Ессеи — это иудейская секта, фарисеи и саддукеи были её противниками
Ессеи — секта, которая существовала во времена Второго Храма, произошла от иудаизма. Это также период земного служения Иисуса Христа. Историки утверждают, что они вели свою деятельность ориентировочно от II века до Р. Х. по третью четверть I в. от Р. Х. Название секты означает в переводе с арамейского «благочестивые» или же «врачеватели».
Изображение, найденное на стене одной из пещер, где проживали ессеи. В Священном Писании секта ессеев не упоминается, вся информация о них взята из археологических находок, сообщений античных авторов и рукописей, найденных в Кумранских пещерах. Фото:
acathist.ru
В Священном Писании ессеи нигде не упоминаются. Основная информация о них получена их сочинений античных историков Филона Александрийского, Плиния Старшего, Иосифа Флавия и других.
Секта ессеев противостояла саддукеям и фарисеям — двум другим направлениям иудейства римской эпохи. В своё время Иосиф Флавий и Филон Александрийский насчитывали 4000 современных им ессеев.
4000 ессеев
проживало в стране, во времена Римской империи
Ессеи были рассеяны в Палестине и вначале жили в городах и деревнях под именем ассидеев. Они боролись со сторонниками эллинистических обычаев, садуккеями и фарисеями. Садуккеи — это древнееврейская философско-религиозная школа, признающая только закон Моисея.
Фарисеи — группа иудеев со строгим отношением к благочестию, требовали наиболее тщательного соблюдения иудейского закона и предания. Часто слово «фарисей» употребляется в качестве синонима к слову «лицемер».
Иосиф Флавий. Иосиф Флавий — еврейский историк и военачальник. Иосиф Флавий известен дошедшими до нас на греческом языке трудами — «Иудейская война» и «Иудейские древности». Из этих сочинений мы можем в наше время получить сведения о секте еесеев. Фото:
gracetime.ru
Решив, что городская жизнь испорчена и разращена, а также поняв, что они не могут играть серьезную роль в жизни еврейского общества, ессеи удалились от общественной жизни. Они перестали посещать Ветхозаветный Храм и удалились на северо-запад от Мёртвого моря, основав там обособленные колонии.
Вполне вероятно, что ессеи были и среди последователей Христа, но многие также не приняли Его. В результате последователи этого учения превратились иудействовавшие гностические секты и вскоре сошли на нет.
Основные сведения
Мнения ученых относительно греческого названия «ессеи» (esseni) расходятся; наиболее распространенные теории: от ивритского חֲשָׁאִים, `молчаливые` или חֲסִידִים, `благочестивые`; от сирийского חסין, `благочестивые`; от арамейского אסא, `исцелять`.
Ессеи имели много общего с фарисеями: как те, так и другие верили в необходимость личного благочестия и удаления от скверны повседневной жизни, а также в посмертное воздаяние (в отличие от фарисеев, ессеи верили в физическое воскресение мертвых). Но в то время, как фарисеи принимали активное участие в жизни современного им общества даже тогда, когда храмовая служба контролировалась саддукеями, ессеи образовали обособленное и замкнутое братство. Они считали себя единственно истинным Израилем, так как, по их мнению, религиозная жизнь в городах и Храм были безнадежно испорчены.
Некоторые ученые рассматривают ессеев как ветвь фарисеев, стремившуюся к достижению высшей степени благочестия и следовавшую строжайшим правилам святости и ритуальной чистоты, и считают религиозные предписания в так называемом Свитке Храма законами общины ессеев. Многие из этих предписаний расходятся с Ѓалахой, которую гораздо позже разработали фарисеи, и отмечены тенденцией к предельно отягощенному толкованию законов Библии.
Ессеи проживали в районе Кумрана, здесь найдено евангелие от ессев
Во времена Ветхого Завета состояние иудейского общества не соответствовало его требованиям. При этом среди иудеев присутствовали такие верующие, которые на деле стремились вести жизнь нравственную, соответствующую Закону Моисея.
В некоторых случаях они отгораживались от общества и вступали в различного рода аскетические общины. Они считали, что здесь жизнь отвечает нормам Закона Божия. Именно так в Иудее создавались секты.
