Оглавление
- Догматы о Боге и общем отношении его к миру и человеку
- Догматы о Боге, троичном в лицах
- Догматы о Боге, как творце и промыслителе, к миру духовному
- Догматы об отношении Бога, как творца и промыслителя, к человеку
- Догматы о Боге спасителе и особенном отношении его к человеческому роду
- Догматы о Христе Спасителе
- Догматы об освящении
- Догматы о святой Церкви
- Догматы о Таинствах Церкви
- Догматы о Таинстве священства
- Догматы о Боге как судии и мздовоздаятеле
- Догматы о всеобщем суде
Место догматов в ряду других христианских истин: Истины христианского Откровения, заключающегося в Свящ. Писании и Свящ. Предании, разделяются на истины веры и на истины деятельности.
Истины веры подразделяются на относящиеся к самому существу христианской религии как восстановленному союзу между Богом и человеком, называемые догматами, и другие, не относящиеся к существу, которые содержат исторические сказания или частные изречения священных лиц.
Истины деятельности подразделяются на определения нравственного поведения и истины обрядовые и канонические.
Структура догматического Богословия:
- Догматы о Боге и общем отношении Его к миру и человеку.
- Догматы о Боге, Троичном в Лицах.
- Догматы о Боге, как Творца и Промыслителя, к миру духовному.
- Догматы о Боге, как Творца и Промыслителя, к человеку.
- Догматы о Боге Спасителе и особенном отношении Его к человеческому роду.
- Догматы о Христе Спасителе.
- Догматы об освящении.
- Догматы о Святой Церкви.
- Догматы о Таинствах Церкви.
- Догматы о Таинстве Священства.
- Догматы о Боге как Судии и Мздовоздаятеле.
- Догматы о Всеобщем суде.
Догматы о Боге и общем отношении его к миру и человеку
Общие свойства существа Бога
Бог не постижим и невидим. Бог явил себя людям в творении и в сверхъестественном Откровении, которое проповедовал единородный Сын Божий через Апостолов. Бог един в существе и троичен в Лицах.
Бог есть Дух вечный, всеблагий, всеведущий, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседоволъный, всеблаженный.
Природа Бога – совершенно невещественная, непричастная ни малейшей сложности, простая.
Бог, как Дух, кроме духовной природы (субстанции), имеет ум и волю.
Бог, как Дух, беспределен во всех отношениях, иначе, всесовершенный, Он самобытен и независим, неизмерим и вездесущ, вечен и неизменен, всесилен и всемогущ, совершенен и чужд всякого недостатка.
Частные свойства существа Бога
Самобытность – все, что имеет, имеет от самого себя.
Независимость – в существе, в силах и в действиях определяется Сам Собою.
Неизмеримость и вездеприсутствие – не подлежит никакому ограничению пространством и местом.
Вечность – Он не имеет ни начала, ни конца своего бытия.
Неизменяемость – Он всегда пребывает один и тот же.
Всемогущество – Он обладает неограниченною силою все производить и над всем владычествовать.
Свойства ума Бога
Свойство ума Бога самого в себе – всеведение, т.е. Он знает все и знает совершеннейшим образом.
Свойство ума Бога в отношении к его действиям – высочайшая премудрость, т.е. совершеннейшее знание наилучших целей и наилучших средств, совершеннейшее искусство прилагать последние к первым.
Свойства воли Бога
Свойства воли Бога самой в себе – высочайше свободная и всесвятая, т.е. чистая от всякого греха.
Свойство воли Бога в отношении ко всем тварям – всеблагая, а по отношению к тварям разумным – истинная и верная, поскольку открывает себя им в качестве нравственного закона, а также правосудного, поскольку воздает им по заслугам.
Единство Бога по существу
Бог есть един.
Догматы о Боге, троичном в лицах
В Боге едином по существу три Лица или Ипостаси: Отец, Сын и Святой Дух.
Три Лица в Боге равны между собой и единосущны.
Три Лица различны по своим личным свойствам: Отец не рожден ни от кого, Сын рожден от Отца, Дух Святой исходит от Отца.
(Ипостаси нераздельны и неслиянны; рождение Сына никогда не начиналось, никогда не оканчивалось, Сын родился от Отца, но не отделился от него, Он пребывает в Отце; Бог Дух Святой вечно исходит от Отца.)
Догматы о Боге, как творце и промыслителе, к миру духовному
Мир духовный составляют двоякого рода духи: добрые, называемые Ангелами, и злые, называемые демонами.
Ангелы и демоны сотворены от Бога.
Демоны сделались злыми из духов добрых по своей воле при попустительстве Бога.
Бог, как Промыслитель, даровал и Ангелам, и демонам природу, силы и способности.
Бог содействует Ангелам в их доброй деятельности и управляет ими сообразно с целью их бытия.
Бог попустил падение демонов и попускает их злую деятельность, и ограничивает ее, направляя ее, по возможности, к добрым целям.
* * *
По природе своей Ангелы суть духи бесплотные, совершеннейшие души человеческой, но ограниченные.
Мир ангельский необычайно велик.
Ангелы прославляют Бога, служат Ему, служат в сем мире людям, путеводя их в царствие Божие.
Господь дарует особого Ангела-Хранителя каждому из верующих.
* * *
Дьявол и ангелы его (демоны) – существа личные и действительные.
Демоны по своей природе духи бесплотные, высшие души человеческой, но ограниченные.
Демоны не могут употребить насилия ни над одним человеком, если Бог не попустит им.
Дьявол действует как враг Божий и как враг человеческий.
Бог разрушает царство демонов на земле через непрестанное распространение Своего благодатного царства.
Бог даровал людям Божественные силы против демонов (молитва и др.).
Бог попускает деятельность демонов, направленную на погибель человечества, для нравственной пользы людей и их спасения.
