Борисоглебский монастырь, Ярославская область: описание

Всего в 18 км от Ростова расположен поражающий воображение Борисоглебский монастырь. Он отлично сохранился, особенно если учитывать его преклонный возраст. Массивные стены обители вызывают некоторое недоумение: неужели монахам необходима такая надежная защита от мирских сует? Борисоглебский монастырь Ярославской области — это настоящая крепость со своими башнями, воротами и бойницами. Ведь смутное время, в которое он воздвигался, было омрачено татарскими набегами, княжескими междоусобицами, польскими вторжениями.

Возникновение монастыря


Монастырь основан во времена Дмитрия Донского в 1363 году новгородскими иноками Федором и Павлом. Благословение на его возведение дал сам Сергий Радонежский. Небольшую деревянную обитель построили на холме, вблизи небольшой реки Устье. Святыми покровителями для будущего храма были выбраны благоверные князья Борис и Глеб, широко почитавшиеся на Руси в то время. Территория его была обнесена укрепленными стенами, а внутри построены церковные здания. Новый Борисоглебский монастырь в Ярославской области быстро обрел добрую славу, в него потянулись паломники. Василий II Темный, великий московский князь, нашел здесь убежище, а позже крестил здесь своего сына, будущего наследника русского престола, Ивана III. А легендарный Пересвет в этих стенах принял свой постриг. Самая яркая страница обители – это житие преподобного Иринарха. Родился он в 1547 году в соседнем селе Кондаково. До 30 лет жил в миру, носил имя Илия, а затем пришел в Ростовскую Борисоглебскую обитель.

Архитектурные памятники Ростовского Борисоглебского монастыря

Самые первые каменные постройки на территории обители появились в XVI веке. Сделанный из камня Борисоглебский собор был заложен в 1522 году по указу царя Василия III там, где до него стоял одноименный деревянный храм. Заслуги в возведении красивого собора приписывают известному в те времена зодчему Григорию Борисову, который двумя годами позже участвовал в строительстве на монастырской территории Благовещенского храма. У стены Борисоглебского храма расположена гробница, в которой покоятся основавшие обитель Павел и Федор.

Этот собор много раз перестраивали. Как и во многих православных храмах, со временем его подзакомарную кровлю заменили на современную четырехскатную. Такое покрытие было более дешевым и практичным, но не в лучшую сторону меняло внешний облик церковного здания. Во время проведенной в 1925 году реконструкции Борисоглебского собора были найдены свидетельства того, что когда-то его даже делали пятиглавым.

Каменную Благовещенскую церковь также построили в XVI веке, как трапезный храм на месте, где до нее стояла деревянная церковь. Век спустя ее также подвергли большим переделкам.

Кроме того, на территории сохранился каменный двухэтажный настоятельский корпус, возведенный в XVI веке, Это было большой редкостью и говорило о богатстве обители. Так как в других местах в те времена монастырские постройки делали только из дерева. С севера от настоятельских покоев стоит одноэтажный корпус для братии, в котором жили монахи и послушники.

Внутренний двор Ростовского Борисоглебского монастыря

Кирпичной стеной обитель обнесли во времена правления царя Ивана Грозного. В начале XVII века, в Смутные времена, именно эта оборонительная линия встречала подошедшее польско-литовское войско. А вот об исходе противостояния у историков существуют различные версии. Одни считают, что монастырь покорили и разграбили, другие – что поляки вынуждены были отступить. Существует также предание, что преподобному Иринарху удалось убедить поляков, возглавляемых гетманом Сапегой, не трогать обитель. Достоверно известно лишь то, что после нашествия монастырские укрепления перестраивали.

Очень выразительной делают обитель не только оборонительные стены с мощными башнями, но и величественные надвратные храмы – Сергиевский (1679 г.) и Сретенский. Поднявшись на монастырские укрепления, получаешь прекрасный обзор всей территории и окружающей обитель местности.