Вади Кумран и панорама Национального парка Кумран с юга. Район Вади-Кумрана находится рядом с Мёртвым морем. Он богат пещерами естественного и искусственного происхождения. В них проживали члены общины ессеев. Фото:
i0.wp.com
Одно из таких сект была секта ессеев. Плиний Старший сообщает о том, что её члены проживали в районе Вади-Кумран. Кумран находится возле Мертвого моря, это скудная местность богатая скалами с пещерами в них.
В этих пещерах обнаружены рукописи общины аскетов, которые проживали здесь во времена Христа. Кумранская община хранила здесь древние манускрипты, которые получили название «Свитки Мертвого моря».
Члены секты ессеев проживали возле Мёртвого моря в районе Вади-Куман.
Большинство исследователей отожествляет эту общину с ессеями. Что же касается самих свитков, то они содержали и содержат фрагменты из Пятикнижия.
Кроме того, исследователи также обнаружили в них отрывок из Евангелия Марка, признанный самим древним из известных на сегодняшний день. Также в этих документах описывается образ жизни ессеев.
Кумран. Свитки Мертвого моря. Обнаруженные в пещерах Кумрана свитки, которые туда спрятали члены общины во время нападения на них римских солдат, позволили много узнать о вере и образе жизни ессеев. Фото:
prichal.com
Историки, изучив найденные свитки, установили, что их спрятали в пещерах члены общины примерно в 66 году н.э. во время одного из еврейских восстаний. Кроме того, они утверждают, что ессеи придерживались отшельнического образа жизни, как терапевты (фирапевты) и гемеро-баптисты, ранних же ессеев сравнивают с фарисеями.
При этом прослеживается связь ессеев с последователями позднейшего хасидизма, каббализма и различными тайными обществами.
Литература
- Владимиров А.
Кумран и Христос. — М.: Беловодье, М., 2002. - Амусин И. Д.
Находки у Мёртвого моря / Ответственный редактор В. В. Струве. — М.: «Наука», 1964. - Амусин И. Д.
Рукописи Мёртвого моря / Ответственный редактор С. И. Ковалёв. — М.: Издательство академии наук СССР, 1960. - Елизарова М. М. Община терапевтов (из истории ессейского общественно-религиозного движения I в. н.э.) Ответственный редактор И. Д. Амусин М, «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1972
- Зусман А. Ессеи: Религиозное течение в Палестине во времена Иисуса Христа М, 1913
- Лебедев П. А., прот. Ессеи и ферапевты Дух Христианина 1862
- Lucius. Der Essenisinus und das Judenthum 1889
- Лурье С. Я. Ессеи Историческое обозрение 1892 т. IV
Школа ессев по Иосифу Флавию
По свидетельству известного римского историка Иосифа Флавия, ессеи верили в Единого Бога и признавали бессмертие души. Кроме того, после Бога они почитали законоположника Моисея. Тот из ессеев, кто хулил Моисея, наказывался смертью.
Также общинники соблюдали субботы, не произносили клятвы, молились во время восхода и захода солнца. Они не приносили кровавых жертв, учили, что они братья между собою и поэтому старались всячески помогать друг другу.
Пророк Моисей. Монастырь Св. Екатерины, Синай, Египет. Ессеи почитали закон Моисея и за хулу на него казнили хулителя смертью. Фото:
www.pravoslavie.ru
Центром жизни общины ессеев считался дом, где они вкушали совместную трапезу. Она принимала обряд священнодействия. Если ессеи в полной тишине. Обычно их обе состоял из одного блюда и хлеба.
Трапеза ессеев состояла из одного блюда.
В обычной жизни они занимались земледелием, пчеловодством, скотоводством. Некоторые из них изучали ремесло. Кроме того, среди ессеев было много врачеватели, которые лечили больных с помощью целебных растений и дыхательной гимнастики.
Братство ессеев, рисунок, реконструкция. Ессеи могли вкушать пищу, только принимая её из рук других членов общины. Если ессея изгоняли из неё, он мог умереть от голода из-за принятого на себя обета. Фото:
ru.santosepulcro.co.il
Во время существования секты ессеев шла Иудейская война, и некоторые её представители в ней участвовали, несмотря на то их учение запрещало делать оружие. Также общинники отвергали войны до пришествия Мессии. При этом они готовились к войне против сил Зла на стороне Мессии.
Август Неандер утверждает, что ессеи заимствовали свое учение от халдеев
О происхождении учения ессеев до сих пор ведутся серьёзные споры. Так немецкий историк Церкви Август Неандер считает, что школа ессеев заимствовало своё учение от халдеев, то есть семитских племен, во времена вавилонского плена. Другие же ученые утверждают, что основу их учения составляют греческие, пифагорейские идеи, а не иудейские.
