Что Такое патриарх- Значение Слова патриарх

Патриа́рх

(греч. πατριάρχηζ — «родоначальник») – титул главы поместной Церкви в некоторых православных Церквах.

Патриарх избирается поместным собором. Титул установлен Четвертым Вселенским собором в Халкидоне в 451 году.

На Руси патриаршество было учреждено в 1589 г.; в 1721 г. – упразднено и заменено на коллегиальный орган – Синод; в 1918 г. – восстановлено.

В настоящее время существуют следующие православные патриархаты: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский.

Исто­рия поня­тия

Име­но­ва­ние «пат­ри­арх» по отно­ше­нию к епи­ско­пам упо­треб­ля­лось с конца IV в. Как Первым офи­ци­аль­ным цер­ков­ным доку­мен­том, в кото­ром слово «пат­ри­арх» исполь­зу­ется для обо­зна­че­ния выс­шего иерарха, стала Кон­сти­ту­ция импе­ра­тора Зинона (477 г.). Утвер­жда­ется, что в кано­ни­че­ских источ­ни­ках этот титул был отме­чен ещё позже, напри­мер, в 7‑м пра­виле Трулль­ского Собора.

К VI веку скла­ды­ва­ется поня­тие «пен­тар­хии» — до рас­кола хри­сти­ан­ских Церк­вей в 1054 году данный титул при­пи­сы­вался пяти епи­ско­пам древ­них греко-рим­ских мит­ро­по­лий: Рима, Кон­стан­ти­но­поля, Алек­сан­дрии, Антио­хии, Иеру­са­лима. Упо­ми­на­ния пен­тар­хии встре­ча­ется и в рус­ской «Корм­чей книге» в 40-ой главе, хотя для XIII века, когда и был напи­сан данный вари­ант Корм­чей, кон­цеп­ция пен­тар­хии уже уста­рела.

После рас­кола 1054 года титул «пат­ри­арх» закреп­ля­ется за пред­сто­я­те­лями восточ­ных пра­во­слав­ных Помест­ных церк­вей, а затем за всеми пред­сто­я­те­лями пра­во­слав­ных авто­ке­фаль­ных церк­вей. Так, напри­мер, при царе Симеоне в 919 году бол­гары на соборе в Пре­славле объ­явили авто­ке­фа­лию, Пре­слав­ский собор также возвел бол­гар­скую авто­ке­фа­лию в ранг пат­ри­ар­хата, с пра­вя­щим епи­ско­пом-пат­ри­ар­хом.

Пат­ри­ар­шее досто­ин­ство не явля­ется отдель­ной сте­пе­нью свя­щен­ства. В отно­ше­нии осталь­ных епи­ско­пов «пат­ри­арх» высту­пает как пер­вен­ству­ю­щий епи­скоп, пер­во­и­е­рарх, но равный по сте­пени свя­щен­ства.

Исто­рия пат­ри­ар­ше­ства в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви

Пат­ри­ар­ше­ство на Руси берет начало с XVI века, когда пат­ри­ар­шее досто­ин­ство было при­сво­ено мит­ро­по­литу Мос­ков­скому Иову Все­лен­ским (Кон­стан­ти­но­поль­ским) пат­ри­ар­хом Иере­мией II в 1589 году. В 1590 году в Москву прибыл мит­ро­по­лит Тыр­нов­ский Дио­ни­сий и привез из Кон­стан­ти­но­поля Собор­ную гра­моту, кото­рая при­зна­вала мит­ро­по­лита Иова пат­ри­ар­хом и закреп­ляла за Моск­вой 5‑е место в диптихе Помест­ных Пра­во­слав­ных церк­вей. После собора восточ­ных иерар­хов в Кон­стан­ти­но­поле 12 фев­раля 1593 года, 5‑е место за Моск­вой было в оче­ред­ной раз под­твер­ждено и закреп­лено в собор­ном акте и, в конеч­ном итоге, при­нято мос­ков­ским пра­ви­тель­ством во главе с Бори­сом Году­но­вым.

После смерти в 1700 году пат­ри­арха Адри­ана царь Петр I Вели­кий упразд­няет пат­ри­ар­ше­ство и в 1721 году учре­ждает Духов­ную кол­ле­гию, кото­рая вскоре станет Свя­тей­шим Пра­ви­тель­ству­ю­щим Сино­дом, высшим орга­ном цер­ков­ного управ­ле­ния в Рос­сий­ской импе­рии.

Пат­ри­ар­ше­ство было вос­ста­нов­лено на Все­рос­сий­ском Помест­ном соборе 1917–1918 годов, а первым избран­ным пат­ри­ар­хом стал мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Тихон (Бел­ла­вин).

Всего в России было 15 пат­ри­ар­хов, и 16‑й осу­ществ­ляет свое слу­же­ние в наше время:

  1. Иов (1589–1605);
  2. Гер­мо­ген (1606–1612);
  3. Фила­рет (1619–1633);
  4. Иоасаф I (1634–1640);
  5. Иосиф (1642–1652);
  6. Никон (1652–1666);
  7. Иоасаф II (1667–1672);
  8. Пити­рим (1672–1673);
  9. Иоаким (1674–1690);
  10. Адриан (1690–1700);
  11. Тихон (1917–1925);
  12. Сергий (1943–1944);
  13. Алек­сий I (1945–1970);
  14. Пимен (1971–1990);
  15. Алек­сий II (1990–2008);
  16. Кирилл (избран в 2009)

История патриаршества на Руси. Справка

В 1721 году Патриаршество было упразднено. В 1721 году Петр I учредил Духовную коллегию, впоследствии переименованную в Святейший Правительствующий Синод — государственный орган высшей церковной власти в Российской Церкви. Патриаршество было восстановлено решением Всероссийского Поместного Собора 28 октября (11 ноября) 1917 года.

Титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси» принят в 1943 году патриархом Сергием по предложению Иосифа Сталина. До этого времени Патриарх носил титул «Московский и всея России». Замена России на Русь в титуле Патриарха связана с тем, что с возникновением СССР под Россией официально разумелась только РСФСР, в то время как юрисдикция Московской Патриархии простиралась и на территорию прочих республик Союза.

Согласно Уставу Русской православной церкви, принятому в 2000 году, Святейший Патриарх Московский и всея Руси «имеет первенство чести среди епископата Русской православной церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому соборам… имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской православной церкви и управляет ею совместно со Священным синодом, являясь его Председателем». Патриарх созывает Архиерейские и Поместные соборы и председательствует на них, а также несет ответственность за исполнение их постановлений. Патриарх представляет Церковь во внешних сношениях, как с другими Церквями, так и со светской властью. В его обязанности входит поддержание единства иерархии РПЦ, издание (совместно с Синодом) указов об избрании и назначении епархиальных архиереев, он осуществляет контроль за деятельностью архиереев.

Согласно уставу, «внешними отличительными знаками патриаршего достоинства являются белый куколь, зеленая мантия, две панагии, великий параман и предносной крест».

Патриарх Московский и всея Руси — епархиальный архиерей Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области, Священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой лавры, управляет патриаршими подворьями по всей стране, а также так называемыми ставропигиальными монастырями, подчиненными не местным архиереям, а напрямую Московской Патриархии.

В Русской Церкви этот Патриарха дается пожизненно, и это означает, что до самой смерти патриарх обязан служить Церкви, даже если он тяжело болен или находится в ссылке или заточении.

Хронологический список Патриархов Московских

Святитель Иов (23 января 1589 года — июнь 1605 года)

Игнатий (30 июня 1605 года — май 1606 года), поставлен Лжедмитрием I при живом Патриархе Иове и поэтому не включается в списки законных Патриархов, хотя поставлен с соблюдением всех формальностей

Священномученик Гермоген (или Ермоген) (3 июня 1606 года — 17 февраля 1612 года), причислен к лику святых в 1913 году.

Филарет (Федор Никитич Романов) (24 июня 1619 года — 1 октября 1633 года)

Иоасаф I (6 февраля 1634 года — 28 ноября 1640 года)

Иосиф (27 мая 1642 года — 15 апреля 1652 года)

Никон (Никита Минов) (25 июля 1652 года — 12 декабря 1666 года)

Иоасаф II (10 февраля 1667 года — 17 февраля 1672 года)

Питирим (7 июля 1672 года — 19 апреля 1673 года)

Иоаким (Савелов) (26 июля 1674 года — 17 марта 1690 года)

Адриан (24 августа 1690 года — 16 октября 1700 года)

После кончины патриарха Адриана преемник не избирался. В 1700-1721 годах Блюститель Патриаршего престола («Экзарх») — митрополит Ярославский Стефан (Яворский).

Московские Патриархи в 1917-2008 годах

Святитель Тихон (Василий Иванович Беллавин; 5 (18) ноября 1917 года — 25 марта (7 апреля) 1925 года)

Сергий (Иван Николаевич Страгородский; 8 сентября 1943 года — 15 мая 1944 года)

Алексий I (Сергей Владимирович Симанский 2 февраля 1945 года — 17 апреля 1970 года)

Пимен (Сергей Михайлович Извеков; 2 июня 1971 года — 3 мая 1990 года)

Алексий II (Алексей Михайлович Ридигер; 10 июня 1990 года — 5 декабря 2008 года).

Статус пат­ри­арха в совре­мен­ном Уставе Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви

Согласно Уставу Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви (см. отдель­ная IV глава Устава) пред­сто­я­тель Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви носит титул: «Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси». Он имеет «пер­вен­ство чести» среди епи­ско­пата и под­от­че­тен Помест­ному и Архи­ерей­скому собо­рам. Имя пат­ри­арха воз­но­сится во всех храмах Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви за бого­слу­же­нием по сле­ду­ю­щей фор­муле:

О Вели­ком Гос­по­дине и Отце нашем (имярек), Свя­тей­шем Пат­ри­архе Мос­ков­ском и всея Руси

Седь­мой пункт Устава Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви опре­де­ляет 31 обя­зан­ность, кото­рые входят в ответ­ствен­ность Свя­тей­шего Пат­ри­арха:

  1. Ответ­ствен­ность за испол­не­ние реше­ний Помест­ного, Архи­ерей­ского собо­ров и Свя­щен­ного Синода.
  2. Предо­став­ле­ние отче­тов о состо­я­нии Церкви собо­рам за меж­со­бор­ный период.
  3. Под­дер­жа­ние един­ства иерар­хии Рус­ской Церкви.
  4. Пред­се­да­тель­ство и созыв Выс­шего Цер­ков­ного Совета.
  5. Пред­став­ле­ние кан­ди­да­тов в члены Меж­со­бор­ного При­сут­ствия на утвер­жде­ние Свя­щен­ного Синода.
  6. Началь­ствен­ное наблю­де­ние за рабо­той сино­даль­ных учре­жде­ний.
  7. Обра­ще­ние с пас­тыр­скими посла­ни­ями ко всей пол­ноте Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.
  8. Под­пи­са­ние обще­цер­ков­ных доку­мен­тов с одоб­ре­ния Свя­щен­ного Синода.
  9. Осу­ществ­ле­ние испол­ни­тельно-рас­по­ря­ди­тель­ных пол­но­мо­чий по управ­ле­нию Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хией.
  10. Меж­цер­ков­ное обще­ние с пред­сто­я­те­лями иных Помест­ных церк­вей.
  11. Осу­ществ­ле­ние пред­ста­ви­тель­ства Рус­ской Церкви перед выс­шими орга­нами госу­дар­ствен­ной власти и управ­ле­ния.
  12. Хода­тай­ство и печа­ло­ва­ние перед орга­нами госу­дар­ствен­ной власти как на кано­ни­че­ской тер­ри­то­рии, так и за ее пре­де­лами.
  13. Утвер­жде­ние уста­вов Само­управ­ля­е­мых Церк­вей, Экзар­ха­тов, Мит­ро­по­ли­чьих окру­гов, епар­хий.
  14. Утвер­жде­ние жур­на­лов Сино­дов Экзар­ха­тов и Мит­ро­по­ли­чьих окру­гов.
  15. При­ня­тие апел­ля­ций от епар­хи­аль­ных архи­ереев Само­управ­ля­е­мых Церк­вей.
  16. Утвер­жде­ние поста­нов­ле­ний обще­цер­ков­ного суда в тех слу­чаях, когда они преду­смот­рены Поло­же­нием о цер­ков­ном суде.
  17. Изда­ние указов об избра­нии и назна­че­нии епар­хи­аль­ных архи­ереев, руко­во­ди­те­лей сино­даль­ных учре­жде­ний, викар­ных архи­ереев, рек­то­ров духов­ных учеб­ных заве­де­ний, а также иных долж­ност­ных лиц, назна­ча­е­мых Свя­щен­ным Сино­дом, за исклю­че­нием рек­то­ров духов­ных учеб­ных заве­де­ний, а также игу­ме­нов (игу­ме­ний) и намест­ни­ков мона­сты­рей епар­хи­аль­ного под­чи­не­ния.
  18. Попе­че­ние о свое­вре­мен­ном заме­ще­нии архи­ерей­ских кафедр.
  19. Пору­че­ние архи­ереям вре­мен­ного управ­ле­ния епар­хи­ями в случае дли­тель­ной болезни, кон­чины или нахож­де­ния под цер­ков­ным судом епар­хи­аль­ных архи­ереев.
  20. Наблю­де­ние за выпол­не­нием архи­ере­ями их архи­пас­тыр­ского долга по окорм­ле­нию епар­хий.
  21. Посе­ще­ние в слу­чаях необ­хо­ди­мо­сти всех (любых) епар­хий Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.
  22. Утвер­жде­ние годо­вых отче­тов епар­хи­аль­ных архи­ереев.
  23. Пре­по­да­ние архи­ереям брат­ских сове­тов как отно­си­тельно их личной жизни, так и отно­си­тельно испол­не­ния ими архи­пас­тыр­ского долга; в случае невни­ма­ния к его сове­там обра­ще­ние с пред­ло­же­нием к Свя­щен­ному Синоду выне­сти над­ле­жа­щее поста­нов­ле­ние.
  24. Рас­смот­ре­ние дел, свя­зан­ных с недо­ра­зу­ме­ни­ями между архи­ере­ями, доб­ро­вольно обра­ща­ю­щи­мися к его посред­ни­че­ству без фор­маль­ного судо­про­из­вод­ства; реше­ния Пат­ри­арха в таких слу­чаях для обеих сторон обя­за­тельны.
  25. Прием жалоб на архи­ереев и при­да­ние им над­ле­жа­щего хода.
  26. Раз­ре­ше­ние архи­ереям отпус­ков на срок более 14 дней.
  27. Награж­де­ние архи­ереев уста­нов­лен­ными титу­лами и выс­шими цер­ков­ными отли­чи­ями.
  28. Награж­де­ние кли­ри­ков и мирян цер­ков­ными награ­дами.
  29. Утвер­жде­ние созда­ния новых кафедр в духов­ных учеб­ных заве­де­ниях (по пред­став­ле­нию Учеб­ного коми­тета).
  30. Утвер­жде­ние при­суж­де­ния [цер­ков­ных] ученых сте­пе­ней и званий.
  31. Попе­че­ние о свое­вре­мен­ном изго­тов­ле­нии и освя­ще­нии свя­того мира для обще­цер­ков­ных потреб­но­стей.

Согласно Уставу Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, «Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси явля­ется епар­хи­аль­ным архи­ереем Мос­ков­ской епар­хии, состо­я­щей из города Москвы и Мос­ков­ской обла­сти». «Пат­ри­арху Мос­ков­скому и всея Руси в управ­ле­нии Мос­ков­ской епар­хией помо­гает Пат­ри­ар­ший Намест­ник на правах епар­хи­аль­ного архи­ерея с титу­лом мит­ро­по­лита Кру­тиц­кого и Коло­мен­ского». Свя­тей­ший Пат­ри­арх также явля­ется Свя­щен­но­ар­хи­манд­ри­том Свято-Тро­иц­кой Сер­ги­е­вой Лавры и ряда других мона­сты­рей, и управ­ляет всеми цер­ков­ными став­ро­пи­ги­ями. Обра­зо­ва­ние став­ро­пи­ги­аль­ных мона­сты­рей в пре­де­лах Мос­ков­ской епар­хии осу­ществ­ля­ется ука­зами пат­ри­арха, в иных епар­хиях по согла­со­ва­нию с пра­вя­щими архи­ере­ями.

