Крестовоздвиженский собор – казачий храм северной столицы


Храмы-предшественники

В первой половине XVIII века Санкт-Петербург был совсем небольшим городом. На месте современного Лиговского проспекта проходила дорога в Новгород – единственный тракт, который связывал берега Невы с Россией. Рядом с проезжей дорогой жили семьи ямщиков, и постепенно здесь образовалась Ямская слобода.

Православные христиане не имели своего храма, поэтому в 1710 годах они соорудили маленькую часовню на местном кладбище. Правда, через три года деревянная постройка сгорела во время пожара.

Ямщики собрали средства, составили прошение и в 1718 году после разрешения архимандрита поставили на погосте небольшую церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи. Одноэтажный храм выглядел очень скромно. Вытянутое здание имело высокую покатую крышу и узкий шпиль с крестом.

Вид Крестовоздвиженского собора

Через некоторое время рядом появилась деревянная звонница, но колоколов для нее не было. Это были годы, когда по указу Петра I «лишние» колокола из российских монастырей привозили в Санкт-Петербург и отливали из них пушки. Четыре колокола не стали отдавать литейщикам, а повесили на новой колокольне.

В 1730 году случился еще один пожар. Разбушевавшийся огонь спалил деревянный храм дотла. Сокрушенные прихожане собрали деньги и выкупили на Охтинских заводах старую часовню. Так на пепелище появился еще один деревянный храм.

К сожалению, век его был не долог. Деревянная постройка быстро пришла в негодность. Через несколько лет стены обветшали, а кровля стала протекать во время дождя. Огорченные прихожане Ямщицкой слободы составили новое прошение в епархию и попросили разрешить им построить каменный храм.

Фасад Крестовоздвиженского собора

Внутреннее убранство

Внутреннее пространство храма представляет собой центральный просторный неф с бело-мраморным алтарем XV столетия на старинных колоннах VI века. В центре же находится большая площадка для хора, огражденная мраморными барельефами XVI века известным мастеров с изображением деяний Святой.

В соборе находится алтарь, освященный в честь Святого Севера, современника Святой Евлалии, также убиенного христианскими гонителями за веру. За оградой расположены деревянные резные кресла с позолоченными гербами Средневековых рыцарей ордена Золотого Руна. 2 боковых предела, отделенных изящными тонкими колоннадами.

Множество витражей XV века украшают оконные проемы. В углу справа от Главной капеллы собора находится Сокровищница с уникальными предметами церковного искусства.


Barcelona Cathedral Interior — carved choir stalls

Там же в 3-х комнатах ризницы можно увидеть:

  • реликварий Карла V с цепью рыцарского ордена XV века;
  • церемониальный золоченый крест из серебра XIV столетия;
  • один из самых красивых мечей в мире — Педро Португальского;
  • позолоченный трон арагонского короля Мартина I;
  • драгоценный ковчег для даров XIV столетия.

Внутри собора находятся 26 неповторимых капелл, изумительной тонкой работы. Особенно отмечается капелла Преображения с великолепными рельефами. Выделяется и Главная капелла храма — Майор. На капелле Святой Олигарии установлена старинная кованая решетка начала XV столетия.

За ней находится капелла Святого Климента, где хранится саркофаг Доньи Сансы Шименис-де Кабрера. Капелла дель Санто-Кристо де Лепанто признана одним из лучших образцов готики. Капелла Святого Мигеля продемонстрирует алтарь XIV века с полотном на сюжет «Посещение». Каждая из них представляет собой маленький музей с уникальными объектами и историей.

История собора в XVIII-XIX веках

Бюрократия в России была сильна во все времена. На различные согласования и сбор необходимых средств потребовалось больше 15 лет. Само строительство заняло два года.

История не сохранила имени автора проекта, но по документам известно, что рабочими руководил немецкий архитектор Иоганн Якоб Шумахер. Это был опытный зодчий, который уже возвел несколько гражданских зданий и церквей в Санкт-Петербурге. В 1749 году новый храм был готов, и его освятили в честь праздника Воздвижения Креста Господня.