Иринарх Затворник


В Борисоглебском монастыре Ярославской области он принял постриг и стал зваться Иринарх. Здесь в горячей молитве он озарился знамением жить для Бога, а через некоторое время получил благословение на свой подвиг – добровольный затвор. В тесной келье, скованный цепями и оковами, обвешанный крестами и укрощающий плоть железной палкой, он усердно трудился во славу Господа. Иринарх провел в «заточении», непрерывно молясь о спасении, 38 лет. Обладал он даром предвидения и особенным бесстрашием: царю Василию Шуйскому он предсказал нападение поляков на Русь, а Сапеге, польскому гетману, скорую погибель, коли тот не уберется с земли русской. Предводителям народного ополчения, Минину и Пожарскому, он послал благословение на сражение и один из своих крестов. Духовный подвиг Иринарха был оценен современниками, его терпению «дивились ангелы», а страдания изумляли всю Русь. К нему отовсюду шли за благословением, исцелением, чудом. Посмертно Иринарх Затворник был канонизирован и возведен в ранг почитаемых святых.

Каменное строительство


После полной обветшалости деревянных строений Борисоглебский мужской монастырь Ярославской области с 1522 года начинает «одеваться» в камень. Организовал переустройство святой обители Ростовский зодчий Григорий Борисов. В XVII веке масштабное строительство проходило по указанию митрополита Ростовского Иона Сысоевича. Были перестроены все существующие здания, возведены новые. Монастырь превратился в мощную крепость, защищавшую западную границу Руси. Стены его уникальны: их продолжительность больше 1 км, толщина до 3 м, высота 10-12 м; приспособлены они и под ведение боевых действий, и под проведение крестных ходов. По периметру построено 14 башен. Самая высокая из них расположена с северо-востока, в высоту она достигает 38 м. В ограде находятся 2 ворот: северные и южные. Над северными в XVI-XVII веках была воздвигнута Сретенская надвратная церковь, отличающаяся легкостью, нарядностью и красотой. Над южными в 1679 году построена Сергиевская надвратная церковь, получившая свое название в честь Сергия Радонежского. Самая древняя постройка относится к 1526 году — это здание Борисоглебского собора. Именно здесь покоятся святые мощи преподобного Иринарха, иноков-основателей Федора и Павла.
Московские князья высоко ценили Борисоглебскую обитель и почитали ее за «домашнюю». В XVIII веке монастырь стал центром местных слобод, здесь активно развивались ремесленные промыслы, проводились пышные ярмарки. В конце века Екатерина II передала значительную часть монастырских земель своему фавориту, графу Орлову. В то время большинство ценностей обители было разворовано и распродано. Но к началу XX века монастырь обрел устойчивое положение, он был почитаем и начальством, и паломниками.

Святыни[править]

Сохранилась келья преподобного Иринарха и вериги святого. Его мощи почивают под спудом. В Благовещенском соборе хранится деревянный крест преподобного Сергия Радонежского как благословение основателям монастыря. Сами основатели прпп. Феодор и Павел погребены в северном углу Борисоглебского собора.

  • мощи прпп. Павла и Феодора Ростовских (Борисоглебских)
  • мощи прп. Иринарха Ростовского
  • вериги мощи прп. Иринарха Ростовского

Советское время

Приход советской власти был ознаменован всеобщим гонением церкви, религии. Несмотря на то что в 1924 году Борисоглебский монастырь Ярославской области упразднили, богослужения в нем продолжались до 1928 года. Монастырская звонница чудом избежала уничтожения, некоторые ценности успели переправить в Ростовский кремль и Третьяковскую галерею. И все же большая часть священных реликвий была безвозвратно утрачена. Какие только «интерпретации» не претерпела Борисоглебская обитель! С 1930 года здесь размещалось общежитие милиции и почтовое отделение, сберкасса и склады зерна, гаражи райпотребсоюза и электростанция, было налажено производство кондитерских и колбасных изделий. С 1970 года монастырь становится филиалом архитектурно-художественного Ростовского музея-заповедника.