История философии. Тест 5
1. Один из столпов александрийской школы, этот философ происходил из еврейской семьи, а свои философские произведения редактировал в форме комментария к «Пятикнижию» Моисея. В его сочинениях слились еврейские предания и греческая стоическая философия Филон апостол Павел Валентин Маркион
2. Согласно Василиду, «сначала от нерожденного отца родился Нус, а от него Логос-Суждение, а от Суждения — …» Мудрость и Сила Сила и эманации; ангелы и первое небо первое и все другие небеса
3. Официальная христианская церковь к концу II в. по отношению к гностикам заняла следующую позицию сменила гнев на милость и позволила им развивать свою философию вела ожесточенную борьбу постепенно восприняла их символику включила гностические обряды в церковный культ
4. Плотин считал, что Единое — это источник бытия, всего сущего в мире. Это чистое и простое единство, исключающее множественность, а также мысль дух воля абсолют
5. Теоретической основой попытки Юлиана Отступника отвергнуть христианство и реставрировать языческую религию признается манихейство гностицизм неоплатонизм апологетика
6. Главным логиком в направлении неоплатонизма был Плотин Прокл Порфирий Платон
7. Квинт Тертуллиан провозгласил «Христианское откровение упраздняет мудрость мира сего» «Верую, потому что нелепо» «Божественное и дьявольское постоянно борются между собой» «Ищите и обрящете».
8. Стремясь объединить христианство с неоплатонизмом, он впервые предпринял философско-аллегорическое истолкование Библии Климент Александрийский Аммоний Сакка Плотин Ориген
9. Арий объявил Иисуса Христа единосущным богу-отцу подобносущим богу-отцу неединосущим богу отцу разносущим с богом-отцом
10. Основной догмат христианского вероучения относительно Бога гласит нет Бога выше Аллаха Бог есть Единое Бог, будучи единым и единственным, существует в трех ипостасях Бог есть Все и все есть Бог
11. Он был рожден в семье римского чиновника, учился риторике у скептиков, затем был приверженцем манихейства, но, перейдя в христианство, стал виднейшим из отцов западной церкви Иероним Блаженный Амвросий Медиоланский Аврелий Августин Василий Кессарийский
12. В «Церковной Иерархии» Псевдо-Дионисия монахи находятся на уровне епископов оглашенные — на уровне священников и дьяконов члены христианской общины — на уровне разумных существ епископы — на уровне священников и дьяконов
13. С точки зрения Аврелия Августина, время — это только прошлое будущее настоящее вечность
14. Его называли «первым отцом схоластики» и «Карлом Великим схоластической философии» Ансельм Кентерберийский Иоанн Росцелин Иоанн Скот Эриугена Пьер Абеляр
15. В схоластике провозглашалось различие между верой и разумом наукой и теологией теологией и философией философией и наукой
Догматы об отношении Бога, как творца и промыслителя, к человеку
Человек сотворен по образу и подобию Бога.
Бог сотворил человека с тем, чтобы он познавал Бога, любил и прославлял Его, и через то вечно блаженствовал.
Бог сотворил первых людей, Адама и Еву, особенным образом, отличным от сотворения других Его созданий.
Род человеческий произошел от Адамы и Евы.
Человек состоит из невещественной души и вещественного тела.
Душа, высшая и превосходнейшая часть человека, является существом самостоятельным, невещественным и простым, свободным, бессмертным. Назначение человека состоит в том, чтобы он неизменно пребывал верным высокому завету или союзу с Богом, к которому его призвал Всеблагий при самом сотворении, чтобы стремился к своему Первообразу всеми силами своей разумно-свободной души, т.е. познавал своего Создателя и прославлял, жил для Него и в нравственном единении с Ним.
Падение человека было попущено Богом.
Рай был местом для жизни счастливой и блаженной, одновременно чувственным и духовным. Человек в Раю был бессмертным. Неверно, что Адам не мог умереть, он мог не умирать. Адам должен был делать и хранить Рай. Для наставления истины веры Бог удостаивал некоторых людей Своими откровениями, являлся им Сам, беседовал с ними, открывал им Свою волю.
Бог сотворил человека вполне способным к достижению установленной Им цели, т.е. совершенным, как по душе, в умственном и нравственном отношении, так и совершенным по телу.
***
Для упражнения и укрепления в добре нравственных сил Бог заповедал человеку, чтобы он не вкушал плодов от древа познания добра и зла.
Человек не сохранил заповеди, и через то лишился своего достоинства.
Все люди пошли от Адама и его грех есть грех всех людей.
Бог с самого начала даровал человеку Свою благодать.
В змее, совратившем Адама и Еву, скрывался дьявол. Ева увлеклась мечтою сделаться равной Богу, Адам пал вследствие пристрастия к жене.
Смерть пришла к человеку от зависти дьявола к Богу.
Следствия падения в душе: расторжение союза с Богом, потеря благодати, смерть духовная, помрачение разума, низвращение воли и преклонность ее более ко злу, нежели к добру, искажение образа Божия.
Следствия падения для тела: болезни, скорби, изнеможение, смерть.
Следствие для внешнего состояния человека: потеря или уменьшение власти над животными, потеря плодоносности земли.
***
Следствия падения распространились на все человечество. Первородный грех всеобщен.
***
Бог после падения Адама и Евы не перестал промышлять о человеке. Он царь всей земли, владеет народами и призирает их. Он ставит царей над народами, дарует им Державу и силу, управляет через царей земными царствами. Поставляет через царей низшие власти, поставляет для устроения счастья человеческих обществ слуг Своих (Ангелов).
Бог промышляет об отдельных людях и, в особенности, о проводниках, хранит нас в течение всей жизни, содействует нам в деятельности, назначает предел нашей земной жизни и деятельности.
Бог промышляет способами естественным (хранит людей и содействует им) и сверхъестественным (чудеса и действия Божественного домостроительства).
Опыт показывает, что знание догматов и канонов позволяет обезопасить себя от влияния опасных мыслей и людей. По тому, как тот или иной человек отзывается о них (не говоря о том, соблюдает или нет) становится ясно, на самом ли деле это православный человек. Даже если внешне у него все исправно, но отношение самое халатное, «творческое», то рано или поздно выясняется, что это волк в овечьей шкуре.
