когда в октябре 1943 года представители духовенства впервые в советской истории были удостоены государственной награды — медали «За оборону Ленинграда», в число награжденных во главе с митрополитом Алексием вошли все три священнослужителя Князь-Владимирского собора: настоятель протоиерей Павел Тарасов, протоиерей Филофей Поляков и архимандрит Владимир (Кобец).
14 января 1944 года на Ленинградском фронте началось мощное наступление Красной Армии, и уже в Неделю по Просвещении, 23 (10) января, в соборе, как и в других храмах города-героя, был совершен благодарственный молебен по случаю разгрома врага. «Верующее сердце русского человека чувствует в этой победе силу правды Божией, за которую ополчился русский народ, и Божию милость, которая дарована нам по молитвам Церкви», — писал в послании к своей пастве митрополит Ленинградский и Новгородский.
После войны Князь-Владимирский собор становится активным участником миротворческой деятельности и межцерковных связей Русской Православной Церкви, его посещали предстоятели и иерархи многих Поместных Православных церквей.
В 1946 году удалось восстановить колокольный звон собора, причем большой колокол отливали в Финляндии. Бессменный и усерднейший клирик храма блокадной поры, архимандрит Владимир (Кобец), постриженик Киево-Печерской лавры и последний настоятель ее подворья в городе на Неве, в марте 1948 года был рукоположен в сан епископа. В 1946 году в клир Князь-Владимирского собора был назначен вернувшийся в Ленинград протоиерей Александр Медведский, до высылки в 1932 году служивший настоятелем собора (в 1949-1953 годах вновь его настоятель).
Летом 1989 года собор отметил 200-летие своего посвящения святому князю Владимиру. В недалеком будущем соборному приходу, начало которому положили первостроители Петербурга, заселившие район «Мокруши», исполнится три века.
Воскресения Христова на Крови
Решение о возведении собора принято после того, как царь Александр Второй был убит. Здание возведено прямо на месте покушения. Ценная реликвия собора — камни, на которые рухнул император после смертельного ранения. Строительство длилось долгих 24 года, с 1883 по 1907-й. Средства на его возведение собирались по всей Российской империи. Этот храм с девятью куполами — известный памятник мозаичного искусства. Внешнее убранство церкви имеет ряд отсылок к храмам Москвы и зодчеству Древней Руси. Именно поэтому она выглядит нетипично для Северной столицы.
При возведении мозаичная техника впервые была применена при украшении внешнего вида. Отдельные купола находятся под покрытием декоративной эмали. В соборе внутреннее оформление выделяется тем, что почти всё там покрыто красивыми узорами и сценами из Евангелия, выложенными мозаикой. Это создавалось на лучших гранильных предприятиях России по эскизам Беляева, Васнецова, Харламова и пр. В церкви можно полюбоваться колоннами из яшмы фиолетового цвета и топазным крестом. При декорировании потолка, иконостаса и пола применялись полудрагоценные камни.
Троице-Измайловский собор
Ныне действующая монументальная церковь, окрашенная в насыщенно-белый цвет, возведена в честь измайловского полка русской армии. Она была заложена в мае 1828-го по проекту известного архитектора Стасова. Прежде на этом месте почти сто лет стояла старая небольшая деревянная церквушка, но она сильно пострадала при наводнении 1824 года. Освящение нового собора прошло в 1835-м. Здесь в своё время Фёдор Достоевский венчался с Анной Сниткиной, в 1894-м тут отпевали пианиста Антона Рубинштейна.
Пять куполов синей окраски, увенчанные золотыми крестами и звёздами, видны на расстоянии в 20 км. Достопримечательность храма — бронзовые скульптуры ангелов. Считается, что окраска куполов соответствует расцветке мундира бойцов измайловского полка.