Август Неандер. Германский протестантский богослов и церковный историк. Неандер считал, что свое учение ессеи заимствовали свое учение у халдеев во времена вавилонского плена. Фото:
upload.wikimedia.org
Такие же исследователи как Эвальд, Грец и Иост считают, что оно — это продукт чисто иудейского происхождения, указывая на схожесть некоторых его положений с фарисейством и садукейством. Также в научных кругах часто говориться о сходстве египетских терапевтов.
Точно же неизвестны корни этого учения, потому что источников, описывающих учение и жизнь ессейских общин мало. Обычно исследователи опираются на сочинения Иосифа Флавия и те «свитки Мертвого моря», которые уже расшифрованы.
Иисуса Христа вначале многие считали ессеем
Существуют также различные мнения об отношении ессеизма и христианства. Евсевий Кесарийский и блаженный Иероним считали, что часть евссеев — это первые александрийские христиане.
Их обратил апостол Марк и поэтому Евангелие от Марка — это Евангелие от ессеев. Именно поэтому они хранили «писания древних мужей», то есть евангелия и послания апостолов.
Явление Христа народу. Картина А.А. Иванова. Некоторые исследователи считают Иоанна Крестителя представителем высшей касты ессеев. Фото:
upload.wikimedia.org
Утверждают, что и Христос относился к ессеям. Это мнение сегодня отвергнуто. Кроме того, также отвергнуто мнение о возможности одновременности терапевтов и евангелия Марка. Современный учёный Грец, отрицает подлинность сочинения Филона о терапевтах.
Он приписывает его христианину одну из энкратиогоностической или же монтанистической секты. Терапевтов он признаёт христианами, но не первыми слушателями евангелия Марка, а аскетами еретического направления.
Ессеизм частично подготовил почву для принятия христианства.
В наше время богословы придерживаются мнения о том, что ессизим частично подготовил почву для того, чтобы люди смогли воспринять христианство. Между первыми христианами присутствовало много последователь Иисуса Христа. Позже из них образовались иудейстовавшие гностические секты. Против них предостерегали апостолы.
Видеоролик: Свитки Мертвого моря. Ессеи. На 2 минуте 14 секунде автор рассказывает о быте и верованиях общины ессеев.
На то, что воззрения ессеев не соответствуют христианским воззрениям, говорит тот факт, что ессеи верили в то, что возможно физическое воскресение мертвых. По их верованиям душа создана из тончайшего тела и заключена в тело как в темницу.
Это произошло вследствие её грехопадения. После смерти человека его душа улетает на небо, при этом праведные души получают для вечной жизни место в блаженных полях по ту сторону океана. Для неправедных душ, по мнению ессеев, место для вечной муки в холодной воде и мраке.
Кроме того, члены этой секты также верили в предопределение, что также не соответствует христианскому мировоззрению.
ЕССЕИ. Тайное братство ессеев
Автор статьи
| Прямой адрес публикации | Автор публикации: moZg
Существует тайное общество, которое берет свое начало в древнем Египте. Это – Розенкрейцеры. Одно время всемирным руководителем этого общества был Эйч Спенсер Луис. Основываясь на той древней литературе, которая осталась в обществе розенкрейцеров, он написал книгу «Неизвестная жизнь Христа». Если основываться на ней, то оба родителя Иисуса были ревностными ессеями. Там говорится, что Иисус с малых лет получал образование, развивающее его высокий дар. Почти всё, что описано дальше, совпадает с тем, что говорил Эдгар Кейси. Там также говорится, что описание молодых лет жизни Иисуса было исключено из Библии при её составлении Папой Римским. На что здесь стоит обратить внимание? Эта книга Общества Розенкрейцеров была написана даже ещё раньше, чем были сделаны прорицания Эдгара Кейси, т.е. в 1929 году. Если бы она была написана после обнаружения «свитков Мертвого моря», вряд ли стоило бы обращать на неё особое внимание. Однако, о значительной связи ессейства и первоначального христианства стало известно только после обнаружения «свитков Мертвого моря». До этого о существовании ессейства, в общем, было известно, но практически никто из учёных кругов им не интересовался. Я думаю, что то, что руководитель общества Розенкрейцеров задолго до обнаружения «свитков Мертвого моря» написал в своей книге такие ответственные заявления, очень сильно повышает уровень доверия к этой книге. Хотя, конечно, нельзя сказать, что всё в этой книге было правильно. Кстати, «свитки Мертвого моря» были подвергнуты расшифровке. Ей занимались в Иерусалимском Научном Институте Библейской Археологии. Было заявлено, что работы по расшифровке будут закончены до 1960 года. Однако до сих пор, т.