Патриарх Алексий I (Симанский) — воин и дипломат. Родословное древо Симанских


Патриарх Московский и всея Руси Алексий I

Алексий I (Симанский)
(1877 — 1970), патриарх Московский и всея Руси В миру Сергей Владимирович Симанский, родился 27 октября 1877 года в Москве, в доме на Мясницкой улице, в св. крещении он получил имя Сергий в честь преподобного Сергия Радонежского. По своему происхождению принадлежал к древнему дворянскому роду Симанских. Родовое имение на берегу реки Великой, в городе Остров. В своем имении Симанские построили церковь Спаса Нерукотворного Образа. В семье строго придерживались православных традиций, отец строго следил за исполнением домашнего молитвенного правила, посещением праздничных богослужений в храме.

Бабушка с материнской стороны, игумения Леонида, духовная дочь Оптинского старца Амвросия, настоятельствовала в Московском Новодевичьем монастыре. Брат деда, Павел Владимирович, некогда блестящий морской офицер, принял на склоне лет священный сан и служил в родовом псковском имении Симанских. В 1896 году о. Павел и Владимир Андреевич, отец Святейшего, решили в своем имении учредить женский монастырь. Для чего пожертвовали часть земли, храм Спаса Нерукотворного Образа, постройки, а также капитал в несколько десятков тысяч рублей. Освящение обители, которое возглавил епископ Псковский Антонин (Державин), состоялось 17 августа 1897 года. В торжестве участвовал святой праведный Иоанн Кронштадтский, многочисленное псковское духовенство, а также будущий патриарх Алексий I.

В 1888 году поступил в первый гимназический класс Лазаревского института восточных языков, затем перешел в Московский Николаевский лицей, который окончил с серебряной медалью. В 1896 году поступил на юридический факультет Московского Университета, который окончил за три года. Некоторое время находился на службе в гренадерском Самогитцском полку. 1 октября 1899 (осень 1900?) поступил в Московскую духовную академию, где епископом Арсением (Стадницким), 9 февраля 1902 года пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона.

В 1903 году рукоположен во иеромонаха.

В 1904 году окончил Академию со степенью кандидата богословия и 16 августа назначен инспектором Псковской духовной семинарии.

С 16 сентября 1906 года назначен ректором Тульской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. Через 5 лет, в день прощания с ректором, 17 октября 1911 года, инспектор Тульской семинарии Петр Иванович Павлушков в своей речи сказал:
«Труд Ваш на новом месте Вашего служения для Вас должен быть легким. Да и не нов для Вас этот труд. 5 лет несли Вы его среди нас, для здешнего Тульского края, в условиях по началу не совсем обычных, изобиловавших неожиданностями, подчас и немалыми трудностями. В управление Тульской семинарией Вы вступили в ту пору, когда Духовная наша школа повсюду начинала только оправляться от пронесшейся над ней бури, многое в ней возмутившей. Потревожившей, сдвинувшей с места. Школу приходилось в те дни собирать почти сызнова. И для этого нужен был труд решительного и вместе осторожного, уверенного в себе, но и готового верить другим, твердо, но и мирно настроенного руководителя. Таким и был здесь Ваш труд за все эти годы. Не заносчивым, властным и жестоким распорядителем вошли Вы в обширную и сложную область врученного Вам педагогического дела. С полным и открытым доверием отнеслись вы тогда к новым Вашим сотрудникам, с истинным доброжелательством к новым Вашим питомцам. С первых дней совместной с Вами службы все мы почувствовали себя вполне свободными членами нашей служилой семьи, каждый из нас мог вносить в общее дело свою долю разумения и строительства. Так понемногу накапливалась соединенными силами внутренняя жизнь растревоженной школы, и при счастливо объединявшейся Вами и потому дружной работе здесь не могло быть места грубым промахам, непоправимым ошибкам.
Ваше простое, сердечное, чуждое и тени суровости обращение с учащейся у нас молодежью уже нашло себе оценку и отклик…»

[1]

22 декабря 1911 года назначен ректором Новгородской духовной семинарии и настоятелем Антониева монастыря в Новгороде.

Алексий (Симанский), еп. Тихвинский. 1913 г. (ЦАК МДА)

28 апреля 1913 года хиротонисан во епископа Тихвинского, викария Новгородской епархии. Хиротония совершена в Новгороде патриархом Григорием IV в сослужении пяти русских архиереев: архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого), епископа Никона (Рождественского), епископа Псковского и Порховского Евсевия (Гроздова), епископа Кирилловского Иоанникия (Дьячкова) и епископа Гдовского Вениамина (Казанского).
С 1921 года — епископ Ямбургский, викарий Петроградской епархии с пребыванием в Александро-Невской Лавре.

