Фильм про пророка Илию: подборка лучших кинокартин

Его жизнь, подробно описанная Библией, кажется непрерывным чудом. Непредставимые для обычного человека аскетические подвиги, десятки совершенных чудес – свидетельств непоколебимой, горячей веры, не терпящей тени сомнения. Наконец, вместо обычной всем людям смерти – Илия Пророк живым восходит в Рай на огненной колеснице. Все это – о великом пророке, имя которого созвучно его жизни, ведь оно переводится с еврейского как «Бог мой Господь».

Святой Илья Пророк, икона с житием в 26 клеймах

Что говорит Библия

Его имя появляется на страницах 3 Книги Царств лишь в ее 17 главе. Первые же 16 в немногих словах вмещают историю блеска, величия, а затем духовного падения избранного народа:

  • кончину величайшего – и смиреннейшего – из царей Израильских Давида, молитвенника, псалмопевца;
  • воцарение мудрого Соломона, строительство храма, процветание Иудеи, славной во всем тогдашнем мире, когда, кажется, ничто не поколеблет народа Божия;
  • распри среди евреев по кончине Соломона, разделение царства, а потом – самое страшное, попрание веры в Истинного Бога, давшего Израилю земное благосостояние, многие духовные дары.

Кратко, совсем скупо, точно само упоминание об этом причиняет боль пишущему, повествует Библия о сменявших друг друга царях, все чаще насаждавших когда-то совершенно немыслимое для евреев языческое идол служение, о слабых попытках свернуть с гибельного пути, а затем – новых падениях. Когда же, кажется, для народа не остается надежды, на помощь приходит Сам Господь, воздвигнув возместителя Своей воли, пророка.

Царь-вероотступник

Непосредственно перед тем, как св. Илия по воле Божией начал служение, произошло едва ли мыслимое среди Израиля. Царь Ахав, женившийся на Иезавели, дочери царя богатого, влиятельного города Седана, Иезавели, выстроил храм тому, кого правоверные израильтяне почитали бесом – финикийскому богу Ваалу.

Впрочем, сам царь не то, чтобы окончательно отрекся от веры. Современные богословы указывают: его дети сохранили иудейские имена – Охочие, что значит «Яхве удерживает», Иорам («Яхве высок»). Сам брак с Иезавелью был более политическим: ведь царю так необходим был союз с Сидоном в сложной тогда политической обстановке. Ахава можно назвать скорее религиозно индифферентным правителем, нежели ярым язычником.

Однако, он не препятствовал своей супруге отдавать приказания о казни наиболее активных противников царского вероотступничества – пророков Божиих, из которых, как повествует Библия, спаслось от казни лишь не более ста, усилиями царедворца – также пророка – Авдия. Сторонники истинной веры были политически неудобны, мешали благу царства – разумеется, как понимал его политик Ахав. Иной оказалась воля Божия.

Чудеса

Однажды к царю явился совершенно незнакомый человек. Высокий, уже пожилой, с лицом, потемневшим от загара, он, не дав себе труд приветствовать государя, твердо сказал:

«Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» (3 Цар. 17:1).

Библия не сохранила ответа царя. Возможно, потому, что его просто не было: растерянный Ахав мог лишь молчать. Илию даже не прогнали из дворца – придя по слову Божию, он так же вышел, отправившись на реку Хораф ожидать воли Господа о дальнейшем. Тогда же землю Израильскую поразила страшная засуха, продолжившаяся целых три года.

Таково было первое из множества чудес, совершенных святым – или, точнее, Самим Богом через Илию, который, видимо, давно стал Его избранным сосудом, хотя Библия не говорит ничего о его подвижническом пути.

Следующие крайне тяжелые для иудеев три года гнева Божия – время, когда с особой силой проявились духовные дарования пророка:

  • покорный слову Создателя, он некоторое время провел на Хорафе, где ему чудесным образом приносил хлеб ворон;
  • когда от зноя высохла вода, Илия, также по гласу Божию, ушел в финикийский город Сарепту; погибающая от голода вдовица поделилась с ним последним пропитанием, зная, что скоро ей с сыном предстоит умереть; милосердие женщины привлекает Божию благодать: все время засухи масло и мука у вдовы по молитве пророка не иссякают;
  • когда же сын вдовы скончался от болезни, св. Илия дерзновенно обратился к Богу с просьбой воскресить умершего, и Господь внял Своему рабу.

«Господь есть Бог!» — состязание с язычниками

Но самым замечательным из чудес св. Илии стало обращение к вере всего отступившего от Бога народа. По истечении трех лет, вновь покорный воле Бога, святой отправился навстречу Ахаву, тогда как ранее уклонялся от искавшего его царя. Объявив ему о том, что гнев Господа постиг иудеев за нечестие правителя, пророк потребовал состязания с языческими жрецами на горе Кармил.

Здесь воздвигли два жертвенника, но, по слову пророка, не разводили огня, дабы истинность веры в Ваала, либо Яхве была подтверждена схождением огня с неба. Долго, безуспешно взывали к Ваалу его жрецы. Наконец, обессилев, они умолкли. Тогда Илия велел вылить множество воды на свой жертвенник, так что и ров вокруг него тоже наполнился. По молитве святого «ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве». (3 Цар. 18:38). Обращение народа было мгновенным и искренним: отовсюду раздавался плач, восклицания: «Господь есть Бог! Господь есть Бог!».

