Собор святителя Николая Чудотворца в Вене

У этого термина существуют и другие значения, см. Никольский собор.

Православный храм
Собор святителя Николая Чудотворца
Kathedrale zum Heiligen Nikolaus
48°11′50″ с. ш. 16°23′05″ в. д.HGЯOL
СтранаАвстрия
ГородВена, Jauresgasse, 2
КонфессияПравославие
ЕпархияВенская
Тип зданияЦерковь
Архитектурный стильисторизм
Автор проектаГригорий Котов
СтроительЛуиджи Джакомелли
Дата основания1893
Строительство1893—1899 годы
ПриделыВерхний — святителя Николая Чудотворца; нижний — благоверного князя Александра Невского.
СтатусОхраняется государством
Материалкирпич
Состояниедействующий
Сайтnikolsobor.org
Медиафайлы на Викискладе

Собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца

в Вене (3-й район) — православный храм; в настоящее время кафедральный собор Венской епархии Русской православной церкви (Московский Патриархат).

Настоятель — Епископ Кафский, Алексий (Заночкин)

История[ | ]

Первый храм[ | ]

Первая, Троицкая, церковь была перевезена в Вену в 1762 году по просьбе посла князя Д. М. Голицына из Аугсбурга. В храме был иконостас «на голубой камке». Церковь была размещена в доме князя, а затем «в особливой гостинной».

В 1781 году церковь переехала в другое, но тесное и плохо освещённое место. В 1803 году храм перенесли в новое, более приспособленное место, а в 1812 году — в дом на Вальфишгассе, 5

Современный собор[ | ]

Храм построен как посольский (при российском императорском посольстве) в 1893—1899 годах по проекту Григория Ивановича Котова итальянским архитектором Луиджи Джакомелли. Значительная часть расходов на строительство (400 000 рублей) составили пожертвования императора Александра III.

Освящён 4 апреля 1899 года архиепископом Холмским и Варшавским Иеронимом (Экземплярским).

После начала первой мировой войны (1914), ввиду разрыва дипломатических отношений между Россией и Австрией, посольство и собор были закрыты и состояли под охраной нейтральной державы — Испании. В начале 1921 года храм осмотрел архиепископ Евлогий (Георгиевский), в конце 1920 года назначенный постановлением ВВЦУ ЮВР управляющим западноевропейскими русскими церквами, и нашёл его в полном запустении[1]. Митрополит Евлогий последовательно сменил на приходе нескольких настоятелей, тем не менее констатировал: «Приход в Вене маленький, слабенький, едва влачит существование.»[2] Митрополит Евлогий вместе со своими приходами перешёл в феврале 1931 года в юрисдикцию Константинопольского патриархата (Западноевропейский экзархат русских приходов).

После начала Великой Отечественной войны в июне 1941 года, вся недвижимость советской дипмиссии в Вене (дипломатические отношения были прерваны после аншлюса Австрии в марте 1938 года и её присоединения к Германии), включая собор, была конфискована Внешнеполитическим ведомством Германии и передана в пользование Имперской высшей музыкальной школы города Вены (ныне Венский университет музыки и изобразительного искусства).

19 мая 1943 года собор был передан во временное пользование общине РПЦЗ во главе с полковником в отставке Георгом фон Генюком.

В октябре 1945 года храм, полностью сохранившийся (в отличие от здания посольства), был открыт как приход Московского патрирхата прибывшим для сего из Москвы архиепископом Фотием (Топиро)[3]; в 1946 году в Вену был назначен епископ Сергий (Королев) — как викарий патриаршего экзарха в Западной Европе.

В 1962 году, ввиду учреждения Синодом РПЦ Венской и Австрийской епархии (юридически признана правительством Австрии в 2012 году[4]), храм стал именоваться кафедральным собором.

С 1975 до 1999 года архиепископом (затем митрополит) Венским был Ириней (Зуземиль). 19 мая 1969 года приход собора был признан юридическим лицом.

С 2003 по 2008 год в соборе проводился капитальный ремонт (основными спонсорами были Российская Федерация, нефтяная , магистрат города Вена, Министерство культуры Австрии и , ), по окончании которого планировалось освящение обновлённого храма в рамках официально анонсированного в конце ноября 2008 года визита патриарха Алексия в Австрию, намечавшегося на 20—23 декабря[5][6][7]. Однако вместо него 21 декабря 2008 года была совершена панихида по скончавшемуся патриарху Алексию II[8].