В 60-е годы XVIII века рядом появилась теплая церковь Тихвинской иконы Богоматери. Ее построили на деньги торгового человека И. Ильина.

В начале XIX столетия архитектор Александр Иванович Постников подготовил проект высокой колокольни. К 1812 году строительство было завершено. Перед двумя храмами появилась надвратная четырехъярусная башня со шпилем, и она сразу же стала архитектурной доминантой города.

Колокольня Крестовоздвиженского собора

В 1850-е годы собор пережил второе рождение. Талантливый архитектор Егор Иванович Диммерт полностью перестроил здание в лучших традициях необарокко. При этом он сохранил часть стен и фундамента каменного храма XVIII века. Лепные работы для обновленного собора выполнил искусный мастер Тимофей Дылев, а иконы написал изограф Коротков.

С 1856 года в течении 18 лет настоятелем храма был известный просветитель и педагог Иоанн Константинович Яхонтов. Благодаря его усилиям и спонсорской помощи купца И. И. Шигалева, под сводами церковной колокольни появился храм Кирилла и Мефодия. Архитектурный проект для небольшой церкви подготовил Людвиг Федорович Бульери.

Год от года Санкт-Петербург рос и расширялся. Лиговская сторона давно не была окраиной, а название «Ямская слобода» осталось только в памяти историков. В храм приходили молиться жители Лиговки и казаки, которые несли воинскую службу в городе.

На рубеже XIX-XX веков приход собора был один из самых больших в епархии. Он насчитывал более 14 тысяч человек. При храме существовали Общество помощи бедным, богадельня для престарелых женщин, бесплатная столовая, приют для детей и церковно-приходская школа.

Архитектор и внешняя отделка собора

Архитектор Жауме Фабре задумал собор по стилю ранневизантийской архитектуры церквей с привнесением ярко выраженных элементов готики, а позднее замысел автора был дополнен нео готическим стилем. Над зданием долгостроем также потрудились архитекторы Бертран Рикер и Арнау Баргес. Собор частично возведен на старинном фундаменте предыдущего храма.

Несмотря на свои внушительные размеры, здание не кажется тяжелым, а производит впечатление легкости и изящности. Собор венчают 5 остроконечных башен: крупная центральная и 4 вокруг.

Стены храма оформлены множеством узких контрфорсов, увенчанных шпилями, маскароны, гарпии, улитки, каменные цветы и головы львов дополняют отделку. Множество скульптур и статуй в стеновых нишах, барельефы и узорчатые капители Характерной чертой отделки фасадов являются каменные резные наличники и рамы с изящными растительными узорами и цветами.

Попасть в храм можно через несколько входов:

  • старейшие ворота Святого Иова;
  • портал Святой Люсии;
  • Святой Евлалии;
  • Пьетат.

Судьба храма в XX веке

После революции собор закрыли не сразу. Богослужения шли до начала 1930-х годов, пока в стране не начались массовые гонения на верующих. Сначала городские власти ликвидировали Тихвинскую церковь. Культовое здание отдали под школу. Потом здесь создали производственные мастерские, а часть помещений отошла радиотехническому техникуму.

В 1938 году пришла очередь Крестовоздвиженского храма. Во время репрессий восемь священников были расстреляны, и собор на долгое время закрылся для прихожан. Здание переоборудовали под хранилище фильмов. Новые складские перекрытия и поперечины существенно исказили интерьеры и обезобразили храм.

Потом началась война. Во время артиллерийских обстрелов Ленинграда в собор попало несколько снарядов. Однако, это была не единственная беда. В первую зиму блокады в храм свозили тела умерших от голода ленинградцев. Их не хоронили, потому что стояли страшные холода. Только весной 1942 года мертвые жители города получили последний приют на Волковском кладбище.

