Свято-Никольский кафедральный войсковой казачий собор


Омский Никольский войсковой казачий собор, 14 июля 2009. Фото с сайта sobory.ru

Омский войсковой казачий собор во имя святителя Николая Чудотворца
Омской епархии

  • Престол: свт. Николая Чудотворца (главный); свв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (правый) [1]; вмч. Георгия Победоносца (левый) [1]
  • Адрес: Россия, г. Омск, ул. Ленина, 27
  • Тел.
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Самый старый храм в Омске, единственный уцелевший в годы советской власти войсковой храм города.
Церковь была заложена 15 мая 1833 года на площади Казачьего форштадта, напротив войскового казачьего училища. Строилась на пожертвования казаков Сибирского казачьего войска и старанием разных войсковых командиров.

26-27 мая 1840 года протоиереем Димитрием Пономарёвым были освящены приделы теплой церкви — Георгиевский и Симеоно-Аннинский.

16 сентября 1843 года главный престол был освящен во имя святителя Николая Чудотворца.

В 1840 году причт был назначен в составе священника, диакона и причетника. С 13 марта 1861 года причт должен был состоять из двух священников, диакона, дьячка и пономаря. По ходатайству епархиального начальства, в 1900 году Св. Синодом был открыт третий штат из одного священника и псаломщика.

В сентябре 1897 года при храме была открыта четырёхклассная школа для девочек. По сведениям 1900 года, школа помещалась, за неимением собственного здания, в доме казака Константина Федорова. Здание для школы было построено в 1903 году из леса бесплатно отпущенного Войсковым хозяйственным управлением Сибирского казачьего войска. В начале 1910-х годов при школе было две учительницы, пение преподавал бесплатно псаломщик.

Омский Никольский войсковой казачий собор, фотография нач. XX в.

В приходе церкви находился также войсковой приготовительный казачий пансион, два приходских Никольских училища (мужское и женское), Никольское мужское училище и две казачьи школы в посёлках Черемуховском и Новом.
11 декабря 1903 года было открыто церковно-приходское попечительство.

Прихожанами храма были казаки Омска и окрестных сел. В соборе благословляли отправляющихся на фронт воинов, служили панихиду по умершим. В разное время в храме молились цесаревич Николай Александрович, П.А. Столыпин, Л.Г. Корнилов, А.В. Колчак. Здесь крестили известного поэта Л.Н. Мартынова и будущего генерал-лейтенанта Д.М. Карбышева.

Протоиерей Павел Подбельский и священник Леонид Покровский в 1907 году обращались с просьбой о возведении церкви в статус собора, но получили отказ.

В 1914 году при храме открыли Никольский детский приют для горожан и казаков. В нем оказывали помощь и приходящим детям.

24 октября 1915 года, при епископе Сильвестре (Ольшевском), было учреждено Приходское Братство во имя Св. Николая Мирликийского Чудотворца.

В 1916 году храму был присвоен статус соборного.

В советское время

Вывоз колоколов Омского Никольского войскового казачьего собора, январь 1930 г. Газета «Рабочий путь», фотогр. Горохов

В 1920 году имущество собора было национализировано. Был арестован и расстрелян священник собора о. Сергий Дмитревский.
3 ноября 1921 года с «Общиной христиан православного исповедания при Омском Никольском соборе» был заключен договор на пользование зданием церкви. В этом же году государством производились конфискации храмовых ценностей.

Уже на следующий год возникли проблемы с регистрацией общины и предоставлением ей помещения, так как группа «Живая церковь» пыталась взять в аренду все церкви города и местное политическое руководство поддерживало живоцерковников.

В 1923 году было произведено очередное «изъятие ценностей в пользу голодающих» — серебряные ризы и другие предметы. Упоминается церковная библиотека из 500 книг. Знамена воинских частей, находившихся в храме, были переданы музею. В октябре того же года убили двух прислужниц-монахинь.

28 марта 1924 года «излишки» изымались милиционером I отделения Грабежовым.

18 апреля того же года договор с общиной был расторгнут, а церковные облачения и другие предметы переданы во временное пользование в Ильинскую церковь.

В мае собор был передан живоцерковникам.

