Митрополит Ионафан (РПЦ): Угрозы применения «телесного озлобления» в отношении братьев старообрядцев не украшают книгу «Жезл»

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Елецких.

В Википедии есть статьи о других людях с именем Ионафан.

Митрополит ИонафанМитрополит Іонафан
c 22 ноября 2006 года
Церковь:Украинская православная церковь (Московского патриархата)
Предшественник:Ипполит (Хилько)
30 марта 1999 — 22 ноября 2006
Предшественник:Иов (Смакоуз)
Преемник:Иоанн (Сиопко)
27 августа 1995 — 30 марта 1999
Предшественник:Варфоломей (Ващук)
Преемник:Иов (Смакоуз)
29 декабря 1993 — 27 августа 1995
Предшественник:Пантелеимон (Романовский)
Преемник:Анатолий (Гладкий)
8 декабря 1992 — 29 декабря 1993
Предшественник:Ипполит (Хилько)
Преемник:Серафим (Зализницкий)
Митрополит Ионафа́н

(в миру
Анатолий Иванович Елецких
; род. 30 января 1949, село Шаталовка, Воронежская область[1]) — епископ Русской Православной Церкви; с 22 ноября 2006 года правящий архиерей образованной в 1994 году Тульчинской и Брацлавской епархии (с центром в городе Тульчин, на территории части Винницкой области) Украинской Православной Церкви (Московского патриархата). Духовный композитор, переводчик литургических и духовных текстов. Тезоименитство — в Неделю праотец.

23 апреля 1989 — 23 апреля 1991 года
Избрание:10 апреля 1989
Предшественник:Палладий (Шиман)
Преемник:Алипий (Погребняк)
Учёная степень:кандидат богословия
Имя при рождении:Анатолий Иванович Елецких
Оригинал имени при рождении:Анатолій Іванович Єлецьких
Рождение:30 января 1949(1949-01-30) (72 года) село Шаталовка, Шаталовский район, Воронежская область, РСФСР, СССР
Принятие священного сана:16 апреля 1977 года
Принятие монашества:5 апреля 1977 года
Епископская хиротония:23 апреля 1989 года
Награды:

Биография

Первые десятилетия жизни

Родился 30 января 1949 года в селе Шталовка Воронежской (ныне Белгородской) области в семье учителя, мать происходила из семьи старообрядца.

Детство провёл в городе Североморске Мурманской области.

После переезда семьи в 1961 году в Киев тайно от родителей, ночью, в частном доме принял крещение от священника Алексея Глаголева, известного тем, что в годы нацистской оккупации прятал евреев.

После окончания в 1966 году средней школы служил в Советской армии.

Учёба и работа в Ленинграде

В 1970 году поступил в Ленинградскую Духовную Семинарию, а затем в 1973—1976 годы учился в Ленинградской Духовной Академии, обучаясь одновременно в регентском классе. Много занимался пением, часто посещал репетиционный зал Академической Капеллы им. Глинки. Сблизился с неформальным кружком художников-авангардистов, в который входили художники Сергей Спицын и Татьяна Глебова, высоко ценившая его музыкальное дарование[2]. Посещал выставки, организуемые Т. Н. Глебовой в её мастерской (что в те времена считалось опасным).

5 апреля 1977 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) пострижен в монашество с именем Ионафан

. 16 апреля тем же иерархом рукоположён в сан иеродиакона.

В 1978 году епископом Выборгским Кириллом (Гундяевым), ректором Ленинградской духовной академии, был рукоположён в иеромонаха.

Окончил Академию со степенью кандидата богословия и был оставлен профессорским стипендиатом. Несколько лет преподавал церковное пение в Семинарии и в регентском классе, а также нёс послушание регента хора Ленинградских Духовных школ. В 1986 году этот хор под его управлением осуществил запись грампластинки, где впервые были озвучены авторские произведения Ионафана).

В декабре 1986 был вызван в КГБ в связи с распространением среди семинаристов книги «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына и затем лишён временной ленинградской прописки. В течение года не мог найти нового места служения из-за препятствий, которые чинил КГБ.

Деятельность на Украине

С весны 1987 года по июнь 1988 года — клирик киевского кафедрального Владимирского собора.

В июне 1988 года становится насельником Киево-Печерской Лавры, част помещений которой была возвращена Церкви в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси.

23 июля 1988 года назначен исполняющим обязанности наместника Лавры.

11 октября 1988 года Патриархом Пименом возведён в сан архимандрита и 12 октября утверждён в должности наместника Киево-Печерской Лавры по благословению патриарха Пимена указом митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Денисенко).

Постановлением Патриарха Пимена и Священного Синода от 10 апреля 1989 года определено быть епископом Переяслав-Хмельницким, викарием Киевской епархии.

23 апреля 1989 года во Владимирском соборе Киева был хиротонисан во епископа сонмом архиереев во главе с митрополитом Филаретом (Денисенко).

В 1990 году назначен управляющим делами Украинского Экзархата.

Стал в жёсткую оппозицию митрополиту Киевскому Филарету (Денисенко), активно выступая против его курса на отделение от Московского Патриархата. Постановлением Синода Украинской Православной Церкви от 23 апреля 1991 года был запрещён в священнослужении сроком на 3 года. С 1991 по 1992 год находился без места служения.

3 июня 1991 года подал рапорт-апелляцию Патриарху Алексию II, в котором отверг обвинения в свой адрес и, в свою очередь, выдвинул обвинения против митрополита Филарета (Денисенко). В сентябре 1991 года на заседании Синода УПЦ МП под председательством митрополита Филарета был лишён сана «за нераскаянность».

В апреле 1992 года создал в Киеве «Комитет духовенства и мирян в защиту Православия».

После избрания митрополита Владимира (Сабодана) предстоятелем УПЦ МП решением Священного Синода УПЦ МП был восстановлен во всех должностях и назначен управляющим делами УПЦ МП.

