Все чаще в СМИ появляется информация о появлении в России и на Украине всяческих сект и псевдорелигиозных организаций, рассчитанных в первую очередь на молодёжь. Причём распространяется это явление преимущественно в регионах. Почему секты снова активизировались? Насколько опасно сектантство? Есть ли в России законодательные способы борьбы с этим явлением? И как секты связаны с майданными технологиями цветных революций?
Попробуем разобраться с этим явлением, а также тем, какое влияние они оказывают на общество.
А начнём с самого понятия, попытаемся уяснить, что такое — секта.
Разнообразие религиозных новообразований настолько велико, что возникла потребность в их общем наименовании. Ни в России, ни за рубежом нет единого мнения относительно их терминологического обозначения. Называют их по-разному: секты, нетрадиционные религии, новые религиозные объединения, альтернативные верования, возникающие религии или просто культы, Нью Эйдж — Религии Нового Времени и т.п. Отсутствие терминологического аппарата привело к тому, что толковать эти понятия каждый стал по собственному усмотрению, исходя из своей мировоззренческой позиции.
Понятие секта
в русском языке используется в двух значениях, исторически связанных, но существенно различных. Тем не менее эти значения не всегда чётко различаются, и отрицательная коннотация, присущая одному из значений («тоталитарная секта»), переносится на секты в целом. Следует помнить, что это слово, как правило, обозначает не само учение, а организацию, его представляющую.
В большинстве случаев религиозные организации не приветствуют употребления по отношению к ним термина секта, предпочитая называться религией, церковью, конфессией или деноминацией. Само слово «секта»
— не нейтральное, оно заключает в себе глубокий исторически обусловленный подтекст и в русском языке часто носит уничижительный оттенок. Косвенным подтверждением этому являются производные от этого термина слова «сектант», «сектантство» и «сектантский», которые вызывает негативные ассоциации и обычно используется полемически или уничижительно.
Уже в латыни слово secta
имело следующие значения:
- путь, правило, образ действия, мыслей или жизни;
- учение, направление, школа;
- ересь, ложное учение;
- шайка;
Этимологически слово секта происходит от лат. secta от sequī
— «следовать за кем-то, повиноваться»; при этом довольно рано это слово стало ассоциироваться со словом лат.
sector
и другими производными от
seco
— «резать, разделять, отсекать».
Слово «секта» изначально было нейтральным термином для описания отдельных политических, философских и религиозных групп, и употреблялось в полемическом контексте ещё в дохристианскую эпоху.
Уже в раннехристианскую эпоху оно стало обозначать ложное учение, отколовшееся от основной общины, используясь для перевода др.-греч. αἱρέϭις
(которое тоже сначала значило просто «учение, школа, направление», а затем сузилось до понятия «ложное учение, ересь»). Эти два слова вплоть до Нового времени употреблялись на латинском Западе как синонимы.
После Реформации установилось разграничение значений терминов: слово — «секта
» стало обозначать организацию или группу людей, а «
ересь
» — неортодоксальное учение, содержащееся сектой или деноминацией, причем это правило словоупотребления было обращено и в прошлое христианства (таким образом, можно, например, сказать, что секта севериан исповедовала монофизитскую ересь). Такое различение названных понятий было воспринято отечественной богословской наукой в синодальный период истории Русской Православной Церкви. В греческом же богословии до сегодня в обоих значениях употребляется только слово
αἱρέϭις.
Согласно Толкового словаря русского языка под редакцией С.И.Ожёгова и Н.Ю.Шведова секта — это:
- Религиозное течение (община), отделившееся от какого-ннибудь вероучения и ему противостоящее.
- перен. Группа лиц, замкнувшихся в своих мелких, узких интересах (книжн. неодобр.).
Термин недостаточно определённый, поскольку не выделяет характерных внутренних признаков, только внешние, если говорить о первом значении, а под второе значение подпадает любая группа, объединённая какими-то интересами, будь то семья, партия, корпорация или государство.
Термин секта используется в Рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 1994 г. №1178 «Секты и новые религиозные движения», где он не определяется. Этот же термин фигурирует в официальном дипломатическом документе посольства ФРГ — вербальной ноте МИД РФ от 22 ноября 1995 г. №2604. Во Франции принят Закон от 30 мая 2001 г. «О предупреждении и профилактике сектантских течений, ущемляющих основные права и свободы человека». Рассматривая его требования, Парламентская Ассамблея Совета Европы также употребляет термин «секта» в Резолюции №1309 «Религиозная свобода и религиозные меньшинства во Франции», принятой 18 ноября 2002 года.
Термин «тоталитарные секты»
содержится в подписанной В.В. Путиным «Доктрине информационной безопасности России», в которой, в частности, говорится о:
необходимости противодействия негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров
А как представляющие наибольшую опасность для духовной жизни граждан указывается:
нанесение вреда здоровью и жизни граждан вследствие деятельности религиозных объединений, проповедующих религиозный фундаментализм, а также тоталитарных религиозных сект (Путин В.В. Доктрина информационной безопасности России https://www.scrf.gov.ru/documents/6/5.html).
Определённым этапом в споре по поводу использования неправового термина «секта» стало решение от 23 ноября 1999 года Конституционного Суда РФ, которое подтвердило возможность его использования и таким образом ввело его в юридическую практику. В связи с жалобами Религиозного общества Свидетелей Иеговы в городе Ярославле и религиозного объединения «Христианская церковь Прославления» Конституционный Суд констатировал, что сведения, сообщенные СМИ о Свидетелях Иеговы, соответствуют действительности. Изучив выписки из словарей и энциклопедий, Суд также пришёл к выводу, что употреблявшееся в газете и телепередаче понятие «секта» общеизвестно и используется в отношении религиозных организаций, исповедующих взгляды узкой группы людей по сравнению с подавляющим большинством. Следовательно, оно не может оскорбить чьих — либо чувств (Постановление Конституционного Суда РФ от 26 сентября 1997 г. 16-П По делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 27 Федерального закона 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» https://www.medialaw.ru/article10/7/5-4.htm).
Таким образом, судебная практика в Российской Федерации исходит из допустимости термина секта и рассматривает его как вполне легитимный.
Вышеперечисленные документы показывают, что отсутствие понятия «секта» в нормативно-правовых документах России вовсе не ограничивает возможности его использования в юридической практике. Исходя из постановления Конституционного Суда, необходимо разработать системный комплекс правовых установлений, регламентирующих деятельность такого опасного феномена современной социальной жизни, каким являются секты. И, прежде всего, в современном российском законодательстве необходимо сформулировать содержательно и дать оценку понятию секта.
Однако, отсутствие содержательного юридического определения секты вообще и секты «тоталитарной», в частности, позволяет навесить ярлык секты и сектантов на кого угодно. Это очень удобно для осуществления принципа «закон — что дышло: куда повернул — туда и вышло». Однако, если подумать, что профессору-религиоведу должно быть вполне по силам, определение секты можно дать и без того, чтобы прибегать к практике узаконенного произвола с его последующим анализом. Поэтому учёные дали определение понятия «секта» содержащее характерные признаки явления, отражающие его внутреннюю суть, а не внешние признаки, вроде «учение отделившееся от какого-ннибудь вероучения», «группа, замкнувшихся в своих мелких, узких интересах».
