Святые о приснодевстве Богородицы: подборка цитат


ДЕВСТВЕННОСТЬ МАРИИ

Как следует понимать, что Пресвятая Мария, Мать Христова, была Приснодевой?

— Девственное зачатие Иисуса Марией

Св. Лука в своем Евангелии ясно указывает девственное материнство Марии, которое началось в Назарете. Он пишет: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его, и размышляла, что бы это было за приветствие.

И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария; ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц. Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.» (Лк 1,26-38)

«С самых первых формулировок Церковь исповедовала, что Иисус был зачат только могуществом Святого Духа во чреве Девы Марии, утверждая тем самым телесный аспект события: Иисус был зачат «от Духа Святого без мужского семени». (Катехизис Католической Церкви, 496)

— «Дух Святой найдет на Тебя» (Лк 1,35)

Девственное зачатие Иисуса Христа Марией осуществилось силой Духа Святого. «Божественный ответ на Ее вопрос: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» (Лк 1,34)

, — дан силою Духа: «Дух Святой найдет на Тебя»
(Лк 1,35)
«.
(Катехизис Католической Церкви, 484)
В Пресвятой Деве Дух Святой осуществляет благой замысел Отца. «Святой Дух – Тот, Кто есть «Господь животворящий», – послан освятить лоно Девы Марии и божественно сотворить его плодоносным, соделав так, что Она зачнет предвечного Сына Отца в человечестве, взятом от Ее человеческой природы.» (Катехизис Католической Церкви,
485)«
Ее девственность силою Духа и веры становится уникальной плодоносностью.
(Там же.723)
— Богородица – Приснодева

Святая Богородица – Приснодева. Значит, Она не только девственно – от Духа Святого, который есть третье лицо Пресвятой Троицы – зачала Иисуса Христа, Сына Божьего и правдивого человека, но осталась Девой до конца своей жизни. Она «осталась Девой, зачав Сына, Девой – рождая Его, Девой – кормя Его грудью. Девой присно»: всем Своим существом Она есть «Раба Господня» (Лк 1,38). (Катехизис Католической Церкви, 510)

Церковь верует в непрестанную девственность Богородицы: даже в рождении и после рождения Иисуса. «Углубление веры в девственное материнство привело Церковь к исповеданию реальной и непрестанной девственности Марии даже в рождении Сына Божия вочеловечившегося. Действительно, рождение Христа «не нарушило Ее девственной целостности, но освятило ее». Церковная литургия чтит Марию как «Приснодеву» (Аиэпарфенос)


(Катехизис Католической Церкви,499)
— Один лишь Отец Сына Божьего Иисуса Христа

«Бог в Своем замысле спасения хотел, чтобы Его Сын родился от Девы.» (Катехизис Католической Церкви, 502)

Св. Иосиф не был отцом Иисуса, как об этом ясно свидетельствует св. Матфей:

«Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог». Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень и принял жену свою. И не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца; и он нарек Ему имя: Иисус» (Мф 1,18-25)

.

У Иисуса Отец – только Бог. Не Иосиф, а Сам Бог, Первое Лицо Пресвятой Троицы, есть Отец Христа. «Человеческое естество, которое Он принял, никогда не отдаляло Его от Отца (…); естественно Сын Своего Отца по Божеству, естественно Сын Своей Матери по человечеству, но собственно Сын Божий в обоих Своих естествах». (Катехизис Католической Церкви, 503)

— Св. Иосиф – праведный защитник

Св. Иосиф, обрученик Девы Марии, был только защитником Иисуса. Он был «призван Богом «принять Марию, жену свою», «ибо рожденное в Ней от Духа Святого» (Мф 1,20)

, чтобы «Иисус, называемый Христос», родился от жены Иосифа в мессианском колене Давидовом.»
(Катехизис Католической Церкви, 437)
— Принял Марию, жену свою, и «не знал Ее»

Св. Матфей пишет, что Иосиф принял Марию, жену свою, и «не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца» (Мф 1,25).

Выражение «как наконец» не противоречит вере Церкви в непрестанную девственность Пресвятой Марии. Оно отрицает только то, что касается прошедшего: на библейском языке оно ничто не утверждает по отношению к будущему. «Так и в книге Бытия говорится, что ворон, выпущенный Ноем из ковчега, не прилетал, «доколе не иссякла вода на земле»,
(Быт 8 7)
; но позже он, конечно, тоже не прилетал.»
(Библия, Брюсель 1973, с. 2015)
Вторая книга Царств (Вторая Самуила) говорит: «И у Мелхолы, дочери Сауловой, не было детей до дня смерти ее.»
(6,23)
Конечно, после ее смерти, тоже их не было.

— Иисус -«первенец»

Так же из названия: «первенец» не вытекает, что у Марии кроме Иисуса Христа были еще другие дети, так как у Евреев и единородные сыновья, по Закону, уподоблялись перворожденным: они являлись «посвященными Богу» (ср. Иск 13,11-16)

.

