Что такое догмат: без этого античного слова не обошлись и христиане

Оглав­ле­ние

  • Дог­маты о Боге и общем отно­ше­нии его к миру и чело­веку
  • Дог­маты о Боге, тро­ич­ном в лицах
  • Дог­маты о Боге, как творце и про­мыс­ли­теле, к миру духов­ному
  • Дог­маты об отно­ше­нии Бога, как творца и про­мыс­ли­теля, к чело­веку
  • Дог­маты о Боге спа­си­теле и осо­бен­ном отно­ше­нии его к чело­ве­че­скому роду
  • Дог­маты о Христе Спа­си­теле
  • Дог­маты об освя­ще­нии
  • Дог­маты о святой Церкви
  • Дог­маты о Таин­ствах Церкви
  • Дог­маты о Таин­стве свя­щен­ства
  • Дог­маты о Боге как судии и мздо­воз­да­я­теле
  • Дог­маты о все­об­щем суде

Место дог­ма­тов в ряду других хри­сти­ан­ских истин: Истины хри­сти­ан­ского Откро­ве­ния, заклю­ча­ю­ще­гося в Свящ. Писа­нии и Свящ. Пре­да­нии, раз­де­ля­ются на истины веры и на истины дея­тель­но­сти.

Истины веры под­раз­де­ля­ются на отно­ся­щи­еся к самому суще­ству хри­сти­ан­ской рели­гии как вос­ста­нов­лен­ному союзу между Богом и чело­ве­ком, назы­ва­е­мые дог­ма­тами, и другие, не отно­ся­щи­еся к суще­ству, кото­рые содер­жат исто­ри­че­ские ска­за­ния или част­ные изре­че­ния свя­щен­ных лиц.

Истины дея­тель­но­сти под­раз­де­ля­ются на опре­де­ле­ния нрав­ствен­ного пове­де­ния и истины обря­до­вые и кано­ни­че­ские.

Струк­тура дог­ма­ти­че­ского Бого­сло­вия:

  1. Дог­маты о Боге и общем отно­ше­нии Его к миру и чело­веку.
  2. Дог­маты о Боге, Тро­ич­ном в Лицах.
  3. Дог­маты о Боге, как Творца и Про­мыс­ли­теля, к миру духов­ному.
  4. Дог­маты о Боге, как Творца и Про­мыс­ли­теля, к чело­веку.
  5. Дог­маты о Боге Спа­си­теле и осо­бен­ном отно­ше­нии Его к чело­ве­че­скому роду.
  6. Дог­маты о Христе Спа­си­теле.
  7. Дог­маты об освя­ще­нии.
  8. Дог­маты о Святой Церкви.
  9. Дог­маты о Таин­ствах Церкви.
  10. Дог­маты о Таин­стве Свя­щен­ства.
  11. Дог­маты о Боге как Судии и Мздо­воз­да­я­теле.
  12. Дог­маты о Все­об­щем суде.

Дог­маты о Боге и общем отно­ше­нии его к миру и чело­веку

Общие свой­ства суще­ства Бога

Бог не пости­жим и неви­дим. Бог явил себя людям в тво­ре­нии и в сверхъ­есте­ствен­ном Откро­ве­нии, кото­рое про­по­ве­до­вал еди­но­род­ный Сын Божий через Апо­сто­лов. Бог един в суще­стве и тро­и­чен в Лицах.

Бог есть Дух вечный, все­б­ла­гий, все­ве­ду­щий, все­мо­гу­щий, вез­де­су­щий, неиз­ме­ня­е­мый, все­до­волъ­ный, все­б­ла­жен­ный.

При­рода Бога – совер­шенно неве­ще­ствен­ная, непри­част­ная ни малей­шей слож­но­сти, про­стая.

Бог, как Дух, кроме духов­ной при­роды (суб­стан­ции), имеет ум и волю.

Бог, как Дух, бес­пре­де­лен во всех отно­ше­ниях, иначе, все­со­вер­шен­ный, Он само­бы­тен и неза­ви­сим, неиз­ме­рим и вез­де­сущ, вечен и неиз­ме­нен, все­си­лен и все­мо­гущ, совер­ше­нен и чужд вся­кого недо­статка.

Част­ные свой­ства суще­ства Бога

Само­быт­ность – все, что имеет, имеет от самого себя.

Неза­ви­си­мость – в суще­стве, в силах и в дей­ствиях опре­де­ля­ется Сам Собою.

Неиз­ме­ри­мость и вез­де­при­сут­ствие – не под­ле­жит ника­кому огра­ни­че­нию про­стран­ством и местом.

Веч­ность – Он не имеет ни начала, ни конца своего бытия.

Неиз­ме­ня­е­мость – Он всегда пре­бы­вает один и тот же.

Все­мо­гу­ще­ство – Он обла­дает неогра­ни­чен­ною силою все про­из­во­дить и над всем вла­ды­че­ство­вать.

Свой­ства ума Бога

Свой­ство ума Бога самого в себе – все­ве­де­ние, т.е. Он знает все и знает совер­шен­ней­шим обра­зом.

Свой­ство ума Бога в отно­ше­нии к его дей­ствиям – высо­чай­шая пре­муд­рость, т.е. совер­шен­ней­шее знание наи­луч­ших целей и наи­луч­ших средств, совер­шен­ней­шее искус­ство при­ла­гать послед­ние к первым.

Свой­ства воли Бога

Свой­ства воли Бога самой в себе – высо­чайше сво­бод­ная и все­свя­тая, т.е. чистая от вся­кого греха.

Свой­ство воли Бога в отно­ше­нии ко всем тварям – все­б­ла­гая, а по отно­ше­нию к тварям разум­ным – истин­ная и верная, поскольку откры­вает себя им в каче­стве нрав­ствен­ного закона, а также пра­во­суд­ного, поскольку воз­дает им по заслу­гам.

Един­ство Бога по суще­ству

Бог есть един.

Дог­маты о Боге, тро­ич­ном в лицах

В Боге едином по суще­ству три Лица или Ипо­стаси: Отец, Сын и Святой Дух.

Три Лица в Боге равны между собой и еди­но­сущны.

Три Лица раз­личны по своим личным свой­ствам: Отец не рожден ни от кого, Сын рожден от Отца, Дух Святой исхо­дит от Отца.

(Ипо­стаси нераз­дельны и нес­ли­янны; рож­де­ние Сына нико­гда не начи­на­лось, нико­гда не окан­чи­ва­лось, Сын родился от Отца, но не отде­лился от него, Он пре­бы­вает в Отце; Бог Дух Святой вечно исхо­дит от Отца.)

Дог­маты о Боге, как творце и про­мыс­ли­теле, к миру духов­ному

Мир духов­ный состав­ляют дво­я­кого рода духи: добрые, назы­ва­е­мые Анге­лами, и злые, назы­ва­е­мые демо­нами.

Ангелы и демоны сотво­рены от Бога.

Демоны сде­ла­лись злыми из духов добрых по своей воле при попу­сти­тель­стве Бога.

Бог, как Про­мыс­ли­тель, даро­вал и Анге­лам, и демо­нам при­роду, силы и спо­соб­но­сти.

Бог содей­ствует Анге­лам в их доброй дея­тель­но­сти и управ­ляет ими сооб­разно с целью их бытия.

Бог попу­стил паде­ние демо­нов и попус­кает их злую дея­тель­ность, и огра­ни­чи­вает ее, направ­ляя ее, по воз­мож­но­сти, к добрым целям.

* * *

По при­роде своей Ангелы суть духи бес­плот­ные, совер­шен­ней­шие души чело­ве­че­ской, но огра­ни­чен­ные.

Мир ангель­ский необы­чайно велик.

Ангелы про­слав­ляют Бога, служат Ему, служат в сем мире людям, путе­водя их в цар­ствие Божие.

Гос­подь дарует осо­бого Ангела-Хра­ни­теля каж­дому из веру­ю­щих.

