Святой Алексий Мечёв: Я не хочу сидеть на точке замерзания


«Блаженный Алешенька»

В житиях святых можно прочитать, что многие будущие великие подвижники с самого раннего детства вели себя необычно, не как все, потому что реальность Неба, Бога была для них самоочевидной, простой и ясной. Примеры мы знаем и в XX веке. Так, чудаковатым, блаженным считали будущего архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна (Максимовича), который с детства не мог пройти мимо храма, не остановившись и не перекрестившись медленно, с поклоном, ни на кого не обращая внимания и не смущаясь. Однажды, когда будущий архиепископ учился в кадетском училище, он прямо во время парада вышел из марширующего строя кадет, чтобы перекреститься на кресты храма, а затем бегом вернулся в строй, получив после серьезный выговор…

Так и будущего отца Алексия Мечёва называли «блаженный Алешенька». Его дедушка был протоиереем в Коломенском уезде, отец — Алексий Иванович Мечёв — регентом хора в кафедральном соборе Чудова монастыря в московском Кремле, и Алеша воспринял от них живое переживание Евангелия.


Чудов монастырь, 1859 год. Источник https://retromap.ru

«Бог дал мне простую детскую веру», — признавался он впоследствии своим духовным детям. В детстве «блаженный Алешенька» мог в разгар веселья и игр вдруг стать очень серьезным и уйти куда-то, уединиться.

С малых лет очень мягкий характером, он был не склонен к ссорам, наоборот, старался всех помирить или развеселить. Таким он был всю жизнь и этому учил: жить так, чтобы рядом с тобой было легко и радостно.

Старец был не просто добрым человеком, время от времени кому-то помогавшим. Он со всем вниманием и самоотдачей входил в положение каждого человека, — и не мог иначе! «Господь никому не отказывал, всех звал к Себе, ко спасению — и я не могу отказать! Он умирал и не забыл никого, всех помнил, разбойника спас, Матерь Свою вспомнил. И я не могу отказать», — говорил отец Алексий.

Каким бы грешником или лентяем ни был человек, как бы ни падал, что бы ни делал, даже упреки старца ему — деликатны, тон ласков и сердечен:

«Дорогой баловень Петюшка! — пишет он в одном письме. — С большой скорбью узнал, ты в период отчаяния позволил себе сбаловать, выпить винца и никотин… и придти в упоение. На первый раз прощаю я баловника и оставлю без всякого наказания, но с обязательством впредь этого не делать. Дорогой Петенька, будь спокоен, скорбь твоя прейдет в радость. Господь Милосердный с тобою, и о тебе молятся все братья и сестры. Будь здоров».

Можно подумать, что он пишет родному сыну! Но так отец Алексий обращался со всеми, знал ли он человека всю жизнь или одну минуту. «Мир не нуждается в наших разбирательствах, мнениях и суде, — писал святой. — Он гибнет от недостатка любви».

Расписание служб, режим работы

Храм Алексия Мечёва в Вешняках открыт ежедневно:


Храм Алексия в Вешняках, контакты и информация.

День неделиВремя
Будни09:00 — 19:00
Дни богослужений, праздничные дни08:00 — 20:00
В воскресные дни начало Божественной литургии08:30
Великие праздники, начало Божественной литургии09:00
Накануне служится Всенощное бдение, совершается таинство исповеди17:00

Точную информацию о времени служб в праздничные дни, проведения заказных молебнов и панихид можно получить на официальном сайте в разделе «Расписание богослужений», на странице сайта Вконтакте, Фейсбук.

«Ты такой маленький… будь лучше священником!»

Любить, жалеть людей, делиться с ними, входить в ситуацию каждого Алешу приучили родители: он до конца жизни вспоминал, как мать взяла к себе, в их двухкомнатную квартирку в Троицком переулке, свою овдовевшую сестру с тремя детьми, при том, что своих-то было трое — Алешин брат Тихон и сестра Варя. Шестеро детей, трое взрослых — и всем хватило места и хлеба!

Сердце, жалеющее людей, с юности стремилось к профессии, предполагающей служение на благо других. Поэтому Алексий хотел стать врачом. Но мать, Александра Дмитриевна, говаривала: «Ты такой маленький, где тебе быть доктором, будь лучше священником!» И не ошиблась, точно угадав призвание сына.


Отец Алексий Мечев совершает молебен

Окончив Московскую духовную семинарию, он встал на этот путь — устроился в 1880 году псаломщиком (Низший чин церковнослужителей; псаломщику вменялось в обязанность читать во время богослужений тексты из Священного Писания и молитвы, он не был обличен священным саном. — Прим. авт.) Знаменской церкви на улице Знаменка.

И тут его незлобивость и мягкость подверглись серьезному испытанию. Вспыльчивый, несдержанный настоятель храма отец Георгий набрасывался на 21-летнего служителя по поводу и без, требовал от него почему-то выполнения обязанностей сторожа, придирался, иногда даже бил. Младший брат Тихон часто заставал Алексия в слезах. Казалось бы, нужно просить о переводе в другой храм! Но Алексий терпел и ни о чем не просил. И не ожесточился, не потерял любви к людям.

Годы спустя, придя на похороны своего жестокого начальника, он плакал, но уже от благодарности: невольно отец настоятель преподал ему такую школу, так помог в борьбе с собственными недостатками, главным из которых отец Алексий считал «яшку» — самолюбие…

Внутреннее убранство

Храм Алексия Мечёва в Вешняках достаточно скромный внутри, аскетичный по меркам христианской церкви. Пройдя небольшой притвор, человек попадает в единственный церковный предел. На стенах нет фресок, только простая побелка. Слева от аналоя установлен канунный стол. Над неширокой солеёй возвышается резной четырёхрядный иконостас. Помещение освещается за счёт узких удлинённых оконных проёмов.

В вечернее время служители зажигают круглое центральное паникадило и несколько малых боковых светильников. Через открытые Царские врата можно увидеть золочёный жертвенник с витиеватым семисвечником и большую икону Господа Вседержителя. Окна в алтаре выполнены в традиции витражной техники. Узор из цветного стекла, изготовленный в стиле православной традиции, несет в себе глубокую символику.

Образ Христа, сияющий от падающих на него солнечных лучей, напоминает прихожанам, что Господь является «Восток востоков» (немеркнущий). А также стекло по христианской традиции несет в себе символ чистоты и непорочности. По периметру средней части храма вторым ярусом надстроены клиросные хоры, где размещаются певчие во время служб.

Красавица моя…

Нередко святых людей удобнее представить такими былинными героями, чуждыми обычных человеческих чувств, эмоциональных проявлений — в общем, ничего «земного». Но это совсем не так. Жития редко приводят подробности их эмоциональной, чувственной жизни, но в случае со старцем Алексием их доносит сохранившаяся переписка с женой и с детьми.

«Красавица моя милая… драгоценная женушка Нюшенька… жизнь моя, принимай лекарство и пей больше молока»; «Забудь обо всем в мире, думай только, чтоб тебе поправиться скорее, утешайся мыслью о том, что о тебе непрестанно думает твой муж… Он хоть и в 25-ти верстном расстоянии от тебя, драгоценная моя, но хорошо, отчетливо знает и чувствует, что ты думаешь и делаешь»;«Золотое мое солнышко»…


Отец Алексий Мечев с семьей. Жена отца Алексия Анна Петровна — слева от него

Вот как обращается будущий святой к своей жене, Анне Петровне Молчановой, тоже происходившей из духовного сословия. Удивительные по красоте отношения!