После войны в соборе разместили реставрационные мастерские. Несколько лет внутри стояли тяжелые деревообрабатывающие и токарные станки. Пол покрывал толстый слой асфальта, в притворе была баня, а в алтаре раздевались рабочие.

Скульптуры апостолов Павла и Петра в нишах соборной колокольни

В 1991 году произошла передача старинной постройки казачьему приходу города. По документам состояние храма оценивали как «руины». Он походил на огромный сарай с полуобвалившейся штукатуркой.

Сначала нужно было убрать территорию от мусора и собрать деньги на строительные материалы. Первое богослужение прошло в 1993 году. Масштабная реставрация всех церковных построек заняла более 10 лет.

Кресты на куполах: уникальная коллекция Инвера Шейдаева

В Крестопоклонную неделю разбираемся, как должен выглядеть крест на храме. Фотограф Инвер Шейдаев посвятил всю жизнь собиранию коллекции фотографий купольных крестов различных форм. Публикуем самые интересные снимки.


Село Николо-Архангельское. Николо-Архангельская церковь (XVIII в.) Мы выражаем особую благодарность авторам книги «Русский крест. Символика православного надглавного креста» Марине Анашкевич и Инвреру Шейдаеву за возможность оценить по истине небесную красоту, к которой в обычной жизни мы редко приглядываемся. Основная часть этой коллекции собрана во времена Хрущевской «оттепели», а затем Брежневского «застоя». Первая выставка прошла в 1968 году, но была сразу закрыта. Только в 90-е годы коллекция получила признание и была показана не только в России, но и в Париже. Тридцать лет фотограф Инвер Шейдаев ездил по городам и весям тогда еще Советского союза и фотографировал кресты, венчающие главы русских церквей, кресты-наглавники. Что только ему не приходилось претерпевать в этих путешествиях. Однажды он даже каким-то чудом уговорил мужиков одного далекого села разобрать строительные леса, окружающие купол храма, чтобы сфотографировать крест. А началось все в кабинете знаменитого Петра Дмитриевича Барановского (1892-1984), где молодой фотограф показывал свои работы знаменитому архитектору-реставратору. Тогда Инвер был увлечен декоративными элементами храмов. Однажды Петр Дмитриевич сказал: «Этого полно всего. Ты лучше наверх посмотри. Кресты снимай. Этой красоты еще никто не снимал. Собирай кресты, рано или поздно это понадобится, вот посмотришь». Эти слова оказались пророческими. К Инверу потом с «заказами» крестов обращались не однажды. Он делал фотографии для восстанавливающихся храмов на Соловках, для храмов Тобольска и других городов. Коллекция оказалась бесценной во времена, когда стали «собирать камни». Многие кресты восстанавливали по фотографиям из этой коллекции. К сожалению, еще много разрушенных храмов, кресты которых фотографировал Инвер, стоят, заросшие лесами, обезглавленные. Петр Дмитриевич Барановский, повидавший на своем веку много храмов, лежащих в руинах, говорил: «Почему в первую очередь крест уничтожают? Потому что он, как грудь матери – питает». ЛИЛИЯ И ВИНОГРАД Крин – стилизованное изображение цветка лилии, символа чистоты. Такие крины обычно делали на концах «ветвей» креста, потому что три листа лили (крина) свидетельствуют о Единой в трех Лицах Святой Троице.


Москва. Новодевичий монастырь. Собор Смоленской иконы Божией Матери. (1525) Обвивающая крест виноградная лоза с гроздьями ягод символ Живого Христа. «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь» (Ин. 15:1). Вологодские кузнецы особенно преуспели в мастерстве ковки виноградного орнамента на надглавных крестах. Крест церкви Димитрия Прилуцкого Спасо-Прилуцкого монастыря в Вологде. И можно поразиться тому, как тонко передана мастерами символическая связь виноградной лозы и Святого Причастия. Этот наглавник имеет внизу полумесяц, символически изображающий Чашу.


Вологда. Церковь Димитрия Прилуцкого Спасо-Прилуцкого монастыря.