* * *

Дьявол и ангелы его (демоны) – суще­ства личные и дей­стви­тель­ные.

Демоны по своей при­роде духи бес­плот­ные, высшие души чело­ве­че­ской, но огра­ни­чен­ные.

Демоны не могут упо­тре­бить наси­лия ни над одним чело­ве­ком, если Бог не попу­стит им.

Дьявол дей­ствует как враг Божий и как враг чело­ве­че­ский.

Бог раз­ру­шает цар­ство демо­нов на земле через непре­стан­ное рас­про­стра­не­ние Своего бла­го­дат­ного цар­ства.

Бог даро­вал людям Боже­ствен­ные силы против демо­нов (молитва и др.).

Бог попус­кает дея­тель­ность демо­нов, направ­лен­ную на поги­бель чело­ве­че­ства, для нрав­ствен­ной пользы людей и их спа­се­ния.

История философии. Тест 5

1. Один из столпов александрийской школы, этот фи­лософ происходил из еврейской семьи, а свои философские произведения редактировал в форме комментария к «Пяти­книжию» Моисея. В его сочинениях слились еврейские преда­ния и греческая стоическая философия Филон апостол Павел Валентин Маркион

2. Согласно Василиду, «сначала от нерожденного отца родился Нус, а от него Логос-Суждение, а от Суждения — …» Мудрость и Сила Сила и эманации; ангелы и первое небо первое и все другие небеса

3. Официальная христианская церковь к концу II в. по отношению к гностикам заняла следующую позицию сменила гнев на милость и позволила им развивать свою философию вела ожесточенную борьбу постепенно восприняла их символику включила гностические обряды в церковный культ

4. Плотин считал, что Единое — это источник бытия, всего сущего в мире. Это чистое и простое единство, исклю­чающее множественность, а также мысль дух воля абсолют

5. Теоретической основой попытки Юлиана Отступ­ника отвергнуть христианство и реставрировать языческую религию признается манихейство гностицизм неоплатонизм апологетика

6. Главным логиком в направлении неоплатонизма был Плотин Прокл Порфирий Платон

7. Квинт Тертуллиан провозгласил «Христианское откровение упраздняет мудрость мира сего» «Верую, потому что нелепо» «Божественное и дьявольское постоянно борются меж­ду собой» «Ищите и обрящете».

8. Стремясь объединить христианство с неоплато­низмом, он впервые предпринял философско-аллегорическое истолкование Библии Климент Александрийский Аммоний Сакка Плотин Ориген

9. Арий объявил Иисуса Христа единосущным богу-отцу подобносущим богу-отцу неединосущим богу отцу разносущим с богом-отцом

10. Основной догмат христианского вероучения отно­сительно Бога гласит нет Бога выше Аллаха Бог есть Единое Бог, будучи единым и единственным, существует в трех ипостасях Бог есть Все и все есть Бог

11. Он был рожден в семье римского чиновника, учился риторике у скептиков, затем был приверженцем манихейст­ва, но, перейдя в христианство, стал виднейшим из отцов за­падной церкви Иероним Блаженный Амвросий Медиоланский Аврелий Августин Василий Кессарийский

12. В «Церковной Иерархии» Псевдо-Дионисия монахи находятся на уровне епископов оглашенные — на уровне священников и дьяконов члены христианской общины — на уровне разумных существ епископы — на уровне священников и дьяконов

13. С точки зрения Аврелия Августина, время — это только прошлое будущее настоящее вечность

14. Его называли «первым отцом схоластики» и «Карлом Великим схоластической философии» Ансельм Кентерберийский Иоанн Росцелин Иоанн Скот Эриугена Пьер Абеляр

15. В схоластике провозглашалось различие между верой и разумом наукой и теологией теологией и философией философией и наукой

Дог­маты об отно­ше­нии Бога, как творца и про­мыс­ли­теля, к чело­веку

Чело­век сотво­рен по образу и подо­бию Бога.

Бог сотво­рил чело­века с тем, чтобы он позна­вал Бога, любил и про­слав­лял Его, и через то вечно бла­жен­ство­вал.

Бог сотво­рил первых людей, Адама и Еву, осо­бен­ным обра­зом, отлич­ным от сотво­ре­ния других Его созда­ний.

Род чело­ве­че­ский про­изо­шел от Адамы и Евы.

Чело­век состоит из неве­ще­ствен­ной души и веще­ствен­ного тела.

Душа, высшая и пре­вос­ход­ней­шая часть чело­века, явля­ется суще­ством само­сто­я­тель­ным, неве­ще­ствен­ным и про­стым, сво­бод­ным, бес­смерт­ным. Назна­че­ние чело­века состоит в том, чтобы он неиз­менно пре­бы­вал верным высо­кому завету или союзу с Богом, к кото­рому его при­звал Все­б­ла­гий при самом сотво­ре­нии, чтобы стре­мился к своему Пер­во­об­разу всеми силами своей разумно-сво­бод­ной души, т.е. позна­вал своего Созда­теля и про­слав­лял, жил для Него и в нрав­ствен­ном еди­не­нии с Ним.

Паде­ние чело­века было попу­щено Богом.

Рай был местом для жизни счаст­ли­вой и бла­жен­ной, одно­вре­менно чув­ствен­ным и духов­ным. Чело­век в Раю был бес­смерт­ным. Неверно, что Адам не мог уме­реть, он мог не уми­рать. Адам должен был делать и хра­нить Рай. Для настав­ле­ния истины веры Бог удо­ста­и­вал неко­то­рых людей Своими откро­ве­ни­ями, являлся им Сам, бесе­до­вал с ними, откры­вал им Свою волю.

Бог сотво­рил чело­века вполне спо­соб­ным к дости­же­нию уста­нов­лен­ной Им цели, т.е. совер­шен­ным, как по душе, в умствен­ном и нрав­ствен­ном отно­ше­нии, так и совер­шен­ным по телу.

***

Для упраж­не­ния и укреп­ле­ния в добре нрав­ствен­ных сил Бог запо­ве­дал чело­веку, чтобы он не вкушал плодов от древа позна­ния добра и зла.

Чело­век не сохра­нил запо­веди, и через то лишился своего досто­ин­ства.

Все люди пошли от Адама и его грех есть грех всех людей.

Бог с самого начала даро­вал чело­веку Свою бла­го­дать.

В змее, совра­тив­шем Адама и Еву, скры­вался дьявол. Ева увлек­лась мечтою сде­латься равной Богу, Адам пал вслед­ствие при­стра­стия к жене.

Смерть пришла к чело­веку от зави­сти дья­вола к Богу.

След­ствия паде­ния в душе: рас­тор­же­ние союза с Богом, потеря бла­го­дати, смерть духов­ная, помра­че­ние разума, низ­вра­ще­ние воли и пре­клон­ность ее более ко злу, нежели к добру, иска­же­ние образа Божия.

След­ствия паде­ния для тела: болезни, скорби, изне­мо­же­ние, смерть.

След­ствие для внеш­него состо­я­ния чело­века: потеря или умень­ше­ние власти над живот­ными, потеря пло­до­нос­но­сти земли.

***

След­ствия паде­ния рас­про­стра­ни­лись на все чело­ве­че­ство. Пер­во­род­ный грех все­об­щен.

***

Бог после паде­ния Адама и Евы не пере­стал про­мыш­лять о чело­веке. Он царь всей земли, вла­деет наро­дами и при­зи­рает их. Он ставит царей над наро­дами, дарует им Дер­жаву и силу, управ­ляет через царей зем­ными цар­ствами. Постав­ляет через царей низшие власти, постав­ляет для устро­е­ния сча­стья чело­ве­че­ских обществ слуг Своих (Анге­лов).

Бог про­мыш­ляет об отдель­ных людях и, в осо­бен­но­сти, о про­вод­ни­ках, хранит нас в тече­ние всей жизни, содей­ствует нам в дея­тель­но­сти, назна­чает предел нашей земной жизни и дея­тель­но­сти.