При этих кликах народа Илия лично убил каждого из лжепророков Ваала, а было их четыреста пятьдесят.

А через небольшое время начался долгожданный ливень.

Пещера на горе Хорив

Казалось, что истинная вера восторжествовала, однако Ахав, пусть раскаявшийся, остался политиком, а может быть – просто слабым человеком, не смогшим противостоять ревностной язычнице, собственной жене. Разъярившись от убийства Вааловых жрецов, она прямо грозила Илие смертью.

Безоружный пророк не был воином или героем, но лишь орудием Господа. Боясь за свою жизнь, он ушел в пустыню, прося, как говорит Библия, смерти у Господа. При этой скорби Господь не оставил Своего раба: Ангел укрепил его, повелевая идти на гору Хорив. Здесь, в пещере, видимо, завершилось духовное возрастание подвижника. Библия свидетельствует о нем немногими словами – лишь ясно, что Илия удостоился Богообщения, ибо Господь сказал ему:

«… выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь» (3 Цар. 19:11-12).

Тогда же Илие были даны последние при его земной жизни Божии повеления, среди которых – помазание на служение пророка «вместо себя» другого, и приготовление к исходу из мира.

Пророк Божий Илия (+ВИДЕО)

20 июля / 2 августа Церковь чтит пророка Илию. О том, как события ветхозаветной истории соотносятся с нашим временем, почему Илия – новозаветный пророк, о духовных уроках пророка Божия, рассказывает протоиерей Андрей Ткачев.

Дорогие боголюбцы! Сегодня мы поведем разговор о величайшем человеке в истории мира, одной из самых значимых фигур Ветхого и Нового Завета – о пророке Божием Илии.

Многие считают, что и не нужно знать Ветхий Завет. Это огромная ошибка!

Начну с того, что в нашей, восточнохристианской традиции Православия, в частности в русском Православии – не очень знаю, как у грузин и сербов, но мне кажется, у них так же, как и у нас, – нет традиции, к сожалению, посвящать храмы Божии святым персонажам Ветхого Завета. Например, я не знаю у нас ни одного прихода в честь Моисея, ни одного прихода в честь Исаии, ни одного прихода в честь Иеремии, что, в общем-то, встречается в западной традиции. У нас тут некая лакуна, пробел почему-то… А был бы, например, праздник пророка Иеремии, ежегодно торжественно празднуемый на приходе пророка Иеремии, мы бы читали его книгу, мы бы проповедовали о нем, мы бы больше о нем знали, мы бы любили его больше. Так же было бы и с Исаией, и с Моисеем, и с другими пророками Ветхого Завета. И это заполняло бы наше незнание Ветхого Завета. А это незнание поражает. Очень многие из нас не только не знают, а считают, что и не нужно знать Ветхий Завет. Это огромная ошибка!

Исключением является пророк Илия. Ильинские храмы на Руси есть – и их много. И один из самых главных храмов – тот, что на нынешнем киевском Подоле: он выполнил историческую миссию, с ним связано принятие Русью христианства, тут крестились русичи.

Есть твердое убеждение, что Илия должен вмешиваться в самые значимые исторические события

Илия известен нам и любим нами. При этом он чрезвычайно известен и любим евреями. Достаточно сказать, что евреи до сегодняшнего дня, когда обрезывают своих мальчишек – в восьмой день младенцев мужского пола, – специально ставят пустое кресло для Илии, чтобы посмотреть, не придет ли Илия помазать этого человека и указать на его избранничество. Вспомните, что когда Господь возопил на кресте: «Или, Или, лама савахфани» – «Боже мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?», евреи стали говорить друг другу: «Илию зовет. Посмотрим, придет ли Илия спасти Его». Как видим, есть твердое убеждение, что Илия должен вмешиваться в самые значимые исторические события, во всё то, что касается конечных судеб мира. И душа этого человека настолько широка и горяча, что вмещает в себя проблематику самых важных – крайней степени важности – явлений. И он силен влиять на события мировой истории.


Пророк Божий Илия

Жизнь его прошла на фоне тяжелейших испытаний для Божиего народа и глубочайших отпадений от правды и истины. Вообще жизнь святых проходит на фоне – как в театре актер играет на фоне задника, какой-нибудь декорации. А декорацией для святого часто выступает абсолютное нечестие. Для Авраама такой декорацией, жутким задником является Содом. Авраам действует на фоне Содома, куда ушел его племянник; Авраам воюет с содомскими князьями; Авраам принимает трех ангелов, идущих в Содом испытать его и найти, так ли всё там происходит, как на небе слышно, потому что вопль содомский до неба поднимается. Авраам и Содом связаны по контрасту. Каждый святой человек живет на фоне жуткого безобразия. Точно так же и Илия.