ПроСтранствия. Никольский собор в Вене.

Поделиться


«Ландштрассе» переводится с немецкого как «сельская дорога» — так называется один из центральных районов Вены. В тринадцатом веке здесь действительно была небольшая деревенька, но сейчас ничего сельского в окрестной панораме не осталось, разве что озеленен этот уютный уголок австрийской столицы чуть более прочих. Но славится он не пасторальными пейзажами, а такими архитектурными жемчужинами, как дворец Бельведер, дом Хундертвассера с пляшущей мостовой вокруг него, и… Русская церковь святителя Николая! Вена богата необычными зданиями, но Никольский собор, построенный в девятнадцатом веке при русском посольстве, способен поразить даже самого искушенного странника. Стиль этого храма специалисты определяют, как псевдорусский – приставка «псевдо» здесь не обличает подделку, а лишь констатирует, что в проекте было использовано сразу несколько архитектурных направлений. И основным источником вдохновения создателей храма были традиции древнерусского зодчества. Удивительно видеть в центре Вены золотое пятиглавие луковичных куполов, центральный из которых высится на зеленом шатре, кокошники, разбежавшиеся по карнизу, нарядные белокаменные наличники. А крыльцо с двускатной островерхой крышей, выложенной разноцветной керамической плиткой? Кованые металлические карнизы и узорный конек делают его похожим на вход в сказочный терем! На фасаде крыльца – мозаичная икона Воскресения Христова, выполненная по рисунку известного художника Федора Бруни. Торжественно выглядит широкая каменная лестница, на верхней площадке которой можно увидеть витражное изображение святителя Николая – это единственный витраж 19-го века, уцелевший во время второй мировой войны. Собор опоясывают пятиметровые галереи, арочные проемы которых украшены гирьками. В непогоду крестный ход вокруг церкви проходит под этими навесами на резных столбах. Внутреннее пространство церкви даже в пасмурную погоду как будто залито солнечным светом – такой эффект создают разноцветные оконные стекла. Невысокий позолоченный иконостас выполнен из кипариса. Иконы для него были написаны на бронзовых досках художниками Федором Бруни и Алексеем Харламовым. Стены и своды Никольского храма в 2008 году расписал выдающийся иконописец современности архимандрит Зинон. Многие гости Вены спешат в Никольский собор уже затем, чтобы увидеть эти фрески, выполненные в особом, неповторимом стиле. Найти собор несложно – сюда можно доехать на автобусе маршрута 4А. Совсем недалеко от храма расположена станция метро Штадтпарк. А остановку электропоезда видно из церковных окон — называется она Реннвег.

Примечания[ | ]

  1. Митрополит Евлогий (Георгиевский). Путь моей жизни //Глава 20., стр. 347.
  2. Митрополит Евлогий (Георгиевский). Путь моей жизни //Глава 20., стр. 347.
  3. ПОЕЗДКА ПРЕОСВЯЩЕННОГО ФОТИЯ, АРХИЕПИСКОПА ОРЛОВСКОГО И БРЯНСКОГО, В АВСТРИЮ И ЧЕХОСЛОВАКИЮ. // ЖМП.
    1945, № 11, стр. 14.
  4. Власти Австрии официально утвердили юридический статус Венской епархии Русской Православной Церкви. Патриархия.ru.
  5. В венском Свято-Николаевском соборе прошла пресс-конференция, посвященная предстоящему визиту Святейшего Патриарха Алексия в Австрию. Патриархия.ru, 1 декабря 2008.
  6. К визиту Святейшего Патриарха Алексия в Австрию планируется завершить реставрацию русского собора в Вене
  7. Neuer Glanz für Nikolauskathedrale (недоступная ссылка) (нем.)
  8. Отошел ко Господу Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II Архивная копия от 24 декабря 2008 на Wayback Machine (нем.)