В 1926 году возведен в сан архиепископа Хутынского и назначен управляющим Новгородской епархией.

С июля 1927 года — постоянный член Временного Патриаршего Священного Синода.

18 мая 1932 года возведен в сан митрополита Старорусского с предоставлением ему права ношения белого клобука и креста на митре.

С 11 августа 1933 года — митрополит Новгородский.

С 5 октября 1933 — митрополит Ленинградский.

В 1938 году награжден правом ношения двух панагий.

4 июля 1943 года награжден предношением креста за богослужением.

С 1943 года — митрополит Ленинградский и Новгородский.

С сентября 1943 года — постоянный член Св. Синода.

Весь период блокады безотлучно находился в Ленинграде.

8 сентября 1943 года он был участником Собора Русской Православной Церкви.

15 мая 1944 года после кончины Патриарха Сергия, в силу своего старшинства среди прочих епископов Русской Церкви и согласно завещательному распоряжению почившего стал местоблюстителем Московского патриаршего престола. 21-23 ноября того года председательствовал на Архиерейском Соборе, подготовившем Поместный Собор Русской Православной Церкви.

2 февраля 1945 года Поместный Собор в Москве единоногласно избрал митрополита Алексия патриархом Московским и всея Руси. 4 февраля того же года состоялась его интронизация в Богоявленском патриаршем кафедральном соборе.

Алексий (Симанский), митр. Ленинградский. Кон. 30-х гг. ХХ в.

В период своего патриаршего служения совершил ряд знаменательных поездок, в которых проявилась его забота о Русской Церкви, направленная с одной стороны, к тесному взаимообщению с автокефальными Церквами, а с другой стороны, к ее внутреннему процветанию.
В июне 1945 года Первосвятитель совершил поездку на Восток: он побывал в Иерусалиме, Александрии, Каире, Бейруте, Дамаске и Лидде.

С 1 по 14 октября 1945 года находился в поездке по Грузии.

В 1946 году с 20 мая по 3 июня совершил поездку в Болгарию.

В 1947 году с 1 по 15 июня пребывал в Румынии.

В мае 1948 года совершил поездку по Украине: посетил Харьков, Полтаву, Киев и Чернигов.

24 февраля 1949 года присуждено звание доктора богословия.

В сентябре 1956 года посетил Кишинев.

В 1957 году в начале сентября побывал в Болгарии, а в октябре с 11 по 31 — в Югославии.

В ноябре и декабре 1960 года совершил паломничество в страны Ближнего и Среднего Востока: посетил Александрию, Каир, Дамаск, Ливан и Иерусалим.

28 апреля (ст./ст.) 1963 года Русская Церковь отметила славный юбилей патриарха Алексия — 50-летие его служения в епископском сане.

В сентябре 1964 года патриарх предпринял путешествие в Афины, Женеву и Лондон.

Скончался 17 апреля 1970 года. Погребен в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры.

