Пятидесятники — это христиане, секта или кто-то еще?


Кто такие пятидесятники?

Христиане веры евангельской — именно так назывались пятидесятники у нас в России. Если же дать точное определение, то можно сказать, что это христианская секта, возникшая в США в XX веке. В своем вероучении пятидесятники исходят из мифа, взятого из Евангелия. В нем говорится о «сошествии свыше духа на апостолов» спустя 50 дней после Светлой Пасхи.

О нем в своих проповедях говорят пятидесятники. Вера людей данного религиозного течения строится на постулатах греховности человека и его спасения через сошествие на землю Духа Святого. Что важно для служения? Личная вера, преданность учению и полное отречение от всех земных благ. Часто на коллективных молениях, устраиваемых приверженцами течения, люди доводят себя до экстаза. Они утверждают, что в этот момент на них нисходит дух святой, и они при этом получают возможность «говорить на иных языках». Эта «неземная» речь дает им возможность общаться с Богом.

Пятидесятники в России

Как уже отмечалось выше, в нашей стране течение возникло в начале прошлого столетия. Первым пятидесятником в России считается немец Вильгельм Эбель. Во время своего визита в Азию в 1902 году он по дороге остановился в Риге, где основал свое представительство миссионерского общества. Первые пятидесятнические организации в России возникли в 1907 году. Проповедником нового учения был норвежский пастор Т.Барат. Новое религиозное течение быстро нашло новых приверженцев. В него вошли и баптисты, и адвентисты, и христиане… Пятидесятники уверяли своих новых членов в том, что они получили благодать Духа Святого, сошедшего на землю во имя спасения людей от грехов. Первые русские последователи общины — Н. П. Смородин и А. И. Иванов. Стоит отметить, что в России, как и в других странах, где распространено пятидесятничество, приверженцы новой религии не отличаются единством основных догматов учения. Так, например, адвентисты говорят о Священной Субботе, молокане видят смысл бытия в переселении на гору Сион — и так далее. Существует условное разделение на отдельные группы пятидесятников: смородинцы, леонтьевцы, шмидтовцы, воронаевцы и другие.

Научный атеизм, версия Хрущева

К искоренению религии советское государство в начале 1960-х подошло основательно. Для контроля за религиозными организациями было создано два совета — Совет по делам РПЦ и по делам религиозных культов. В 1965 году они были объединены.

Но созданием контрольных органов дело не ограничивалось. Шла активная идеологическая работа, был повышен налог на церковные земли, из библиотек изымались религиозные книги, даже колокольный звон был запрещен. Естественно, закрывались монастыри и церкви. В некоторых случаях верующим удавалось отстоять их, но только там, где люди были готовы пойти на прямое столкновение с милицией. Например, когда было принято постановление о закрытии Псково-Печерского монастыря, архимандрит Алипий документ уничтожил и сказал, что готов принять мученическую смерть, но монастырь закрыть не даст. На защиту монастыря вышла и паства, но так поступали в единичных случаях.

Показателен был конфликт с митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем, возглавлявшим Отдел внешних церковных сношений. Он резко выступал против хрущевского курса, и, опасаясь человека с такими взглядами, Совет по делам РПЦ добился того, что Николай ушел со всех занимаемых постов. Обстоятельства его смерти в 1961 году остаются загадочными: бывший митрополит был госпитализирован с приступом стенокардии и скончался после инъекции неустановленного препарата. Не исключено, что это была врачебная ошибка…


Митрополит Николай. (pravoslavie.ru)

Широко шла пропагандистская кампания: по данным историка Сергея Фирсова, только за 1961−1962 годы советские издательства выпустили 667 атеистических книг и брошюр общим тиражом 11 миллионов. Количество семинарий было сокращено с 8 до 3 — новые кадры подготовить становилось все сложнее. Нередки были случаи, когда монахи из закрытого монастыря перебирались в другую обитель, откуда их выдворяли из-за отсутствия прописки.