Настоятели

  • Александр Николаевский
  • Авенир Дьяков
  • Харитон (Дроботов)
  • Василий Виноградов (1944 — 1945)
  • Александр Ванчаков (1945 — 1951)
  • Арсений (Шиловский) (1951 — 1962)
  • Виталий Малюжкович (1966 — 1970)
  • Виктор Бекаревич (1970 — 1979)
  • Евгений Миссеюк (1979 — 1982)
  • Павел Красноцветов (1982 — 1987)
  • Михаил Турчин (1987 — 1997)
  • Николай Орлов (25 декабря 1997 — 12 марта 2002)
  • Владимир Тыщук (с 12 марта 2002)

Ссылки

История

Первый храм

Первая, Троицкая, церковь была перевезена в Вену в 1762 году по просьбе посла князя Д. М. Голицына из Аугсбурга. В храме был иконостас «на голубой камке». Церковь была размещена в доме князя, а затем «в особливой гостинной».

В 1781 году церковь переехала в другое, но тесное и плохо освещённое место. В 1803 году храм перенесли в новое, более приспособленное место, а в 1812 году — в дом на Вальфишгассе, 5

Современный собор

Храм построен как посольский (при российском императорском посольстве) в 1893—1899 годах по проекту Григория Ивановича Котова итальянским архитектором Луиджи Джакомелли. Значительная часть расходов на строительство (400 000 рублей) составили пожертвования императора Александра III.

Освящён 4 апреля 1899 года архиепископом Холмским и Варшавским Иеронимом (Экземплярским).

После начала первой мировой войны (1914), ввиду разрыва дипломатических отношений между Россией и Австрией, посольство и собор были закрыты и состояли под охраной нейтральной державы — Испании. В начале 1921 года храм осмотрел архиепископ Евлогий (Георгиевский), в конце 1920 года назначенный постановлением ВВЦУ ЮВР управляющим западноевропейскими русскими церквами, и нашёл его в полном запустении[1]. Митрополит Евлогий последовательно сменил на приходе нескольких настоятелей, тем не менее констатировал: «Приход в Вене маленький, слабенький, едва влачит существование.»[2] Митрополит Евлогий вместе со своими приходами перешёл в феврале 1931 года в юрисдикцию Константинопольского патриархата (Западноевропейский экзархат русских приходов).

После начала Великой Отечественной войны в июне 1941 года, вся недвижимость советской дипмиссии в Вене (дипломатические отношения были прерваны после аншлюса Австрии в марте 1938 года и её присоединения к Германии), включая собор, была конфискована Внешнеполитическим ведомством Германии и передана в пользование Имперской высшей музыкальной школы города Вены (ныне Венский университет музыки и изобразительного искусства).

19 мая 1943 года собор был передан во временное пользование общине РПЦЗ во главе с полковником в отставке Георгом фон Генюком.

В октябре 1945 года храм, полностью сохранившийся (в отличие от здания посольства), был открыт как приход Московского патрирхата прибывшим для сего из Москвы архиепископом Фотием (Топиро)[3]; в 1946 году в Вену был назначен епископ Сергий (Королев) — как викарий патриаршего экзарха в Западной Европе.

В 1962 году, ввиду учреждения Синодом РПЦ Венской и Австрийской епархии (юридически признана правительством Австрии в 2012 году[4]), храм стал именоваться кафедральным собором.

С 1975 до 1999 года архиепископом (затем митрополит) Венским был Ириней (Зуземиль). 19 мая 1969 года приход собора был признан юридическим лицом.

С 2003 по 2008 год в соборе проводился капитальный ремонт (основными спонсорами были Российская Федерация, нефтяная , магистрат города Вена, Министерство культуры Австрии и , ), по окончании которого планировалось освящение обновлённого храма в рамках официально анонсированного в конце ноября 2008 года визита патриарха Алексия в Австрию, намечавшегося на 20—23 декабря[5][6][7]. Однако вместо него 21 декабря 2008 года была совершена панихида по скончавшемуся патриарху Алексию II[8].

