Патриа́рх
(греч. πατριάρχηζ — «родоначальник») – титул главы поместной Церкви в некоторых православных Церквах.
Патриарх избирается поместным собором. Титул установлен Четвертым Вселенским собором в Халкидоне в 451 году.
На Руси патриаршество было учреждено в 1589 г.; в 1721 г. – упразднено и заменено на коллегиальный орган – Синод; в 1918 г. – восстановлено.
В настоящее время существуют следующие православные патриархаты: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский.
История понятия
Именование «патриарх» по отношению к епископам употреблялось с конца IV в. Как Первым официальным церковным документом, в котором слово «патриарх» используется для обозначения высшего иерарха, стала Конституция императора Зинона (477 г.). Утверждается, что в канонических источниках этот титул был отмечен ещё позже, например, в 7‑м правиле Трулльского Собора.
К VI веку складывается понятие «пентархии» — до раскола христианских Церквей в 1054 году данный титул приписывался пяти епископам древних греко-римских митрополий: Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии, Иерусалима. Упоминания пентархии встречается и в русской «Кормчей книге» в 40-ой главе, хотя для XIII века, когда и был написан данный вариант Кормчей, концепция пентархии уже устарела.
После раскола 1054 года титул «патриарх» закрепляется за предстоятелями восточных православных Поместных церквей, а затем за всеми предстоятелями православных автокефальных церквей. Так, например, при царе Симеоне в 919 году болгары на соборе в Преславле объявили автокефалию, Преславский собор также возвел болгарскую автокефалию в ранг патриархата, с правящим епископом-патриархом.
Патриаршее достоинство не является отдельной степенью священства. В отношении остальных епископов «патриарх» выступает как первенствующий епископ, первоиерарх, но равный по степени священства.
История патриаршества в Русской Православной Церкви
Патриаршество на Руси берет начало с XVI века, когда патриаршее достоинство было присвоено митрополиту Московскому Иову Вселенским (Константинопольским) патриархом Иеремией II в 1589 году. В 1590 году в Москву прибыл митрополит Тырновский Дионисий и привез из Константинополя Соборную грамоту, которая признавала митрополита Иова патриархом и закрепляла за Москвой 5‑е место в диптихе Поместных Православных церквей. После собора восточных иерархов в Константинополе 12 февраля 1593 года, 5‑е место за Москвой было в очередной раз подтверждено и закреплено в соборном акте и, в конечном итоге, принято московским правительством во главе с Борисом Годуновым.
После смерти в 1700 году патриарха Адриана царь Петр I Великий упраздняет патриаршество и в 1721 году учреждает Духовную коллегию, которая вскоре станет Святейшим Правительствующим Синодом, высшим органом церковного управления в Российской империи.
Патриаршество было восстановлено на Всероссийском Поместном соборе 1917–1918 годов, а первым избранным патриархом стал митрополит Московский Тихон (Беллавин).
Всего в России было 15 патриархов, и 16‑й осуществляет свое служение в наше время:
- Иов (1589–1605);
- Гермоген (1606–1612);
- Филарет (1619–1633);
- Иоасаф I (1634–1640);
- Иосиф (1642–1652);
- Никон (1652–1666);
- Иоасаф II (1667–1672);
- Питирим (1672–1673);
- Иоаким (1674–1690);
- Адриан (1690–1700);
- Тихон (1917–1925);
- Сергий (1943–1944);
- Алексий I (1945–1970);
- Пимен (1971–1990);
- Алексий II (1990–2008);
- Кирилл (избран в 2009)
История патриаршества на Руси. Справка
В 1721 году Патриаршество было упразднено. В 1721 году Петр I учредил Духовную коллегию, впоследствии переименованную в Святейший Правительствующий Синод — государственный орган высшей церковной власти в Российской Церкви. Патриаршество было восстановлено решением Всероссийского Поместного Собора 28 октября (11 ноября) 1917 года.
Титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси» принят в 1943 году патриархом Сергием по предложению Иосифа Сталина. До этого времени Патриарх носил титул «Московский и всея России». Замена России на Русь в титуле Патриарха связана с тем, что с возникновением СССР под Россией официально разумелась только РСФСР, в то время как юрисдикция Московской Патриархии простиралась и на территорию прочих республик Союза.