В самом храме есть изящные росписи и коринфские колонны. Раньше стены собора были украшены трофейными турецкими знамёнами. Это подразумевало, что победа в войне против османов дарована России Господом Богом. В 2005 году на площадке перед церковью восстановлена колона Славы, которая была отлита из турецких захваченных пушек. В настоящее время в здании ведутся объёмные реставрационные работы, которые начаты ещё в 2004 году.
Спасо-Преображенский собор
Собор в СПб был возведён по указанию императрицы Елизаветы на месте, где располагался штаб Преображенского полка. Этим царица отдавала почести его офицерам и солдатам, с помощью которых взошла на престол. Это одна из немногих питерских церквей, в которой не прекращались службы даже в 1920—1930-е годы, когда по всему СССР храмы массово закрывались и взрывались, а священников и прихожан расстреливали и ссылали. В наше время здесь можно регулярно послушать выступление вокалистов Академической капеллы. Основные церковные святыни — это:
- образ Спаса Нерукотворного;
- икона «Всех Скорбящих Радость».
До революции 1917 года в здании собора хранились трофеи, захваченные во время войны против Османской империи. Сегодня всё это находится в Эрмитаже. Этот храм также считался очень важным для болгарской диаспоры Питера, её представители отмечали здесь свои праздники.
Летом 1825 года в церкви произошёл сильный пожар, из-за которого здание пришлось почти полностью отстраивать заново. Обновлённый храм был освящён спустя 4 года. Архитектор Стасов, который завершил эту работу, получил в подарок от императора шикарный бриллиантовый перстень. В годы ВОВ в подвале было организовано бомбоубежище на 500 человек, в котором оказывали медицинскую помощь раненым.
Расписание богослужений[править]
Богослужения совершаются ежедневно.
Исповедь: 9:45; Литургия: 10:00. Всенощное бдение: 18:00.
По воскресеньям и великим праздникам — две Литургии: ранняя в 7:00; поздняя в 10:00; накануне во время всенощного бдения — исповедь.
Акафисты: по воскресеньям (18:00) — пред Казанской иконой Божией Матери (этот акафист совершается и накануне праздника в честь иконы, в 18:00); по понедельникам – пред иконой Божией Матери «Скоропослушница»; по четвергам — свт. Николаю Чудотворцу и прп. Серафиму Саровскому попеременно. Кроме того, перед Всенощным бдением в престольный праздник читается акафист св. равноап. кн. Владимиру. Читаются акафисты чтимым святым и пред почитаемыми иконами Божией Матери. Акафист накануне праздников Казанской иконы Божией Матери служится в 16:30; также в 16:30 служится акафист св. князю Владимиру накануне престольного праздника.
В период Великого Поста начало богослужений утром в 9:00, вечером в 18:00. Литургии совершаются только по субботним и воскресным дням, а также по средам и пятницам совершается Литургия Преждеосвященных Даров (начало часов в 9:00).
Исаакиевский собор
Этот собор Питера — один из его основных символов. В строительстве поучаствовало огромное количество людей, которые вложили душу в его возведение. Это выразилось в многочисленных украшениях церкви, к которым относятся:
- громадный купол;
- фронтон, увенчанный скульптурами;
- монолитные большие колонны;
- статуи 12 апостолов;
- барельефы.
Изначально собор был небольшой церквушкой, в которой венчался Пётр Первый. Впоследствии она улучшалась и перестраивалась при каждом из российских императоров. Последняя версия здания, созданная архитектором Монферраном и выдержанная в духе классицизма, по сей день радует взгляд петербуржцев и гостей города. Изнутри храм отделан следующими материалами:
- малахит;
- лазурит;
- золочёная бронза;
- хорошо выложенная мозаика.
Над внутренним убранством собора трудились такие талантливые журналисты, как Бруни, Брюллов, Рисс. Одно из окон украшено 30-метровым витражом, который изображает Иисуса Христа после его Воскресения.
