Первое Соборное Послание Святого Апостола Иоанна Богослова.


Авторство

Язык, стиль и учение Послания настолько близки к четвертому Евангелию, что трудно сомневаться в их принадлежности одному и тому же автору. Предание, которое можно проследить вплоть до в., считает, что им является ап. Иоанн Богослов. Самая ранняя цитата из Первого послания ап. Иоанна относится к 115 (свт. Поликарп Смирнский. К филиппийцам, 7). На него как на произведение ап.Иоанна ссылаются Папий Иерапольский, Климент Александрийский, Ориген и др. писатели -III вв. Свт. Дионисий Великий, обладавший тонким критическим чутьем, определенно отождествляет писателя Евангелия от Иоанна и Первого послания Иоанна. Выражения, подобные 1 Ин. 2:7, указывают, что Послание написано много лет спустя после евангельских событий. Апокалиптические мотивы («последнее время», «антихрист») отличают, однако, Послание от четвертого Евангелия. В связи с этим высказывалось предположение, что послание предшествует по времени Евангелию от Иоанна. Открытым остается вопрос о лжеучителях, упоминаемых в послании. Наиболее распространенным считается мнение, обоснованное архиеп. Василием (Богдашевским), согласно которому эти лжеучители были ранними гностиками. У самого апостола часто встречаются слова, связанные с понятием гнозис — знание (2:3,5; 3:10,14,16,24; 4:2,6 и др.). Но еще в Ветхом Завете слово даат

— знание — фигурирует как синоним веры.

Первое Послание Петра, Глава 1

1-2 Уже в начальных стихах послания, в его надписании и в приветствии апостола читателям выражается общий характер и дух миросозерцания и богословия святого апостола Петра, именно: близкая связь его учения с Ветхим Заветом. Называя себя с самого начала апостолом Иисуса Христа, св. Петр делает это, конечно, с целью придания авторитета своему слову в глазах всех последователей Господа Иисуса Христа. При имени «ἀπόστολος» читатели послания должны были вспомнить, что лица, именуемые апостолами (ср. Мф 10:1-2

), говорят и действуют не сами по себе и от себя, но по полномочию и во имя Иисуса Христа; что в силу особенного призвания они являются свидетелями о Христе, как Искупителе и Спасителе мира (ср.
Деян 4:9
;
Деян 10:39
), и имеют долг и власть учреждать общества или церкви во имя Христово, проповедовать и учить о кресте Христовом и всем деле спасения по всей вселенной, преподавать назидание и увещания, обличения и запрещения всем людям — иудеям и язычникам, по принятии ими слова благовестия (ср.
Рим 1:13
и др. мн.), причем для достижения высоких целей своего всемирного служения апостолы получили особенные дары Святого Духа и чрезвычайные чудотворные силы (
Деян 2:4
;
Деян 5:5,11
; ср.
Мк 16:17,18
).

В мысли же самого апостола Петра представление о служении апостольском нераздельно соединено с аналогичным ему служением ветхозаветных пророков. Блаженный Феофилакт прекрасно отмечает эту особенность в воззрениях св. Петра на дело апостольства, говоря: «словами «по предведению Бога» апостол хочет показать, что он, за исключением времени, ничем не ниже пророков, которые и сами были посланы, а что и пророки посланы, об этом говорит Исаия: «благовествовать нищим послал меня» (Ис 61:1

). Но если он ниже по времени, то не ниже по предведению Бога. В этом отношении он объявляет себя равным Иеремии, который, прежде образования во чреве, был познан и освящен и назначен пророком для народов (
Иер 1:5
). И как пророки, вместе с прочим, предвозвещали пришествие Христово (ибо для сего они были посылаемы), то объясняет служение апостольства, что дело его апостольства состоит в том, чтобы отделять. Ибо это означает слово «освящение», например, в словах: «вы будете у Меня народом преимущественным, освященным» (
Втор 14:2
), т. е. отделенным от прочих народов. Итак, дело его апостольства — посредством дарований духовных отделять народы, покорные кресту и страданиям Иисуса Христа, окропляемые не пеплом юницы, когда нужно очищать осквернение от общения с язычниками, но кровью от страданий Иисуса Христа».