Труды

  • «Комбатанты и некомбатанты во время войны» (1899 г.) (Кандидатская диссертация в Юридич. факультете).
  • «Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия перед судом митрополита Филарета». (Кандидатское сочинение 1903 года); Митрополит Филарет о господствующих в современном нравственно-правовом сознании понятиях. Москва, 1905. Оттиск из журнала «Вера и Церковь». 1905. […]
  • Из отзыва о кандидатском сочинении И.А. профессора Московской Духовной Академии А. Введенского:
  • «О сочинении нужно отозваться с большой похвалой. В нем повсюду обнаруживается зрелость мысли вполне способная подниматься до высоты вопросов, волнующих современное общество и разбираться в них с христианско-православной точки зрения … Достоинства изложения, повсюду соответствующего важности предмета — следует отметить лежащую на сочинении печать художественной меры и изящества как в плане, так и в стиле, и даже в эпиграфах, всегда очень уместных и выразительных»… // «Богословский Вестник». 1905, янв., Журнал Совета Академии от 19 апреля 1904 г., с. 74-75.
  • Слова и речи Святейшего Патриарха, в бытность его ректором Тульской и Новгородской дух. семинарий:
  • А) Слово ректора Новгородской дух. семинарии архимандрита Алексия, сказанное при последнем служении в Храме Тульской дух. семинарии, 16 октября 1911 г. // «Тульские ЕВ». 1911.
  • Б) Слово ректора Новгородской дух. семинарии архимандрита Алексия при первом священнослужении в Антониевом монастыре в день празднования Казанской иконы Божией Матери 22 октября 1911 года. // «Новгородские ЕВ». 1911. № 43.
  • В) Речь архимандрита Алексия при наречении его во епископа Тихвинского. // «Новгородские ЕВ». 1913. № 18.
  • Житие преподобного и Богоносного отца нашего Антония Римлянина. Новгород, 1912.
  • Богословские труды Святейшего Патриарха Алексия по вопросам вероучения, проповедничества, церковно-общественным вопросам и публицистике в хронологической последовательности помещены в «Журнале Московской Патриархии», начиная с 1944 года, а также представлены в печати отдельными изданиями в 4-х томах.
  • Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи (1941-1948). Т. 1. Москва, 1948.
  • Слова, речи, послания, обращения, статьи. (1948-1954). Т. 2. Москва, 1954.
  • Слова, речи, послания, обращения (1954-1957). Т. 3. Москва, 1957.
  • Слова, речи, послания, обращения. т. IV (1957-1963 гг.). М., 1964.
  • Слова, речи, послания, обращения (1957-1963 гг.). т. IV «ЖМП» 1964, № 7.
  • Слово на День Святой Пасхи. «Тульск. Епарх. Вед.» 1909, № 12, с. 183.
  • Речь при наречении его во епископа. «Приб. к «Церк. Вед.» 1913, № 18-19, с. 791. См. также «ЖМП» 1957, № 11, с. 36-38.
  • «Речь на филаретовском вечере в Московской Духовной Академии». «ЖМП» 1964, № 2.
  • «Речь на приеме участников сессии Исполкома Всемирного Совета Церквей в Троице-Сергиевой Лавре». «ЖМП» 1964, № 4.
  • «Речь при вручении жезла епископу Антонию (Мельникову)». «ЖМП» 1964, № 7.
  • «Послание Московским духовным школам ко дню их 20-летия». «ЖМП» 1964, № 8.
  • «Послание пастве Западноевропейского Экзархата Русской Православной Церкви». «ЖМП» 1964, № 11.
  • «Речь при приеме у короля Греции Константина». «ЖМП» 1964, № 11.
  • «Речь на приеме у генерального секретаря ВСЦ». «ЖМП» 1964, № 11.
  • «Речь на официальном обеде в главной квартире ВСЦ». «ЖМП» 1964, № 11.
  • «Речь на торжественном богослужении в Вестминстерском аббатстве». «ЖМП» 1964, № 11.
  • «Речь на приеме у Архиепископа Кентерберрийского Михаила Рамсея». «ЖМП» 1964, № 11.
  • «Речь на юбилейном акте МДА». «ЖМП» 1964, № 12.
  • «Рождественское послание». «ЖМП» 1965, № 1 и 12.
  • «Рождественское приветствие Предстоятелям Поместных Православных Церквей». «ЖМП» 1965, № 1.
  • «Речь при вручении жезла епископу Саратовскому и Волгоградскому Пимену». «ЖМП» 1965, № 2.
  • «Речь на торжественном собрании, посвященном 20-летию Патриаршества». «ЖМП» 1965, № 3.
  • «Заявление в связи с вооруженной интервенцией США против Демократической Республики Вьетнам». «ЖМП» 1965, № 3.
  • «Заявление в связи с намерением правительства ФРГ прекратить преследование нацистских преступников». «ЖМП» 1965, № 4.
  • «Пасхальное приветствие Председателя Православных Автокефальных Церквей». «ЖМП» 1965, № 5.
  • «Пасхальное послание». «ЖМП» 1965, № 4.
  • «Пасхальное приветствие Главам Христианских Церквей». «ЖМП» 1965, № 5.
  • «Послание архипастырям, клиру и пастве Эстонской, Литовской и Латвийской епарх. Московского Патриархата». «ЖМП» 1965, № 8.
  • «Послание Главе Польской Православной Церкви». «ЖМП» 1965, № 8.
  • «Обращение к участникам сессии Совещательного Комитета продолжения работ ХМК». «ЖМП» 1965, № 11.
  • «Послание Архиепископу Утрехтскому д/ру А. Ринкелю, председателю XIX Старо-католического конгресса». «ЖМП» 1965, № 11.
  • «Послание Святейшему Вазгену I, Верховному Патриарху-Католикосу всех армян». «ЖМП» 1965, № 12.
  • «Речь при вручении жезла епископу Львовскому и Тернопольскому Николаю». «ЖМП» 1965, № 12.
  • Архиерей[править]

    28 марта 1913 г. состоялось Высочайшее повеление о бытии архимандриту Алексию епископом Тихвинским, 2-м викарием Новгородской епархии.

    В наречении и хиротонии 28 апреля 1913 г.принимал участие Блаженнейший Патриарх Антиохийский Григорий IV.

    После Октябрьской революции, в январе 1920 г. вместе с митрополитом Арсением был арестован Новгородской , однако вскоре оба архиерея были освобождены. В ноябре 1920 г. предстал перед судом по обвинению в самовольном освидетельствовании мощей святых накануне их вскрытия органами власти и был приговорён к условному сроку заключения.

