Святые равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга


Богоявленский кафедральный собор в Елохове

24 и 28 июля Святая Церковь празднует память Святых равноапостольных Великой Княгини Ольги и Великого Князя Владимира.

Этим двум святым Русская земля обязана своим обращением в христианство. Княгиня Ольга — первая русская святая. Жила она в IX–X вв. и происходила из тех мест, которые позже стали Псковщиной.


Удивительной была ее судьба! Простая девушка, она занималась перевозом через реку Великую. Однажды в северных лесах, где находилось селение Ольги, охотился Киевскийкнязь Игорь. Ему понадобилось перебраться на другой берег реки — и он был поражен прекрасным, благородным обликом перевозчицы.


И позже, когда Игорю пришла пора жениться, он отыскал Ольгу и взял в жены. Так Ольга стала русской княгиней.

Сын Игоря и Ольги Святослав был еще малолетним, когда Игорь был убит в сражении. Вместо него Русью стала управлять Ольга.


В то время славяне поклонялись языческим богам. Следуя языческим законам, Ольга жестоко отомстила врагам Игоря за его смерть.

Но совесть ей говорила, что месть та была делом недолжным.


От христиан, которые тогда уже появились в Киеве, Ольга слышала, что

Бог велит прощать врагов и делать им добро. Она почувствовала правду этих евангельских слов и решила принять христианство.

Для крещения княгиня отправилась в Византию. Здесь ее встретили с великим почетом. Крестил Ольгу сам патриарх, а император был крестным отцом.


Вернувшись в Киев, Ольга сразу стала строить христианские церкви. Предание говорит, что ею были построены храмы в Киеве, Витебске, Пскове. С постройкой церкви в Пскове было связано чудо. Собственно города Пскова тогда не было.


Будучи в своих родных местах, на реке Великой, Ольга однажды увидела, как три светлых луча освещают место на крутом берегу. Княгиня поставила там крест, заложила храм во имя Святой Троицы и предсказала, что здесь вырастет большой город. Так святой Ольгой было заложено основание Пскова.

Ольга была мудрой правительницей. О ней, провозвестнице христианства на Руси, в летописи сказано, что из русских она первой вошла в Царствие Небесное.

Внуку же Ольги, великому князю Владимиру, довелось крестить Русь.

Поначалу Владимир был язычником, как и отец его, Святослав, не пожелавший принять христианство.


Но детское воспитание и молитвы о нем святой Ольги не пропали даром. В душе князя шла напряженная работа, и со временем он все больше склонялся к христианской истине.

Решающей стала для Владимира беседа с греческим монахом, который говорил о жизни после смерти и о Божием суде над людьми.


Владимир отправил в разные страны послов, чтобы решить, какую веру принять взамен язычества.

Послы, поехавшие в Константинополь и побывавшие на богослужении в храме Софии Премудрости Божией, были поражены тем, что увидели. «Мы не знали, на небе ли мы или на земле»,— говорили они, будучи в восторге от божественной красоты и значительности службы.

И Владимир решил принять христианство от православных греков.


Крестился он, правда, не в Византии, а в греческом городе Корсуни —

нынешнем Херсонесе.

В 988 году Владимир собрал всех киевлян на берегу Днепра. Началось великое дело крещения Руси.

Люди, многие с детьми на руках, вошли в воду; священники на берегу читали крещальные молитвы, причем всем давались христианские имена.

В водах Днепра произошло духовное рождение нового русского человека.

После своего обращения Владимир стал совсем другим: за доброту народ прозвал его «Красным Солнышком».


Он всем благотворил, а Киев сделал центром христианской веры и культуры.

Здесь вы можете услышать Величание Равноапостольному Князю Владимиру путевого распева и отрывок из его жития. Хор под управлением Бориса Тевлина.

Святые равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга

24 июля Святая Церковь празднует память святой равноапостольной княгини Ольги, 28 июля – святого равноапостольного князя Владимира и день Крещения Руси. Этим двум святым Русская земля обязана своим обращением в христианство.

