Мiръ
Греция периферия Фессалия Монастырь Зограф (Афон) Идёт загрузка карты…
{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:40.306026000000002795786713249981403350830078125,»lon»:24.16055800000000175487002707086503505706787109375,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C_%D0%97%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84_(%D0%90%D1%84%D0%BE%D0%BD)\» title=\»\u041c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c \u0417\u043e\u0433\u0440\u0430\u0444 (\u0410\u0444\u043e\u043d)\»\u003E\u041c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c \u0417\u043e\u0433\u0440\u0430\u0444 (\u0410\u0444\u043e\u043d)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: »’\u0417\u043e\u0433\u0440\u0430\u0301\u0444»’ \u2014 \u0431\u043e\u043b\u0433\u0430\u0440\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c \u043d\u0430 \u0421\u0432\u044f\u0442\u043e\u0439 \u0413\u043e\u0440\u0435 \u0410\u0444\u043e\u043d, 9-\u0439 \u0432 \u0438\u0435\u0440\u0430\u0440\u0445\u0438\u0438 \u0430\u0444\u043e\u043d\u0441\u043a\u0438\u0445 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u0435\u0439, \u043f\u043e\u0441\u0432\u044f\u0449\u0451\u043d \u0441\u0432. \u0413\u0435\u043e\u0440\u0433\u0438\u044e \u041f\u043e\u0431\u0435\u0434\u043e\u043d\u043e\u0441\u0446\u0443",»title»:»\u041c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c \u0417\u043e\u0433\u0440\u0430\u0444 (\u0410\u0444\u043e\u043d)»,»link»:»»,»lat»:40.306026000000002795786713249981403350830078125,»lon»:24.16055800000000175487002707086503505706787109375,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}
40.27819; 24.217071
Греция, периферия Фессалия, автономное монашеское государство Святой Горы
периферия Фессалия
Греция
Зогра́ф
— болгарский монастырь на Святой Горе Афон, 9-й в иерархии афонских монастырей, посвящён св. Георгию Победоносцу; один из трёх традиционно славянских по составу насельников. Монастырь Зограф (болг. Зографски манастир; греч. Μονή Ζωγράφου) расположен в западной части полуострова, в 3 км от моря, в живописном заросшем лесом ущелье. Ближайшим соседним монастырем является Костамонит, расположенный в 3 км от Зографа. Существующие теперь здания сооружены преимущественно в XVIII — XIX веках. Престольный праздник: 23 апреля (6 мая), великомученика Георгия Победоносца.
История[[править]h2>
Название Зограф
значит
Живописец
. Основан в царствование Льва Философа тремя братьями, уроженцами города Охрид в Болгарии: Моисеем, Аароном и Иоанном. Они расселились вначале в кельях, на отдельных столпах, но потом соорудили общий храм, получив в молитве откровение посвятить его имени великомученика Георгия, лик которого сам изобразился на доске, приготовленной для иконописи. Своего покровителя, чудесно изобразившего себя, основатели назвали живописцем (
Ζόγραφος
) и от иконы прозвался сам монастырь, куда стали приходить богомольцы, привлеченные слухом о чуде, особенно, когда из Палестины достигла до столицы молва об исчезновении изображения св. Георгия, в монастыре близ Лидды. Тамошние монахи пришли на Афон и признали образ в Зографе тождественным с изображением, бывшим у них. Лев Философ и царь болгарский Иоанн тоже привлечены были молвой на поклонение в Зограф чудотворному изображению св. Георгия и пожертвовали значительные вклады на достройку обители.
При Михаиле Палеологе Зограф, как отказывающийся присоединиться к унии, был разорен. 10 октября 1276 года в башне монастыря латинянами были сожжены 26 преподобномучеников, воспротивившихся унии с Римом.
Монастырь был возобновлен молдавским воеводой Стефаном III Великим только в 1502 году.
В июле 1913 года, в ходе Второй Балканской войны, монастырь, в котором находился болгарский военный отряд, был взят штурмом греками; болгарские же солдаты как военнопленные были увезены в Грецию.
Монастырь Зограф
Один из древнейших афонских монастырей расположен в северо-западной части полуострова среди густого живописного леса. Небольшое монастырское плато скрыто в своеобразной горной чаше, обнимающей его с трех сторон. Со стороны моря подступ к монастырю затрудняет глубокая пропасть оврага, по краю которого в скалах вырублена дорога, ведущая к пристани. До нее около часа ходьбы. Примерно такое же расстояние до ближайшего Костамонита, до Хиландара и Карей немногим более трех часов пешего пути.