е. с очень большим опозданием, это обещание не выполнено. И в настоящее время опубликованы результаты, касающихся всего лишь половины этих свитков. В 1991 году в Америке была издана книга, в которой говорилось об этой задержке. В этой книге было указано, что из-за каких-то махинаций или интриг не только затягивается расшифровка этой книги. В ней говорится о том, что международная группа, занимающаяся расшифровкой, отказывается опубликовать некоторые материалы. Причём сама эта международная группа заявляет, что их публикация нанесет удар католической церкви. Что же все-таки было написано в этой части свитков, которые до сих пор не опубликованы? И что в них может быть плохого для католической церкви? На мы закончим разговор о «свитках Мертвого моря» и ессействе, и перейдем к рассмотрению гностицизма, который является одним из течений первоначального христианства, признанным ересью. Исследование гностицизма может послужить некоторым основанием для того, чтобы судить о том, что же представляло собой первоначальное учение Иисуса. Сам гностицизм разделился на множество течений. Однако во всех них существовали следующие общие места. Первое – это то, что действительность земного человечества состоит в извращенном состоянии его собственной Сущности. И человек, отдалившийся от Истинного себя, пребывает в блужданиях, в невежестве, в забвении, в опьянении, во сне. Второй важный момент – это то, что, даже будучи брошенным на Земле, человечество может освободиться или пробудиться от невежества и быть спасено. И суть здесь в том, что внутри физического тела, в плоти, которая является тьмой, пребывает, Сущностное Эго, являющееся Светом, или духовная сущность, которая по своим основным качествам, по своей природе абсолютно совпадает с Тем, Кто является Наивысшим. Под словами, «Тот, Кто является Наивысшим», подразумевается Бог. И, наконец, третий момент. Человек обычно пребывает в состоянии невежества, и поэтому он не может достичь Просветления, не может понять свою собственную сущность, своё Сущностное Эго. Он не может обнаружить это Сущностное Эго, которое он когда-то потерял, это невозможно сделать собственными силами. Следовательно, человеку, для того чтобы быть спасенным, надо искать Спасителя или того, кто имеет Откровение, вне себя. Вот три совпадающие пункта учения. Считается, что в гностицизме и в ессействе, о котором мы ранее говорили, есть много общих мест. Однако, в конечном итоге, победа осталась за тем учением, которое нёс Павел. И именно на основании этого учения была создана в последующем христианская церковь. Поэтому гностицизм был объявлен ересью. Однако изначально было совершенно не ясно, что из них является основным учением, а что является ересью. И сами последователи гностицизма говорили, что они являются настоящими последователями Иисуса. Кстати, один из выдающихся последователей гностицизма, Василид, совершенно чётко и ясно проповедовал идею реинкарнации. Американские исследователи из Чикагского университета Майкл Вейджент, Ричард Ли и другие говорят даже, что изначальное учение Иисуса Христа и учение ессеев, было просто выхолощено из того учения, которое нёс Павел. И, наконец, немного поговорим о так называемой Коптской церкви. Считается, что Коптская церковь, существующая в Египте, наиболее близка к изначальному христианству. Считается также, что она была принесена в Египет одним из 12 учеников Иисуса – Святым Марком. В христианстве Коптская церковь считается еретической. Она отделилась в 451 году от Византийской церкви и с тех пор развивается самостоятельно. В Коптской церкви существует духовная практика, направленная на духовно-энергетическое пробуждение. И сейчас те, кто практикуют в Египте Коптское учение в монашестве, проходят через так называемую практику в одиночестве, в отдельной комнате. Её смысл заключается в том, что в течение длительного времени, человек прерывает все связи с внешним миром и в одиночестве посвящает все свое время одной лишь духовной практике. Эта практика – одна из самых сложных. Однако, если человек сможет претерпеть её и, претерпевая, продолжить, он приходит к значительному результату. Если обдумать всю совокупность этих фактов, то можно сказать, что в Коптской церкви, по сравнению с другими течениями христианства, существует наиболее правильный способ духовной практики. Из вышесказанного уже можно сделать предположение о том, какое же учение на самом деле проповедовал Иисус. Понятно, что Иисус проповедовал практики, ведущие к духовному пробуждению, приближающие к Небожителям. А теперь хотелось бы немного сказать о перерождении (о реинкарнации). Обычно считается, что в христианской церкви нет учения о реинкарнации. Однако, в еретическом течении катаров, которое существовало в ХIII – ХIV веках, прежде всего во Франции, совершенно ясно присутствовало учение о реинкарнации, о перерождении. Однако это еретическое течение было вооруженным путём подавлено Римской церковью. Таким образом, дело обстоит так, что в христианстве не было учения о перерождении. Вероятно, до наших дней дошло христианство, в котором военной силой или различными притеснениями было достигнуто единство мышления.