Илия живет на фоне Ахава и Иезавели. Ахав, израильский царь, открыто ввел культ Ваала в своей стране, насадил священные рощи, поставил истуканов и идолов, и от стола Иезавели, его жены, кормились исчисляемые сотнями пророки и жрецы Ваала и Астарты, чьи так называемые богослужения сопровождались ритуальным блудом, кровопролитием и всем таким, что у нас никак не совмещается с понятием богослужения. В это время имя Божие забывается. В это время люди массово впадают в идолопоклонство. А идолопоклонство – это не просто бросить семечко на жертвенник перед истуканом. Идолопоклонство – это обязательно блуд и разврат. Это праздники, которые заключаются в музыкальных процессиях, неких сатанинских антиподах крестных ходов. Это кровосмешения, это неестественная мужская и женская проституция, это жертвоприношения, в том числе и детские, это такой вихрь беззаконий, в котором человек теряет образ не только Божий, но и человеческий, забывает всё святое. Люди погружаются в мистической глубины разврат. Разврат – мистика, идолопоклонство – это духовный блуд. Духовный блуд приводит к блуду физическому в разных сатанинских формах. И вот в это время, когда имя Божие забывается, его едва-едва произносят избранные, да и то шепотом и тайком, приходит Илия – приходит прямо к Ахаву.

Илия, чье имя значит: «Бог мой Господь», и берет на себя эту миссию – утверждать, что нет другого Бога, кроме Господа

Имя «Илия» составлено из двух слов: «Элийя» и «Яхве». «Элийя» – это Бог, а «Яхве» – это Господь. То есть имя значит «Бог мой Господь». Имя это говорит: нет другого Бога, кроме Яхве. И Илия берет на себя эту миссию – утверждать, что нет другого Бога, кроме Яхве. И любой, призывающий Илию по имени, по сути призывает имя Бога Живого.

Илия приходит к Ахаву и грозит ему засухой и голодом на земле, говоря: «Жив Господь, пред Которым я стою». Ахав боялся Илию, всегда воспринимал его как врага, потому что присутствие святого обжигало его и мучило.

Илия зеркально соотносится с пророком Иоанном Предтечей: в том же духе потом придет Иоанн. Они и одевались похоже: во власяницу, препоясанную кожаным поясом. Они обычную пищу не ели, вели образ жизни аскетический и были девственниками. И тот, и другой обличали царей: Илия обличал Ахава, Иоанн обличал Ирода. Цари эти взяли нечестивых жен: Иродиада – точная копия Иезавели. И та, и другая гнались за пророками, только Иезавель не догнала Илию, а Иродиада пролила кровь Иоанна своей хитростью и блудной пляской своей дочери. Как видим, всё чрезвычайно похоже и зеркально отображается – ветхое в новом, а новое в ветхом.

Илия проповедует голод и заключает молитвой небо на 3 года и 6 месяцев. 3 года и 6 месяцев – это очень важный срок, и не зря это подчеркивается, потому что это время царствования антихриста. Апокалипсис открывает нам конечное нечестие мира, беззаконие исчисляя именно этим сроком: 3,5 года будет нечто жуткое и труднопереносимое на земле, как это было во дни Илии и Ахава.

Пророк Божий Илия

Заметим, что апостол Иоанн в Соборном послании говорит: Илия был подобный нам человек. Но он помолился, и небо не давало дождя 3 года и 6 месяцев. А потом опять помолился – и небо дало дождь. Так что он все же необычный человек, отличающийся чрезвычайной ревностью о Господе, могущий видеть нечестие и молящийся Богу Живому.

Во время засухи Илию питает вдовица в Сарепте Сидонской – некая финикиянка. Об этом в Своей первой проповеди – в назаретской синагоге – вспоминает Господь Иисус Христос: Он говорит, что много было вдовиц в Израиле, но ни к одной из них не был послан Илия, только ко вдовице в Сарепту Сидонскую (см.: Лк. 4: 25). Это жутко разозлило тогда евреев, потому что напомнило им: Бог милует и язычников. И они хотели сбросить Христа с горы, на которой Назарет основан, но не было еще время Христу страдать, да и не так нужно было Ему страдать.

Так вот, Илия живет у вдовицы в Сарепте Сидонской, и у нее не исчезает, по благословению Божию, масло в сосуде и небольшое количество муки, которым питается она, ее сын и Божий человек. А до того, прежде чем пересох поток Хораф, возле которого в пустынном месте жил Илия, Божиего человека кормит ворон, принося ему хлеб и мясо. Очень важный момент: ворон – плотоядная птица, она мясо ест. Но по повелению Господню она кормит Божиего человека, принося ему хлеб и мясо. Животные кормят Илию, женщина кормит Илию и не оскудевает у нее пища… Даже ангелы кормят Илию. Перед тем, как пойти на гору Хорив разговаривать с Богом, Илия вкусил принесенной ангелом чудесной пищи – лепешки и питья. В крепости пищи этой он прошел 40 дней, не останавливаясь.

Но прежде смирил жрецов вааловых и совершил нечто чудное для нашего ума: показал им, Кто Господь, вызвав жрецов на духовный поединок. Это очень распространено было между святыми, когда святые встречаются с волхвами, демонослужителями или поклонниками диавола – не играющими в это, а настоящими служителями темных сил, обладающими силой, энергией, бесовской прозорливостью, злой властью над жизнью. Когда святые сталкиваются с ними, происходит духовная война. Илия воевал со жрецами вааловыми. Он сказал, чтобы они низвели огонь на жертву, если смогут, если их бог это может. И они до заката солнца кололи себя ножами, прыгали вокруг жертвенника и молились: «Услыши нас, Ваал, услыши нас, Ваал». И Илия доказал, Кто есть настоящий Бог. По слову его положили на каменный жертвенник жертву, окопали ее рвом, вылили воды… Илия сказал: «Удвойте». Налили еще воды на жертвенник. «Утройте». Утроили налитую воду. И вот во время, когда в храме приносится вечерняя жертва, что очень важно – потому что это время действия Божия: времена богослужения – это времена особого действия Божия… так вот, во время, когда в храме приносится вечерняя жертва, Илия воззвал к Богу, и Бог услышал его: огонь сошел на жертву, и пожрал и жертву, и камни, и воду, и всё вокруг.