В 1922 года всё ценное имущество собора было конфисковано Советской властью в пользу бедных. Из храма тогда вывезли половину центнера золота и две тонны серебра. Сегодня у посетителей есть возможность сходить сюда и забраться на высокую смотровую площадку, чтобы полюбоваться красивым видом, открывающимся с этого места на Санкт-Петербург.
Петропавловский собор
Церковь возводилась на протяжении 19 лет и прошла обряд освящения в июне 1733-го. Многие русские императоры уделяли ей своё внимание. Храм — составная часть архитектурного ансамбля Петропавловской крепости и самое высокое в Питере здание (122 м). Такие размеры достигаются отчасти из-за 40-метрового шпиля, который увенчивает колокольню с несколькими ярусами. На верхней его части расположен 3-метровый флюгер в виде ангела. Для того чтобы его отлить, потребовалось 8 кг золота.
Этот собор представляет собой ещё и мавзолей. Тут покоится прах почти всех представителей династии Романовых, за редким исключением. В 1998 году здесь были перезахоронены останки императора Николая Второго и членов его семьи, расстрелянных большевиками в Екатеринбурге летом 1918-го.
Изначально собор имел статус кафедрального, но в 1859 году передал его Исаакию, перейдя в церковное ведомство. Тут не проводилось ничего, кроме поминальных служб и отпеваний.
Храм открыт не только для прихожан, но и для туристов. Они могут здесь поиграть на карильоне — уникальном музыкальном инструменте, клавиши которого соединены с 51 колоколом. В настоящее время собор размещает в себе Музей истории Санкт-Петербурга и охраняется государством.
Морской Никольский
Памятник в стиле барокко, заложенный летом 1753 года. Здание считается уникальным, поскольку все остальные храмы, выдержанные в этом стиле в Питере, были в своё время уничтожены коммунистами. Он состоит из двух церквей:
- во имя Богоявления (верхняя);
- во имя Николая Чудовторца (нижняя).
Эта церковь изначально была задумана как основная святыня российского ВМФ. В честь победы России над флотилией шведов и турок Екатерина Вторая пожертвовала собору 10 икон. Возле здания находится памятник в память моряков, погибших на корабле «Цусима». Неподалёку установлены мемориальные доски в честь более современных событий — катастроф на подводных лодках «Комсомолец» (апрель 1989-го) и «Курск» (август 2000 года). Собор работал даже в советское время, а с 1941-го является кафедральным.
Вокруг здания разбили прекрасный парк. Сам храм состоит из двух этажей, а верхушка его украшена пятью куполами. Неподалеку установлена колокольня, увенчанная высоким шпилем. В отделке здания успешно сочетаются золотая и синяя (морская) расцветка. Почти с самого момента освящения и по сей день здесь проводят службы, посвящённые русскому флоту — как победные, так и поминальные.
Современное состояние[править]
Сегодня к прихожанам Князь-Владимирского собора относят себя православные верующие со всей Петроградской стороны, поскольку остальные храмы в старейшей части города, включая такой бесценный памятник как деревянный Троице-Петровский собор, были закрыты и уничтожены еще в начале 1930-х годов. Собору возвращена часовня св. Александра Невского, внутренняя отделка которого утрачена полностью. Ее реставрация еще впереди. Соборное духовенство регулярно совершает богослужения и все требы в Доме ветеранов сцены на Петровском острове. Клир собора духовно окормляет Военно-воздушную академию им. А.Ф. Можайского, расположенную по соседству с храмом, в здании бывшего 2-го кадетского корпуса. Добрые плоды приносит межприходское сотрудничество соборной общины с приходом собора св. Петра в Гамбурге — городе-побратиме Санкт- Петербурга. В церковном доме Князь-Владимирского собора более 10 лет успешно действует воскресная школа, открыта приходская библиотека, занимается детский хор «Горчичное зернышко». В Князь-Владимирском соборе ведется активная просветительская деятельность: проводится оглашение (т. е. научение) желающих принять святое Крещение, а также воцерковление ранее крестившихся людей. При соборе организован народный хор, который поет за ранними литургиями по воскресным и праздничным дням. Настоятелем собора с 1997 года состоит член Епархиального совета, благочинный Центрального округа, председатель епархиального Отдела по связям с учреждениями исправительно-трудовой системы и Комиссии по канонизации новомучеников, исповедников и подвижников благочестия Санкт-Петербургской епархии профессор-протоиерей Владимир Сорокин. В 2005 году в число престольных праздников собора вернулся день памяти Всех святых, в земле Российской просиявших. Четвертый престол храма устроен в крестильном помещении, там, где он находился и ранее — в 1920-х годах.