Архиепископ Омский Виктор (Богоявленский) неоднократно предпринимал попытки добиться от властей возвращения церкви, которую хотел сделать кафедральной, однако безуспешно.

Архив Никольского собора в 150 томах и библиотека находились в подвале церкви, они почти полностью утрачены. Серебро было сдано в Омгубфинотдел. Разграбленный храм пустовал, а община, состоящая в 1927 году из 31 человека, не имела помещения.

В сентябре 1928 года выяснилось, что в церкви устроен притон: все изорвано, поломано, разбросано, разграблено.

В ноябре того же года городской совет принял решение передать здание под «культурные нужды».

16 января 1929 года это решение было подтверждено Окрисполкомом.

10 января 1930 года Омский окружной административный отдел получил сообщение, что ВЦИК утвердил закрытие Никольского казачьего собора. В середине января того же года были сняты церковные колокола. Имущество, в первую очередь, иконы, бесследно исчезло. Кровля купола и колокольня разобраны, а над трапезной и притвором надстроен третий этаж.

Здание Омского Никольского войскового казачьего собора, занятое кинотеатром «Победа». Фотогр. 1940-х гг.

В разные годы здесь размещались клуб «Строитель», управление культуры, музыкальная школа, управление кинофикацией, кинотеатр «Победа».
В 1960 году собор хотели снести — спасли его протесты интеллигенции.

С 1966 года здание находилось в запустении.

В 1970 году появилось решение горисполкома о сносе здания Никольской церкви. Председателем горисполкома тогда был В.И. Бухтияров, а его заместителем Н.Г. Грицевич. Они опирались на заключение научных работников СибАДИ, утверждавших, что здание в аварийном состоянии и эксплуатировать его невозможно. Против разрушения храма выступили художник К. Щекотов, заведующий отделом культуры горисполкома В. Чернышев, управляющий трестом Б. Карасиков и архитектор М.М. Хахаев.

В конце 1970-х — начале 1980-х годов были проведены реставрационные работы.

С 1983 года в храме находился орга́н.

Новейшая история

С 1991 года здание храма стало использоваться совместно управлением культуры и Омской епархией. В нем проходили миротворческие, межкофессиональные и другие конференции, благотворительные концерты, круг Сибирского казачьего войска, работала воскресная религиозно-нравственная школа. 28 марта 1992 года в соборе состоялось учредительное собрание Омского отделения Международного фонда славянской письменности и культуры.

В 1998 году по настоятельным просьбам верующих нашего города и активной поддержке Сибирских казаков орга́н переместили в здание бывшего кинотеатра.

В июне этого же года собор передали Омскому епархиальному управлению.

Архитектура и внутреннее убранство

В основу проекта собора легли чертежи зодчего В.П. Стасова, автора многочисленных построек в Санкт-Петербурге и Москве. В проект был внесён ряд существенных дополнений и изменений (3 престола вместо предполагаемых двух, добавлен притвор с колокольней, увеличена высота купола и др.). Иконы для церкви были написаны академиком живописи М.И. Мягковым и художником П.М. Скороспеловым. Иконостас изготовлен екатеринбургскими мастерами П. Батовым и И.А. Дулиным. Колокола были отлиты на Локтевском горном заводе. Медные кресты пожертвовал владелец Верхне-Исетского завода Яковлев.

Храм кирпичный, одноэтажный, в форме «корабля». Высота до основания шпиля колокольни — 24 м, до креста — 33,5 м. Три входа собора были оформлены дорическими портиками. Главный фасад акцентирован дорическим портиком, украшенным декоративными деталями и завершенным массивным франтом. Колокольня — двухъярусная, нижний ярус квадратный в плане с арочными проемами, верхний ярус звона восьмигранный с арочными проемами. Венчает колокольню высокий шпиль с крестом.

Новый иконостас собора выполнен по проекту В.Н. Гульченко бригадой резчиков под руководством В.Л. Малых. Золочение иконостаса провёл Олег Зотин. Храмовые иконы написаны в епархиальной мастерской, возглавляемой Геннадием Адаевым, иконописцами Д.Н. Фофиных, Т. Голубевой, А. Костылёвым, В. Ходыкиным, Д. и Н. Непобедимы.