Нож в руке Илии над жрецами вааловыми – дело Божие: Бог не только милует, но и карает

А потом Илия заколол жрецов вааловых. И пусть не смущается этим христианская совесть. Дело тут даже не в различии нравов во времена Ветхого и Нового Завета, а в другом: перед Илией находилось несколько сот настоящих служителей сатаны, вряд ли способных к покаянию, которые стали как ягнята, потеряв свою силу, и он совершил своей рукой божественное возмездие. Такие эпизоды в истории бывают. Не нам их повторять, потому что у нас нет Илииной силы, но знать о том, что Бог является Богом – карателем и мстителем, а не только Богом милующим, мы тоже должны. Потоп – дело Божие, сожжение Содома – дело Божие, нож в руке Илии над жрецами вааловыми тоже дело Божие. Это страшно, это странно, но тут истина. И совершив этот великий подвиг, Илия изнемог.

Всегда, даже при максимальном нечестии, в народе Божием сохраняются тайные богоугодники

Люди великие тоже изнемогают. И люди, совершившие великое, боятся малого. Не боявшийся жрецов вааловых и низводивший огонь с небес на землю, заключавший небо, Илия убоялся Иезавели. Он просил, чтобы Бог забрал его душу. Это тоже интересная, яркая черта. Великие часто просят смерти. Просил смерти Иеремия. Просил смерти Иов. Просил смерти и Илия. Он говорил: «Забери душу мою, Господи. Жертвенник Твой разрушен, пророков Твоих убили…» «Я больше не могу», – смысл его слов к Господу. На что Господь ответил ему чрезвычайно важными для нас словами: «Я сберег Себе семь тысяч мужей, которые не преклонили колена перед Ваалом и уста их не целовали его». Чем важны эти слова? А тем, что утверждают: всегда, даже при максимальном огустевании нечестия, в народе Божием, в Церкви Божией сохраняются некие тайные богоугодники, в лицо которых мы не знаем. Они могут не афишировать свою веру, но они хранят ее и исповедуют ее в своих молитвах, они уклоняются от зла и творят благо, они отсекают себя от среды законопреступников. Это нужно помнить. Мы не знаем в лицо всех праведников. Нам кажется, что грех всё заполонил. Не всё заполонил. Даже во времена Ахава были праведники, которые остались верны Богу отцов своих, Богу Живому, требующему святости, а не греха. Илия был утешен этим.

Я уже вспоминал о том, что до горы Божией Хорив Илия шел, не останавливаясь, в крепости съеденной от ангела пищи, 40 дней. Это говорит нам о нашей смерти. Перед смертью нам тоже надо будет съесть и выпить – вкусить Тела Христова и Крови Его, чтобы потом 40 дней идти, не останавливаясь, к Престолу Божию и на 40-й день повстречаться с Господом. И это время Церковь Божия будет молиться за нас, за наше странное, удивительное, единственное в своем роде путешествие.

Когда Илия стоял на горе (подобно как когда-то Моисей стоял на Синае, а перед ним шел Господь, и он прикрывался рукой, восклицая: «Господь Бог милосердный и милующий!», и видел Моисей «задняя Божия», то есть не Славу Его, а некий отблеск Славы), он чувствовал присутствие Господне. Было трясение камней, но в этом не было Бога; был страшный ветер, разрушающий перед собой всё, но в этом не было Господа; был ураган, буря, но в этом не было Господа… А потом подул тихий, прохладный ветерок, такой успокаивающий, и в этом был Господь. Это прохладное дуновение сродни той прохладной, шумящей росе, которая закрывала отроков в пещи Вавилонской.

Вскоре Илия был забран на небо. Он один из тех, кто не умер, кто до сих пор не вкусил смерти. Это было на глазах пророка Елисея, его ученика, сына Сафатова. Илия бросил ему свою верхнюю одежду – милоть (покрывало), вместе с которой физическим знаком передал свою силу и власть, даже умноженную, Елисею. А кони огненные и колесница огненная вихрем взнесли святого на небо. Он не видал смерти.

Не видал смерти Енох, восьмой от Адама. Не видал смерти Илия – пророк Божий. Енох жил до потопа, Илия жил во времена Закона. Впоследствии видел смерть, но воскрес из мертвых Господь Иисус, победивший смерть. И Матерь Божия пережила смерть, но была вознесена Сыном Своим и Богом. Возможно, это же самое было с Иоанном Богословом, потому что в гробу его нет, а судьба его нам не известна.

И два человека, которые смерти не видели, опять придут на землю проповедовать Евангелие, проповедовать Христово Царство Бога, Мессии истинного, во время царствования мерзкого антихриста, когда народ будет массово безумен и будет прельщен в многомиллионном количестве. Люди по всему миру будут любить зло, любить ложь, уклоняться от правды. Тогда Илия и Енох придут из того места, где они сейчас находятся, проповедовать Евангелие Правды. И тогда они будут убиты, то есть смерть им вкусить придется.