Предание приписывает основание обители трем братьям-монахам: Моисею, Аарону и Иоанну – выходцам из древней болгарской столицы Охриды. Выбрав для иноческих подвигов уединенное место, они поселились в отдельных кельях на столпах. Но вскоре сошлись вместе и соорудили небольшой храм. По горячей молитве иноков Господь чудесным образом открыл, кому из святых угодников следует посвятить новую церковь. На чистой иконной доске, оставленной в храме на одну ночь, возник образ св. вмч. Георгия Победоносца. Эта чудотворная самонаписанная икона с благоговением сохраняется в обители по сей день, составляя одну из главных ее святынь. Она ж е дала название монастырю – Зограф, по-гречески живописец или живописный. Однажды посетивший монастырь епископ усомнился в чудесном происхождении иконы и осмелился дотронуться пальцем до лика святого. Гнев Божий не замедлил покарать святотатца, палец накрепко прирос к доске, так что его пришлось отрезать. Как свидетельствуют афонские паломники, след его заметен и сегодня.
Замечательно, что в то ж е самое время, как икона явилась на Афоне, в Фануилевой обители близ сирийского г. Лидды (родины св. Георгия) изображение святого отделилось от иконной доски, поднялось в воздух и исчезло. Игумену монастыря в видении сам святой воин повелел покинуть монастырь, ибо он должен пострадать от варваров, и идти с братиею на Афон «в место, которое я нашел для себя в уделе Божией Матери». Игумен и некоторые из братий оставили прежнее место и переселились в Зограф, где и закончили мирно свои дни.
По преданию, основание монастыря восходит к VI–VII векам. Считается, что благочестивый император Лев Мудрый и царь болгарский Иоанн пожаловали монастырю земли и богатые вклады. Документальные подтверждения относятся к X веку. Первый Типикон Афона в 972 году подписан среди других и игуменом Георгием Зографским, а первая купчая на землю, хранящаяся в монастыре, датируется 980 годом.
Дальнейшая судьба монастыря складывалась не столь благоприятно. В XII–XIII веке обитель терпела разрушения и пожары от крестоносцев и латинян-униатов. Огромные бедствия причинили в 1307–1309 годах каталонские пираты, разграбившие ценности и убившие многих монахов. В восстановлении Зографа помогли императоры династии Палеологов Андроник II и Иоанн V. Недолгий расцвет связан с деятельностью сербского правителя Стефана IV Душана (1458–1502). Его небольшое войско, не зная поражений, много лет сражалось с турками под благодатным водительством св. вмч. Георгия Победоносца. Чудотворная икона святого воина неотлучно находилась при войске. Завершив ратные подвиги, Стефан IV, во исполнение обета, поместил чудотворный образ в соборном храме Зографа и обновил все монастырские постройки.
Особое благоволение монастырю его небесного покровителя ознаменовалось еще одним чудесным событием. Волны Эгейского моря принесли к Афонским берегам икону св. вмч. Георгия Победоносца. Монахи близлежащих монастырей вступили в спор за обладание святыней. Но, желая дать свершиться воле Божией, обретенную икону возложили на спину молодого мула и пустили его по незнакомым афонским тропам. К великой радости братии, через несколько дней мула нашли на холме напротив Зографа. Образ св. страстотерпца с благоговением перенесли в соборный храм, а на холме выстроили маленькую церковь во имя святого Георгия.
Начиная с XVIII века постепенно складывается характерный для Святой Горы облик монастыря-крепости. В 1716 году из местного гранита возводится юго-восточная стена, включающая братские кельи. Между 1862–1896 годами восстановлены северная и восточная линия стен с гостиницей, большой трапезной и храмом свв. равноап. Кирилла и Мефодия над ней. Замыкает постройки западная стена – самая высокая и мощная.
Прямо напротив Святых врат большой соборный храм святого Георгия Победоносца (празднование совершается 23 апреля/5 мая). Возведен в 1801 году в типичных для Афона традициях византийской архитектуры, позже в 1817 году расписан фресками. Храм трехапсидный, сложен из чередующихся плит тесаного камня и кирпича. Во многих местах кладки имеются вкрапления белокаменных рельефов. Крупный купол храма опирается на четыре мощные мраморные колонны. Главные сокровища храма – чтимые чудотворные иконы св. Георгия Победоносца – помещены на колоннах. Самая древняя из них – явленная икона св. Георгия «в сребропозлащенной ризе, присланной из Санкт-Петербурга по благословению митрополита Серафима». Все три образа написаны по старой византийской иконографии: св. Георгий предстоит в виде прекрасного юноши-воина в доспехах и с копьем в руках. Поза и лицо его совершенно спокойны, лишены какого-либо движения.