У них родилось пятеро детей: на четвертом году супружества — дочь Александра (1888), потом дочь Анна (1890), сын Алексий (1891), умерший во младенчестве, сын Сергей (1892, будущий священномученик), дочь Ольга (1896). И годы спустя после венчания отец Алексий писал своей жене трогательно и непосредственно:

«Ты, красавица, забыла у меня на столе браслетку и кольца, то будь спокойна, я их убрал и с собой в воскресенье привезу. Целую тебя несчетно раз. Твой Ленечка».

Какой-то необыкновенной красотой Анна Петровна не отличалась, однако отличалась добрым, живым характером — даже на фотографиях в любом возрасте это видно — и крепкой, простой верой. Отец Алексий — священник, будущий прославленный святой и подвижник — со смирением писал ей: «Я верю вполне, что ты глубоко верующая, помолись же обо мне, мой ангел, чтобы и я был тоже таковым».

Матушка Анна разделила с мужем его самоотверженное служение, когда 19 марта 1893 года отец Алексий был рукоположен епископом Нестором, управляющим московским Новоспасским монастырем, во священника к церкви Николая Чудотворца в Кленниках. Хиротония совершалась в Заиконоспасском монастыре, что по сей день стоит в двух шагах от Кремля. Приход оказался очень малочислен, довольно беден, и отец Алексий стал единственным его священником…

Бог, знающий каждого человека до самых его глубин, пожелал дать святому в спутницы именно такую женщину, и она сыграла в его жизни важную роль.

Он вспоминал жену и как друга, мягко направлявшего его, подсказывающего то, чего он сам не замечал. «Я был очень счастлив, — писал он годы спустя сыну, — когда покойная твоя мама, бывало, заметив что-либо, высказывала свое впечатление мне, и я тотчас, приняв к сердцу, изменял согласно с ее замечаниями… Я не хочу сидеть на точке замерзания. Каждый из нас не замечает за собой и может усовершенствоваться только при участии близких, дорогих людей…»

Омрачало их жизни только то, что матушка Анна страдала тяжелой сердечной недостаточностью, и с годами это давало о себе знать все больше. Выйдя замуж 18-летней юной девушкой, к 36 годам она уже очень мучилась от водянки: тело отекало, наступала слабость, становилось трудно дышать. Было настолько тяжело, что в какой-то момент матушка просила своего супруга перестать ее вымаливать…

29 августа 1902 года Анна Петровна скончалась. В церковном календаре, по старому стилю, это день памяти Усекновения главы пророка Иоанна Предтечи — день покаянный, скорбный, в который полагается строгий пост…

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Проектной разработкой храма во имя святого Алексия занималась инженерная организация «Моспроект-3» под руководством известного советского и российского архитектора И. Г. Бирюкова. В творческом активе архитектора Бирюкова имеется много значимых проектов. Он спроектировал Центральный московский архив, санаторий Министерства обороны в Марфино, торговые и жилые комплексы.

На его счету реставрация Марфо-Мариинской обители и создание собора святой княгини Евфросинии в районе Нахимовского проспекта. Проектирование храмового ансамбля имени святого Алексия стало одной из последних работ орденоносного мастера. Храм в Вешняках привлекает взор архитектурно-художественной выразительностью. Компактная, но в то же время величественная церковь Алексея Мечёва, хорошо вписалась в окружающий её микрорайон.

Храм выполнен по строгим канонам и традициям русского зодчества. Несмотря на небольшую внутреннюю площадь,1250 м², церковь одновременно может принимать до 300 прихожан. По форме здание представляет собой классический четверик – четырехгранный объём, применяемый в русской каменной и деревянной архитектуре. Четырёхугольное здание церкви символизирует полноту мира, сконцентрированного в христианстве.

Фасады окрашены в песочный цвет с белой окантовкой по краю полукруглых закомар. На световом барабане покоится чёрный византийский купол. Его шлемовидные очертания означают вечное духовное противоборство между добром и тёмными силами. Единственная маковка воспринимается верующими как символ Божественного единства. Высота строения от фундамента до креста 31,5 м.

К паперти у дубовых западных дверей ведёт лестница из 7 ступеней. В качестве надвратной иконы выбран образ Спасителя, окружённый виноградными лозами. Дом причта представляет собой двухэтажное здание с пристроенной к нему колокольней. Здесь располагается трапезная, классы воскресной школы и зал для конференций. Есть небольшая иконная лавка.

Встреча с праведным Иоанном Кронштадтским

Отец Алексий очень тяжело переживал потерю жены: он запирался у себя и долго молился, плакал перед Богом. Позже в письмах он признается, как, «прикипевший» душой к любимой супруге, страдал от одиночества, от своего вдовства…

Праведный Иоанн Кронштадтский. Фотография, начало XX в.

Смерть бесконечно любимой жены стала водоразделом его жизни. Но вместе с тем: мало ли священников-вдовцов было в то время? И только единицы достигли святости. Так и отец Алексий переступил черту, за которой — любовь уже не человеческая, а Божественная, полное забвение себя ради других, способность видеть всего человека насквозь, ни в коем случае не приписывая этого дара себе.

Все это — тайна внутреннего преображения человека. Нам известны лишь внешние вехи.

Однажды на пороге дома безутешного священника появился известный кронштадтский пастырь, отец Иоанн (Сергиев), чудотворец, которого Церковь потом прославит в лике святых. О тяжелых переживаниях отца Алексия ему рассказали его знакомые.

«Вы пришли разделить со мной мое горе?», — спросил отец Алексий вошедшего кронштадтского священника. И услышал в ответ: «Не горе твое я пришел разделить, а радость.

Тебя посещает Господь. Оставь свою келью и выйди к людям; только отныне и начнешь ты жить. Ты радуешься на свои скорби и думаешь: нет на свете горя больше твоего… А ты будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя, и тогда увидишь, что твое несчастье незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет».

После этого священники вместе совершили службу в одном из московских храмов.

И с этого времени начался особый путь отца Алексия, путь старчества. Особый — потому что с того момента он, и прежде заботившийся обо всех, забыл себя, чтобы жить для других.


1.Введение

В начале ХХ века в Москве при Никольском храме на Маросейке возникло замечательное явление – община-приход, которая в годину лютых искушений того революционного времени была как бы единым организмом, поддерживающим своих находящихся в трудных обстоятельствах членов. Но, чтобы рассказать о ней, необходимо сначала описать духовный путь ее основателя – замечательного московского старца Алексея Мечева.

2.Начало пути

Святой праведный Алексий Мечёв родился в Москве 17 марта 1859 года в благочестивой семье регента кафедрального Чудовского хора Алексея Ивановича Мечёва[1].

Рождение отца Алексия произошло при знаменательных обстоятельствах. Мать его, Александра Дмитриевна, при наступлении родов почувствовала себя плохо. Роды были трудные, очень затянулись, и жизнь матери и ребенка оказалась в опасности.

В большом горе Алексей Иванович поехал помолиться в Алексеевский монастырь, где по случаю престольного праздника служил митрополит Филарет. Пройдя в алтарь, он тихо встал в стороне, но от взора владыки не укрылось горе любимого регента. «Ты сегодня такой печальный, что у тебя?», — спросил он. — «Ваше Высокопреосвященство, жена в родах умирает». Святитель молитвенно осенил себя крестным знамением. — «Помолимся вместе… Бог милостив, все будет хорошо», — сказал он; потом подал ему просфору со словами: «Родится мальчик, назови его Алексеем, в честь празднуемого нами сегодня святого Алексия, человека Божия».