1 Читателей послания апостол называет (ст. 1) «избранными пришельцами рассеяния» (ἐκλεκτοι̃ς παρεπιδήμοις διασπορα̃ς): избранными — в смысле призвания в Церковь Христову (по аналогии с избранием еврейского народа в Ветхом Завете), пришельцами рассеяния — не только в тесном, буквальном смысле — разумея христиан из иудеев, живущих вне своего отечества — Палестины, но и в более обширном, духовном или переносном смысле — вообще христиан, не имеющих на земле пребывающего града (Евр 11:13

;
Евр 13:14
), поскольку жизнь человеческая на земле вообще называется странничеством и пришельничеством, и человек, по библейскому воззрению, — где бы ни жил, есть странник и пришлец на земле; земля есть временное его местожительство, а собственное отечество его есть другой мир — духовный, небесный (ср.
Быт 47:9
;
Лев 25:23
;
Пс 38:13
).

Потому-то, хотя слово «рассеяние» имеет в Новом Завете техническое значение, обозначая евреев, живших вне Палестины между язычниками (Иак 1:1

;
Ин 7:35
), равным образом и слово «пришлец» (евр. гер, тошаб) в Ветхом Завете означало человека, жившего вне пределов своего отечества, в чужой земле (
Исх 12:45
;
Лев 22:10
;
Лев 25:47
), но у апостола Петра, в указанном уже несобственном, духовном смысле, христиане вообще, не исключая и языко-христиан (
Лев 2:10
;
Лев 4:3,4
), именуются странниками и пришельцами (
Лев 2:11
), а время их жизни в мире — временем странствования (
Лев 1:17
). Таким образом, апостол Петр, влагая в ветхозаветные образные выражения высший, новозаветный смысл, рассматриваемыми словами приветствия означает всех вообще христиан, живущих в перечисляемых апостолом областях, — в силу того, что они, как именно христиане, составляют особый народ, чуждый миру и язычникам и имеющий духовное, истинное отечество на небесах. Перечисляемые апостолом области жительства христиан все расположены в Малой Азии. Именно: Понт есть северо-восточная провинция Малой Азии, получившая название вследствие близости к Понту Евксинскому или Черному морю; из Понта происходил Акила, сотрудник апостола Павла в деле благовестия (
Деян 18:2
). Галатия лежала к западу от Понта, название получила от галлов, выселившихся сюда из Западной Европы, христианство здесь было насаждено ап. Павлом. Каппадокия была расположена на юг от Понта; христиане этой провинции, как и из Понта, были еще на первой христианской Пятидесятнице в Иерусалиме (
Деян 2:9
). Именем Асии обозначается так называемая Проконсульская Азия, состоявшая из провинции Мисии, Лидии и Карии и обнимавшая все западное побережье Малоазийского полуострова (
Деян 2:9
). Наконец, Вифиния занимала северо-западную часть этого полуострова (
Деян 16:7
).

2 После поименования читателей послания, апостол непосредственно останавливается (ст. 2) своею благоговейною мыслью на величии христианского призвания. Здесь он прежде всего обращает внимание читателей на то, что их избрание ко спасению совершилось «по предведению Бога Отца», κατὰ πρόγνωσιν Θεου̃ Πατρός. Понятие «предведение» Божие, как уже было сказано, занимает видное место в богословии апостола Петра в силу именно близости мировоззрения его к ветхозаветному, или вследствие особенного признания им органической связи обоих заветов. При этом, как благовестник Нового Завета, апостол в деле устроения спасения христиан указывает участие всех трех лиц Пресвятой Троицы: если Богу Отцу он усвояет предведение спасения, то Духу Святому: освящение, ἐν ἁγιασμω̨̃ Πνεύματος, т. е. все многоразличные действия Духа Святого по облагодатствованию духа и всей природы христианина, а Христу Спасителю — самое совершение дела спасения, имеющего при этом высочайшую цель: в послушание и кропление кровию (εἰς ὑπακοὴν καὶ ῥαντισμòν αἵματος) Иисус Христовою. Здесь два понятия: «послушание» и «кропление кровию» Иисуса Христа, и оба они в воззрении апостола являются связанными с ветхозаветным прообразом Нового Завета — завета крови Христовой (Мф 26:28