ЕССЕИ. Тайное братство ессеев
Автор статьи
| Прямой адрес публикации | Автор публикации: moZg
Многие евреи убеждены, что нынешний раскол иудаизма на различные — течения — недавнее явление, что до нового времени все евреи думали и действовали одинаково. На самом деле еврейские общественно-религиозные группы, которые существовали в период Второго Храма, различались друг от друга. Фарисеи. Самое важное, что они — духовные предки всех современных евреев. Другие секты, существовавшие одновременно с ними, исчезли вскоре после разрушения Второго Храма. После этого фарисеи перестали называться именно так, их религиозная практика стала общееврейской нормой. Но в тот момент, когда все евреи идентифицировались с фарисеями, это слово стало приобретать новое уничижительное содержание. «Новый завет» неизменно описывает фарисеев как узколобых религиозных лицемеров. В итоге слово «фарисей» стало в большинстве языков синонимом «лицемера». В действительности же величайшие учителя талмудического иудаизма — такие, как Гилель, раби Йоханан бен Закай и раби Акива — были фарисеями. Взгляды фарисеев на иудаизм определялись их верой в Устный Закон. Они были убеждены, что когда Б-г дал Моше Тору, Он также сообщил ему устную традицию, точно разъясняющую, как следует выполнять законы. Например, хотя Тора требует брать «око за око», фарисеи считали, что Б-г никогда не мог требовать физического возмездия. Скорее, человек, ослепивший другого, должен был заплатить жертве цену потерянного глаза. Фарисеи полагали, что Устный Закон позволяет вносить необходимые толкования в еврейское право и трактовать его в непредвиденных обстоятельствах. Знаменитая легенда Талмуда повествует о том, как Моше через тринадцать веков после его смерти призвали явиться на урок раби Акивы. Моше не понял ничего из рассуждений Акивы. Когда Акива сформулировал особое правило и ученики спросили его: «Откуда ты это знаешь?», он ответил: «Это предписание дано Моше на Синае!» В этот миг, говорится в Талмуде, Моше почувствовал себя удовлетворенным (Мнахот, 296). Раби Акива, конечно, не лгал, когда говорил: «Это предписание дано Моше на Синае»; он считал, что лишь формулирует правило, основанное на принципах, установленных самим Моше. В отличие от своих оппонентов саддукеев, фарисеи верили в загробную жизнь, в которой Б-г вознаграждает праведных и наказывает дурных. Они верили и в пришествие Машиаха, который принесет век всеобщего мира и вернет еврейский народ с четырех концов света в Страну Израиля. Наконец, они признавали на первый взгляд парадоксальную идею о том, что человек полностью свободен в своем моральном выборе, хотя Б-г и знает каждую деталь будущего. Саддукеи. Саддукеи принадлежали к зажиточным слоям: многие из них были священниками Храма. Хотя саддукеи также имели несколько устных традиций исполнения законов Торы, они отвергали Устный Закон фарисеев и близко подходили к библейскому фундаментализму. Например, они буквально интерпретировали принцип «око за око» и отвергали веру в загробную жизнь, поскольку о ней в Торе не сказано. Их религиозным средоточием был, по-видимому, храмовый ритуал и жертвоприношения. Фарисеи жаловались, что саддукеи одержимы этими вопросами: «(Ритуальная) нечистота ножа (используемого для жертвоприношений в Храме) была для них хуже, чем само убийство» (Тосефта, Йома, 1:10). К несчастью, не сохранилось никаких текстов саддукеев, поэтому все, что мы о них знаем, исходит от их оппонентов-фарисеев. Саддукеи исчезли после разрушения Храма в 70 г. Их религиозная жизнь была, видимо, настолько сосредоточена вокруг Храма, что его разрушение лишило их существование смысла. Некоторые ученые полагают, что религиозная практика средневековых караимов (секта, также отрицающая Устный Закон) частично базировалась на учении саддукеев. Ессеи. Исторические параллели — дело рискованное. Тем не менее секту ессеев уместнее всего охарактеризовать как аскетическую