— «Братья и сестры Иисуса»

«Братья и сестры Иисуса», о которых упоминает Св. Писание, не были детьми Марии. «Церковь всегда считала, что тут речь идет не о других детях Девы Марии: и действительно, Иаков и Иосиф, «братья Его» (Мф 13,55)

, – это сыновья Марии, ученицы Христа, которая специфически обозначена как «другая Мария»
(Мф 28,1)
. Речь идет о близких родственниках Христа, согласно терминологии, которую мы знаем по Ветхому Завету.
(Катехизис Католической Церкви, 500)
— Девственная Мать-Сестра всех людей

Бог хотел, чтобы благодаря непрестанной девственности Марии все без исключения люди – со Св. Иосифом включительно – были равным образом «детьми Девы Марии». Итак, Иисус – единственный Сын Марии, но «духовное материнство Марии простирается на всех людей, которых Он пришел спасти: «Она родила Сына, Которого Бог сделал ,,первородным между многими братьями» (Рим 8,29), т.е. верующими, рождению и воспитанию которых Она помогает материнской любовью». (Катехизис Католической Церкви,
501)
— Знамение того, что
Сын Марии не только человек
В каком смысле девственное зачатие Марией – знамение того, что Иисус Христос истинный Сын Божий?

«Евангельские рассказы воспринимают девственное зачатие как дело Божие, которое превосходит человеческое понимание и все человеческие возможности: «…родившееся в Ней есть от Духа Святого (…) (Мф 1,20)


(Катехизис Католической Церкви, 497).
Так было потому, что Иисус – Сын Божий.

Сын Марии не только человек: Он также истинный Бог. «Отцы Церкви видели в девственном зачатии знамение того, что это воистину Сын Божий пришел в таком же человеческом естестве, как наше. Так, св. Игнатий Антиохийский (нач.
IIв.)
писал: «Вы твердо уверены в отношении Господа нашего, Который воистину есть отрасль Давидова по плоти, Сын Божий по воле и могуществу Божию, воистину рожденный от Девы
(…)». (Катехизис Католической Церкви, 496)
Девственное зачатие Марией является исполнением Божественного обещания, данного через пророка Исаию: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис 7,14; Мф 1,23: ср. Катехизис Католической Церкви, 497)

— Наше новое рождение от Духа Святого

Иисус зачат девственно, от Духа Святого. Это предсказывает новое рождение верующих от Духа, которое осуществляется в таинстве крещения. Об этом новом рождении сказал Спаситель Никодиму: «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух». (Ин 3, 5-6)

«Иисус, Новый Адам, Своим девственным зачатием открывает новое рождение сынов усыновления в Духе Святом верою.»
(Катехизис Католической Церкви, 505)
Благодаря новому рождению мы получаем – не от человека, а всецело от Бога – новую жизнь. «Участие в Божественной жизни идет «не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога» (Ин 1,13)

. Приятие этой жизни девственно, ибо она всецело дана человеку Духом.»
(Катехизис Католической Церкви, 505)
МАРИЯ – МАТЬ ИИСУСА И БОГОРОДИЦА

Почему Марию мы называем Богородицей, хотя Она была только человеком?

— Сын Марии – истинный Бог и человек

Две тысячи лет тому назад «Сын Божий вочеловечился силой Духа Святого и родился от непорочной Девы Марии.» (Папа Иоанн Павел II, Наступающее Третье Тысячелетие, Tertio millennio adveniente
26)
«Всеблагой и всемудрый Бог, желая совершить искупление мира “когда пришла полнота времени…, послал Сына Своего [Единородного], Который родился от Жены, … дабы нам получить усыновление” (Гал 4, 4-5)

, “Который ради нас, людей, и ради спасения нашего сошёл с небес и воплотился от Святого Духа и Девы Марии”.
[Второй Ватиканский Собор, Догматическая Конституция о Церкви (Lumen gentium) 52].
Лука в своем Евангелии описал обстоятельства рождения Иисуса: «В те дна вышло от кесара Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей. И родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли; потому что не было им места в гостинице.

В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк 2,1-14)

— Мария воистину Матерь Божия

Мария – Мать Иисуса, так как Он действительно от Ней рожден. Но в Св. Писании Пресвятая Дева названа не только «Матерью Иисуса» (Ин 2,1; 19,25)

. Св. Елисавета назвала Ее: «Матерью Господа»
(ср. Лк 1,43)
, значит: «Матерью Бога».