Устав гласит: «Сан Пат­ри­арха явля­ется пожиз­нен­ным». Право рас­смот­ре­ния вопроса об уходе пат­ри­арха на покой оста­ется за Помест­ным собо­ром. Право суда над пат­ри­ар­хом оста­ется за Архи­ерей­ским собо­ром. После смерти, ухода или отстра­не­ния пат­ри­арха Свя­щен­ный Синод немед­ленно изби­рает из своей среды Место­блю­сти­теля Пат­ри­ар­шего Пре­стола. Для избра­ния нового пат­ри­арха Свя­щен­ный Синод обязан созвать Помест­ный собор.

Пат­ри­арх имеет внеш­ние отли­чи­тель­ные знаки в срав­не­нии с осталь­ными архи­ере­ями: белый куколь (голов­ной убор), зеле­ную мантию, две пана­гии (нагруд­ные иконы), вели­кий пара­ман и пред­носной крест.

К кан­ди­дату в пат­ри­архи выдви­га­ются сле­ду­ю­щие тре­бо­ва­ния:

  1. Нали­чие епи­скоп­ского сана.
  2. Обла­да­ние высшим бого­слов­ским обра­зо­ва­нием, опытом епар­хи­аль­ного управ­ле­ния, при­вер­жен­но­стью к кано­ни­че­скому пра­во­по­рядку.
  3. Нали­чие доброй репу­та­ции, дове­рия прочих иерар­хов, клира и народа.
  4. Должен «иметь доброе сви­де­тель­ство от внеш­них» (1Тим. 3:7);
  5. Воз­раст не моложе 40 лет.

Значение слова патриарх

Примеры употребления слова патриарх в литературе.

Силена отрядил с Ульфилой человека из тех, кто неотлучно при патриархе готском находился с той самой поры, как Меркурин Авксентий из общины ушел.
Для этого достаточно было поменять две церемонии местами и сделаться автокефальным патриархом прежде, чем королевский статус Данилы Романовича будет узаконен при всем честном народе.

Они молятся за Республику, старым полагается молиться за патриарха Тихона, но этого нельзя ни в коем случае, и думается, что не столько они молятся, сколько тихо анафематствуют, и, наконец, за что молятся автокефальные я не знаю.

Совершается молебен, и Патриарха приветствуют представители автокефальных Церквей — Виллебрандс, Блэйк и др.

Приобретая все большую власть, авторитарный патриарх стремится воспрепятствовать установлению связей между более слабыми членами общины с другими общинами.

Протоспафарий постарался подавить свое негодование, Агеласт же шепнул стоявшему рядом патриарху: — Эта северная алебарда умеет не только рубить, но и колоть.

И Алексий негромко, но твердо попросил передать патриарху настоятельную просьбу посольства хотя благословить их сразу же после литургии.

Бояре тем часом хлопотали о встрече Алексия с Кантакузином, а сам Алексий тщетно добивался неприлюдной толковни с патриархом.

Но Амальрик, ничуть не смущаясь, поклонился матери, брату, патриарху и начал так: — Прежде всего надо нам выяснить, на чем зиждется право на королевский трон в Иерусалиме и кому оно принадлежит.

Кроме короля и патриарха Фульхерия, водрузившего в великолепном белом шатре китайского шелка священную реликвию — перекладину креста господня, здесь были архиепископ тирский, архиепископ Балдуин из Кесарии, архиепископ Роберт из Назарета, а также епископы Фридрих Акконский, Жеральд Вифлеемский, Бернар Сидонский и Амальрик, настоятель монастыря святого Авраама.

Отец твой великий господин святейший кир Аникита, архиепископ прешпургский и всеа Яузы и всего Кукуя патриарх, такожде и холопи твои генералы Антоном Михайлович и Франц Яковлевич с товарищи — в добром здоровии, и нынче из Паншина едем в путь в добром же здоровии.

Настроив против Кантакузина императрицу-мать Анну Савойскую, патриарха Иоанна и синклитиков, Апокавк стал нападать на регента, оспаривать его права и втайне готовить переворот.

Кроме того, в Завещания Левия, Неффалима и Иосифа включены видения этих патриархов, носящие ярко выраженный апокалиптический характер.

Патриарх, не вдаваясь в детали, отказался принимать участие в захоронении, настаивая на том, что анализ ДНК — слишком новое, не апробированное в мире исследование далеко не везде признается законом.

Перепугавшийся патриарх Анастасий признал Артавазда императором и вознес хвалу его благочестию, приветствуя свободу иконопочитания.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси Кирилл

Пред­сто­я­те­лем Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви с 1 фев­раля 2009 года явля­ется Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси Кирилл (в миру Влади́мир Миха́йлович Гундя́ев; род. 20 ноября 1946, Ленин­град, СССР); с 1995 года по 2000 год мит­ро­по­лит Кирилл являлся пред­се­да­те­лем Сино­даль­ной рабо­чей группы по выра­ботке кон­цеп­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви по вопро­сам цер­ковно-госу­дар­ствен­ных отно­ше­ний и про­бле­мам совре­мен­ного обще­ства, в част­но­сти, именно под его руко­вод­ством был раз­ра­бо­тан доку­мент «Основы соци­аль­ной кон­цеп­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви», при­ня­тый на Архи­ерей­ском соборе 2000 года, а 6 декабря 2008 года избран Пат­ри­ар­шим Место­блю­сти­те­лем. 27 января 2009 года Помест­ным собо­ром мит­ро­по­лит Кирилл был избран Пат­ри­ар­хом Мос­ков­ским и всея Руси, интро­ни­за­ция состо­я­лась 1 фев­раля 2009 года.