С декабря 1992 года — епископ Белоцерковский, викарий Киевской епархии.

С 22 июня 1993 года по июль 2000 года — вновь управляющий делами УПЦ (МП), постоянный член и секретарь Священного Синода УПЦ (МП).

С 29 декабря 1993 года — епископ Глуховский и Конотопский.

28 июля 1994 года Предстоятелем УПЦ (МП) митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом) удостоен сана архиепископа.

С 27 августа 1995 года — архиепископ Сумский и Ахтырский.

С апреля 1999 года — архиепископ Херсонский и Таврический.

С 22 ноября 2006 года — архиепископ Тульчинский и Брацлавский.

28 августа 2014 года в Успенском соборе Киево-Печерской лавры митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием (Березовским) возведён в сан митрополита[3].

Русская Православная Церковь

Родился 30 января 1949 г. в с. Шаталовка Воронежской (ныне Белгородской) обл. в семье учителя.

В 1966 г. окончил среднюю школу. После службы в рядах Советской Армии поступил в 1970 г. в Ленинградскую духовную семинарию, а затем в 1972-1976 гг. учился в Ленинградской духовной академии, обучаясь одновременно в регентском классе при ЛДАиС.

В 1976 г. пострижен в монашество. В том же году митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) рукоположен во иеродиакона, в 1978 г. архиепископом Выборгским Кириллом (ныне Патриарх Московский и всея Руси) — во иеромонаха.

Окончил академию со степенью кандидата богословия и был оставлен профессорским стипендиатом. Несколько лет преподавал церковное пение в семинарии и в регентском классе, а также нес послушание регента хора Ленинградских духовных школ.

Обвинен КГБ в распространении среди семинаристов книги «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына и лишен временной ленинградской прописки. В течение года не мог найти нового места служения из-за препятствий, которые чинил КГБ.

С весны 1987 г. по июнь 1988 г. — клирик Владимирского кафедрального собора в Киеве.

С июня 1988 г. — насельник возрожденной Киево-Печерской лавры, с 23 июля 1988 г. — и.о. наместника лавры.

11 октября 1988 г. указом Святейшего Патриарха Пимена возведен в сан архимандрита.

12 октября 1988 г. по благословению Святейшего Патриарха Пимена указом митрополита Киевского и Галицкого Филарета утвержден в должности наместника Киево-Печерской лавры.

Решением Священного Синода от 10 апреля 1989 г. избран епископом Переяслав-Хмельницким, викарием Киевской епархии.

Наречен 22 апреля 1989 г. после всенощного бдения во Владимирском соборе в Киеве. Богослужение совершили митрополиты Киевский и Галицкий Филарет, Львовский и Дрогобычский Никодим, архиепископы Черниговский и Нежинский Антоний, Харьковский и Богодуховский Ириней, Ивано-Франковский и Коломыйский Макарий.

23 апреля 1989 г., в праздник Входа Господня в Иерусалим, за Божественной литургией во Владимирском кафедральном соборе хиротонисан во епископа Переяслав-Хмельницкого. Богослужение совершили Преосвященные архиереи, участвовавшие в наречении.

В 1990 г. назначен управляющим делами Украинского экзархата.

Встал в жесткую оппозицию митр. Филарету (Денисенко), активно выступая против его сепаратистского курса; 23 апреля 1991 г. митр. Филаретом (Денисенко, впоследствии анафематствован) на основании лжесвидетельств был заочно судим и запрещен в священнослужении. 25 августа 1992 г., после низложения митр. Филарета Харьковским Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви, Священный Синод УПЦ признал неканоничность прещения в отношении еп. Ионафана.

В апреле 1992 г. создал «Комитет духовенства и мирян в защиту Православия». После избрания митрополита Владимира (Сабодана) восстановлен во всех должностях и назначен управляющим делами УПЦ.

С 1992 г. — епископ Белоцерковский, викарий Киевской епархии.

С 22 июня 1993 г. по июль 2000 г. — управляющий делами УПЦ, постоянный член и секретарь Священного Синода УПЦ.

С 29 декабря 1993 г. — епископ Глуховский и Конотопский.

28 июля 1994 г. возведен сана архиепископа.

С 27 августа 1995 г. — архиепископ Сумской и Ахтырский, с апреля 1999 г. — Херсонский и Таврический.

22 ноября 2006 г. постановлением Синода Украинской Православной Церкви освобожден от управления Херсонской епархией и назначен архиепископом Тульчинским и Брацлавским.

28 августа 2014 г. за Литургией в Киево-Печерской лавре Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием возведен в сан митрополита.

Тезоименитство в Неделю праотец.

Творчество

Архиепископ Ионафан — автор церковных сочинений и переложений духовных песнопений, вошедших в сборники «Христос рождается» (1993), «Степенные антифоны утрени» (1994) и «Православные церковные хоры» (1995). Часть сочинений и переложений записана на компакт-диск «Традиционные и новые песнопения Православной Церкви», где звучит соло

живой голос автора и дирижёра («С нами Бог» соловецкого напева, «Тело Христово» знаменного распева, «Хвалите имя Господне» валаамского напева). Некоторые другие духовно-музыкальные сочинения архиепископа Ионафана были опубликованы и записаны на компакт-диски разными хоровыми коллективами: «Степенные антифоны древних напев», «Чертог Твой» (до минор), «Плотию уснув» (ля минор), «Ныне силы небесные», валаамский напев, «С нами Бог», соловецкий напев, (соль минор), «Покаяния отверзи ми двери» зн.р. (Си-бемоль мажор), «Величит душа Моя Господа» (ре минор) и др. Издал компакт-диск с звукозаписью авторской «Литургии Мира», в которой гимны православной Литургии св. Иоанна Златоуста были распеты на мелодии григорианского хорала.