Статистика

  • 1840 — 2184 человек
  • 1895 — 4 поселка, 4200 человек в приходе (1975 м.п., 2225 ж.п.)
  • 1900 — 3 поселка (Захламинский, Новый и Черемуховский), 1786 прихожан (868 м.п., 918 ж.п.), старообрядцев беспоповского толка — 9 человек, «население относится к ним безразлично, а со стороны самих раскольников никаких поползновений к пропаганде не замечается» [2]
  • 1914 — 3538 человек в приходе (1637 м.п., 1901 ж.п.), из них в городе — 2594 человека, в пос. Новом — 613 человек, в пос. Черемуховском — 349 человек; старообрядцев беспоповского толка — 3 человека.
  • 1922 — 119 человек
  • 1927 — 31 человек
  • 1928 — 50 человек

История

Корни истории собора берут начало в середине мая 1833 года. Тогда, 15-го числа, был заложен его первый камень. Строительство данного здания власти города доверили известному архитектору Стасову В. П. Он работал в те времена над сооружением помещений элитного ранга в Москве и СПб.

Средства на строительство собора собирали всем приходом. Основную сумму вложили Сибирские казаки, но было много и других меценатов.

Строительство длилось фактически на протяжении семи лет. В жаркие июньские дни 1840 года было проведено освящение церкви. Заботу эту на себя взял протоиерей Дмитрий Пономарев. Работать ему пришлось осторожно, поскольку храм требовал еще массы доработок.

Казачий Никольский собор взял на себя часть обязанностей по повышению образованности населения, поэтому в 1897 году на его территории образовалась специальная школа для девочек. Обучение проходило в ней в течение четырех лет.

Казаки не были бы собой, если бы реликвии, принесенные в храм, не соответствовали их сути. Так, в 1883 году главной реликвией стало знамя Ермака, на полотне которого ярко выделялось изображение святого Дмитрия Солунского. Храм хранил свою реликвию рьяно, однако приход советской власти и гражданская война изменили ход истории, приведя ко многим потерям, в том числе и главной реликвии-флага. Сейчас в соборе находится на хранении его копия.

В свое время храм посещали такие высокопоставленные гости:

  • Николай Александрович, цесаревич (Николай Второй);
  • Колчак А. В.
  • Корнилов Л. Г.
  • Мартынов Л. Н. (поэт, крестился в храме);
  • Карбышев Д. М. (генерал-лейтенант, прошел крещение под сводами собора).

В годы господства советской власти храм перенес такие изменения и лишения:

  • полностью разобрано здание храмовой колокольни;
  • все колокола подвергнуты переплавке;
  • из храмового комплекса сначала сделали клуб «Строитель», после сюда поселили управление культуры, затем в этих стенах расположилась музыкальная школа, а потом было управление конфискацией, позже – кинотеатр под названием «Победа».

С приходом 1960 года власти в Омске хотели полностью разобрать здание. Спасли его интеллигенты, протестующие против варварства. Закрытый храм с 1966 года остался пустовать и рассыпаться. Такая ситуация продержалась до начала 80-х годов 20-го столетия. Тогда Казачий храм решили восстановить и провели ряд реставрационных работ. В 1893 году, чтобы отреставрированное помещение не пустовало, здесь разместили зал органной и камерной музыки, поскольку этому способствовали особенности акустики здания.

Высокопреосвященнейший Владыка Феодосий (в 1991 году) частично вернул здание храма Церкви. Теперь оно использовалось священниками на равных правах с работниками культуры и искусства. Лишь в 1998 году активные верующие смогли добиться выселения органа из церкви в бывший кинотеатр и перевода храма под опеку Омско-Тарскому епархиальному управлению.

Советское время

С приходом к власти большевиков в жизни Никольского собора наступили тяжёлые времена. После поражения белого движения большевистское правительство национализировало его имущество и расстреляло одного из служителей — Сергея Дмитриевского. В ноябре 1921 г. между приходской общиной и городским советом депутатов был заключён договор на аренду здания Свято-Никольского собора, который должен был каждый год продлеваться.

С двадцать первого года ежегодно проводилось изъятие церковных ценностей под предлогом помощи жителям голодающих районов страны. В 1924 г. собор передали обновленцам, с попустительства которых его внутреннее убранство было окончательно разграблено, иконы изрезаны, некоторые реликвии уничтожены.