Наши дни


Борисоглебский монастырь Ярославской области, по описанию древних письменных источников, сохраняет свой внешний вид с конца XVII столетия. В 1989 году он начал действовать как приходской храм. Богослужения в нем восстановились в 1990 году, а в 1994 году он полностью возродился. Сегодня действующий мужской монастырь делит свою территорию, храмы и постройки с музеем. С 2015 года обитель была целиком предоставлена в управление православной церкви. Комплекс включает в себя несколько монастырских зданий, носящих звание памятников архитектуры, отлично сохранившихся, но, к сожалению, очень медленно реставрирующихся. Отсюда многочисленные отзывы посетителей территории монастыря об атмосферности, некоторой запущенности и обветшалости этого святого места.

Удивительная находка

Архитектор Александр Рыбников – личность в Борисоглебском известная. С конца 80-х годов он проводил на территории обители реставрационные работы. И когда в 90-е годы прошлого столетия группа реставраторов случайно провалилась в неопределенного вида полость, был случайно раскрыт внутристенный проход. Вход в него закрывало перекрытие XVIII века, а когда его вскрыли, всеобщему вниманию открылся свод XVI века, прекрасно сохранившийся до наших дней. Под ним располагались ниши, в которые были аккуратно уложены фрагменты старинных фресок. Рыбников называет свою работу и испытанием Божьим, и радостью, но тот случай в его практике и по сей день вызывает у него восторг.

Настоятели

  • Авраамий (Флоринский) (1773-1775)
  • Ириней (Клементьевский) (25 декабря 1784 — 30 июня 1788)
  • Арсений (Тодорский) (30 июня 1788 — 22 мая 1792)
  • Евгений (Романов) (1794 — 1795)
  • Анатолий (Ставицкий) (1802 — 1 ноября 1808) [1]
  • Феофан (Александров) (1814 — 1816)
  • Неофит (Докучаев-Платонов) (25 сентября 1816 — 6 февраля 1820)
  • Павел (Морев-Павлов) (май 1821 — 21 мая 1823)
  • Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) (1852 — 1858) [2]
  • Даниил (Сивиллов) (9 августа 1863 — 1871)
  • Иоанн (Титов) (упомин. 2013)

Экскурсии по территории монастыря


Экскурсовод Борисоглебского монастыря Ярославской области Наталья Шеина в 2016 году победила в номинации «Лучший экскурсовод». Команда профессионалов собрала богатейшие материалы о Борисоглебских иеромонахах, прошлом и настоящем святой обители. Экскурсию по территории можно заказать в церковной лавке, находящейся у входа. Заранее уточняйте, входит ли в нее посещение храмов, так как иногда они закрыты для туристов.
В музее «Ростовский кремль», который делит территорию с монашеской братией, можно увидеть фото Борисоглебского монастыря Ярославской области в разные годы его существования, ознакомиться с его историей, узнать о быте послушников. Информация представлена в интересных и познавательных презентациях.

Важная информация: во время Крестного хода доступ на территорию монастыря ограничен, храмы закрыты. Отнеситесь к этому с уважением.

Литература

  • Память преподобных Феодора и Павла Ростовских, основателей Борисоглебского монастыря // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. II: Октябрь, День 22. — С. 508.
  • Букатина Ю. Е., Спрингис Е. Э.
    Борисоглебский на Устье мужской монастырь // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2003. — Т. VI : «Бондаренко — Варфоломей Эдесский». — С. 67—70. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
  • Данилова Л.
    «На сем месте начинались победы». Борисоглебский, что на Устье, мужской монастырь // Журнал Московской Патриархии. — 2007. — № 9. — С. 72—91.
  • Мельник А. Г.
    Интерьер Предтеченской церкви Ростовского Борисоглебского монастыря // Монастыри в жизни России. — Калуга; Боровск, 1997. — С. 145—149, 277—278.
  • Мельник А. Г.
    О звоннице Борисоглебского монастыря // Сообщения Ростовского музея. Вып. 7. Колокола и колокольни Ростова Великого. — Ярославль, 1995. — С. 215—226.,
  • Мельник А. Г.
    Фреска над гробницей преподобных Феодора и Павла в соборе Ростовского Борисоглебского монастыря // От Средневековья к Новому времени: Сб. ст. в честь Ольги Андреевны Белобровой. — М., 2006. — С. 360—364. — ISBN 5-85759-390-5.
  • Мельник А. Г.
    Церковь Сергия Радонежского Ростовского Борисоглебского монастыря // XV Золотаревские чтения. Материалы научной конференции. — Рыбинск, 2014. — С. 74—81. — ISBN 978-5-905293-03-0.
  • Мельник Л. Ю.
    История колоколов Борисоглебского монастыря // Сообщения Ростовского музея. Вып. 7. Колокола и колокольни Ростова Великого. — Ярославль, 1995. — С. 227—238.
  • Мельник Л. Ю.
    К истории Борисоглебского музея // Сообщения Ростовского музея. Вып. 1. — Ростов, 1991. — С. 120—131.