Также Церковь называет Марию не только «Матерью Иисуса», но и Божьей Матерью. «Церковь исповедует, что Мария есть воистину Матерь Божия (Феотокос).» (Катехизис Католической Церкви, 495)

. Так как Мария родила Иисуса Христа Богочеловека, мы называем Ее Богородицей, Божьей Матерью, Богоматерью. «Мария воистину есть «Матерь Божия», ибо Она есть Матерь Сына Божия предвечного, вочеловечившегося, Который Сам есть Бог.»
(Катехизис Католической Церкви, 509)
— От Отца рожден прежде всех веков

Божественное Материнство Пресвятой Девы обозначает, что Она Мать Иисуса, который одновременно – человек и истинный Сын Божий. «Действительно, Тот, Кого она зачала как человека от Святого Духа и Кто воистину стал Ее Сыном по плоти, есть не кто иной, как Сын Отца предвечный, второе Лицо Святой Троицы. (Катехизис Католической Церкви, 495)

Сын Божий, наш Спаситель, от Пресвятой Девы получил только свое человеческое тело, подобно тому, как всякий ребенок получает его от своей матери. Хотя Мария Богородица, не Она дала Иисусу Христу Его божественную природу. Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, от Отца рожден прежде всех веков, Бог от Бога, Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного. (Ср. Никео — Константинопольский символ веры)

— Божественная и человеческая природа Христа

Во Христе есть две природы: Божественная и человеческая. Поэтому Он рожден от Отца прежде всех веков по Божеству, а от Марии Девы Матери Божией — по человечеству. (

Ср.
Катехизис Католической Церкви,467)
Мария не потому «Матерь Божия, что Слово Божие приняло от Нее Свою Божественную природу, но потому, что от Нее получило Оно священное тело, наделенное разумной душою (…)»
(Катехизис Католической Церкви, 466)
Нельзя утверждать, что Богородица, по своей природе, равна небесному Отцу. Ведь Он Творец, Мария же – Его пресвятое творение, призванное к необыкновенной задаче божественного Материнства. «Это Материнство является не только единственным и неповторимым в истории рода человеческого достоинством, но также и единственным по своей глубине и мере воздействия участием в Божественном Домостроительстве спасения человека посредством Тайны Искупления» [Папа Иоанн Павел II, Искупитель человека, (Redemptor hominis) 22]

Пресвятая Дева, через дар и служение Богоматеринства, особенно соединена со своим Сыном Искупителем.
(Ср. Второй Ватиканский Собор, Догматическая Конституция о Церкви, “Lumen gentium” 63)
— Одна только есть личность Господа нашего Иисуса Христа

Какая правда о личности Иисуса Христа побуждает Церковь к тому, чтобы Его Мать называть также Божьей Матерью?

Согласно учению Церкви можно Мать Иисуса называть не только «Христородицей», но и «Богородицей», так как в Ее Сыне не было человеческой личности, а только одна – Божественная.

— Несторианское мнение

Церковь отрицает несторианство. Это христологическая ересь названная по имени Константинопольского патриарха Нестория (428-431), который учил, что Деву Марию следует называть не Богородицей, а только «Христородицей, т.к. Она родила не Бога, а только человека Христа, к которому Божество присоединилось впоследствии и обитало в Нем как в храме.» (Христианство, Интернет, адрес: www.teos.org.ru/library/000.htm#nestorianstvo)

По несторианству нет единства личности во Христе и поэтому нельзя называть Его Мать Божьей Матерью. Не таково учение Церкви. Оно подчеркивает единство личности Иисуса Христа и отрицает доктрину Нестория.

«Несторианская ересь видела в Христе человеческую личность, соединенную с Божественной личностью Сына Божия. Перед лицом этой ереси св. Кирилл Александрийский и III Вселенский Собор в Ефесе (431) исповедали, что «Слово, соединив с Собою ипостасно плоть, одушевленную разумной душою, стало человеком». Человеческая природа Христа имеет своим субъектом только лишь Божественное Лицо Сына Божия, Который принял ее и сделал Своею с момента Своего зачатия. Поэтому Ефесский Собор провозгласил в 431 г., что Мария стала воистину Матерью Божией через человеческое зачатие Сына Божия во чреве Ее.» (Катехизис Католической Церкви, 466)

ПРЕСВЯТАЯ ДЕВА – ОБРАЗЕЦ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ

Для кого девственность Пресвятой Богородицы является примером жизни?

— Монашеская жизнь и безбрачие

Пресвятая Лева – образец совершенной жизни для всех верующих. Итак, в Ней могут найти пример жизни все живущие в безбрачии, которые добровольно посвящают самих себя Богу и братьям, чтобы своей молитвой и добрыми делами помогать другим людям и народам. Святая Дева пример для тех верующих, которые своей девственной жизнью – ради спасения людей – хотят приносить в жертву самих себя через Христа Посредника.

В Ней могут найти образец совершенной любви монахи, монахини и священники, которые всю свою жизнь посвятили служению Богу и ближнему, и живут в безбрачии. Пожертвованная Богу девственность – это одна из форм совершенной любви. «Пресвятая Дева Мария, Дочь, избранная Отцом, является взору верующих как совершенный образец любви к Богу и ближнему. (Папа Иоанн Павел II, Наступающее Третье Тысячелетие, Tertio millennio adveniente 54).

— Жизнь в одиночестве для Бога и людей

Мария пример не только для тех, кто сознательно и добровольно, как Она, выбрал девственность и согласился жить в безбрачии. Любви Девы Марии могут подражать женщины и мужчины, которые в силу особых причин не могут вступить на путь супружества и иметь детей, а также вдовы и вдовцы.