Догматы говорят о Боге в отношении к человеку и о человеке в отношении к Богу. Каноны регламентируют жизнь Церкви и христиан в смысле дисциплинарно правовом, и в нравственной области. Канон (в смысле церковного права) – это основополагающий церковный закон, действующий во всей Православной Церкви.
В идее канона всегда лежит неизменный догматический момент. Однако в буквальном смысле канон отражает преходящие обстоятельства жизни Церкви.
Каноны не подлежат отмене, но их правовые нормы не носят абсолютного характера. Более того, в самих правилах можно найти указание на гибкость. Канон может больше не применяться в связи с тем, кто регулируемое им отношение исчезло. В то же время правило канона может служить ориентиром: так, указание на возраст не существующих ныне дьяконисс (40 лет) ложится в основу рассуждений о возрасте женщины, назначаемой на существующие ныне церковные должности.
Каноны, даже если они уже не применяются, в любом случае остаются критериями церковного законодательства и основы церковного правосознания. Канон – указатель к правильной ориентации в актуальных проблемах церковной жизни.
Церковное знание можно разделить на четыре области:
- догматы — четкие церковные определения;
- каноны — регламент жизни Церкви и христиан;
- литургическое предание, регулирующее богослужебную жизнь Церкви;
- православная аскетика — опыт богообщения, основные законы духовной жизни и глубокий аскетический аппарат, призванные помочь выстроить православную личную форму духовной жизни.
Догматы о Боге и общем отношении Его к миру и человеку, например:
- Бог есть.
- Бог:
- самобытен (не происходит ни от кого, ни от чего, имеет бытие в Самом Себе), неизменяем («Я – Господь, Я не изменяюсь» (Мал.3:6)), вечен (не зависит от времени), неизмерим и вездесущ (см., напр. Псалом 138) – т.н. апофатические свойства, основанные на отрицании тех или иных качеств, присущих конечной твари;
- обладает Божественными разумом и премудростью, всеведением. Бог свят (т.е. руководствуется представлением об одном высшем добре). Бог всемогущ (Быт 17, Лк 1:37) и всеблажен, благ, милостив. Бог есть Любовь. И, одновременно, Бог справедлив.
- Бог – Творец мира. Бог создал мир из ничего. Бог создал мир разумом и премудростью, волею и словом. До Бога времени не было. Бог создал совершенный мир.
- Бог – Промыслитель мира, т.е. печется о мире, хранит его и правит им.
Догматы о Боге, Троичном в Лицах, например:
- Бог един по существу, но троичен в лицах – Отец, Сын, Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная (Три самостоятельных Лица, обладающие всеми совершенствами, но не три Бога, а Бог).
- Три Лица Троицы различаются по личным свойствам: Отец не рожден ни от кого, Сын рожден Отцом, Дух Святой исходит от Отца.
Догматы о Боге, как Творце и Промыслителе, к миру духовному, например:
- добрые ангелы – служебные духи, которые служат Богу, народам, частным лицам, церквям;
- злые духи – падшие ангелы, обитают в воздухе, постоянно ищут, как погубить человека. Господь их деятельность попускает и ограничивает.
Догматы об отношении Бога, как Творца и Промыслителя, к человеку, например:
- Человек сотворен по образу и подобию Божию.
- Только три лица за всю историю человечества произошли особым образом – Адам, Ева и Господь наш Иисус Христос. Все остальные произошли от Адама и Евы.
- Человек состоит из души и тела.
- Душа – высшая, духовная, самостоятельная, разумная, сознательная, свободная, бессмертная сущность.
Догматы о Боге Спасителе и особенном отношении Его к человеческому роду, например:
- Грех праотцов (Адама и Евы) – на всех их потомках, т.е. всех людях. Это всеобщий, первородный грех.
- Следствия грехопадения: разрыв Богообщения, утрата благодати, смерть духовная, помрачение разума, извращение воли, склонность к злу, а не к добру, искажение образа Божия.
- Вся тварь через грехопадение человека прервала общение с Богом, и мучается доныне (Рим. 8:22).
- Господь через Сына своего благоволил спасти людей. Сын совершил это спасение. Святой Дух Своим содействием совершает в сердцах людей дело спасения.
Догматы о Христе Спасителе, например:
- Господь Иисус Христос – истинный Бог.
- Господь Иисус Христос – истинный, но безгрешный Человек, родившийся сверхъестественным образом, от Девы Марии по действию Духа Святаго.
- Мы все искуплены Его смертью и воскресением.
- Иисус Христос победил и разрушил ад.
- Победив смерть Своим воскрешением, Иисус Христос вознесся на небеса и воссел одесную Отца, тем самым вознес на небо естество человеческое и тем самым отверз для всех людей двери в Царство небесное.
Догматы об освящении, например:
- Без Божественной помощи люди спастись не могут.
- Благодать – это особая нетварная Божественная сила.
- Благодать достигает нас в Ипостаси Святаго Духа, потому часто называется силой Духа Святаго (хотя принадлежит всем Лицам Троицы).
- Благодать даруется людям вследствие подвига Иисуса Христа.
- Благодать не изменяет природу человека, но преображает ее.
Догматы о Святой Церкви, например:
- Церковь – посредница в деле освящения и спасения, основанная Господом нашим Иисусом Христом.
- Вне Церкви нет спасения.
- Глава Церкви – Иисус Христом
- Святой Дух действует в Церкви.
- Церковь святая, единая, соборная, апостольская.
Догматы о Таинствах Церкви, например:
- Таинства есть священные действия, чрез которые тайным образом действует на человека благодать, т.е. спасительная сила Божия (Пространный катехизис).
- Совершитель Таинств – сам Иисус Христос.
- Таинство действительно при условии веры в Христа и спасительную силу Таинств, и искреннего желания принять благодать.
- Крещение совершается только один раз.
- В Таинстве Евхаристии вино и хлеб прелагаются в Кровь и Тело Христово.
- Евхаристия есть жертва благодарения, умилостивления и соединения всей Церкви в Тело Христово.
- Покаяние врачует от грехов.
Догматы о Таинстве священства:
священство – Божественное установление, предполагает избранничество свыше, совершается через рукоположение (возложение рук).