Бог про­мыш­ляет спо­со­бами есте­ствен­ным (хранит людей и содей­ствует им) и сверхъ­есте­ствен­ным (чудеса и дей­ствия Боже­ствен­ного домо­стро­и­тель­ства).

Опыт показывает, что знание догматов и канонов позволяет обезопасить себя от влияния опасных мыслей и людей. По тому, как тот или иной человек отзывается о них (не говоря о том, соблюдает или нет) становится ясно, на самом ли деле это православный человек. Даже если внешне у него все исправно, но отношение самое халатное, «творческое», то рано или поздно выясняется, что это волк в овечьей шкуре.

Догматы говорят о Боге в отношении к человеку и о человеке в отношении к Богу. Каноны регламентируют жизнь Церкви и христиан в смысле дисциплинарно правовом, и в нравственной области. Канон (в смысле церковного права) – это основополагающий церковный закон, действующий во всей Православной Церкви.

В идее канона всегда лежит неизменный догматический момент. Однако в буквальном смысле канон отражает преходящие обстоятельства жизни Церкви.

Каноны не подлежат отмене, но их правовые нормы не носят абсолютного характера. Более того, в самих правилах можно найти указание на гибкость. Канон может больше не применяться в связи с тем, кто регулируемое им отношение исчезло. В то же время правило канона может служить ориентиром: так, указание на возраст не существующих ныне дьяконисс (40 лет) ложится в основу рассуждений о возрасте женщины, назначаемой на существующие ныне церковные должности.

Каноны, даже если они уже не применяются, в любом случае остаются критериями церковного законодательства и основы церковного правосознания. Канон – указатель к правильной ориентации в актуальных проблемах церковной жизни.

Церковное знание можно разделить на четыре области:

  • догматы — четкие церковные определения;
  • каноны — регламент жизни Церкви и христиан;
  • литургическое предание, регулирующее богослужебную жизнь Церкви;
  • православная аскетика — опыт богообщения, основные законы духовной жизни и глубокий аскетический аппарат, призванные помочь выстроить православную личную форму духовной жизни.

Догматы о Боге и общем отношении Его к миру и человеку, например:

  1. Бог есть.
  2. Бог:
  1. самобытен (не происходит ни от кого, ни от чего, имеет бытие в Самом Себе), неизменяем («Я – Господь, Я не изменяюсь» (Мал.3:6)), вечен (не зависит от времени), неизмерим и вездесущ (см., напр. Псалом 138) – т.н. апофатические свойства, основанные на отрицании тех или иных качеств, присущих конечной твари;
  2. обладает Божественными разумом и премудростью, всеведением. Бог свят (т.е. руководствуется представлением об одном высшем добре). Бог всемогущ (Быт 17, Лк 1:37) и всеблажен, благ, милостив. Бог есть Любовь. И, одновременно, Бог справедлив.
  1. Бог – Творец мира. Бог создал мир из ничего. Бог создал мир разумом и премудростью, волею и словом. До Бога времени не было. Бог создал совершенный мир.
  2. Бог – Промыслитель мира, т.е. печется о мире, хранит его и правит им.

Догматы о Боге, Троичном в Лицах, например:

  1. Бог един по существу, но троичен в лицах – Отец, Сын, Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная (Три самостоятельных Лица, обладающие всеми совершенствами, но не три Бога, а Бог).
  2. Три Лица Троицы различаются по личным свойствам: Отец не рожден ни от кого, Сын рожден Отцом, Дух Святой исходит от Отца.

Догматы о Боге, как Творце и Промыслителе, к миру духовному, например:

  1. добрые ангелы – служебные духи, которые служат Богу, народам, частным лицам, церквям;
  2. злые духи – падшие ангелы, обитают в воздухе, постоянно ищут, как погубить человека. Господь их деятельность попускает и ограничивает.

Догматы об отношении Бога, как Творца и Промыслителя, к человеку, например:

  1. Человек сотворен по образу и подобию Божию.
  2. Только три лица за всю историю человечества произошли особым образом – Адам, Ева и Господь наш Иисус Христос. Все остальные произошли от Адама и Евы.
  3. Человек состоит из души и тела.
  4. Душа – высшая, духовная, самостоятельная, разумная, сознательная, свободная, бессмертная сущность.

Догматы о Боге Спасителе и особенном отношении Его к человеческому роду, например:

  1. Грех праотцов (Адама и Евы) – на всех их потомках, т.е. всех людях. Это всеобщий, первородный грех.
  2. Следствия грехопадения: разрыв Богообщения, утрата благодати, смерть духовная, помрачение разума, извращение воли, склонность к злу, а не к добру, искажение образа Божия.
  3. Вся тварь через грехопадение человека прервала общение с Богом, и мучается доныне (Рим. 8:22).
  4. Господь через Сына своего благоволил спасти людей. Сын совершил это спасение. Святой Дух Своим содействием совершает в сердцах людей дело спасения.

Догматы о Христе Спасителе, например:

  1. Господь Иисус Христос – истинный Бог.
  2. Господь Иисус Христос – истинный, но безгрешный Человек, родившийся сверхъестественным образом, от Девы Марии по действию Духа Святаго.
  3. Мы все искуплены Его смертью и воскресением.
  4. Иисус Христос победил и разрушил ад.
  5. Победив смерть Своим воскрешением, Иисус Христос вознесся на небеса и воссел одесную Отца, тем самым вознес на небо естество человеческое и тем самым отверз для всех людей двери в Царство небесное.

Догматы об освящении, например:

  1. Без Божественной помощи люди спастись не могут.
  2. Благодать – это особая нетварная Божественная сила.
  3. Благодать достигает нас в Ипостаси Святаго Духа, потому часто называется силой Духа Святаго (хотя принадлежит всем Лицам Троицы).
  4. Благодать даруется людям вследствие подвига Иисуса Христа.
  5. Благодать не изменяет природу человека, но преображает ее.

Догматы о Святой Церкви, например:

  1. Церковь – посредница в деле освящения и спасения, основанная Господом нашим Иисусом Христом.
  2. Вне Церкви нет спасения.
  3. Глава Церкви – Иисус Христом
  4. Святой Дух действует в Церкви.
  5. Церковь святая, единая, соборная, апостольская.

Догматы о Таинствах Церкви, например:

  1. Таинства есть священные действия, чрез которые тайным образом действует на человека благодать, т.е. спасительная сила Божия (Пространный катехизис).
  2. Совершитель Таинств – сам Иисус Христос.
  3. Таинство действительно при условии веры в Христа и спасительную силу Таинств, и искреннего желания принять благодать.
  4. Крещение совершается только один раз.
  5. В Таинстве Евхаристии вино и хлеб прелагаются в Кровь и Тело Христово.
  6. Евхаристия есть жертва благодарения, умилостивления и соединения всей Церкви в Тело Христово.
  7. Покаяние врачует от грехов.

Догматы о Таинстве священства:

священство – Божественное установление, предполагает избранничество свыше, совершается через рукоположение (возложение рук).

Догматы о Боге как Судии и Мздовоздаятеле:

  1. Тело смертно, душа бессмертна.
  2. После телесной смерти каждого ожидает частный суд и мздовоздаяние до Страшного суда.
  3. Мздовоздаяние после частного суда – лишь ожидание блаженства или мучения. Божественная Литургия, молитвы, милостыни, посты могут изменить участь умершего.