Согласно Уставу Русской православной церкви, принятому в 2000 году, Святейший Патриарх Московский и всея Руси «имеет первенство чести среди епископата Русской православной церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому соборам… имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской православной церкви и управляет ею совместно со Священным синодом, являясь его Председателем». Патриарх созывает Архиерейские и Поместные соборы и председательствует на них, а также несет ответственность за исполнение их постановлений. Патриарх представляет Церковь во внешних сношениях, как с другими Церквями, так и со светской властью. В его обязанности входит поддержание единства иерархии РПЦ, издание (совместно с Синодом) указов об избрании и назначении епархиальных архиереев, он осуществляет контроль за деятельностью архиереев.
Согласно уставу, «внешними отличительными знаками патриаршего достоинства являются белый куколь, зеленая мантия, две панагии, великий параман и предносной крест».
Патриарх Московский и всея Руси — епархиальный архиерей Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области, Священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой лавры, управляет патриаршими подворьями по всей стране, а также так называемыми ставропигиальными монастырями, подчиненными не местным архиереям, а напрямую Московской Патриархии.
В Русской Церкви этот Патриарха дается пожизненно, и это означает, что до самой смерти патриарх обязан служить Церкви, даже если он тяжело болен или находится в ссылке или заточении.
Хронологический список Патриархов Московских
Святитель Иов (23 января 1589 года — июнь 1605 года)
Игнатий (30 июня 1605 года — май 1606 года), поставлен Лжедмитрием I при живом Патриархе Иове и поэтому не включается в списки законных Патриархов, хотя поставлен с соблюдением всех формальностей
Священномученик Гермоген (или Ермоген) (3 июня 1606 года — 17 февраля 1612 года), причислен к лику святых в 1913 году.
Филарет (Федор Никитич Романов) (24 июня 1619 года — 1 октября 1633 года)
Иоасаф I (6 февраля 1634 года — 28 ноября 1640 года)
Иосиф (27 мая 1642 года — 15 апреля 1652 года)
Никон (Никита Минов) (25 июля 1652 года — 12 декабря 1666 года)
Иоасаф II (10 февраля 1667 года — 17 февраля 1672 года)
Питирим (7 июля 1672 года — 19 апреля 1673 года)
Иоаким (Савелов) (26 июля 1674 года — 17 марта 1690 года)
Адриан (24 августа 1690 года — 16 октября 1700 года)
После кончины патриарха Адриана преемник не избирался. В 1700-1721 годах Блюститель Патриаршего престола («Экзарх») — митрополит Ярославский Стефан (Яворский).
Московские Патриархи в 1917-2008 годах
Святитель Тихон (Василий Иванович Беллавин; 5 (18) ноября 1917 года — 25 марта (7 апреля) 1925 года)
Сергий (Иван Николаевич Страгородский; 8 сентября 1943 года — 15 мая 1944 года)
Алексий I (Сергей Владимирович Симанский 2 февраля 1945 года — 17 апреля 1970 года)
Пимен (Сергей Михайлович Извеков; 2 июня 1971 года — 3 мая 1990 года)
Алексий II (Алексей Михайлович Ридигер; 10 июня 1990 года — 5 декабря 2008 года).
Статус патриарха в современном Уставе Русской Православной Церкви
Согласно Уставу Русской Православной Церкви (см. отдельная IV глава Устава) предстоятель Русской Православной Церкви носит титул: «Святейший Патриарх Московский и всея Руси». Он имеет «первенство чести» среди епископата и подотчетен Поместному и Архиерейскому соборам. Имя патриарха возносится во всех храмах Русской Православной Церкви за богослужением по следующей формуле:
О Великом Господине и Отце нашем (имярек), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси
Седьмой пункт Устава Русской Православной Церкви определяет 31 обязанность, которые входят в ответственность Святейшего Патриарха:
- Ответственность за исполнение решений Поместного, Архиерейского соборов и Священного Синода.
- Предоставление отчетов о состоянии Церкви соборам за межсоборный период.
- Поддержание единства иерархии Русской Церкви.
- Председательство и созыв Высшего Церковного Совета.
- Представление кандидатов в члены Межсоборного Присутствия на утверждение Священного Синода.
- Начальственное наблюдение за работой синодальных учреждений.
- Обращение с пастырскими посланиями ко всей полноте Русской Православной Церкви.
- Подписание общецерковных документов с одобрения Священного Синода.
- Осуществление исполнительно-распорядительных полномочий по управлению Московской Патриархией.
- Межцерковное общение с предстоятелями иных Поместных церквей.