Вологда. Софийский собор (1568-1570) ГОЛУБЬ Голубь, символ Святого Духа с незапамятных времен. «… и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь…» (Мф. 3: 16) Сама эта птица, застывшая в полете, имеет вид креста.


Крест церкви жен Мироносиц Марфы и Марии в Новгороде (1510). Если присмотреться, то можно увидеть в ажурном сердце этого креста, голубя с распростертыми крылами. Но такое изображение единственное, в основном голубки были литые и увенчивали крест. В древности голуби на кресте иногда еще и показывали, в какую сторону дует ветер, их называли ветрельниками.


Великий Новгород. Софийский собор. (1049-1050) Этот крест и голубок на нем имеют свою легендарную историю. Существует пророчество, что Великий Новгород будет существовать, пока голубь находится на вершине креста Святой Софии. В 1942 году, во время Великой Отечественной войны, крест со Святой Софии был сброшен взрывной волной. Его вывезли за пределы России солдаты «Голубой дивизии» — испанского подразделения немецкой армии. Вместо утраченной святыни на главном куполе Софии впоследствии был установлен крест-«двойник», подлинник же, хранился в Испании, в храмовой галерее Военно-инженерной академии под Мадридом, где был установлен на видном месте. Более 60 лет перед этой русской святыней молилось не одно поколение испанских христиан. Рядом с крестом была положена памятная плита с именами саперов, погибших в России. В 2004 году крест вернулся на родину – Испания добровольно передала его России. Его привез в Москву министр обороны Испании, торжественно встречали крест в Храме Христа Спасителя. Сейчас он хранится в одном из приделов Софийского собора. ИСТОЧНИК ЖИЗНИ Процветшие побеги Если из под основания креста произрастают побеги, то его называют «процветшим». Побеги символизируют возрождение , Вокресение Христа из мертвых. Вознесенные в небеса, надглавные «процветшие» кресты являли для русского человека зримый образ Райского сада и древа жизни, растущего в нем. Некоторые такие кресты сплошь усыпаны цветами, так что невозможно отвести взгляд. Они и впрямь напоминают растения в весеннем саду, с таким художественным чутьем подобраны растительные элементы.


Москва. Церковь Покрова Богородицы в Филях (1690-1693). Капли крови Медные выпуклости-«росинки» и бусины на цепях означают капли крови, пролитые Спасителем на кресте. На Руси они еще назвались «слезками».


Санк-Петербург. Церковь Воскресения Христова «Спас на Крови») (1883-1907), постороенный на месте убийства в 1881 году императора Александра II. ДОБРОВОЛЬНАЯ ЖЕРТВА Трость и копье


Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь Иоанна Лествичника (1572). Трость с губкой и копие – орудия Страстей Господних – нередкое явление на накупольниках. Наглавный крест с орудиями Страстей как бы замещает собой Распятие, которого не может быть на куполе (оно находится внутри храма). Но реализм страшных крестных мук Спасителя не должен затмевать главного – торжества Распятого Искупителя, победившего смерть. Завершающие крестные «ветви»цветы лилии, как нельзя лучше об этом говорят.


Псковская область, село Виделебье. Церковь Николая Чудотворца (XVIв.) Копие и губка стилизованы под два цветка, процветших на кресте.


Сейчас над главой, уже отреставрированной церкви, опять возвышается ее крест НЕБЕСНЫЙ ЦАРЬ Корона Корона на вершине наглавного креста символизирует Крест Небесного Царя и указывает нам на то, что церковь возведена по указу царя земного, или на пожертвования из царской казны. Корона может быть, как вполне реальная, так и очень условная.


Рязань. Спасский монастырь. Церковь Богоявления (1647)


Москва. Церковь Ризоположения в Леонове (1719-1722) Державный скипетр Крест может символизировать и второй знак царской власти Христа – скипетр. Придание кресту вида скипетра возможно с помощью одной, хорошо известной всем символики. Навершием скипетров русских царей была фигура коронованного двуглавого орла – державного знака Византии. Впрочем, накупольники с двуглавым орлом устанавливались на храмах только в эпоху Петра I, царя, известного своими имперскими амбициями.