Алексей Иванович ободрился, отстоял литургию и, окрыленный надеждой, поехал домой. В дверях его встретили радостью: родился мальчик.

В двухкомнатной квартирке в Троицком переулке в семье регента Чудовского хора царила живая вера в Бога, проявлялось радушное гостеприимство и хлебосольство; здесь жили радостями и горестями каждого, кого Бог привел быть в их доме. Всегда было многолюдно, постоянно останавливались родные и знакомые, которые знали, что им помогут и утешат. Это послужило хорошей школой милосердия для будущего доброго пастыря.

Это выразилось и в том, о чем всю жизнь отец Алексий с благоговением вспоминал – в самоотверженном поступке матери, которая взяла к себе свою сестру с тремя детьми после смерти ее мужа, несмотря на то, что и самим было тесно с тремя своими детьми — сыновьями Алексеем и Тихоном и дочерью Варварой. Для детей пришлось соорудить полати.

Среди родных и двоюродных братьев и сестер Леня, как звали Алексея в семье, выделялся мягкосердечием, тихим, миролюбивым характером. Он не любил ссор, хотел, чтобы всем было хорошо; любил развеселить, утешить, пошутить. Все это выходило у него благочестиво. В гостях, в разгар игр в детских комнатах, Леня вдруг становился серьезен, быстро удалялся и прятался, замыкаясь в себе от шумного веселья. Окружающие прозвали его за это «блаженный Алешенька»[2].

Учился Алексий Мечёв в Заиконоспасском училище, затем в Московской духовной семинарии, после окончания которой мечтал поступить в университет и стать врачом.

Но мать, чувствуя своим добрым сердцем совсем другое предназначение ее сына, воспротивилась этому: «Будь лучше священником».

Алексию было тяжело оставить свою мечту, но он не пошёл против воли горячо любимой матери. Впоследствии Алексий Мечёв понял, что обрёл своё истинное призвание, и был очень благодарен матери.

По окончании семинарии Алексий Мечёв служил псаломщиком Знаменской церкви Пречистенского сорока, где с ним зачастую очень грубо обращались, но Алексий всё сносил безропотно, не жаловался и не просил о переводе в другой храм. Впоследствии он благодарил Господа за то, что Он дал ему пройти такую школу.

В 1884 г. Алексий Мечёв женился на дочери псаломщика Анне Петровне Молчановой по большой любви. 18 ноября того же года был рукоположен во диакона и стал служить в церкви великомученика Георгия в Лубянском проезде, внешне проявляя величайшую простоту, а внутренне испытывая пламенную ревность о Господе.

Брак его был очень счастливым. Но Анна Петровна страдала тяжёлым заболеванием сердца, и здоровье её стало предметом постоянных забот отца Алексия.

В семье родились дети: дочери Александра (1888) и Анна (1890), сыновья Алексей (1891), умерший на первом году жизни, и Сергей (1892), и младшая дочь Ольга (1896).

19 марта 1893 г. диакон Алексий Мечёв был рукоположен епископом Нестором, управляющим Московским Новоспасским монастырём во священника Николаевской церкви в Клённиках. Хиротония состоялась в Заиконоспасском монастыре. Маленькая церковь святителя Николая в Клённиках находилось на улице Маросейка и приход её был очень мал, т.к. по близости высились большие и хорошо посещаемые храмы.

Несмотря на то, что отец Алексий готовил себя к пастырству в деревне, получив приход в столице, он всецело предал себя воле Божией и стал трудиться положа в основу своего дела молитву и духовное бодрствование.

Жизнь духовенства малых приходов того времени была материально тяжёлой, бытовые условия тоже были плохими. Да ещё матушка Анна Петровна тяжело болела, у неё началась водянка с большими отёками и мучительной одышкой. Она так страдала, что стала просить мужа перестать её вымаливать и скончалась 29 августа 1902 года в день усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Отец Алексий очень горевал и был безутешен. Для него померк свет. Он закрывался у себя в комнате и изливал свою душу перед Господом. Но однажды произошла у отца Алексия встреча с ныне прославленным святым праведным Иоанном Кронштадтским, которая перевернула его жизнь.

3. Старчество

Однажды друзья пригласили отца Алексея в семью, куда приехал отец Иоанн Кронштадтский. Отец Алексей ждал от отца Иоанна совета и утешения. На вопрос отца Алексия: «Вы пришли разделить со мной моё горе?», – отец Иоанн ответил: «Не горе твоё я пришёл разделить, а радость: тебя посещает Господь». Впоследствии отец Алексий скажет о себе: «Господь посещает наше сердце скорбями, чтобы раскрыть нам сердца других людей»[3].

Отец Иоанн сказал ему: «Ты жалуешься на свои скорби и думаешь, что нет на свете горя больше твоего. А ты будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя, и тогда увидишь, что твоё несчастье мало, незначительно в сравнении с общим, и легче тебе станет».

С этого момента началась для отца Алексея новая жизнь. Ему посчастливилось сослужить Кронштадтскому пастырю, и он о. После этого отец Алексей стал совершать литургию ежедневно. Так начался его многолетний труд по устроению богослужебной жизни маросейского прихода: батюшка старался организовать и сплотить вокруг жизни храма своих прихожан и всех обращающихся к нему[4].

Он вступил на стезю старчества. К восприятию благодати старчества он был подготовлен многими годами подвижнической жизни, когда Батюшка всего себя отдавал молитве и служению людям. Так он, по выражению одного из духовных чад отца Алексия, священника Николая Руднева, «верным и несменяемым стражем стал у скорбного сердца человеческого»[5].

В продолжение восьми лет отец Алексей ежедневно служил литургию в пустом храме. Как больно было ему, наверное, слышать слова неосторожные, жесткие: «Как ни пройдешь мимо твоего храма, все у тебя звонят. Заходил в церковь – пусто. Ничего у тебя не выйдет, понапрасну только звонишь». Да, только не оправдался «прогноз» – пошел народ, и храм наполнился, и со всей Москвы на Маросейку потянулись люди[6].

Впервые пришедшие в храм на Маросейке могли видеть следующую картину. Низенький, морщинистый, со всклоченной бородой священник и старый диакон совершали службу. На священнике была полинявшая камилавка: служил он как-то поспешно, и, казалось, небрежно, поминутно выходил из алтаря, исповедовал на клиросе, иногда разговаривал, смеялся, искал кого-то глазами, сам выносил и подавал просфоры. Все это, а особенно исповедь во время совершения Литургии, на некоторых действовало неприятно. И то, что женщина читала Апостол, и то, что слишком много было причастников, и неурочное водосвятие после Литургии. Но все это делал батюшка из любви к людям, чтобы никто не ушел неутешенным[7].

Всех приходящих в маросейский храм, искавших помощи, погрязших в грехах, забывших о Боге, отец Алексий встречал с сердечной приветливостью, любовью и состраданием. В душу их вселялась радость и мир Христов, появлялась надежда на милость Божию, на возможность обновления души. Проявляемая Батюшкой любовь вызывала у каждого ощущение, что его больше всех полюбили, пожалели, утешили. Батюшка был преисполнен любовью. Он не знал жестокого слова «карать», а знал милостивое слово «прощать». Он не налагал на своих чад бремени тяжёлого послушания, ни от кого не требовал особенных подвигов, подчёркивая в то же время необходимость хотя бы самого малого внешнего подвига, указывал, что надо взвесить свои силы и возможности и выполнять во что бы то ни стало то, на что решился.