Пятидесятничество за границей

В США пятидесятничество связывают с именем Чарльза Финнея. Он уверовал в него в 21 год. Далее в течение 50 лет он проповедовал новое учение в США, Шотландии и Англии. Финней утверждал, что перед ним однажды предстал образ Иисуса Христа. Снизошедший на Чарльза Дух Святой пронзил все его тело и душу. После этого Финней уверовал и стал проповедовать, рассказывая людям об этом чуде. В данном религиозном течении еще один человек сыграл важную роль. Это Дуайт Муди. Он жил и проповедовал во второй половине XIX века. Первый свой евангелизационный поход он осуществил в 38 лет. После проповедей этого человека люди образовывали пятидесятнические общины, говорили на иных «ангельских» языках, пророчествовали, исцеляли тяжелобольных и творили другие «чудеса». Говоря об истории данного течения, нужно отметить и Чарльза Фокса Пархэма. Он решил создать некую Библейскую школу и разослать приглашения всем желающим. На его письмо откликнулось 40 студентов из штата Канзас. 1 января 1901 года все последователи и их учитель усердно молились Богу в своей школе. Студентка Ангесса Озман, желая получить духовную силу, подошла к Чарльзу и попросила учителя возложить на нее руки. В этот момент, по утверждению проповедника, на девушку снизошло чудо: она забыла родной английский язык и стала говорить на китайском. 1 января 1901 года многие приверженцы религии считают датой основания своей общины.

Пятидесятничество сегодня

В наше время данное течение в России по количеству верующих стоит на втором месте среди всех сектантских объединений. Сейчас у нас действуют три основные подобные организации:

  • Объединённая церковь христиан веры евангельской.
  • Российская церковь христиан веры евангельской (пятидесятников).
  • Российский объединённый союз христиан веры евангельской.

В 1995 году от Объединённой церкви христиан веры евангельской отделилась община под руководством С. В. Ряховского. Этим человеком позднее был создан Российский объединённый союз христиан веры евангельской. Существуют и другие организации подобного толка. Стоит заметить, что многие пятидесятнические общины очень активны в социальной сфере. Некоторые из них оказывают помощь детским приютам, содействуют медицинским фондам, устраивают юношеские лагеря.

Антирелигиозная кампания: наказания ужесточаются

В 1960 году был принят новый Уголовный кодекс СССР, в 1961 году обновились Уголовные кодексы союзных республик. В них были внесены некоторые существенные изменения. Например, в Уголовном кодексе РСФСР наказание по статье 142 о нарушении законов об отделении церкви от государства было увеличено до 3 лет лишения свободы. Статья 227 — создание группы, причиняющей вред здоровью и посягающей на личность и права граждан — теперь предполагала до 5 лет лишения свободы. Именно по этим статьям чаще всего судили верующих.


Атеистическая литература. (Wikimedia Commons)

В дополнение к УК Правительство СССР приняло Инструкцию по применению законодательства о культах. Она квалифицировала ряд религиозных направлений как антигосударственные и изуверские.

В период до 1964 года было закрыто и уничтожено порядка 4000 храмов, гонениям подвергались представители всех религий. Но особенно настороженное отношение вызывали представители нетрадиционных сект и ответвлений, к которым относились и пятидесятники.

Основные догматы

Во что верят пятидесятники? Кто они такие? Вопросов в связи с этим религиозным течением возникает масса. Попробуем разобраться. Приверженцы религии верят в животворящую силу Крещения Святым Духом, которая внешне проявляется в человеке способностью к говорению на других языках. Пятидесятники считают, что при достижении особого душевного состояния во время евангелизации через молитву у членов секты открывается особый дар говорить на различных языках. Кроме того, у такого человека может открыться талант к ясновидению, мудрости, чудотворениям. Важной стороной богословия секты являются так называемые «учения о благочестии», которые призывают последователей отказаться от того, что может помешать вести праведную жизнь: от курения, от алкоголя, от азартных игр, от наркотиков. Некоторые группы данного течения не признают оружия, придерживаясь доктрины «непротивления злу».

Обыватели о движении пятидесятников

В последнее время все чаще критикуют данное движение. Люди считают, что церковь пятидесятников и их доктрины – это не более чем обман верующих. Многие называют данное образование сектой. По всей видимости, так оно и есть. Находится множество очевидцев того, как проходят собрания членов данного течения.