Москва. Церковь Покрова Богородицы в Филях (1693). В единстве и равенстве Крест четырехконечный (как правило, с полумесяцем внизу) с древнейших времен ставят на куполах храмов. Этот вид креста символизирует Церковь Христову в единстве и равенстве ее видимой и невидимой сторон. Со временем нашлись хулители четырехконечного креста, говорили, что это неправильный крест, потому что не на таком был распят Христос. Но святителя Димитрий Ростовский поставил в этом споре точку. Он предположил, что когда Христос нес на плечах Своих крест, то крест еще не был четырехконечным, потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия, и только на Голгофе воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, приделали подножие.


Владимир. Собор Успения Богоматери (1158-1160)


Тульская область, Арсеньевский район, село Монаенки. Церковь Георгия Победоносца (XIX)


А так выглядит этот храм сейчас. Крест сохранился только на фотографии Инвера Шейдаева Русское подножие Один из древнейших русских крестов — шестиконечный с косой нижней перекладиной. Косое подножие символически представляет собой перекладину «весов» Страшного суда. Некоторые исследователи христианских символов и, в частности, Н. В. Покровский предполагают, что косая перекладина есть ни что иное, как видоизмененная форма древневизантийского подножия креста. Так или иначе, но эта форма утвердилась в русской иконописи. Косой перекладине было присвоено значение «мерила праведного». А в народе подножие стали называть «стояло».


Вологда. Архиерейский дом. Церковь Рождества Христова (1670) Тот Самый Крест Семиконечный, Т-образный крест, видимо и был той, древнейшей формой христианского креста, так как именно так выглядел крест, орудие казни Спасителя. У этого креста вид жертвенника, из-за верхней перекладины, похожей на престол. Ветхозаветные священники приносили жертву на золотом подножии, приделанном к престолу, поэтому, если верхняя перекладина символично изображает жертвенник, то нижняя перекладина такого креста обозначает это крестное подножие, и указывает на жертвенное священническое служение Спасителя.


Москва. Кремль. Церковь Двунадесяти апостолов (1652-1656) НЕБЕСНЫЕ СИЛЫ Солнце и звезды Исходящие из цента креста прямые или волнистые линии передают сияние солнца. Прямые лучи обозначают прямой свет, а волнистые горение, тепло. Мотив, исходящего из креста «света жизни», передается каждым художником на свой лад.


Псковская область, Локнянский район, село Дуняни. Церковь Архангела Михаила (XVI-XVIII в.) Такой крест большая редкость.


Сам храм сейчас представляет из себя руины. Крест утерян. Часто концы лучей украшались еще и звездами.


Нижний Новгород. Церковь Рождества Христова (1719)


Тобольск. Церковь Семи отроков Эфесских. (XVIII в.) Молнии «Яко молние видящее крестную силу» бегут злые силы от креста. Поэтому и молнии можно встретить на храмовых крестах.


Московская область, Одинцовский район, село Юдино. Церковь Перображения Господня (1720)


Ангелы и херувимы Прикрепляя к кресту медного ангелочка, автор подчеркивал, что у храма тоже есть ангел-хранитель. Наиболее известны и традиционны ангелы, несущие крест, подобно знамени, как на шпиле собора Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.


Рязань. Церковь Входа Господня в Иерусалим (XVII) Нередко в наглавных крестах встречаются изображения Херувимов.


Московская область, село Комягино. Церковь Сергия Ражонежского


Сейчас церковь полностью реставрировали. ЗЕМНОЕ ПРИСТАНИЩЕ Корабль и якорь Самые древние наши храмы, на главах которых красуется крест с полумесяцем, это Благовещенский собор Московского Кремля, новгородский Софийский собор и Дмитриевский собор во Владимире. Полумесяц – это корабль церковный, ведомый кормчим Христом.