    С 21 февраля 1921 г. — епископ Ямбургский, первый викарий Петроградской епархии. В мае 1922 г., после ареста митрополита Вениамина, вступил в управление епархией. Под сильным давлением власти снял отлучение с одного из лидеров обновленчества протоиерея Александра Введенского (решение об отлучении принял митрополит Вениамин), однако отказался подчиниться обновленческому ВЦУ. Ввиду ультиматума последнего либо признать его власть, либо покинуть Петроград, 24 июня 1922 г. сложил с себя обязанности временно управляющего епархией.

    В октябре 1922 г. был арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности, осуждён» и в конце того же года сослан на три года в город Каркаралинск (ныне вКарагандинской области), где имел возможность служить в городском храме; состоял в переписке с Патриархом Тихоном и митрополитом Сергием (Страгородским). С последним весьма идейно сблизился.

    В марте 1926 ему было позволено вернуться в Ленинград. В сентября 1926 Митрополит Сергий назначил его управляющим Новгородской епархией с титулом архиепископа Тихвинского, позже — Хутынского (епархиальный архиерей митрополит Арсений находился в ссылке в Средней Азии и не мог управлять епархией). С 1927 года — член Временного Патриаршего Синода, созданного Заместителем Патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским). Полностью поддерживал церковно-политический курс последнего.

    С 19 мая 1932 г. — митрополит Старорусский. В августе 1933 г. назначен митрополитом Новгородским (после официального перевода владыки Арсения на Ташкентскую кафедру).

    5 октября 1933 г., по уходе на покой митрополита Серафима (Чичагова), — митрополит Ленинградский с сохранением управления Новгородской епархией.

    Во время войны, в период блокады Ленинграда (1941-1943 гг.) оставался в городе, совершал литургии и молебны, проповедовал, ободрял и утешал верующих. В будние дни, часто без диакона, сам причащал и читал поминания. Постоянно обращался с патриотическими посланиями к своей пастве.

    4 сентября 1943 г. был вмести с митрополитами Сергием и Николаем (Ярушевичем) на встрече со И.В. Сталиным в Кремле[1]. 8 сентября 1943 г. участвовал в соборе епископов, избравшем на Патриарший Престол митрополита Сергия. Был постоянным членом образованного при Патриархе Сергии Священного Синода.

    https://sovdoc.rusarchives.ru/sections/personality/cards/47840/images Письмо митрополитов Сергия и др. https://sovdoc.rusarchives.ru/sections/personality/cards/47840/images Письмо митрополитов Сергия и др.