- Осуществление представительства Русской Церкви перед высшими органами государственной власти и управления.
- Ходатайство и печалование перед органами государственной власти как на канонической территории, так и за ее пределами.
- Утверждение уставов Самоуправляемых Церквей, Экзархатов, Митрополичьих округов, епархий.
- Утверждение журналов Синодов Экзархатов и Митрополичьих округов.
- Принятие апелляций от епархиальных архиереев Самоуправляемых Церквей.
- Утверждение постановлений общецерковного суда в тех случаях, когда они предусмотрены Положением о церковном суде.
- Издание указов об избрании и назначении епархиальных архиереев, руководителей синодальных учреждений, викарных архиереев, ректоров духовных учебных заведений, а также иных должностных лиц, назначаемых Священным Синодом, за исключением ректоров духовных учебных заведений, а также игуменов (игумений) и наместников монастырей епархиального подчинения.
- Попечение о своевременном замещении архиерейских кафедр.
- Поручение архиереям временного управления епархиями в случае длительной болезни, кончины или нахождения под церковным судом епархиальных архиереев.
- Наблюдение за выполнением архиереями их архипастырского долга по окормлению епархий.
- Посещение в случаях необходимости всех (любых) епархий Русской Православной Церкви.
- Утверждение годовых отчетов епархиальных архиереев.
- Преподание архиереям братских советов как относительно их личной жизни, так и относительно исполнения ими архипастырского долга; в случае невнимания к его советам – обращение с предложением к Священному Синоду вынести надлежащее постановление.
- Рассмотрение дел, связанных с недоразумениями между архиереями, добровольно обращающимися к его посредничеству без формального судопроизводства; решения Патриарха в таких случаях для обеих сторон обязательны.
- Прием жалоб на архиереев и придание им надлежащего хода.
- Разрешение архиереям отпусков на срок более 14 дней.
- Награждение архиереев установленными титулами и высшими церковными отличиями.
- Награждение клириков и мирян церковными наградами.
- Утверждение создания новых кафедр в духовных учебных заведениях (по представлению Учебного комитета).
- Утверждение присуждения [церковных] ученых степеней и званий.
- Попечение о своевременном изготовлении и освящении святого мира для общецерковных потребностей.
Согласно Уставу Русской Православной Церкви, «Патриарх Московский и всея Руси является епархиальным архиереем Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области». «Патриарху Московскому и всея Руси в управлении Московской епархией помогает Патриарший Наместник на правах епархиального архиерея с титулом митрополита Крутицкого и Коломенского». Святейший Патриарх также является Священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и ряда других монастырей, и управляет всеми церковными ставропигиями. Образование ставропигиальных монастырей в пределах Московской епархии осуществляется указами патриарха, в иных епархиях по согласованию с правящими архиереями.
Устав гласит: «Сан Патриарха является пожизненным». Право рассмотрения вопроса об уходе патриарха на покой остается за Поместным собором. Право суда над патриархом остается за Архиерейским собором. После смерти, ухода или отстранения патриарха Священный Синод немедленно избирает из своей среды Местоблюстителя Патриаршего Престола. Для избрания нового патриарха Священный Синод обязан созвать Поместный собор.
Патриарх имеет внешние отличительные знаки в сравнении с остальными архиереями: белый куколь (головной убор), зеленую мантию, две панагии (нагрудные иконы), великий параман и предносной крест.
К кандидату в патриархи выдвигаются следующие требования:
- Наличие епископского сана.
- Обладание высшим богословским образованием, опытом епархиального управления, приверженностью к каноническому правопорядку.
- Наличие доброй репутации, доверия прочих иерархов, клира и народа.
- Должен «иметь доброе свидетельство от внешних» (1Тим. 3:7);
- Возраст не моложе 40 лет.
Значение слова патриарх
Примеры употребления слова патриарх в литературе.
Силена отрядил с Ульфилой человека из тех, кто неотлучно при патриархе готском находился с той самой поры, как Меркурин Авксентий из общины ушел.
Для этого достаточно было поменять две церемонии местами и сделаться автокефальным патриархом прежде, чем королевский статус Данилы Романовича будет узаконен при всем честном народе.
Они молятся за Республику, старым полагается молиться за патриарха Тихона, но этого нельзя ни в коем случае, и думается, что не столько они молятся, сколько тихо анафематствуют, и, наконец, за что молятся автокефальные я не знаю.