Богослужения в Борисоглебском соборе

Первой заботой братии стало восстановление в возрожденном монастыре святого источника. Благодаря помощи жителей Борисоглебского поселка и Ивановского села колодчик и купальня были построены в течение летних каникул. Слава о его целительной силе широко распространена, поэтому здесь многолюдно в любое время года. Затем восстановили келью великого святого Борисоглебского затворника Иринарха. А в 1997 году совершили 1-ый Иринарховский крестный ход, который стал ежегодной традицией. Ход продолжается 5 дней и имеет официальный сайт, на котором размещается информация о времени и месте проведения мероприятий. Более 10 лет в монастыре подвизаются иеродиакон, 3 иеромонаха, 2 монаха и 3 послушника. Они возродили святую традицию по воскресеньям, после Божественной литургии, обходить монастырские стены крестным ходом. От Пасхи и до Покрова обходят стены монастырская братия и прихожане, паломники и местные жители. У раки преподобного Иринарха служится молебен с Акафистом.

Расписание богослужений в Борисоглебском мужском монастыре Ярославской области схематично представлено в таблице.

День неделиНачало богослуженияКонец богослужения
Будни7.3019.00
Выходные и праздничные дни8.0021.00-21.30

Расписание богослужений

Борисоглебскую пустынь посещают с 7:00 до 20:00, с разрешения настоятеля туристы могут фотографировать процесс богослужений и внутреннее убранство церквей.

Богослужения совершаются в будни с 7:30 до 19:00, а во время торжеств — с 8:00 до 21:00.


Богослужение в Ростовском Борисоглебском монастыре

Сегодня в обители живут десять монахов под руководством одного игумена. Они служат в храмах, а также занимаются огородом и пасекой. Здесь также работает церковная лавка и музей, где расскажут о многовековой истории комплекса.

Возрождение одноголосного пения

В Ростов Великий люди приезжают, чтобы приложиться к чудотворным иконам, поклониться святым мощам, ощутить благодатную силу живоносных источников и животворящего креста. А с недавних пор появилась возможность насладиться и особенным церковным пением под названием «Большой роспев». Его длинная история начинается с имени митрополита ростовского Варлаама Рогова, который в 1587 году возглавил Ростовскую кафедру, переименованную впоследствии в Метрополию.

По словам исследователя древнерусской музыки Н.П. Парфентьева, Варлаамовские крестные стихиры отличаются множеством пространных внутрислоговых мелодичных оборотов. С XVII века в Ростове, а затем и по всей России распространяется партесное пение. До начала XX века певческая церковная практика представляла собой весьма разнообразную картину, и по репертуару, и по силе исполнения.

В послереволюционный период, когда большинство храмов и монастырей были упразднены, стало практиковаться простое обиходное пение. С 1990-х годов, благодаря стараниям Б.П. Кутузова, при богослужениях возрождается знаменное пение. Летом 1997 года в святой обители появился новый насельник, ученик Кутузова, будущий отец Борисоглебского монастыря Ярославской области Сергий Швыдков.

Его силами постепенно было восстановлено «одноголосие», о котором он отзывается как о ларце с драгоценными камнями, когда попевки, наделенные своим цветом, складываются в палитру, цветную мозаику. Некоторые службы в монастыре целиком исполняются в технике «Большого роспева». Иеромонах Сергий вместе с последователями В.П. Кутузова поводят концерты, популяризируя знаменитый распев. Для этого был организован хор, школа для мальчиков и мужчин. Хочется привести несколько фраз иеромонаха, штатного клирика Сергия о распеве, ярче всего характеризующие его отношение к одноголосию: «…настроение…спокойствие жизни…умиротворение внутреннее…нету предела ни печали ни радости…ликование…радости духовной…молитвенное объединение людей…». Ростовский Борисоглебский монастырь Ярославской области, отец Сергий Швыдков и знаменитый распев являют собой неделимое явление жизни духовной.