«Путь к спасению заключается в любви к Богу и ближним», – говаривал батюшка. И сам был полон милующей любви.

Батюшка любил жития святых. Он сам много перечитал их, и в каждом он умел найти назидание, необходимое для пришедшего к нему человека. Его вечерние проповеди состояли большей частью из объяснений житий святых.

Относительно молитвы, батюшка, следуя словам Апостола: Непрестанно молитесь (1 Фес. 5, 7), учил молиться во всякое время и на всяком месте: «Идешь по улице, делаешь ли что-либо руками, сидишь ли в вагоне — твори молитву». Особенно рекомендовал Батюшка молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

Батюшка, как сам не любил праздности и безделья, так и другим указывал, что праздность является главной причиной дурных помыслов и желаний.

Отец Алексий имел благодатный дар прозорливости, но по своему глубокому смирению старался не показывать полноты этого дара. Указание, как поступить в конкретном случае, Батюшка высказывал только раз. Если пришедший возражал, устранялся от последующего разговора, не объясняя, к чему приведёт неразумное поведение. Тем же, кто пришёл с покаянным чувством и преисполненным доверия, он оказывал молитвенную помощь, предстательствуя за них пред Господом и принося избавление от трудностей и бед[8].

Батюшка очень любил говорить, что «путь ко спасению у всякого свой и в своей мере», и ко Христу идут каждый в своей мере, каждый по своему пути. Посему христианство считает одинаково спасительными и целомудренную монашескую жизнь, и брачное сожительство, и состояние пастыря, и состояние мирянина, и состояние воина, и состояние судии. Поэтому и путей ко Христу много. Каждое человеческое звание, состояние, должность, каждое индивидуальное свойство — есть уже особый путь. И задача старца, духовного отца — раскрыть в человеке его призвание и указать ему путь, каким он должен идти к Небу. А поскольку и у каждого старца есть свой личный, проторенный путь к Небу, свое личное разумение вещей, то скитание по старцам не может дать ничего устойчивого пытливой христианской душе. Он говорил, что духовник должен быть только один и что к нему только и должно обращаться[9].

Многих, просившихся к старцам в скиты или монастыри, — он прямо не пускал. Все это произошло бы не потому, конечно, что они не старцы или недостаточно опытные духовно, — а потому, что их путь расходится с тем путем, который предначертан для своих духовных детей Батюшкой[10].

В нижнем жилом этаже храма Батюшка открыл церковно-приходскую школу, устроил приют для сирот и неимущих, в течение 13-ти лет преподавал Закон Божий в женской гимназии Е.В. Винклер; способствовал возрождению древнерусской иконописи, благословив на писание икон свою духовную дочь Марию Николаевну Соколову (впоследствии монахиня Иулиания).

Проповеди Батюшки были просты, искренни, трогали сердце глубиной веры, правдивостью, пониманием жизни.

Молитва отца Алексия никогда не прекращалась. Она наполняла его храм, создавая атмосферу намоленности, уверенность, что при всей житейской суете можно быть далёким от всего земного, иметь непрестанную молитву, чистое сердце и предстоять Богу ещё здесь, на земле. Когда Батюшка молился, то, по отзывам видевших его, «горел на молитве, внимал каждому слову молитвы жадно, словно боясь упустить миг духовного восторга». Старец рекомендовал молитву личную, свою беседу и обращение ко Господу как средство надёжное и спасительное для укрепления себя в вере в промысел Божий.

Отец Алексий очень чтил святыню храма – Феодоровскую икону Божией Матери, служил перед ней молебны. Однажды, в преддверии событий 1917 года, во время молебна он увидел, что из глаз Царицы Небесной покатились слёзы. Это видели все присутствующие.

После 1917 года, когда отошедшие от Церкви, испытав многочисленные беды, устремились в храмы в надежде на помощь Божию, начали служить на Маросейке ревностные молодые священники, в том числе сын отца Алексея – священник Сергий Мечёв, рукоположенный во иерея в 1919-ом году, ныне прославленный в лике святых как священномученик, а также отец Сергий Дурылин, оставивший о Батюшке свои воспоминания и другие.

Велико было смирение отца Алексия. Он никогда не обижался на грубости, сторонился проявления к себе знаков почтения, уважения, избегал пышных служб.

Истинными духовными друзьями отца Алексия были оптинские старцы иеросхимонах Анатолий (Потапов — также канонизированный ныне как преподобный), игумен Феодосий. Они изумлялись подвигу московского старца, жившего в городе как в пустыне[11]. Приезжавшие в те годы в Оптину Пустынь паломники из Москвы нередко слышали от старцев, отца Анатолия (Потапова) и отца Нектария: «Зачем вы ездите к нам, когда у вас есть отец Алексей?» Он был единого с ними духа – доброты – всепокрывающей, милующей, хотя и взыскательной[12].

Единомышленником отца Алексия был архимандрит Арсений (Жадановский), будущий епископ. Духовным чадом Батюшки был также научный сотрудник психологического института Борис Васильевич Холчев (будущий архимандрит).

Святитель Патриарх Тихон всегда считался с отзывом Батюшки в случаях хиротонии, затем предложил ему взять на себя труд по объединению московского духовенства.

4. Община-приход

Слух о дивном батюшке разнесся повсюду. И потянулись к нему со всех сторон люди. Бывало, приходили люди и критически настроенные. Таких примеров сотни. Придет человек полюбопытствовать, иногда даже покритиковать, посмеяться, а, через месяц-другой он уже стоит у амвона и двигается к Причастию. Кто же виновник таких чудесных превращений? Батюшка! Быть с людьми, жить их жизнью, радоваться их радостями, печалиться их скорбями, — вот в чем назначение и уклад жизни христианина, а особенно пастыря. Стоило только взглянуть в памятную книжку отца Алексея, испещренную сотнями имен и живых, и усопших, книжку, с которой он никогда не расставался, чтобы понять его собственные слова, которые говорил он, указывая на свое сердце: «Я всех вас здесь ношу!». Это он создал на Маросейке дух любви, молитвы и отрешения от суетного мира, который сплотил людей в страшные годы разрухи и революции. И, беря пример со своего духовного отца, люди преображались. В результате, сложилась на Маросейке своя община[13].

Как объединяющую основу отец Алексей использовал богослужение. Он «понял, что нужно дать верующим богослужение настоящее, подлинное, не имитацию, не суррогат, а богослужение вечное, заключающееся в православном богослужебном опыте. И на этом фундаменте батюшка начинает приобщать к вечности своих духовных детей. Берется не практика приходского храма или монастыря, но совершается богослужение по тем книгам, по которым оно должно совершаться, и совершается изо дня в день утром и вечером… Начинается подлинное приобщение к вечности через богослужение»[14].

В 1920 г. Батюшка устраивал по понедельникам беседы с духовными своими детьми, преимущественно с молодежью, в которых раскрывал волнующие тогда многих вопросы брака и воспитания детей. Беседы эти излагались простым, общепонятным языком, в теплой атмосфере семейного уюта, и изложение указанных вопросов было преподано не в форме отвлеченных поучений, а в форме рассказов из действительной жизни, личного опыта Батюшки, а также через чтение дневников его духовных детей, комментируемых им самим, что весьма заинтересовывало слушателей и оставляло в их душах назидательное воспоминание о беседах надолго[15]. Все это сплачивало общину и делало ее как бы одной семьей.