Догматы о Боге как Судии и Мздовоздаятеле:
- Тело смертно, душа бессмертна.
- После телесной смерти каждого ожидает частный суд и мздовоздаяние до Страшного суда.
- Мздовоздаяние после частного суда – лишь ожидание блаженства или мучения. Божественная Литургия, молитвы, милостыни, посты могут изменить участь умершего.
Догматы о Всеобщем Суде:
- Время Второго пришествия знает только Бог.
- До Всеобщего суда воздаяние получает только душа (не тело), и праведники, и грешники находятся в предначалии (предвкушении) заслуженного блаженства или мучения, у грешников есть шанс на то, что по молениям Церкви их участь изменится.
- Второе пришествие будет во славе и величии.
- Воскресение мертвых будет действительным, всеобщим и одновременным, в тождественных телах.
- Живые изменятся мгновенно и одновременно.
- Грешники будут преданы вечному мучению вместе с диаволом, праведники навечно унаследуют Царство, уготованное от создания мира (Мф. 25:34). Еще раз: и то, и другое – навечно.>
552
Научиться понимать молитвы — вечерние завершающие молитвы
Предыдущая запись
Лествица — 1-ое слово, об отречении от мирской жизни
Следующая запись
Догматы о Боге спасителе и особенном отношении его к человеческому роду
Бог послал Единородного Сына Своего в юдоль земную, дабы Он, восприяв плоть от Пречистой Девы по действию Святого Духа, искупил человека и ввел его в Царство Свое гораздо в большей славе, нежели какую он имел в Раю.
Бог – Спаситель наш вообще, поколику в деле нашего спасения участвовали все Лица Пресвятой Троицы.
Господь наш Иисус Христос Начальник и Совершитель нашей веры и спасения.
В Лице Иисуса Христа каждое Его естество передает свойства свои другому, и именно – свойственное Ему по человеческому усвояется Ему, как Богу, а свойственное Ему, по Божеству усвояется Ему, как человеку.
Пресвятая Дева Мария, Матерь Господа Иисуса не по Божеству Его, а по человечеству, которое, однако же, с самой минуты Его воплощения, стало нераздельно и ипостасно соединено в Нем с Божеством Его, и соделалось собственным Божескому Лицу Его.
В Иисусе Христе воплотилась не вся Пресвятая Троица, но только один Сын
Божий, второе Лицо Пресвятой Троицы. Отношение второго Лица Пресвятой Троицы нимало не изменилось через Его воплощение, и по воплощении Бог Слово остается тем же Божьим Сыном, каким был прежде. Сын Богу Отцу естественный, а не усыновленный. Иисус Христос был помазан в должности первосвященника, царя и пророка на тройственное служение роду человеческому, через которые он совершил свое спасение.
Догматы Православной Церкви
Всего выделяют 12 основополагающих истин в Православии:
- Непоколебимая вера в Пресвятую Троицу;
- Истина о совершении греха каждым из нас;
- Искупление грехов;
- Воплощение Сына Всевышнего;
- Воскрешение Иисуса Христа;
- Вознесение на небеса;
- Второе Пришествие и ожидаемый Страшный Суд;
- Возрождение значения и роли Церкви;
- Воскрешение простых смертных;
- Две стороны Божьего Сына – Божественная и человеческая;
- Две воли и возможность совершать чудотворные действия;
- Почитание икон.
Каждый человек решает для себя готов ли он придерживаться этих основных догм или нет. Насильно навязать чужое мнение и заставить человека искренне верить в существовании чудодейственной силы Творца, не входит в основные церковные каноны. Православные догматы помогут найти себя и открыть новые критерии для оценки разных поступков и действий.
Господь всегда с Вами!
Лучшая статья для Вас, переходите: Когда начинается Великий пост в 2021 году у православных
Смотрите еще и видео об основных православных догматах:
Догматы о Христе Спасителе
Единый Господь Иисус Христос, Сын Божий Единородный ради человека и рода человеческого спасения сошел с Небес и воплотился от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечился.
Иисус Христос, совершенный в Божестве и совершенный в человечестве; истинно Бог и истинно человек; также из души и тела; единосущен Отцу по Божеству и единосущен людям по человечеству; по всему подобен людям, кроме греха; рожден прежде века от Отца по Божеству, в последние же дни рожден ради нас и ради нашего спасения от Марии Девы Богородицы, по человечеству; Единородный, во двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого; не на два лица рассекаемого или разделяемого, но единого Сына и Единородного Бога Слова.
Каким образом два естества во Иисусе Христе, Божеское и человеческое, несмотря на всю их разность, соединились во единую Ипостась; как Он, будучи совершенным Богом и совершенным человеком, есть только одно Лицо; это по Слову Божию – великая тайна благочестия, и, следовательно, недоступна для нашего разума. Пророческое служение Господь совершил непосредственно, вступив в должность общественного Учителя, и посредством учеников Своих. Учение состоит из закона веры и закона деятельности и всецело направлено на спасение человечества.
Закон веры о Боге высочайшем и совершеннейшем Духе, едином по существу, но троичном в Лицах, самобытном, вездесущем, всеблагом, всемогущем, Творце и Промыслителе вселенной, Который отечески печется о всех своих тварях, в особенности же о роде человеческом.
О Самом Себе как Единородном Сыне Божьем, пришедшем в мир для примирения и воссоединения человека с Богом.
О Своих спасительных страданиях, смерти и воскрешении; о человеке падшем, поврежденном и о средствах, как он может восстать и усвоить себе спасение, освятиться, воссоединиться с Богом через своего искупителя и достигнуть вечноблаженной жизни за гробом.
Закон деятельности Христос выразил в двух главных заповедях: искоренение в нас самого начала всякого греха – гордыни или самолюбия, очищение от всякой скверны плоти и духа; любовь к Богу и ближним с целью укоренить в нас вместо прежней греховной, семя новой жизни, святой и Богоугодной, привнести в нас союз нравственного совершенства.