Примечания

  1. Митрополит Евлогий (Георгиевский). Путь моей жизни //Глава 20., стр. 347.
  2. Митрополит Евлогий (Георгиевский). Путь моей жизни //Глава 20., стр. 347.
  3. ПОЕЗДКА ПРЕОСВЯЩЕННОГО ФОТИЯ, АРХИЕПИСКОПА ОРЛОВСКОГО И БРЯНСКОГО, В АВСТРИЮ И ЧЕХОСЛОВАКИЮ. // ЖМП.
    1945, № 11, стр. 14.
  4. Власти Австрии официально утвердили юридический статус Венской епархии Русской Православной Церкви. Патриархия.ru.
  5. В венском Свято-Николаевском соборе прошла пресс-конференция, посвященная предстоящему визиту Святейшего Патриарха Алексия в Австрию. Патриархия.ru, 1 декабря 2008.
  6. К визиту Святейшего Патриарха Алексия в Австрию планируется завершить реставрацию русского собора в Вене
  7. Neuer Glanz für Nikolauskathedrale (недоступная ссылка) (нем.)
  8. Отошел ко Господу Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II Архивная копия от 24 декабря 2008 на Wayback Machine (нем.)

LiveInternetLiveInternet

Собор во имя свт. Николая Мирликийского, кафедральный собор Венской и Австрийской епархии Русской Православной Церкви. Русские проживали в Австрии с давних времен. В большинстве случаев это были дипломаты и торговые представители. Здесь находились целые торговые колонии русских. Такая колония была, например, в Токае (в то время входившем в состав Австро-Венгерской империи). Она занималась покупкой и доставкой в Россию знаменитых токайских вин. Для этой колонии была сооружена церковь, а священники для которой присылались из России. В Австро-Венгрию также входили местности, где проживали целые народности, придерживавшиеся Православия: жители Галиции и Буковины, венгры, сербы, румыны. В Вене и окресностях издавна проживали православные греки. Начиная с 1701 года, с назначением в Вену русского посла кн. П.А.Голицына, дипломатические сношения России с Австрией стали постоянными. За неимением собственной церкви все проживавшие в Вене православные духовно окормлялись греческим и сербским духовенством, в греческой церкви во имя Св. Георгия Победоносца. Но в начале войны Турции с Россией и Австрией (1735-1739 гг.) почти все греческое население и греческие священники, как подданные турецкого султана, покинули Вену. В 1761 году на конгрессе в г.Аугсбурге находилась русская миссия, при которой была походная церковь Св.Троицы. При церкви был иеромонах Наркисс (Кветка) и два церковнослужителя. 10 октября 1761 г. миссия прибыла в Вену, и по просьбе Голицына церковь вместе с церковнослужителями была оставлена в Вене. Вскоре сюда был назначен первый настоятель: священник Симеон Матвеев, переведенный из русского храма Гааги.

Венская церковь была размещена первоначально на квартире посла. Но истово исполняемые при хорошем пении богослужения начинают посещаться также местным православным населением других национальностей. Так, 19 марта 1776 года Голицын писал Екатерине II: «Не только для людей греческого вероисповедания, кои в немалом числе приходят в оную церковь для слушания Божественной службы, но и для здешних, из единого любопытства ее посещаемых обывателей, не можно мне обойтись без того, чтоб не иметь для нее (церкви) пространнейшей квартиры». С 1842 по 1884 гoд настоятелем венской посольской церкви был выдающийся славянский деятель прoтоиерей Миxаил Раевский. Прот. Раевский известен также переводами церковно-богослужебныx книг с греческого на немецкий язык. Прoт. Раевскому принадлежит мысль о необxодимости создания в Вене величественнoгo каменного xрама. В 1885 гoду в Вену был назначен протоиерей о. Александр Николаевский, которому суждено былo oсуществить идею и мечту прот. Раевского. Нo собранныx средств оказалoсь недостатoчно даже для тогo, чтoбы построить xотя бы небольшой xрам. Тoгда русский пoсол князь Лобанов-Рoстoвский А.Б. обратился с xодатайствoм в Санкт-Петербург и пoлучил ассигнoвание на строительствo в сумме 400 тыс.рублей. Под пострoйку собора было отведено место в саду участка, приобретеннoго для посольства. 3 октября 1893 года состоялась закладка храма. Строительные работы велись по проекту академика Г.Котoва архитектором-итальянцем Джакомелли и были окончены 1899 гoду… Освящение Свято-Николаевского сoбoра сoвершенo было 4 апреля 1899 гoда арxиепискoпом Холмским и Варшавским Иерoнимoм. К этому дню в Вену прибыли настoятели, несшие свoю службу в русских храмах Европы: прoт. Мальцев из Берлина, прот. Ф. Кардасевич из Будапешта, прот. Протопопов из Висбадена, свящ. Вольский из Штутгарта, свящ. Анненков из Дрездена, прот. Соловьев из Кобурга, прoт. Апраксин иа Праги и многие другие. Были также настoятели греческой и сербской церквей в Вене, а также священники боснийских русских пoлков. На освящении xрама присутствовал русский посол граф П.А. Капнист, представители австрийскиx властей и бургомистр Вены Штрабах, дипломаты, представители разных славянеких обществ. После освобождения Вены советскими войсками храм, хотя и сильно поврежденный во время военных действий, был восстановлен усилиями военных и вновь открыт, в юрисдикции Московского Патриарха. Для этого в Вену в октябре 1945 года архиепископ Фотий (Топиро). Для окормления венско-австрийской паствы был назначен в 1946 году архиепископ Сергий (Королев). Он много потрудился по устройству общины и ликвидации ушерба, нанесенного венскому собору войной. В 1949 году архиепископ Сергий был переведен в Берлин. К венскому собору был назначен архимандрит Арсений (Шиловский). В 1951 году было учреждено Венско-Австрийское благочиние, и первым благочинным стал о.Арсений. Это благочиние в 1962 году было преобразовано в Венско-Австрийскую епархию Русской православной церкви. Со времени войны многие помещения храма находились в запустении. 9 мая 1969 года приход Свято-Николаевского собора признан юридическим лицом.