Направо от монастырских врат небольшая церковь Успения Божией Матери постройки 1764 года, росписи датируются 1780 годом. Здесь пребывает чудотворная икона Божией Матери Акафистная. По преданию, старцу, ежедневно читавшему перед ней Акафист, Царица Небесная возвестила о грядущем испытании: «Враги православной веры близко: кто слаб в духе терпения, пусть скрывается, пока пройдет искушение, но желающие страдальческих венцов пусть остаются». Из летописи известно, что в октябре 1276 года в обитель вступили латиняне-униаты, требовавшие от православных подчинения Риму. Двадцать шесть иноков с иконой Божьей Матери заперлись в башне. Все они претерпели мученическую кончину в огне, а икона была найдена невредимой на пепелище. На том месте, где стояла некогда башня, установлен памятник-надгробие мученикам. Во время его освящения в октябре 1873 года в ночном небе над храмом явился огненный столп, который затем переместился к памятнику и превратился в круг наподобие сияющего нимба.
У северо-западного угла соборного храма мраморный фиал. Над ним устроена сень, купол которой поддерживают трехлопастные арочки на изящных колонках с высокими капителями. Внутри чаши мраморная фигура монаха.
Кроме собора и церкви Успения на территории монастыря есть часовни: Преображения Господня, святых Архангелов, Рождества Иоанна Предтечи, вмч. Димитрия Солунского, Благовещения, Святителя Николая Мирликийского, Покрова Пресвятой Богородицы, свт. Спиридона Тримифунтского, Двадцати шести преподобномучеников Зографских. Вне обители находится еще восемь малых церквей. В Карее монастырю принадлежат келлия Преображения Господня и две мастерские.
В соборном храме Зографа хранится огромное число реликвий. Особо почитаемые из них части Древа Животворящего Креста Господня, части мощей святого великомученика Георгия и кровь его. А также и другие святыни: глава преподобной Матроны Хиосской и две части ног ее; челюсть преподобномученика Стефана Нового; части мощей св. архидиакона Стефана, священномучеников: Игнатия Богоносца, Антипы и Харалампия; свв. мучеников: Никиты, Нестора, Варлаама, Кирика; св. великомученика Феодора Стратилата; преподобного Феодосия Великого; св. вмч. Меркурия; св. апостола Андрея Первозванного; св. Авксентия; св. апостола и евангелиста Матфея; св. великомученика Иакова Персиянина; свт. Евтихия, Патриарха Цареградского; свв. бессребреников Космы и Дамиана; свв. Кира и Иоанна; св. великомученика Пантелеймона и св. мученика Трифона; свв. Петра и Афанасия, Патриархов Александрийских; священномученика Климента; священномученика Ферапонта и других.
В алтаре собора есть чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница». По преданию, перед этим образом с особым усердием молился о спасении души инок Косма. Вскоре от иконы ему был глас, повелевающий удалиться в пустынь для отшельнической жизни. Он оставил обитель и поселился в пещере посередине невысокой горы. Описываемые события относятся к концу XIV – началу XV века. Пещера Космы Зографского находится примерно в получасе ходьбы от монастыря и сегодня с благоговением посещаема паломниками.
Библиотека содержит 126 греческих и 388 славянских рукописных документов, 26 наиболее древних писаны на пергаменте. Из десяти тысяч печатных книг, хранящихся в библиотеке, большинство на болгарском языке. Во второй половине XVIII века в Зографе жил и трудился над составлением «Истории Болгарского народа» ученый монах Паисий. На сегодняшний день в монастыре подвизаются десять монахов-болгар. Зограф занимает девятое место в монастырской иерархии Афона.
Святыни[[править]h2>- соборный храм, в котором находятся три иконы великомученика Георгия разного времени, построен в 1801 году, на месте более древнего храма.
- древнейшая чудотворная икона св. Георгия помещена у колонны правого клироса храма, а две копии с неё, поступившие в обитель из других мест, считаются, по легендам о них, чудотворными; вторая икона, по сказанию, приплыла морем из Аравии, а третья — Стефана Душана, найденная им по видению и сопутствовавшая ему в боях.