Чтобы возбудить людей к приятию и исполнению законов веры и деятельности Господь Иисус указывал на величайшие бедствия и муки вечные, которым неизбежно подвергнутся все грешники, если не последуют Его учению, но также на величайшие и вечные блага, которые уготовал Отец небесный, также ради заслуг Своего возлюбленного Сына, для всех праведников, следующих Его учению.
Иисус Христос преподал закон для всех людей и на все времена.
Иисус Христос преподал закон спасительный и, следовательно, необходимый для достижения жизни вечной.
Как пророк, Христос-Спаситель только возвестил нам о спасении, но еще не совершил самого спасения: просветил наш разум светом истинного Боговедения, засвидетельствовал о себе, что он есть истинный Мессия, объяснил и то, каким образом Он спасет нас, и указал нам прямой путь к жизни вечной.
Первосвященническое служение Господа Иисуса Христа было делом, через которое была заслужена для нас жизнь вечная.
Это Он сделал, следуя обычаю ветхозаветных первосвященников, принеся Самого Себя в умилостивительную жертву за грехи мира, и, таким образом, примирил нас с Богом, избавил нас от греха и его следствий, приобрел нам вечные блага.
Христос Спаситель, чтобы удовлетворить за все эти грехи человеческие вечной Правде, благоволил, в замен их, Сам исполнить за людей во всей целости и широте волю Божию, явить в себе совершеннейший образец послушания ей и смирить, уничижить Себя ради нас до последней степени.
Христос – Богочеловек, чтобы избавить людей от всех этих бедствий и страданий, благоволил воспринять на Самого Себя весь гнев Божий, потерпеть за нас все, чего мы достойны были за свои беззакония.
Первосвященническое служение Иисуса Христа объемлет собою всю Его земную жизнь. Он постоянно нес на Себе Свой крест самоотвержения, послушания, страдания и скорбей.
Смерть Иисуса Христа – искупительная за нас жертва. Он уплатил Своею кровью долг Правде Божией за наши грехи, который мы сами уплатить были не в состоянии, и Он сам не был в долгу перед Богом. На эту замену были воля и согласие Божие, т.к. Сын Божий приходил на землю, чтобы творить не Свою волю, но волю пославшего Его Отца.
Жертва, принесенная за нас Христом Спасителем на кресте, есть жертва всеобъемлющая. Она простирается на всех людей, на все грехи и на все времена. Смертью Своей Он заслужил для нас царствие небесное.
Царское служение Господа Иисуса заключается в том, что Он, имея могущество Царя, в доказательство божественности Своего благовестия, совершил ряд знамений и чудес без чего люди не смогли бы уверовать в Него; и, кроме того, разрушить область дьявола – ад, действительно победить смерть и отверзть нам вход в царство небесное.
В чудесах Своих Он проявлял власть над всею природой: претворил воду в вино, ходил по водам, одним словом укротил бурю морскую, одним словом или прикосновением исцелял всякие болезни, давал зрение слепым, слух – глухим, язык – немым.
Он проявлял свою власть над силами ада. Одним повелением Своим изгонял духов нечистых из людей; сами бесы, узнавая о Его могуществе, трепетали Его власти.
Иисус Христос победил и разрушил ад, когда упразднил смертию Своею властителя державы смерти – дьявола; снисшел в ад с душою Своею, как Бог, чтобы благовестить пленникам адовым о спасении, и извел оттуда всех ветхозаветных праведников в светлые обители Отца небесного.
Иисус Христос победил смерть Своим воскрешением. Вследствие воскресения Христова некогда воскреснем и все мы, так как через веру во Христа и через приобщение к святым таинствам Его мы становимся причастниками Его.
Иисус Христос после освобождения ветхозаветных праведников из ада торжественно вознесся на небеса с воспринятым Им естеством человеческим и, таким образом, отверз для всех людей свободный вход в царство небесное.
В православии догматы стали ответом на искажение христианского учения
Православная догматика выделяет следующие свойства догматов:
- Теологичность.
- Боготкровенность.
- Церковность.
- Общеобязательность.
Содержание этих свойств раскрыты выше применительно к сочинениям отцов Церкви, посвящённым догматам. Необходимо отметить, что каждое религиозное течение может иметь собственные догматы.
Так, например, православные признают догматы, принятые постановлениями Вселенских Соборов, ответом на те или иные фундаментальные искажения церковного учения. Католики же признают необходимость появления новых догматов без этого условия.
Догмат Церкви не подлежит осуждению или изменению.
Догмат Церкви ― это вероучительная истина, не подлежащая обсуждению. Именно поэтому если фиксируется сознательный отход от догмата в виде полного его неприятия или же иной трактовки, можно говорить о наличии ереси в суждениях того или иного человека.
Таким образом, отвечая на вопрос: кто такой догматик, можно сказать, что это тот человек, который не уклоняется от учения Церкви, разделяет и соблюдает все ей догматы.
Икона Символ Веры. Православные догматы содержаться в Символе веры и Катехизисе
Догматические положения православного учения изложены в Символе Веры. Кроме того, их также можно найти в Катехизисе и учебной литературе по Закону Божиему. Догматы призваны помочь каждому человеку иметь точное, недвусмысленное представление о Боге и его взаимоотношениях с миром, и ясно понимать, где заканчивается христианство и начинается ересь.
Именно поэтому вероучительными истинами католицизма и протестантизма признаются иные положения, чем в православии, что и привело к расколу между крупнейшими христианскими конфессиями.
Догматы об освящении
Чтобы каждый человек мог соделаться причастником спасения, необходимо освящение человека, т.е. действительное усвоение каждым из нас заслуг Христовых, или такое дело, в котором всесвятый Бог, при известных условиях с нашей стороны, действительно очищает нас от грехов, оправдывает и соделывает освященными и святыми.
В деле освящения нашего участвуют все Лица Пресвятой Троицы: Отец, Сын и Святой Дух. Отец представляется источником нашего освящения. Дух Святой представляется совершителем нашего освящения. Сын представляется виновником нашего освящения.