С 13 марта 1975 года архиепископом Венским и Австрийским стал архиепископ, затем митрополит Ириней. С осени 1997 года, после кончины протоиерея Михаила Турчина настоятельствовал прот. Николай Орлов.

В 1999 году русский собор в Вене отпраздновал свое столетие. Сегодня его приход составляют не только русские эмигранты и выходцы из бывшего Советского Союза, но также австрийцы, немцы, сербы, румыны, люди множества разных национальностей.

Определением Священного Синода от 7 мая 2003 года епископом Венским и Австрийским с поручением временного управления Будапештской и Венгерской епархии и с сохранением должности Представителя Русской православной церкви при европейских международных организациях в Брюсселе назначен епископ Илларион (Алфеев)


С его назначением в жизни прихода открылась новая страница. Сразу же после приезда владыки в храме начались масштабные реставрационные работы. Осенью 2006 года епископ Иларион пригласил выдающегося иконописца архимандрита Зинона (Теодора) расписать храм. Имя этого мастера не нуждается в рекомендациях. Он работал в Псково-Печерском монастыре, в Троице-Сергиевой Лавре, восстанавливал Свято-Данилов монастырь, работал во многих городах России, а также в Финляндии, Бельгии, Италии. Работа над росписью венского храма шла около двух лет – с ноября 2006 года по сентябрь 2008 года. Архимандрит Зинон работал вместе с целой бригадой иконописцев из России, среди которых были Евгений Малягин, Антон Кушаев, Илья Иванкин, Александр Мысык, Василий Соколов, Анна Каширина. С ним также работали Ярослав и Иоанна Якимчуки из Польши и Татьяна Шиловская из Австрии. Теперь храм обрел не просто новый вид – его росписи можно смело назвать выдающимся произведением современного церковного искусства. Когда вы входите в храм, вас охватывает чувство восторга: словно перед взором распахивается небо, вы созерцаете образы горнего мира. Сложное внутреннее пространство храма св. Николая потребовало неординарного композиционного решения. И архимандрит Зинон блестяще справился с этой трудной задачей. Голубой фон, светлый колорит росписи, четкое членение на ярусы, крупный масштаб композиций и свободно стоящих фигур – все это создает впечатление ясности, чистоты и свободы. Изящные орнаменты и декоративные детали придают храму нарядный вид. Но главное – роспись глубоко продумана с богословской точки зрения и тесно связана с богослужением. В куполе размещена композиция «Сошествие Св. Духа на апостолов». В алтарной апсиде – образ Христа-Пантократора. И коностас начала ХХ века, сохранившийся со времен постройки храма, закрывает алтарную арку на две трети ее высоты, оставляя видимым глазу образ Спасителя в апсиде. Перед ним оказываются и священники, стоящие в алтаре, и миряне, молящиеся в храме, тем самым образ Христа объединяет народ Божий в соборной молитве. В алтаре изображены также пророки, святители, сцены истории Авраама, в которых пророчески раскрывается смысл Евхаристии, главного таинства Церкви. На стенах изображены евангельские сюжеты – земная жизнь Христа окружает молящихся в храме, делая их свидетелями спасительных событий и причастниками Царства Божия. Фигуры святых в полный рост в нижнем ярусе показывают, что они незримо присутствуют рядом с нами, совершая литургию вместе с земной Церковью. Поражает стилистическое единство росписи. Заданный мастером стиль выдержан иконописцами безупречно. Ориентированный на классические образцы русской домонгольской и балканской иконописи, – спокойный, гармоничный, благородный – этот стиль очень созвучен нашему времени, требующему глубины и ясности свидетельства. Это поистине уникальное произведение монументальной живописи. В нижнем храме, также обновленном в ходе недавнего ремонта, по проекту архимандрита Зинона сооружен новый иконостас, выполненный из трех видов мрамора. Иконы для него были написаны еще в России: образы торжественно великолепны и по стилю также близки домонгольской традиции. И в иконах, и архитектуре иконостаса торжествует классика – безупречность пропорций, точность рисунка, благородство цвета. Это поистине шедевр церковного искусства. В декабре 2008 года все реставрационные и ремонтные работы должны быть завершены. Нынешний настоятель — прот. Владимир Тыщук.