    Литература

    • «Церк. Вед.» 1913, № 18-19, с. 821-822.
    • «ЖМП» 1932, № 7-8, с. 5, № 11-12, с. 1, 2, 1933, № 14-15, с. 4, 1943 по 1965 год.
    • Митр. Николай. Статья «О патриаршем Местоблюстителе». «ЖМП» 1944, № 7, с. 31-33.
    • Шаповалова А. «О поездке Патриаршего Местоблюстителя в Тулу». «ЖМП» 1944, № 12, с. 62-64.
    • Шаповалова А. «Патриарх Московский и всея Руси Алексий». «ЖМП» 1945, № 2, с. 93-99 (Портрет).
    • Георгиевская Е. «Торжественное патриаршее богослужение в Московской Николо-Кузнецкой церкви 7.II.1945 г. «ЖМП» 1945, № 2, с. 101-104.
    • Георгиевская Е. «Тезоименитство Патриарха Алексия». «ЖМП» 1945, № 3, с. 11-14.
    • «О путешествии Патриарха Алексия на Ближний Восток». «ЖМП» 1945, № 7, с. 9-10.
    • «Годовщина интронизации Свят. Патр. Алексия». «ЖМП» 1946, № 2, с. 3-6.
    • Н.В. «День тезоименитства Свят. Патриарха Алексия». «ЖМП» 1946, № 3, с. 8-11.
    • Чепурин прот. «Рождественский прием у Свят. Патриарха Московского и всея Руси». «ЖМП» 1947, № 1, с. 6-8.
    • Шилов А.В. «Патриаршее служение в Троице-Свергиевой Лавре 27.IV. 1947 года». «ЖМП» 1947, № 5, с. 10-13.
    • Миноранский М. Прот. «На отдыхе в Сочи (5.IX-2.X.1947 г.)». «ЖМП» 1948, № 1, с. 58-60.
    • «День Ангела Святейшего Патриарха Алексия». «ЖМП» 1948, № 3, с. 8-13.
    • Теплов Вас. «К 35-летию служения в архиерейском сане Свят. Патр. Алексия» 28.IV.1913 — 28.IV.1948 г. «ЖМП» 1948, № 5, с. 10-16.
    • Никонов В. «Свят. Патриарх Московский и всея Руси Алексий» (к 50-летию служения в свящ. сане). «ЖМП» 1952, № 3, с. 5.
    • «Первосвятитель Русской Церкви» (к 80-летию со дня рождения Свят. Патриарха Алексия). «ЖМП» 1957, № 11, с. 25.
    • «К 150-летию Патриаршества Святейшего Патриарха Алексия». «ЖМП» 1960, № 2, с. 28.
    • Филарет (Денисенко) архимандрит. «Паломничество Патриарха Московского и всея Руси Алексия к святыням Востока». «ЖМП» 1961, № 3, с. 10-64.
    • Добрынин М. доцент «Во имя единения и мира (Братские встречи Святейшего Патриарха Алексия с восточными христианами». «ЖМП» 1961, № 4, с. 8-29.
    • Иванов Н. «Празднование 85-летия Свят. Патр. Алексия». «ЖМП» 1963, № 1, с. 5-18.
    • Ружицкий К.И. проф.-прот. «Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий (доклад на торжественном собрании МДА, посвященном 85-летию Святейшего Патриарха Алексия»). «ЖМП» 1963, № 1, с. 62-72.
    • «Материалы о юбилейных торжествах 50-летия епископского служения Святейшего Патриарха Алексия». «ЖМП» 1963, юбилейный номер.
    • Остапов А. прот. «День архиерейской хиротонии Святейшего Патриарха Алексия». «ЖМП» 1963, № 4, с. 68-78.
    • Добрынин М. «50-летие епископского служения Святейшего Патриарха Алексия». «ЖМП» 1963, № 5, с. 52-74, № 6, с. 60-73, № 7, с. 55-74.
    • «Празднование 50-летия архиерейского служения Святейшего Патриарха Алексия в зарубежных приходах — в Дамаске и Белграде». «ЖМП» 1963, № 8, с. 11.
    • Иванов Н. «К празднованию 50-летия епископского служения Святейшего Патриарха Алексия. О пребывании гостей от Римско-католической Церкви». «ЖМП» 1963, № 9, с. 52.
    • Остапов А. проф.-прот. «Путешествие Свят. Патр. Алексия в Афины, Женеву и Лондон (сентябрь 1964 г.)». «ЖМП» 1964, № 12, с. 9.
    • Ведерников А. «Под знаком любви и мира». «ЖМП» 1964, № 12, с. 19.
    • Тихон доц.-архим. «Пастырский подвиг» (к 20-летию Патриаршего служения». «ЖМП» 1965, № 2, с. 68.
    • Георгиевский А. проф. «Служение миру и любви (к 20-летию патриаршей деятельности)». «ЖМП» 1965, № 2, с. 45.
    • Бороздинов А., Осипов А., Просвирин А. «Праздник 20-летия Патриаршества». «ЖМП» 1965, № 3, с. 17.
    • «Правда о религии в России». МП 1942, с. 53, 98-104, 256-261, 414-418.
    • «Сибирск. Церк.» 1922, № 2, с. 15.
    • «Русск. Паломн.» 1913, № 29, с. 459.