Москва. Церковь Успения Божией Матери в Гончарах. В XIX веке тема плывущего корабля уже не ограничивается только символом полумесяца. Так в сретокрестии восьмиконечного креста храма Воскресения Христова на Обводном канале в Санкт-Петербурге изображен штурвал морского судна, а вместо полулунного видим косое подножие. Если корабль стоит на якоре, то по безопасности своей он находится как бы уже на земле. И хотя его качают волны, но потопить не могут. Отличить накупольный крест на «полулунном основании» от креста –«якоря» во многих случаях почти невозможно. Единственная деталь, которая безошибочно указывает именно на «якорь», это всевозможные украшения и утолщения на окончаниях дуги.


Московская область, Луховицкий район, село Дидиново. Церковь Троицы Живоначальной


Между Небом и землей Место пересечения горизонтали с вертикалью на кресте, место средокрестия, символизирует пересечение человеческого с божественным. Крест – посредник между землей и небом. Поэтому часто это место на кресте украшали «восьмеркой», по форме напоминающей замочную скважину. Она образована сложением двух символов – нимба (сияние святости) и цаты (драгоценной подвески обозначающей царскую «непорочность»).


Москва. Церковь Воскресения Христова в Кадашах (1687-1713) В статье использованы материалы книги «Русский крест. Символика православного надглавного креста». Москва, «АСТ», 2006 год.

Подготовила Ирина Сечина

Версия для печати

Тэги:

Церковь Храм Церковное искусство

Архитектурные особенности

Вход на территорию соборного комплекса находится со стороны Лиговского проспекта. Туристов и паломников встречает стройная колокольня со шпилем. Она поднимается на 60 м, и поэтому хорошо видна из прилегающих кварталов.

Два дугообразных пролета со спаренными колоннами соединяют колокольню с невысокими часовнями. В нишах установлены скульптурные изображения апостолов Павла и Петра. Наверху тоже можно увидеть восемь статуй апостолов.

Соборные купола

Центральное место занимает старинный Крестовоздвиженский собор. Барочный православный храм выглядит очень празднично. Именно так строили на Руси по время правления императрицы Анны Иоанновны.

Храм имеет форму латинского креста и полукруглую абсиду. Длина здания 53 м, а ширина – 35 м. Вместе с крестом собор поднимается на 41 м. Пять выразительных барочных глав покоятся на больших световых барабанах.

Колыбель младенца Иисуса

Есть у цаты на кресте и третье толкование: перевернутый полумесяц напоминает колыбель младенца Иисуса. Также существует мнение, что полумесяц похож на евхаристическую чашу, в которой находится Тело Христово, на церковный корабль и на купель для обряда крещения.

Отец Андрей (Постернак), кандидат исторических наук и священник, рассказал АиФ.ru, что у этого символа действительно много толкований. На его взгляд, наиболее правильной является версия о том, что этот полумесяц символизирует евхаристическую чашу.

«Крест стоит как бы над полукружием евхаристической чаши. Это не совсем полумесяц, это усеченное изображение той чаши, которую Спаситель дал своим ученикам на Тайной вечере. Таким образом, это один из важнейших символов, связанных с причастием и со страданием Спасителя. Такие неоднозначные символы всегда будут иметь много разных толкований в зависимости от тех условий, в которых это происходит, от исторической эпохи. На мой взгляд, наиболее правильным является объяснение, исторически связанное с верхней частью чаши. Потому что оно явно носит более древние корни и не имеет отношения к полемике с исламом», — сказал отец Андрей.

Интерьеры и святыни

Внутри собора просторно и светло. Стены и потолки покрыты росписями, на которых изображены сцены из Священного Писания и лики святых. Северный придел храма посвящен князю Александру Невскому, а южный – святым Царственным мученикам.

Церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери

В соборе много икон. Прихожане почитают воинские реликвии – старинный образ великомученика Георгия, знамя казачьего братства, Имперский флаг и знамена Донского и Кубанского войск.