Патриарх: первый среди отцов

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

Если обычного человека спросить, кто такой Патриарх, то, весьма вероятно, он ответит, что Патриарх – это глава Церкви. Действительно, мы часто, например, слышим в новостях про Святейшего Патриарха Кирилла, что «глава Русской Православной Церкви совершил то-то или то-то».

Однако такое словоупотребление нельзя считать безупречным. Ведь в собственном смысле Главою Церкви, которая есть Тело Христово, является только сам Спаситель. Апостол Павел говорит, что «муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф 5. 23). Церковь непосредственно основана самим Богом, и единственный Глава Вселенской Церкви – это Иисус Христос.

Однако в Православии Вселенская Церковь в известном смысле состоит из Поместных Церквей. Их на сегодняшний день, которые являются полностью независимыми и самоуправляемыми, всего пятнадцать, и восемь из них – это Патриархаты (т.е., они возглавляются Патриархами): Константинопольский (Турция), Александрийский (Египет), Антиохийский (Сирия), Иерусалимский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский.

Патриархом в Православии называют верховного иерарха, который совершает управление вверенной ему Поместной Церковью совместно со Священным Синодом. И то, что он не властвует в своем управлении подобно единоличному монарху, выражено в древнегреческом слове πατριάρχης (patriarhēs). Оно образовано от слов πατήρ (patēr) – отец, и αρχή (arhē) – власть. Слово «Патриарх» можно перевести на русский, во-первых, как родоначальник или праотец. И, во-вторых, это слово можно также переводить и как «глава отцов» или даже как «первый среди отцов», поскольку αρχή – это не только власть, но еще и начало.

Патриарх в Православии — это не какая-то высшая степень священства. Он не является носителем высшей сакральной власти в Поместной Церкви, которой Она должна безоговорочно подчиняться. Это скорее почетный титул, которым отмечается первый среди епископов.

Таким образом, Патриарх в Православной Церкви никак не может, как Римский папа в Католической, являться последней и решающей инстанцией по любым догматическим и нравственным вопросам. В Катехизисе Католической Церкви 1992 года, в пункте 882 говорится, что «Римский первосвященник имеет над Церковью, в силу своей должности наместника Христа и пастыря всей Церкви полную верховную и вселенскую власть, которую он вправе всегда свободно осуществлять». И даже Вселенский Собор у римо-католиков считается таковым, только если папа его созвал и утвердил его постановления.

В то же время, например, применительно к Патриарху Московскому и всея Руси в Уставе нашей Церкви на самом деле даже не используется слово «глава». Патриарх там именуется Предстоятелем Русской Православной Церкви, который «имеет первенство чести среди епископов и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам». Высшими органами церковной власти по Уставу являются Поместный Собор, Архиерейский Собор и Священный Синод во главе с Патриархом. И именно Поместному Собору принадлежит высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда.

В таком устройстве церковного управления выражается, что Римо-католическая Церковь больше напоминает абсолютную монархию, в то время как для Православной определяющим является соборное начало. Именно во Вселенском соборе Православие видит высшую инстанцию земной Церкви.

Напоследок еще заметим, что Патриархами также называют благочестивых родоначальников еврейского народа, которые были ветхозаветными святыми. Им Бог впервые дал Откровение, заключил с ними Завет и обещал Спасителя. То есть это слово используется применительно к Аврааму, Исааку, Иакову и его 12 сыновьям. Поэтому Бог Откровения назван в Библии «Богом отцов» (Исх 3:13; Втор 4:37; 12:1; Суд 2:12; 4 и др.), и Богом «Авраама, Исаака и Иакова».

На заставке фрагмент фото https://www.patriarchia.ru

Совре­мен­ная титу­ла­тура пат­ри­ар­хов

Совре­мен­ное поня­тие «пат­ри­арх» исполь­зу­ется в совре­мен­ных пра­во­слав­ных Помест­ных церк­вях в сле­ду­ю­щей титу­ла­туре:

  1. Кон­стан­ти­но­поль­ская пат­ри­ар­хия: Архи­епи­скоп Кон­стан­ти­но­поля — Нового Рима и Все­лен­ский Пат­ри­арх. (Титул «Все­лен­ский», усво­ен­ный пат­ри­арху Кон­стан­ти­но­поля во вре­мена Визан­тий­ской импе­рии не даёт ему допол­ни­тель­ных прав по отно­ше­нию к другим пред­сто­я­те­лям. Однако, в насто­я­щее время спор о пер­вен­стве в Пра­во­слав­ном мире явля­ется пред­ме­том острой дис­кус­сии. Так, многие офи­ци­аль­ные лица и бого­словы гре­че­ских церк­вей отста­и­вают пре­тен­зии Кон­стан­ти­но­поль­ского пат­ри­арха счи­таться не «первым среди равных», а «первым без равных».)
  2. Алек­сан­дрий­ская пат­ри­ар­хия: Папа и Пат­ри­арх Вели­кого Града Алек­сан­дрии, Ливии, Пен­та­поля, Эфи­о­пии, всего Египта и всей Африки, Отец Отцов, Пас­тырь Пас­ты­рей, Архи­ерей Архи­ереев, Три­на­дца­тый Апо­стол и Судия Все­лен­ной.
  3. Антио­хий­ская пат­ри­ар­хия: Пат­ри­арх Вели­кого Божия града Антио­хии, Сирии, Аравии, Кили­кии, Иверии, Месо­по­та­мии и всего Востока.
  4. Иеру­са­лим­ская пат­ри­ар­хия: Пат­ри­арх Свя­того Града Иеру­са­лима и всея Пале­стины, Сирии, Аравии, всего Заи­ор­да­нья, Каны Гали­лей­ской и Свя­того Сиона.
  5. Рус­ская пат­ри­ар­хия: Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси.
  6. Гру­зин­ская пат­ри­ар­хия: Като­ли­кос-Пат­ри­арх всея Грузии и Архи­епи­скоп Мцхета-Тби­лис­ский и мит­ро­по­лит Бич­винт­ский и Цхум-Абха­зет­ский.
  7. Серб­ская пат­ри­ар­хия: Архи­епи­скоп Печ­ский, Мит­ро­по­лит Бел­град­ско-Кар­ло­вац­кий и Пат­ри­арх Серб­ский.
  8. Румын­ская пат­ри­ар­хия: Архи­епи­скоп Буха­рест­ский, Мит­ро­по­лит Мун­тен­ский и Доб­руд­жий­ский, Намест­ник Кеса­рии Кап­па­до­кий­ской, Мит­ро­по­лит Унгро-Влаш­ский и Пат­ри­арх Румын­ской Пра­во­слав­ной Церкви.
  9. Бол­гар­ская пат­ри­ар­хия: Пат­ри­арх Бол­гар­ский, Мит­ро­по­лит Софий­ский.