    • «Русск. Православн. Церк. и вел. отечествен. война», с. 14-16 и т.д.
    • ФМП № 7, с. 3.
    • ФПС I, № 50, с. 3, II, с. 1, IV, с. 1, V, № 17.
    • ФАМ I, № 10, с. 2.
    • «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г.», с. 76-77.
    • БЭС т. II, изд. 2-е, с. 131.
    • О назначении ректора Новгородской духовной семинарии архимандрита Алексия (Симанского) епископом Тихвинским. // «Прибавления к Церковным ведомостям» 1913. № 14.
    • Мануил, архиепископ Куйбышевский. Каталог русских архиереев. Ч. 1. Чебоксары, 1959.
    • Комаров К.М., доцент Московской Духовной академии. Библиографический материал о Святейшем Патриархе Алексии. В сборнике с исчерпывающей полнотой и тщательностью собран в хронологическом порядке богатый литературный материал о Святейшем Патриархе Алексии, как он освещен в «Журнале Московской Патриархии» с 1944 по 1963 гг., а также в церковно-общественной печати зарубежных стран: Армении, Америке, Болгарии, Венгрии, Германии, Франции, Египте, Китае, Ливане, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии.
    • 9 Nojabrja 1967 goda — 90-lrtie Svjatejsego Patriarcha Moskovskogo i vseja Rusi Aleksija (A. Ostapov), in: ZMP 1967, 12, 4-9.
    • 25 let Patriarsego sluzenija. Prazdnovanie Jubilejnoj daty (V. Ovsjannikov), in: ZMP 1970, 2, 4-6.
    • Svjatejsij Patriarch Moskovskij i vseja Rusi Aleksij. Biograficeskij obzor dopatriarsego perioda zizni i sluzenija (A. Ostapov), in: ZMP 1970, 2, 7-16.
    • Filaret (Vachromeev), Moskovskie Duchovnye Skoly pod rukovodstvom Sv. Patriarcha Aleksija, in: ZMP 1970, 2, 17-22.
    • A.I. Georgievskij, Vospominanija o Sobore 1945 goda, in: ZMP 1970, 2, 23-24.
    • Pitirim (Necaev) Etot den’ prinadlezit Cerkvi, in: ZMP 1970, 2, 25-29.
    • 20 let Pervosvjatitel’stva Sv. Patriarcha Aleksija (I.N. Sabatin), in: ZMP 1970, 2, 29-35.
    • P. Sokolovskij, Sluzenie delu mira, in: ZMP 1970, 2, 36-40.
    • Koncina i pochorony Sv. Patriarcha Aleksija, in: ZMP 1970, 5, 1-3.
    • D. Ostapov, Poslednaja vesna Patriarcha Aleksija, in: ZMP 1970, 6, 5-12.
    • Blazennyj put’ v nadezde Voskresenija (V. Ovsjannikov), in: ZMP 1970, 6, 12-58.
    • Sv. Patriatch Moskovskij i vseja Rusi Aleksij. Biograficeskaja spravka, in: ZMP 1970, 6, 59-63.
    • Stimme der Orthodoxie 1963, Heft 10: Festansprache des Moskauer Patriarchen (S. 6-11); EB Nikodim (Rotov), Leben und Wirken des Hochhl. Patriarchen Aleksij, S. 12-25; Erzpr. A. Ostapov, Auf Boden des Hl. Sergius, S. 26-27; G. Troicki, Das goldene Bischofsjubilaum des Oberhirten der Russischen Kirche, S. 28-88.
    • E. Chr. Suttner, Die Jubelfeier fur Patriarch Aleksij, in: Ostkirchliche Studien 13(1964)208-220.
    • Lettre de S. S. le Patriarche de Moscou, Alexis, a tous les eveques de son Eglise (11.8.1965), in: Istina 11(1965/66)466-468.
    • A. Ostapov, Patriarch Alexius — Ein Leben fur die Kirche, in: Std0 1967, 11, 15-33.
    • The 50th Anniversary of the 1917 Revolution. Encyclical of Patriarch Alexei and the Holy Synod, in: Diakonia 3(1968)77-80.
    • Sa Saintete le Patriarche Alexis +, in: Vestnik Eksarchata 70/71(1970)83-89.
    • Antoine (Blum), Le Patriarche Alexis. Souvenirs personels, in: Vestnik Eksarchata 70/71(1970)89-92.
    • K. Komarov, Erinnerugen an die Inthronisation des hochhl. Patriarchen Alexius, in: Std0 1970, 2, 11-17.
    • A. Ostapov, Die Residenzen des hochhl. Patriarchen Alexius von Moskau und ganz Ru?land, in: Std0 1970, 2, 18-27.
    • Koncina Patriarcha Aleksija, in: Posev 1970, 5, 7.
    • Der Lebensweg des hochhl. Patriarchen Alexius. Nekrolog, in: Std0 1970, 6, 17-22.
    • K. Komarov, Dem hochhl. Patriarchen Alexius gilt unser ewiges, dankbares Gedenken, in: Std0 1970, 6, 22-60.
    • M. Pimen (Izvekov), Grabrede des Patriarchatsverwesers, in: Std0 1970, 6, 61-63.