Как минимум, пять характерных особенностей свойственны всем без исключения сектам вне зависимости от их возраста и численности участников:
- Наличие эзотерического и экзотерического учения, что по-русски означает: в секте всегда есть учение для толпы и учение для избранных — посвящённых иерархов.
- Наличие определённых догматов учения, которые не подлежат обсуждению и должны приниматься адептами учения как истинные без каких-либо сомнений и рассуждений.
- Наличие ритуала, который сопровождает всякое собрание представителей секты и фактически является средством зомбирования их психики.
- Существование сколь угодно разветвлённой иерархии, вступать в спор с которой по основным догматам учения секты категорически запрещено.
- Поскольку учение секты опирается на догматы, не подлежащие обсуждению, то в нём нет и не может быть места формированию личностной культуры освоения нового знания (нет метода освоения) и осмысленного отношения к Жизни по совести.
Но это определение вряд ли понравится профессору-религиоведу, поскольку исторически сложившиеся конфессии предстают на основе этого определения как наиболее многочисленные секты (в том смысле, что они отсекают верующего секте от Бога, подменяя живую религию — как диалог человека и Бога по жизни — обрядоверием и догматизмом), которые давно заняли в обществах господствующее положение и потому стали всем привычными атрибутами традиционной культуры.
Те объединения людей, которые традиционные конфессии именуют «сектами», — в своём большинстве такие же секты как и они, но не успевшие обрести легитимность в культуре общества.
Опишем более подробно эти пять основных признаков и добавим некоторые косвенные признаки, сопроводив всё конкретными примерами:
Особенности употребления понятия[править]
Понятие секта
в русском языке используется в двух значениях, исторически связанных, но существенно различных. Тем не менее эти значения не всегда четко различаются, и отрицательная коннотация, присущая одному из значений («тоталитарная секта»), переносится на секты в целом. Следует помнить, что это слово, как правило, обозначает не само учение, а организацию, его представляющую.
В большинстве случаев религиозные организации не приветствуют употребления по отношению к ним термина «секта», предпочитая называться религией, церковью, конфессией или деноминацией. Само слово «секта»
– не нейтральное, оно заключает в себе глубокий исторически обусловленный подтекст и в русском языке часто носит уничижительный оттенок. Косвенным подтверждением этому являются производные от этого термина слова «сектант», «сектантство» и «сектантский», которые вызывает негативные ассоциации и обычно используется полемически или уничижительно.
Судебные процессы
В апреле 1995 года было арестовано почти все руководство секты. Судебный процесс начался в 1996 году. 27 февраля 2004 года Токийский окружной суд приговорил Сёко Асахару к смертной казни через повешение, признав его виновным по 13 из 17 пунктов обвинения (убийство 27 человек, похищение людей, незаконное производство оружия и др.). Впоследствии различные сроки заключения получили 189 членов секты, 10 из них были приговорены к смертной казни. В 2012 году был арестован последний из скрывавшихся организаторов теракта в токийском метро — Кацуя Такахаси. Он был приговорен к пожизненному заключению.
Происхождение понятия[править]
Уже в латыни слово secta
имело следующие значения:
- путь, правило, образ действия, мыслей или жизни;
- учение, направление, школа;
- ересь, ложное учение;
- шайка;
Этимологически слово секта происходит от лат. secta от sequī — «следовать за кем-то, повиноваться»; при этом довольно рано это слово стало ассоциироваться со словом лат. sector и другими производными от seco — «резать, разделять, отсекать».
Слово «секта» изначально было нейтральным термином для описания отдельных политических, философских и религиозных групп, и употреблялось в полемическом контексте еще в дохристианскую эпоху.
Уже в раннехристианскую эпоху оно стало обозначать ложное учение, отколовшееся от основной общины, используясь для перевода др.-греч. αἱρέϭις (которое тоже сначала значило просто «учение, школа, направление», а затем сузилось до понятия «ложное учение, ересь»). Эти два слова вплоть до Нового времени употреблялись на латинском Западе как синонимы.
После Реформации установилось разграничение значений терминов: слово – “секта
” стало обозначать организацию или группу людей, а “
ересь
” – неортодоксальное учение, содержащееся сектой или деноминацией, причем это правило словоупотребления было обращено и в прошлое христианства (таким образом, можно, например, сказать, что секта севериан исповедовала монофизитскую ересь). Такое различение названных понятий было воспринято отечественной богословской наукой в синодальный период истории Русской Православной Церкви. В греческом же богословии до сегодня в обоих значениях употребляется только слово αἱρέϭις.
Отличия от других типов религиозных организаций[править]
В (англоязычной) типологии церковных организаций секта противопоставляется деноминации и церкви. См. об этом подробнее в англ. статье Church-sect typology. В то же время в русском языке понятие деноминация чаще используется как общее слово для любых подразделений внутри отдельной религии (в том числе для секты и церкви), а церквями обычно именуются основные традиционные деноминации (Православная Церковь и отдельные автокефальные церкви, Католическая церковь, древневосточные церкви, Англиканская церковь и некоторые другие).
Основные особенности[править]
Основной особенностью
сект по сравнению с другими религиозными организациями является ее
молодой возраст
. Как правило, со временем секты или исчезают, или превращаются в полноценные деноминации или отдельные религии. Понятие «секта» редко приложимо к религиозным организациям, существующим более 100-200 лет.
В то же время надо помнить, что такое разделение характерно прежде всего для христианства, за пределами которого понятие церковь
, как правило, не используется.
Вероучительные особенности
: Для сект характерен более или менее выраженный доктринальный конфликт с исходной конфессией, себя они рассматривают, как единственно верный способ ко спасению. Также для сект (особенно возникших в рамках христианства) характерны обвинения исходной конфессии в искажении вероучения и призывы к возврату к первоначальным истокам. Различные группы, вышедшие из Православия в XVII-XVIII вв. (духоборы, молокане, скопцы, хлысты и др.) именуются сектами, поскольку отвергают многие доктринальные положения православия, в то же время отдельные автокефальные православные Церкви и даже неканонические православные юрисдикции никогда не именуются сектами, поскольку вероучительно ничем не отличаются от других православных церквей.
Временная компактность и наличие выдающегося лидера
: если само христианство возникло как секта в рамках ветхозаветной религии (см. например, слова первосвященника Анании об апостоле Павле: «
Нашедши сего человека… представителем Назорейской ереси
» (в других переводах –
секты
) Деян. 24:5), то основные христианские направления нельзя назвать сектами, так как они как правило формировались в течение долгого времени (хотя формальное разделение часто можно точно локализовать во времени), а не были сформированы за несколько лет вокруг определенного лидера.
То же самое касается автокефальных православных церквей и самостоятельных древневосточных церквей. В то же время многие протестантские деноминации возникли именно как секты (баптизм, методизм, меннонизм, квакеры), поэтому этот термин долгое время употреблялся по отношении к многим или даже всем протестантским направлениям (но не к самому протестантизму, как целому).
Отношение секты и исходной религиозной организации[править]
Можно выделить несколько вариантов развития взаимоотношений секты с исходной религией:
- Секта считает себя частью исходной религии, что признается остальной частью этой религии –
- Секта считает себя частью исходной религии, однако это отвергается остальной частью этой религии (как правило на основе серьезных вероучительных разногласий) – например, мормоны считают себя христианами, однако не признаются таковыми остальными христианскими деноминациями
. - Секта лишь по происхождению связана с исходной религией, но считает(ся) отдельной религией – например, бахаисты
. - Секта изначально возникла независимо от других религий или на основе сочетания элементов разных религий
Кириллова К. О термине «секта»
Ксения Кириллова, 2006
О термине «секта»
1. Как появился термин «секта» и производные от него?