Илия – новозаветный святой в том числе и потому, что он так сильно хотел увидеть Славу Божию и истину, дождаться Мессию, что ему и Моисею была уделена такая милость: на Фаворской горе, где Христос преобразился перед учениками, пришли к Нему два собеседника из другого мира – Моисей поднялся из преисподней душою своей и Илия пришел из тайных, нам неизвестных мест, явился перед Иисусом Христом в теле, чтобы беседовать с Ним о Его исходе, который Он собирался совершить в Иерусалиме. Так на Фаворе со Христом собрались небесные, земные и преисподние: небесный – Илия, земные – апостолы, из преисподней – Моисей. И всякое колено поклонилось о имени Христовом, как и сказано: «Всяко колено поклонится», подтверждая и исповедуя, что Господь Иисус во славу Бога Отца.

Так Моисей на горе Синай, а Илия на горе Хорив увидели Славу Божию, а потом глазами своими видели воплотившуюся истину, которую чувствовали во время своих боговидений и богоявлений.

Илия – это могучий защитник всех обиженных, наставник и покровитель всех любящих Священное Писание, помощник всех ревнителей за истину, начальник всех монашествующих. У католиков есть даже орден кармелитов, который связывает свое название с горой Кармель, упоминаемой в Священном Писании в связи с подвигами и трудами пророка Илии, с той пещерой, где он жил какое-то время, молясь и подвизаясь. У нас нет такого «точечного» поклонения, таких связей с Илией, но он почитается, безусловно, проповедниками, монашествующими и всеми, у кого болит душа от того, что попирается правда и торжествует нечестие.

Илия помогает и летающим по воздуху, и берущим в руки оружие за правое дело, и берущим в руки Писание, подобно оружию за правое дело

Илия – помощник, Илия силен, Илия велик, Илия до сегодняшнего дня защищает нас и помогает нам. Кстати, у нас есть то, чего нет на Западе: у нас в день пророка Илии празднуется День Воздушно-десантных войск. 2 августа 1930 года было первое десантирование наших воинов с парашютами – тогда еще они с крыльев прыгали. И с тех пор эта небесная пехота является славой наших Вооруженных сил, и мы с любовью думаем, насколько храбры и сильны эти парни, не боящиеся воевать с превосходящими силами противника. Так что Илия и здесь помогает: и летающим по воздуху, и берущим в руки оружие за правое дело, и берущим в руки Писание, подобно оружию за правое дело, и всем, кто чувствует дух антихриста и ненавидит его, кто хочет Духа Божия и призывает Его на душу свою.

Излагается жизнь Илии в 3-й Книге Царств. Святитель Иоанн Златоуст говорил и утверждал, что все желающие жить девственно чисто и молитвенно, то есть монашески, должны брать пример с пророка Божия Илии и с Иоанна Крестителя. Так часто в тропарях и поется: «Крестителю и Фесвитянину подражая, был еси, святе, пребогат духом». Так об Онуфрии Великом поется и о многих иных святых. И мы будем, по мере сил, подражать, но начнем с чтения. Прочтем из 3-й Книги Царств о пророке Илии, узнаем о нем. В день памяти пойдем в храм Божий послушать паремии, отстоять службу и призвать имя живого – не умершего – пророка на помощь нам, совершающим земное странствование.

До встречи.

Ученик Елисей

Призвание сына Сафата, Елисея, произошло просто и быстро. Библия рассказывает, как Илия, духом зная, где искать ученика, никогда прежде им не виденного, находит юношу на поле, где он пахал на волах, и «бросает на него милоть свою» (плащ из шерсти, которым покрывался святой). Благодать Божия, бывшая на Илие, коснулась сердца будущего ученика. Нимало не сомневаясь, он оставляет дом, семью, уходит с Илией (3 Цар. 19:20-21).

Это похоже на призвание учеников Самим Христом, о чем рассказывают Евангелия, впрочем, с одним отличием. Св. Лука пишет, что Господь возбраняет одному возжелавшему идти за Ним юноше проститься с родными, говоря, что «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк.9:62).

А вот Илия на ту же просьбу Елисея отвечает иначе: «Пойди и приходи назад, ибо что сделал я тебе?» (3 Цар.19:20). Здесь и точное знание: Елисей вернется, ибо так сказал Господь. Здесь также чисто человеческое понимание, как важны для Елисея его родные. Пусть Илия давно оставил свой дом, вероятно, семью, но ведь он – не небожитель, а, по слову Апостола Иакова, «человек бе подобострастен нам» (Иак.5:17), знающий немощи человеческие и сам, конечно, от них не свободный.

Последние пророчества

Земное служение угодника Божия подходило к концу. Последние годы его жития – время молитвенного уединения. Но, духом провидя нечестие Ахава, его семьи, пророк несколько раз обличал их в беззакониях:

  • им предсказана гибель Ахава после того, как он и Иезавель неправедно отобрали виноградник Навуфея, ложно обвинив его как богохульника, изменника; лишь раскаяние слабохарактерного, но все же верующего государя немного смягчило гнев Божий;
  • Илия же обличил наследника Ахава, Охозию, в богоотступничестве; наследовав не только царство, но также духовные немощи отца, этот царь, тяжело заболев, попытался обратиться к давно отвергнутому Ваалу, за что был наказан смертью.