В истории Церкви Христовой весьма знаменательно то участие, какое некоторые святые избранницы Божии принимали в деле распространения истинной веры среди язычников. И наша Русская земля имеет свою равноапостольную святую Ольгу, родную бабушку равноапостольного просветителя Руси великого князя Владимира. Святая Ольга родилась в той стороне, где потом был основан Псков. Князь Игорь, любивший звериные охоты, случайно встретился с ней в лесах Псковских и был до того поражен ее мудрыми ответами ему и красотой лица, что взял себе в жены. После смерти Игоря Ольга управляла Русской землей самостоятельно. Народ любил и почитал ее как мать за ее милосердие, мудрость и справедливость. Когда возмужал ее сын Святослав, она передала ему управление государством, чтобы свободнее заниматься делами благотворения нищим, престарелым, убогим.

С каждым днем становилось ей все более ясным, что только люди безумные могут почитать богами бездушных идолов. Узнав, что вера Христова пришла в Россию от греков, мудрая Ольга пожелала и сама побывать в их стране, дабы выслушать наставления в вере самые точные. Она прибыла в Царьград (Константинополь), явилась к патриарху Полиевкту и сказала ему о своем намерении. Около трех месяцев пробыла Ольга в Царьграде, изучая веру христианскую под руководством самого патриарха. Наконец исполнил Господь ее пламенное желание: Ольга была просвещена Святым Крещением и наречена Еленой, в память равноапостольной царицы Елены. Крестным отцом ее был сам греческий император Константин. Патриарх совершил Божественную литургию, за которой и причастил новопросвещенную русскую княгиню Пречистых Таин Христовых. Причем он обратился к ней с такими словами: «Благословенна ты между женами русскими, что возлюбила Свет истинный и отвергла мрак! Ты избежала этим вечной смерти и обрела жизнь бессмертную». Перед возвращением в отечество патриарх дал ей в благословение святой крест с частицами древа Животворящего Креста Господня. По прибытии в Киев новая Елена, великая княгиня Ольга, стала со всем усердием распространять веру Христову в родной земле.

Равноапостольный князь Владимир

Родился будущий князь Владимир в 963 году. Воспитывал Владимира брат его матери, язычник Добрыня. В 980 году в разгар войны между братьями Владимир пошел на Киев, в котором княжил его старший брат Ярополк. Победив брата, Владимир стал править в Киеве. Он распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. На Киевских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Тогда погибли за Христа варяги Феодор и Иоанн. Обстоятельства их смерти произвели на Владимира сильное впечатление, и он начал сомневаться в истинности языческой веры.

По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран. Князь расспрашивал об их вере, и каждый предлагал ему свою. Но самое сильное впечатление произвел на него православный греческий проповедник, который в заключение своей беседы показал ему картину Страшного суда. По совету бояр Владимир отправил десять мудрых му­жей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда эти русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софий­ского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: «Мы не знали, — говорили они потом Владимиру, — на земле мы стояли или на небе». А бояре тут же ему вспомнили, что и Ольга выбрала именно веру греческую.

Владимир решил креститься, но не хотел подчинять Русь грекам. Поэтому вскоре после возвращения послов Владимир пошел войной на греков и взял Херсонес. Отсюда он отправил послов к императорам Василию и Константину с требованием руки сестры их, царевны Анны. Те отвечали ему, что царевна может быть женой только христианина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, Владимир был поражен слепотой.

В таком состоянии он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таинству возрождения. Владимир крестился (988 г.) и был наименован Василием. При выходе из купели он прозрел душевными и телесными очами и в избытке радости воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!»

Христианские священники собирали народ и наставляли его в святой вере. Наконец, святой Владимир объявил в Киеве, чтобы все жители явились в определенный день на реку для принятия крещения.

В назначенный день жители Киева собрались на берег Днепра. Сюда явился сам Владимир с христианскими священниками. Все киевляне вошли в реку, кто по шею, кто по грудь, взрослые держали на руках младенцев, священники на берегу читали молитвы, а святой Владимир молился Богу и поручал Ему себя и свой народ.