    Кончина и погребение[править]

    17 апреля 1970 г., в канун Лазаревой субботы, Патриарх скончался в Переделкине от «сердечной недостаточности» на 93-м году жизни; нездолго до того перенёс инфаркт миокарда.

    С 18 апреля до 14:00 20 апреля гроб с телом новопреставленного находился в Богоявленском елоховском соборе. После обнесения гроба вокруг собора траурная процессия направилась в Троице-Сергиеву Лавру, где 21 апреля, после литургии преждеосваященных даров, в Успенском соборе было совершено отпевание по иерейскому чину.

    Погребён возле могилы глубоко чтимого им митрополита Макария (Невского) в крипте Успенского собора Лавры.

    Примечания[править]

    1. ЗАПИСКА Г. Г. КАРПОВА О ПРИЁМЕ И.В. СТАЛИНЫМ ИЕРАРХОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
    2. Известия
      , 21 мая, 1944 г., № 120;
      ЖМП
      , 1944. № 6. С. 48.
    3. ЖМП
      . 1944. № 6. С. 54.
    4. Одинцов М.И. Патриарх Победы. Серия: История сталинизма. М.: РОССПЭН, 2015. С. 308, 461.
    5. Одинцов М.И. Патриарх Победы. С. 287.
    6. Одинцов М.И. Патриарх Победы. С. 288, 461.
    7. Журнал Московской Патриархии
      . 1949, № 12
    8. ЖМП. 1960. № 2, стр. 27
    9. ЖМП
      . 1960, № 3. С. 34.
    10. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве
      . М., 2005. С. 320.
    11. Константинов Дм. Гонимая Церковь
      . Нью-Йорк, 1967. С. 246, 314.
    12. Архиепископ Василий Кривошеин. Воспоминания: митрополит Никодим (Ротов)
    13. Левитин-Краснов А.Э. Рук Твоих жар
      (1941-1956). Тель-Авив: Круг, 1979, стр. 197 — 198.
    14. ЦГА СПб., ф. 9324, оп. 2, Д. 37. Л. 62—84. Подлинник.
    15. Состоялось открытие мемориальной доски на доме, в котором родился Патриарх Алексий I официальный сайт МП 5 декабря 2007 г.
    16. В Москве увековечена память Патриарха Алексия Первого (Симанского) religio.ru 5 декабря 2007 г.

    патологическая речь

    Мастер патологической речи.

    Жанры: модернистская проповедь.

    Патриарх Алексий (Симанский) снимает вопрос о совместимости или несовместимости Христианства и коммунизма:

    Христианская религия и коммунизм — совершенно различные категории; христианская религия установлена Христом Спасителем, Который созидал Церковь, а не государство. Силою внутреннего благодатного закона христианская религия благоустрояет внутреннюю и внешнюю жизнь людей. Государство имеет свои правила, и силою внешнего закона охраняет в порядке общественную жизнь государства. Посему говорить о совместимости или несовместимости христианской религии с той или иной формой государственного устройства значит сравнивать и смешивать понятия несовместимые[5].

    штампы

    духовные ценности

    Отношения православных христиан со всеми христианами, в том числе и с католиками, а также с верующими, исповедующими и нехристианские религии, в нашей стране являются дружескими. Всех верующих нашей страны объединяет совместное участие в созидании духовных ценностей для человечества

    [6].

    взаимопонимание

    • Книга («Русская Православная Церковь», 1958) «послужит великому делу сближения народов в духе мира и взаимопонимания
      »[7].

    ответственность

    Будем пробуждать в людях сознание ответственности за судьбы мира[8].

    Иосиф Сталин
    Верховный Вождь[9] • Верховный Вождь русского народа[10] • Мудрый Вождь[11] • Гениальный Вождь[12] • Великий Вождь[13] • Великий и мудрый Вождь[14] • Великий Глава нашего государства[15] • Мудрый строитель нашего блага[16] • Великий строитель народного счастья[17].

    приемы патологической речи

    прямая ложь
    О храме Покрова Божией Матери в МДА, обновленном в 1913 году и в 1919 разрушенном большевиками[18]:

    Как и все временное на земле, и храм этот постигла участь разрушения. И наряду с разрушением храма стало постепенно разрушаться и само здание, заключавшее в себе этот храм[19].

    О поддержке советской внешней политики:

    Русская Православная Церковь «всецело поддерживает миролюбивую внешнюю политику нашего Правительства не потому, что, как говорят наши недруги, она якобы несвободна, а потому что эта политика справедлива и соответствует христианским идеалам, проповедуемым учением Церкви»[20].

    инверсия

    • Упразднилась сила великая, нравственная, общественная; сила, в которой народ наш ощущал собственную силу, которою он (Сталин. — Ред.) руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течение многих лет[21].

    прописная вместо строчной

    • Великого Вождя
      нашего народа, Иосифа Виссарионовича Сталина, не стало[21].

    патологический словарный запас

    Благословенный мир, Братство, Великий, Взаимопонимание, Вождь, Всеобщий, Всеобщий мир, Всё, Дух времени, Международные отношения, Мир, Мир во всем мире, Миролюбивые силы, Напряженность, Народ, Ответственность, Путь, Созидательный, Сосуществование, Сплочение, Укрепление мира, Ценности, Человечество

    Оценки современников[править]

    Патриарх Алексий I не был противоречивой фигурой, и у большинства наблюдателей вызывал схожие впечатления, хотя и с несколько различной оценкой. Наиболее резкий отзыв, известный нам из воспоминаний архиепископа Василия Кривошеина, принадлежит митрополиту Никодиму (Ротову):