Где произошло вознесение пророка на огненной колеснице

О грядущем взятии святого от мира знали. В Израиле немало было верующих, многие из которых были учениками пророков, а потому именовались «сынами пророческими». Духом Святым они предвидели судьбу величайшего из служителей Божиих. Знал ее и Елисей. Как ни пытался Илия скрыть будущее событие, верный ученик неотступно следовал за ним, внутренне скорбя от неизбежного расставания, но также горячо желая видеть это чудо. Писание сохранило один из последних их разговоров, в котором Елисей с дерзновением просит «сугубой благодати» Духа по молитвам своего учителя. Верный Богу, св. Илия ничего не обещает от себя, но полагается на волю Господню.

Вознесение Илии Пророка на огненной колеснице

Согласно 4 Книге Царств, великий пророк был взят от мира близ Иерихона, после того, как он и Елисей перешли реку Иордан, разделившуюся по слову святого, ударившего по воде милотью. Здесь до сих пор показывают холм прор. Илии, с вершины которого его как бы в вихре вознесла на небо огненная колесница. Так святой не увидел смерти, с телом будучи взят на небо.

Живой на небе

Согласно Священному Преданию, в истории человечества есть всего три человека, взятых на небо живыми: апостол Иоанн, Енох и Илия.

Причем если о Енохе возможны различные толкования (в 5 главе книги Бытия о его уходе из земной жизни сказано туманно: «не стало его, потому что Бог взял его»), а об Иоанне мы знаем только из Предания, то о пророке Илии конкретно сказано в Библии: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4 Цар.2:11).

Упоминание в Новом Завете

Современные православные богословы насчитывают 30 упоминаний о жизни пророка, встречающихся как у Евангелистов, так и в посланиях Апостолов.

Христос не раз сравнивает Свою проповедь среди иудеев с усилиями св. Илии обратить народ к Богу. Например, Господь упоминает о том, что Илия не был принят евреями, но послан был в языческую Сарепту к бедной вдове (Лк.4:25-26). Подобно этому, не поверили Господу иудеи, но впоследствии проповедь христианства приведет к вере множество язычников.

Сами иудеи соотносят некоторые деяния Спасителя с чудотворениями пророка. Таково воскрешение сына вдовы из Наина (Лк.7:11-17). После этого события многие открыто говорят о «великом пророке, восставшем в Израиле», прямо соотнося Иисуса с Илией. Такое видение было связано с тем, что возвращение пророка на землю в иудейской традиции ожидали перед приходом обетованного Мессии.

Ту же традицию продолжают новозаветные авторы, уже знающие о том, что явление Мессии свершилось:

  • св. Иоанн Предтеча уже в самом начале Евангелия от Луки называется пророком, имеющим «дух и силу Илии» (Лк.1:17);
  • вместе с вождем Израиля Моисеем пророк беседует с Господом на Фаворе во время Преображения (Мф 17:3-5, Мк 9:2-7, Лк 9:30-31);
  • по мнению многих современных богословов, восходящем к святоотеческой традиции, о Моисее и Илие может говорить Откровение св. Иоанна Богослова, повествующем о двух пророках Божиих, посланных на землю перед концом мира, хотя св. Иоанн прямо не называет имена.

Илия — собеседник Христа

О том, что Илия — величайший из пророков, Евангелие свидетельствует тем фактом, что лишь он и Моисей удостоились беседы со Христом во время Его Преображения на Фаворе.

Есть разные объяснения, почему именно этих двух пророков избирает для беседы Христос.

Во-первых, Илия, как и Моисей, имел опыт непосредственного богообщения: Моисей получил от Бога закон, а также общался с Всевышним настолько близко, насколько возможно для человека — видел «задняя Бога» (Исх., 33). Илия же стоял лицом к лицу перед Богом по Его призыву, «закрыв лицо своё милотью своею» (3 Цар., 19).

Святитель Иоанн Златоуст излагает другое мнение: «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», предстали пред Христом для того, чтобы показать, что Он «имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».

Почитание в христианстве, иудаизме и мусульманстве

Традиционно особой любовью к пророку отличался христианский Восток. Здесь с первых веков Церкви возводились храмы на местах, связанных с жизнью праведника. Это горы Кармил, Хорив, Фавор, где пророк явился по время Преображения. А монастырь Хозива сохраняет пещеру святого, где он жил во время засухи.

Велико также народное почитание угодника Божия, особенно в славянских землях, где его считали повелителем природы, небесных стихий. Святому молились о дожде, о защите урожая.

Интересный факт

Известно, что древнейший христианский храм Киева, построенный христианами более чем за 40 лет до Крещения Руси, в 945 г., был посвящен прор. Илии. А в небольшой Македонии тогда же было известно до 10 иноческих обителей во имя пророка.

А вот на Западе особого почитания св. Илии (равно как вообще Ветхозаветных святых) не сложилось. Католическая церковь отмечает его память вместе с празднованием другим Библейским пророкам.

Сохраняется почитание святого в иудаизме, где его считают провозвестником пришествия «Машиаха» (Мессии), а народные предания говорят о святом как покровителе бедных, защитнике слабых.