Термин «секта» происходит от латинского слова «sekta» и изначально имел две этимологии:
а) часть чего-либо;
б) образ мыслей, учение.
Соответственно, производными от слова «sekta» являются в латинском языке «secare» — «отсекать» (часть от целого) и «sequi» — «следовать» (за кем-либо в учении, образе мыслей).
В русском языке понятие «секта» и производные от него стали употребляться со времени введения в духовных семинариях и академиях, светских гимназиях, лицеях и университетах курса преподавания латинского языка. При этом слова сохранили первоначальное фонетическое произношение и смысловое значение. Употребление термина «секта» как обозначения «части чего-либо» привело к появлению хорошо известных сегодня слов «сектор» и «секция». Использование термина «секта» для обозначения «образа мыслей, учения» постепенно трансформировалось в название одного из институционных типов религиозных объединений.
2. Что означает термин «секта»?
Приведу определения из авторитетных источников.
«Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля сообщает: «Секта — братство, принявшее свое, отдельное учение о вере; согласие, толк, раскол или ересь»[1].
В «Словаре русского языка» С.И.Ожогова секта определяется как «религиозное объединение, отделившееся от какого-либо учения и ему противостоящее», а в переносном смысле — как «группа лиц, замкнувшихся в своих мелких, узких интересах»[2]. Такое же толкование дает термину «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»[3].
Академический «Словарь» Ушакова понимает под сектой «религиозное сообщество, состоящее из людей, отколовшихся от господствующей церкви и принявшей новое учение», а в переносном смысле – «отгородившуюся от общения с другими, замкнувшуюся в себе группу лиц»[4].
Подобным образом разъясняется этот термин и в «Словаре иностранных слов» под редакцией Ф.Н.Петрова: «Секта — религиозная община, отколовшаяся от господствующей церкви; замкнутая группа, чуждающаяся широких масс».
Таким образом можно заметить, что во времена подготовки вышеуказанных источников термин использовался для обозначения как специфических религиозных объединений, так и просто замкнувшихся групп, дистанцировавшихся от общества в силу своих, не обязательно религиозных интересов.
Именно в таком «двойном» значении слово «секта» раньше и употреблялось.
В толковании «замкнутая группа, чуждающаяся широких масс» термин применялся обычно к небольшим политическим организациям оппозиционного толка.
Характерным примером является подготовленный К.Марксом и Ф.Энгельсом «Манифест Коммунистической партии», где отмечено, что группы приверженцев социальных утопий «выродились в чистейшие секты», а сами коммунисты таких «сектантских принципов» не разделяют[5]. Эти же авторы на страницах совместного труда «Мнимые расколы в Интернационале» писали о «сектантских секциях», «сектантских группах» и «сектантских организациях», понимая под ними небольшие политические кружки с альтернативными взглядами[6]. Во вводной статье к английскому изданию «Развития социализма от утопии к науке» Энгельс сообщал, что германский ученый Е.Дюринг «открыто начал создавать вокруг себя секту, ядро будущей особой партии»[7], в письме Августу Бабелю называл социалистов-утопистов «заядлыми сектантами»[8], а в статье «Маркс и «Neue Rheinische Zeitung» подчеркивал, что без понимания роли пролетариата немецкие социал-демократы могли бы «вместо большой партии действия основать маленькую секту».[9] Карл Маркс в письме Фридриху Больте также о[10].
Справедливости ради надо заметить, что противники коммунистических идей тоже охотно применяли термин «секта» по отношению к оппонентам. Известная русская художница «серебрянного века» Мария Башкирцева в своем дневнике 17 июля 1874 года, например, писала: «Говорят, что в России есть шайка негодяев, которые добиваются коммуны; это ужас что такое! И их подлая секта так распространена, что журналы делают отчаянные воззвания к обществу»[11].
Не менее активно применялось понятие «секта» и для обозначения «религиозных общин, отколовшихся от господствующей церкви». Достаточно вспомнить вышедшее в 1912 году фундаментальное исследование протоиерея Сергия Булгакова «Православие. Расколы. Ереси. Секты»[12] или статью знаменитого писателя Николая Лескова «Несколько слов о духоборских и других сектах»[13]. О «сектантах», «русском сектантстве», «сектантской религиозной литературе», «сектантском пафосе» по отношению к отечественной культуре писал на страницах работы «Типы религиозной мысли в России» Николай Бердяев[14]. Владимир Бонч-Бруевич, являвшийся одним из самых известных дореволюционных исследователей религии, выступал составителем многотомника «Материалы к истории и изучению русского сектантства и старообрядчества», книги которого выходили в свет с 1908 по 1916 год[15].
Кроме того, в царской России данный термин широко использовался в нормативно-правовых актах, регулирующих религиозную деятельность. «Паспорты на отлучки внутри Империи выдаются раскольникам всех сект», — отмечалось, например, в мнении Государственного Совета «О даровании раскольникам некоторых прав гражданских и по отправлению духовных треб», вышедшем в 1883 году[16], а изданный в 1911-м «Свод законов гражданских» содержал отдел «О метрической записи браков старообрядцев и сектантов»[17].
После 1917 года слово «секта» стало исчезать из «политического» лексикона, и его понятие сузилось до обозначения одного из типов религиозных объединений. В этом качестве оно с равным успехом применялось как авторами научно-популярной литературы (напр.: Привалов К. Б. Секты: досье страха. М., 1987), так и серьезными учеными (напр.: Клибанов А. И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М., 1973; Москаленко А. Г. Идеология и деятельность христианских сект. Новосибирск, 1978, Клюева Т.А. Христианское сектантство в условиях урбанизации. М., 1980).
В настоящее время научная литература дает секте следующее определение: «Секта религиозная (лат. secta — образ мыслей, учение) — один из типов религиозных объединений. Секта религиозная возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям. Для секты религиозной характерна претензия на исключительность свой роли, доктрины, идейных принципов, ценностей, установок. С этим связаны настроения избранничества, а нередко — и тенденция к изоляционизму. Резко выражено стремление к духовному выражению (ревивализм), признаком которого считается строгое соблюдение определенного нравственного кодекса и ритуальных предписаний. Эта установка нередко ведет к фанатизму. Секта религиозная отрицает институт священства, лидерство считает харизматическим, право на него признает за лицом, которое получило якобы как милость божью особую способность к руководству. Подчеркивается равенство всех членов, провозглашается принцип добровольности объединения, делается акцент на «обращение», предшествующее членству. Указанные черты, отдельно взятые, могут быть обнаружены и у религиозных объединений иных типов. Однако совокупность признаков характерна именно для секты религиозной. Общие признаки по-разному модифицируются в различных сектантских течениях. Историческая судьба сект религиозных неодинакова. Одни из них через определенный промежуток времени прекращают свое существование. Другие с течением времени превращаются в церкви или деноминации».
Данное определение является академическим — поскольку содержится как в «Атеистическом словаре» советского времени[18], так и на страницах учебника «Религиоведение», изданного в 1998 году под редакцией профессора, доктора философских наук, заведующего кафедрой философии религии и религиоведения МГУ, члена Совета для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации И.Н.Яблокова[19].