Совершается молебен, и Патриарха приветствуют представители автокефальных Церквей — Виллебрандс, Блэйк и др.
Приобретая все большую власть, авторитарный патриарх стремится воспрепятствовать установлению связей между более слабыми членами общины с другими общинами.
Протоспафарий постарался подавить свое негодование, Агеласт же шепнул стоявшему рядом патриарху: — Эта северная алебарда умеет не только рубить, но и колоть.
И Алексий негромко, но твердо попросил передать патриарху настоятельную просьбу посольства хотя благословить их сразу же после литургии.
Бояре тем часом хлопотали о встрече Алексия с Кантакузином, а сам Алексий тщетно добивался неприлюдной толковни с патриархом.
Но Амальрик, ничуть не смущаясь, поклонился матери, брату, патриарху и начал так: — Прежде всего надо нам выяснить, на чем зиждется право на королевский трон в Иерусалиме и кому оно принадлежит.
Кроме короля и патриарха Фульхерия, водрузившего в великолепном белом шатре китайского шелка священную реликвию — перекладину креста господня, здесь были архиепископ тирский, архиепископ Балдуин из Кесарии, архиепископ Роберт из Назарета, а также епископы Фридрих Акконский, Жеральд Вифлеемский, Бернар Сидонский и Амальрик, настоятель монастыря святого Авраама.
Отец твой великий господин святейший кир Аникита, архиепископ прешпургский и всеа Яузы и всего Кукуя патриарх, такожде и холопи твои генералы Антоном Михайлович и Франц Яковлевич с товарищи — в добром здоровии, и нынче из Паншина едем в путь в добром же здоровии.
Настроив против Кантакузина императрицу-мать Анну Савойскую, патриарха Иоанна и синклитиков, Апокавк стал нападать на регента, оспаривать его права и втайне готовить переворот.
Кроме того, в Завещания Левия, Неффалима и Иосифа включены видения этих патриархов, носящие ярко выраженный апокалиптический характер.
Патриарх, не вдаваясь в детали, отказался принимать участие в захоронении, настаивая на том, что анализ ДНК — слишком новое, не апробированное в мире исследование далеко не везде признается законом.
Перепугавшийся патриарх Анастасий признал Артавазда императором и вознес хвалу его благочестию, приветствуя свободу иконопочитания.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Предстоятелем Русской Православной Церкви с 1 февраля 2009 года является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в миру Влади́мир Миха́йлович Гундя́ев; род. 20 ноября 1946, Ленинград, СССР); с 1995 года по 2000 год митрополит Кирилл являлся председателем Синодальной рабочей группы по выработке концепции Русской Православной Церкви по вопросам церковно-государственных отношений и проблемам современного общества, в частности, именно под его руководством был разработан документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятый на Архиерейском соборе 2000 года, а 6 декабря 2008 года избран Патриаршим Местоблюстителем. 27 января 2009 года Поместным собором митрополит Кирилл был избран Патриархом Московским и всея Руси, интронизация состоялась 1 февраля 2009 года.
Патриарх: первый среди отцов
Приблизительное время чтения: меньше минуты.
Если обычного человека спросить, кто такой Патриарх, то, весьма вероятно, он ответит, что Патриарх – это глава Церкви. Действительно, мы часто, например, слышим в новостях про Святейшего Патриарха Кирилла, что «глава Русской Православной Церкви совершил то-то или то-то».
Однако такое словоупотребление нельзя считать безупречным. Ведь в собственном смысле Главою Церкви, которая есть Тело Христово, является только сам Спаситель. Апостол Павел говорит, что «муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф 5. 23). Церковь непосредственно основана самим Богом, и единственный Глава Вселенской Церкви – это Иисус Христос.
Однако в Православии Вселенская Церковь в известном смысле состоит из Поместных Церквей. Их на сегодняшний день, которые являются полностью независимыми и самоуправляемыми, всего пятнадцать, и восемь из них – это Патриархаты (т.е., они возглавляются Патриархами): Константинопольский (Турция), Александрийский (Египет), Антиохийский (Сирия), Иерусалимский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский.
Патриархом в Православии называют верховного иерарха, который совершает управление вверенной ему Поместной Церковью совместно со Священным Синодом. И то, что он не властвует в своем управлении подобно единоличному монарху, выражено в древнегреческом слове ὁ πατριάρχης (patriarhēs). Оно образовано от слов ὁ πατήρ (patēr) – отец, и ἡ αρχή (arhē) – власть. Слово «Патриарх» можно перевести на русский, во-первых, как родоначальник или праотец. И, во-вторых, это слово можно также переводить и как «глава отцов» или даже как «первый среди отцов», поскольку ἡ αρχή – это не только власть, но еще и начало.