Также титул «пат­ри­арх» исполь­зу­ется в неко­то­рых непри­знан­ных «пра­во­слав­ных» сооб­ще­ствах: Укра­ин­ской пра­во­слав­ной церкви Киев­ского Пат­ри­ар­хата (УПЦ КП), Укра­ин­ской авто­ке­фаль­ной пра­во­слав­ной церкви кано­ни­че­ской (УАПЦ‑К), Турец­кой пра­во­слав­ной церкви, Рус­ской Древ­ле­пра­во­слав­ной Церкви.

Титул «пат­ри­арх» исполь­зу­ется в като­ли­цизме в отно­ше­нии глав Восточ­ных като­ли­че­ских церк­вей, глав Вене­ци­ан­ской и Лис­са­бон­ской архи­епар­хий, главы Латин­ского Пат­ри­ар­хата Иеру­са­лима, архи­епи­скопа Гоа и Дамана, при­маса Востока, а также титу­ляр­ного пат­ри­арха Запад­ной Индии (вакант­ная кафедра). На 2021 год в като­ли­цизме суще­ствует пять епи­ско­пов латин­ского обряда, нося­щих данный титул и шесть пред­сто­я­те­лей восточ­ных церк­вей своего права. Восточ­но­ка­то­ли­че­ские церкви воз­глав­ля­ются пат­ри­ар­хами или вер­хов­ными архи­епи­ско­пами. Отли­чие пат­ри­ар­хов от послед­них заклю­ча­ется в том, что рим­ский епи­скоп согла­сует его избра­ние после, а не до интро­ни­за­ции. В обоих слу­чаях пред­сто­я­тель изби­ра­ется епи­ско­па­том кон­крет­ной церкви, а не назна­ча­ется из Рима, как это бывает в отно­ше­нии пат­ри­ар­хов, при­над­ле­жа­щих к Латин­ской церкви.

Титул «пат­ри­арх» также харак­те­рен для глав Древ­них восточ­ных церк­вей: Армян­ской апо­столь­ской церкви, Сиро-яко­вит­ской пра­во­слав­ной церкви, Асси­рий­ской церкви Востока, Копт­ской пра­во­слав­ной церкви, Эфи­оп­ской пра­во­слав­ной церкви, Эритрей­ской пра­во­слав­ной церкви, Древ­ней Асси­рий­ской церкви Востока (не путать с Асси­рий­ской цер­ко­вью Востока, от кото­рой послед­няя отко­ло­лась в 1964 году).

Нако­нец, титул «пат­ри­арх» иногда исполь­зу­ется для обо­зна­че­ния глав орга­ни­за­ций нетра­ди­ци­он­ными хри­сти­ан­скими дено­ми­на­ци­ями, напри­мер: пат­ри­арх Чехо­сло­вац­кой гусит­ской церкви, пат­ри­арх Като­ли­че­ской Апо­столь­ской церкви Антио­хии и пр.

Патриархи в церковной истории

Титул патриарха, присвоенный у иудеев председателю синедриона, в христианской церкви принадлежал сначала всем епископам. С века титул патриарх усвояется главенствующим епископам, находившимся к митрополитам известного округа в таких же отношениях, в каких митрополиты стояли к епископам своей провинции.

О таких главенствующих епископах говорится уже в шестом каноне Первого Вселенского собора (325), прямо называющем епископов римского, александрийского и антиохийского. Второй Вселенский собор (381) постановил, что константинопольский епископ по преимуществам чести должен следовать за римским епископом, так как город его есть Новый Рим; тем же собором епископу константинопольскому был подчинен фракийский диоцез. В действительности влияние и власть константинопольского епископа простирались и на Малую Азию, и на Понт.

Халкидонский собор (451) санкционировал власть константинопольского епископа над Фракией, Азией и Понтом, экзархи которых, потеряв свое прежнее значение, стали в подчиненные отношения к константинопольскому епископу.

Тот же собор приравнял епископа иерусалимского к епископам александрийскому и антиохийскому. Таким образом явилось пять главенствующих епископов, или патриархов. По преимуществам чести первое место между ними принадлежало римскому епископу, за которым шли патриархи константинопольский, александрийский, антиохийский и иерусалимский.