Особая святыня – написанная в середине XIX столетия икона Тихвинской Богоматери.

Красивый киот украшен вышитой ризой и драгоценностями, которые принесли в дар верующие. Многие приходят, чтобы помолиться возле мощевика, где хранятся частички мощей христианских святых, апостолов и мучеников за веру.

Адрес собора Святого Креста и Святой Евлалии в Барселоне

Резиденция Барселонского архиепископа с XV века находится в главном храме, посвященном Святой покровительнице города. Найти Собор не составит большого труда. Он расположен в готическом квартале Старой части исторического центра Барселоны. К нему ведет пешеходная улица Carrer del Bisbe.

Адрес собора: Pla de la Seu 3, 08002 Barcelona.

Как добраться на машине

Точные координаты храма для путешествующий на личном автомобиле с навигатором: 41°23’03.0″N 2°10’34.5″E.

Как доехать на общественном транспорте

До известного католического храма можно легко доехать на общественном транспорте несколькими способами:

  • на метро, по желтой линии до станции «Jaume I»;
  • на рейсовых автобусах № 17, 19, 40 и 45;
  • на специальном туристическом автобусе, синий маршрут до станции Barri Gòtic.

Полезная информация для посетителей

Крестовоздвиженский собор открыт в любой день с 9:00 до 20:00. В Тихвинскую церковь можно попасть только во время богослужений. Храм Кирилла и Мефодия доступен в теплое время года. Часовня на Лиговском проспекте работает с 10:00 до 14:00 и с 15:00 до 19:00. Церковные службы проходят в 10:00 и 17:00.

В ограде собора с 10:00 до 19:00 открыта лавка, в которой торгуют медом, лечебными травами и настойками. Для паломников проводят экскурсии по храмам прихода.

Памятник святому царю-мученику Николаю II и его семье на территории прихода Крестовоздвиженского казачьего собора

Отзывы

Реставрационные работы, начатые в 2008, продолжаются до сих пор. За это время был восстановлен исторический облик колокольни, получили позолоту купола, начата работа над кровлей. Сегодня в собор может прийти каждый верующий или ценитель питерской архитектуры. На территории храма в 2002 году был установлен памятник Николаю II и питерцы трепетно хранят память о последнем царе России. В 2001 году был освящен южный придел храма в честь святых Царственных Страстотерпцев.

Одной из доминант Лиговского проспекта является Крестовоздвиженский собор (Санкт- Петербург). Отзывы посетителей рассказывают о необыкновенной красоте храма, необычности его архитектуры, где колокольня объединена галереей с двумя часовнями, а внутренний дворик наполнен тишиной и покоем, блистает старинной питерской архитектурой, уважением к истории и вниманием к современной жизни.

Сожаления в отзывах касаются только медленного продвижения реставрационных работ. Многие высказывают мнение, что расположение храма вдали от туристических троп делает его интересным для любителей нетривиальных прогулок по Санкт-Петербургу.

История появления

В православной религии полумесяц на кресте принято именовать – цата. Цаты украшала кресты на церкви еще в начале второго тысячелетия. Их можно увидеть на одном из древнейших храмов, сохранившихся до нашего времени – Церкви Покрова на Нерли (1165 г.).

Издревле этот византийский символ обозначал царскую власть. Поэтому полумесяц был размещен на изображении киевского князя Ярослава в «Царственном летописце» еще в 16 веке. И только после завоевания Константинополя турецкими войсками это символ «перекачивал» в мусульманство. Можно увидеть полумесяц и на иконах святых. Например, на облачении Николая Чудотворца, а также Самого Спасителя Иисуса Христа и его Матери Пресвятой Богородице и Приснодевы Марии.

Сегодня историки не берутся утверждать о точном времени появления цаты, но доподлинно известно, что такой символ присутствовал в Христианстве еще до крещения Руси князем Владимиром.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]