;
Евр 12:24
). Ветхозаветным событием, прообразовавшим новозаветное окропление всех вступающих в Церковь Христову людей, был образ или способ употребления жертвенной крови во время заключения при Синае завета Богом с народом еврейским, когда кровью окропляем был народ: взял Моисей крови (жертвенной) и окропил народ, говоря: «вот кровь завета, который Господь заключил с вами» (
Исх 24:8
; ср.
Евр 9:18-20
). Таким образом, как с кровью заключен был завет Божий с народом еврейским, так бесценною кровью воплотившегося Сына Божия, пролитою Им на кресте, положено основание Новому Завету Бога с человечеством; и как через окропление евреев жертвенною кровью народ еврейский вступал в завет и делался святым народом завета, так, конечно, в несравненно высшей степени, — окропление кровью Христовою есть благодатная сила для вступления людей в новый завет с Богом или в Церковь Христову. Упомянутым же повествованием книги Исход 24-й главы объясняется значение и другого выражения апостола: в послушание. Дело в том, что Моисей окропил жертвенною кровью в знак вступления его в завет с Богом лишь после того, как, по прочтении народу «книги Завета» вслух всего народа, последний дал торжественное обещание: «все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны» (ст. 3 и 7), т. е. Ветхий Завет был заключен при окроплении жертвенною кровью лишь под условием послушания народа воле Иеговы, выраженной в книге Завета. Подобным образом принятие и вступление людей в лоно Церкви Христовой совершается лишь под условием «послушания», т. е. безусловной готовности принятия людьми всего христианского учения при бесповоротной решимости исполнять его в самой жизни.

Изобразив сущность и основание спасения людей во Христе, апостол шлет читателям молитвенное благожелание: «благодать вам и мир да умножится». «»Благодать» — потому, что мы спасаемся даром, не привнося ничего от себя; «мир» — потому, что, оскорбив Владыку, мы были в ряду врагов Его» (блаж. Феофилакт).

3-5 После приветствия читателям с изображением источника христианского спасения апостол исполняется чувством глубокой сердечной благодарности к Богу за искупление мира и призвание в Церковь Христову читателей-христиан, и изливает свое верующее чувство в торжественной доксологии или славословии, близко напоминающем подобное же славословие другого первоверховного апостола Павла в начале послания к Ефесянам (Еф 1:3 и сл.

). В своем славословии Богу ап. Петр называет Бога Богом и Отцом Господа Иисуса Христа, как и Сам Христос именовал Бога не только Отцом, но и Богом своим (
Ин 20:17
), равным образом и ап. Павел часто именовал, обычно в славословиях же, Бога Отцом и Богом Иисуса Христа (
Рим 15:6
;
2 Кор 1:3
;
2 Кор 11:31
;
Еф 1:3,17
;
Кол 1:3
). Возможно, что форма славословия заимствована из богослужебного употребления ее в апостольское время (ср.
Иак 3:9
).

Самое спасение во Христе апостол в своем славословии характеризует в ст. 3 с трех сторон: а) по источнику своему, оно есть дело великой милости (τò πολὺ ἔλεος) Божией, так как спасение грешного мира и человечества есть исключительно дело милующей человека любви Божией (Ин 3:16

); б) по существенному свойству своему оно есть возрождение (ἀναγεννήσας), благодатное перерождение людей в новую, духовную и вечную жизнь (ср.
Ин 3:3
;
Тит 3:5
;
Кол 3:1
;
Еф 1:19,20
;
Еф 2:10
); наконец, в) по конечной цели, спасение во Христе ведет во упование живо (εἰς ἐλπίδα Ζω̃σαν) воскресшем Иисусом Христом от мертвых: духовно мертвый в отпадении от Бога человек через веру в Христа и в единении со Христом возрождается в новую жизнь и получает твердую надежду на вечную блаженную жизнь, залог же и основание этой надежды заставляет воскресение Иисуса Христа из мертвых (
Рим 10:9
;
1 Кор 15:14,17
). «Что подает Бог? упование, но не то, какое было через Моисея, о поселении в земле ханаанской, и которое было смертью, а упование живое. Откуда оно имеет жизнь? От воскресения Иисуса Христа из мертвых. Ибо Он, как Сам воскрес, так и приходящим к Нему через веру в Него дает тоже силу воскреснуть» (блаж. Феофилакт). В ст. 4 подробно обозначается самый предмет христианской надежды. Этот предмет — наследие, наследство (εἰς κληρονομίαν), т. е., по сходству с землею обетованною Ветхого Завета (
Быт 15:18
), — духовные блага царства Христова, наследуемые христианами (
Мф 5:5
;
Гал 4:7
), особенно вечное блаженство на небесах (
Евр 9:15
), — называемое здесь у ап. Петра нетленно (ἄφθαρτον), нескверно (ἀμίαντον), неувядаемо (ἀμάραντον), т. е. наследие небесное, чаемое христианами, не подвержено никакой порче и уничтожению (
Мф 6:19-20
), чисто, свято и совершенно, вечно цветущее и всегда себе равное «не на земле отложенное, как, напр., отцам, но на небесах, от чего и имеет свойство вечности, чем и преимуществует пред наследством земным» (блаж. Феофилакт).