Архиепископ Ионафан — автор ряда статей, которые публиковались в церковной печати на Украине и за рубежом. В 2003 году архиепископ завершил пятилетний труд по свободному переложению на русский язык обширной духовной поэмы VII века — Покаянного великого канона св. Андрея Критского, опубликованном издательством Херсонского Государственного Университета содействием его ректора профессора Ю. И. Беляева.

В 2004 году издательство Херсонского Государственного Университета выпустило нотный сборник архиепископа Ионафана «Осанна», в который вошли его духовно-музыкальные переложения, оригинальные сочинения, патриотические гимны и стихи, а в 2005 году расширенное и корректированное автором второе издание этого сборника под именем «Тебе поем» в двух томах, с включением в него малоизвестных хоровых концертов В. Фатеева, ученика Римского-Корсакова.

В этом же университетском издательстве был напечатан популярный «Толковый путеводитель по молитвословиям Божественной Литургии святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого»

с опытом изложения молитвословий и ектений Литургии на русским и украинском языках, с обширным и доступным для понимания историко-богословским комментарием и рядом евхаристологических статей известных богословов и учёных-литургистов: митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), иеромонах Микаэль Арранц, архимандрит Роберт Тафт и др. (Переработанная оригинальная интернет-редакция 2014 года www.vladyka-ionafan.ru/liturgy ).

Творчество[править]

Архиепископ Ионафан — автор церковных сочинений и переложений духовных песнопений, вошедших в сборники «Христос рождается»(1993), «Степенные антифоны утрени» (1994) и «Православные церковные хоры» (1995). Часть сочинений и переложений записана на компакт-диск «Традиционные и новые песнопения Православной Церкви». Некоторые другие духовно-музыкальные сочинения архиепископа Ионафана также были опубликованы и записаны на компакт-диски: «Степенные антифоны древних напев» (ми минор), «Чертог Твой» (до минор), «Плотию уснув» (ля минор), «Ныне силы небесные», валаамский напев, «С нами Бог», соловецкий напев, (соль минор), «Покаяния отверзи ми двери» зн.р. (Си-бемоль мажор), «Величит душа Моя Господа» (ре минор) и др. Ионафан выпустил компакт-диск с звукозаписью его «Литургии Мира», в которой гимны православной Литургии св. Иоанна Златоуста были распеты на мелодии григорианского хорала.

Музыкально-исследовательскую деятельность архиепископа Ионафана дополняет поиск малоизвестных духовных сочинений послереволюционного периода и украинских монодий XVI—XIV столетий, целью которой является сохранение духовного наследия православной культуры.

Научно-литературная деятельность архиепископа Ионафана представлена кандидатской диссертацией, в которой прослежены жизнь и деятельность византийского поборника православного иконопочитания IX столетия преп. Феодора Студита, стихами на религиозную тематику. Он — автор ряда статей, которые публиковались в церковной печати на Украине и за рубежом.

В 2003 году архиепископ завершил пятилетний труд по переводу на русский язык обширной духовной поэмы VII века — Покаянного Великого Канона св. Андрея Критского. Канон был опубликован издательством Херсонского Государственного Университета при содействии ректора, профессора Ю. И. Беляева.

В 2004 году издательство Херсонского Государственного Университета выпустило обширный нотный сборник «Осанна», в который вошли его духовно-музыкальные переложения, оригинальные сочинения, патриотические гимны и стихи, а в 2005 году расширенное и корректированное автором издание этого сборника, под названием «Тебе поем» в двух томах с включением в него малоизвестных хоровых концертов В. Фатеева, ученика Римского-Корсакова.

В этом же издательстве был напечатан «Толковый путеводитель по молитвословиям Божественной Литургии святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого» с опытом изложения молитвословий Литургии на русским и украинском языках, с большим историко-богословским комментарием и рядом евхаристилогических статей известных богословов.

Награды

Церковные

РПЦ

  • Орден св. князя Владимира II степени www.patriarchia.ru/db/text/545904.html , фото www.nne.ru/gallery.php?pr=926 , www.vladyka-ionafan.ru/biography — «во внимание к трудам и в связи с 60-летием»
  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени
  • Орден преподобного Сергия Радонежского II степени (2004 год) — за большие заслуги перед Православной Церковью и в связи с 55-летием со дня рождения
    [4]
  • Орден преподобного Серафима Саровского II степени (2014 год) — во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 65-летием со дня рождения и 25-летием архиерейской хиротонии
    [5]
  • В феврале 2013 года Святейшим Патриархом Кириллом удостоен ношения памятной юбилейной медали в память 200-летия победы России над французами в Отечественной войне 1812 года.

УПЦ

  • Орден преподобных Антония и Феодосия Печерских I степени
  • Орден святого апостола Иоанна Богослова ІІ степени (25 марта 2009 года) — во внимание к церковным заслугам и в связи с 60-летием
    [6]
  • Орден святого апостола Андрея Первозванного (26 октября 2014 года) — во внимание к церковным заслугам и в связи с 65-летием

Иные поместные церкви

  • Медаль святого апостола и евангелиста Марка (Иерусалимская православная церковь)

Светские

  • Орден «За заслуги» III степени (Украина; 27 февраля 2012 года).[7].
  • Орден Дружбы (Россия; 3 августа 2009 года) — за большой вклад в развитие сотрудничества между Российской Федерацией и Украиной
    [8].