Сам термин «секта» в этом понимании продолжает широко использоваться учеными. Только за последние годы были изданы, например, такие работы, как: Браславский Л.Ю. «Протестантские секты в Чувашии» (Чебоксары: Кн. изд-во, 1988. — 96 с.); А.Новопашин. «Религии и секты в современной России» (Новосибирск, Издательство храма во имя А.Невского, 1998); Панченко А.А. «Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект» (Изд. «ОГИ», 2002. — 543 с.); Таевский Д.А. «Христианские ереси и секты I — XXI веков: Словарь.» (Изд. «Интрада», 2003. — 320 с.)
Кроме того, понятие «секта» и производные от него широко использовали авторы множества других научных работ, например: В.И.Гараджа. «Религиеведение. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений и преподавателей средней школы» (2-е издание, дополненное. Москва, «Аспект Пресс», 1995); А.В.Федосеев. «Основы религиеведения. Методическое пособие» (Донецк, издательство Донецкой государственной академии управления, 1997); Омурова Т.О., Лукашов В.А. «Религиоведение. Учебно-методическое пособие» (Бишкек, 1998); И.Н.Яблоков. «Религиеведение. Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению» (М.: Гардарика, 1998); Е.Г.Балагушкин. «Нетрадиционные религии в современной России» (М., 1999); Н.А.Трофимчук, М.П.Свищев. «Экспансия» (М., Издательство Российской Академии Государственной службы при Президенте РФ, 2000).
Таким образом, термин «секта» продолжает широко употребляться в научных кругах.
3. Несут ли термины «секта» и «сектант» негативную смысловую коннотацию?
Как видно из вышесказанного, термины «секта» и «сектант» (участник секты) негативной смысловой коннотации не несут. В научном мире и у верующих традиционных религий секта означает лишь один из типов религиозных объединений, а под сектантом понимается человек, симпатизирующий учению секты, разделяющий взгляды секты как определенного типа религиозного объединения. Ни отрицательного, ни положительного значения данные термины не имеют.
Безусловно, каждый человек, исходя из багажа своих представлений об окружающем мире, присущих личности убеждений и особенностей самооценки может счесть оскорбительным то или иное нейтральное понятие. Однако на основании субъективной оценки нельзя объявлять это понятие умаляющим честь, достоинство или деловую репутацию гражданина.
Надо отметить, что даже известные своей толерантностью западные страны, в которых процветает культ уважения к личности человека и его религиозному выбору, не видят в применении термина «секта» ничего предосудительного.
В 1994 году, например, Совет Европы утвердил рекомендацию №1178 «О сектах и новых религиозных движениях». Этим же термином пользовалось посольство ФРГ в официальном дипломатическом документе — вербальной ноте №2604 от 22 ноября 1995 года, адресованной российскому МИДу. Постановление «О сектах в Европе» принял 12 февраля 1996 года Европейский Парламент. «О предупреждении и профилактике сектантских течений, ущемляющих основные права и свободы человека» — так именуется закон, утвержденный 30 мая 2001 года во Франции. Рассматривая его требования, Парламентская Ассамблея Совета Европы в принятой 18 ноября 2002 года Резолюции №1309 (2002) «Религиозная свобода и религиозные меньшинства во Франции» тоже употребляет термин «секта».
Столь же охотно его применяют и российские государственные инстанции. Понятием «секта» оперировали в разное время Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ в прилагающемся к Письму №2510/3774-96-27 от 21 августа 1996 года «Информационном материале о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим», Министерство внутренних дел РФ в прилагающейся к письму №1/17464 от 23 октября 1996 года в Государственную Думу РФ справке «О деятельности в России некоторых иностранных религиозных организаций», и Министерство образования РФ в прилагающейся к письму № 549/28-16 от 12 июля 2000 года «Информации о деятельности на территории России представителей нетрадиционных религиозных объединений».
Это же понятие неоднократно использовал в официальных выступлениях первый президент России Борис Ельцин. Он о действительно необходим, он должен защищать нравственное и духовное здоровье россиян, ставить надежные барьеры на пути проникновения к нам радикальных сект, наносящих большой ущерб здоровью и психике граждан нашей страны»[20]. Кроме того, данным термином в разное время оперировали в своих публичных выступлениях начальник отдела по связям с религиозными и общественными организациями аппарата Правительства Российской Федерации Генрих Михайлов[21], министр внутренних дел РФ Владимир Рушайло[22], начальник Управления по вопросам внутренней политики Администрации Президента России, ответственный секретарь Совета по взаимодействию с религиозными организациями при Президенте РФ Андрей Логинов,[23] академик РАН Эдуард Кругляков[24], начальник департамента межведомственной и информационной деятельности Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Александр Михайлов[25], вице-премьер РФ Валентина Матвиенко[26], председатель комитета Государственной Думы РФ по международным делам, а ныне уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин[27], прокурор города Москвы Юрий Семин[28], полномочный представитель Президента России в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко[29], вице-спикер Государственной Думы РФ Олег Морозов[30], председатель Совета Федерации Сергей Миронов[31], директор ФСБ России Николай Патрушев[32] и многие другие уважаемые люди, занимающие видные государственные должности.
Наконец, имеются случаи, когда термин «секта» и производные от него применяли российские судебные органы. Так, данным понятием оперировал Хорошевский межмуниципальный народный суд СЗАО г. Москвы в решении от 21 мая 1997 года (дело 2-1208) по иску Общественного комитета защиты свободы совести, Левинсона Льва Семеновича, Осадчева Михаила Семеновича и Балуковой Натальи Александровны к Дворкину Александру Леонидовичу и Отделу религиозного образования и катехизации Московского Патриархата.
Этот же термин применял Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 23 ноября 1999 года № 16-П по делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях». Он, в частности, в своем решении о.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что огромное количество официальных инстанций и ответственных государственных чиновников не видят в применении термина «секта» и производных от него ничего предосудительного.
4. Возможно ли употребление термина «секта» и производных от него с точки зрения действующего российского законодательства?
Принятый в 1997 году Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» термином «секта» не оперирует. Из этого некоторые противники применения данного понятия делают поспешный вывод, что слово «секта» является «незаконным» и оскорбительным.
Такое мнение ошибочно, так как законодатель не обязан упоминать в нормативно-правовых актах все термины, производные от этих терминов, синонимы и т.д., относящиеся к тому или иному явлению — например, к религиозной деятельности. В том же федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» нет упоминаний, и, тем более, определений таких устоявшихся в массовом сознании понятий, как «церковь», «священник», «прихожанин». Однако это не значит, что Русской Православной Церкви со священниками и прихожанами «не существует», или что эти термины являются бранными, умаляющими чью-либо честь, достоинство и деловую репутацию.
Аналогичным образом обстоит дело со словом «секта» и производными от него. В сущности, упоминание этого термина является излишним. Законодатель оперирует предельно широкой категорией «религиозное объединение» с учетом того, что в классическом религиоведении все религиозные объединения принято делить на три институционных типа:
А) Секта
Б) Деноминация
В) Церковь.
Следовательно, несмотря на отсутствие в законодательстве упоминаний о типах религиозных объединений, нет оснований считать термин «секта» и производные от него противоречащими этому законодательству.