Примечания

  1. Ростов Великий. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 марта 2008. Архивировано 23 января 2008 года.
  2. Здравомыслов К. Я.
    Феодор (преподобный, основатель и игумен ростовского Борисоглебского монастыря) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  3. Жития святых Ростовского, 1903—1916.
  4. Повесть о Борисоглебском монастыре от коликих лет и како бысть ему начало (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 декабря 2012. Архивировано 4 марта 2021 года.
  5. В посёлке Борисоглебский открыли котельную и памятник Дмитрию Пожарскому
  6. Ансамбль Борисоглебского монастыря

Прогулка за стенами монастыря

Стены Борисоглебского монастыря скрывают красивейшие памятники древнерусского зодчества. Но и за их пределами, в одноименном поселке, есть интересные примечательные места, а точнее, памятники:

  • В 2005 году установлен памятник князю Дмитрию Пожарскому, скульптор Михаил Переяславец. Высота бронзового бюста, установленного на мраморный постамент, более 4 м. В далеком 1612 году Пожарский приезжал за благословением к Иринарху, чтобы возглавить народное ополчение.
  • Тогда же, в 2005 году, Зураб Церетели установил скульптуру иноку Борисоглебского монастыря, богатырю Александру Пересвету. Высота бронзового воина 3 м. Его смертельный поединок с Челубеем укрепил русский дух перед Куликовской битвой.
  • В 2006 году открыт еще один памятник Церетели. На свои собственные средства скульптор изготовил 3-метровую бронзовую статую Иринарху Затворнику и подарил ее Борисоглебскому поселку.
  • В 2007 году здесь появился единственный в РФ памятник «Боярину. Князю. Воеводе» Михаилу Скопнику-Шуйскому. Композиция Владимира Суровцева изображает полководца, не проигравшего ни одно сражение, верхом на коне. Перед всеми походами получал он благословение от Иринарха.

Современное житие монастырской братии

Монахи, живущие в Борисоглебском монастыре Ярославской области, несут ежедневные послушания и в трапезной, и в котельной, растапливают печи, ухаживают на своей территории за садом и огородом. А еще есть у монахов своя пасека. Монастырь принимает активное участие в программе «Погост», восстанавливая и благоустраивая районные кладбища, поддерживает военно-патриотический клуб для детей и юношества «Святогор» и духовно-нравственный клуб «Славяне» для дошкольников, выпускает газету «Монастырский рубеж».

Борисоглебский монастырь в Ярославской области, как доехать


Адрес Борисоглебского монастыря: Ярославская область, Борисоглебский р-он, п. Борисоглебский, пл. Советская, 10.
В Ростов Великий ведет федеральная трасса М-8. Чтобы попасть в монастырь, необходимо добраться от Ростова до поселка Борисоглебский. Сделать это можно несколькими способами:

  • на собственно транспорте по шоссе Ростов-Углич;
  • рейсовым автобусом, отходящим с автовокзала или железнодорожного вокзала Ростова в направлении п. Борисоглебский.