Патриарх в Православии — это не какая-то высшая степень священства. Он не является носителем высшей сакральной власти в Поместной Церкви, которой Она должна безоговорочно подчиняться. Это скорее почетный титул, которым отмечается первый среди епископов.
Таким образом, Патриарх в Православной Церкви никак не может, как Римский папа в Католической, являться последней и решающей инстанцией по любым догматическим и нравственным вопросам. В Катехизисе Католической Церкви 1992 года, в пункте 882 говорится, что «Римский первосвященник имеет над Церковью, в силу своей должности наместника Христа и пастыря всей Церкви полную верховную и вселенскую власть, которую он вправе всегда свободно осуществлять». И даже Вселенский Собор у римо-католиков считается таковым, только если папа его созвал и утвердил его постановления.
В то же время, например, применительно к Патриарху Московскому и всея Руси в Уставе нашей Церкви на самом деле даже не используется слово «глава». Патриарх там именуется Предстоятелем Русской Православной Церкви, который «имеет первенство чести среди епископов и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам». Высшими органами церковной власти по Уставу являются Поместный Собор, Архиерейский Собор и Священный Синод во главе с Патриархом. И именно Поместному Собору принадлежит высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда.
В таком устройстве церковного управления выражается, что Римо-католическая Церковь больше напоминает абсолютную монархию, в то время как для Православной определяющим является соборное начало. Именно во Вселенском соборе Православие видит высшую инстанцию земной Церкви.
Напоследок еще заметим, что Патриархами также называют благочестивых родоначальников еврейского народа, которые были ветхозаветными святыми. Им Бог впервые дал Откровение, заключил с ними Завет и обещал Спасителя. То есть это слово используется применительно к Аврааму, Исааку, Иакову и его 12 сыновьям. Поэтому Бог Откровения назван в Библии «Богом отцов» (Исх 3:13; Втор 4:37; 12:1; Суд 2:12; 4 и др.), и Богом «Авраама, Исаака и Иакова».
На заставке фрагмент фото https://www.patriarchia.ru
Современная титулатура патриархов
Современное понятие «патриарх» используется в современных православных Поместных церквях в следующей титулатуре:
- Константинопольская патриархия: Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх. (Титул «Вселенский», усвоенный патриарху Константинополя во времена Византийской империи не даёт ему дополнительных прав по отношению к другим предстоятелям. Однако, в настоящее время спор о первенстве в Православном мире является предметом острой дискуссии. Так, многие официальные лица и богословы греческих церквей отстаивают претензии Константинопольского патриарха считаться не «первым среди равных», а «первым без равных».)
- Александрийская патриархия: Папа и Патриарх Великого Града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки, Отец Отцов, Пастырь Пастырей, Архиерей Архиереев, Тринадцатый Апостол и Судия Вселенной.
- Антиохийская патриархия: Патриарх Великого Божия града Антиохии, Сирии, Аравии, Киликии, Иверии, Месопотамии и всего Востока.
- Иерусалимская патриархия: Патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины, Сирии, Аравии, всего Заиорданья, Каны Галилейской и Святого Сиона.
- Русская патриархия: Патриарх Московский и всея Руси.
- Грузинская патриархия: Католикос-Патриарх всея Грузии и Архиепископ Мцхета-Тбилисский и митрополит Бичвинтский и Цхум-Абхазетский.
- Сербская патриархия: Архиепископ Печский, Митрополит Белградско-Карловацкий и Патриарх Сербский.
- Румынская патриархия: Архиепископ Бухарестский, Митрополит Мунтенский и Добруджийский, Наместник Кесарии Каппадокийской, Митрополит Унгро-Влашский и Патриарх Румынской Православной Церкви.
- Болгарская патриархия: Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский.
Также титул «патриарх» используется в некоторых непризнанных «православных» сообществах: Украинской православной церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП), Украинской автокефальной православной церкви канонической (УАПЦ‑К), Турецкой православной церкви, Русской Древлеправославной Церкви.