«Не все женщины могут создать семью и не все могут пережить счастье материнства. Многие не находят партнера и остаются в одиночестве. Многие по состоянию здоровья не могут вступить в брак. Им остается одиночество. В этой ситуации возникает вопрос: что делать, чтобы не прожить жизнь в пустую, что делать, чтобы и в девственности выполнить призвание женщины, которая была сотворена для любви и без нее не достигнет всей полноты своего сердца?» (Дарья Войчек, Католический Посланшяц, № 12 (96)2000, Интернет, алрес: katp.narod.ru)

— Добрый Проводник и Учитель

Пресвятая Дева, добрый Проводник и Учитель, всем показывает, что надо делать. Она – а также по всей вероятности и Св. Иосиф – добровольно пожертвовала свою девственность Богу, о чем свидетельствует Ее вопрос: «как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лл 1,34)

То же самое надо делать и тем верующим, которые из-за разных жизненных обстоятельств живут в одиночестве. Принося в жертву самих себя – для освящения людей и для их спасения – они будут постоянно совершенствовать свою любовь к Богу и ближнему. Благодаря их духовной жертве многие люди будут спасены. Всем Мария показывает, каким образом преобразовывать одиночество в совершенную любовь.

— Пример для супругов

Почему Девственность Пресвятой Марии – образец также для всех супругов?

Конечно, не все верующие призваны к жизни в безбрачии. Но и для супругов Пресвятая Дева Мария является примером. Она смогла сочетать свою девственность с материнством и жизнью в браке.

Сущностью Ее девственной жизни была всегда совершенная любовь к Богу и к ближним, которой все верующие супруги могут и должны подражать. В духовном смысле Приснодевственность Марии обозначает, что Она всегда была посвящена Богу и всецело принадлежала Ему.

Итак, Пресвятая Дева – образец совершенства для всех верующих, для всей Церкви. Она всем живущим в одиночестве или в браке напоминает, что любовь к Христу-Небесному Жениху, который умер за нас всех на кресте, должна являться чем-то самым важным в жизни каждого человека.

МАРИЯ МАТЬ – ИКОНА ЦЕРКВИ РОЖДАЮЩЕЙ ИИСУСА

Как понимать, что Материнство Пресвятой Девы служит образцом Церкви, призванной к апостольской деятельности?

— Физическое и духовное рождение Христа

Не только девственность Богородицы, но и Ее Материнство является примером жизни для всех супругов и для всех живущих в одиночестве.

Есть не только физическое, но и духовное отцовство и материнство, сущностью которого является рождение Христа в своей души и в сердцах людей.

В том родится и постоянно возрастает сам Христос, Спаситель, кто слушает слово Божье и верует в него, кто причащается, исповедуется. Благодаря вере и любви Марии в Ее души Сын Божий родился духовно, прежде чем Он стал человеком, облекшись в тело и душу в Ее святом чреве.

— Апостольская деятельность – рождение Христа

Мария родила Иисуса Христа, нашего Спасителя. Ее Материнство – совершенный образец духовной и апостольской жизни для всей Церкви. Апостольское служение Церкви — народа Божьего заключается в том, чтобы также порождать Иисуса в человеческих сердцах, что осуществляется через проповедование Евангелия (ср. Еф 3,17)

и совершение таинств
(ср. Рим 6,4)
. Церковь «проповедью и крещением рождает к новой и бессмертной жизни детей, зачатых от Духа Святого и рожденных от Бога.
(Катехизис Католической Церкви, 507)
— Наше призвание к апостольству

Через крещение все мы стали членами Церкви, Тела Христа, и мы участвуем в ее апостольской а также миссионерской деятельности, хотя бы молясь о миссионерах. Каждый из нас в какой-то степени отвечает за то, родится ли Христос в наших братьях, будет ли Он возрастать в них, будут ли они дружить с Ним.

— Ответственность родителей

Особенно христианские родители должны заботиться о том, чтобы Иисус присутствовал и возрастал в сердцах их детей, чтобы они подражали Ему. Поэтому они должны часто рассказывать своим детям Евангелие, события из жизни Христа, говорить им о великой Божьей любви, учить разговаривать с Ним. Пример родителей, их подражание Спасителю и Его Святой Матери, поможет детям жить в единении с Божественным Другом-Иисусом.

Почему полезно посвящение своей жизни Пренепорочному Сердцу Марии?

— Ценность посвящения Марии своей жизни

Пресвятая Дева для всех не только пример совершенной жизни, но и помощь в стремлении к ней. Она укрепляет всех верующих, которые посвятил Ей свою жизнь: супруги, священников, монахов, монахини и всех живущих в одиночестве. В жизненных трудах очень важна встреча с кем-то, кто знает наши трудности. Во всех наших опасностях можно всегда искать помощи Божьей и нашей любящей Матери. Это всегда возможно, так как Она сама входит в контакт с человеком.