В отличие от других епископов, патриархи пользовались некоторыми специфическими одеждами, как-то: посох, полиставрий, саккос, стихарь с гаммами и треугольниками. В отношении власти все пять патриархов признавались друг от друга независимыми и между собой равными, что особенно рельефно выразилось в т.н. «теории пяти чувств», господствовавшей на Востоке с середины в.

Проводя параллель между организмами церковным и человеческим, теория эта уподобляла патриархов пяти чувствам, которыми руководится тело церкви и из которых каждое в отдельности имеет свою сферу деятельности. Теория эта, однако, не соответствовала действительности. Не говоря уже об особом положении римского епископа, и между четырьмя восточными патриархами никогда не было равенства.

В в. александрийский патриархат обнимал 6 провинций (весьма обширных и богатых), антиохийский патриархат – 15, константинопольский патриархат – 28, иерусалимский патриархат – только три провинции, незначительные и бедные. Еще большее значение имело исключительное положение константинопольского патриарха как епископа столицы. Уже Халкидонский собор установил, что жалобы на митрополитов могут быть подаваемы как местному, так и константинопольскому патриарху. Влияние последнего тем больше распространялось вне пределов его диоцеза, чем чаще император отсылал на его заключение важнейшие церковные дела.

Впоследствии константинопольский патриарх сделался единственным посредником между императором и епископами, прибывавшими в столицу. Значение патриарха александрийского, антиохийского и иерусалимского, сравнительно с константинопольским, слабело и потому, что около середины VII в. первые три патриархата подпали под власть мусульман и константинопольский патриарх сделался единственным патриархом византийской империи. Правда, Трулльским собором постановлено было, что ничьи иерархические права не могут подвергнуться стеснению «вследствие порабощения от неверных»; но постановление это не могло изменить фактического положения вещей.

Исключительно влиятельное положение константинопольского патриарха возбудило в нем стремление к духовному господству над всей церковью. Такими стремлениями особенно отличался патриарх Фотий, перу которого приписывают и постановления о патриаршей власти в «Эпанагоге» имп. Василия Македонянина и его сыновей Льва и Александра (884-886). По этим постановлениям, престол константинопольский призван «рассматривать и исправлять возникающие при других (патриарших) кафедрах несогласия», а равно имеет право давать ставропигии в пределах не только своего, но и других патриархатов. «Эпанагога», однако, осталась только проектом; ее постановления о патриаршей власти не вошли в «Базилики».

Стремления константинопольского патриарха к главенству над всем христианским миром выразились в титуле «вселенский патриарх» (οίκουμενικὸζ πατριάρχηζ), который впервые стал прилагаться к константинопольскому патриарху при Иоанне Каппадокийском (начало в.), а окончательно вошел в употребление при Иоанне Постнике (587), что вызвало резкий протест со стороны папы Григория Великого.

В византийскую эпоху четыре восточных патриархата имели однообразную организацию. Собор патриархата, т.е. собор епископов, подчиненных патриарху, принимал церковно-диспиплинарные меры, общие для всего патриархата, составлял судебную инстанцию, высшую по отношению к провинциальным соборам и митрополитам, постановлял решения по важным вопросам административного характера. Собор при константинопольском патриархе обыкновенно составлялся в форме т.н. домашнего собора (σύνοδοζ ὲδημοΰσα), к участию в котором привлекались все проживавшие в данный момент в Константинополе епископы, без различия патриархата, к которому они принадлежали.

В такой же форме домашнего собора составлялся патриарший собор и при других восточных патриархах. Лично патриарх имел право высшего надзора за соблюдением канонов и церковных законов, право созвания собора, право руководительства собором в качестве председателя его, право посвящения митрополитов. Право посвящения епископов принадлежало митрополитам, за исключением александрийского патриархата, где патриарх всегда удерживал за собой право рукополагать всех вообще епископов (т.е. не только митрополитов, но и их суфраганов – последних, впрочем, с одобрения первых) во все подведомственные ему города и области.

После падения Византии константинопольский патриарх не только сохранил свою духовную власть, но и признан был со стороны турецкого правительства политическим главой всего православного населения Оттоманской империи, над которым он получил весьма обширную гражданскую юрисдикцию.

С другой стороны, положение константинопольского патриарха сделалось еще менее прочным, чем при византийских императорах. Смены патриарха стали до того часты, что на каждого патриарха в среднем приходилось лишь около двух лет правления. Бывали случаи, что турецкое правительство не колебалось подвергать константинопольского патриарха смертной казни (патр. Парфений в XVIII в., патр. Григорий V в XIX в.).

При тех беспорядках, злоупотреблениях и партийных столкновениях, которыми исполнена история константинопольского патриархата со времени завоевания Константинополя турками, турецкому правительству нередко приходилось выступать в качестве высшего судьи и по таким вопросам, которые совершенно лишены политического характера, например по вопросам церковной обрядности.

В организации патриаршего синода происходили разные изменения. Некоторые митрополиты получили значение постоянных и бессменных членов синода. В 1847 г. Порта желала включить в состав синода трех светских членов, которые участвовали бы в его заседаниях по всем делам, не касающимся догматов и церковной дисциплины; это встретило решительное сопротивление со стороны патриарха и епископов. Одна из позднейших реформ состоит в том, что все митрополиты, подчиненные константинопольскому патриарху, поочередно вступают на известный срок в состав синода, в котором всего должно быть 12 членов. Великий эконом, великий сакелларий, великий скевофилакс, великий хартофилакс и сакеллий заняли при константинопольском патриархе положение, отчасти аналогичное кардиналам при римском папе: по должностному своему рангу они считаются выше епископов, хотя и не имеют епископского сана.