В ислам почитание «Ильяса», как его именуют, пришло, очевидно, из христианской традиции. Современные богословы говорят, что само имя «Ильяс» — арабская транскрипция греческого, да и Коран называет Илию среди пророков наряду с «Исой» (Иисусом), Захарией.

Интересный факт

2 августа — общий праздник не только для православных, но также для мусульман и иудеев: ежегодно они, как и христиане, приходят в этот день на гору Кармил, чтобы почтить пророка молитвой. Здесь же устраиваются праздничные народные гуляния.

Почитание пророка Илии на Руси

Статья по теме

Столичный Валентин. Он утешал страждущих и предсказал гибель царской семьи

Пророк Илия был одним из первых святых, которых стали почитать на Руси. В его честь ещё в начале IX века при князе Аскольде**** был воздвигнут соборный храм в Киеве. Княгиня Ольга во имя пророка Илии поставила церковь на севере Руси.

После принятия Русью христианства образ Ильи-пророка заменил бога-громовержца Перуна, почитавшегося древними славянами. Представления о том, что Илья ездит по небу на колеснице, гремит и пускает молнии, преследуя змея, связаны как с образом Перуна, так и с тем, что пророк Илия живым попал на небо в огненной колеснице.

Святой Илья — покровитель ВДВ?

Специфически русская традиция – празднование для Воздушно-десантных войск 2 августа, на «Ильин день». Конечно, понимание Илии как повелевающего стихиями небесными – очень древнее, оно как нельзя лучше связывает святого с «голубыми беретами». Однако изначально этот праздник не имел религиозного подтекста.

2 августа 1930 г. во время военных учений близ Воронежа с самолета впервые в истории сбросили парашютный десант. Поэтому день этот считается днем рождения ВДВ – совпавшим с памятью пророка. О том, насколько «случайно» такое совпадение, официальные документы не сообщают.

Достоверно известно лишь, что в начале 1930-х в стране «победившего атеизма» оставалось еще немало верующих, хорошо знавших об «Ильином дне», о самом пророке. Не было ли таких среди военного начальства, назначившего экспериментальную (и рискованную, как все, совершаемое впервые!) высадку десанта на 2 августа, рассчитывая на поддержку святого? Вполне возможно. Во всяком случае, с тех пор, как с начала 1990-х перестали запрещать религию, на молебнах пророку неизменно присутствует руководство ВДВ.

Как изображают на иконах

Иконография: Илия Пророк в пустыне Датировки: XVI в. Около 1552 года.Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 75,5 см, ширина 56 см В центре помещена фигура сидящего Ильи Пророка. В левом верхнем углу — темная птица с яйцом в клюве. Редкая особенность иконографии: Илья Пророк смотрит перед собой, а не оглядывается назад. Из известных памятников подобная схема присутствует в иконах XV века из Ильинской часовни деревни Пяльма в Обонежье (Музей изобразительных искусств республики Карелия. Инв. № И-363) и из собрания Брягина работы среднерусского мастера (ГРМ). Илья Пророк изображен сидящим на большом круглом камне между ущельями желтых охристых горок, за ним темная расщелина пещеры. У ног его синий водный поток. Инв. № КМЗ КП 02139. © Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Святой пишется на иконах седым старцем. Непременно на плечах его – милоть, грубый шерстяной плащ. Существуют разные варианты иконографии святого:

  • он может быть изображен в пещере, где нес свои подвиги и удостоился явления Божия в «веянии тихого ветра»;
  • другой сюжет икон – св. Илия на Хорафе; на таких образах можно увидеть также ворона, принесшего пророку хлеб;
  • святой также часто изображается, как проповедник: он держит свиток со словами пророчества, на который он указует перстом;
  • наконец, еще один распространенный, любимый многими сюжет – вознесение пророка на огненной колеснице.

В Ильин день категорически запрещалось:

  • работать — труд в этот день не принесёт никакого результата и может разгневать Илью-пророка, который жестоко наказывал за непочтительное отношение к своему празднику. Работающего в этот день останавливали и наказывали его же односельчане: в Калужской губернии, например, выпрягали лошадь из телеги, на которой он собирался возить сено, а конскую упряжку относили в кабак и сообща пропивали;
  • купаться – потому что в воду с этого дня возвращается всякая нечисть (черти, русалки, волос — с Иванова дня и до сих пор они были на суше, где их молниями отстреливал Илья-пророк).

Имя на карте: горы, мыс и источник

Народная любовь к пророку издавна нашла выражение не только в посвященных ему храмах: кроме связанных с жизнью святого памятных мест, его имя носят:

  • две горы, на Аляске и в Крыму;
  • мыс также на Крымском полуострове.

И, конечно, во имя святого освящен не один чудотворный источник.

«Святой Илья» на Аляске

Так именуют целую группу горных хребтов на Аляске (5489 м над уровнем моря). Имя святого Илии горный массив получил благодаря побывавшему здесь в 1741 г. Витусу Берингу – русскому путешественнику, первооткрывателю пролива между Евразией и Северной Америкой. Видимо, величие гор, их красота, навели его на мысли о подвиге пророка.

Гора и мыс с именем пророка в Крыму

На Крымском полуострове, где пророк, конечно, никогда не был, существует два красивых, романтических места, связанных с его именем. На горе, именовавшейся местными татарами «Ильяс-Кая», близ нынешнего поселка Форос, еще в XIV в. стояла церковь пророка. Сюда совершали паломничества как монашествующие, так и миряне. Уже тогда сюда часто приходили молодожены. Эта традиция дожила до наших дней: гора св. Илии испещрена именами влюбленных, просящих покровительства святого.

