Как крестился князь Владимир
27 мая мощи святого равноапостольного князя Владимира отправятся из Храма Христа Спасителя в Москве в путешествие по городам России и Белоруссии. До 1 декабря святыне смогут поклониться жители 45 российских и пяти белорусских городов. Принесение мощей — одно из ключевых мероприятий в честь тысячелетия преставления святого князя Владимира.
«Русская планета» вспоминает, при каких обстоятельствах крестился князь, ставший святым, действительно ли к нему ходили послы от разных конфессий и была ли на самом деле произнесена фраза, что «Веселие на Руси есть питие».
Испытание вер
«Повесть временных лет» свидетельствует: в 986 году у князя Владимира побывали четыре делегации – от болгар-магометан, от «латинян» из Рима, от хазарских евреев и от греков-византийцев. Все они рассчитывали склонить русского князя к своей вере, презентуя ее преимущества. Из всех делегатов Владимир дольше всего разговаривал с посланцем из Византии, а всех остальных визитеров отверг довольно быстро.
Магометан (мусульман) он спросил: «В чем вера ваша?» И те рассказали князю про обрезание и запрет на вино и свинину. Но за это, сказали они, «даст Магомет каждому по семидесяти красивых жен» (Здесь и далее цитаты из летописи даны в переводе академика Д.С. Лихачева — РП). Владимир «слушал их всласть — так как и сам любил жен. Но вот, что было ему нелюбо: обрезание и воздержание от свиного мяса. А о питье, напротив, сказал он: «Руси есть веселие пить»».
Римских «латинян», явившихся вслед за болгарами, русский князь отослал со словами: «Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого». А иудеев-хазар спросил, где их земля, и, услышав, что Бог рассеял иудеев по разным землям, заключил: «Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?»
Византийского посланца, которого летопись называет «философом», Владимир слушал долго и с интересом, но все же окончательного решения о выборе веры так и не принял.
На следующий год (987) князь уже сам отправил по разным землям гонцов, чтобы узнать, «кто как Богу служит». Гонцы вернулись, наиболее впечатленные службой в Царьграде (Константинополе): «Не знали где мы — на небе или на земле, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой». Тогда-то князь и решил принять крещение по греческому обряду, и бояре поддержали его.
Вопрос преображения
Историки задаются вопросом: зачем вообще Владимиру понадобилось менять веру? Почему и как произошел поворот, превративший язычника в христианина?
Летопись только усложняет поиск ответа, сообщая: всего за несколько лет до крещения Владимир ставил языческих идолов в Киеве. А после одного из удачных походов принес богам человеческую жертву, жребий пал на христианского юношу, и когда отец-варяг вступился за него, убили обоих.
Через Русь шел путь «из варяг в греки», под боком была блистательная Византия, Владимир видел в христианстве объединяющее начало для своих земель и одновременно желал вступить в родство и стать вровень с византийскими императорами. Такую трактовку дают арабские историки Яхья Антиохийский (XI век) и Эльмакин (XII век).
Древнерусские источники, напротив, совсем отвергают внешние причины смены веры. Митрополит Киевский Иларион (XI век) в «Слове о законе и благодати» пишет: «Пришло на него посещение Вышнего. И воссиял в сердце его разум». Той же буквы держится монах Иаков Черноризец (XI век).
Архиепископ Филарет (Гумилевский) (XIX век) так резюмировал сказанное в русских летописных текстах: «Ужасное братоубийство, победы, купленные кровью чужих и своих, сластолюбие грубое — не могли не тяготить совести даже язычника. Владимир думал облегчить душу тем, что ставил новые кумиры на берегах Днепра и Волхова. Но все это не доставляло покоя душе — душа искала света и мира».
Павильон, построенный на предполагаемом месте крещения князя Владимира и Владимирский кафедральный собор в национальном заповеднике «Херсонес Таврический». Фото: Артем Геодакян / ТАСС
Интересно, что версию «испытания вер» князем Владимиром, изложенную в летописном тексте, также принимают не все ученые. Профессор Евгений Голубинский в XIX веке заявлял, что «все это выдумки, и быть этого не могло» — как и фраза про «веселие на Руси питие есть». Ученый ссылался на тексты монаха Иакова и митрополита Илариона, написанные раньше «Повести временных лет» — ни в одном из них нет упоминаний о том, что к Владимиру приходили «представлять» свои религии гонцы, и имели место описанные диалоги между ними.
Прощание с Перуном
Выбрав, какой веры держаться, князь крестился не сразу. Летом 988 года Владимир послал в Византию шесть тысяч воинов, чтобы помочь удержаться на троне императору Василию II — его пытался сместить собственный военачальник. В обмен на помощь Владимиру обещали руку сестры императора, 26-летней Анны.
Свою часть договора греки не выполнили, и тогда князь пошел брать Анну силой, начав с того, что осадил и взял византийский Херсонес (Корсунь) в Крыму. «Не отдадите Анну, сделаю столице то же, что и этому городу», —приводит слова Владимира летопись.