Люди пишут, что со стороны это выглядит как беснования загипнотизированной толпы, не замечающей вокруг себя ничего и занятой лишь усердным молением. Верующие при этом стоят на коленях и неистово кричат, обливаясь потом. Говорение на разных языках, или так называемые глоссалии, достигаемые путем усердной молитвы, представляют собой не что иное, как беспорядочное бормотание. Обряды совершаются зачастую ночью в переполненных и душных помещениях. Неудивительно, что в таких условиях в сильном нервном возбуждении у людей могут появиться галлюцинации, которые принимаются ими за «откровение Божье». Среди членов секты есть много психически больных. Главной задачей проповедников данной религии является привести каждого нового члена общины к такому неуравновешенному состоянию, когда человек не сможет адекватно оценивать ситуацию и реагировать на нее.

Мы ответили на основные вопросы, связанные с термином «пятидесятники». Кто они, во что верят, какие обряды совершают — обо всем было рассказано в этой статье.

«Коринфская глоссолалия» или чудесный дар?

При обсуждении феномена дара языков следует признать, что даже православные авторы часто отличают чудесный дар, упоминающийся в Книге Деяний Апостольских, от т.н. «коринфской глоссолалии», которая, по мнению епископа Кассиана (Безобразова), «не допускала отождествления с каким-либо историческим языком» и может быть соотнесена с «экстатической речью, которая наблюдается в состоянии сильного религиозного возбуждения…». С одной стороны, это могло быть следствием неправильного обращения с даром языков в Коринфской Церкви, где дар языков имели многие христиане ради множества иностранцев, посещавших этот крупный торговый город. Однако коринфяне сильно гордились даром языков, поэтому и употребляли его не только для проповеди среди язычников, но и непосредственно на богослужениях, когда в этом не было нужды. Ап. Павел, предупреждая против такого злоупотребления и «неразумного стремления», объясняет, что дар языков «нужен не для верующих, а для неверующих» — для привлечения их к вере. Поэтому основная мысль четырнадцатой главы Послания состоит не в утверждении важности и полезности глоссолалии самой по себе, а в запрещении коринфянам говорить иными языками на молитвенных собраниях. Существует также мнение, что в разделенной расколом Коринфской Церкви глоссолалия могла вырождаться как феномен, превращаясь в дар владения языками, непонятными не только окружающим, но и самому обладателю дара, что и вызвало соблазн (1 Кор. 14, 23), и требовало истолкования (1 Кор. 12, 10; 14, 26). Таким образом, не существует прямых свидетельств о том, что «коринфская глоссолалия» имела свое самостоятельное и положительное значение как «новый молитвенный язык» вне всякой связи с необходимостью проповеди на этом языке среди язычников. Даже если А.П.Лопухин, М.Скабалланович и некоторые православные исследователи допускают, что в Коринфе дар языков проявлялся как «исторжение глубокого внутреннего чувства, ясно не осознанного самим говорившим… [который] не мог выразить свои чувства в связанной и последовательной речи», однако это предположение весьма неопределенно и не имеет четкого положительного отзыва в творениях святых Отцов и учителей Церкви, которые, напротив, всячески предостерегают против любых восторгов в молитвенном делании и рекомендуют творить «умную молитву». Даже если такой факт имел место в практике Коринфской общины в апостольское время, то его стоит воспринимать как аномалию, а не как описание одной из форм молитвенного состояния. Уже сам ап. Павел призывал коринфян с рассуждением подходить к происходящему на их собраниях (1 Кор. 14, 29), «дабы под видом пророчества не вкралось чего-либо бесовского. Этой цели и служил особый дар «различения духов» (1 Kop. 12: 10): по действию ли Духа Божия говорится это. Сам ап. Павел предупреждал коринфян об опасности принятия псевдоблагодатных даров (2 Кор. 11, 4), также и ап. Иоанн призывал «испытывать духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4, 1). Подобные советы сохранились и в Дидахи, где призывается отличать пророка от лжепророка. Здесь состояние пророка в «духе» можно понимать как пребывание его вне себя, когда по наитию свыше служебный дух, добрый или злой, посылаемый или попускаемый Богом для определенного дела, говорит через пророка. Таким образом, уже в Древней Церкви существовало весьма настороженное отношение к религиозным восторгам и «благодатным дарам». Во II веке пророчества и «исступленные речения» монтанистов прямо классифицировались как беснование.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]