Догматы о Всеобщем Суде:

  1. Время Второго пришествия знает только Бог.
  2. До Всеобщего суда воздаяние получает только душа (не тело), и праведники, и грешники находятся в предначалии (предвкушении) заслуженного блаженства или мучения, у грешников есть шанс на то, что по молениям Церкви их участь изменится.
  3. Второе пришествие будет во славе и величии.
  4. Воскресение мертвых будет действительным, всеобщим и одновременным, в тождественных телах.
  5. Живые изменятся мгновенно и одновременно.
  6. Грешники будут преданы вечному мучению вместе с диаволом, праведники навечно унаследуют Царство, уготованное от создания мира (Мф. 25:34). Еще раз: и то, и другое – навечно.>

552
Научиться понимать молитвы — вечерние завершающие молитвы

Предыдущая запись

Лествица — 1-ое слово, об отречении от мирской жизни

Следующая запись

Дог­маты о Боге спа­си­теле и осо­бен­ном отно­ше­нии его к чело­ве­че­скому роду

Бог послал Еди­но­род­ного Сына Своего в юдоль земную, дабы Он, вос­прияв плоть от Пре­чи­стой Девы по дей­ствию Свя­того Духа, иску­пил чело­века и ввел его в Цар­ство Свое гораздо в боль­шей славе, нежели какую он имел в Раю.

Бог – Спа­си­тель наш вообще, поко­лику в деле нашего спа­се­ния участ­во­вали все Лица Пре­свя­той Троицы.

Гос­подь наш Иисус Хри­стос Началь­ник и Совер­ши­тель нашей веры и спа­се­ния.

В Лице Иисуса Христа каждое Его есте­ство пере­дает свой­ства свои дру­гому, и именно – свой­ствен­ное Ему по чело­ве­че­скому усво­я­ется Ему, как Богу, а свой­ствен­ное Ему, по Боже­ству усво­я­ется Ему, как чело­веку.

Пре­свя­тая Дева Мария, Матерь Гос­пода Иисуса не по Боже­ству Его, а по чело­ве­че­ству, кото­рое, однако же, с самой минуты Его вопло­ще­ния, стало нераз­дельно и ипо­стасно соеди­нено в Нем с Боже­ством Его, и соде­ла­лось соб­ствен­ным Боже­скому Лицу Его.

В Иисусе Христе вопло­ти­лась не вся Пре­свя­тая Троица, но только один Сын

Божий, второе Лицо Пре­свя­той Троицы. Отно­ше­ние вто­рого Лица Пре­свя­той Троицы нимало не изме­ни­лось через Его вопло­ще­ние, и по вопло­ще­нии Бог Слово оста­ется тем же Божьим Сыном, каким был прежде. Сын Богу Отцу есте­ствен­ный, а не усы­нов­лен­ный. Иисус Хри­стос был пома­зан в долж­но­сти пер­во­свя­щен­ника, царя и про­рока на трой­ствен­ное слу­же­ние роду чело­ве­че­скому, через кото­рые он совер­шил свое спа­се­ние.

Догматы Православной Церкви

Всего выделяют 12 основополагающих истин в Православии:

  1. Непоколебимая вера в Пресвятую Троицу;
  2. Истина о совершении греха каждым из нас;
  3. Искупление грехов;
  4. Воплощение Сына Всевышнего;
  5. Воскрешение Иисуса Христа;
  6. Вознесение на небеса;
  7. Второе Пришествие и ожидаемый Страшный Суд;
  8. Возрождение значения и роли Церкви;
  9. Воскрешение простых смертных;
  10. Две стороны Божьего Сына – Божественная и человеческая;
  11. Две воли и возможность совершать чудотворные действия;
  12. Почитание икон.

Каждый человек решает для себя готов ли он придерживаться этих основных догм или нет. Насильно навязать чужое мнение и заставить человека искренне верить в существовании чудодейственной силы Творца, не входит в основные церковные каноны. Православные догматы помогут найти себя и открыть новые критерии для оценки разных поступков и действий.

Господь всегда с Вами!

Лучшая статья для Вас, переходите: Когда начинается Великий пост в 2021 году у православных

Смотрите еще и видео об основных православных догматах:

Дог­маты о Христе Спа­си­теле

Единый Гос­подь Иисус Хри­стос, Сын Божий Еди­но­род­ный ради чело­века и рода чело­ве­че­ского спа­се­ния сошел с Небес и вопло­тился от Духа Свя­того и Марии Девы и воче­ло­ве­чился.

Иисус Хри­стос, совер­шен­ный в Боже­стве и совер­шен­ный в чело­ве­че­стве; истинно Бог и истинно чело­век; также из души и тела; еди­но­су­щен Отцу по Боже­ству и еди­но­су­щен людям по чело­ве­че­ству; по всему подо­бен людям, кроме греха; рожден прежде века от Отца по Боже­ству, в послед­ние же дни рожден ради нас и ради нашего спа­се­ния от Марии Девы Бого­ро­дицы, по чело­ве­че­ству; Еди­но­род­ный, во двух есте­ствах нес­литно, неиз­менно, нераз­дельно, нераз­лучно позна­ва­е­мого; не на два лица рас­се­ка­е­мого или раз­де­ля­е­мого, но еди­ного Сына и Еди­но­род­ного Бога Слова.

Каким обра­зом два есте­ства во Иисусе Христе, Боже­ское и чело­ве­че­ское, несмотря на всю их раз­ность, соеди­ни­лись во единую Ипо­стась; как Он, будучи совер­шен­ным Богом и совер­шен­ным чело­ве­ком, есть только одно Лицо; это по Слову Божию – вели­кая тайна бла­го­че­стия, и, сле­до­ва­тельно, недо­ступна для нашего разума. Про­ро­че­ское слу­же­ние Гос­подь совер­шил непо­сред­ственно, всту­пив в долж­ность обще­ствен­ного Учи­теля, и посред­ством уче­ни­ков Своих. Учение состоит из закона веры и закона дея­тель­но­сти и все­цело направ­лено на спа­се­ние чело­ве­че­ства.

Закон веры о Боге высо­чай­шем и совер­шен­ней­шем Духе, едином по суще­ству, но тро­ич­ном в Лицах, само­быт­ном, вез­де­су­щем, все­бла­гом, все­мо­гу­щем, Творце и Про­мыс­ли­теле все­лен­ной, Кото­рый оте­че­ски печется о всех своих тварях, в осо­бен­но­сти же о роде чело­ве­че­ском.

О Самом Себе как Еди­но­род­ном Сыне Божьем, при­шед­шем в мир для при­ми­ре­ния и вос­со­еди­не­ния чело­века с Богом.

О Своих спа­си­тель­ных стра­да­ниях, смерти и вос­кре­ше­нии; о чело­веке падшем, повре­жден­ном и о сред­ствах, как он может вос­стать и усво­ить себе спа­се­ние, освя­титься, вос­со­еди­ниться с Богом через своего иску­пи­теля и достиг­нуть веч­нобла­жен­ной жизни за гробом.

Закон дея­тель­но­сти Хри­стос выра­зил в двух глав­ных запо­ве­дях: иско­ре­не­ние в нас самого начала вся­кого греха – гор­дыни или само­лю­бия, очи­ще­ние от всякой скверны плоти и духа; любовь к Богу и ближ­ним с целью уко­ре­нить в нас вместо преж­ней гре­хов­ной, семя новой жизни, святой и Бого­угод­ной, при­вне­сти в нас союз нрав­ствен­ного совер­шен­ства.

Чтобы воз­бу­дить людей к при­я­тию и испол­не­нию зако­нов веры и дея­тель­но­сти Гос­подь Иисус ука­зы­вал на вели­чай­шие бед­ствия и муки вечные, кото­рым неиз­бежно под­верг­нутся все греш­ники, если не после­дуют Его учению, но также на вели­чай­шие и вечные блага, кото­рые уго­то­вал Отец небес­ный, также ради заслуг Своего воз­люб­лен­ного Сына, для всех пра­вед­ни­ков, сле­ду­ю­щих Его учению.

Иисус Хри­стос пре­по­дал закон для всех людей и на все вре­мена.

Иисус Хри­стос пре­по­дал закон спа­си­тель­ный и, сле­до­ва­тельно, необ­хо­ди­мый для дости­же­ния жизни вечной.