* Орден Святой Анны II степени «в воздаяние заслуг перед Отечеством и Русской Православной Церковью и во свидетельство особого Нашего благоволения».К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 1983 дня

]

Награды[править]

  • орден святого апостола и евангелиста Марка (от Иерусалимской православной церкви)
  • орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени (от Русской Православной Церкви)
  • орден преподобного Сергия Радонежского II степени (от Русской Православной Церкви)
  • орден преподобных Антония и Феодосия Печерских I степени (от Украинской Православной Церкви).
  • орден святого равноапостольного князя Владимира II степени: награждён 31 января 2009 года митрополитом Кириллом (Гундяевым), избранным и нареченным Патриархом Московским и всея Руси, «во внимание к трудам и в связи с 60-летием»
  • орден святого апостола Иоанна Богослова (УПЦ) ІІ степени: награждён 25 марта 2009 года митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром «во внимание к церковным заслугам и в связи с 60-летием»

Примечания

  1. Ныне в составе Старооскольского городского округа, Белгородская область.
  2. См. Татьяна Глебова. Письмо владыке Кириллу (Гундяеву). Два письма о. Ионафану (1984). / Experiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. № 16: Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда. Издание подготовила Елена Спицына: В 2-х ч. LA (USA), 2010. Ч.2. С. 477—478. См. также: «Я нашла себе источник вдохновения в духовной одарённости и музыкальном таланте о. Ионафана. Удивительно, как велика его новаторская сила, заключённая в церковный канон самого высокого духа…»/ Татьяна Глебова. Из дневника(1973—1985). Там же, С. 431.
  3. [www.patriarchia.ru/db/text/3710946.html Митрополит Киевский Онуфрий совершил Литургию в Успенском соборе Киево-Печерской лавры и возвел в сан архиепископа и митрополита ряд иерархов Украинской Православной Церкви]. // Патриархия.Ru
  4. [mospat.ru/archive/6368.html Святейший Патриарх Алексий наградил архиепископа Херсонского и Таврического Ионафана орденом преподобного Сергия Радонежского]
  5. [www.patriarchia.ru/db/text/3860970.html В день памяти святителя Филарета Московского Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Павла (Тимофеенкова) во епископа Молодечненского и Столбцовского]
  6. [orthodox.org.ua/uk/aktualne/2009/03/25/4711.html Відбулося чергове засідання Священного Синоду Української Православної Церкви] (недоступная ссылка с 11-05-2013 (2996 дней))
  7. [www.president.gov.ua/ru/documents/14546.html Указ Президента Украины № 155/2012 «О награждении государственными наградами Украины работников предприятий, учреждений и организаций Винницкой области»]
  8. [graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1022398 Указ Президента Российской Федерации от 3 августа 2009 года № 902 «О награждении орденом Дружбы архиепископа Тульчинского и Брацлавского Ионафана (Елецких А. И.)»]

Биография[править]

Родился 30 января 1949 года в селе Шталовка Воронежской (ныне Белгородской) области в семье учителя. Отцовский род, по семейному преданию, возводил себя к воеводе Фёдору Ивановичу Кривому, князю Елецкому, который принадлежал к Черниговской ветви Рюриковичей и был ордним из военачальников во время Куликовской битвы; мать происходила из семьи старообрядца.

Детство провёл в городе Североморске Мурманской области.

В 1961 году семья переехала в Киев, где тайно от родителей, ночью, в частном доме принял крещение от священника Алексея Глаголева, известного тем, что в годы нацистской оккупации прятал евреев.

После окончания в 1966 году средней школы служил в Советской армии.

В 1970 году Анатолий Елецких поступил в Ленинградскую Духовную Семинарию, а затем в 1973—1976 гг. учился в Ленинградской Духовной Академии, обучаясь одновременно в регентском классе. Молодой семинарист много занимается пением, часто посещает репетиционный зал Академической Капеллы им. Глинки. Сближается с неформальным кружком художников авангардистов (Татьяной Глебовой, Валентиной Соловьёвой и др.). Он посещает частные выставки их картин, что в те времена считалось опасным. Был обвинён КГБ в распространении среди семинаристов книги «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына и лишён временной ленинградской прописки. В течение года не мог найти нового места служения из-за препятствий, которые чинил КГБ.

В 1976 году митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) пострижен в монашество с именем Ионафан; рукоположён в сан иеродиакона.

В 1978 году епископом Выборгским Кириллом (Гундяевым), ректором Ленинградской духовной академии, был рукоположён в иеромонаха.

Окончил Академию со степенью кандидата богословия и был оставлен профессорским стипендиатом. Несколько лет преподавал церковное пение в Семинарии и в регентском классе, а также нёс послушание регента хора Ленинградских Духовных школ. В 1986 этот хор под его управлением осуществил запись грампластинки, где впервые были озвучены авторские произведения Ионафана.