Отец Алексей ставил перед собой задачу устроить «монастырь в миру», имея ввиду не монастырские стены, а «паству-семью», находящуюся под единым духовным руководством и связанную внутри себя узами любви. В ней каждый человек живет как обычный мирянин и член общества, но в душе работает Богу и стремится к выполнению обетов Крещения, к соблюдению заповедей Божиих, к святости, обожению. Одни могли не вступать в брак, другие – жить семейной жизнью, но тем и другим для построения жизни на христианских началах необходимо было духовное руководство[16].

Кроме того, при отце Алексее в его приходе «существовали маленькие духовные семьи или группы, участники которых были особенно тесно спаяны друг с другом, чаще встречались, иногда каждую неделю, вместе читали что-нибудь духовное или молились»[17].

«Ходите в церковь чаще, причащайтесь чаще!» — говорил отец Алексей своим духовным чадам, зная, что для них церковь должна быть и будет тем духовным основанием, которые редко встречаются блуждающим по пустыне мира сего человеку. «И если на улицах, на службе, дома — гнев, брань, раздражение, злоба — то здесь вы почувствуете себя воистину дома — братьями, сестрами и детьми Отца Небесного», — говорил нам Батюшка. И действительно, стоило человеку прийти на Маросейку в церковь, как за стенами ее оставался весь мир с его злобою и несправедливостью, — и кто бы ни был этот человек, он чувствовал, что все стоящие здесь — не чужие ему, что все они и он с ними — дети одной христианской семьи, сплоченные, объединенные. И в горячей молитве — он забывал и свою серенькую, тоскливую жизнь и семейные разлады и неприятности на службе — и выходил из храма мирным и радостным.

Поэтому приход Никольского храма стал не просто общиной, а настоящей христианской семьей, в которой царили любовь и взаимопомощь, что было разительным контрастом с окружающей зловещей действительностью все возрастающего безбожия, разгула греха и гонения на Церковь.

В тяжелое голодное время 1920-1921 гг. многие служащие советских учреждений говорили батюшке, что они нерадиво относятся к службе новой власти, опаздывают, сидят без дела, потому-де, «все равно безбожникам не стоит работать», — и он в силу послушания заставлял их проникнуться чувством долга и честно работать «не за страх, а за совесть», указывая на пример древних христиан, исправно плативших подати безбожным римским властителям.

На светлой душе Батюшки не было греха и против гражданской власти: везде и всюду он был «правилом веры и образом кротости», побеждавшим сердца даже безбожников[18].

Дважды батюшку Алексея вызывали на собеседование в ОГПУ (в конце 1922 г. и 17/30 марта 1923 г.). Запрещали принимать народ. Во второй раз его отпустили сразу, т.к. видели, что он тяжело болен[19].

5. Кончина праведника

В последних числах мая отец Алексий уехал в Верею, где отдыхал прошлые годы. Он предчувствовал, что уходит навсегда. Перед отъездом отслужил в своём храме последнюю литургию, попрощался с духовными детьми, уходя, простился с храмом. Много плакал.

Скончался отец Алексий в пятницу 9/22 июня 1923 года. Гроб с телом о. Алексия был доставлен в храм святителя Николая в Клённиках на лошади 14/27 июня. До самого утра следующего дня церковные общины Москвы прощались с почившим и пели панихиды. Вечером служили две заупокойные всенощные (в церкви и во дворе). Литургию отпевания совершал архиепископ Феодор (Поздеевский), настоятель Данилова монастыря (об этом просил Батюшка, а Владыка Феодор 7/20 июня был освобождён из тюрьмы и смог исполнить его желание). Проводить отца Алексия в последний путь прибыл на Лазаревское кладбище святитель Патриарх Тихон, освобождённый в этот день из заключения. Святейший отслужил по усопшему литию, опустил гроб в могилу и первый бросил в неё горсть земли. Скорбь о потере незаменимого пастыря была одновременно «растворена» радостью по случаю неожиданного освобождения Патриарха[20].

Многие отозвались на смерть всеми любимого пастыря. Вот отрывок из надгробного слова епископа Арсения (Жадановского): «Итак, забывающий Бога христианский мир! Приди сюда и посмотри: как нужно устроить свою жизнь. Опомнись! Оставь мирскую суету и познай, что на земле нужно жить только для Неба».

Или, вот надгробное слово священника Павла Флоренского: «Батюшка отец Алексей принадлежит к тем русским праведникам, ряд которых начинается от преподобного Серафима Саровском, идет через Оптину пустынь и доходит до наших дней. Это тип старцев, одаренных тихим светом смиренного жаления и любви ко всем страждущим. Такие именно праведники нужны людям усталым, измученным горечью жизни, боящимся какого-либо неосторожного прикосновения к их ранам… Он подошел к нам уже слабый телом, но сильный любовью и жалением, пошел с нами в тот момент, когда все мы особенно нуждались в утешении, пошел и… дошел весьма скоро, к великой печали, до могилы. Впрочем, он скрылся в нее только телом, а духом воспарил к Горнему Иерусалиму, чтобы там опять встретить нас на тяжелых путях загробных мытарств и также любовно, жалостливо и с лаской пойти с нами к престолу Господню, расплачиваясь своими молитвами за наши грехи. Батюшка, отец Алексей, вечная тебе память, родной!»[21]

В любви назидающий и согревающий прошёл батюшка отец Алексий свой жизненный путь от детской колыбели до скромной могилки на Лазаревском кладбище. Жизнь батюшки – сплошной подвиг любви.

Через 10 лет, в связи с закрытием Лазаревского кладбища, останки святого праведного Алексия и его жены были перенесены 15/28 сентября 1933 года на кладбище «Введенские горы», на участок, принадлежавший родственникам его духовной дочери Елены Владимировны Апушкиной. Тело отца Алексия было в ту пору нетленным.

Над его могилой стоял мраморный памятник с небольшим крестом над ним. В нижней его части были высечены столь близкие сердцу отца Алексия слова Апостола Павла: «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов».

6. После смерти

Под послушание батюшке объединилось много его духовных чад, составивших «ядро» Маросейки. Это ядро было так проникнуто духом Батюшки, что и после его смерти община-приход на Маросейке жил по-прежнему, в служении Богу духом и истиной, как жила при нем живом и действующем. Этот дух батюшки, дух его старческого учения есть нечто своеобразное и самодовлеющее[22].

Но все же был необходим пастырь, преемник отца Алексея. И таким преемником стал его сын – священник Сергий Мечев. Иерей Сергий Мечев (1892-1942) после смерти батюшки Алексея волновался и не мог решить: можно ли ему, лишь недавно ставшему священником, взять на себя ответственность перед Богом за очень большую и разнообразную по составу духовную семью своего отца. Ведь и самого батюшку Алексея его духовные дети узнали только на вершине его пути, на которую отец Алексей восходил постепенно, опытом всей жизни, полной скорбей и молитвенного подвига. А отец Сергий – молодой, малоопытный, хотя и одаренный, искренне желающий всем добра и начитанный в святых отцах. Что же делать? И как отказаться? На кого оставить общину – дело жизни отца Алексея?

И отец Сергий принял на свое пастырское попечение «покаянно-богослужебную семью», как он называл приход, и окормлял его до самой своей мученической кончины.

Бывали у отца Сергия и такие трудные периоды, когда бремя «батюшкиного наследства» казалось невыносимым. Он отдавал пастве все силы, духовные и физические, но часто встречал непонимание и ропот. Он даже хотел оставить приход. Но оптинский старец Нектарий через его духовную дочь утвердил его в необходимости его служения[23].