В начале XIII века воздвигнут был на берегах Волги и Оки Нижний Новгород как крепкий оплот Православия среди инородцев Поволжья и средней полосы России.

LiveInternetLiveInternet

Равноапостольная княгиня Ольга

День памяти: 24 июля

«Начальницей веры» и «корнем Православия» в Русской земле издревле называли святую равноапостольную Ольгу люди. Крещение Ольги было ознаменовано пророческими словами патриарха, крестившего ее: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!» При крещении русская княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены, много потрудившейся в распространении христианства в огромной Римской империи н обретшей Животворящий Крест, на котором был распят Господь. Подобно своей небесной покровительнице, Ольга стала равноапостольной проповедницей христианства на необъятных просторах земли Русской. В летописных свидетельствах о ней немало хронологических неточностей и загадок, но вряд ли могут возникнуть сомнения в достоверности большинства фактов ее жизни, донесенных до нашего времени благодарными потомками святой княгини — устроительницы Русской земли.

Равноапостольный князь Владимир

День памяти: 28 июля

Князь Владимир был сыном Святослава от древлянской княжны Малуши. Родился он в 963 году. Воспитывал Владимира брат его матери язычник Добрыня. В 972 году князь Владимир стал править Новгородом. В 980 г. в разгар войны между братьями Владимир пошел на Киев, в котором княжил его старший брат Ярополк. Победив брата, Владимир стал править в Киеве. Он завоевал Галицию, смирил вятичей, воевал с печенегами, распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. У него было пять жен и многочисленные наложницы. На Киевских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Тогда погибли за Христа варяги Феодор и Иоанн. Обстоятельства их смерти произвели на Владимира сильное впечатление, и он начал сомневаться в истинности языческой веры. По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: послы от болгар-мусульман, живших за Волгой, немцы-латиняне, иудеи и греки. Князь расспрашивал об их вере, и каждый предлагал ему свою веру. Но самое сильное впечатление произвел на него православный греческий проповедник, который в заключение своей беседы показал ему картину Страшного суда. По совету бояр, Владимир отправил десять мудрых мужей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда эти русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: «Мы не знали, — говорили они потом Владимиру, — на земле мы стояли или на небе». А бояре тут же ему заметили: «Если бы вера греческая не была лучше других вер, не приняла бы ее бабка твоя Ольга — мудрейшая из людей». Владимир решил креститься, но не хотел подчинять Русь грекам. Поэтому вскоре после возвращения послов Владимир пошел войной на греков и взял Херсонес. Отсюда он отправил послов в Константино-поль к императорам Василию и Константину с требованием руки сестры их, царевны Анны. Те отвечали ему, что царевна может быть женой только христианина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, Владимир был поражен слепотой. В таком состоянии, подобно апостолу Павлу, он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таинству возрождения. Царевна, прибывшая в Херсонес, посоветовала ему поспешить с крещением. Владимир крестился (988 г.) и был наименован Василием. При выходе из купели, он прозрел душевными и телесными очами и в избытке радости воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!» />

Тропарь равноапостольного великого князя Владимира глас 4

Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера,/ славнодержавный Владимире,/ на высоте стола седя матере градов,/ богоспасаемаго Киева:/ испытуя же и посылая к Царскому граду/ уведети православную веру,/ обрел еси безценный бисер — Христа,/ избравшаго тя, яко втораго Павла,/ и оттрясшаго слепоту во святей купели,/ душевную вкупе и телесную./ Темже празднуем твое успение,/ людие твои суще,// моли спастися державы твоея Российския начальником и множеству владомых.

Кондак равноапостольного великого князя Владимира глас 8

Подобствовав великому апостолу Павлу, в сединах, всеславне Владимире,/ вся яко младенческая мудрования, яже о идолех тщания, оставль,/ яко муж совершенный, украсился еси Божественнаго Крещения багряницею,/ и ныне, Спасу Христу в веселии предстоя,// моли спастися державы Российския начальником и множеству владомых.