Венский собор Святителя Николая построен в лучших традициях древнерусского зодчества. Пятиглавое здание собора, состоит из главного храма во имя cвятителя Николая и нижнего храма cв. Александра Невского. В верхний храм собора ведёт широкая каменная лестница. Во фронтоне крыльца помешена мозаичная икона Воскресения Христова, выполненная художником Федором Бруни. На верхней площадке лестницы — великолепный витраж с изображением покровителя собора — св. Николая. Внутрь верхнего храма свет проникает сквозь окна наборного стекла пастельных тонов. Поэтому даже в самую пасмурную погоду создается впечатление, будто храм освещен солнцем. В трех окнах алтаря: витражи-иконы Господа Вседержителя, Божией Матери и Иоанна Крестителя. Чтимой всеми прихожанами святыней является икона святителя Николая — дар и благословение Святейшего Патриарха Алексия I. Тут же в ковчежце пребывает частица мощей Св. Николая, пред которыми по четвергам вечером обычно читается акафист. Также в верхнем храме имеется икона Божией Матери «Избавительница».

Отрывок, характеризующий Никольский собор (Вена)

– Я не имел удовольствия вас видеть, – холодно и отрывисто сказал князь Андрей. Все молчали. На пороге показался Тушин, робко пробиравшийся из за спин генералов. Обходя генералов в тесной избе, сконфуженный, как и всегда, при виде начальства, Тушин не рассмотрел древка знамени и спотыкнулся на него. Несколько голосов засмеялось. – Каким образом орудие оставлено? – спросил Багратион, нахмурившись не столько на капитана, сколько на смеявшихся, в числе которых громче всех слышался голос Жеркова. Тушину теперь только, при виде грозного начальства, во всем ужасе представилась его вина и позор в том, что он, оставшись жив, потерял два орудия. Он так был взволнован, что до сей минуты не успел подумать об этом. Смех офицеров еще больше сбил его с толку. Он стоял перед Багратионом с дрожащею нижнею челюстью и едва проговорил: – Не знаю… ваше сиятельство… людей не было, ваше сиятельство. – Вы бы могли из прикрытия взять! Что прикрытия не было, этого не сказал Тушин, хотя это была сущая правда. Он боялся подвести этим другого начальника и молча, остановившимися глазами, смотрел прямо в лицо Багратиону, как смотрит сбившийся ученик в глаза экзаменатору. Молчание было довольно продолжительно. Князь Багратион, видимо, не желая быть строгим, не находился, что сказать; остальные не смели вмешаться в разговор. Князь Андрей исподлобья смотрел на Тушина, и пальцы его рук нервически двигались. – Ваше сиятельство, – прервал князь Андрей молчание своим резким голосом, – вы меня изволили послать к батарее капитана Тушина. Я был там и нашел две трети людей и лошадей перебитыми, два орудия исковерканными, и прикрытия никакого. Князь Багратион и Тушин одинаково упорно смотрели теперь на сдержанно и взволнованно говорившего Болконского. – И ежели, ваше сиятельство, позволите мне высказать свое мнение, – продолжал он, – то успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой, – сказал князь Андрей и, не ожидая ответа, тотчас же встал и отошел от стола. Князь Багратион посмотрел на Тушина и, видимо не желая выказать недоверия к резкому суждению Болконского и, вместе с тем, чувствуя себя не в состоянии вполне верить ему, наклонил голову и сказал Тушину, что он может итти. Князь Андрей вышел за ним. – Вот спасибо: выручил, голубчик, – сказал ему Тушин. Князь Андрей оглянул Тушина и, ничего не сказав, отошел