Как пророк, Хри­стос-Спа­си­тель только воз­ве­стил нам о спа­се­нии, но еще не совер­шил самого спа­се­ния: про­све­тил наш разум светом истин­ного Бого­ве­де­ния, засви­де­тель­ство­вал о себе, что он есть истин­ный Мессия, объ­яс­нил и то, каким обра­зом Он спасет нас, и указал нам прямой путь к жизни вечной.

Пер­во­свя­щен­ни­че­ское слу­же­ние Гос­пода Иисуса Христа было делом, через кото­рое была заслу­жена для нас жизнь вечная.

Это Он сделал, следуя обычаю вет­хо­за­вет­ных пер­во­свя­щен­ни­ков, при­неся Самого Себя в уми­ло­сти­ви­тель­ную жертву за грехи мира, и, таким обра­зом, при­ми­рил нас с Богом, изба­вил нас от греха и его след­ствий, при­об­рел нам вечные блага.

Хри­стос Спа­си­тель, чтобы удо­вле­тво­рить за все эти грехи чело­ве­че­ские вечной Правде, бла­го­во­лил, в замен их, Сам испол­нить за людей во всей цело­сти и широте волю Божию, явить в себе совер­шен­ней­ший обра­зец послу­ша­ния ей и сми­рить, уни­чи­жить Себя ради нас до послед­ней сте­пени.

Хри­стос – Бого­че­ло­век, чтобы изба­вить людей от всех этих бед­ствий и стра­да­ний, бла­го­во­лил вос­при­нять на Самого Себя весь гнев Божий, потер­петь за нас все, чего мы достойны были за свои без­за­ко­ния.

Пер­во­свя­щен­ни­че­ское слу­же­ние Иисуса Христа объ­ем­лет собою всю Его земную жизнь. Он посто­янно нес на Себе Свой крест само­от­вер­же­ния, послу­ша­ния, стра­да­ния и скор­бей.

Смерть Иисуса Христа – иску­пи­тель­ная за нас жертва. Он упла­тил Своею кровью долг Правде Божией за наши грехи, кото­рый мы сами упла­тить были не в состо­я­нии, и Он сам не был в долгу перед Богом. На эту замену были воля и согла­сие Божие, т.к. Сын Божий при­хо­дил на землю, чтобы тво­рить не Свою волю, но волю послав­шего Его Отца.

Жертва, при­не­сен­ная за нас Хри­стом Спа­си­те­лем на кресте, есть жертва все­объ­ем­лю­щая. Она про­сти­ра­ется на всех людей, на все грехи и на все вре­мена. Смер­тью Своей Он заслу­жил для нас цар­ствие небес­ное.

Цар­ское слу­же­ние Гос­пода Иисуса заклю­ча­ется в том, что Он, имея могу­ще­ство Царя, в дока­за­тель­ство боже­ствен­но­сти Своего бла­го­ве­стия, совер­шил ряд зна­ме­ний и чудес без чего люди не смогли бы уве­ро­вать в Него; и, кроме того, раз­ру­шить область дья­вола – ад, дей­стви­тельно побе­дить смерть и отверзть нам вход в цар­ство небес­ное.

В чуде­сах Своих Он про­яв­лял власть над всею при­ро­дой: пре­тво­рил воду в вино, ходил по водам, одним словом укро­тил бурю мор­скую, одним словом или при­кос­но­ве­нием исце­лял всякие болезни, давал зрение слепым, слух – глухим, язык – немым.

Он про­яв­лял свою власть над силами ада. Одним пове­ле­нием Своим изго­нял духов нечи­стых из людей; сами бесы, узна­вая о Его могу­ще­стве, тре­пе­тали Его власти.

Иисус Хри­стос побе­дил и раз­ру­шил ад, когда упразд­нил смер­тию Своею вла­сти­теля дер­жавы смерти – дья­вола; снис­шел в ад с душою Своею, как Бог, чтобы бла­го­ве­стить плен­ни­кам адовым о спа­се­нии, и извел оттуда всех вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков в свет­лые оби­тели Отца небес­ного.

Иисус Хри­стос побе­дил смерть Своим вос­кре­ше­нием. Вслед­ствие вос­кре­се­ния Хри­стова неко­гда вос­крес­нем и все мы, так как через веру во Христа и через при­об­ще­ние к святым таин­ствам Его мы ста­но­вимся при­част­ни­ками Его.

Иисус Хри­стос после осво­бож­де­ния вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков из ада тор­же­ственно воз­несся на небеса с вос­при­ня­тым Им есте­ством чело­ве­че­ским и, таким обра­зом, отверз для всех людей сво­бод­ный вход в цар­ство небес­ное.

В православии догматы стали ответом на искажение христианского учения

Православная догматика выделяет следующие свойства догматов:

  1. Теологичность.
  2. Боготкровенность.
  3. Церковность.
  4. Общеобязательность.

Содержание этих свойств раскрыты выше применительно к сочинениям отцов Церкви, посвящённым догматам. Необходимо отметить, что каждое религиозное течение может иметь собственные догматы.

Так, например, православные признают догматы, принятые постановлениями Вселенских Соборов, ответом на те или иные фундаментальные искажения церковного учения. Католики же признают необходимость появления новых догматов без этого условия.

Догмат Церкви не подлежит осуждению или изменению.

Догмат Церкви ― это вероучительная истина, не подлежащая обсуждению. Именно поэтому если фиксируется сознательный отход от догмата в виде полного его неприятия или же иной трактовки, можно говорить о наличии ереси в суждениях того или иного человека.

Таким образом, отвечая на вопрос: кто такой догматик, можно сказать, что это тот человек, который не уклоняется от учения Церкви, разделяет и соблюдает все ей догматы.


Икона Символ Веры. Православные догматы содержаться в Символе веры и Катехизисе

Догматические положения православного учения изложены в Символе Веры. Кроме того, их также можно найти в Катехизисе и учебной литературе по Закону Божиему. Догматы призваны помочь каждому человеку иметь точное, недвусмысленное представление о Боге и его взаимоотношениях с миром, и ясно понимать, где заканчивается христианство и начинается ересь.

Именно поэтому вероучительными истинами католицизма и протестантизма признаются иные положения, чем в православии, что и привело к расколу между крупнейшими христианскими конфессиями.

Дог­маты об освя­ще­нии

Чтобы каждый чело­век мог соде­латься при­част­ни­ком спа­се­ния, необ­хо­димо освя­ще­ние чело­века, т.е. дей­стви­тель­ное усво­е­ние каждым из нас заслуг Хри­сто­вых, или такое дело, в кото­ром все­свя­тый Бог, при извест­ных усло­виях с нашей сто­роны, дей­стви­тельно очи­щает нас от грехов, оправ­ды­вает и соде­лы­вает освя­щен­ными и свя­тыми.

В деле освя­ще­ния нашего участ­вуют все Лица Пре­свя­той Троицы: Отец, Сын и Святой Дух. Отец пред­став­ля­ется источ­ни­ком нашего освя­ще­ния. Дух Святой пред­став­ля­ется совер­ши­те­лем нашего освя­ще­ния. Сын пред­став­ля­ется винов­ни­ком нашего освя­ще­ния.

Бла­го­дать Божия, т.е. спа­си­тель­ная сила Божия, сооб­ща­ется нам ради заслуг нашего Иску­пи­теля и совер­шает наше освя­ще­ние.

Част­ные виды бла­го­дати: внеш­няя, дей­ству­ю­щая через Слово Божие, Еван­ге­лие, чудеса и др.; внут­рен­няя, дей­ству­ю­щая непо­сред­ственно в чело­веке, истреб­ляя в нем грехи, про­све­щая разум, направ­ляя его волю к добру; пре­хо­дя­щая, про­из­во­дя­щая част­ные впе­чат­ле­ния и содей­ству­ю­щая в част­ных добрых делах; посто­ян­ная, кото­рая посто­янно оби­тает в душе чело­века и соде­лы­вает его пра­вед­ным; пред­ва­ря­ю­щая, пред­ше­ству­ю­щая доб­рому делу; сопут­ству­ю­щая, кото­рая сопро­вож­дает добрые дела; доста­точ­ная пре­по­дает чело­веку доста­точ­ную силу и удоб­ство дей­ство­вать; дей­ствен­ная, сопро­вож­да­е­мая дей­ствием чело­века, при­но­ся­щим плоды.