При храме ведется сбор и обработка материалов о жертвах большевистских гонений на веру и верующих. В 1999 году опубликован «Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии. ХХ столетие», составленный под редакцией настоятеля собора, протоиерея Владимира Сорокина (работа над Синодиком продолжается). Готовится к публикации и книга по истории самого собора, в летописи которого так много достопамятных имен и дат.
Смольный храм
Церковь, в которой преобладают голубой и белый цвета, с пятью куполами, расположенная на площади Растрелли, стала таковой по указанию императрицы Елизаветы Второй. Изначально она была однокупольной, какой её и задумывал автор — архитектор Растрелли. Собственно, лишь один из пяти куполов относится к собору, тогда как все остальные принадлежат колокольне.
Построение здания с белыми и голубыми стенами было почти полностью завершено в 1757 году, но из-за начавшейся Семилетней войны работы так и не были закончены до конца. Это было связано с недостатком финансирования. Храм доделан по проекту архитектора Василия Стасова и освящён только в июле 1835 года.
Собор — важная часть уникального архитектурного ансамбля Смольного монастыря. Екатерина Вторая в конце XVIII века устроила здесь первый в стране институт для благородных девиц, где их учили всему — от чтения по буквам до хороших манер.
В эпоху революции большевики разместили в здании собора свой штаб. В 1923-м церковь была закрыта новыми властями, она долгое время использовалась в качестве склада. Сегодня в соборе регулярно можно услышать классические композиции. У него в 1990—2015 гг. имелся статус концертного зала. В 2015-м принято историческое решение о передаче храма во владение РПЦ. Сегодня он находится под государственной охраной.
Андреевский собор
Старинная церковь размещается на Васильевском острове. Она возведена по просьбе жителей этого района Санкт-Петербурга. В 1729-м там заложен деревянный храм по проекту Трезини, который через три года уже освящён. Летом 1761 года здание уничтожено пожаром после удара молнии, и новый собор из камня заложили в 1764-м. Обряд его освящения проведен в 1781-м.
В царскую эпоху это было место регулярного проведения торжественных и радостных служб. На них присутствовали не только члены императорского семейства, но и знаменитости тех лет. Храм считался своим для прихожан, награждённых орденом Андрея Первозванного. Со временем там даже был установлен барельеф с изображением этой награды. Среди достопримечательностей храма особенно выделяются серебряное облачение внутри алтаря и резной иконостас высотой в 17 метров, состоящий из трёх ярусов.
После революции храм стал одним из основных мест проведения служб обновленческой церкви. Летом 1938 года собор был закрыт советской властью. Он охранялся государством как архитектурный памятник, и потому там сохранился иконостас и другие ценности. Осенью 1992 году церковь была возвращена во владение епархии и опять стала важным храмом на карте Питера.
(
4 оценок, среднее: 2,00 из 5)
Владимирский собор
Расположенный на восточной окраине Петроградской стороны, Владимирский собор является одной из старейших церквей в Петербурге. В советский период он был закрыт, но всего на год, и очень хорошо сохранился. Это белая пятиглавая церковь, архитектура которой смывает границы между поздним барокко и неоклассицизмом. На строительство ушло более сорока лет, а в 1789 году Владимирский собор был освящен.
Адрес:
Владимирский просп., 20