Наследие это, по апостолу, сохраняется (τετηρημένην) на небесах для христиан: образ взят от земных сокровищ, хранимых родителями в безопасном месте для детей своих. Но не только сокровища для верующих сохраняются на небесах, но и сами они, во исполнение прошения Самого Господа Иисуса Христа в Его Первосвященной молитве, сохраняются, оберегаются силою Божиею (ср. Фил 4:7

) через веру ко спасению, готовому открыться в последнее время. И от самого человека требуется непрестанное бодрствование о своем спасении (
Мф 24:42
;
Мф 25:13
), но, по слабости человеческой, нужна именно всемогущая сила Божия, чтобы охранить христианина от многих и различных врагов и опасностей его спасения. Спасение это во всей полноте готово открыться в последнее время, ἐν καιρω̨̃ ἐσχάτω̨, т. е. по новозаветному употреблению этого выражения (ср.
Мф 13:39,40
;
Мф 24:3
;
Мф 28:20
;
2 Тим 3:1
;
Иуд 1:18
), с окончанием царства благодати и открытием царства славы, при втором пришествии Христовом. Выражение «готово» дает мысль о близости этого последнего времени. «Эта близость понимается здесь, без сомнения, в том же смысле, как и других апостолов, т. е., что с первым явлением Христовым в мир настала последняя эпоха домостроительства человеческого спасения, в продолжение которой должно постоянно быть готовыми ко второму пришествию Господа Иисуса Христа на суд (сн.
Иак 5:7-9
)» (преосвящ. еп. Михаил).

6-9 Высокая радость о благах христианского наследия, наполняющая сердца всех истинных христиан, должна проливать благодатное утешение в их души при постигающих их скорбях и напастях. Высокое учение о благотворном значении скорбей в нравственной жизни христиан ап. Петр излагает сходно с ап. Иаковом (Иак 1:2 и сл.

), но вместе и с некоторыми особенностями, соответствующими личным свойствам духовного опыта апостола Петра. Именно, он прежде всего особенно отделяет ничтожество — и по продолжительности, и по характеру — временных скорбей и испытаний с вечным блаженством, уготованным христианину на небе, а затем более, чем ап. Иаков, стремится оживить в душах читателей личное общение с Господом Иисусом Христом через веру в него и любовь к нему, как средство или путь к тому блаженству. «Как учитель в обещании своем объявляет не одну радость, но и скорбь, говоря: «в мире будете иметь скорбь» (
Ин 16:33
), так и апостол к слову радости прибавил «мало». Но как и это прискорбно, то последний присовокупляет «ныне». Или слово «ныне» должно быть отнесено к радости, поскольку ее сменит будущая радость, не кратковременная, но продолжительная и бесконечная. Или слово «мало» должно разуметь относительно скорби, в таком именно виде, если нужно теперь, то немного поскорбеть от различных искушений… Прибавляет «аще лень есть», научая, что не всякий верный, ни всякий грешный испытывается скорбями, и ни тот, ни другой не оставляется в них навсегда. Праведники скорбящие страдают для получения венцев, а грешники — в понесение наказания за грехи. Не все праведники испытывают скорби, чтобы ты не почел злобу похвальною и не возненавидел добродетель. И не все грешники испытывают скорби для того, чтобы не подверглась сомнению истина воскресения, если бы здесь еще все получали должное» (блаж. Феофилакт). В ст. 8 апостол в качестве нового побуждения к благодушному перенесению испытаний указывает на веру и любовь читателей к Господу Иисусу Христу, и эту похвалу апостол выражает в форме перифраза слов Христовых ап. Фоме, что блаженны те, кто, не видя Христа, веруют в Него (
Ин 20:29
). Читатели послания, имеющие именно такую веру и любовь ко Христу, должны в этом черпать силу и опору для своей надежды на конечное спасение. «Если, говорит, не видев Его телесными глазами, любите Его по одному слуху, то какую почувствуете любовь, когда увидите Его притом являющегося в славе? Если так привязали вас к Нему страдания Его, то какую привязанность должно произвести в вас явление Его в невыносимом блеске, когда и вам в награду подается спасение душ? Если же вы имеете явиться пред ним и удостоиться такой славы, то ныне покажите соответственное ей терпение и вполне достигнете предполагаемой цели» (блаж. Феофилакт).