Благодать Божия, т.е. спасительная сила Божия, сообщается нам ради заслуг нашего Искупителя и совершает наше освящение.
Частные виды благодати: внешняя, действующая через Слово Божие, Евангелие, чудеса и др.; внутренняя, действующая непосредственно в человеке, истребляя в нем грехи, просвещая разум, направляя его волю к добру; преходящая, производящая частные впечатления и содействующая в частных добрых делах; постоянная, которая постоянно обитает в душе человека и соделывает его праведным; предваряющая, предшествующая доброму делу; сопутствующая, которая сопровождает добрые дела; достаточная преподает человеку достаточную силу и удобство действовать; действенная, сопровождаемая действием человека, приносящим плоды.
Бог предвидел, что одни люди будут хорошо пользоваться своею свободной волею, а другие худо: то посему одних предопределил к славе, а других осудил.
Предваряющая благодать Божия, подобно свету просвещающему ходящих во тьме, путеводит всех. Поэтому желающие свободно покоряться ей и исполнять ее повеления, необходимо нужные для спасения, получают посему и особенную благодать. Те, которые не хотят повиноваться и следовать благодати, и потому не соблюдают заповедей Божьих, но, следуя внушениям сатаны, злоупотребляют своей свободой, данной им от Бога с тем, чтобы они произвольно делали добро, предаются вечному осуждению.
Благодать Божья простирается на всех людей, а не на одних предопределенных к праведной жизни; предопределение Божье одних к вечному блаженству, других к вечному осуждению, не безусловно, а условно, и основывается на предвидении того, воспользуются ли они или не воспользуются благодатью; благодать Божья не стесняет свободы человека, не действует на нас непреодолимо; человек деятельно участвует в том, что совершает в нем и через него благодать Божия.
Основные догматы христианства (их 12), принятые на Вселенских соборах, Православие признает
Для Православия характерно наличие строго и отчетливого вероисповедального сознания. Это несомненное его преимущество перед католицизмом и протестантизмом.
При этом православным необходимо всегда помнить о том, что догмат не означает введения новых истин относительно Бога, так как Иисус Христос дал нам христианское учение во всей его полноте. Догматы только очерчивают границу нашего толкования такого учения, а также раскрывают целостное отношение Церкви к вновь возникшим вопросам и обстоятельствам.
Икона Христос и 12 апостолов. Иисус Христос — глава Христианской Церкви, поэтому её учение полно и не подлежит изменению
В Православии признаются 12 догматов, принятых Вселенскими Соборами iv веков. Список их следующий:
- Догмат о Пресвятой Троице. Содержат определение Единого Бога христиан, который представляет собой три Лица во Едином — Отца, Сына и Святого Духа.
- Догмат о грехопадении. Содержит понятие первородного греха Адама и Евы и его последствиях для человечества, которое после грехопадение изгнано из Рая и может спастись теперь только через покаяние и молитву к Господу.
- Догмат об Искуплении человечества от греха. Содержит понятие об искуплении первородного человеческого греха через явление на землю Иисуса Христа и его страдания на Кресте.
- Догмат о Воплощении Господа нашего Иисуса Христа. Говорит о таинственном соединении двух природ — божественной и человеческой в лице вочеловечившегося Сына Божия, Иисуса Христа.
- Догмат о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа. Говорит о том, что Господь Наш Иисус Христос после распятия и крестных страданий умер, но воскрес. Это самый главный христианский догмат и вера в воскресение Христа — отличает христианина от последователей всех других религий.
- Догмат о Вознесении Господа нашего Иисуса Христа. Говорит о том, что после своего Воскресения Христос вознёсся на Небеса. Таким образом, Христос через свою смерть, Воскресение и Вознесение даровал людям возможность получить Благодать Божию и спастись через причастие, покаяние и молитву.
- Догмат о Втором Пришествии Спасителя и Страшном суде. Говорит о том, что состоится Второй Пришествие Христа на землю. Спаситель воскресит всех умерших и будет чинить Страшный суд, после которого праведники попадут в рай, а грешники в ад.
- Догмат о единстве, соборности Церкви и преемственности в ней учения и священства. В Никео-Цареградский Символом веры передается так: «верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». Позволяет отличить Итсиную Церковь от иных человеческих сообществ и иных неправославных Церквей.
- Догмат о всеобщем воскресении людей и будущей жизни. Говорит о том, что после Второго Пришествия Христа все люди воскреснут, войдут в Царствие Небесное и будут пребывать там с Господом.
- Догмат о двух естествах Господа Иисуса Христа. Принят на IV Вселенском Соборе в — Халкидоне. Говорит о том, что Христос представлет собой одно Лицо и одну Ипостась,– не на два лица рассекаемого или разделяемого, но одного и того же Сына и Единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа.
- Догмат о двух волях и действиях в Господе Иисусе Христе. Принят на VI Вселенском Соборе в Константинополе. Догмат говорит о том, что во Христе имеет место единая воля и единое действование, при этом Божественная и реальная человечская природа в нём различаются.
- Догмат об иконопочитании. Принят на VII Вселенском Соборе в Никее. Разрешает почитание святых икон, при этом указывает на то, что нужно не допускать их обоготворения, так как христианин не самой иконе, а Богу и Его святым, изображённым на иконе.
Догматы о святой Церкви
Христовой церковью называется либо общество всех разумно-свободных существ, т.е. ангелов и людей, верующих во Христа-Спасителя и соединенных в Нем, как единой главе своей; либо общество людей веровавших и верующих во Христа, когда бы они ни жили и где бы ныне ни находились; либо только Церковь новозаветную и воинствующую или благодарное Царство Христово.
Господь Иисус желал, чтобы люди, приняв новую веру, содержали ее не в отдельности друг от друга, а составили для сего определенное общество верующих.
Христос положил начало и основание для Церкви Своей, избрав Себе первых двенадцать учеников, которые образовали первую Его Церковь. Он также учредил чин учителей, которые бы распространяли Его веру между народами; установил Таинства крещения, Евхаристии и покаяния.