Трудно было многим, трудно было и отцу Сергию: после кончины батюшки Алексея прихожане невольно сравнивали их и требовали от молодого отца Сергия старческой мудрости и опытности. Он сам боролся со страстями и других учил тому же. Таким образом, побеждая страсти, они все более сближались и становились истинными друзьями.

В отношении богослужения отец Сергий много раз говорил, что служба должна быть полной, а вопрос о мере посещения богослужения – индивидуальный[24].

Отец Сергий тщательно готовился к каждой проповеди, чтобы дать людям что-нибудь новое для ума и сердца, для духовной жизни.

В смутное время, когда обновленчество захватило многие приходы в Москве, а патриарха Тихона арестовали, Маросейка в числе немногих хранила верность патриарху. Отец Сергий, как и отец Алексей, знал, что надо не обновлять Церковь, а идти к ней и учиться у нее, пользоваться ее Таинствами для обновления в себе образа Божия.

Маросейская община разрасталась и число групп, или духовных семей росло. Во главе каждой был кто-нибудь из более знающих, опытных или старших по возрасту, кто был в какой-то мере помощником духовному отцу в выборе чтения и мог оказать первую духовную помощь своим сестрам, утешить, ободрить, посоветовать, а в трудную минуту направить к духовному отцу. Это было большим подспорьем для отца Сергия[25].

В 1929-ом году отца Сергия арестовали и сослали, а в 1932-ом закрыли храм на Маросейке. Но дружная и сплоченная община продолжала существовать под руководством своего пастыря. Большой духовной поддержкой для членов общины оказались и малые духовные семьи во главе со своими старшими.

При первой возможности отец Сергий писал своим духовным чадам. «Вы мой путь во Христе, как же я пойду без вас?» – писал он им в 1930-ом году.

В 1942-ом году после четырех месяцев допросов и пыток он был расстрелян. До самой смерти он продолжал общение со своим приходом, окормляя и укрепляя своих духовных чад[26].

Община-приход, которую создал на Маросейке отец Алексей Мечев, впитала дух любви, молитвы и отрешения от суетного мира, который остался жив в ней и после его смерти, и будет жить до тех пор, пока пасут Маросейское стадо преемники и духовные наместники Великого пастыря.

7.Заключение

Отец Алексий Мечёв был причислен к лику святых Русской Православной Церкви Деянием Юбилейного Архиерейского Собора от 14 августа 2000 года, канонизация его совершилась на Божественной Литургии в храме Христа Спасителя 20 августа 2000 года.

В 2001 году на праздник Всех святых в земле Российской просиявших совершилось обретение мощей святого праведного Алексия Московского. Когда стала видна крышка гроба, в воздухе ощутилось дивное благоухание. Запах напоминал святое миро.

Святые мощи праведника были помещены в Новоспасском монастыре. 29 сентября 2001 состоялось перенесение святых мощей. По поводу этого события Святейший Патриарх Алексий II обратился к народу Божиему с двумя посланиями (случай сам по себе уникальный). Великое множество священников и мирян участвовало в крестном ходе, пронесшем святые мощи праведника по Москве. Был прославлен в лике святых и священномученик Сергий Мечёв. В ноябре 2001 года Святейший Патриарх Алексий подписал Указ об установлении особых дней памяти святых Алексия и Сергия Мечевых[27].

Житие этих угодников Божиих является не только примером личного благочестия для каждого православного человека, но и примером того, что на основе обычного небольшого прихода можно создать настоящую христианскую семью, уподобляющуюся в любви, вере и благочестии первым христианам – общину-приход. И что никакие бури революций, голода, разрухи не в силах разрушить это здание, созданное на Камне – Христе (Мф. 7, 24).

И ныне на Маросейку в храм святителя Николая идут люди, чтобы помолиться у мощей святого праведного Алексея Мечева. И, как будучи на земле, он никого не оставлял безутешным, так и сейчас, находясь у Престола Божия, он продолжает испрашивать помощь Божию всем просящим у него.

Помози в бедах и утеши в скорбех, / пастырю добрый, отче Алексие, / подвигом бо старчества миру просиял еси, / веру и любовь Христову во мраце беззаконий исповедал еси, / болезнуя сердцем о всех притекающих к тебе. // И ныне моли Бога за ны, / любовию чтущия тя. (Тропарь, глас 1).

[1] Святой праведный Алексий (Мечёв). https://www.st-nikolas.orthodoxy.ru/newmartyres/alexiy_mechev.html

[2] Святой праведный Алексий Мечев — молитвенник и прозорливец. https://www.pravmir.ru/svyatoj-pravednyj-aleksij-mechev-molitvennik-i-prozorlivec/

[3] Святой праведный Алексий (Мечёв). https://www.st-nikolas.orthodoxy.ru/newmartyres/alexiy_mechev.html

[4] Московский старец – праведный протоиерей Алексий Мечев. В книге: «Дайте нам от елея вашего…»: Советы опытных духовников. Саратов, 2009 – Сс.22-23

[5] Святой праведный Алексий (Мечёв). https://www.st-nikolas.orthodoxy.ru/newmartyres/alexiy_mechev.html

[6] Отец Алексей Мечев: «Оптина на Маросейке». https://www.pravmir.ru/otec-aleksej-mechev-optina-na-marosejke/

[7] Диакон Владимир Сысоев. Дух Маросейки. https://co6op.narod.ru/txt/books/mechev/htm2/spirit.html

[8] Святой праведный Алексий (Мечёв). https://www.st-nikolas.orthodoxy.ru/newmartyres/alexiy_mechev.html

[9] Петр Юргенсон. Записки о Батюшке. https://co6op.narod.ru/txt/books/mechev/htm2/notes.html

[10] Диакон Владимир Сысоев. Дух Маросейки. https://co6op.narod.ru/txt/books/mechev/htm2/spirit.html

[11] Святой праведный Алексий (Мечёв). https://www.st-nikolas.orthodoxy.ru/newmartyres/alexiy_mechev.html

[12] Отец Алексей Мечев: «Оптина на Маросейке». https://www.pravmir.ru/otec-aleksej-mechev-optina-na-marosejke/

[13] Диакон Владимир Сысоев. Дух Маросейки. https://co6op.narod.ru/txt/books/mechev/htm2/spirit.html

[14] «Дайте нам от елея вашего…»: Советы опытных духовников. Саратов, 2009 – С.26

[15] Диакон Владимир Сысоев. Дух Маросейки. https://co6op.narod.ru/txt/books/mechev/htm2/spirit.html

[16] Московский старец – праведный протоиерей Алексий Мечев. В книге: «Дайте нам от елея вашего…»: Советы опытных духовников. Саратов, 2009 – С.27

[17] Московский старец – праведный протоиерей Алексий Мечев. В книге: «Дайте нам от елея вашего…»: Советы опытных духовников. Саратов, 2009 – С.28

[18] Диакон Владимир Сысоев. Дух Маросейки. https://co6op.narod.ru/txt/books/mechev/htm2/spirit.html

[19] Святой праведный Алексий (Мечёв). https://www.st-nikolas.orthodoxy.ru/newmartyres/alexiy_mechev.html

[20] Святой праведный Алексий (Мечёв). https://www.st-nikolas.orthodoxy.ru/newmartyres/alexiy_mechev.html

[21] П.Флоренский. Кончина отца Алексея Мечева. https://co6op.narod.ru/txt/books/mechev/htm4/florensky.html

[22] Диакон Владимир Сысоев. Дух Маросейки. https://co6op.narod.ru/txt/books/mechev/htm2/spirit.html

[23] Из пастырского опыта священномученика Сергия Мечева. в книге: «Дайте нам от елея вашего…»: Советы опытных духовников. Саратов, 2009 – Сс.39-42

[24] «Из пастырского опыта священномученика Сергия Мечева. в книге:Дайте нам от елея вашего…»: Советы опытных духовников. Саратов, 2009 – С.49

[25] Из пастырского опыта священномученика Сергия Мечева. в книге: «Дайте нам от елея вашего…»: Советы опытных духовников. Саратов, 2009 – Сс.53-54

[26] Из пастырского опыта священномученика Сергия Мечева. в книге: «Дайте нам от елея вашего…»: Советы опытных духовников. Саратов, 2009 – С.40

[27] Святой праведный Алексий (Мечёв). https://www.st-nikolas.orthodoxy.ru/newmartyres/alexiy_mechev.html

«Священник должен принадлежать народу»

Нельзя сказать, что до этого отец Алексий не был с народом. Нуждающимся помогал при любой возможности, устроил приют для сирот и детей неимущих родителей, и именно он, один из немногих московских священников, служил литургию каждый день. Восемь лет, почти в полном одиночестве!


Храм святителя Николая в Кленниках, 1920-1930 гг. Источник https://retromap.ru

Люди потянулись в Кленники. Потому что к настоятелю всегда можно было прийти на исповедь или хоть на разговор. Двери его храма были всегда открыты. В Москве он постепенно получил известность как священник, к которому можно обратиться за утешением и советом в самом тяжелом горе.

Отец Алексий говорил: «Священник должен принадлежать народу» — и признавался в письмах к родным, что принимает людей до поздней ночи, отходя ко сну в 2 часа, чтобы рано утром быть уже снова на ногах.

«Любить всех, — писал он, — легко сказать… Полюбить всех есть дело жизни и опыта, и опыта немалого».

Святыни и мощи храма

Как и во всяком другом храме, в вешняковской церкви есть свои, особо почитаемые реликвии:

  • Мозаичная икона «Снятие с креста».
  • Образ святого Давида Гареджийского.
  • Частица мощей Преподобного Амфилохия Почаевского.
  • Поясной образ святого Алексия с житийными клеймами (клеймы, или обрамление иконы по периметру, воспроизводящие эпизоды жития).

В 2021 г. Святейший патриарх преподнёс в дар храму икону святых апостолов Петра и Павла.

Воспитывайте волю!

Будучи сам очень собранным и дисциплинированным, отец Алексий именно дисциплине и силе воли придавал большое значение, всегда умоляя своих духовных чад: установите порядок в своей жизни, воспитывайте свою волю!

Мария Николаевна Соколова в 1918 году

По воспоминаниям его духовной дочери, знаменитого иконописца Марии Николаевны Соколовой (впоследствии — монахини Иулиании), отец Алексий «всегда возводил руководимых им к подвигу духовному», говоря, что «внешний подвиг необходим. Хотя и самый малый, он воспитывает силу воли».

Когда его спрашивали, как же решить свои проблемы, наладить жизнь, он отвечал: не оставляйте молитвы! «Молись усердно и неопустительно», — говорит он в одном письме.

И признается, что сам страдал когда-то безволием, и что очень важно победить его:

«Дорогая К. П., какое великое милосердие Божие к нам, а мы, грешные и нерадивые, не хотим и малого часа отдать Ему на благодарение и меняем время молитвы, которая всего важнее, на житейские хлопоты и заботы, забывая Бога и свой долг!»

Воскресная школа

При храме функционирует Воскресная школа. Сюда приходят не только ученики среднего возраста, но и малыши, с которыми занимаются по отдельной программе. Для дошкольников в игровой форме преподают введение в Закон Божий. Кроме учёбы, они с удовольствием рисуют, занимаются лепкой.

Средневозрастные дети знакомятся на уроках с библейскими сюжетами, им объясняют устройство храма, значение православных праздников. Преподаватели рассказывают истории из Ветхого Завета.

Дети с удовольствием посещают кружки по интересам:

  • рисование;
  • художественная лепка;
  • хоровое пение.

Помимо уроков совместно с педагогами школы, обучающиеся готовят тематические театрализованные представления и концерты для прихожан. Для ребят подросткового возраста и студентов создано Молодёжное объединение. Участники движения помогают преподавателям в работе с малышами, пробуют свои силы в качестве волонтёров, принимают участие в турнирах московского православного Интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?».

Директор воскресной школы и преподаватели принимают активное участие в подготовке представлений, концертов, посвященных православным праздникам, церковным мероприятиям.

Каждое воскресенье в храме проводятся чтения, беседы в Евангельском кружке. Любой желающий может подойти, послушать, пообщаться с батюшкой. Работа кружка начинается в 15:30.

«Дура, это я только для других сказал»

Тянулись к нему еще и потому, что отец Алексий получил от Бога очевидный, но тщательно скрываемый им самим дар прозорливости: он часто рассказывал как бы истории о других людях, попавших в похожие обстоятельства, но пришедшим рано или поздно становилось понятно, о ком речь…

Так, женщина пришла к священнику с трудным вопросом: ее муж пропал без вести во время Первой мировой войны, с тех пор прошло уже 9 лет, и к ней сватается хороший человек. Выходить ли ей замуж? Не ждать ли мужа? Отец Алексий в своей манере рассказал ей историю: «Вот бывают такие случаи. Пришла ко мне женщина и говорит: “Батюшка, благословите выйти замуж снова, мой муж много лет в плену, его, наверное, уже в живых нет”. Я не благословил, а она не послушалась, все-таки вышла замуж. Через 8-9 дней после венчания возвращается из плена ее муж. И вот у нее теперь два мужа, она должна решить, чья же она жена!» Женщина испугалась и решила отложить вопрос с повторным замужеством. А через несколько дней вдруг вернулся ее муж!

Однажды к отцу Алексию приехала из Тулы женщина, у которой пропал единственный сын. Придя в храм Николая Чудотворца, она встала в очередь ко кресту. Завидя ее, отец Алексий протянул ей крест через головы тех, кто шел впереди, и сказал: «Молись как за живого!» После, встретившись с нею, старец ласково обратился к несчастной: «Счастливая мать! Счастливая мать! О чем ты плачешь? Тебе говорю: он жив!» — и потом рассказал якобы произошедшую историю: «Вот тоже на днях у меня была мать: все о сыне беспокоится, а он преспокойно служит в Софии на табачной фабрике». Через несколько месяцев эта женщина получила от сына письмо, в котором он сообщал, что служит на табачной фабрике в Софии.

В другой раз к старцу пришли две незнакомые ему прежде девушки просить благословение стать монахинями. Одну из них он охотно благословил, а другой велел вернуться домой. Девушка очень огорчилась. Окружающие стали расспрашивать ее, и оказалось, что она живет с престарелой матерью, которая болеет и не желает слышать об уходе дочери в монастырь.

Бывали и забавные, но всегда поучительные для их участников случаи. Одна начальница приюта для сирот, Ольга Серафимовна, придя на литургию вместе со своей подчиненной, про себя переживала: а вдруг батюшка сейчас скажет что-нибудь такое про меня, что уронит меня в глазах моей подчиненной?.. И поэтому хотела пропустить ее вперед в очереди ко кресту. Увидев Ольгу Серафимовну, отец Алексий поднял высоко крест и, благословляя ее, громко произнес: «Ольга! Мудрая!» А когда та подошла, наклонился к самому ее уху и добавил: «Дура, это я только для других сказал», и с обычной своей добродушной улыбкой посмотрел на нее. Так рядом с ним люди учились не думать о себе лишнего, как и он о себе никогда не думал, говоря: «А что я? Я убогий…»

Приход и хор храма

Храм Алексия Мечёва в Вешняках ведёт традиционную приходскую жизнь. Люди ходят на службы, заказывают требы, вносят пожертвования, помогают с уборкой и благоустройством прилегающей территории, несут послушание в трапезной.