Греческий закон запрещал выдавать отпрысков императорской семьи за некрещеных. Так гласил закон, установленный еще Константином Великим. Греки взмолились: «Крестись, и отдадим сестру». При этом сама Анна замуж за князя-варвара не хотела: сравнивала возможный брак с пленом и заявляла, что «лучше бы ей умереть здесь». Ее убеждали: «Может быть, обратит тобою Бог русскую землю к покаянию, а греческую землю избавишь от ужасной войны». Тем временем Владимир окончательно решился и ответил грекам: «Пусть крестят меня, пришедшие с вашей сестрою». Наученный отношениями с греками, сначала он хотел увидеть невесту, а уже затем пройти таинство.
В назначенный день к берегу Корсуни причалила ладья. В ней была Анна, а с ней сановники и пресвитеры. Летопись сообщает, что в этот день князь Владимир ослеп. Анна сказала ему: «Если хочешь избавиться от болезни, то крестись поскорей. Если же не крестишься, то не сможешь избавиться от недуга своего». Летописец резюмирует: епископ, огласив, крестил Владимира, и когда возложил руку на него, тот тотчас же прозрел.
Увидев это, вслед за князем приняла крещение и дружина. По возвращению домой, в Киев, одним первым делом срыли языческих идолов: «Одних изрубили, других сожгли. Перуна же князь приказал привязать к хвосту коня и волочить с горы к Днепру и приставил 12 мужей колотить его палками».
Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, добавляет летописец, а для поругания беса: «Чтобы принял он возмездие от людей».
Эта трактовка созвучна с некоторыми святоотеческими творениями. Официальная наука связывает появление язычества с неосведомленностью людей о мире, благодаря которой стихиям, не зная, как объяснить их иначе, приписывали божественные свойства. В то же время, представители христианской мысли часто видели в языческих идолах именно бесов — связывая это с ветхозаветным эпизодом книги Бытия о неких брачных отношениях между «сынами Божиими» и «дочерьми человеческими» (под «сынами Божьими» одна из богословских версий имеет в виду падших ангелов, низринутых с неба), последующим появлении на земле «гигантов-исполинов» и разврате человечества, который остановил всемирный потоп. Таким образом, языческих идолов некоторые христиане воспринимали как памятники бесовским явлениям, описанных в Ветхом Завете.
Возвращаясь к житию святого Владимира, скажем, что наука и здесь спорит, подвергая сомнению истинность Корсунской легенды. Антон Карташев, историк церкви, ссылаясь на сочинения монаха Иакова, утверждает: Владимир крестился еще в 987 году, и, вероятно, это произошло в Киеве или в Василеве, где находилась «резиденция» князя. Корсунь же Владимир взял на третье лето по крещении, полагает Карташев.
Заочно Карташеву апеллирует Николай Карамзин, автор «Истории государства Росссийского»: «Довольно и того, что Владимир, приняв Веру Спасителя, освятился Ею в сердце своем и стал иным человеком. Главное право его на вечную славу и благодарность потомства состоит в том, что он поставил Россиян на путь истинной Веры; но имя Великого принадлежит ему и за дела государственные. Сей Князь отражал набеги хищных соседей, расширил пределы Государства на Западе; старался просветить Россию, населил пустыни, основал новые города; завел училища и призывал из Греции не только Иереев, но и художников; наконец, был нежным отцом народа бедного».
Владимир Святославич. Путь к киевскому престолу
Владимир был сыном рабыни, пленной древлянской княжны (согласно одной из гипотез), и великого киевского князя Святослава. Перед своим последним походом Святослав разделил Русское княжество между сыновьями: Киевская земля отошла Ярополку, Древлянская — Олегу, Новгородская — Владимиру.
После смерти князя в бою с печенегами между братьями развязалась смертельная битва за трон. В схватке с Ярополком пал Олег. Владимир, понимая, что и его ждёт подобная участь, снарядив ладью, бежал из своих владений в Скандинавию.
«Владимир и Рогнеда» на сюжет летописного рассказа о Рогнеде, 1770 г. А. П. Лосенко. (Государственный Русский музей)
За 2 года жизни в варяжских землях, состоявших в основном из военных походов, характер конунга Вальдемара, как звали Владимира в Скандинавии, окончательно сформировался. К храбрости и жестокости молодого князя добавились хитрость и терпение. Владимир ждал своего часа. И дождался. Когда к нему пришли новгородские гонцы с просьбой нанять лучшую дружину и свергнуть киевских наместников, посаженных Ярополком, ответ князя был лаконичен: «Пойдите и скажите моему брату, что Владимир идёт на тебя».
История24
Владимир Святославич Святой (ок. 960 – 1015 гг.)
Краткая справка по фактам ЕГЭ.