5. Имеются ли в России случаи судебных разбирательств по искам, где одна из сторон приравнивала употребление термина «секта» или производных от него к оскорблению своей чести, достоинства и деловой репутации? Если такие прецеденты есть, что за решения были приняты?
На сегодняшний день известно три таких «громких» случая – и во всех трех суды отказывались вслед за одной из сторон счесть оскорбительным термин «секта» и производные от него.
Так, Дзержинский федеральный суд Центрального района г. Санкт-Петербурга в решении от 4 августа 1999 года (дело № 2-237) по иску М.Е.Слободян к редакции газеты «Новый Петербург», В.А.Агеевой и Е.Е.Терентьеву о защите чести, достоинства и деловой репутации отмечал следующее:
«Истица утверждает, что употребление слов «секта», «сектанты» применительно к организации, членом которой она является, оскорбляет ее чувства и порочат ее честь и достоинство. Вместе с тем суду представлены выписки из различных словарей и энциклопедии (л. д. 101-102, 128-133), из которых следует, что слово «секта», как понятие, общеизвестно и употребляется в отношении религиозных организаций, которые исповедуют взгляды довольно узкой группы людей по сравнению с подавляющим большинством. Следовательно употребление слова «секта» не может оскорбить чьих-либо чувств.»
Как следствие, в удовлетворении иска истцу было отказано[33].
Кузнецкий районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в решении от 6 июня 2001 года по искам Церкви Христиан Веры Евангельской «Живая вода» Ассоциации Независимых Церквей Христиан Веры Евангельской г. Новокузнецка, Церкви Христиан Веры Евангельской «Живая вода» Ассоциации Независимых Церквей Христиан Веры Евангельской г. Мыски к настоятелю Спасо-Преображенского Собора Пивоварову Владимиру Александровичу о защите чести, достоинства и деловой репутации сообщал, что истцы просили «принять меры воздействия в отношении православного священника Пивоварова В. А., который, выступая 17 марта 2001 года на телеканале ТРК «Апекс», допустил в адрес церкви некорректные высказывания, в частности: церковь «Живая вода» была названа «опасной тоталитарной сектой», это высказывание они рассматривают как оскорбление чести и достоинства около 1000 прихожан церкви «Живая вода». Однако сам суд пришел к следующему выводу: «Употреблявшееся понятие «секта» общеизвестно и используется в отношении религиозных организаций, исповедующих взгляды узкой группы людей по сравнению с подавляющим большинством. Следовательно, употребление слова «секта», по мнению суда, не может оскорбить чьих-либо чувств. Словосочетание «тоталитарная секта» является научным и публицистическим термином, отражающим отношение конкретного лица к той или иной религиозной организации. Предъявляя иск, истцы пытаются принудить ответчика в судебном порядке отказаться от выражения своих мыслей и убеждений».
В итоге истцам в удовлетворении иска было отказано[34].
Красноярская теле подготовила и выпустила 6 ноября 2005 года передачу «Чужая вера» о деятельности нетрадиционных религиозных организаций. Одна из них сочла оскорбительным примененный к ней термин «секта» и пожаловалась в Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Последняя сделала в адрес телекомпании официальное предупреждение. Однако «ТВК-6 Канал» не согласился с содержанием этого документа и подал заявление о признании предупреждения незаконным в Арбитражный суд г. Москвы (дело №А-40-156939/06-146-149). Тот назначил проведение комиссионной лингвистической экспертизы репортажа «Чужая вера» силами доктора филологических наук, профессора кафедры стилистики русского языка МГУ им. М.В.Ломоносова Г.Я.Солганика и доцента указанной кафедры В.В.Славкина. В числе прочих суд задал экспертам вопрос, способствует ли противостоянию религий и оскорбляет ли религиозные чувства верующих примененный в отношении их организации термин «секта». Однако в своем заключении ученые МГУ сообщили: «Понятие «секта» означает «религиозное течение, отделившееся от какого-либо вероучения и ему противостоящее», оно нейтрально в оценочном отношении, не содержит ни позитивной, ни негативной оценки членов организации, является общепринятым обозначением, не содержит оскорбительного для верующих смысла, хотя сами они могут и не называть свою организацию сектой».
Суд счел доводы экспертов убедительными, и решением от 20 октября 2006 года признал незаконным предупреждение, вынесенное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия теле[35].
Ответчик подал кассационную жалобу во вторую инстанцию — Федеральный Арбитражный суд Московского округа. Однако тот 31 января 2007 года, еще раз рассмотрев обстоятельства дела и заключение экспертов, оставил решение Арбитражного суда г.Москвы без изменений, а кассационн
[1] В.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Электронная версия. «Multimedia Productions», 1997.
[2] С.И.Ожогов. Словарь русского языка. М., 1990, с. 708
[3] Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронная версия с использованием материалов издательства «Большая Российская энциклопедия». 1997.
[4] Секта // «Словарь Ушакова». Интернет-версия. Доступна по адресу: https://ushakov.academic.ru/misc/
[5] Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения в 3-х т. М., 1983. т. 1, с. 101, 119
[6] Маркс К., Энгельс Ф. Мнимые расколы в Интернационале. // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения в 3-х т. М., 1983. т. 2, с. 292-294.
[7] Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке. // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения в 3-х т. М., 1983. т. 3, с. 102
[8] Энгельс Ф. — Бебелю А., 20 июня 1873 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения в 3-х т. М., 1983. т. 2, 464-467
[9] Энгельс Ф. Маркс и «Neue Rheinische Zeitung». // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения в 3-х т. М., 1983. т. 3, с.184
[10] Маркс К. — Больте Ф., 23 ноября 1871 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения в 3-х т. М., 1983. т. 2, с. 456-457
[11] М.Башкирцева. Дневник. СПб, 1892. Доступно по: https://brb.silverage.ru/zhslovo/sv/mb/index.php?r=dn&id=2
[12] С.В.Булгаков. Православие. Расколы. Ереси. Секты. Противные христианству и православию учения. Западные христианские вероисповедания. Соборы западной церкви. Киев, 1912. — Репринт. М., «Современник», 1994.
[13] Николай Семенович Лесков. Несколько слов о духоборских и других сектах. // Н.C.Лесков. Собрание сочинений в 6 тт., т. 3. М., АО «Экран», 1993.
[14] Н.Бердяев. Собрание сочинений, том 3. Типы религиозной мысли в России. Париж, издательство YMCA-Пресс, 1989, с. 441-462. Доступно по: https://rchgi.spb.ru/christian/berdyaev_3.html
[15] Бонч-Бруевич В. Материалы к истории и изучению русского сектантства и старообрядчества. Вып. 1-7. СПб. ред. 1908-1916.
[16] Собрание Узаконений, 1883 г., мая 24, ст. 469. — приводится по: В.И.Гараджа. Религиеведение. Изд. 2-е, доп. М., «Аспект-пресс», 1995.
[17] Свод законов гражданских (св. зак. т. 10 ч. 1, изд. 1900 г. по Прод. 1906 и 1908 гг.). — С предметным указателем и с позднейшими узаконениями по день выхода в свет / Сост. А. Л. Саатчиан. Книга 1. «О правах и обязанностях семейственных», раздел 1 «О союзе брачном», глава 2. «О браках христиан неправославного исповедания между собою и с лицами исповедания православного, и о метрической записи браков раскольников», отделение 2 «О метрической записи браков старообрядцев и сектантов». СПб: Издание Юридического книжного магазина И. И. Зубкова под , 1911, с.18-19
[18] Секта религиозная // «Атеистический словарь» под ред. д.ф.н. М.П.Новикова, М., «Издательство политической литературы», 1983, с.439
[19] Религиоведение. Под ред. проф. И.Н.Яблокова, М., «Гардарика», 1998, сс. 327, 477
[20] Борис Ельцин. Закон не должен стать поводом для конфликтов на религиозной почве. Газета «Российские вести», 24 июля 1997 года.