Помощь Пресвятой Девы необходима в супружеской и семейной общности. Она важна также для живущих в одиночестве. «Одиночество нелегко не только для женщин, но и для мужчин. Одиночество всегда ставит человека перед пустотой, которую необходимо чем-либо заполнить. Но ни работа, ничто другое не могут этого сделать. Многие в эти моменты переживают глубокие кризисы, стоят над пропастью и даже думают о смерти.» (Дарья Войчек, Католический Посланшяц, № 12 (96)2000, Интернет, алрес: katp.narod.ru)

Пресвятая Богородица заботится о всех. «Кто нашел в Марии друга, тот никогда не узнает одиночества.»
(Там же.)
Она поможет нам всегда, поэтому можно посвятить Ей свою жизнь.

Акт посвящения Пренепорочному Сердцу Марии

О Мать наша и мира Владычица! Как Святая Церковь себя и весь род человеческий Сердцу Твоего Сына и Господа нашего Иисуса Христа предала и посвятила, на Него взирая как на знамение победы и залог спасения, так совокупно и Тебе милосердной, пренепорочному Сердцу Твоему, мы все до окончания дней наших житие предаем и посвящаем – дабы любви Твоей поспешение и предстательство ускорили торжество Царствия Божия, когда все народы, друг с другом и с Богом примирившись, восславят Тебя, благословенную и, к Твоей вечной хвале «Величит душа моя Господа», со всех концов земли присоединятся голоса любви и благодарения согласно славословящие Сердце Христа, единого истины, жизни и мира Подателя. Аминь.

Приснодева Богородица (Часть 1)

Все догматическое учение о Владычице нашей выражено в двух Ее именах: Богородица и Приснодева — theotokos и aeparthenos. Оба имени получили кафолическое признание, оба приняты Вселенской Церковью. О девственном Рождении Спасителя прямо говорит Новый Завет; этот догмат — неотъемлемая часть церковного Предания. «Воплотившийся от Духа Свята и Марии Девы» (или «рожденный от Марии Девы»), — говорится в Символе веры. И это не просто утверждение исторического факта. Это вероучителъное утверждение, исповедание веры. Имя «Приснодева» формально принято на Пятом Вселенском Соборе (553 г.). А «Богородица» — нечто большее, чем имя или хвалебное величание. Это догматическое определение в одном слове. Даже до Эфесского собора (431 г.) имя Богородицы было критерием истинной веры, отличительным знаком Православия. Уже свт. Григорий Богослов предупреждает Клидония: «Кто не исповедует Марию Богородицей, тот чужд Богу» (Epist. 101). Это имя широко употребляют Отцы четвертого и, может быть, даже третьего века, например, Ориген — если верить Сократу Схоластику (Hist. Eccl. VII, 32) и отрывкам, сохранившимся в катенах (In Luc. horn. 6 и 7). Несторий и его сторонники отвергали и порочили уже утвердившуюся традицию. Слово «Богородица» (theotokos) не встречается в Писании — так же, как не встречается там слово «Единосущный» (omoousios). Однако ни в Никее, ни в Эфесе Церковь не вводила какого-то невиданного новшества. «Новые», «небиблейские» слова были избраны именно ради выражения и сохранения древней веры Церкви. Верно, что Третий Вселенский Собор, занятый прежде всего христологией, не выработал специального мариологического учения. И поэтому тем более замечательно, что отличительной чертой, своеобразным паролем православной христологии стало именно мариологическое понятие. «Богородица» — ключевое слово христологии. «В этом имени, — говорит преп. Иоанн Дамаскин, — заключена, вся тайна Воплощения» (De fide orth. Ill, 12; PG 94, 1029). Поудачней формулировке Петавия: «Quem in Trinitatis explicando dogmate omoousiou vox, eumdem hoc in nostro Incamationis usum ac principatum obtinet qeotokos nomen» [Сколь употребительно и первостепенно при изъяснении догмата о Троице слово «Единосущный», столь при нашем изъяснении Воплощения — слово «Богородица»] (De incamatione V, 15). В чем причина такого пристального внимания вполне понятно. Христологическое учение, из которого изъята догма о Матери Христа, не поддается точному и правильному изложению. Все мариологические ошибки и споры нынешних времен коренятся в потере христологической ориентации, открывая острый «христологический конфликт». В «усеченной христологии» нет места Матери Божией. Протестантским богословам нечего сказать о Ней. Однако не замечать Матери — значит не понимать Сына. И обратно, приблизиться к пониманию личности Преблагословенной Девы, начать правильно говорить о Ней можно лишь в христологическом контексте. Мариология — не самостоятельное учение, а лишь глава в трактате о Воплощении. Но, конечно, не случайная глава, не приложение, без которого можно обойтись. Она входит в самую сущность учения. Тайна Воплощения немыслима без Матери Воплощенного. Однако эта христологическая перспектива порой затемняется неумеренным преклонением, духовно нетрезвыми восторгами. Благочестие всегда должно следовать за догматом. Есть мариологический раздел и в учении о Церкви. Но ведь сам догмат о Церкви является «распространенной христологией», учением о «totus Christus, caput et corpus» [всём Христе — Главе и Теле].