Владимир пришел к власти в результате победы в первой междоусобице между Ярополком и Олегом. Владимир I провел языческую реформу (980), которая потерпела неудачу. В 988 году крестил Русь. При нем активно строятся оборонительные линии вокруг Киева. Присоединяет Червенскую Русь (это налево от Киева на карте, в районе современной Польши). А еще он начал чеканку монеты.
Унификация религиозных верований на Руси
(К2) Сначала Владимир I попытался провести языческую религиозную реформу и создать единый пантеон во главе с Перуном. Он приказал сносить местные культовые сооружения и заставить население исповедовать новый пантеон, но эта реформа не прижилась. Тогда Владимир принял решение ввести монотеистическую религию и выбрал христианство по восточному образцу. Он отправился в Херсонес, где принял крещение, а затем насильственным путем крестил Русь. Благодаря этому в Древней Руси появилась единая религия, что способствовало централизации государства.
(К4) Принятие христианство определило весь последующий ход развития русской истории. Началось активное заимствование христианской культуры из Византии. Например, уже при Ярославе Мудром был построен крупнейший собор – Софийский собор в Киеве по образцу Софийского собора в Константинополе.
Расширение территории Древнерусского государства
(К2) Владимир организовал ряд походов с целью подчинения восточнославянских племенных союзов и расширения территории. Так он начал войну с польским князем и пошел с походом на Червенскую Русь. Он присоединил Червень и Перемышль, что и стало одним из территориальных расширений.
(К4) Расширение территории Древнерусского государства, а также принятие христианства и приобщение к христианской культуре привело к международному признанию Древней Руси. При Ярославе Мудром это признание проявится в активном заключении династических браков с европейскими дворами.
Сочетающиеся личности (Владимир участвовал в этих процессах вместе с этими личностями):
—
Кирилл и Мефодий
(распространение письменности на Руси)
— Добрыня – дружинник Владимира
(распространение христианства на Руси)
— Святослав
(расширение территории Древней Руси)
— Ярослав Мудрый
(расширение территории Древней Руси, распространение христианства на Руси, централизация власти в Древней Руси – создал общее письменное законодательство)
Источник:
Даша Дворянская — история на соточку
В 988 году произошло крещение Руси
. Важную роль сыграл
Владимир 1
, который
выбрал
новую религию – христианство,
совершил
поход на Корсунь, где
крестился
. Когда Владимир вернулся, он
приказал
крестить все население страны, а также
уничтожил
пантеон богов в Киеве. Благодаря действиям Владимира многие люди на Руси крестились.
Источник:
История | ЕГЭ 2021 | myClass
Крещение Руси
После захвата Херсонеса князь Владимир принял
христианство. Вернувшись в Киев, он
повелел
опрокинуть языческие идолы, статую Перуна он
приказал
скинуть в Днепр.
На следующий день приказал
киевлянам явиться к реке, где священники совершили над ними обряд крещения. После этого Владимир
распорядился
начать строительство церквей. На содержание первой каменной церкви он
выделил
десятую часть своих доходов, после чего её стали называть Десятинной.
Источник:
Historica: подготовка к егэ по истории
Владимир I. Киевское княжение
Собрав под своим стягом варяг, славян, чуди и кривичей, Владимир летом 978 года двинулся на Киев. Главные полки князя передвигались на ладьях по рекам, конница шла берегом. Но вдруг Владимир сменил направление — отправился в Полоцк и нанёс по городу внезапный и сокрушительный удар. Заколов полоцкого князя и двух его сыновей, изнасиловав княжескую дочь Рогнеду, которая за несколько недель до этого имела неосторожность оскорбить Владимира, просившего её руки («Не пойду за сына рабыни», — были её слова), Владимир Святославич повернул на Киев. Разорять город, свою будущую столицу, он не стал, прибегнул к хитрости. Подкупив киевского воеводу Блуда, Владимир выманил Ярополка из Киева в Родень, где на переговорах отдал приказ двум варягам поднять брата «на мечи».
Став великим князем над Киевом и всей землёй русской, Владимир понимал, что победа его свершилась в большей степени потому, что язычники-киевляне были недовольны Ярополком, который до гибели слишком тесно общался с христианами, в том числе и с германским королём Оттоном I. Да и женой экс-князя была греческая монахиня, ставшая в конечном итоге наложницей Владимира.
Владимир идет в поход на печенегов. (runivers.ru)
Право на власть следовало подтверждать воинскими успехами и расширением границ государства. Владимир принялся покорять окрестные племена. В 979 году он совершил поход в земли волынян, закончившийся подчинением их Киеву. В 981 году завоевал вятичей. Ляхов, Перемышль, Червен и многие другие города не устояли под напором киевского князя и его дружины. В многолетней борьбе Владимир сумел покорить и свирепое племя вятичей, и племя радимичей, и волжских булгар. Одержав победу над многими народами, князь стал всерьёз задумываться о выборе новой веры — огромную территорию, не имевшую общей религии, нужно было удержать.