10-12 Величие и слава христианского спасения очевидны из того, что оно составляет великую тайну Божию, бывшую задолго до осуществления предметом тщательных изысканий и исследований пророков и благоговейного проникновения в нее самих ангелов. Пророки исследовали (ср. Деян 3:24

) не только то, когда (τίνα καιρòν), по истечении скольких веков и лет придет Мессия, но и то, каков (ποι̃ον καιρòν) характер и дух, каковы обстоятельства и отношения того времени. Самодеятельность пророков при этом исследовании состояла в уяснении и подробном распределении данных откровения. Но единым источником последнего для пророков был Дух Христов (τò πνευ̃μα Χριστου̃), от Бога Отца посылаемый в мир Богом Сыном: «в этих словах апостол Петр открывает таинство Троицы» (блаж. Феофилакт). Предметом же пророческих созерцаний и изысканий были страдания (παθήματα) Христа Спасителя, которыми Он в свое время совершил дело спасения людей, и последующая затем слава (δόξας — мн. ч.), участниками которой являются и все верующие во Христа. «Словом о предвидении пророков апостол внушает читателям, чтобы они с верою принимали предвозвещенное им пророками, потому что и дети благоразумные не пренебрегают трудами отцов. Если они (пророки), не имевшие ничем воспользоваться, изыскивали и исследовали, и, нашедши, заключили то в книги и передали нам как бы некоторое наследство, то мы были бы несправедливы, если бы стали относиться к трудам их презрительно. Посему, когда и мы возвещаем вам это, вы не пренебрегайте, и благовестие наше не оставляйте тщетным. Такой урок из предвидения пророков» (блаж. Феофилакт). Высшая же степень оценки дела спасения людей представляет заключительное замечание апостола в ст. 12 о том, что в тайну спасения людей и всего мира во Христе со всем усердием и благоговением желают и стремятся проникнуть сами ангелы (ср.
Лк 2:14
;
Еф 3:10
).

13-16 Созерцание небесной высоты христианского призвания должно, прежде всего, породить с сердцах верующих твердую и совершенную надежду на содействующую их спасению благодать Христову, а затем должно всецело переродить всю их жизнь по высочайшему Первообразу Бога Отца: духовная бодрость (ср. Лк 12:35

;
Лк 21:34,36
;
Еф 6:14
), совершенное послушание Евангелию, полное оставление греховных привычек дохристианской жизни и, наоборот, стремление к подражанию святости Божией сообразно еще ветхозаветному повелению Божию (
Лев 11:44
;
Лев 19:2
). «Некоторые безумцы говорят, что нужно применяться к обстоятельствам. Но как отдавать себя в волю обстоятельств легкомысленно, то апостол заповедует, чтобы они, в ведении ли или в неведении придерживались этого доселе, но отныне сообразовались с Призвавшим их, Который воистину есть свят, и сами делались святыми» (блаж. Феофилакт).

17-21 В качестве новых и сильнейших побуждений к святой жизни апостол указывает теперь на сыновние отношения читателей и всех христиан к Богу (ст. 17), а затем — на искупление их бесценною пречистою кровью Иисуса Христа. Сыновние отношения к Богу (ср. Мф 5:48