Величание

Величаем тя,/ святый равноапостольный княже Владимире,/ и чтим святую память твою,/ идолы поправшаго// и всю Российскую землю святым Крещением просветившаго.

СВЯТЫЕ ВЛАДИМИР И ОЛЬГА

О великой русской княгине Ольге говорили, что у нее мужской ум. Это было комплиментом в устах современников и потомков. Оставшись вдовой, Ольга расправилась с врагами своего мужа древлянами с поразительной выдумкой и жестокостью. Чего стоит только ее «милостивый» отказ от дани с древлян! Она запросила с них всего-то по паре голубей от каждого двора. А получив, велела привязать к ним паклю, поджечь и отпустить. Птицы, понятно, полетели по домам. И город сгорел дотла! Но потом наступило время размышлений и переоценок. Великая княгиня поехала в Константинополь — и крестилась с именем Елена, в честь равноапостольной царицы. Ольга и сама стала равноапостольной. Она не смогла привести ко Христу сына Святослава. Зато посеяла семена веры в сердце внука Владимира. Подобные ситуации переживают многие из нас теперь. Мы в зрелом возрасте нашли веру. А дети наши — не хотят слушать о ней. Красным Солнышком именовали великого князя Владимира уже при жизни. Но далеко не сразу засияло это солнышко — сквозь языческий мрак. Владимир был воином, достойным внуком Ольги и сыном своего отца. Древняя летопись рассказывает о том, как князь завоевал древний город Полоцк. Правитель города не захотел отдать свою дочь замуж за Владимира. Да и сама Рогнеда не хотела идти за «сына рабыни». Князь велел вбить на площади два кола, привязал к ним отца и мать девицы — и на глазах у них «совершил над нею непотребство». Такой вот нрав! Но оставаться язычником Владимир не хотел и не мог. Это было против его ищущей, искренней натуры. И, конечно, он уже выбрал христианство, когда отправил в разные страны послов и велел познакомиться с верованиями иных народов. Князь ждал, что послы сами убедятся в истинности и красоте Православия. Так и случилось. А дальше он стал просить греческих царей (тогда на престоле было два брата), чтобы они отдали за него свою сестру Анну. Братья поставили одно условие: -Негоже христианке идти за варвара. Примешь нашу веру — и отдадим за тебя сестру. Владимира это устраивало. Он ждал невесту в Корсуни (развалины города находятся возле Севастополя). А она плыла туда на корабле — с молитвой, со слезами, в сопровождении священства и сановников. Единственное утешало царевну: через нее Бог приведет к Себе непросвещенных русичей. А князь тяжело заболел, ослеп. Анна посоветовала ему: -Крестись скорее! Он вышел из крещальной купели прозревшим и полностью исцеленным. Это чудо так подействовало на него, что семена веры дали мощный рост. С молодой супругой, попами, дьяками прибыл Владимир в Киев и обратился к народу: -Пусть заутра окажутся на Почайне-реке и богат, и убог, свободный и раб, пол мужской и женский, старые с юными, девы и юноши, старцы с детьми, но также и нищие — и если кого там не встречу, тот будет мой личный враг. Казалось бы, жуткое насилие! Креститься, чтобы не стать личным врагом великого князя? Но люди шли на Почайну-реку с радостью, приговаривая: -Если б это не было добрым делом, князь бы его не принял! Владимир строил храмы, открывал школы, где учились будущие священники. Кормил бедных, больных. Даже смертную казнь пробовал отменить, но потом понял: этого делать нельзя. И продолжал защищать подданных от лихих людей. 28 лет правил Владимир христианской Русью. После смерти великого князя его сыновья Борис и Глеб стали первыми канонизированными русскими святыми-страстотерпцами. Это главное подтверждение искренности их отца. Но и нам великий князь Владимир стал отцом на все времена. Он сделал для нас главное — открыл смысл и истину жизни. За это мы благодарны ему и его великой бабке равноапостольной княгине Ольге. 24 июля — память святой равноапостольной княгини Ольги 28 июля — память святого равноапостольного князя Владимира 14 августа — день Крещения Руси

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]