Господь Иисус сказал: «Когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:23-24). Господь требует, чтобы мы поклонялись Богу в духе и истине, ибо только так мы можем обрести Его одобрение. Но что именно подразумевает поклонение Богу в духе и истине? Некоторые братья и сестры верят, что усердная молитва и чтение Библии каждый день — это поклонение Богу, другие верят, что посещение собраний вовремя и посещение церкви каждую неделю — это поклонение Богу. Третьи верят, что труд, работа, жертва и посвящение себя Господу — это поклонение Богу и так далее. Есть много способов практиковать поклонение Богу, но поклоняемся ли мы Ему в духе и истине? Одобряет ли Бог такую практику? Давайте побеседуем об этом.
Практикуем ли мы истину или придерживаемся правил и ритуалов?
Хотя мы можем молиться, читать Библию и петь гимны каждый день, ходить в церковь, славить Господа и слушать проповеди каждую неделю с того момента, как мы начинаем верить в Господа, входят ли такие внешние практики в поклонение Богу в духе и истине? Мы можем вспомнить, что когда женщина-самарянка спросила Господа Иисус, где она должна поклоняться Богу, Господь Иисус ответил ей: «Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:21, 23-24). Господь Иисус ясно рассказал людям о Божьей воле и требованиях: неважно, где человек поклоняется Богу, человек не должен соблюдать какое-то правило или церемонию, он должен поклоняться Богу в духе и истине. Это также наш принцип практики для поклонения Богу. Но чаще всего мы устремляем наши усилия на внешние практики. Мы стараемся молиться чуть дольше, говорить чуть больше. Мы читаем стихи в Библии снова и снова, пытаясь запомнить их. Мы посещаем церковь в любую погоду, в ветер и дождь, в жару и стужу, мы организуем различные мероприятия, ставим различные представления, чтобы славить Господа, мы всегда участвуем с позитивным отношением и так далее. Снаружи кажется, что мы тратим так много усилий и платим высокую цену, чтобы славить Господа, что мы много страдаем, но сколько раз мы рассказываем о том, что в нашем сердце, когда мы молимся Богу? Сколько раз во время чтения Библии, пения гимнов или посещения церкви и слушания проповедей мы прикладываем усилия, чтобы быть ближе к Богу и размышлять над словами Господа? Как часто, когда мы поклоняемся Господу, мы ищем волю Господа и понимания Его слов? Некоторые братья и сестры практиковали таким образом много лет, но они все равно не понимают истину, не имеют познания Господа, и когда с ними что-то происходит, они все равно часто грешат и живут в рабстве и узах греха. В этом мы сталкиваемся с серьезной проблемой, состоящей в том, что большую часть времени мы проводим в молитве, чтении Библии, хождении в церковь и слушании проповедей, мы просто исполняем пустые действия. Мы по-настоящему не поклоняемся Богу в духе и истине, мы не практикуем истину, чтобы угодить Богу. Как бы хорошо мы ни соблюдали эти внешние практики, Бог не одобряет это.
Итак, как мы можем поклоняться Богу в духе и истине, когда мы молимся или читаем Библию? Давайте прочитаем отрывок из Божьих слов вместе. Божьи слова говорят: «Смысл настоящей духовной жизни заключается в том, чтобы проводить свою жизнь перед Богом. Когда вы молитесь, то можете успокоить свое сердце перед Богом, и через молитву искать просветления Святого Духа, знать Божьи слова и понимать Божью волю. Когда человек ест и пьет слова Божьи, для него становится более понятным и прозрачным все то, что Бог хочет сделать в текущий момент, он может обрести новый путь практики и не придерживаться старого, чтобы все то, что человек практикует, служило цели достижения прогресса в жизни. Так же, как и смысл молитвы заключается не в том, чтобы сказать несколько приятных слов или выплакаться перед Богом, создавая видимость признательности, но скорее для того, чтобы упражнять свой дух, чтобы усмирить свое сердце пред Богом, искать во всем водительства, чтобы сердце стало таким сердцем, которое ежедневно влечет новый свет, и чтобы вы не были пассивны или ленивы, и могли встать на верный путь претворения в жизнь Божьих слов» («О нормальной духовной жизни»).
Божьи слова показывают нам путь практики. Когда мы молимся, мы должны быть внимательными, чтобы обращаться к Богу от сердца, говорить искренне, доверять Богу наши практические трудности и реальное состояние. И когда мы читаем Библию, поем гимны, ходим в церковь и слушаем проповеди, наши сердца должны всегда быть устремлены к поиску истины, поиску просвещения и озарения Святым Духом, размышления над Божьими словами, чтобы мы могли понять Божью волю через Его слова, познать Бога, иметь путь практики и вхождения. Только это означает поклонение Богу в духе и истине. Если мы часто практикуем это, мы испытаем постоянный рост в жизни.