Христос основал или водрузил Церковь Свою только на кресте, где Он стяжал ее кровью Своею. Ибо только на кресте Господь искупил нас и воссоединил с Богом, только после крестных страданий Он вошел во славу Божию и мог ниспослать ученикам Своим Духа Святого.
Облеченные силою свыше святые Апостолы из верующих в разных местах старались составлять общества, которые именовали церквами; заповедовали этим верующим иметь собрания для слушания слова Божия и вознесения молитв; увещевали их, что они все образуют единое тело Господа Иисуса; повелевали им не оставлять своего собрания под опасением отлучения от Церкви.
Все люди призываются быть членами Церкви, но не все суть ее члены на самом деле. К Церкви принадлежат только те, которые крестились. Те, которые согрешили, но исповедуют чистую веру Христову, также принадлежат к церкви, лишь бы они не сделались отступниками. Отступники, еретики, отщепенцы (или раскольники) невидимым действием суда Божия отсекаются как мертвые члены.
Цель Церкви, для которой Господь основал ее, есть освящение людей-грешников, а затем воссоединение с Богом. Для достижения этой цели Господь Иисус даровал Церкви Своей Божественное учение и учредил чин учителей; установил в Церкви Своей святые таинства и вообще священнодействия, учредил в Церкви Своей духовное управление и управителей. церковь обязана сохранять драгоценный залог спасительного учения веры и распространять это учение среди народов; сохранять и употреблять во благо людей Божественные таинства и вообще священнодействие; сохранять Богоучрежденное в ней управление и пользоваться им сообразно с намерением Господа.
Церковь разделяется на паству и иерархию. Паству составляют все верующие в Господа Иисуса, иерархия же, или священноначалие, есть особое Богоучрежденное сословие людей, которых одних Господь уполномочил распоряжаться теми средствами, какие даровал Он Церкви для ее цели.
Три степени Богоучрежденной иерархии суть епископы, священники и дьяконы. Епископ в своей частной церкви или епархии есть местоблюститель Христов и, следовательно, главный начальник над всею подведомственной ему иерархией и над всею паствой. Он главный учитель и для простых верующих, и для пастырей. Епископ есть первый священнодействователь святых таинств в своей частной церкви. Он один имеет право рукополагать во священника на основании слова Божия, правил святых Апостолов и святых Соборов. Священник имеет власть совершать таинства и вообще священнодействия, кроме принадлежащих епископу. Он подлежит непрестанному надзору, власти и суду своего архипастыря. Дьяконы являются оком и ухом епископа и священника.
Дважды в году должен собираться собор епископов, частный или поместный, для рассуждения о догматах благочестия и разрешения случающихся церковных прекословии.
Средоточие духовной власти для Церкви вселенской – во вселенских Соборах.
Истинной Главой Церкви является Иисус Христос, который держит кормило правления Церкви, оживляет ее единой и спасительной благодатью Святого Духа.
Церковь является единой, святой, соборной и спасительной. Она едина по своему началу и основанию, по своему устройству, внешнему (делению на пастырей и пасомых), внутреннему (соединение всех верующих в Иисуса Христа, как истинной Главе Церкви); по своей цели. Она свята по своему началу и основанию; по своему назначению, по своему устройству (Глава ее есть Всесвятый Господь Иисус; в ней пребывает Святой Дух со всеми, освящающими нас, благодатными дарами; и ряд других). Она соборная, иначе кафолическая или вселенская по пространству (предназначена обнимать всех людей, где бы они ни обитали на земле); по времени (предназначена приводить к вере во Христа и существовать до скончания века); по своему устройству (учение Церкви может быть принято всеми людьми, образованными и необразованными, не будучи связано с гражданским устройством и, следовательно, ни с каким определенным местом и временем). Она апостольская по своему началу (поскольку Апостолы первые прияли власть распространить христианскую веру и основали много частных церквей); по своему устройству (Церковь ведет свое начало от самих Апостолов чрез непрерывное преемство епископов, учение свое заимствует из писаний и преданий апостольских, правит верующими по правилам святых апостолов).
Вне Церкви для человека спасения нет, поскольку необходимы вера в Иисуса Христа. примирившего нас с Богом, а вера сохраняется неповрежденной только в Его Церкви; участие в святых таинствах, которые совершаются только в Церкви; добрая, благочестивая жизнь, очищение от грехов, что возможно только под руководством Церкви.
Учение о догматах разработали античные ученые и Отцы Церкви
История слова «догмат» идёт из античной литературы, при этом тогда оно не употреблялось в богословском смысле. Так Цицерон словом dogma обозначал те общеизвестные доктрины, которые имели значение неоспоримой истины.
В этом же смысле такие христианские писатели как Ориген и святой Исидор называли Сократа законодателем догматов аттических, а учения Платона и стоиков ― догматами. У Ксенофонта догматом называется начальственное распоряжение, которому все, и командующие, и простые воины, должны беспрекословно подчиняться
Ксенофонт. Бюст. Слово «догма» встречается уже у античных авторов, которые определяют его как начальственное распоряжение, которому следует без обсуждения повиноваться
Толкование понятия «догмата» из античной литературы перекочевало в литературу христианскую. Так в греческом переводе 70 толковников в книгах пророка Даниила, Есфири, книг Маккавейских словом δόγμα называется указ царский, подлежащий немедленному исполнению.
Кроме того, там же этим словом назван закон царский или государственный, безусловно обязательный для каждого подданного.
Слово «догма» встречается в переводе 70 толковников в книгах пророка Даниила.
В Новом Завете, а именно в евангелии от Луки, словом δόγμα названо повеление кесаря о переписи населения Римской империи. В Книге Деяний Апостольских — законы царские в послании к Коллосянам и Ефесянам — имевшие божественный авторитет законы Моисея.
Если же говорить о религиозных догматах, то вначале в книге Деяний Апостольских, а затем в книги Деяний (XV, 20—28) этим словом обозначаются те определения церкви, которые должны иметь непререкаемый авторитет для каждого ее члена.