Бог пред­ви­дел, что одни люди будут хорошо поль­зо­ваться своею сво­бод­ной волею, а другие худо: то посему одних пред­опре­де­лил к славе, а других осудил.

Пред­ва­ря­ю­щая бла­го­дать Божия, подобно свету про­све­ща­ю­щему ходя­щих во тьме, путе­во­дит всех. Поэтому жела­ю­щие сво­бодно поко­ряться ей и испол­нять ее пове­ле­ния, необ­хо­димо нужные для спа­се­ния, полу­чают посему и осо­бен­ную бла­го­дать. Те, кото­рые не хотят пови­но­ваться и сле­до­вать бла­го­дати, и потому не соблю­дают запо­ве­дей Божьих, но, следуя вну­ше­ниям сатаны, зло­упо­треб­ляют своей сво­бо­дой, данной им от Бога с тем, чтобы они про­из­вольно делали добро, пре­да­ются веч­ному осуж­де­нию.

Бла­го­дать Божья про­сти­ра­ется на всех людей, а не на одних пред­опре­де­лен­ных к пра­вед­ной жизни; пред­опре­де­ле­ние Божье одних к веч­ному бла­жен­ству, других к веч­ному осуж­де­нию, не без­условно, а условно, и осно­вы­ва­ется на пред­ви­де­нии того, вос­поль­зу­ются ли они или не вос­поль­зу­ются бла­го­да­тью; бла­го­дать Божья не стес­няет сво­боды чело­века, не дей­ствует на нас непре­одо­лимо; чело­век дея­тельно участ­вует в том, что совер­шает в нем и через него бла­го­дать Божия.

Основные догматы христианства (их 12), принятые на Вселенских соборах, Православие признает

Для Православия характерно наличие строго и отчетливого вероисповедального сознания. Это несомненное его преимущество перед католицизмом и протестантизмом.

При этом православным необходимо всегда помнить о том, что догмат не означает введения новых истин относительно Бога, так как Иисус Христос дал нам христианское учение во всей его полноте. Догматы только очерчивают границу нашего толкования такого учения, а также раскрывают целостное отношение Церкви к вновь возникшим вопросам и обстоятельствам.

Икона Христос и 12 апостолов. Иисус Христос — глава Христианской Церкви, поэтому её учение полно и не подлежит изменению

В Православии признаются 12 догматов, принятых Вселенскими Соборами iv веков. Список их следующий:

  1. Догмат о Пресвятой Троице. Содержат определение Единого Бога христиан, который представляет собой три Лица во Едином — Отца, Сына и Святого Духа.
  2. Догмат о грехопадении. Содержит понятие первородного греха Адама и Евы и его последствиях для человечества, которое после грехопадение изгнано из Рая и может спастись теперь только через покаяние и молитву к Господу.
  3. Догмат об Искуплении человечества от греха. Содержит понятие об искуплении первородного человеческого греха через явление на землю Иисуса Христа и его страдания на Кресте.
  4. Догмат о Воплощении Господа нашего Иисуса Христа. Говорит о таинственном соединении двух природ — божественной и человеческой в лице вочеловечившегося Сына Божия, Иисуса Христа.
  5. Догмат о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа. Говорит о том, что Господь Наш Иисус Христос после распятия и крестных страданий умер, но воскрес. Это самый главный христианский догмат и вера в воскресение Христа — отличает христианина от последователей всех других религий.
  6. Догмат о Вознесении Господа нашего Иисуса Христа. Говорит о том, что после своего Воскресения Христос вознёсся на Небеса. Таким образом, Христос через свою смерть, Воскресение и Вознесение даровал людям возможность получить Благодать Божию и спастись через причастие, покаяние и молитву.
  7. Догмат о Втором Пришествии Спасителя и Страшном суде. Говорит о том, что состоится Второй Пришествие Христа на землю. Спаситель воскресит всех умерших и будет чинить Страшный суд, после которого праведники попадут в рай, а грешники в ад.
  8. Догмат о единстве, соборности Церкви и преемственности в ней учения и священства. В Никео-Цареградский Символом веры передается так: «верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». Позволяет отличить Итсиную Церковь от иных человеческих сообществ и иных неправославных Церквей.
  9. Догмат о всеобщем воскресении людей и будущей жизни. Говорит о том, что после Второго Пришествия Христа все люди воскреснут, войдут в Царствие Небесное и будут пребывать там с Господом.
  10. Догмат о двух естествах Господа Иисуса Христа. Принят на IV Вселенском Соборе в — Халкидоне. Говорит о том, что Христос представлет собой одно Лицо и одну Ипостась,– не на два лица рассекаемого или разделяемого, но одного и того же Сына и Единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа.
  11. Догмат о двух волях и действиях в Господе Иисусе Христе. Принят на VI Вселенском Соборе в Константинополе. Догмат говорит о том, что во Христе имеет место единая воля и единое действование, при этом Божественная и реальная человечская природа в нём различаются.
  12. Догмат об иконопочитании. Принят на VII Вселенском Соборе в Никее. Разрешает почитание святых икон, при этом указывает на то, что нужно не допускать их обоготворения, так как христианин не самой иконе, а Богу и Его святым, изображённым на иконе.

Дог­маты о святой Церкви

Хри­сто­вой цер­ко­вью назы­ва­ется либо обще­ство всех разумно-сво­бод­ных существ, т.е. анге­лов и людей, веру­ю­щих во Христа-Спа­си­теля и соеди­нен­ных в Нем, как единой главе своей; либо обще­ство людей веро­вав­ших и веру­ю­щих во Христа, когда бы они ни жили и где бы ныне ни нахо­ди­лись; либо только Цер­ковь ново­за­вет­ную и воин­ству­ю­щую или бла­го­дар­ное Цар­ство Хри­стово.

Гос­подь Иисус желал, чтобы люди, приняв новую веру, содер­жали ее не в отдель­но­сти друг от друга, а соста­вили для сего опре­де­лен­ное обще­ство веру­ю­щих.

Хри­стос поло­жил начало и осно­ва­ние для Церкви Своей, избрав Себе первых две­на­дцать уче­ни­ков, кото­рые обра­зо­вали первую Его Цер­ковь. Он также учре­дил чин учи­те­лей, кото­рые бы рас­про­стра­няли Его веру между наро­дами; уста­но­вил Таин­ства кре­ще­ния, Евха­ри­стии и пока­я­ния.

Хри­стос осно­вал или водру­зил Цер­ковь Свою только на кресте, где Он стяжал ее кровью Своею. Ибо только на кресте Гос­подь иску­пил нас и вос­со­еди­нил с Богом, только после крест­ных стра­да­ний Он вошел во славу Божию и мог нис­по­слать уче­ни­кам Своим Духа Свя­того.

Обле­чен­ные силою свыше святые Апо­столы из веру­ю­щих в разных местах ста­ра­лись состав­лять обще­ства, кото­рые име­но­вали церк­вами; запо­ве­до­вали этим веру­ю­щим иметь собра­ния для слу­ша­ния слова Божия и воз­не­се­ния молитв; уве­ще­вали их, что они все обра­зуют единое тело Гос­пода Иисуса; пове­ле­вали им не остав­лять своего собра­ния под опа­се­нием отлу­че­ния от Церкви.

Все люди при­зы­ва­ются быть чле­нами Церкви, но не все суть ее члены на самом деле. К Церкви при­над­ле­жат только те, кото­рые кре­сти­лись. Те, кото­рые согре­шили, но испо­ве­дуют чистую веру Хри­стову, также при­над­ле­жат к церкви, лишь бы они не сде­ла­лись отступ­ни­ками. Отступ­ники, ере­тики, отще­пенцы (или рас­коль­ники) неви­ди­мым дей­ствием суда Божия отсе­ка­ются как мерт­вые члены.

Цель Церкви, для кото­рой Гос­подь осно­вал ее, есть освя­ще­ние людей-греш­ни­ков, а затем вос­со­еди­не­ние с Богом. Для дости­же­ния этой цели Гос­подь Иисус даро­вал Церкви Своей Боже­ствен­ное учение и учре­дил чин учи­те­лей; уста­но­вил в Церкви Своей святые таин­ства и вообще свя­щен­но­дей­ствия, учре­дил в Церкви Своей духов­ное управ­ле­ние и упра­ви­те­лей. цер­ковь обя­зана сохра­нять дра­го­цен­ный залог спа­си­тель­ного учения веры и рас­про­стра­нять это учение среди наро­дов; сохра­нять и упо­треб­лять во благо людей Боже­ствен­ные таин­ства и вообще свя­щен­но­дей­ствие; сохра­нять Бого­учре­жден­ное в ней управ­ле­ние и поль­зо­ваться им сооб­разно с наме­ре­нием Гос­пода.

Цер­ковь раз­де­ля­ется на паству и иерар­хию. Паству состав­ляют все веру­ю­щие в Гос­пода Иисуса, иерар­хия же, или свя­щен­но­на­ча­лие, есть особое Бого­учре­жден­ное сосло­вие людей, кото­рых одних Гос­подь упол­но­мо­чил рас­по­ря­жаться теми сред­ствами, какие даро­вал Он Церкви для ее цели.

Три сте­пени Бого­учре­жден­ной иерар­хии суть епи­скопы, свя­щен­ники и дья­коны. Епи­скоп в своей част­ной церкви или епар­хии есть место­блю­сти­тель Хри­стов и, сле­до­ва­тельно, глав­ный началь­ник над всею под­ве­дом­ствен­ной ему иерар­хией и над всею паст­вой. Он глав­ный учи­тель и для про­стых веру­ю­щих, и для пас­ты­рей. Епи­скоп есть первый свя­щен­но­дей­ство­ва­тель святых таинств в своей част­ной церкви. Он один имеет право руко­по­ла­гать во свя­щен­ника на осно­ва­нии слова Божия, правил святых Апо­сто­лов и святых Собо­ров. Свя­щен­ник имеет власть совер­шать таин­ства и вообще свя­щен­но­дей­ствия, кроме при­над­ле­жа­щих епи­скопу. Он под­ле­жит непре­стан­ному над­зору, власти и суду своего архи­пас­тыря. Дья­коны явля­ются оком и ухом епи­скопа и свя­щен­ника.

Дважды в году должен соби­раться собор епи­ско­пов, част­ный или помест­ный, для рас­суж­де­ния о дог­ма­тах бла­го­че­стия и раз­ре­ше­ния слу­ча­ю­щихся цер­ков­ных пре­ко­сло­вии.

Сре­до­то­чие духов­ной власти для Церкви все­лен­ской – во все­лен­ских Собо­рах.

Истин­ной Главой Церкви явля­ется Иисус Хри­стос, кото­рый держит кор­мило прав­ле­ния Церкви, ожив­ляет ее единой и спа­си­тель­ной бла­го­да­тью Свя­того Духа.

Цер­ковь явля­ется единой, святой, собор­ной и спа­си­тель­ной. Она едина по своему началу и осно­ва­нию, по своему устрой­ству, внеш­нему (деле­нию на пас­ты­рей и пасо­мых), внут­рен­нему (соеди­не­ние всех веру­ю­щих в Иисуса Христа, как истин­ной Главе Церкви); по своей цели. Она свята по своему началу и осно­ва­нию; по своему назна­че­нию, по своему устрой­ству (Глава ее есть Все­свя­тый Гос­подь Иисус; в ней пре­бы­вает Святой Дух со всеми, освя­ща­ю­щими нас, бла­го­дат­ными дарами; и ряд других). Она собор­ная, иначе кафо­ли­че­ская или все­лен­ская по про­стран­ству (пред­на­зна­чена обни­мать всех людей, где бы они ни оби­тали на земле); по вре­мени (пред­на­зна­чена при­во­дить к вере во Христа и суще­ство­вать до скон­ча­ния века); по своему устрой­ству (учение Церкви может быть при­нято всеми людьми, обра­зо­ван­ными и необ­ра­зо­ван­ными, не будучи свя­зано с граж­дан­ским устрой­ством и, сле­до­ва­тельно, ни с каким опре­де­лен­ным местом и вре­ме­нем). Она апо­столь­ская по своему началу (поскольку Апо­столы первые прияли власть рас­про­стра­нить хри­сти­ан­скую веру и осно­вали много част­ных церк­вей); по своему устрой­ству (Цер­ковь ведет свое начало от самих Апо­сто­лов чрез непре­рыв­ное пре­ем­ство епи­ско­пов, учение свое заим­ствует из писа­ний и пре­да­ний апо­столь­ских, правит веру­ю­щими по пра­ви­лам святых апо­сто­лов).

Вне Церкви для чело­века спа­се­ния нет, поскольку необ­хо­димы вера в Иисуса Христа. при­ми­рив­шего нас с Богом, а вера сохра­ня­ется непо­вре­жден­ной только в Его Церкви; уча­стие в святых таин­ствах, кото­рые совер­ша­ются только в Церкви; добрая, бла­го­че­сти­вая жизнь, очи­ще­ние от грехов, что воз­можно только под руко­вод­ством Церкви.

Учение о догматах разработали античные ученые и Отцы Церкви

История слова «догмат» идёт из античной литературы, при этом тогда оно не употреблялось в богословском смысле. Так Цицерон словом dogma обозначал те общеизвестные доктрины, которые имели значение неоспоримой истины.

В этом же смысле такие христианские писатели как Ориген и святой Исидор называли Сократа законодателем догматов аттических, а учения Платона и стоиков ― догматами. У Ксенофонта догматом называется начальственное распоряжение, которому все, и командующие, и простые воины, должны беспрекословно подчиняться


Ксенофонт. Бюст. Слово «догма» встречается уже у античных авторов, которые определяют его как начальственное распоряжение, которому следует без обсуждения повиноваться

Толкование понятия «догмата» из античной литературы перекочевало в литературу христианскую. Так в греческом переводе 70 толковников в книгах пророка Даниила, Есфири, книг Маккавейских словом δόγμα называется указ царский, подлежащий немедленному исполнению.

Кроме того, там же этим словом назван закон царский или государственный, безусловно обязательный для каждого подданного.

Слово «догма» встречается в переводе 70 толковников в книгах пророка Даниила.

В Новом Завете, а именно в евангелии от Луки, словом δόγμα названо повеление кесаря о переписи населения Римской империи. В Книге Деяний Апостольских — законы царские в послании к Коллосянам и Ефесянам — имевшие божественный авторитет законы Моисея.

Если же говорить о религиозных догматах, то вначале в книге Деяний Апостольских, а затем в книги Деяний (XV, 20—28) этим словом обозначаются те определения церкви, которые должны иметь непререкаемый авторитет для каждого ее члена.


Священномученик Игнатий Богоносец Антийохийский. Святой Игнатий, совместно с другими Отцами Церкви подробно разработал понятие христианского догмата

Такие Отцы Церкви как Игнатий Богоносец, Кирилл Иерусалимский, Иоанн Златоуст и т.д. подробнее разработали понятие догмата. Согласно их сочинениям:

  1. Догмат ― это непререкаемая божественная истинная, которая даётся через Божественное Откровение. Именно поэтому догматы веры божьи и не признаются продуктом спекулятивного человеческого мышления и личного мнения.
  2. Догматом признается та истина, которая относиться к теории и существу религии. Этим он отличается от правил повседневной жизни христианина.
  3. Догмат, как истина божественного происхождения, определяемая и формулируемая Церковью, называется догматами Церкви (τά τής έκκλησίας δόγματα), или догматами церковными (τά έκκλεσιαστικά δόγματα).
  4. Догмат это такая истина, которую христианин обязан безусловно признавать для того, чтобы причислять себя к составу Церкви.

Дог­маты о Таин­ствах Церкви

Таин­ство есть свя­щен­ное дей­ствие, кото­рое под види­мым обра­зом сооб­щает душе веру­ю­щего неви­ди­мую бла­го­дать Божию.

Суще­ствен­ными при­над­леж­но­стями каж­дого таин­ства счи­та­ются Боже­ствен­ное уста­нов­ле­ние таин­ства, какой-либо види­мый или чув­ствам под­ле­жа­щий образ, сооб­ще­ние таин­ством неви­ди­мой бла­го­дати душе веру­ю­щего.

Всего таинств семь: кре­ще­ние, миро­по­ма­за­ние, при­ча­ще­ние, пока­я­ние, свя­щен­ство, брак, еле­освя­ще­ние.

В кре­ще­нии чело­век таин­ственно рож­да­ется в жизнь духов­ную; в миро­по­ма­за­нии полу­чает бла­го­дать воз­вра­ща­ю­щую и укреп­ля­ю­щую; в при­ча­ще­нии пита­ется духовно; в пока­я­нии вра­чу­ется от болез­ней духов­ных, т.е. от грехов; в свя­щен­стве полу­чает бла­го­дать духовно воз­рож­дать и вос­пи­ты­вать других посред­ством учения и таинств; в браке полу­чает бла­го­дать, освя­ща­ю­щую супру­же­ство и есте­ствен­ное рож­де­ние и вос­пи­та­ние детей; в еле­освя­ще­нии вра­чу­ется от болез­ней телес­ных посред­ством исце­ле­ния от болез­ней духов­ных.

(Далее сле­дуют дог­маты о таин­ствах как уста­нов­ле­ниях Божиих, их цели и их дей­стви­тель­но­сти; о види­мой сто­роне таин­ства и неви­ди­мых его дей­ствиях; опре­де­ле­ния тре­бо­ва­ний к совер­ша­ю­щему таин­ство и при­сту­па­ю­щему к нему; о свой­ствах, при­да­ва­е­мых таин­ством.)

Основное назначение христианских догматов ― ввести человеческий ум в познание Бога

Догматы ― это вероучительное определение Православной Церкви. Их задача состоит в том, чтобы ввести человеческий ум в познание Бога. Основные догматы христианства воплощают в себе три основополагающих правила:

  • Существование Всевышнего в трех лицах;
  • Воплощение Божьего Сына в представителя человеческого рода;
  • Избавление человечества от грехов.

Видеоролик: «Истина, догмат и вера». На 4 минуте 22 секунде автор говорит о том, что истина дана в Церкви изначально и не может изменяться или же увеличиваться.

Термин «догмат» в собственном значении употребляется преимущественно в христианстве и обозначает теологическую, богооткровенную истину, содержащую учение о Боге и Его домостроительстве, которое Церковь определяет и исповедует, как неизменное и непререкаемое положение веры.

Необходимо отметить, что для православия характерно два похода к тому, где принимаются догматы.

Догмат

это вероучительное Определение Православной Церкви по вопросу её учения

Согласно первому подходу догматами называются только те непререкаемые положения православной веры, которые утверждаются на Вселенских соборах. На них они получают догматическую формулировку. Второй поход говорит о том, что догматом следует называть всякое неоспоримое и обязательное положение православного вероучения.

Исходя из этих двух подходов христианские догматы делятся на:

  1. Общие (догматические формулировки Вселенских соборов) и частные (выводимые из общих).
  2. Раскрытые, то есть (обсужденные и утвержденные на Вселенских соборах), и не раскрытые. Последние в подробностях на вселенских соборах не обсуждаются и в подробностях не определяются, но признаются всей Православной Церковью.
  3. Чистые, основанные на Божественном Откровении и смешанные, основанные не только на таком Откровении, но и на естественном разуме.

Дог­маты о Таин­стве свя­щен­ства

Чтобы люди могли соде­лы­ваться пас­ты­рями Хри­сто­вой Церкви и полу­чать власть совер­шать Таин­ства, Гос­подь учре­дил еще особое Таин­ство Таин­ство свя­щен­ства.

Свя­щен­ство есть такое свя­щен­но­дей­ствие, в кото­ром через молит­вен­ное воз­ло­же­ние рук архи­ерей­ских на главу избран­ного лица низ­во­дится на это лицо Божья бла­го­дать, освя­ща­ю­щая и постав­ля­ю­щая его на извест­ную сту­пень цер­ков­ной иерар­хии, и потом содей­ству­ю­щая ему в про­хож­де­нии иерар­хи­че­ских обя­зан­но­стей.

Дог­маты о Боге как судии и мздо­воз­да­я­теле

Вели­кое дело освя­ще­ния людей или усво­е­ния ими заслуг Хри­сто­вых Бог совер­шает не иначе, как при сво­бод­ном уча­стии в том со сто­роны самих людей, под усло­ви­ями их веры и добрых дел. Для совер­ше­ния этого дела Богом назна­чен предел: для лиц част­ных оно про­дол­жа­ется до конца их земной жизни, а для всего рода чело­ве­че­ского будет про­дол­жаться до самой кон­чины мира. По окон­ча­нии же того и дру­гого пери­ода, Бог явля­ется и имеет явиться Судией и Мздо­воз­да­я­те­лем для каж­дого чело­века и всего чело­ве­че­ства. Он тре­бует и потре­бует у людей отчета, как они вос­поль­зо­ва­лись сред­ствами, дан­ными для их освя­ще­ния и спа­се­ния, и вся­кому воз­даст по заслу­гам.

В деле суда над нами и в мздо­воз­да­я­нии нам участ­вует вся Пре­свя­тая Троица.

Смерть чело­века явля­ется суще­ствен­ным обсто­я­тель­ством, пред­ва­ря­ю­щим этот суд.

Смерть есть раз­лу­че­ние души от тела, при­чина смерти заклю­ча­ется в его гре­хо­па­де­нии, смерть – общий удел всего рода чело­ве­че­ского, смерть есть предел, кото­рым закан­чи­ва­ется время подви­гов и начи­на­ется время воз­да­я­ния.

Души умер­ших бла­жен­ствуют или мучатся, смотря по делам своим. Однако ни это бла­жен­ство, ни эти муче­ния не явля­ются совер­шен­ными. Они полу­чают их совер­шен­ными по общем вос­кре­се­нии.

Мздо­воз­да­я­ние пра­вед­ни­кам по воле небес­ного Судьи имеет два вида: про­слав­ле­ние их на небеси и про­слав­ле­ние их на земле – в Церкви воин­ству­ю­щей.

Про­слав­ле­ние пра­вед­ни­ков, по кон­чине их, на земле выра­жа­ется тем, что Цер­ковь земная почи­тает их как угод­ни­ков и друзей Божьих и при­зы­вает их в молит­вах как пред­ста­те­лей перед Богом; чтит самые их мощи и другие останки, а также их свя­щен­ные изоб­ра­же­ния или иконы.

Греш­ники отхо­дят душами своими во ад – место печали и скорби. Полное и окон­ча­тель­ное воз­да­я­ние греш­ни­кам будет по окон­ча­нии века сего.

Греш­ни­кам, кото­рые до смерти пока­я­лись, только не успели при­не­сти плодов, достой­ных пока­я­ния (молитва, сокру­ше­ние, уте­ше­ние бедных и выра­же­ние в поступ­ках любви к Богу), оста­ется еще воз­мож­ность полу­чить облег­че­ние в стра­да­ниях и даже вовсе осво­бож­де­ние от уз ада. Но их можно полу­чить только по бла­го­сти Божией, через молитвы Церкви и бла­го­тво­ре­ния.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]