Историческое фото собора в начале ХХ века

1930 г. духовная деятельность в стенах здания Свято-Никольского собора официально прекратилась. Оскверненное здание большевики частично разрушили и перестроили. Колокольню, купол и барабан снесли, а над средней частью установили двухэтажную пристройку.

В течение сорока лет постройку использовали для размещения следующих учреждений:

  • городского клуба «Строитель»;
  • областного управления культуры;
  • музыкальной школы;
  • кинотеатра «Победа».

В 60-70 гг. городские власти неоднократно предпринимали попытки окончательно снести историческое здание, но активное сопротивление этому решение оказывали представители городской интеллигенции. Они обращали внимание на то, что в столице сооружения, созданные по проекту Стасова, охранялись как объект культурного наследия. Власти прислушались к мнению специалистов и полуразрушенную постройку сохранили.

Интересно! Существует мнение, что Свято-Никольский собор пытались взорвать, но стены устояли, и идею о сносе пришлось забыть.

Архитектура собора

Начальная архитектура храма была изменена при проведении реставрационных работ. Добавили еще один престол (теперь их там 3), расширили здание новым притвором с колокольней, подняли купол выше. Кроме всего этого, храм изменился в разных мелочах. Общий стиль декора стал более похож на архитектурные решения при строительстве культурных зданий (в том числе сельских клубов).

Вытянутый прямоугольник, высота до основания шпиля которого составляет 24 м., до основания креста получается 33,5 м. Все входы, в том числе фасад, украшены дорическими портиками, на передней стене видны элементы лепного декора и массивный франт.

Литература

  • Циммерман Э. По великой Сибирской железной дороге // Вестник Европы. – 1903. — № 1. — С. 126.
  • Правительственный вестник. — 1918. – июль; 1919. – июль.
  • Заря. – 1918. – 26 окт.
  • Заря. – 1919. — 13 мая.
  • Рабочий путь. – 1930. – 11 янв., 2 марта.
  • Новый путь. – 1934. – 8 сент.
  • Шухов И. Картины старого Омска // Омский альманах. Кн. 5. — Омск, 1945. — С. 82-87.
  • Лебедева Н.И. Никольская войсковая казачья церковь // Вестник культуры: Пресс- бюллетень. – 1991. — № 1. – С. 1, 7.
  • Лебедева Н.И. Омские храмы // Известия Омского государственного историко- краеведческого музея. — 1993 г. — № 2. — С. 99-102.
  • Лебедева Н.И. Архитектура церквей Омска в XVIII — начале XX вв. // Памятники истории и культуры Омской области. — Омск, 1995. — С. 99-100.
  • Лебедева Н.И. Памятники культового зодчества в динамике культурно-исторических реалий XX века (На материалах Омского Прииртышья). дисс. на соиск. ученой степени кандидата исторических наук. – Омск, 2000.

Святые реликвии

В храме сохраняются такие реликвии:

  • ковчег с частицами мощей 13 святых

  • по бокам от главного иконостаса созданы ниши, в которых размещены мощи святых Серафима Саровского и Феодосия Черниговского.

  • Иконы местночтимых святых

Использованные материалы

  • Страницы официального сайта собора
  • Лебедева Н.И. Никольская казачья церковь (собор с 1916 г.) в г. Омске.
  • Лосунов А. Свято-Никольский Казачий собор. Страницы истории.
  • Тобольский епархиальный адрес-календарь на 1895 год, с. 118.
  • Скальский К.Ф. Омская епархия. Опыт географического и историко-статистического описания городов, сел, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии. — Омск, 1900, с. 44-46.
  • Справочная книга Омской епархии / Сост. свящ. Иоанн Голошубин. — Омск: Типография «Иртыш», 1914, с. 19-21.

[1] По сведениям дореволюционных источников

[2] Скальский, с. 46.

Фотографии

На площади всегда уютно и зелено, воздух возле храма свежий:

Вход со стороны колокольни украшают декоративные колонны:

А таким был старый храм:

Внутреннее убранство храма очень светлое:

Этот собор такой же сильный, долготерпеливый и надежный, как и сами казаки. Зависит он от верующих, но и помогает им много. В радости и в дни печали здесь каждый найдет себе утешение.