), однако, требуют от христиан особенно благоговейного страха Божия (ср.
Фил 2:12
). «Писание различает двоякий страх, один — первоначальный, другой — совершенный. Страх первоначальный, он же и основной, состоит в том, когда кто-нибудь обращается к честной жизни из боязни ответственности за свои дела, а совершенный — в том, когда кто — для совершенства любви к другу, до ревности любимому, боится, чтобы не остаться пред ним в долгу ничем, что требуется сильною любовью… По сему-то совершенному страху жить убеждает апостол Петр тех, которые слушают его, и говорит: по неизреченному милосердию Создателя Бога вы приняты в число детей Его; посему всегда пусть с вами будет этот страх, так как вы стали такими по любви Творца своего, а не по делам своим» (блаж. Феофилакт). Чувство страха Божия в читателях апостол усиливает напоминанием о том, что земная жизнь их есть время странствования (τη̃ς παροικίας), что вполне соответствует ранее (
ст. 1
) и позже (
2:11
) употребленному названию читателей странниками и пришельцами. Другое высокое побуждение к святости жизни предлагает апостол далее (
ст. 18-19
), указывая на искупление людей от греха, вины и суетной жизни драгоценною кровью Иисуса Христа, как непорочного и пречистого Агнца (ср.
Ин 1:29
;
19:36
;
1 Кор 5:7
сн.;
Исх 12:5
;
Ис 53
), предназначенного в жертву за мир и людей в домирной вечности (ст. 20, сн.;
Евр 9:5-7
) и лишь самым делом осуществившего это предназначение в последнее, т. е. новозаветное время. В ст. 21 апостол, «сказав о смерти Христовой, присоединил к этому и слово о воскресении. Ибо опасается, чтобы новообращенные не преклонились опять к неверию из-за того, что страдания Христовы уничижительны. Прибавляет он и то, что таинство Христово не ново, но от начала, прежде создания мира, сокрыто было до приличного ему времени… Не смущайся тем, что здесь апостол Петр и (неоднократно) апостол Павел говорит, что Господа воскресил Отец (
Деян 13:37
;
Деян 17:31
). Так говорит он, употребляя обычный образ учения» (блаж. Феофилакт).

22-25 Из учения о возрождении христиан благодатью Святого Духа (ст. 23, сн. Ин 1:12-13

;
Ин 3:3,5-6
) апостол делает вывод о необходимости для всех добродетели братолюбия, в чистом виде своем являющейся выполнением основной заповеди Христа Спасителя о любви, как отличительной черте христиан (
Мф 22:40
;
Мк 12:31
;
Лк 10:28
;
Ин 13:34,35
). Побуждение это получает особенную силу в мысли ст. 24-25 о крайней противоположности плотского, невозрожденного человека с деяниями его и человека возрожденного нетленным семенем слова Божия (ст. 23; ср.
Иак 1:18
), пребывающего во век (ср.
Ис 40:6,8
). Столь же вечною должна пребывать и взаимная любовь христиан друга к другу (
1 Кор 13:8
).

Содержание

Первое послание Иоанна не является посланием в строгом смысле слова. Это вдохновенная проповедь о важнейших основах христианской жизни. Единение со Христом, любовь к Богу и к людям как нечто неразделимое — таковы основные темы этого Послания. Апостол обращается к новоначальным всех возрастов.

Еп. Кассиан (Безобразов) о. Всякое деление этого послания на его составные части должно быть признано условным».

Афористический характер Послания дал повод ряду экзегетов (напр., Бультману) считать его мозаичным произведением, сложившимся из разных источников. Но правоту этого мнения доказать невозможно именно в силу литературных особенностей Послания. В нем речь апостола течет единым потоком, в котором нет строго логической последовательности. Попытка Ломайера вычленить в Послании 7 частей достаточно произвольна.

1-е Соборное Послание Апостола Иоанна

1

Дети мои, это пишу вам, чтобы вы не грешили. А если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатаем перед Отцом Иисуса Христа, Праведного.

2

И Сам Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.

3

А что мы познали Его, мы узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди.

4

Кто говорит: я познал Его, и заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины.

5

А кто соблюдает слово Его, в том воистину любовь Божия совершенна. Из этого мы узнаём, что мы в Нем.

6

Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен и сам поступать так, как Он поступал.

7

Возлюбленные, не заповедь новую пишу вам, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала: заповедь древняя есть слово, которое вы слышали.

8

Но притом и заповедь новую пишу вам, что есть истинно в Нем и в вас, потому что тьма проходит, и свет истинный уже светит.

9

Кто говорит, что он во свете, и брата своего ненавидит, тот – во тьме и доныне.

10

Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна,

11

А кто ненавидит брата своего, тот – во тьме, и во тьме ходит и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.

12

Пишу вам, дети, потому что отпущены вам грехи ради имени Его.

13

Пишу вам, отцы, потому что вы познали Того, Кто от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого.

14

Я написал вам, дети, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Того, Кто от начала. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие в вас пребывает, и вы победили лукавого.

15

Не любите мира, ни того, что в мире. Если кто любит мир, в том нет любви Отца,

16

потому что всё, что в мире: похоть плоти и похоть очей и гордость житейская – не от Отца, но от мира.

17

И мир проходит, и похоть его; но творящий волю Божию пребывает вовек.

18

Дети, последний час: и как вы слышали, что Антихрист грядет, и теперь появилось много антихристов; отсюда и знаем, что последний час.

19

Они вышли от нас, но не были наши; ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами: но они вышли, чтобы было явлено, что не все наши.

20

Вы же имеете помазание от Святого и знаете все.

21

Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете её, и что всякая ложь не от истины.

22

Кто лжец, если не тот, кто отрицает, что Иисус есть Христос? Это – антихрист, отрицающий Отца и Сына.

23

Всякий, отрицающий Сына, не имеет и Отца. Исповедующий Сына, имеет и Отца.

24

Что вы слышали от начала, то да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце.

25

И это – обещание Его, которое Он Сам обещал нам: жизнь вечная.

26

Это я написал вам о вводящих вас в заблуждение.

27

А то помазание, которое вы получили от Него, пребывает в вас, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как Его помазание учит вас всему, и оно истинно и не есть ложь, то пребывайте в нем, как оно научило вас.

28

А теперь, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он будет явлен, мы имели дерзновение и не были посрамлены пред Ним в пришествии Его.

29

Если вы знаете, что Он праведен, знайте, что и всякий, делающий правду, рожден от Него.

Литература

  • Митр. Антоний (Храповицкий), Творения св. ап. Иоанна Богослова, Варшава, 1928;
  • Баркли У., Толкование Посл. Иоанна и Иуды, пер. с англ., Вашингтон, 1986;
  • Богдашевский Д.И., Лжеучители, обличаемые в первом Посл. ап.Иоанна, К., 1890;
  • Бухарев А.М., О соборных Апостольских Посланиях, БТ, сб.9, 1972;
  • [Глаголев А.], Первое Соборное Посл. св.Ап. Иоанна Богослова. — Второе Соборное Посл. св.Ап. Иоанна Богослова. — Третье Соборное Посл. св.Ап. Иоанна Богослова, ТБ, т.10, с.308-350;
  • Глубоковский Н.Н., Замечания о I посл. св.Ап. Иоанна Богослова, ХЧ, 1904, № 6; еп.
  • Евдоким (Мещерский), Св. ап. и ев. Иоанн Богослов, его жизнь и благовестнич. труды, Серг.Пос., 1898;
  • архиеп. Евсевий (Орлинский), Беседы на Первое Соборное посл. св. ап. и ев. Иоанна Богослова, СПб., 1864;
  • прот. Зефиров Н., Общедоступное объяснение апостольских посланий, Могилев, 1912;
  • Апостол. Деяния и послания апостолов с Апокалипсисом. На слав. и рус. наречии. С предисл. и подроб. объяснениями еп.Михаила, кн.1-2, Киев, 19052;
  • еп. Никанор (Каменский), Толковый апостол, ч.1-3, СПб., 1904-05;
  • Питирим, архим.Волоколамский, Пастырская дидактика св. апостола и ев. Иоанна Богослова, ЖМП, 1984, № 3;
  • прот. Полотебнов А. (предисл., примечания), Иоанн Богослов. Соборные посл. апостола любви св.Иоанна Богослова I, II, III на слав. и рус. наречии, М., 1875;
  • Сагарда Н., Первое соборное посл. св. ап. и ев. Иоанна Богослова, Полтава, 1903;
  • его же, Соборные посл. ап. и ев. Иоанна Богослова, ПБЭ, т.6, с.837-61;
  • Фаррар Ф.В., Первые дни Христианства, ч.1-2, СПб., 1888;
  • Херасков М.И., Послания апостольския и Апокалипсис, Владимир, 19073;
  • Brown R., The Community of the Beloved Disciple, N.Y., 1979;
  • Bruce F.F., The Epistles of John, L., 1970;
  • Laplace J., Discernement pour temps de crise, P., 1978;
  • Perkins Ph., The Johannine Epistles, Chi., 1979;
  • Stott J.R., Epistles of John, L., 1964;
  • JBC, v.2, p.404-13;
  • RFIB, v.2;
  • NCCS, p.1257-62.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]