Имя «Богородица» подчеркивает, что Рожденный от Марии — не «простой человек», не человеческая личность, а Единородный Сын Божий, Один из Святой Троицы. Это — краеугольный камень христианской веры. Вспомним халкидонскую формулу: «Затем, следуя святым Отцам, мы исповедуем Одного и Того же Сына (ena kai ton auton). Господа нашего Иисуса Христа… прежде всех век рожденным от Отца по Божеству, а в последние дни Его же Самого (ton auton) нас ради и нашего спасения рожденного по человечеству от Марии Девы Богородицы». Итак, ударение ставится на полном тождестве личности: «Того же», «Его же Самого», «unus idemque» [Одного и Того же] у свт. Льва Великого. Здесь мы видим и двоякое происхождение Слова (но не двух сыновей: это — несторианское искажение). Сын только Один: Рожденный от Девы Марии есть в самом полном и точном смысле слова Сын Божий. По словам преп. Иоанна Дамаскина, Святая Дева носила «не простого человека, но Бога истинного», однако Бога «не обнаженного, но воплощенного». Тот же. Кто рожден в вечности от Отца, «в последние дни сии» рождается «без изменения» от Девы (De fide orth. III, 12; PG 94, 1028). Но здесь мы не найдем смешения двух природ. «Второе рождение» и есть Воплощение. Не новая личность появилась на свет от Девы Марии, но Предвечный Сын Божий стал человеком. В этом и заключается тайна Богоматеринства Девы Марии. Материнство, несомненно, личное отношение, отношение между двумя личностями. А Сын Марии — воистину Божественная Личность. Имя Богородицы неизбежно следует из имени Богочеловека. Одно невозможно без другого.

Учение об ипостасном единстве включает в себя и концепцию Богоматеринства. К величайшему сожалению, в наше время тайна Воплощения слишком часто толкуется отвлеченно, словно абстрактная метафизическая проблема или диалектическая головоломка. Богослов, говорящий о Воплощении, с необычной легкостью соскальзывает в лабиринты рассуждений о конечном и бесконечном, о вечном и временном, обозначая этими понятиями лишь логические или метафизические отношения — и, увлекшись диалектикой, забывает о главном. Он забывает, что прежде всего Воплощение — деяние Живого Бога, Его личностное вторжение в тварное бытие, «нисхождение» Божественной Личности, личного Бога. Во многих нынешних попытках изложить веру Предания современным языком чувствуется тонкий, но явственный душок докетизма. Современные богословы так энергично подчеркивают Божественность Воплощенного, что Его земная жизнь уходит куда-то в тень, превращаясь в «Инкогнито Сына Божия». Очевидно, что для этих авторов не существует абсолютного тождества Сына Божия и исторического Христа. Всё Воплощение сводится к символам: Господь Воплотившийся рассматривается как инкарнация какого-либо Божественного принципа или идеи (будь то Гнев Божий или Любовь, Кара или Милость, Суд или Прощение), но не как Живая Личность. Личностный аспект ускользает или намеренно игнорируется, ведь идея — даже идея Любви и Милосердия — не может воспринять человека в сыновство Богу: это возможно только Воплощенному Господу. Что-то реальное и очень важное произошло с человеком и для человека, когда Слово Божие «стало плотию и обитало с нами», или точнее даже «вселися в ны» — по живописному выражению апостола Иоанна (Ин.1:14).

«Но когда пришла полнота времени. Бог послал Сына Своего, Который родился от жены» (Гал.4:4). Так подтверждает Писание ту истину, за которую боролись отцы Церкви в Халкидоне. Но каково точное значение и смысл этих слов: «родился от жены»? Материнство — даже чисто человеческое — не исчерпывается одним фактом физического рождения. Лишь пребывающий в абсолютной слепоте может не замечать его духовного значения. Само рождение устанавливает между матерью и ребенком особую духовную связь. Связь эта уникальна и неповторима: основа ее — привязанность и любовь. Можем ли мы, говоря, что Господь наш «рожден от Девы Марии», забыть об этой любви? В данном вопросе, как и в христологии вообще, непозволителен никакой докетический уклон. Разумеется, Иисус был (и остается) Вечным Богом; однако Он воплотился, и Мария — Его мать в полном смысле слова. Иначе Воплощение было бы ложью. Но это означает, что одно человеческое существо связано с Господом особыми и очень тесными отношениями: говоря прямо, для этого человека Иисус — не только Господь и Спаситель, но и Сын. С другой стороны, Мария была истинной Матерью своего Ребенка, и то, что Она — Мать человека, не менее важно чем то, что Она — Мать Бога. Ребенок Марии был Богом. Однако исключительность ситуации не умалила духовную сторону Ее материнства, так же как Божество Иисуса не мешало Ему быть истинным человеком и испытывать сыновние чувства в ответ на Ее материнскую любовь. И это не бессмысленные рассуждения. Недопустимо вторгаться в священную тайну уникальных, неизреченных отношений Матери и Ее Божественного Сына. Но еще менее допустимо обходить эту тайну совершенным молчанием. Так или иначе, жалким убожеством было бы видеть в Матери Господа лишь физический инструмент для облечения Его плотью. Такой взгляд не только узок и кощунствен — он с самых древних времен формально отвергнут Церковью. Богоматерь — не «канал», по которому появился на свет Господь, но истинная Мать, от Которой Он берет Свою человеческую природу. Преп. Иоанн Дамаскин так и формулирует учение Церкви: Иисус не прошел «как бы через канал» (ws dia swlhnos), но воспринял от Нее (ex auths) единосущную с нами плоть (De fide orth. Ill, 12; PG 94,1028).