Ссылки

  • Борисоглебский мужской монастырь на сайте «Храмы России»
  • Борисоглебский мужской монастырь на сайте sobory.ru
Монастыри Ярославской области
Действующие
  • Авраамиев Богоявленский (Ростов)
  • Адрианов Успенский (Пошехонский район)
  • Алексеевский (Углич)
  • Богоявленский (Углич)
  • Борисоглебский (Борисоглебский)
  • Воскресенский (Углич)
  • Казанский (Данилов)
  • Казанский (Ярославль)
  • Кирилло-Афанасиевский (Ярославль)
  • Никитский (Переславль)
  • Николо-Бабаевский (Некрасовское)
  • Николо-Сольбинский (Переславский район)
  • Николо-Улейминский (Угличский район)
  • Никольский (Переславль)
  • Покровский (Некоузский район)
  • Богородице-Рождественский (Ростов)
  • Свято-Алексиевская пустынь (Переславский район)
  • Свято-Троицкий Данилов (Переславль)
  • Спасо-Геннадиев (Любимский район)
  • Спасо-Яковлевский (Ростов)
  • Толгский (Ярославль)
  • Троице-Сергиев Варницкий (Ростовский район)
  • Феодоровский (Переславль)
Упразднённые (некоторые)
  • Александрова пустынь (Рыбинский район)
  • Александровский (Переславский район)
  • Белогостицкий Георгиевский монастырь (Ростовский район)
  • Вепрева пустынь (Ростовский район)
  • Григорьевский затвор (Ростов)
  • Афанасьевский (Молога)
  • Борисоглебский Надозёрный (Переславль)
  • Борисоглебский Песоцкий (Переславль)
  • Горицкий (Переславль)
  • Исакова пустынь (Первомайский район)
  • Кассианов Учемский
  • Леушинский
  • Николо-Сковородский
  • Петропавловский (Ярославль)
  • Паисиев Покровский
  • Рождественский (Ярославль)
  • Спасо-Песоцкий (Ростов)
  • Спасо-Преображенский (Ярославль)
  • Сретенский Новодевичий (Переславль)
  • Югская Дорофеева пустынь
Золотое кольцо России
  • Сергиев Посад
  • Переславль
  • Ростов
  • Ярославль
  • Кострома
  • Иваново
  • Суздаль
  • Владимир

Дополнительные пункты Александров Боголюбово Борисоглеб
Гороховец Гусь-Хрустальный Калуга Калязин Касимов Кидекша Москва Муром Нерехта Палех Плёс Рыбинск Тутаев Углич Улейма Юрьев-Польский

Чудеса или благодать Божия

Местные жители и по сей день уверены в святости этого удивительного места. Рассказывают, что святой Иринарх своими молитвами изгнал всех гадов на 7 верст от монастыря, и змей здесь никогда не видели. Другая история повествует о таинственном исчезновении поклонного креста и святого источника в начале революции. А когда бригада реставраторов в 1990-х годов проводила здесь уникальную работу по выправлению практически разрушенной стены, она не только отрывалась в нужных местах точно по швам, но и самостоятельно возвращалась на место с большой скоростью. Чудеса ли это, остается только гадать. Но то, что Борисоглебское сердце бьется именно здесь, в стенах его монастыря, остается совершенно очевидным фактом.

Борисоглебский собор

Борисоглебский собор со строгим спокойно-величавым фасадом построен по проекту Николая Александровича Львова на месте старого собора.

Внешний вид собора

Собор исполнен в форме куба с пятью возвышающимися главами. В центре соборного барабана – восьмигранный купол с полукруглыми окнами. По углам собора – купола полусферической формы с круглыми окнами, которые увенчаны золочеными шарами с возвышающимися на них крестами.

Фасады храма украшают колонны и портики, стены, покрытые штукатуркой, покрашены в желтый цвет. 4 крыльца, оформленные колоннами, выполнены из белого камня.

Внутреннее убранство

Интерьер собора выглядит строго, благородно и просто. По замыслу архитектора, главная роль в интерьере принадлежит пространству, залитому светом.

Внутренние стены отделаны гладкой штукатуркой, имитирующей мрамор. В нише – образ царя Давида. Чугунный пол украшен росписью. Под шарообразным куполом храма – изображения четырех Евангелистов. В нишах и на столбах – изображение пророков Исайи и Илии, Воскресения Христова и лобзания Иуды, Преображение Господне и Моление Спасителя о Чаше.

Купол собора поддерживают 4 столба, между ними арки с 12 колоннами, оштукатуренными под белый мрамор и украшенные живописью. На иконостасе 37 икон.

Первоначально в соборе было три престола: основной – Бориса и Глеба, справа – в память о преподобном Ефреме, слева – Екатерининский. Основной престол украшал трехъярусный резной иконостас, украшенный червонным золотом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]