[21] Генрих Михайлов. Промедление с принятием закона недопустимо. Газета «Радонеж», №11 (55), июль 1997 года.
[22] В.Рушайло – за новые подходы в сотрудничестве МВД и РПЦ. Интернет-газета «Утро.Ру», №17 (339), 26 января 2001 года. Доступно по: https://dobroe.utro.ru/news/politics/2001/01/26/20010126140619.shtml?2001/01/26
[23] Андрей Логинов. Двойной стандарт политики и веры. Газета «Российские вести», №132 (1299), 19 июля 1977 года; Сергей Бычков. Дорогу к храму укажет чиновник? Интервью с А.Логиновым. «Новые известия», 25 марта 1998 года.
[24] Эдуард Кругляков. Сон разума рождает лжеученых. Сайт Патриаршего Центра духовного развития детей и молодежи. Доступно по: https://www.cdrm.ru/kerigma/rek-lit/nauka/ljenauk/chto-pr/2rtfw.htm
[25] Опаснее наркомании. Сайт Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном Совете г. Москвы «Милосердие.Ру», 28 ноября 2005 года. Доступно по: https://www.miloserdie.ru/index.php?ss=4&s=19&id=2547&print=1
[26] Правительство России будет пороться с сектами. Агентство «Лента.Ру», 23 октябрпя 2001 года. Доступно по: https://www.lenta.ru/russia/2001/10/23/sect/
[27] А.Королев. Страсти по свободе совести. Интервью с А.Лукиным. Газета «Труд», 26 июля 1997 года.
[28] Прокурор Москвы угрожает «очень жесткими мерами» сектам. Портал «Кредо.Ру», 12 января 2007 года. Доступно по: https://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=50849
[29] Предложение полпреда Президента Г.Полтавченко о создании религиоведческих советов на государственном уровне. Портал «Религия и СМИ», 22 июля 2004 года. Доступно по: https://www.religare.ru/print9904.htm
[30] Олег Морозов: «Идеология закона о некоммерческих организациях правильная.» Сайт «Время регионов», 8 декабря 2006 года. Доступно по: https://www.regtime.ru/owa/rt/rt_lenta.html?a_id=5174&c_id=49
[31] Совет Федерации будет регулировать деятельность тоталитарных сект. Агентство «Regnum», 6 апреля 2006 года. Доступно по: https://www.regnum.ru/news/619476.html
[32] Ирина Огилько. Сектанты продавали кожу. «Российская газета», 10 марта 2004 года. Доступно по: https://www.rg.ru/2004/03/10/terrorizm.html
[33] Дзержинский Федеральный суд Центрального района г. Санкт-Петербурга. Решение по делу № 2-237 от 4 августа 1999 года по иску Слободян Марины Евгеньевны к редакции газеты «Новый Петербург», Агеевой Валентине Алексеевне, Терентьеву Евгению Евгеньевичу о защите чести, достоинства и деловой репутации и компенсации морального вреда. Сайт Центра религиоведческих исследований (г. Москва). Доступно по: https://www.iriney.ru
[34] Кузнецкий районный суд города Новокузнецка Кемеровской области. Решение от 6 июня 2001 года по искам Церкви Христиан Веры Евангельской «Живая вода» Ассоциации Независимых Церквей Христиан Веры Евангельской г. Новокузнецка, Церкви Христиан Веры Евангельской «Живая вода» Ассоциации Независимых Церквей Христиан Веры Евангельской г. Мыски к настоятелю Спасо-Преображенского Собора Пивоварову Владимиру Александровичу о защите чести, достоинства и деловой репутации. Журнал «Прозрение» — прил. к «Журналу Московской Патриархии»,
№1(7), 2002, сс. 33-37. Доступно по: https://iriney.vinchi.ru/legal/news009.htm
[35] Арбитражный суд г. Москвы. Решение от 20 октября 2006 года по заявлению ОАО «ТВК-6 Канал» (дело №А-40-156939/06-146-149) к Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия о признании предупреждения незаконным. Сайт «Консультант Плюс». Доступно по: https://msk-arbitr.consultant.ru/zip/043/043365.zip
Классические секты[править]
Секта
— религиозная группа или община, сформировавшая, как правило, в рамках определенной религии вокруг выдающегося лидера (пророка, проповедника, ….) или лидеров и склонная к отгораживанию от и противопоставлению себя исходной конфессии. Основной особенностью сект по сравнению с другими религиозными организациями является ее молодой возраст. Как правило, со временем секты или исчезают, или превращаются в полноценные деноминации, отдельные религии, а то и входят в мейнстрим в своей деноминации (напр. хасидизм в иудаизме).
В качестве причины индифферентного или враждебного отношения сект к окружающему обществу и культуре выделяется присущий сектам приоритет внутригрупповых отношений и ценностей перед государственными и общественными.
Для сект характерны заметные вероучительные особенности, которые, как правило, рассматриваются остальной частью исходной религиозной группы как ложные. Поскольку секта возникает в течение короткого времени благодаря деятельности одного или нескольких человек изначально она является небольшой. Однако впоследствии она может развиться в крупное направление (деноминацию) в соответствующей религии или даже стать отдельной религией. В частности в начале своего возникновения сектами можно назвать многие крупные религии, в том числе христианство (рассматривавшееся иудеями первого века как типичная секта), ислам, буддизм, сикхизм, джайнизм.
[править] Мемы
- «Мир вам» — первая произнесенная ими фраза. Они всегда говорят это с уродливыми лицами и улыбкой.
- «Вы читали Евангелие?» — сами они не читали и не будут, но слышали отрывки на собрании.
- «Возьми этот буклетик почитать» — в буклетике именно , что они слышали на собрании.
- «Мы пришли поговорить с вами о…» — в течение пятнадцати минут производится сумбурный пересказ содержимого буклетика.
- «Приходите на наше собрание» — там вам снова расскажут всё, что написано в буклетике, но уже под аккомпанемент ликующих выкриков «Аллилуйя!».
- «Мир вам» — вам вручили буклетик, кое-как пересказали его содержание и пригласили туда, где его содержание смогут пересказать лучше. Задача выполнена.
Новые секты (Новые религиозные учения)[править]
Основная статья
:
Новые религиозные учения
В 20-м веке, особенно после Второй мировой войны появилось (и продолжает появляться) огромное количество новых религиозных учений
, большинство из которых часто именуются сектами. Одной из главных особенностей этих учений по сравнению с
классическими сектами
является большая оторванность или даже полная независимость от исходных религий. Для таких учений характерно не столько стремление исправить существующие религии, сколько поиск новых и нетрадиционных практик и путей религиозного познания. На основе этой волны возникло в частности движение Нью-Эйдж.
Помимо сект, возникших на основе других религий, и совершенно новых учений, существуют так называемые синкретические секты – сочетающие в себе элементы разных религий (например, секта Као-Дай во Вьетнаме, сочетающая некоторые черты христианства, буддизма и даосизма).