Титул «патриарх» используется в католицизме в отношении глав Восточных католических церквей, глав Венецианской и Лиссабонской архиепархий, главы Латинского Патриархата Иерусалима, архиепископа Гоа и Дамана, примаса Востока, а также титулярного патриарха Западной Индии (вакантная кафедра). На 2021 год в католицизме существует пять епископов латинского обряда, носящих данный титул и шесть предстоятелей восточных церквей своего права. Восточнокатолические церкви возглавляются патриархами или верховными архиепископами. Отличие патриархов от последних заключается в том, что римский епископ согласует его избрание после, а не до интронизации. В обоих случаях предстоятель избирается епископатом конкретной церкви, а не назначается из Рима, как это бывает в отношении патриархов, принадлежащих к Латинской церкви.
Титул «патриарх» также характерен для глав Древних восточных церквей: Армянской апостольской церкви, Сиро-яковитской православной церкви, Ассирийской церкви Востока, Коптской православной церкви, Эфиопской православной церкви, Эритрейской православной церкви, Древней Ассирийской церкви Востока (не путать с Ассирийской церковью Востока, от которой последняя откололась в 1964 году).
Наконец, титул «патриарх» иногда используется для обозначения глав организаций нетрадиционными христианскими деноминациями, например: патриарх Чехословацкой гуситской церкви, патриарх Католической Апостольской церкви Антиохии и пр.
Патриархи в церковной истории
Титул патриарха, присвоенный у иудеев председателю синедриона, в христианской церкви принадлежал сначала всем епископам. С века титул патриарх усвояется главенствующим епископам, находившимся к митрополитам известного округа в таких же отношениях, в каких митрополиты стояли к епископам своей провинции.
О таких главенствующих епископах говорится уже в шестом каноне Первого Вселенского собора (325), прямо называющем епископов римского, александрийского и антиохийского. Второй Вселенский собор (381) постановил, что константинопольский епископ по преимуществам чести должен следовать за римским епископом, так как город его есть Новый Рим; тем же собором епископу константинопольскому был подчинен фракийский диоцез. В действительности влияние и власть константинопольского епископа простирались и на Малую Азию, и на Понт.
Халкидонский собор (451) санкционировал власть константинопольского епископа над Фракией, Азией и Понтом, экзархи которых, потеряв свое прежнее значение, стали в подчиненные отношения к константинопольскому епископу.
Тот же собор приравнял епископа иерусалимского к епископам александрийскому и антиохийскому. Таким образом явилось пять главенствующих епископов, или патриархов. По преимуществам чести первое место между ними принадлежало римскому епископу, за которым шли патриархи константинопольский, александрийский, антиохийский и иерусалимский.
В отличие от других епископов, патриархи пользовались некоторыми специфическими одеждами, как-то: посох, полиставрий, саккос, стихарь с гаммами и треугольниками. В отношении власти все пять патриархов признавались друг от друга независимыми и между собой равными, что особенно рельефно выразилось в т.н. «теории пяти чувств», господствовавшей на Востоке с середины в.
Проводя параллель между организмами церковным и человеческим, теория эта уподобляла патриархов пяти чувствам, которыми руководится тело церкви и из которых каждое в отдельности имеет свою сферу деятельности. Теория эта, однако, не соответствовала действительности. Не говоря уже об особом положении римского епископа, и между четырьмя восточными патриархами никогда не было равенства.
В в. александрийский патриархат обнимал 6 провинций (весьма обширных и богатых), антиохийский патриархат – 15, константинопольский патриархат – 28, иерусалимский патриархат – только три провинции, незначительные и бедные. Еще большее значение имело исключительное положение константинопольского патриарха как епископа столицы. Уже Халкидонский собор установил, что жалобы на митрополитов могут быть подаваемы как местному, так и константинопольскому патриарху. Влияние последнего тем больше распространялось вне пределов его диоцеза, чем чаще император отсылал на его заключение важнейшие церковные дела.
Впоследствии константинопольский патриарх сделался единственным посредником между императором и епископами, прибывавшими в столицу. Значение патриарха александрийского, антиохийского и иерусалимского, сравнительно с константинопольским, слабело и потому, что около середины VII в. первые три патриархата подпали под власть мусульман и константинопольский патриарх сделался единственным патриархом византийской империи. Правда, Трулльским собором постановлено было, что ничьи иерархические права не могут подвергнуться стеснению «вследствие порабощения от неверных»; но постановление это не могло изменить фактического положения вещей.