Священномученик Игнатий Богоносец Антийохийский. Святой Игнатий, совместно с другими Отцами Церкви подробно разработал понятие христианского догмата
Такие Отцы Церкви как Игнатий Богоносец, Кирилл Иерусалимский, Иоанн Златоуст и т.д. подробнее разработали понятие догмата. Согласно их сочинениям:
- Догмат ― это непререкаемая божественная истинная, которая даётся через Божественное Откровение. Именно поэтому догматы веры божьи и не признаются продуктом спекулятивного человеческого мышления и личного мнения.
- Догматом признается та истина, которая относиться к теории и существу религии. Этим он отличается от правил повседневной жизни христианина.
- Догмат, как истина божественного происхождения, определяемая и формулируемая Церковью, называется догматами Церкви (τά τής έκκλησίας δόγματα), или догматами церковными (τά έκκλεσιαστικά δόγματα).
- Догмат это такая истина, которую христианин обязан безусловно признавать для того, чтобы причислять себя к составу Церкви.
Догматы о Таинствах Церкви
Таинство есть священное действие, которое под видимым образом сообщает душе верующего невидимую благодать Божию.
Существенными принадлежностями каждого таинства считаются Божественное установление таинства, какой-либо видимый или чувствам подлежащий образ, сообщение таинством невидимой благодати душе верующего.
Всего таинств семь: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак, елеосвящение.
В крещении человек таинственно рождается в жизнь духовную; в миропомазании получает благодать возвращающую и укрепляющую; в причащении питается духовно; в покаянии врачуется от болезней духовных, т.е. от грехов; в священстве получает благодать духовно возрождать и воспитывать других посредством учения и таинств; в браке получает благодать, освящающую супружество и естественное рождение и воспитание детей; в елеосвящении врачуется от болезней телесных посредством исцеления от болезней духовных.
(Далее следуют догматы о таинствах как установлениях Божиих, их цели и их действительности; о видимой стороне таинства и невидимых его действиях; определения требований к совершающему таинство и приступающему к нему; о свойствах, придаваемых таинством.)
Основное назначение христианских догматов ― ввести человеческий ум в познание Бога
Догматы ― это вероучительное определение Православной Церкви. Их задача состоит в том, чтобы ввести человеческий ум в познание Бога. Основные догматы христианства воплощают в себе три основополагающих правила:
- Существование Всевышнего в трех лицах;
- Воплощение Божьего Сына в представителя человеческого рода;
- Избавление человечества от грехов.
Видеоролик: «Истина, догмат и вера». На 4 минуте 22 секунде автор говорит о том, что истина дана в Церкви изначально и не может изменяться или же увеличиваться.
Термин «догмат» в собственном значении употребляется преимущественно в христианстве и обозначает теологическую, богооткровенную истину, содержащую учение о Боге и Его домостроительстве, которое Церковь определяет и исповедует, как неизменное и непререкаемое положение веры.
Необходимо отметить, что для православия характерно два похода к тому, где принимаются догматы.
Догмат
это вероучительное Определение Православной Церкви по вопросу её учения
Согласно первому подходу догматами называются только те непререкаемые положения православной веры, которые утверждаются на Вселенских соборах. На них они получают догматическую формулировку. Второй поход говорит о том, что догматом следует называть всякое неоспоримое и обязательное положение православного вероучения.
Исходя из этих двух подходов христианские догматы делятся на:
- Общие (догматические формулировки Вселенских соборов) и частные (выводимые из общих).
- Раскрытые, то есть (обсужденные и утвержденные на Вселенских соборах), и не раскрытые. Последние в подробностях на вселенских соборах не обсуждаются и в подробностях не определяются, но признаются всей Православной Церковью.
- Чистые, основанные на Божественном Откровении и смешанные, основанные не только на таком Откровении, но и на естественном разуме.
Догматы о Таинстве священства
Чтобы люди могли соделываться пастырями Христовой Церкви и получать власть совершать Таинства, Господь учредил еще особое Таинство Таинство священства.
Священство есть такое священнодействие, в котором через молитвенное возложение рук архиерейских на главу избранного лица низводится на это лицо Божья благодать, освящающая и поставляющая его на известную ступень церковной иерархии, и потом содействующая ему в прохождении иерархических обязанностей.
Догматы о Боге как судии и мздовоздаятеле
Великое дело освящения людей или усвоения ими заслуг Христовых Бог совершает не иначе, как при свободном участии в том со стороны самих людей, под условиями их веры и добрых дел. Для совершения этого дела Богом назначен предел: для лиц частных оно продолжается до конца их земной жизни, а для всего рода человеческого будет продолжаться до самой кончины мира. По окончании же того и другого периода, Бог является и имеет явиться Судией и Мздовоздаятелем для каждого человека и всего человечества. Он требует и потребует у людей отчета, как они воспользовались средствами, данными для их освящения и спасения, и всякому воздаст по заслугам.
В деле суда над нами и в мздовоздаянии нам участвует вся Пресвятая Троица.
Смерть человека является существенным обстоятельством, предваряющим этот суд.
Смерть есть разлучение души от тела, причина смерти заключается в его грехопадении, смерть – общий удел всего рода человеческого, смерть есть предел, которым заканчивается время подвигов и начинается время воздаяния.
Души умерших блаженствуют или мучатся, смотря по делам своим. Однако ни это блаженство, ни эти мучения не являются совершенными. Они получают их совершенными по общем воскресении.
Мздовоздаяние праведникам по воле небесного Судьи имеет два вида: прославление их на небеси и прославление их на земле – в Церкви воинствующей.
Прославление праведников, по кончине их, на земле выражается тем, что Церковь земная почитает их как угодников и друзей Божьих и призывает их в молитвах как предстателей перед Богом; чтит самые их мощи и другие останки, а также их священные изображения или иконы.
Грешники отходят душами своими во ад – место печали и скорби. Полное и окончательное воздаяние грешникам будет по окончании века сего.
Грешникам, которые до смерти покаялись, только не успели принести плодов, достойных покаяния (молитва, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу), остается еще возможность получить облегчение в страданиях и даже вовсе освобождение от уз ада. Но их можно получить только по благости Божией, через молитвы Церкви и благотворения.