Тоталитарные секты[править]
Основная статья
:
Тоталитарная секта
Особым случаем сект являются тоталитарные секты
— религиозные или псевдорелигиозные авторитарные организации, деятельность каждого члена которых (в том числе финансовая и личная жизнь) полностью контролируется религиозной общиной или её духовными лидерами. Именно понятие «тоталитарная секта» значительно усилило отрицательную коннотацию, распространившуюся впоследствии на сам термин секты.
Основные отличия тоталитарных сект от других сект и вообще религиозных организаций касаются не их вероучения (как с другими типами сект), а способов привлечения и удержания новых членов. Среди многих признаков, характерных для тоталитарных сект, наиболее характерны два: непрозрачность
внутренней структуры и идеологии и
обман
рядовых членов. Во многих странах общественными или правительственными организациями разрабатываются специальные списки признаков (checklists), которые должны позволить отличить тоталитарные секты среди множества религиозных групп.
Доказать использование перечисленных приёмов в каждом отдельном случае довольно сложно из-за закрытого характера многих сект (не только тоталитарных), поэтому отнесение конкретных организаций к числу тоталитарных сект является предметом острой полемики.
Как и для сект в целом тоталитарных сект характерно наличие выдающегося харизматического лидера («гуру»), хотя для тоталитарных сект такой лидер имеет особую значимость, и оказывает как правило гораздо большее влияние на других членов общины.
Провести границу между двумя типами сект — “классическим” и “тоталитарным” – не всегда просто. Секты могут изменяться и, будучи весьма жесткими организациями при своем основании, затем “остепениться” и войти в общественную жизнь. Как правило, тоталитарные секты не долговечны и, по оценке религиоведов, существуют в среднем полтора поколения — пока жив сам «гуру» и пока живы те, кто лично с ним общался. В дальнейшем тоталитарные секты либо исчезают, либо превращаются в обычные секты, которые затем могут развиться в деноминации или отдельные религии.
Понятие «тоталитарная секта» в целом соответствует англ. cult в узком понимании этого слова, хотя под этим словом могут подразумеваться не только тоталитарные секты, но и многие новые нетрадиционные секты вообще.
Деструктивные секты[править]
Крайней формой тоталитарных сект являются деструктивные секты
или деструктивные культы, называемые также
секты-убийцы
, которые обвиняются в самоубийствах и убийствах других людей. Имеется свыше десяти сект, случаи самоубийств и убийств членами которых хорошо документированы и, как правило, не оспариваются, среди них такие, как «Аум Синрикё», «Ветвь Давида», Армия сопротивления Господа и другие.
Самоубийство является крайней, однако, не единственной формой деструкции личности. Многие современные сектоведы считают деструктивными любые секты, вырывающие адепта из социального окружения и / или мешающие принятому в обществе процессу социализации индивидуума. [Источник?
]
[править] Классификация
Ковроугодно!
Принципы организации различных сект могут быть невероятно разнообразными, но в целом они делятся на две категории.
[править] Харизматические секты
Узнаются по вдохновенной, слегка опухшей, лоснящейся от святости харе гуру, мелькающей на собраниях, проводимых в кинотеатрах (а лучше на стадионах) и назойливо пытающейся просунуться в телевизор. Харя непрерывно пиздит, выделяя мегатонны пафоса и зазывая хомячков в ряды организации. Не исключён, впрочем, и вариант, когда явной хари на поверхности, как раз, нет, пиздёж присутствует только в письменном виде, зато по улицам бродят толпы уже обученных упорышей, вербующих пополнение.
Харизматические секты стремятся брать числом, постоянно заменяя лишь слегка обчищенных, а затем осознавших и включивших съебатор клиентов новыми. Держит жертву такая секта относительно слабо, ведь качественно промыть мозг в условиях постоянной текучки сложно, и требования предъявляет сравнительно умеренные, ибо третий пункт маркетинговой стратегии у неё хромает. За Истину, продаваемую вразнос на улицах, оптом на стадионах или даже через зомбоящик, вот так сразу много и не дадут. В результате лишь часть хомячков, выделенная из общей массы собственной глупостью, подвергшаяся индивидуальной обработке, пройдя затем все стадии распада личности, дозревает до безвозмездной работы во славу организации или же подписания дарственных на машину, дачу, квартиру.
[править] Деструктивные секты
Напротив, не гонятся за числом, предпочитая качество. До такой степени, что примут туда далеко не любого. Ведь уход одного из «братьев» подрывает веру других. Широкая реклама, как правило, отсутствует. Секта не стремится к известности. Неофитов индивидуально подбирают грамотные вербовщики. Затем с предварительно окученным клиентом работает сам гуру, либо другие хорошие специалисты. Собрания проводятся только для достижения отупляющего и повышающего внушаемость эффекта толпы. Курс на подавление личности берётся сразу и проводится предельно жёстко.
В отличие от дружелюбной и даже праздничной атмосферы харизматических сект, деструкторы не шутят. Новобранцев ожидает прохладный приём (т.н. стресс-интервью, что как бы намекает, какого рода сотрудники нужны многим корпорациям), позволяющий сразу отсеять не достаточно сильно желающих обмануться. Атмосфера собрания мрачна и тяжела, как небо перед бурей. Учитель грозно мечет молнии, обличая греховность мира, и на адептов, даже высших степеней посвящения смотрит, как на говно. Нередко даже сама проповедь представляет собой физическое испытание.
Но проповедями гуру не ограничивается. Психику жертвы ломают голодом (пост), бессонницей (бдения), иногда, просто, пытками (наказания). А в особенности тем фактом, что всё перечисленное происходит, якобы, по самой этой жертвы желанию. Алсо, если «добрые» секты процветают в городах, где легко находить замену выбывшим, то «злые» секты стремятся изолировать своих членов от мира, переселив в какие-нибудь ебеня.
Наконец, в отличие от сект харизматических, без каких-либо исключений являющихся коммерческими предприятиями, деструктивные секты могут возглавляться, как мошенниками, так и фанатиками искренне верящими собственным словам. Последние намного опаснее. Мошенники не заинтересованы в привлечении к своей деятельности внимания общественности и сил правопорядка. Психи же, нередко обладающие поразительным даром убеждения, ничего не боятся. Приказать своей пастве самовыпилиться они могут чисто ради лулзов.
Впрочем, опасны и мошенники во главе деструктивных сект, если их целью оказываются не деньги, а власть или самоутверждение. В таком случае ничто не мешает им превратить хомячков в самоходные бомбы. Примером может служить няшная Аум Синрикё.
И здесь мы опять упомянём институт монашества, наличествующий в ряде кононiчных религий. Практически все эти идеи попёрты из монашеских практик, которыми неофита «вытряхивют» из прежней жизни. Потому что за новой жизнью в монастырь (и секту) и идут.
[править] Еретические секты
Внутри канонiчного вероучения заводятся сторонники какой-то идеи. Они цепляются к какому-то сомнительному догмату и продолжают стоять на своём, как бы ни взывали к их рассудку отцы церкви. Если они более-менее отделяются от основной церкви, возникает еретическая секта
.
Пока сторонники новой идеи остаются в меньшинстве, они называются еретиками и ими занимается полиция мыслей. Когда эта идея допирает до большинства, еретиками оказываются её противники (как пример, старообрядчество vs труъ-православие). В некоторых случаях государственная церковь таки признаёт за конкурентами «сферу влияния» (англиканская, лютеранская).