В Духе
Выражение «дух» обозначает здесь противоположность плоти и всему, что имеет плотской, ограничивающий свободу духа, характер. У иудеев и у самарян было представление, что успешность молитвы зависит от внешних условий, главным же образом, от места, где совершается богослужение.
Слово дух здесь с маленькой буквы. Иисус говорит здесь не о Духе Святом, но о духе, который внутри нас.
Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. (1Фесс.5:23)
Скорее всего мы интуитивно понимаем, что значит дух. Иногда мы используем выражение «духа не хватает». Имея ввиду смелость, некую внутреннюю силу, мотив, побуждение.
Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. (Ин 14:26)
παράκλητος
Параклетос — утешитель, ходатай, защитник. Но это слово также имеет и другое значение. Побудитель, призыватель, ободритель. То, что дает нам внутренний стимул, желание, расположение сердца, мечту.
Говоря об истинном поклонении в духе Иисус не отрицает богослужение, внешние его проявления, как некоторые ошибочно могут считать. Он лишь говорит об узком взгляде на поклонение Богу, что оно должно совершаться в конкретном месте, предполагая конкретный ритуал и так далее. Иисус говорит о нашем внутреннем состоянии, расположении сердца, внутреннем побуждении служить Богу.
Например, Иисус осуждает многословие в молитве. В нагорной проповеди Он говорит: не молитесь как язычники, которые повторяют одно и то же, и думают, чем больше слов произнесут, тем эффективнее молитва.
С другой стороны, Иисус сам внешне проявляет свое поклонение и благоговение перед Богом. Он возводит очи к небу во время молитвы, Он преклоняет колени во время молитвы в Гефсимании.
Если мы посмотрим призывы Иисуса, они все касались не того, чтобы разрушить внешнее поклонение людей, но вложить дух в те вещи, которые они исполняли. Не просто не убивать, но даже не допускать плохого слова или мысли о другом человеке. Не просто не изменять друг, но даже не позволять себе таких мыслей внутри.
Прославление от всего сердца. Служение с мечтой. Ревность о царстве. Это эмоциональное переживание. Наши чувства подключаются. Наш дух откликается на образ и голос Бога.
Получается, что-то может отвлекать нас от поклонения.
Умоляю, пойте — это приятно Богу!
Умоляю, не опаздывайте!
Умоляю, не пейте кофе во время песен!
Вдумчивость — молиться Духом, молиться разумом. Мф 6:7 языческое многословие. Есть песни, которые мы перестали петь, потому что, если 50 раз произнес слова, то уже ты не думаешь о смысле, а автоматически поешь.
Когда молишься в течение многих лет, есть постоянные фразы. Постарайтесь в молитве искать новые слова, это оживит ваши отношения с Богом.
Давайте будем поклоняться Богу в духе. Это то, что делал наш Господь, и то, что приятно Богу!
Молитва
Один из самых распространенных способов — молитва. Поклонения богу производятся в форме многократного повторения одного и того же священного текста. Молитва — это очень важная часть жизни верующего человека. С ее помощью он может напрямую обращаться к Создателю, считают православные христиане.
Молитвы совершаются не только по праздникам или когда человеку срочно необходима помощь. Молитвы также бывают общественные, которые регулярно произносятся на общем собрании паствы или по религиозным праздникам.
Так, в православной традиции регулярные молитвы часто совершаются без всеобщего богослужения. При этом они признаются коллективными молитвами.
Внешнее поведение
Стоит отметить, что внешнее поведение в вопросах поклонения не играет практически никакой роли. В христианстве не важно, в какой позе находится человек, когда молится или обращается в всевышнему. Он может сидеть, стоять, лежать. Никакого строгого порядка.
Есть определенные правила при посещении храма. Но они легко выполнимы. Так, девушка при входе в христианское святилище должна покрыть голову платком или любым другим головным убором. Мужчина же, наоборот, перед порогом собора обязан снять шапку.
При этом никаких требований к человеку, который решил помолиться и обратиться к богу у себя дома, нет вовсе.
Самые крупные церкви
Для поклонения богу практически во всех религиях во все времена стремились выстроить самые красивые высокие и величественные культовые сооружения. Христианство в этом смысле не стало исключением.
Сразу несколько зданий, появившихся за период существования православия и католичества, претендуют на звание самых крупных. Но если мы обратимся к книге рекордов Гиннесса, то встретим два самых величественных. Причем интересно, что оба находятся в Африке, где миссионеры активно насаждали христианство не так уж и давно. Теперь большинство жителей этого континента — христиане.