Мария «обрела благодать у Бога» (Лк.1:30). Она была избрана послужить тайне Воплощения. Этим предвечным выбором и предназначением Она была в какой-то мере отделена от человечества, выделена из творения. Можно сказать, что Она поставлена превыше всей твари. Она является представительницей рода человеческого, но в то же время превосходит его. В этом Божественном избрании заключено противоречие. Мария выделена из человечества. Еще до Воплощения, как будущая Мать Воплотившегося Господа, Она находится в особых и неповторимых отношениях с Богом, со Святой Троицей, ибо то, что происходит с Ней — не просто историческое событие, но исполнение предвечного решения Божия. В Божественной икономии Спасения у Нее Свое особое место. Через Воплощение человек вновь обретает единство с Богом, разорванное и уничтоженное грехопадением. Освященное человечество Иисуса стало мостом через пучину греха. А человечество дала Ему Дева Мария. Само Воплощение открыло для человечества новый путь, дало начало новому человеку. В Воплощении рожден «Последний Адам» — Человек воистину, но больше, чем просто человек: «Второй человек — Господь с неба» (1Кор.15:47). И Мария, как Мать этого «Второго Человека», непосредственно участвует в таинстве искупительного ново-творения мира. Разумеется, Она входит в число искупленных. Она в первую очередь обретает Спасение. Ее Сын — Ее Искупитель и Спаситель, как и Искупитель всего мира. Однако лишь для Девы Марии Искупитель мира — Ее Сын, Ребенок, которого Она выносила и родила. Иисус рожден «ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога» (Ин.1:13 — этот стих относится и к Воплощению, и к перерождению человека в крещении) — и тем не менее Он в самом прямом смысле «плод чрева» Марии. Его сверхприродное рождение — образ и источник нового бытия, нового, духовного рождения всех верующих, которое есть не что иное, как усыновление Богу — причастие освященному человечеству, «Второму Человеку», «Последнему Адаму». Мать «Второго Человека», несомненно, входит в новую жизнь Своим, особым путем. И не будет слишком смелым сказать, что для Нее Искупление было некоторым образом предвосхищено в самом Воплощении. «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк.1:35). Это истинное «богоявление» в полноте Духа и благодати. «Осенение» — теофаническое выражение и теофанический символ. И Мария поистине благодатна, исполнена благодати — gratia plena. Благовещение для Нее — предвосхищение Пятидесятницы. Непостижимая логика Божественного избрания подталкивает нас к этому смелому сопоставлению. Не можем же мы рассматривать Воплощение лишь как некий метафизический трюк, не оказавший никакого влияния на судьбу людей, так или иначе в нем участвовавших. Бог никогда не использует человека, как мастер свое орудие. Каждый человек — живая личность. Святая Дева не превратилась в «инструмент», когда была «осенена силой Всевышнего». Разумеется, особое положение Святой Девы не Ее личное «достижение», не награда за «заслуги» и не «аванс» в предвидении Ее будущих заслуг и добродетелей. Это свободный дар Божий, в прямом смысле gratia gratis data. Этот выбор предвечен и абсолютен, хотя и не безусловен — он обусловлен тайной Воплощения. Мария занимает особое место в мироздании не просто как Дева, но как Девоматерь, будущая Мать Господа. Ее роль в Воплощении двойственна. С одной стороны, Она обеспечивает непрерывность человеческого рода. Ее Сын по Своему «второму рождению» — Сын Давидов, Сын Авраама и всех «праотцев» (это подчеркнуто в обоих вариантах родословия). По словам сщмч. Иринея Лионского, Иисус «возглавил Собой длинный список человечества» (Adv. haeres. III, 18, 1: «longam hominum expositionem in se ipso recapitulavit»), «собрал в Себе все народы, распространившиеся от Адама» (III, 22, 3) и «воспринял в Себя древнее создание» (IV, 23,4). Но, с другой стороны, Он «показал новое рождение» (V, 1, 3). Он стал Новым Адамом. В непрерывности рода человеческого произошел резкий разрыв, истинный переворот самой сути бытия. И начинается этот переворот с самого Воплощения, с Рождества «Второго Человека». Сщмч. Ириней говорит об обращении назад — от Марии к Еве (III, 22, 4). Как Матерь Нового Человека, Мария предвосхищает всеобщее обновление. Конечно, Иисус Христос — единственный Господь и Спаситель. Но Мария — Его Мать. Она — «Звезда, являющая Солнце» (asthr emjainwn ton Hlion), предвещающая восход «Солнца Спасения». Она — «заря таинственного дня», augh mustikhs hmeras (оба выражения — из Акафиста Пресвятой Богородице). И даже Рождество Самой Богородицы в какой-то мере принадлежит к тайне спасения. «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш» (тропарь праздника Рождества Богородицы).