Особенное значение получил великий логофет (хранитель печати), избираемый патриархом и синодом из знатных греков, утверждаемый пожизненно Портою и служащий посредником во всех сношениях патриарха с турецким правительством. Каждый из трех остальных восточных патриархов пользовались в своей сфере действий такими же церковными правами, какие принадлежат константинопольскому в его патриархате, но гражданской власти они не имели никакой. При каждом из них состоит патриарший синод.

Патриарх александрийский, который до VII в. именовался «папою», носит титул «судьи вселенной»; в XVII а XVIII вв. он жил в Каире, в XIX в. снова получил резиденцию в Александрии; викарием его считается ксанфопольский епископ.

Патриарх антиохийский, носящий титул «Патриарха великого града Божия Антиохии и всего Востока», имеет пребывание в Дамаске. Патриарх иерусалимский, носящий титул «Патриарха Св. града Иерусалима и всей Обетованной земли», часто жил не в Иерусалиме, а в Константинополе или в других турецких городах.

Важнейшим явлением во внешней истории Восточной церкви является выделение из константинопольского патриархата поместных автокефальных церквей, которые при этом до XIX в. получали организацию по типу патриархатов. Первая такая церковь явилась в Болгарии, где с конца до начала вв. существовал доростольский патриархат, а с конца XII до начала XIV вв. – тырновский патриархат. В XIX в. болгарская церковь, отделившись от константинопольского патриарха, стала под власть экзарха, т.е. тоже получила организацию по типу патриархата, тогда как другие автокефальные церкви, отделившиеся от константинопольского патриарха в XIX в., получили синодальное устройство (элладская, румынская, сербская).

В Сербии с XIV в. по 1766 г. существовал печский патриархат. О патриархе в России см. Патриаршество в России. Арсений (Черноевич) был основателем Сремско-Карловацкого сербского Патриархата в Венгрии.

С точки зрения восточного церковного права римский папа также рассматривался как патриарх, и притом единственный патриарх Запада; но Рим никогда не становился на эту точку зрения. Папа Николай I в 866 г. на вопрос болгарского князя Бориса: «кто истинные патриархи?» ответил: епископы Рима, Александрии и Автиохии, так как эти церкви имеют апостольское происхождение.

Римская церковь не признавала тех канонов вселенских соборов, которые возвышали власть константинопольского епископа ввиду политического значения города Константинополя. В настоящее время католическая церковь различает больших патриархов (patriarchae majores) и меньших патриархов (patriarchae minores). К первым относятся патриарх константинопольский, александрийский, антиохийский и иерусалимский. Должностные лица с названными титулами существуют в Римско-католической церкви с XIII в., со времени Латинской империи, когда восточные патриаршие кафедры были замещены латинянами, что, однако, не мешало православным грекам иметь своих собственных патриархов Латеранский собор при Иннокентии III (1215) регулировал положение латинских патриархах Востока таким образом, что они присягают в верности и повиновении папе и остаются затем при всех правах, усвояемых патриархам восточным церковным правом.

Латинские патриархи живут в Риме, за исключением иерусалимского, который с 1847 г. имеет пребывание в месте своей кафедры. В Риме существуют пять патриарших церквей (basilicae majores sive patriarchales), которые своей совокупностью должны служить видимым выражением идеи универсальности и единства католической церкви; из них церковь латерансхая рассматривается как кафедральная церковь епископа римского – патриарха Запада, церковь S. – Pietro in Vaticano – патриарха константинопольского, S. – Paolo fuori Ie mura – патриарха александрийского, S. – Maria maggiore – патриарха антиохийского и S. – Lorenzo fuori Ie шита – патриарха иерусалимского. К меньшим патриархам принадлежат: 1) некоторые западные епископы, которыми патриарший титул усвоен в виде почетного отличия (епископы венецианский, лиссабонский), 2) духовник испанского короля, носящий почетный титул патриарх Вест-Индии (Indiarum Occidentalium), и 3) высшие епископы восточных церквей, состоящих в унии с Римом (патриарх греко-мелкитов в Дамаске, маронитов в Ливане, сирийских яковитов в Сирии, халдеев в Ираке, армяно-католический патриарх в Киликии). Звание патриарха существует и в церквах армяно-григорианской (патриарх – католикос) и коптской, а также у несториан.

Чем папа рим­ский отли­ча­ется от пат­ри­арха?

«Папа — еди­но­власт­ный началь­ник всех епи­ско­пов и свя­щен­ни­ков, может всех их ста­вить и сни­мать с долж­но­сти. Пат­ри­арх — еди­но­власт­ный началь­ник только для свя­щен­ни­ков своей епар­хии (напри­мер, Москвы и обла­сти). Для епи­ско­пов он первый среди равных, никого из них он снять и поста­вить еди­но­лично не может — только кол­ле­ги­ально (через Собор или Синод). Папу никто не может судить и лишить долж­но­сти. Пат­ри­арх под­су­ден собору епи­ско­пов и может быть низ­ло­жен. Папа — намест­ник Христа, не име­ю­щий равных на земле. Пат­ри­арх — обыч­ный епи­скоп (хотя и с боль­шими полномо­чиями), каких сотни». Павел Кузен­ков, кан­ди­дат исто­ри­че­ских наук, доцент ист­фака МГУ, пре­по­да­ва­тель Сре­тен­ской духов­ной семи­на­рии

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]