- икона Пресвятой Богородицы, именуемая Акафистной.
- Зографское евангелие, преподнесено монахами Александру II, который передал его в Императорскую публичную библиотеку.
- икона Пресвятой Богородицы «Услышательница».
Игорь Маликов. Паломничество на Афон. В монастыре Зограф
Монастырь Святого Пантелеимона
Великая Лавра и Иверский монастырь
В монастыре Ватопед
В обители Эсфигмен
Сделали привал у креста на бетонном основании, с направлением в пещеру подвижника Космы. Мы попили кофе из термоса, который нацедили в кофемашине еще в Ватопеде, а Митя с Димой пошли на разведку искать пещеру. Через минут пятнадцать услышали призывные крики. Отец Сергий остался отдыхать у креста, а я поскакал на крики. Через десять минут я был у отвесной лесной скалы, своей вершиной упирающейся в небо. В саму пещеру ведут крутые узкие ступени по отвесной скале, и, чтобы не упасть, надо держаться за узкий железный прут, натянутый вдоль стены. Поднялся. Внутри пещеры уютно, есть стол и стул, и шкафчик с лампадками. Я фотографировал, а Дмитрий писал что-то в книгу посетителей. Она там лежит с 2010 года судя по датам записей. А еще с пещеры открывается шикарный вид на горы, окружающие белеющий своими стенами монастырь Зограф. Значит, мы уже недалеко.
Все, спускаемся вниз, забираем нашу поклажу и продолжаем путь. Деревья создают густую крону над головой и полумрак окутывает нас, лишь изредка расступаясь, чтобы заманить видом красивейших отвесных утесов, появляющихся из глубины леса на противоположной стороне ущелья. Лес кончается и мы выходим на поляну и теряем дар речи: действительно, как в сказке, в лесу будто в воздухе висит монастырь, и к нему тянется каменистая тропа, уходящая за поворот. Мы мокрые, уставшие и счастливые поднимаемся к монастырю.
Монастырь Зограф – болгарский. Здесь большинство монахов так или иначе связаны с Болгарией. Поэтому русский язык понимают все и добродушно улыбаются. Монахи вообще доброй души люди. Любят здесь русских. Вечерняя служба проходит на русском языке, понятно и просто, как и в Москве. Храм необычайно красив. После службы скромная трапеза, правда со стаканом красного сухого. А чай вообще не подают. Всю пищу запивают водой. Кто-то из паломников сказал мне, что греки чай пьют только когда болеют. Как же быстро пролетели эти четыре дня…
В восемь началось всенощное бдение и длилось оно до часу ночи. Утром в 7 Литургия. Затем трапеза, после которой выбегаем из Зографа, нагруженные своей поклажей. Митя с отцом и Дмитрий Минский остаются в Зографе, чтобы потом идти в Хиландар, это сербский монастырь. Мы с отцом Сергием выходим в компании послушника Ивана – он из Латвии, но в Болгарском монастыре собирается остаться. Погода портится, идет дождь, а мы спешим по горной дороге вниз к пристани, где примерно в час дня идет паром на Уранополис. Опаздывать нельзя — паром уйдет, и кораблей больше не будет.
Дождь лил все сильней. Я уже весь мокрый, хорошо что есть запасная кофта. Навстречу едет полицейский джип, и Иван, простившись с отцом Сергием и со мной садится к полицейским по направлению обратно в монастырь. Мы торопимся. Когда спускаемся ближе к морю, становится понятно, что наши планы рухнули. Штормовой ветер и дождь. В такую погоду паром не причалит к пирсу, если даже и выйдет в море. Сидим и чего-то ждем. Пытаюсь найти людей, чтобы спросить: что делать и куда бежать. Перспектива тянуть рюкзаки на гору обратно в Зограф по дождю и мокрой глине не радует. Нашел какого-то монаха, но он по-английски не говорит. Все, что я понял, это парома и ждать не стоит: «ноу ферибот».
Отец Сергий идет на разведку, а я изучаю карту пытаясь понять, как пешком дойти до Уранополиса по горам. По карте вроде часов на пять, если с дороги не сбиться. Ладно, думаю, что это мы все на свои силы полагаемся, нужно обратиться к Богородице, она хозяйка здесь, и все решится. Открываю акафист, только начал читать, бежит отец Сергий. Берем вещи и бегом на площадь к пристани. Там стоит бежевый Лендровер Дефендер, за рулем батюшка какой-то. Кидаем вещи и едем назад в горы. По дороге он объясняет, довольно неплохо говоря по-русски, как нам пешком дойти до Уранополиса. Сверяюсь с навигатором, вроде все верно.