Для взрослых организуются лекции-встречи с клириками г. Москвы, где слушатели могут задать интересующие вопросы. Многие прихожане совершают паломничество. Собираются группы для посещения храмов Москвы, ближайшего Подмосковья. Некоторые прихожане отправляются на богослужения в церкви Санкт-Петербурга, Пскова. В стенах храма создан коллектив любителей хорового пения.

После революции

Над Россией сгущались тучи, приближался 1917 год. Люди тянулись к Богу, но для многих русских церковная жизнь превратилась в обременительную традицию, не способную, как им казалось, произвести ничего живого, а живым, справедливым, свежим и манящим представлялись те перемены, которые сулила революция и которые впоследствии обернулись кровавым кошмаром ненависти и братоубийства. Сам отец Алексий писал о расщеплении общества и равнодушии друг ко другу: «Ведь на самом деле не только каждое сословие, но даже и каждая семья жила особняком, не искали общего блага, но только личного…»

В 1919 году, в разгар Гражданской войны, когда будущее было тревожно и абсолютно непредсказуемо, священнический сан принял сын отца Алексия Мечёва, Сергей. Он показал себя человеком необыкновенно твердым, мужественным и волевым, и, как отец, пламенеющим верой…

Социальная работа, повседневная жизнь

Силами прихожан и настоятеля осуществляется посильная социальная деятельность. Активно развивается просветительское, миссионерское служение. Прихожане осуществляют духовную помощь, заботятся о больных, расположенной по соседству Клинической городской больницы №15 им. О. Филатова. Священники не отказывают в исповеди, причащении, соборовании пациентов больницы.

Батюшки посещают не только простые больничные палаты, но и тех, кто находится в паллиативном отделении. Прихожанка храма, художница М. Мышковская, безвозмездно создаёт мозаичные иконы для российских церквей. На её счету уже более 30 подобных работ. Несколько её икон находится в стенах храма. Юные прихожане выступают с концертами, спектаклями в домах престарелых.

«Надо любить Бога всем существом!»

Прощаться с отцом Алексием пришла вся Москва: к храму на Маросейке один за другим прибывали разные приходы во главе со своими пастырями. Отпевание — по завещанию отца Алексия — совершал архиепископ Феодор (Поздеевский), настоятель Данилова монастыря, чудом освобожденный из тюрьмы незадолго до этого события. На Лазаревское кладбище, где был похоронен добрый пастырь, стали приходить люди. Через 10 лет кладбище закрыли, останки отца Алексия и его жены были перенесены на кладбище «Введенские горы» (Немецкое). Мощи старца Алексия оказались нетленными…


Храм святитель Николая в Кленниках, мощи праведного Алексия Московского. Источники https://www.klenniki.ru

Он и его сын, расстрелянный в 1942 году священномученик Сергий Мечёв, были прославлены в лике святых в 2000 году. Сегодня мощи старца покоятся в храме, где он служил на протяжении 30 лет, — храме Николая Чудотворца в Кленниках в Москве.

Вот такая простая, трудная и необыкновенная по красоте жизнь — удивительное свидетельство того, что святость — это всегда выбор, всегда решимость: ведь отец Алексий мог исполнять требы, служить по праздникам и по воскресеньям, вести обычную, размеренную жизнь священника,— которую вели многие потомственные священнослужители того времени. Он мог быть просто добрым батюшкой, со временем забытым потомками, но… К его мощам и в наши дни идут и идут люди. И на приходе, где служил этот человек, до сих пор — сквозь годы гонений! — жива необыкновенная атмосфера настоящей христианской общины.

Святые среди нас. И так будет, пока не прейдет этот мир. Из глубины веков и совсем близко — из многострадального XX века — будет звучать их вторящий Христу голос: «Любите! Всеми силами души — любите!»

Дни памяти: 22 июня, 2 сентября, 29 сентября, 11 февраля

Адрес храма святителя Николая в Кленниках: г. Москва, ул. Маросейка, дом 5

Как проехать: метро «Китай-город», выход к улице Маросейка, из стеклянных дверей направо, до упора по переходу и выход налево.

14 мая 2021 года Священный Синод Русской Церкви утвердил текст службы праведному Алексию Мечеву, пресвитеру Московскому.

История строительства

Алексеевский храм – одно из первых сооружений, возведённое в рамках строительного проекта «Программа-200». В основе концепции лежит план обустройства 200 новых православных приходов во всех столичных округах. Главная цель программы – обеспечить жителей спальных районов города церквями, расположенными в шаговой доступности. На сегодняшний день в эксплуатацию запущено уже более 60 объектов.

Стройка осуществляется за счёт внебюджетных средств, собранных из денежных пожертвований крупных предприятий, меценатов и рядовых жителей. Закладка храма состоялась в феврале 2012 г. Большая часть строительных работ была завершена к концу 2015 г. А уже вначале 2016 г. состоялось малое освящение. После этого значимого события в церкви стали проводиться регулярные службы.

Вплоть до июля 2021 г., когда храм был освящен великим чином, патриархом Московским Кириллом, продолжалось украшение святыни. На земельном участке площадью 0,4 га разбивались клумбы, высаживались деревья и кустарники.

Интересные факты про храм, что в окрестностях

Храмовому комплексу нередко отводится роль действующей культурной площадки. Здесь проводятся разнообразные мероприятия, которые посещают не только местные жители, но и москвичи из других районов города. Так, на Пасхальные, Рождественские концерты воскресной школы приходят не только прихожане храма, но и жители близлежащих домов. Совместно с жителями отмечается Масленица, Рождество.

В праздничных гуляниях участвуют дети разных возрастов, члены Молодежного церковного объединения, прихожане, жители района. Непосредственно к храмовой территории примыкает пространство городского парка «Радуга», где помимо аллей и скамеек оборудована большая спортплощадка и детская игровая зона.

Через дорогу располагаются Перинатальный центр, две общеобразовательные школы и здание Детской футбольной академии. Если пройти пешком от церкви по Жемчуговой аллее, то можно попасть в музей-усадьбу «Кусково».

Достопримечательности рядом:

  • Парк «Радуга». На его территории находится каскад прудов, Большой и Малый графские пруды, Мост влюбленных.
  • Памятный камень, заложенный в честь 60-летия Победы Великой Отечественной войны.
  • Памятный камень «Ликвидаторам последствий Чернобыльской катастрофы».
  • Детские площадки.
  • Футбольное поле.

Где находится, что в окрестностях, как добраться

Храм находится в Районе Восточного административного округа г. Москвы по адресу: ул. Вешняковская, строение №16. От остановочного комплекса около станции метро «Выхино» в сторону храма отправляются автобусы №232 и №247, а также троллейбусы №30 и №64. Транспорт доезжает до остановки «15 городская больница» примерно за 6 мин.

Путешественникам храм Алексея Мечёва в Вешняках интересен в первую очередь как образец современного зодчества и религиозной отечественной культуры. Знакомство с ним входит в экскурсионную программу большинства паломнических туров столицы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]