Возрождение

Первым шагом на пути возрождения исторического здания в качестве культового места стала его частичная реставрация, проведенная на рубеже 70-80 прошлого века. С 1983 г. здесь размещался зал органной музыки.

В 90-е гг. Зданием совместно пользовались Омская епархия и управление культуры. Здесь проводили различные социально-культурные мероприятия, собрание Сибирского казачьего воинства, а также проводились занятия Воскресной школы. Но пребывание в стенах бывшего храма органа отражалось на состоянии его стен. Усилиями верующих горожан и представителей сибирского казачества инструмент перенесли в здание кинотеатра. С июня 1998 г. постройка перешла под управление Омской епархии.

На заметку! К настоящему моменту собор восстановлен в первозданном виде, но реставрационные работы ещё продолжаются. При этом в храме проводятся богослужения и осуществляются все церковные таинства.

История[править]

28 октября 1907 г. казаки Омского поселка вынесли решение об отчислении денег на постройку храма от доходов за 10 арендных мест. Из справки Духовной консистории мы узнаем, что в Атаманском поселке тогда было 9808 жителей, в Черном городке – 4924, на левом берегу Иртыша – 369, в поселке по Семипалатинскому тракту – 3500. Всего – 18601 человек. Пригороды Омска были наиболее поликонфессиональными: 13504 православных, а также католики, протестанты «сектанты» и представители иных исповеданий. Необходимость возведения храма была очевидной, так как Троицкая церковь у вокзала вмещала всего 1000 человек.

Каменная трехпрестольная церковь недалеко от станции Омск была заложена 9 мая 1911 года Омским Преосвященным Владимиром, в присутствии Войскового наказного атамана Сибирского казачьего войска генерала от кавалерии Евгения Оттовича Шмидта.

Освящение храма было совершено епископом Омским и Павлодарским Андроником 29 августа 1913 г. Главный престол во имя святого и чудотворца Николая Мирликийского, второй – во имя святой царицы Александры, третий – во имя святителя Алексия, митрополита Московского. Средства на строительство храма – 85000 рублей – были собраны казаками Атаманской станицы при небольших посторонних пожертвованиях. Торжество началось 28 августа всенощным бдением, совершенным сонмом духовенства во главе с Преосвященным Андроником, который перед входом в храм был встречен казаками с хлебом-солью, а по входе в храм настоятелем отцом Иоанном Поповым – с крестом. Утром следующего дня, при торжественном перезвоне колоколов, из соседней Троицкой церкви сопровождаемый множеством народа прибыл крестный ход со святыми мощами, а вслед за ним пожаловал Владыка. После освящения Престола была отслужена первая литургия. Очевидцы отмечали благолепие храма и торжественность службы. «…Могучее пение общенародным тысячным хором «Верую» и «Отче наш» уносило мысли и сердце к Тому, Кого «едиными усты и единым сердцем» воспевали православные христиане. Это было какое-то особенное, не поддающееся описанию, мощное, уносящее ввысь все мысли человека пение», – писал церковный староста В. Никитин. Освящение храма во имя святых тезоименитых царской семье: царицы Александры и святителя Алексия произошло в день усекновения главы св. Иоанна Крестителя, который совпадал с днем всероссийского праздника трезвости. Владыка в своей речи указал «на силу веры», в два года «воздвигшую этот небоподобный храм» и пригласил прихожан проводить трезвенную жизнь.

В 1913-м году православного населения в приходе было 5600 человек, на территории прихода проживало 40 иноверцев, 385 инославных, 5 раскольников и 190 баптистов. В штате храма было 2 священника, дьякон и псаломщик. Все они являлись преподавателями Закона Божьего в учебных заведениях: 1-ой Атаманской одноклас­сной казачьей смешанной школе, 2-ой Атаманской смешанной одноклассной школе для разночинцев, начальной смешанной школе Щегловой, находящейся в ведении Министерства народного просвещения, двухклассном смешанном железнодорожном училище МНП в «Порт-Артуре» и на станции «Омск». Для причта и церкви Войсковым Правлением Сибирского казачьего войска было отведено 300 десятин земли в распоряжение общества казаков Атаманской станицы. Один из священников храма исполнял должность окружного миссионера по Омскому уезду.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]