Исключительно влиятельное положение константинопольского патриарха возбудило в нем стремление к духовному господству над всей церковью. Такими стремлениями особенно отличался патриарх Фотий, перу которого приписывают и постановления о патриаршей власти в «Эпанагоге» имп. Василия Македонянина и его сыновей Льва и Александра (884-886). По этим постановлениям, престол константинопольский призван «рассматривать и исправлять возникающие при других (патриарших) кафедрах несогласия», а равно имеет право давать ставропигии в пределах не только своего, но и других патриархатов. «Эпанагога», однако, осталась только проектом; ее постановления о патриаршей власти не вошли в «Базилики».
Стремления константинопольского патриарха к главенству над всем христианским миром выразились в титуле «вселенский патриарх» (οίκουμενικὸζ πατριάρχηζ), который впервые стал прилагаться к константинопольскому патриарху при Иоанне Каппадокийском (начало в.), а окончательно вошел в употребление при Иоанне Постнике (587), что вызвало резкий протест со стороны папы Григория Великого.
В византийскую эпоху четыре восточных патриархата имели однообразную организацию. Собор патриархата, т.е. собор епископов, подчиненных патриарху, принимал церковно-диспиплинарные меры, общие для всего патриархата, составлял судебную инстанцию, высшую по отношению к провинциальным соборам и митрополитам, постановлял решения по важным вопросам административного характера. Собор при константинопольском патриархе обыкновенно составлялся в форме т.н. домашнего собора (σύνοδοζ ὲδημοΰσα), к участию в котором привлекались все проживавшие в данный момент в Константинополе епископы, без различия патриархата, к которому они принадлежали.
В такой же форме домашнего собора составлялся патриарший собор и при других восточных патриархах. Лично патриарх имел право высшего надзора за соблюдением канонов и церковных законов, право созвания собора, право руководительства собором в качестве председателя его, право посвящения митрополитов. Право посвящения епископов принадлежало митрополитам, за исключением александрийского патриархата, где патриарх всегда удерживал за собой право рукополагать всех вообще епископов (т.е. не только митрополитов, но и их суфраганов – последних, впрочем, с одобрения первых) во все подведомственные ему города и области.
После падения Византии константинопольский патриарх не только сохранил свою духовную власть, но и признан был со стороны турецкого правительства политическим главой всего православного населения Оттоманской империи, над которым он получил весьма обширную гражданскую юрисдикцию.
С другой стороны, положение константинопольского патриарха сделалось еще менее прочным, чем при византийских императорах. Смены патриарха стали до того часты, что на каждого патриарха в среднем приходилось лишь около двух лет правления. Бывали случаи, что турецкое правительство не колебалось подвергать константинопольского патриарха смертной казни (патр. Парфений в XVIII в., патр. Григорий V в XIX в.).
При тех беспорядках, злоупотреблениях и партийных столкновениях, которыми исполнена история константинопольского патриархата со времени завоевания Константинополя турками, турецкому правительству нередко приходилось выступать в качестве высшего судьи и по таким вопросам, которые совершенно лишены политического характера, например по вопросам церковной обрядности.
В организации патриаршего синода происходили разные изменения. Некоторые митрополиты получили значение постоянных и бессменных членов синода. В 1847 г. Порта желала включить в состав синода трех светских членов, которые участвовали бы в его заседаниях по всем делам, не касающимся догматов и церковной дисциплины; это встретило решительное сопротивление со стороны патриарха и епископов. Одна из позднейших реформ состоит в том, что все митрополиты, подчиненные константинопольскому патриарху, поочередно вступают на известный срок в состав синода, в котором всего должно быть 12 членов. Великий эконом, великий сакелларий, великий скевофилакс, великий хартофилакс и сакеллий заняли при константинопольском патриархе положение, отчасти аналогичное кардиналам при римском папе: по должностному своему рангу они считаются выше епископов, хотя и не имеют епископского сана.
Особенное значение получил великий логофет (хранитель печати), избираемый патриархом и синодом из знатных греков, утверждаемый пожизненно Портою и служащий посредником во всех сношениях патриарха с турецким правительством. Каждый из трех остальных восточных патриархов пользовались в своей сфере действий такими же церковными правами, какие принадлежат константинопольскому в его патриархате, но гражданской власти они не имели никакой. При каждом из них состоит патриарший синод.
Патриарх александрийский, который до VII в. именовался «папою», носит титул «судьи вселенной»; в XVII а XVIII вв. он жил в Каире, в XIX в. снова получил резиденцию в Александрии; викарием его считается ксанфопольский епископ.
Патриарх антиохийский, носящий титул «Патриарха великого града Божия Антиохии и всего Востока», имеет пребывание в Дамаске. Патриарх иерусалимский, носящий титул «Патриарха Св. града Иерусалима и всей Обетованной земли», часто жил не в Иерусалиме, а в Константинополе или в других турецких городах.
Важнейшим явлением во внешней истории Восточной церкви является выделение из константинопольского патриархата поместных автокефальных церквей, которые при этом до XIX в. получали организацию по типу патриархатов. Первая такая церковь явилась в Болгарии, где с конца до начала вв. существовал доростольский патриархат, а с конца XII до начала XIV вв. – тырновский патриархат. В XIX в. болгарская церковь, отделившись от константинопольского патриарха, стала под власть экзарха, т.е. тоже получила организацию по типу патриархата, тогда как другие автокефальные церкви, отделившиеся от константинопольского патриарха в XIX в., получили синодальное устройство (элладская, румынская, сербская).
В Сербии с XIV в. по 1766 г. существовал печский патриархат. О патриархе в России см. Патриаршество в России. Арсений (Черноевич) был основателем Сремско-Карловацкого сербского Патриархата в Венгрии.
С точки зрения восточного церковного права римский папа также рассматривался как патриарх, и притом единственный патриарх Запада; но Рим никогда не становился на эту точку зрения. Папа Николай I в 866 г. на вопрос болгарского князя Бориса: «кто истинные патриархи?» ответил: епископы Рима, Александрии и Автиохии, так как эти церкви имеют апостольское происхождение.
Римская церковь не признавала тех канонов вселенских соборов, которые возвышали власть константинопольского епископа ввиду политического значения города Константинополя. В настоящее время католическая церковь различает больших патриархов (patriarchae majores) и меньших патриархов (patriarchae minores). К первым относятся патриарх константинопольский, александрийский, антиохийский и иерусалимский. Должностные лица с названными титулами существуют в Римско-католической церкви с XIII в., со времени Латинской империи, когда восточные патриаршие кафедры были замещены латинянами, что, однако, не мешало православным грекам иметь своих собственных патриархов Латеранский собор при Иннокентии III (1215) регулировал положение латинских патриархах Востока таким образом, что они присягают в верности и повиновении папе и остаются затем при всех правах, усвояемых патриархам восточным церковным правом.
Латинские патриархи живут в Риме, за исключением иерусалимского, который с 1847 г. имеет пребывание в месте своей кафедры. В Риме существуют пять патриарших церквей (basilicae majores sive patriarchales), которые своей совокупностью должны служить видимым выражением идеи универсальности и единства католической церкви; из них церковь латерансхая рассматривается как кафедральная церковь епископа римского – патриарха Запада, церковь S. – Pietro in Vaticano – патриарха константинопольского, S. – Paolo fuori Ie mura – патриарха александрийского, S. – Maria maggiore – патриарха антиохийского и S. – Lorenzo fuori Ie шита – патриарха иерусалимского. К меньшим патриархам принадлежат: 1) некоторые западные епископы, которыми патриарший титул усвоен в виде почетного отличия (епископы венецианский, лиссабонский), 2) духовник испанского короля, носящий почетный титул патриарх Вест-Индии (Indiarum Occidentalium), и 3) высшие епископы восточных церквей, состоящих в унии с Римом (патриарх греко-мелкитов в Дамаске, маронитов в Ливане, сирийских яковитов в Сирии, халдеев в Ираке, армяно-католический патриарх в Киликии). Звание патриарха существует и в церквах армяно-григорианской (патриарх – католикос) и коптской, а также у несториан.
Чем папа римский отличается от патриарха?
«Папа — единовластный начальник всех епископов и священников, может всех их ставить и снимать с должности. Патриарх — единовластный начальник только для священников своей епархии (например, Москвы и области). Для епископов он первый среди равных, никого из них он снять и поставить единолично не может — только коллегиально (через Собор или Синод). Папу никто не может судить и лишить должности. Патриарх подсуден собору епископов и может быть низложен. Папа — наместник Христа, не имеющий равных на земле. Патриарх — обычный епископ (хотя и с большими полномочиями), каких сотни». Павел Кузенков, кандидат исторических наук, доцент истфака МГУ, преподаватель Сретенской духовной семинарии