Высаживаемся на горе, прощаемся, батюшка говорит, что если идти по дороге, то может нас кто и подберет. Рюкзаки на плечи и вперед. Идем, значит, вдвоем. Дорога то вверх, то вниз. Но в основном вверх. После часа такой ходьбы я уже тяжело дышу, говорить вообще сил нет. Поменялись поклажей: я взял спортивную сумку отца Сергия, он мой рюкзачок. Идти стало совсем невесело. Развилка с пасекой и какой-то будкой, смотрю на прибор, показывает что мы прошли примерно 10 процентов от необходимого пути. А здоровья осталось минимум. Но все равно идем, а что делать-то? Едет грузовик «Унимог», в кабине знакомые грузины, но места нет. Причем проехали, будто и не знают нас. В кузове не повезут, такие правила, упрашивать бесполезно. Идем дальше, даже не идем, а ползем. Дважды проезжали внедорожники с людьми, но в другую сторону. Таким шагом мы и к ночи не дойдем. Прикидываю самый худший вариант с ночевкой в лесу (как было с Митей и его отцом четыре дня назад) и мне становится как-то совсем невесело: воды бутылка на двоих, вина бутылка, еды, спичек и теплой одежды нет. Есть только вкусные ягоды, на кустах растут. На вид как конфеты, как называются не знаю.
С такими мыслями иду, вспоминая теплый уютный номерок в Зографе… Может назад рвануть, а там как-нибудь все решится, ну, допустим, опоздаем мы на самолет, придется ждать еще три дня до понедельника, кажется, следующий рейс на Москву только тогда. Сзади гудит мотор, поднимаю руку, может повезет. Останавливается серебристая «тойота хайлюкс», внедорожный пикап. В кабине сидят какие-то ребята, кузов пустой. Не наш вариант, понятно, занято. Все равно спрашиваю у водителя, туда мы идем или нет. Водитель, кстати, русский. Когда он услышал, что мы идем пешком в Уранополис, его глаза округлились от удивления. Я объясняю ему, что паром из-за шторма не идет, а завтра самолет. Прошу хоть на гору поднять нас, до поворота на тропинку. Сжалился водитель: залезайте, говорит, в кузов. Покидали мы поклажу, сами запрыгнули в кузов, сев на пластиковый ящик.
Машина тронулась, пришлось вцепиться в хромированные дуги на бортах и крыше. Хорошо-то как, Господи! Едем, мотор журчит, колеса мотают сырую глину и джип довольно резво с шестью людьми и поклажей гребет в гору, разбрызгивая грязь вдоль обочины. Дождик почти прекратился, но холодно и руки мерзнут. Я пытаюсь фотографировать, но тряска жуткая и приходится держаться за дуги, чтобы не выпасть из джипа на подъеме. Достал навигатор, слежу за нашим перемещением по карте. Не пропустить бы поворот на тропку до Уранополиса. Пока едем думаю, как мы с нашей поклажей будем по горам карабкаться. Едем уже минут двадцать в гору. Это нам пешком три или четыре часа. Смотрю снова на навигатор, ужас, или водитель забыл, или мы не напомнили, короче, поворот проехали и дальше дорога пошла вниз. То есть мы с одного берега полуострова едем к другому. По карте монастырь Хиландар. Надо постучать по кабине, думаю, может остановится и мы пошли бы. С другой стороны будь оно как будет, не нам решать. Едем дальше. Тряска такая, что можно соскочить с борта, если не держаться. И замерз, вон у отца Сергия куртка непромокаемая, а я в тоненькой футболке и толстовке с капюшоном, и мокрый весь. Между тем пейзажи за бортом уникальные, горы, поросшие хвойником, сменяются лиственными лощинами, между которыми проглядываются острые скалы. В одной из таких скал я заметил что-то похожее на пещеры, и как будто даже домик. Наверное отшельник или скит, таких здесь масса, но добраться до них невозможно, не имея соответствующего опыта и снаряжения. Ух ты, внизу показалась голубенькая полоска моря и башенный кран. А за краном уже белые стены монастыря Хиландар.