Ильинский маяк в Феодосии, Крым.

Одно из красивейших мест Крыма – мыс святого Илии. Он расположен на востоке полуострова, недалеко от Феодосии. Как именование горы, название мыса связано с древней греческой церковью, на месте которой с начала XIX в. существовала часовня, ныне разрушенная. Но сохранился так называемый Ильинский маяк высотой более 66 м. Он открыт 17 февраля 1899 г. Не будучи храмом, маяк этот все же – «обетный», он построен благодарной пророку и Господу рабой Божией Евдокией Рукавишниковой: здесь исцелился от туберкулеза ее тяжело больной 19-летний сын Николай.

Источник св. Илии в Краснодарском крае

Он находится в Апшеронском районе края близ станицы Кюринской. Источник представляет собой два родника, один расположен выше другого. У верхнего паломники обычно набирают воду, на нижнем, более обильном, можно омыться. Выше источников находится часовня, где совершаются молебны, а под праздник пророка – торжественное богослужение.

***

И ныне святой привлекает к Господу сердца людей. Пусть его более нет на земле, но живая, твердая вера дышит в каждом из его слов, бережно донесенных до нас Писанием, в святых образах пророка. «Пустынный житель и телеси Ангел», но при этом – подобный нам человек, как именует его св. Иаков. Таков Илия, ведущий верующих к святости примером своей жизни.

Наталья Сазонова

Молитва

Молитва пророку Илие
О прехва́льный и пречу́дный проро́че Бо́жий Илие́, просия́вый на земли́ равноа́нгельским житие́м твои́м, пла́меннейшею ре́вностию по Го́споду Бо́гу Вседержи́телю, еще́ же зна́мении и чудесы́ пресла́вными, та́же по кра́йнему благоволе́нию к тебе́ Бо́жию преесте́ственно восхище́нный на о́гненней колесни́це с пло́тию твое́ю на не́бо, сподо́бльшийся бесе́довати с преобрази́вшимся на Фаво́ре Спаси́телем ми́ра, и ны́не в ра́йских селе́ниих непреста́нно пребыва́яй и предстоя́й Престо́лу Небе́сного Царя́! Услы́ши нас, гре́шных и непотре́бных, в час сей предстоя́щих пред свято́ю твое́ю ико́ною и усе́рдно прибега́ющих к хода́тайству твоему́. Моли́ о нас Человеколю́бца Бо́га, да пода́ст нам дух покая́ния и сокруше́ния о гресе́х на́ших и всеси́льною Свое́ю благода́тию да помо́жет нам оста́вити пути́ нече́стия, преспева́ти же во вся́ком де́ле бла́зе, да укрепи́т нас в борьбе́ со страстьми́ и похотьми́ на́шими, да всади́т в сердца́ на́ша дух смире́ния и кро́тости, дух братолю́бия и незло́бия, дух терпе́ния и целому́дрия, дух ре́вности к сла́ве Бо́жией и о спасе́нии свое́м и бли́жних до́брое попече́ние. Упраздни́ моли́твами твои́ми, проро́че, злы́я обы́чаи ми́ра, па́че же поги́бельный и тлетво́рный дух ве́ка сего́, заража́ющий христиа́нский род неуваже́нием к Боже́ственней Правосла́вней ве́ре, к уста́вом Святы́я Це́ркве и к за́поведем Госпо́дним, непочте́нием к роди́телем и власте́м предержа́щим, и низверга́ющий люде́й в бе́здну нече́стия, развраще́ния и поги́бели. Отврати́ от нас, пречу́дне проро́че, предста́тельством твои́м пра́ведный гнев Бо́жий и изба́ви вся гра́ды и ве́си оте́чества на́шего от бездо́ждия и гла́да, от стра́шных бурь и землетрясе́ний, от смертоно́сных язв и боле́зней, от наше́ствия враго́в и междоусо́бной бра́ни. Укрепи́ твои́ми моли́твами, пресла́вне, предержа́щия вла́сти на́ша в вели́цем и многотру́днем по́двизе народоправле́ния, благопоспеше́ствуй им во всех благи́х дея́ниих и начина́ниих к водворе́нию ми́ра и пра́вды в стране́ на́шей. Посо́бствуй христолюби́вому во́инству во бране́х со врага́ми на́шими. Испроси́, проро́че Бо́жий, от Го́спода па́стырем на́шим святу́ю ре́вность по Бо́гу, серде́чное попече́ние о спасе́нии пасо́мых, му́дрость во уче́нии и управле́нии, благоче́стие и кре́пость во искуше́ниих, судия́м испроси́ нелицеприя́тие и безкоры́стие, правоту́ и сострада́ние к оби́димым, всем нача́льствующим попече́ние о подчине́нных, ми́лость и правосу́дие, подчине́нным же поко́рность и о послуша́нии свое́м раче́ние. Да та́ко в ми́ре и благоче́стии пожи́вше в сем ве́це, сподо́бимся прича́стия ве́чных благ в Ца́рствии Го́спода и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, Ему́же подоба́ет честь и поклоне́ние со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]