от него. Князю Андрею было грустно и тяжело. Всё это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся. «Кто они? Зачем они? Что им нужно? И когда всё это кончится?» думал Ростов, глядя на переменявшиеся перед ним тени. Боль в руке становилась всё мучительнее. Сон клонил непреодолимо, в глазах прыгали красные круги, и впечатление этих голосов и этих лиц и чувство одиночества сливались с чувством боли. Это они, эти солдаты, раненые и нераненые, – это они то и давили, и тяготили, и выворачивали жилы, и жгли мясо в его разломанной руке и плече. Чтобы избавиться от них, он закрыл глаза. Он забылся на одну минуту, но в этот короткий промежуток забвения он видел во сне бесчисленное количество предметов: он видел свою мать и ее большую белую руку, видел худенькие плечи Сони, глаза и смех Наташи, и Денисова с его голосом и усами, и Телянина, и всю свою историю с Теляниным и Богданычем. Вся эта история была одно и то же, что этот солдат с резким голосом, и эта то вся история и этот то солдат так мучительно, неотступно держали, давили и все в одну сторону тянули его руку. Он пытался устраняться от них, но они не отпускали ни на волос, ни на секунду его плечо. Оно бы не болело, оно было бы здорово, ежели б они не тянули его; но нельзя было избавиться от них. Он открыл глаза и поглядел вверх. Черный полог ночи на аршин висел над светом углей. В этом свете летали порошинки падавшего снега. Тушин не возвращался, лекарь не приходил. Он был один, только какой то солдатик сидел теперь голый по другую сторону огня и грел свое худое желтое тело. «Никому не нужен я! – думал Ростов. – Некому ни помочь, ни пожалеть. А был же и я когда то дома, сильный, веселый, любимый». – Он вздохнул и со вздохом невольно застонал. – Ай болит что? – спросил солдатик, встряхивая свою рубаху над огнем, и, не дожидаясь ответа, крякнув, прибавил: – Мало ли за день народу попортили – страсть! Ростов не слушал солдата. Он смотрел на порхавшие над огнем снежинки и вспоминал русскую зиму с теплым, светлым домом, пушистою шубой, быстрыми санями, здоровым телом и со всею любовью и заботою семьи. «И зачем я пошел сюда!» думал он. На другой день французы не возобновляли нападения, и остаток Багратионова отряда присоединился к армии Кутузова. Князь Василий не обдумывал своих планов. Он еще менее думал сделать людям зло для того, чтобы приобрести выгоду. Он был только светский человек, успевший в свете и сделавший привычку из этого успеха. У него постоянно, смотря по обстоятельствам, по сближениям с людьми, составлялись различные планы и соображения, в которых он сам не отдавал себе хорошенько отчета, но которые составляли весь интерес его жизни. Не один и не два таких плана и соображения бывало у него в ходу, а десятки, из которых одни только начинали представляться ему, другие достигались, третьи уничтожались. Он не говорил себе, например: «Этот человек теперь в силе, я должен приобрести его доверие и дружбу и через него устроить себе выдачу единовременного пособия», или он не говорил себе: «Вот Пьер богат, я должен заманить его жениться на дочери и занять нужные мне 40 тысяч»; но человек в силе встречался ему, и в ту же минуту инстинкт подсказывал ему, что этот человек может быть полезен, и князь Василий сближался с ним и при первой возможности, без приготовления, по инстинкту, льстил, делался фамильярен, говорил о том, о чем нужно было.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]