Ссылки

  • Правящие Августин (Маркевич) · Агапит (Бевцик) · Агафангел (Саввин) · Алексий (Гроха) · Алексий (Шпаков) · Алипий (Козолий) · Амвросий (Поликопа) · Анатолий (Гладкий) · Антоний (Паканич) · Антоний (Фиалко) · Боголеп (Гончаренко) · Варфоломей (Ващук) · Виссарион (Стретович) · Владимир (Мельник) · Владимир (Орачёв) · Евлогий (Гутченко) · Евсевий (Дудка) · Елисей (Иванов) · Ефрем (Кицай) · Ефрем (Яринко) · Иларион (Шукало) · Иоанн (Сиопко) · Иоасаф (Губень) · Ионафан (Елецких) · Иосиф (Масленников) · Ириней (Семко) · Ириней (Середний) · Лазарь (Швец) · Лука (Коваленко) · Марк (Петровцы) · Мелетий (Егоренко) · Митрофан (Никитин) · Митрофан (Юрчук) · Нафанаил (Крикота) · Никодим (Барановский) · Никодим (Горенко) · Николай (Капустин) · Онуфрий (Лёгкий) · Пантелеимон (Луговой) · Пантелеимон (Поворознюк) · Питирим (Старинский) · Платон (Удовенко) · Роман (Кимович) · Сергий (Генсицкий) · Симеон (Шостацкий) · Софроний (Дмитрук) · Тихон (Чижевский) · Феодор (Гаюн) · Феодор (Мамасуев) · Филарет (Зверев) · Филарет (Кучеров) · Филипп (Осадченко)
    Викарные Александр (Драбинко) · Александр (Нестерчук) · Алипий (Погребняк) · Антоний (Боровик) · Антоний (Крипак) · Аркадий (Таранов) · Арсений (Яковенко) · Варнава (Филатов) · Варсонофий (Винниченко) · Варсонофий (Столяр) · Вениамин (Погребной) · Виктор (Быков) · Владимир (Мороз) · Дамиан (Давыдов) · Диодор (Васильчук) · Евлогий (Пацан) · Иларий (Шишковский) · Иоанн (Вахнюк) · Иона (Черепанов) · Кассиан (Шостак)· Климент (Вечеря) · Лонгин (Жар) · Николай (Грох) · Николай (Почтовый) · Павел (Лебедь) · Пантелеимон (Бащук) · Серафим (Демьянив) · Сергий (Зализницкий) · Сергий (Михайленко) · Феодосий (Снигирёв)
    На покое Василий (Златолинский) · Гурий (Кузьменко) · Дионисий (Константинов) · Иннокентий (Шестопаль) · Иоанникий (Кобзев) · Ипполит (Хилько) · Нифонт (Солодуха) · Пантелеимон (Романовский)
    Бывшие архиереи
    *
    Переведённые Антоний (Москаленко) · Глеб (Савин) · Иов (Смакоуз) · Иов (Тывонюк) · Нектарий (Фролов)
    Извергнутые из сана Филарет (Денисенко) · Андрей (Горак) · Иаков (Панчук)
    Покойные Антоний (Вакарик) · Василий (Васильцев) · Владимир (Сабодан) · Евфимий (Шутак) · Кронид (Мищенко) · Леонтий (Гудимов) · Макарий (Свистун) · Мефодий (Петровцы) · Никанор (Юхимюк) · Никодим (Руснак) · Савва (Бабинец) · Севастиан (Пилипчук) · Тихон (Жиляков) · Феодосий (Дикун)
    • Со времени превращения Украинского экзархата Московского патриархата в Украинскую православную церковь (Московского патриархата) в октябре 1990 года.

Ссылки[править]

  • Официальная страница архиепископа Ионафана
  • Ионафан (Елецких) в Википедии
  • Ионафан (Елецких) На сайте Русское Православие
  • Архиепископ Ионафан На сайте Украина православная
  • Архиепископ Ионафан (Елецких) В Библиотеке Якова Кротова
  • Духовная музыка архиепископа Ионафана на iKliros (ноты)
Эта статья содержит материал из русской Википедии
. Исходная статья находится по адресу:
Ионафан (Елецких)
. Список первоначальных авторов статьи можно посмотреть в
истории правок
. Так же, как и в этом проекте, тексты, размещенные в Википедии, доступны на условиях GNU FDL.

Отрывок, характеризующий Ионафан (Елецких)