Христианская мысль всегда движется в пространстве не обобщенных идей, но личностей. Для Нее тайна Воплощения является тайной Матери и Сына. Материнство Богородицы — страж евангельской конкретности, от лица которого бежит всякий докетизм. На традиционной восточной иконе Богородицы мы всегда видим Деву с Младенцем: это икона Воплощения. И, разумеется, никакая икона, никакой образ Воплощения невозможен без Богоматери.

https://www.portal-slovo.ru/rus/theology/6236/11360/$print_text/?part=1

Святые о приснодевстве Богородицы: подборка цитат

«…О Нерастленной и Неискусобрачной невозможно в собственном смысле употребить слово «зачатие», потому что именования девство и плотское зачатие не соединимы в Одной и Той же. Но как Сын дан нам без отца, так и Отроча рождается без плотского зачатия. Дева как не познала, каким образом в теле Ее составилось богоприемное тело, так не ощутила рождения, потому что, по свидетельству пророчества, без болезней рождения было у Нее рождение. Исаия говорит: прежде неже приити труду, чревоболения избеже, и породи мужеск пол».

Святитель Григорий Нисский

  1. «Если бы Ты (Богородица) познала мужа, то не удостоилась бы послужить этому делу (Боговоплощения)… не потому, что брак был зло, но потому, что девство лучше; а пришествию Господа следовало быть торжественнее нашего, потому 410 оно — царское, царь же входит путем торжественнейшим. Ему надлежало и приобщиться рождению, и отличаться от нашего. Потому и устрояется то и другое: родиться из чрева — это общее с нами, а родиться без брака — это выше того, что бывает с нами; быть зачатым и носимым во чреве — это свойственно человеческой природе; а произойти зачатию без совокупления — это превосходнее человеческой природы».
  2. «…Дева <�т. е. Ева> изгнала нас из рая, чрез Деву <�Богородицу> мы обрели вечную жизнь; чем осуждены, тем и увенчаны».
  3. «(Христос) вышел из утробы, и утроба осталась девственной, потому что Тот, Кто без семени устроил Себе в Деве одушевленный храм, Сам и сохранил, как Бог, утробу целою».
  4. «…Дух Святый в чистом зеркале, в непорочном теле Девы засиял, образовал совершенного Человека не по закону природы, не во времени, не из человеческого семени, но одним видом, духовною и святою силою подвигнул Деву к рождению, неизъяснимо исткав в Ней зародыш, как бы какую ткань, для спасения людей».

Святитель Иоанн Златоуст

«Еллины признавали, что матерь их богов, даже самых верховных, и зачинала и рождала вследствие похотения и несказанной страсти, потому что, как матерь таких богов, не оставила неизведанным и неприведенным в действие ни одного вида похотливости. О Той же, о Которой мы исповедуем, что соделалась Матерью воплотившегося Бога нашего, все поколения человеческие по самой истине признали, что единократно прияла Она единое зачатие без семени и посредствующего ему растления.

Если же не веришь сказанному, то во всей истине уразумеешь из силы Рожденного; потому что слепым даровал Он прозрение, прокаженных очищал от язвы и болезни, немым, косноязычным и глухим сообщал способность ясно слышать и говорить, ходил по хребту морскому, укрощал надмение волн и стремительные приражения ветров, единым словом изгонял полчища и дружины демонов, многих мертвецов словом также призвал снова к жизни.

Сии-то знамения Его Божества передали нам самовидцы оных, которые свидетельство свое в такой мере соблюли непричастным лести и угодливости, что описали и служившее к Его уничижению: гонения, поругания, метания камнями, заплевания, биения по ланитам, заушения, крест, гвозди и смерть. За сею-то смертью последовало вскоре Воскресение, которое указует, что пострадавший есть воплощенный Бог, и вместе проповедует, что рождшая есть Матерь воплотившегося Бога, если только подобные вещи по необходимости приемлют и подобные наименования»

Преподобный Исидор Пелусиот

«Зачатие Спасителя во плоти Девы было совершенно нелюбосластно, непорочно, нескверно, неукоризненно, чисто и нерастленно».

Преподобный Нил Синайский

«От Пренепорочной Матери Своей Он (Господь) заимствовал пречистую плоть, а Ей даровал Божество вместо плоти, которую Она дала Ему. О предивный и пречудный обмен!».

Преподобный Симеон Новый Богослов

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]