Один из них — этот католическая церковь Нотр-Дам-де-ла-Пэ. Она считается самой большой в мире по площади. Ее территория занимает 30 тысяч квадратных метров. Храм расположен в Ямусукро. Это столица государства Кот-д’Ивуар.
Второй — это евангелистская церковь пятидесятников, которая находится в нигерийском Лагосе. В ней одновременно могут поместиться 50 000 человек. И это рекорд. Более того, в соседнем нигерийском городе сейчас строится еще одна подобная церковь. Она, возможно, станет еще масштабнее и вместительнее и пополнит список самых величественных сооружений для поклонения богу.
Храм
Местом поклонения богам в древности было капище. В широком понятии этого слова, это языческий храм. Это культовое место для язычников, в котором были установлены идолы, которым поклонялись.
При этом если про западные языческие храмы информация присутствует, то никаких данных о том, что языческие храмы были у восточных славян, нет. Это могло быть священное место, а не конкретное строение.
Непосредственно в само капище вход был разрешен только жрецу и его приближенным, соратникам, которые помогают провести священный обряд. Место поклонения языческим богам часто было священным.
В современной России большинство православных христиан отправляются в храм, чтобы там совершить обряд поклонения богу. Храм — это культовое сооружение, которое специально предназначено для того, чтобы проводить религиозные обряды и богослужения.
Как правило, в архитектурной символике храма, а также во внутреннем убранстве можно проследить представление верующих о том, как появился мир. В прежние времена, в первую очередь в Средние века, храм был еще и важным общественным местом. Это часто была единственная площадка не под открытым небом, на которой могло собраться большое количество людей для решения своих насущных вопросов.
В тоже время храмы носили мемориальный характер, а в некоторых странах были убежищем. Ни полицейские, ни военные не могли войти в святое здание без особого разрешения настоятеля. Поэтому в стенах храма часто удавалось подолгу скрываться политическим оппонентам действующей на тот момент власти или несправедливо обвиненным в преступлениях гражданам.
В православной традиции главным святилищем является церковь. В нем присутствует алтарь, входить в который может лишь ограниченное число лиц. Этот статус здания имеется как у католиков, так и у христиан. У алтаря совершается такое священнодействие, как евхаристия. Это освящение особым образом хлеба и вина. В католическом и православном мировоззрении таким образом верующие приобщаются к телу Христа (хлебу) и его крови (вину).
А вот в протестантстве такого трепетного отношения к данному обряду нет. Поэтому храм у них часто выступает в роли места для общего собрания и молитвы, но никак не священнодействия. Некоторые современные протестанты вовсе отказываются от храмов, предпочитая арендовать небольшие помещения для собраний и молитв, называя их молитвенными домами. По их убеждениям, именно так и вели себя первые христиане, с которых стоит брать пример современным поколениям верующих.
Покаянные молитвы
Классический пример покаянной молитвы — 50-й псалом из Нового Завета. Также к этой разновидности относят молитву мытаря (это древний сборщик податей и налогов), молитвы, которые читают после исповеди для отпущения грехов, либо известный Великий покаянный канон Андрея Критского.
Просительные и ходатайственные молитвы принципиально отличаются одна от другой. Если в первом случае верующий просит непосредственно за себя, то во второй просит за другого человека. Обычно, своего родственника или знакомого.
Виды молитвы
Молитвы можно разделить на несколько разновидностей, которые хорошо заметны даже маловерующему человеку.
Одни из самых распространенных молитв — хвалебные. Также встречаются благодарственные (когда то, о чем человек просил в церкви, сбылось), покаянные, когда верующему необходимо получить отпущение грехов или вымолить прощение за свой поступок. А также просительные и ходатайственные. Когда бога просят о здоровье и долголетии или обращаются с конкретной просьбой.
Христианское поклонение
Стоит отметить, что поклонение богу весьма распространено в нашей стране, где большинство верующих жителей исповедуют христианство. Само слово «поклонение» пришло к нам из греческого языка. Оно активно используется на страницах Ветхого Завета. Особенно, в значении «падать или склоняться перед кем-либо или чем-либо».
Поклонение богу, в широком смысле этого понятия, — это выражение человеком своих внутренних чувств, духовного состояния. Это чисто индивидуальное действие, которое христианин может выполнять в любом месте. Ему для этого даже не обязательно ходить в храм.
Но при этом существуют и обязательные для верующих людей формы поклонения богу во время церковных праздников. Тогда необходимо собираться всем вместе в храме, молиться и просить всевышнего о помощи.
Но даже во время церковных праздников во главе угла стоит индивидуальная хвала и поклонение богу. В конечном счете, каждый самостоятельно молится и обращается к богу.