Вольцоген хотел возразить что то, но Кутузов перебил его. – Неприятель отбит на левом и поражен на правом фланге. Ежели вы плохо видели, милостивый государь, то не позволяйте себе говорить того, чего вы не знаете. Извольте ехать к генералу Барклаю и передать ему назавтра мое непременное намерение атаковать неприятеля, – строго сказал Кутузов. Все молчали, и слышно было одно тяжелое дыхание запыхавшегося старого генерала. – Отбиты везде, за что я благодарю бога и наше храброе войско. Неприятель побежден, и завтра погоним его из священной земли русской, – сказал Кутузов, крестясь; и вдруг всхлипнул от наступивших слез. Вольцоген, пожав плечами и скривив губы, молча отошел к стороне, удивляясь uber diese Eingenommenheit des alten Herrn. [на это самодурство старого господина. (нем.) ] – Да, вот он, мой герой, – сказал Кутузов к полному красивому черноволосому генералу, который в это время входил на курган. Это был Раевский, проведший весь день на главном пункте Бородинского поля. Раевский доносил, что войска твердо стоят на своих местах и что французы не смеют атаковать более. Выслушав его, Кутузов по французски сказал: – Vous ne pensez donc pas comme lesautres que nous sommes obliges de nous retirer? [Вы, стало быть, не думаете, как другие, что мы должны отступить?] – Au contraire, votre altesse, dans les affaires indecises c’est loujours le plus opiniatre qui reste victorieux, – отвечал Раевский, – et mon opinion… [Напротив, ваша светлость, в нерешительных делах остается победителем тот, кто упрямее, и мое мнение…] – Кайсаров! – крикнул Кутузов своего адъютанта. – Садись пиши приказ на завтрашний день. А ты, – обратился он к другому, – поезжай по линии и объяви, что завтра мы атакуем. Пока шел разговор с Раевским и диктовался приказ, Вольцоген вернулся от Барклая и доложил, что генерал Барклай де Толли желал бы иметь письменное подтверждение того приказа, который отдавал фельдмаршал. Кутузов, не глядя на Вольцогена, приказал написать этот приказ, который, весьма основательно, для избежания личной ответственности, желал иметь бывший главнокомандующий. И по неопределимой, таинственной связи, поддерживающей во всей армии одно и то же настроение, называемое духом армии и составляющее главный нерв войны, слова Кутузова, его приказ к сражению на завтрашний день, передались одновременно во все концы войска. Далеко не самые слова, не самый приказ передавались в последней цепи этой связи. Даже ничего не было похожего в тех рассказах, которые передавали друг другу на разных концах армии, на то, что сказал Кутузов; но смысл его слов сообщился повсюду, потому что то, что сказал Кутузов, вытекало не из хитрых соображений, а из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же как и в душе каждого русского человека. И узнав то, что назавтра мы атакуем неприятеля, из высших сфер армии услыхав подтверждение того, чему они хотели верить, измученные, колеблющиеся люди утешались и ободрялись. Полк князя Андрея был в резервах, которые до второго часа стояли позади Семеновского в бездействии, под сильным огнем артиллерии. Во втором часу полк, потерявший уже более двухсот человек, был двинут вперед на стоптанное овсяное поле, на тот промежуток между Семеновским и курганной батареей, на котором в этот день были побиты тысячи людей и на который во втором часу дня был направлен усиленно сосредоточенный огонь из нескольких сот неприятельских орудий. Не сходя с этого места и не выпустив ни одного заряда, полк потерял здесь еще третью часть своих людей. Спереди и в особенности с правой стороны, в нерасходившемся дыму, бубухали пушки и из таинственной области дыма, застилавшей всю местность впереди, не переставая, с шипящим быстрым свистом, вылетали ядра и медлительно свистевшие гранаты. Иногда, как бы давая отдых, проходило четверть часа, во время которых все ядра и гранаты перелетали, но иногда в продолжение минуты несколько человек вырывало из полка, и беспрестанно оттаскивали убитых и уносили раненых. С каждым новым ударом все меньше и меньше случайностей жизни оставалось для тех, которые еще не были убиты. Полк стоял в батальонных колоннах на расстоянии трехсот шагов, но, несмотря на то, все люди полка находились под влиянием одного и того же настроения. Все люди полка одинаково были молчаливы и мрачны. Редко слышался между рядами говор, но говор этот замолкал всякий раз, как слышался попавший удар и крик: «Носилки!» Большую часть времени люди полка по приказанию начальства сидели на земле. Кто, сняв кивер, старательно распускал и опять собирал сборки; кто сухой глиной, распорошив ее в ладонях, начищал штык; кто разминал ремень и перетягивал пряжку перевязи; кто старательно расправлял и перегибал по новому подвертки и переобувался. Некоторые строили домики из калмыжек пашни или плели плетеночки из соломы жнивья. Все казались вполне погружены в эти занятия. Когда ранило и убивало людей, когда тянулись носилки, когда наши возвращались назад, когда виднелись сквозь дым большие массы неприятелей, никто не обращал никакого внимания на эти обстоятельства. Когда же вперед проезжала артиллерия, кавалерия, виднелись движения нашей пехоты, одобрительные замечания слышались со всех сторон. Но самое большое внимание заслуживали события совершенно посторонние, не имевшие никакого отношения к сражению. Как будто внимание этих нравственно измученных людей отдыхало на этих обычных, житейских событиях. Батарея артиллерии прошла пред фронтом полка. В одном из артиллерийских ящиков пристяжная заступила постромку. «Эй, пристяжную то!.. Выправь! Упадет… Эх, не видят!.. – по всему полку одинаково кричали из рядов. В другой раз общее внимание обратила небольшая коричневая собачонка с твердо поднятым хвостом, которая, бог знает откуда взявшись, озабоченной рысцой выбежала перед ряды и вдруг от близко ударившего ядра взвизгнула и, поджав хвост, бросилась в сторону. По всему полку раздалось гоготанье и взвизги. Но развлечения такого рода продолжались минуты, а люди уже более восьми часов стояли без еды и без дела под непроходящим ужасом смерти, и бледные и нахмуренные лица все более бледнели и хмурились. Князь Андрей, точно так же как и все люди полка, нахмуренный и бледный, ходил взад и вперед по лугу подле овсяного поля от одной межи до другой, заложив назад руки и опустив голову. Делать и приказывать ему нечего было. Все делалось само собою. Убитых оттаскивали за фронт, раненых относили, ряды смыкались. Ежели отбегали солдаты, то они тотчас же поспешно возвращались. Сначала князь Андрей, считая своею обязанностью возбуждать мужество солдат и показывать им пример, прохаживался по рядам; но потом он убедился, что ему нечему и нечем учить их. Все силы его души, точно так же как и каждого солдата, были бессознательно направлены на то, чтобы удержаться только от созерцания ужаса того положения, в котором они были. Он ходил по лугу, волоча ноги, шаршавя траву и наблюдая пыль, которая покрывала его сапоги; то он шагал большими шагами, стараясь попадать в следы, оставленные косцами по лугу, то он, считая свои шаги, делал расчеты, сколько раз он должен пройти от межи до межи, чтобы сделать версту, то ошмурыгывал цветки полыни, растущие на меже, и растирал эти цветки в ладонях и принюхивался к душисто горькому, крепкому запаху. Изо всей вчерашней работы мысли не оставалось ничего. Он ни о чем не думал. Он прислушивался усталым слухом все к тем же звукам, различая свистенье полетов от гула выстрелов, посматривал на приглядевшиеся лица людей 1 го батальона и ждал. «Вот она… эта опять к нам! – думал он, прислушиваясь к приближавшемуся свисту чего то из закрытой области дыма. – Одна, другая! Еще! Попало… Он остановился и поглядел на ряды. „Нет, перенесло. А вот это попало“. И он опять принимался ходить, стараясь делать большие шаги, чтобы в шестнадцать шагов дойти до межи. Свист и удар! В пяти шагах от него взрыло сухую землю и скрылось ядро. Невольный холод пробежал по его спине. Он опять поглядел на ряды. Вероятно, вырвало многих; большая толпа собралась у 2 го батальона. – Господин адъютант, – прокричал он, – прикажите, чтобы не толпились. – Адъютант, исполнив приказание, подходил к князю Андрею. С другой стороны подъехал верхом командир батальона. – Берегись! – послышался испуганный крик солдата, и, как свистящая на быстром полете, приседающая на землю птичка, в двух шагах от князя Андрея, подле лошади батальонного командира, негромко шлепнулась граната. Лошадь первая, не спрашивая того, хорошо или дурно было высказывать страх, фыркнула, взвилась, чуть не сронив майора, и отскакала в сторону. Ужас лошади сообщился людям. – Ложись! – крикнул голос адъютанта, прилегшего к земле. Князь Андрей стоял в нерешительности. Граната, как волчок, дымясь, вертелась между ним и лежащим адъютантом, на краю пашни и луга, подле куста полыни. «Неужели это смерть? – думал князь Андрей, совершенно новым, завистливым взглядом глядя на траву, на полынь и на струйку дыма, вьющуюся от вертящегося черного мячика. – Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух… – Он думал это и вместе с тем помнил о том, что на него смотрят. – Стыдно, господин офицер! – сказал он адъютанту. – Какой… – он не договорил. В одно и то же время послышался взрыв, свист осколков как бы разбитой рамы, душный запах пороха – и князь Андрей рванулся в сторону и, подняв кверху руку, упал на грудь. Несколько офицеров подбежало к нему. С правой стороны живота расходилось по траве большое пятно крови. Вызванные ополченцы с носилками остановились позади офицеров. Князь Андрей лежал на груди, опустившись лицом до травы, и, тяжело, всхрапывая, дышал. – Ну что стали, подходи! Мужики подошли и взяли его за плечи и ноги, но он жалобно застонал, и мужики, переглянувшись, опять отпустили его. – Берись, клади, всё одно! – крикнул чей то голос. Его другой раз взяли за плечи и положили на носилки. – Ах боже мой! Боже мой! Что ж это?.. Живот! Это конец! Ах боже мой! – слышались голоса между офицерами. – На волосок мимо уха прожужжала, – говорил адъютант. Мужики, приладивши носилки на плечах, поспешно тронулись по протоптанной ими дорожке к перевязочному пункту. – В ногу идите… Э!.. мужичье! – крикнул офицер, за плечи останавливая неровно шедших и трясущих носилки мужиков. – Подлаживай, что ль, Хведор, а Хведор, – говорил передний мужик. – Вот так, важно, – радостно сказал задний, попав в ногу. – Ваше сиятельство? А? Князь? – дрожащим голосом сказал подбежавший Тимохин, заглядывая в носилки. Князь Андрей открыл глаза и посмотрел из за носилок, в которые глубоко ушла его голова, на того, кто говорил, и опять опустил веки. Ополченцы принесли князя Андрея к лесу, где стояли фуры и где был перевязочный пункт. Перевязочный пункт состоял из трех раскинутых, с завороченными полами, палаток на краю березника. В березнике стояла фуры и лошади. Лошади в хребтугах ели овес, и воробьи слетали к ним и подбирали просыпанные зерна. Воронья, чуя кровь, нетерпеливо каркая, перелетали на березах. Вокруг палаток, больше чем на две десятины места, лежали, сидели, стояли окровавленные люди в различных одеждах. Вокруг раненых, с унылыми и внимательными лицами, стояли толпы солдат носильщиков, которых тщетно отгоняли от этого места распоряжавшиеся порядком офицеры. Не слушая офицеров, солдаты стояли, опираясь на носилки, и пристально, как будто пытаясь понять трудное значение зрелища, смотрели на то, что делалось перед ними. Из палаток слышались то громкие, злые вопли, то жалобные стенания. Изредка выбегали оттуда фельдшера за водой и указывали на тех, который надо было вносить. Раненые, ожидая у палатки своей очереди, хрипели, стонали, плакали, кричали, ругались, просили водки. Некоторые бредили. Князя Андрея, как полкового командира, шагая через неперевязанных раненых, пронесли ближе к одной из палаток и остановились, ожидая приказания. Князь Андрей открыл глаза и долго не мог понять того, что делалось вокруг него. Луг, полынь, пашня, черный крутящийся мячик и его страстный порыв любви к жизни вспомнились ему. В двух шагах от него, громко говоря и обращая на себя общее внимание, стоял, опершись на сук и с обвязанной головой, высокий, красивый, черноволосый унтер офицер. Он был ранен в голову и ногу пулями. Вокруг него, жадно слушая его речь, собралась толпа раненых и носильщиков. – Мы его оттеда как долбанули, так все побросал, самого короля забрали! – блестя черными разгоряченными глазами и оглядываясь вокруг себя, кричал солдат. – Подойди только в тот самый раз лезервы, его б, братец ты мой, звания не осталось, потому верно тебе говорю… Князь Андрей, так же как и все окружавшие рассказчика, блестящим взглядом смотрел на него и испытывал утешительное чувство. «Но разве не все равно теперь, – подумал он. – А что будет там и что такое было здесь? Отчего мне так жалко было расставаться с жизнью? Что то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю». Один из докторов, в окровавленном фартуке и с окровавленными небольшими руками, в одной из которых он между мизинцем и большим пальцем (чтобы не запачкать ее) держал сигару, вышел из палатки. Доктор этот поднял голову и стал смотреть по сторонам, но выше раненых. Он, очевидно, хотел отдохнуть немного. Поводив несколько времени головой вправо и влево, он вздохнул и опустил глаза. – Ну, сейчас, – сказал он на слова фельдшера, указывавшего ему на князя Андрея, и велел нести его в палатку. В толпе ожидавших раненых поднялся ропот. – Видно, и на том свете господам одним жить, – проговорил один. Князя Андрея внесли и положили на только что очистившийся стол, с которого фельдшер споласкивал что то. Князь Андрей не мог разобрать в отдельности того, что было в палатке. Жалобные стоны с разных сторон, мучительная боль бедра, живота и спины развлекали его. Все, что он видел вокруг себя, слилось для него в одно общее впечатление обнаженного, окровавленного человеческого тела, которое, казалось, наполняло всю низкую палатку, как несколько недель тому назад в этот жаркий, августовский день это же тело наполняло грязный пруд по Смоленской дороге. Да, это было то самое тело, та самая chair a canon [мясо для пушек], вид которой еще тогда, как бы предсказывая теперешнее, возбудил в нем ужас. В палатке было три стола. Два были заняты, на третий положили князя Андрея. Несколько времени его оставили одного, и он невольно увидал то, что делалось на других двух столах. На ближнем столе сидел татарин, вероятно, казак – по мундиру, брошенному подле. Четверо солдат держали его. Доктор в очках что то резал в его коричневой, мускулистой спине.

Архиепископ ИОНАФАН (ЕЛЕЦКИХ)

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 28Следующая ⇒

(к 55-летию со дня рождения)

Архиепископ Ионафан (в миру Анатолий Иванович Елецких) родился 30 января 1949 года в с. Шаталовка Старооскольского района в семье учителя. В 1966 году окончил среднюю школу. После службы в рядах Советской армии поступил в Ленинградскую Духовную семинарию, а затем в Духовную академию. Обучался одновременно в регентском классе академии и в семинарии. В 1976 году пострижен в монашество с именем Ионафан и рукоположен в иеродиакона, в 1978 году – в иеромонаха. Окончил академию со степенью кандидата богословия и был оставлен профессорским стипендиатом.

Несколько лет преподавал церковное пение в семинарии и в регентском классе, а также нес послушание регента хора в Ленинградских духовных школах. С 1986 года – клирик Владимирского кафедрального собора в Киеве. С июня 1988 года – насельник возрожденной Киево-Печерской лавры, а с октября того же года наместник этой обители.

Постановлением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 10 апреля 1989 года архимандриту Ионафану определено быть епископом Переяслав-Хмельницким, викарием Киевской епархии. С 1992 года Ионафан – епископ Белоцерковский, викарий Киевской епархии. В том же году митрополитом Киевским Филаретом лишен сана. В 1994 году назначен архиепископом Глуховским и Конотопским. С 1995 года – архиепископ Сумской и Ахтырский. В 1999 году назначен архиепископом Херсонским и Таврическим.

А.Н Крупенков, краевед

Литература

Киреев, А. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943-2002 годах / А. Киреев. – М., 2002. – 480 с.


1 – 95 лет со дня рождения (1909 – 1980) Василия Михайловича Кислова, горного инженера, лауреата Государственной премии СССР, уроженца Иркутской области. Крупный специалист в области горного дела, под его руководством были построены первенец КМА – шахта им. Губкина и Лебединский рудник.

& – Кислов Василий Михайлович // Белгородская энциклопедия. – Белгород, 2000. – С. 192; Ими гордится земля белгородская. Вып.2. Деятели науки и техники: Рек. указ. лит. – Белгород, 1987. – С. 37

1* – 50 лет со дня создания Белгородского управления лесного хозяйства.

5 – 50 лет со дня образования Белгородского областного управления культуры.

& – Кулабухов А.В. Культурная деятельность в регионе (на примере Белгородской области) // Десять лет, которые потрясли культуру: Очерки культурной жизни России на рубеже веков. – М., 2002. – С. 263 – 271; Пархоменко, И.Г. Культурная жизнь в Белгородской области. 1917 – 1990 годы. Историческая хроника / И.Г. Пархоменко, А.П. Чиченков. – Белгород, 1997. – С. 81; Кулабухов А.В. Культурная политика белгородской области // Справочник руководителя учреждений культуры. – 2002. – №5. – С. 39 – 42.

7 – 95 лет со дня рождения (1909 – 1991) Александра Федоровича Першина, участника Великой Отечественной войны, заслуженного строителя республики, почетного гражданина г. Белгорода, уроженца с. Крутой Лог Белгородского района Белгородской области.

& – Першин Александр Федорович // Проценко В. Почетные граждане Белгорода. – Белгород: Крестьянское дело, 1995. – С.118-124.

11 – 65 лет со дня рождения (1939) Голышева Валерия Васильевича, художника-монументалиста, члена Союза художников России, уроженца г. Валуйки.

& – Голышев Валерий Васильевич // Белгородская энциклопедия. – 2000. – С. 118; Голышев Валерий Васильевич // 30 лет Белгородской организации Союза художников России. – Белгород, 1998. – С. 16; Снежко, А. Неповторимость форм и образность мышления/ А. Снежко // Зори. – 1994. – 21 апр.

13* – 85 лет со дня рождения (1919) Семена Ивановича Чайкина, ученого, исследователя КМА, лауреата Ленинской премии (1959), Государственной премии (1951). С 1968 г. работал заведующим отделом геологии института ВИОГЕМ, уроженца с. Терехово Воронежской области.

14* – 80 лет со дня рождения (1924) Леонида Григорьевича Малкина, писателя, журналиста, уроженца г. Почепа Брянской области.

24 – 50 лет со дня основания федерального государственного унитарного предприятия «Государственная телевизионная и радиовещательная .

& – Пархоменко И.Г., Чиченков А.П. Культурная жизнь в Белгородской области. 1917 – 1990 годы. Историческая хроника. – Белгород, 1997. – С. 81; Кислицина А. Юрий Помельников: «Моя мечта – дать зеленую дорогу молодежи» // Наш Белгород. – 2002. – 8 мая. – С. 6; Калугин А. ГТРК «Белгород»: здоровый образ жизни // Зебра – Курьер. – 2002. – 27 марта-2 апр. – С. 2.

27* – 80 лет со дня основания (1924) заповедника «Лес на Ворскле».

28 – 140 лет со дня рождения (1864 – 1937) Федора Степановича Зозулина, живописца и педагога, уроженца сл. Неклюдово Курской губернии (ныне Белгородской обл.).

& – Зозулин Федор Степанович // Белгородская энциклопедия. – 2000. – С. 170; Зозулин Федор Степанович // Ими гордится земля белгородская. Вып.3. Деятели культуры, литературы и искусства: Рек. указ. лит. – Белгород, 1997. – С. 26-27.

Февраля

⇐ Предыдущая4Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]