Если же одна церковь не имеет государственной монополии, новые конфессии могут возникать хоть в каждом городе, и прекрасно между собой уживаться. Сферический пример — США (свободный рынок, не иначе), хотя харизматические/деструктивные секты там никто не отменял. ЧСХ, в ереси они друг друга не обвиняют, ибо профита всем хватает.
Суть в том, что содержание религии со временем изменилось и значение сект, соответственно, тоже. В средневековье власть государя (а фактически помещиков) была данной от Бога — за неимением других аргументов монархия форсила религиозный. Соответственно только один правильный бог мог иметь свой бюрократический аппарат, неустанно внушавший населению истинные добродетели. Основными принципами были: 1) с нами бог и 2) все есть рабы божьи. Ересиархами оказывались те, кто проповедовал равенство (в первую очередь религиозное, но не только) или призывал церковь отказаться от богатств.
Со ростом сбережений широкие массы тоже ощутили себя людьми. Поскольку в сравнении с дворянами они были никем, основной идеей ересей стало «все равны перед богом» (как пример, протестантство).
Поскольку основой нового строя была конкуренция, постольку и церковь утратила свою монополию в деле воспитания масс, и стала, в некотором роде, психотерапевтическим обществом. Секта в таком обществе отличается от церкви только меньшим спросом. Основной принцип новых конфессий — бог там, где богатство — признаётся чуть менее, чем всеми. Еретические секты тоже возникают, но никому не страшны, и, следовательно, никому не нужны.
Надо отметить, что в некоторых царствах, в некоторых государствах церковь ещё используется как кувалда для забивания духовных скреп. Вот там-то отношение к сектам очень отличается. Примеры — закон «о свободе совести», по которому право на существование в качестве церкви имеет только церковь, представившая справку из горисполкома; административное законодательство, позволяющее полицейскому чиновнику запретить любую секту на основании левой пятки; и далее… Религия там — серьёзная сила, уже показавшая себя в провокациях и погромах (причём, по пустяковому поводу!), поэтому власть не поделится монополией на госрелигию ни с кем.
Однако, в подобных режимах основным религиозным вопросом является укрепление политической власти. Поэтому, в отличие от средневекового общества, разным трактатам и догматам придаётся ценность чуть большая, чем 0. И принципиальный церковник, критикующий наручные часы и стиль вождения своего руководства с позиций Н-ского собора, был бы воспринят как журналист, который разоблачает коррупцию, и только.
Для эрудитов:
- Представители в христианстве
: свидетели Иеговы, хлысты, скопцы, царебожники, мормоны, молокане, пятидесятники, адвентисты, меннониты, методисты; - Иудаизм
славен саббатианцами и Натурей Карта[2], а также христианами; - Ислам
— суфии, а также всем известные алавиты; - Буддизм
— «Западное общество Шугден».
Иноязычные соответствия[править]
Русскоязычная терминология религиозных групп заметно отличается от, например, англоязычной (см. например, Church-sect typology). В частности, понятию секта соответствует два термина: sect
и
cult
, основным различием между которыми признается необязательность для
cult
отпочкования от другой религиозной группы и отсутствие призыва к очищению данного религиозного учения и возврата к исходным корням. Вместо этого
cults
наоборот основываются на новых откровениях, пророчествах и нетрадиционных или эзотерических знаниях. Более узко, особенно в последнее время, термин
cult
используется аналогично русскому тоталитарная секта. Во избежание связанной с этим отрицательной нагрузки в последнее время для
cults
в широком смысле слова все чаще используется понятие
New Religious Movements
(NRM).
В то же время англ. sect часто используется по отношении к традиционным направлениям многих религий (например, основых течений ислама или христианства), что совершенно не свойственно русскому секта
.
В других европейских языках аналогично русскому обоим англ. словам соответствует слово типа франц. secte, нем. Sekte и анал.
Секта – это…
Несмотря на четко выраженный негативный подтекст, оригинальное слово указывает всего лишь на приверженность/следование определенной идее. Причем изначально не было никакой строгой привязки к религиозным догматам и вероучениям – речь шла об особенностях мышления какого-либо человека или небольшой группы людей, объединенных схожим мировоззрением.
Секта – это социальная группа, объединенная духовной идеей или целью.
Тогда под сектой подразумевался и образ жизни, который в корне отличался от общепризнанных устоев, а иногда и противопоставлялся традиционным кодексам. Долгое время термин «секта» ограничивался употреблением в отношении:
- философских школ;
- политических фракций;
- необычных духовных течений.
И это понятно, поскольку основным понятийным маркером здесь послужило латинское «sequor» (то есть «следую»), которое впоследствии трансформировалось в «secta»:
- учение;
- партия;
- школа;
- фракция.
Однако вскоре слово секта стало обретать все более негативную коннотацию, обусловленную в первую очередь двумя причинами:
- ассоциацией с омонимичным словом «secta», непосредственно связанным с «secāre» («отсекать, отделять, отрезать»);
- отождествлением латинского «secta» с древнегреческим αἵρεσις, («раскол, ересь»), в связи с чем эти понятия стали практически синонимами.
Ну а поскольку члены таких общин действительно стремились отмежеваться от чего-то традиционного, то вполне ест естественно, что общество стало с подозрением смотреть на сектантов, воспринимая некорректную трактовку как истину.
Особенно непримиримо относилась к сектам официальная церковь. И это тоже понятно: какой доминирующей идеологии понравится покушение на ее единовластное правление?
Литература[править]
- Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Изд. 3-е. Нижний Новгород: Издательство братства во имя св. князя Александра Невского, 2002
- С. В. Булгаков Справочник по ересям, сектам и расколам. Издательство «Современник». Москва, 1994
- Шефер У. Вера бахаи: секта или религия? // Исследования бахаи. Издание «Ассоциации исследований бахаи», № 16
- Ирвинг Гексам. Новые религиозные движения. Карманный словарь. Александрия, «Ездра», 2006.
- Стенли Дж. Гренц, Дэвид Гурецки, Черит Фи Нордлинг. Теологические термины. Карманный словарь. Александрия, «Ездра», 2006.
[править] Видеогалерея
Сферическая секта
Массовое помешательство | ||||
1 | 3 | yes | Показать | Скрыть |
Спермотоксикоз | Slayer в церкви | |||
Результат сектанского зомботреша человека вызывает только жалость | Колокольный дабстеп | Хит-парад сект | ||
Вротебал #3 — Секты | Самые музыкальные сектанты на YouTube | Очередной проповедник |
Ссылки[править]
- Как помочь людям вырваться из секты
- Разоблачение сектоведа А. Дворкина
- Центр апологетических исследований
- Сайт «Апология христианства»
- Информационно-консультационный центр священномученика Иринея Лионского (занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов)
- Энциклопедия — Новые религиозные движения
- Псевдоисламские секты
- Андрей Кондратьев. Психотехники и культ русских мистических сект | PDF
- Андрей Кондратьев. Истоки традиции христоверов | PDF
[править] См. также
- Apple
- Дворкин
- ПГМ
- Саентология
- Сектанты
- Тренинги личностного роста
- Копипаста:Как создать секту
[ + ] «Секта — опиум для народа!» | |||||||||||||||||
|