    <…> А Патриарх Алексий робкий и равнодушный человек, он аристократ и барин, а поэтому смотрит на Церковь как на свою вотчину. Он считает, что может в ней распоряжаться, как ему вздумается. К архиереям он относится свысока, чуждается их, считает невеждами. Странная вещь: сам же их выбрал, сам их рукоположил, а теперь чуждается их. Свои аристократические связи ставит выше церковных отношений. Вспомните, как он в Лондоне после церковной службы снял себя патриарший крест и дал протоиерею Владимиру Родзянко, долго разговаривал с ним. Там в алтаре, сослужили ему наши заслуженные, старые священники, никого из них Патриарх ничем не наградил и не сказал им ни слова. А протоиерей Родзянко даже в нашей Церкви не состоит. И всё только потому, что дед о. Владимира был соседом отца Патриарха по новгородскому имению. Я был глубоко возмущён! [12]

    Другой отзыв о Патриархе оставил известный диссидент и мемуарист Левитин-Краснов, знавший того «задолго до его восшествия на патриарший престол»:

    При восшествии на вершину церковной власти он мало переменился. Те же барственность, высокомерие, верность традициям, глубокая религиозность, но английского типа, в строгих рамках этикета, в твёрдо установившихся, застывших формах. Строгий консерватор. Святейший мыслил церковь как нечто неподвижное в рамках нового советского государства.[13].

    Донесение А. Осипова, профессора Ленинградской Духовной Академии, уполномоченному Совета по делам РПЦ по Ленинградской области в июне 1951 г.: «Сам Патриарх как личность представляет собой смешение аристократического сибаритизма с затаённым фанатизмом <…> влюблён в благочестие XVI века.»

    [14].

    события

    • Прием И.В. Сталиным иерархов Русской Православной Церкви (4 сентября 1943)
    • Поместный собор Русской Православной Церкви 1945 года (31 января 1945)
    • Празднование семидесятилетия И. В. Сталина (21 декабря 1949)
    • III Всесоюзная конференция сторонников мира (27 ноября 1951)
    • Первая конференция всех Церквей и религиозных объединений в СССР (9 мая 1952)
    • Конференция представителей всех религий в СССР за сотрудничество и мир между народами (1 июля 1969)

    Жизнь священника

    Но большую часть учебы в академии А. Ридигер проходит экстерном. Митрополит Ленинградский Григорий предложил молодому человеку принять сан до окончания учебы. Ему было предложено несколько вариантов служения, он избрал должность настоятеля в Богоявленском храме городка Йыхви. Оттуда он мог часто навещать родителей и ездить в академию. В 1953 году он оканчивает академию, став кандидатом богословия. В 1957 году его переводят из непростого прихода г. Йыхви в университетский Тарту. Так будущий патриарх Алексий Второй, годы жизни которого будут связаны с религиозным служением, вступил на свою стезю священника.

    На его долю вновь выпали непростые времена. Успенский собор, в который был назначен Алексий, находился в плачевном состоянии, власти не поддерживали церковные начинания, приходилось очень много работать, беседовать с людьми, стоять службы, ездить на требы. Начинающий священник решил искать помощи у патриарха Алексия Первого, который оказал содействие в ремонте и благословил тезку. В 1958 году Алексий становится протоиереем и благочинным Тарту-Вильяндиского округа. В 1959 году скончалась мама священника, и это подтолкнуло его к принятию монашества. Он и прежде размышлял о таком поступке, а теперь окончательно утвердился в своем намерении.

    Происхождение

    Патриарх Алексий Второй, биография которого в нескольких поколениях связана с Русской православной церковью, появился на свет 23 февраля 1929 года в очень необычной семье в городе Таллине. Предок будущего священника во времена правления Екатерины Второй принял православие с именем Федор Васильевич. Он был генералом, выдающимся общественным деятелем и полководцем. От этого героя войны 1812 года и пошел русский род Ридигеров.

    Дед будущего патриарха смог вывезти свою семью в горячие времена революции из Петербурга в Эстонию. Отец Алексия учился в престижном Императорском училище правоведения, но окончил учебу уже в Эстонии. Затем работал судебным следователем в Таллине, женился на дочери полковника царской армии. В семье царила православная атмосфера, родители Алексия были членами прогрессивного движения РСХД (Русское студенческое христианское движение). Они участвовали в религиозных диспутах, посещали монастыри, ходили на службы в храм. Когда Алексий был совсем маленьким, его отец начал учиться на пастырских курсах, там он познакомился с отцом Иоанном, который позже стал духовником мальчика.

    У семьи были традиции проводить летние каникулы в паломнических поездках в разные монастыри. Именно тогда Алексий на всю жизнь полюбил Пюхтицкую обитель. В 1940 году отец Алексия был рукоположен диаконом. С 1942 года он служил в Казанском храме Таллина и в течение 20 лет помогал людям обрести Бога.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]