и дисциплинированную группировку древних «хиппи». Считая городскую жизнь растлевающей, они удалились в безлюдные части Страны Израиля, в частности в пустыню около Мертвого моря. Большинство общин ессев состояло из холостяков, поэтому само их существование прямо зависело от постоянного притока новообращенных. В отличие от саддукеев, ессеи не хотели иметь ничего общего с Храмом и, похоже, считали, что он осквернен саддукейскими священниками. Ессейские общины очень строго соблюдали законы чистоты и нечистоты: ритуальное омовение было для них едва ли не самой главной церемонией. Ессеи не терпели инакомыслия и изгоняли из своей среды нарушителей правил общины. По всеобщему мнению, это наказание было равносильно смертному приговору для тех, кто продолжал верить, что единственной ритуально чисто пищей может быть лишь приготовленная в их общине. Как только этот источник пищи перекрывался, изгнанники умирали голодной смертью. Правила ессеев были похожи на монашеские. Члены общины вкушали еду совместно и в полном молчании (за исключением молитвы в начале и конце трапезы). У них не было своих личных помещений, они отдавали общине все свои доходы. Секта Мертвого моря. Среди сект, живших в пустыне, была еще одна, которую именуют сектой Мертвого моря. О ее существовании стало известно лишь в 1947 г., когда пастух-бедуин обнаружил их свитки в Кумранской пещере. Свитки дают основание предполагать, что это было радикальное ответвление ессеев.
ЕССЕИ. Тайное братство ессеев
Автор статьи
| Прямой адрес публикации | Автор публикации: moZg
««« Предыдущий материал | Следующий материал
»»»
Все эзотерические материалы
Святые о ессеях отзывались противоречиво
Православные святые о ессеях отзывались противоречиво. Святитель Епифаний Кипрский прямо назвал их учение ересью. Он объявил их лицемерами, а также в том, что среди них есть лжепророки и что члены секты поклоняются языческим идолам.
Также он их обвинял в нарушении правил богослужений, в том, что они неправильно называют имя Божие. В целом он определял их секту как иудействующую, а не христианскую.
Преподобный Иосиф Волоцкий (Волоколамский), игумен. Пре6пордобный Иосиф указывал на то, что ессеи ведут иноческий образ жизни и почитают закон Моисеев: «Ессеи принимали чужих малолетних детей, учили их своему образу жизни и обходились с ними как с родными. Они возносили молитвы и пение Богу, от полночи до зари; когда же восходило солнце, старший посылал их, и они работали до шестого часа, с трезвением и благословением. Этой премудрости и сам Иосиф приобщился: услышав о некоем человеке, который проводил постническую жизнь в пустыне, носил одежду из ветвей и вкушал то, что выросло само по себе, – Иосиф пришел к нему и провел с ним в пустыне три года. Итак, разве не иноческую жизнь проводили эти дивные подвижники, еще во времена Закона Моисеева?. Фото:
azbyka.ru
Преподобный Иосиф Волоцкий указывал на то, что ессеи не отрицали жизнь иноческую. Так же он хвалил то, что они не забывали предания и закон Моисеев. Кроме того, преподобный Иосиф говорил, что ессеи принимали к себе как к родным чужих малолетних детей и воспитывают как своих.
Они трудятся целый день и вообще ведут отшельнический образ жизни, что, по мнению святого, похвально.
В новое время святитель Игнатий Брянчанинов сказал: «Об ессеях сведения Иосифа Флавия и терапевтах и терапевтах Филона — не удовлетворительны; оба сии писателя, будучи иудеями, не передали нам ничего о том, с каким чувством они встретили веру христианскую.
То видно, что секта ессеев в Палестине и терапевтов в окрестностях Александрии сохранили обычай иудейства и не принимали христианства». Именно поэтому святой считал секту ессеев близкой к фарисеям, и указывал на то, что их телесный подвиг подобен «…без любви и сердца сокрушенного, есть кинжал, звенящий тщеславием и медь, звенящая от пустоты своей».
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение