Каждый человек стремится выбрать дело по душе, только тогда оно будет приносить удовольствие и пользу другим людям. Вот и протоиерей Игорь Фомин пошел по своему пути, на который он когда-то получил благословение. Люди приходят в Храм, чтобы избавиться от скорбей и снять тяжесть со своей души, и тогда именно отец Игорь утешает страждущих и поддерживает их.
Миссия священника очень важна, ведь его задача – открыть направление в тот мир, где человек будет счастлив. Он рассказывает прихожанам о Боге, а вот выстроить взаимоотношения с Богом каждый должен сам. За годы своей биографии Фомин всегда вел активную проповедническую деятельность и часто принимал участие в радио и телепередачах, на которых много рассказывал о православии и отвечал на разные вопросы, интересующие людей.
Кто такой протоиерей?
Так в русской православной церкви принято называть старшего священника. Этот сан дается человеку за долгую примерную службу. Протоиереем может быть только лицо, получившее священный сан не менее десяти лет назад. Еще таким званием может быть отмечен тот, кто награжден правом ношения особого нательного креста — одной из церковных наград.
Также известны случаи, когда протоиереем был назначен протодиакон. В дореволюционной России этот сан именовался немного иначе — протопоп. История церкви знает немало личностей, повлиявших на жизнь страны, которые были рукоположены в старших иереев. Наиболее известным из них является протопоп Аввакум. В настоящее время широкой популярностью пользуются проповеди протоиерея из Республики Татарстан, отца Владимира Головина.
Настоятель храма
На территории Московского института международных отношений находится свой православный собор.
Протоиерей Игорь Фомин, настоятель этой церкви, ведет активную проповедническую деятельность. Он знаком множеству православных людей по участию в радиопрограммах и телевизионных передачах, посвященных вопросам духовной жизни христиан.
По поводу довольно необычного места своей службы батюшка говорит, что никогда не задумывается о том, какое социальное положение занимают люди, приходящие в храм. А порою он даже не знает, является ли человек, исповедующийся ему в грехах, дипломатом или политиком или нет. Для него все верующие люди равны.
Приход молодежи в церковь
Аудио |
— Сегодня у нас в гостях протоиерей Игорь Фомин, настоятель строящегося храма при МГИМО. Здравствуйте, батюшка! По традиции, благословите наших телезрителей.
— Благодать Божия на вас благодатью и человеколюбием всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.
— Сегодня тема передачи «Приход молодежи в церковь». Вы можете позвонить и задать все интересующие вопросы. Какими путями молодежь приходит в церковь?
— Естественно, путями Божиими приходит, только Ему одному ведомыми. Хоть молодого, хоть зрелого человека приведет Господь, который стучится в каждое сердце. А отворить или не отворить Ему – это дело каждого человека. Молодежь имеет ту особенность, что она очень категорична, не ищет кривых путей, не любит блата и не любит неправильных проявлений. И через искание правды молодежь приходит в храм.
— Возможно, что через трудности в жизни приходит молодежь?
— Через трудности – это редко. Это чаще у зрелых людей такие причины, тем, кому за 25-30 лет. А молодежи – главное, напитать свою алчбу, найти правду.
— Если ищущий человек приходит в церковь, могут его какие-то проявления оттолкнуть?
— Конечно, могут. И проявления в «околоцерковной» среде скорее оттолкнут, чем в церковной среде. Это может быть невнимание со стороны священнослужителей и обслуживающего персонала. Это часто бывает, но с каждым разом все реже и реже. Это могут быть другие проявления. Лукавый тоже не дремлет. Он ищет жаждущую душу, и пытается подставить ей подножку. По-настоящему ищущий человек ничем не смущается, он добивается своей цели.
— А могут быть недостатки в самой церкви, которые могут смутить молодого человека?
— В церкви априори не может быть недостатков. Это установленный Богом институт, тут все творится по воле Божьей. Могут быть недостатки в представлении о церкви. Когда молодой человек пытается храм переделать под свои понятия и устремления. В церкви все взвешенно, грамотно, всё с любовью и аккуратно.
— Что молодые люди находят в церкви, какие качества приобретают?
— Искания людей, будь они молодые или не молодые, заключаются всегда в искании счастья. Счастье – это непонятное нам качество, о котором мечтает каждая душа, вышедшая от Бога. Любой человек ищет счастья для себя, для знакомых, для сродников, для ближних друзей и тому подобное. Человек приходит в храм за счастьем. У взрослых это утешение, понимание смысла жизни. У юных людей — это то же плюс правдоискание. И находит «поле деятельности». Потому что счастье – это не то, что мы нашли, увидели и в покое сели и «ешь, пей, веселись, житниц много построено». Счастье – это осмысленный труд не только на свое благо, но и на благо ближнего, и на благо Божье.
— Как то беседовала в монастыре с мальчиком и его мамой, одиноко воспитывающей мальчика. Он мне задал такой вопрос: «А зачем я вообще родился? Я бы не хотел рождаться. Ведь меня не спросили. Мама не совсем счастлива. Жизнь у нас не очень сложилась». Как на такие вопросы уметь отвечать нам, православным?
— Детям свойственно в самую середину быть. Если уж что-то узнавать и познавать, то сразу конкретную суть. «Я б не хотел рождаться. А зачем я вообще родился? Вы у меня не спросили разрешения». Это распространенное утверждение уже людей юношеского состояния 22-23 лет. Обычно они лежат на диване и таким образом манипулируют своими родственниками.
Что же ответить этому мальчику? Наверное, мы должны сказать правду. Ту правду, что открыта нам в Священном Писании. Что Господь творит человека для сорадования. То есть мы призваны к тому, чтоб научиться радоваться этой жизни. Радость это не кирпичик, который упал с неба тебе на голову, и ты раз, так, сразу стал веселым и счастливым. Это скорее к медицине относится. А сорадование Богу – это видеть во всем смысл, промысел Божий, видеть радость в труде, видеть, что родители твои не только несчастны. Они, уставшие, могут, придя домой, плакать. Хотя это категорически не рекомендуется. Родитель должен быть «святым» по восприятию. Поэтому на вопросы «А зачем вы вообще родили меня? Надо отвечать «Для того, чтоб ты научился радоваться». А это очень большой труд. Это если в двух словах вам ответить.
А если вам ответить не в двух словах, то надо брать книгу «Путь ко спасению», Священное Писание, и читать святых отцов. Вы узнаете, почему мы сотворены, почему в нашей жизни бывают трудности, почему в нашей жизни бывают радости, как надо реагировать на скорби и как надо радоваться и веселиться в этой жизни, чтобы и вечером, и утром, и всегда ты был тем человеком, с которым очень хочется общаться окружающим.
— Вы сказали, что счастье и правду можно найти в церкви. А возможны счастье и правда вне церкви?
— Вне церкви тот же сотворенный Богом мир, что и внутри церкви. Я имею в виду, творится Богом. Дождь льет и на праведных, и на грешников. И какие-то отголоски счастья и правды можно найти и в любом уголочке земного шара, где бы мы ни были: и в кафедральном соборе Храма Христа Спасителя и в племени тумбо-юмбо. В племени тоже есть свои моральные и нравственные законы, законы совести, по которым это племя будет судиться. Но счастья во внешнем мире мало. Это крупицы совсем. И это временное счастье. Истина пребывает внутри церкви.
— Вы сказали, что в племени тумба-юмба есть свои моральные и нравственные законы, законы совести. А жить по законам совести недостаточно?
— Вы знаете, нет. Нравственный закон – это хороший закон, о нем говорит Сам Спаситель. Но к нравственному закону должно приложиться не только соблюдение заповедей, но еще должна быть любовь к Богу, любовь к ближнему. И тогда нравственный закон становится живым законом. Если в твоем законе живет любовь к ближнему, то этот закон не совершенен. Посмотрите по заповедям. Ветхозаветные заповеди – это запретительные заповеди. А новозаветные заповеди – побудительные заповеди, с обетованием, которые настраивают нас на определенный лад. Если в ветхозаветных заповедях нужно четко соблюдать «не», то новозаветные заповеди говорят о любви.
— А проявлять любовь к Богу вне церкви невозможно?
— Я думаю, нет. Если ты церковный человек, то ты обязательно будешь в церкви. Это значит, принадлежать к обществу людей, верующих в Бога. А вне церкви как ты можешь служить Богу, если ты его не знаешь?
— Чем отличается воцерковленная молодежь от невоцерковленной?
— Воцерковленная молодежь отличается знанием Бога, причем грамотным знанием Бога. Есть молодые люди, которые находятся в лоне церкви, но не воцерковлены. Есть молодые люди, которые крещены, но не познали еще Господа Иисуса Христа. Они в полной мере не знают своего Отца Небесного. А воцерковленная молодежь в полной мере живет, и служит Христу, и дышит в Духе и Истине. О том и говорит Господь.
— Какими качествами отличается воцерковленная молодежь от невоцерковленной?
— Я думаю, что именно божественными качествами — неизменяемостью. Они, конечно, стареют внешне, совершенствуются нравственно и духовно, но всегда остаются молодыми сердцем и душой. Радость их бывает непрестанной всегда. Я знаю такого священника, которому 87 лет. Он ощущает себя молодым человеком, он в радости сердца служит Богу и людям, и непрестанно делится радостью.
— Неужели нет людей, которые обладая этими качествами, не воцерковлены?
— У воцерковленного человека это качество внутреннее и непреходящее. Это как благодатная почва, в которую упало зерно. И выросло большое-большое дерево. А все-таки для человека внешнего это временное состояние, преходящее состояние. Он сегодня может пользоваться названными качествами, а завтра он ими пользоваться не может. Для воцерковленного человека это недопустимо. Он живет в Боге, или живет в любви, и является воцерковленным человеком. Или он не только невоцерковлен, но он — не верующий человек.
— Мне понравилось, как вы сказали «внешний человек». Видимо, у воцерковленного человека это более глубокие корни этих качеств? Они имеют прочное основание.
— У воцерковленного человека разницы между внутренним «Я» и внешним «Я» почти нет. А у внешнего человека может быть большая разница и дистанция между внутренним «Я» и внешним «Я».
— Скажите, пожалуйста, что такое душа и что такое дух?
— Человек трехсоставен, он состоит из духа, души и тела. Тело – субстанция, которую мы осязаем, она нам понятна, мы ее в школе проходим на уроках биологии. Душа человека появляется еще в утробе матери, еще при соединении материнской и отцовской клеточек. Душа — это лучик, имеющий начало, но не имеющий конца. Душа вечна. Именно вечно то состояние, которое входит в райское состояние. Но мы можем и не войти в райское состояние. Будем надеяться на первое. Причем душа есть только у человека. У животных нет души, к сожалению.
А дух животворящий – это дыхание Божие. То, что исходит от Господа и оживляет человека, и это вернется к Богу. Мы живем и движемся с помощью духа животворящего, как он и называется.
— Молодой человек ищет веру, он приходит в храм, и спрашивает: зачем Сыну Божию нужно было вочеловечиться, чтоб спасти людей?
— Господь приходит в мир, чтоб приподнять человечество до уровня, который был задуман Богом еще в Эдеме, чтоб приподнять человечество до райского уровня. Господь сотворил весь видимый и невидимый мир. И в видимом мире человек становится выше ангелов. Он насаждается в раю, он трудится, чтобы достичь состояния обожения, чтоб войти в радость Бога. «Стать как Боги» и войти в сорадование Богу.
Но грехопадение и свободная воля привела человека к тому, что он ниспадает вниз по своей греховности. И чтоб поднять человека на новый уровень нравственного состояния, и духовного состояния, Господь Сам спускается с неба, воплощается в этой жизни в таком же теле, как и у нас. Причем Он ест, и пьет, и носит одежду, и выражает эмоции, и вздыхает с сожалением. Он такой же, как мы, кроме греха. Спаситель отдает свою жизнь, чтобы каждый взирающий на Него имел надежду и веру, и мог войти в Царствие Небесное.
Отождествление себя со Христом в этой жизни, дает человеку возможность и надежду войти в Царствие Небесное. Господь сошел на землю, чтоб возвести человека на небо.
— Молодежь остро реагирует на любое принуждение, как правило, резка в своих взглядах, упорно отстаивает свои позиции и взгляды, ведет себя по-бунтарски. Совместимо ли бунтарство с церковью?
— Если бунтарский дух имеет твое чадо, то это не значит, что оно перестает быть твоим ребенком. Ребенок обязательно проходит все этапы бунтарства. Он обязательно в своей жизни проверяет родителя, как тот отнесется к его выходкам. И если родитель пройдет эту проверку на прочность, то тогда человек-ребенок возвращается в родительский дом.
Когда бунтует личность человека, когда он в церкви бунтует, это приемлемо. Но если он начинает совращать определенную группу, и уводит созданную группу от истины, то будет трагедия для бунтаря. Человек должен определиться с кем он, как он, где он, со своими гордостью и мыслями или он приходит в лоно церкви. Иногда человек приходит в храм и пытается изменить себя под правила храма. Это положительный пример. Но иногда человек приходит в храм и говорит, как пел В.С. Высоцкий, «… и в церкви все не так, все не так, как надо»… «Дайте-ка я тут все изменю. Я сейчас вашу двухтысячелетнюю традицию научу, сейчас Богу покажу, как управлять людьми, как вести их к спасению». А потом, когда это не получается, говорит: «Извините», и разводит руками. Не доезжает до Оптиной пустыни, как один персонаж истории (Лев Толстой), и не успевает покаяться в своих злодеяниях.
Личное бунтарство совместимо, общественное бунтарство не совместимо.
— Постоянный зритель из Белгородской области, Евгений. Большинство молодых людей максималисты по природе. А у апостола Иакова есть такие слова: «Братья мои, имейте веру в Иисуса Христу, не взирая на лица». А вот это как раз процветает в храмах. Особенно взирание на лицо того, кто должностью повыше. Это чисто человекоугодие. Поэтому молодежь и не стремится в церковь.
— Евгений, я бы не сказал, что молодежь не стремится. Все-таки молодежь стремится. И на этих приходах много молодежных программ. Это спортивные мероприятия, лагеря, поездки в детские дома. То есть, каждый может найти себе применение. Так же молитвенное состояние. Каждый из нас ездил в паломничества в монастыри России и зарубежья, и может свидетельствовать, что среди монашествующих очень много молодежи. Много молодых людей занимаются проповедью Христа.
А по поводу фарисейства и лицемерия, ну кто на это обращает внимание, тот это вокруг всего и видит. А когда ты учишь других уважению и почитанию, ты в первую очередь сам должен быть уважительным к другим людям и почитать их. Поэтому тут нет разницы: кто перед тобой стоит.
Если на меня посмотреть, кто передо мной стоит: хоть архиерей, хоть прихожанин, оба являются образом и подобием Божиим. И за того, и за другого Господь пролил кровь свою, поэтому мы уже «не свои, а Христовы».
— Есть ли в монастырях старцы, которые отчитывают молодежь, детей?
— Наверно, есть. Вряд ли кто отличает отчитку для взрослых и для юного человека. В Подмосковье, например, был отец Нектарий. Я за всю Россию сказать не могу. Я вот помню старца, который отчитывал. И сила его отчитки была такая, что во время молебна исходили из человека бесы. Старец говорил следующее: если правильно воцерковить человека, то отчитка ему не нужна. Тут идет речь о правильном понимании человеком Бога и господа Иисуса Христа. Другое дело, что есть психические заболевания. Надо осторожно смотреть на это.
— А что значит грамотное воцерковление?
— Когда это не формально происходит, а совместно с тем человеком, который сам узнал, познал Христа. Как говорит митрополит Антоний Сурожский, когда на его лице отобразился тот божественный след, через который Господь каждого призывает.
— А какие трудности могут быть на пути воцерковления? Может человек ошибиться? Могут быть подводные камни?
— Камни могут быть. И об одном из камней я хочу сказать. Друзья мои, если во время воцерковления вы заметите, что начинаете привязываться к личности, священнику или катехизатору, который вас ведет к Христу, будьте осторожны. Это опасный путь. Это путь не приведения к Христу, а путь приведения к человеку. При любом воцерковлении, в любом месте, должен быть итог: познание Христа, видение Христа, любовь к Христу. Но, ни в коем случае, не обожение человека. Нельзя взирать на них с благоговением, придыханием и восхищением. Будьте осторожны и внимательны.
— Полезно ли паломничество по святым местам для укрепления веры?
— Да. Очень полезно, очень важно и необходимо. Мы в паломничестве напитываемся опытом той духовной жизни, который привел человека к Христу какой-либо подвижник. Паломничество в Троице-Сергиеву Лавру мы обязательно сравниваем с преподобным Сергием Радонежским. Мы едем в другое место, чтобы прикоснуться к опыту чужой духовной жизни. Чтоб в маленькой мере этот опыт принять. В своем сердце складывайте те жемчужины духовного опыта, которые вы увидите в этом святом месте.
— Сегодня прозвучало слово «максимализм». А в чем максимализм христианства? В чем героизм христианства?
— Для христианства надо разделить максимализм и героизм. Максимализм христианства проявляется в святости. Святость – это беспорочность. В этой святости и должен пребывать всякий христианин. Когда молодые люди приходят в храм, ищут долгих служб или ищут изнурительного труда в хосписах и детских домах – это максимализм.
А героизм христианства состоит в том, чтоб свою падшую природу обожить. Мне кажется, это самый большой подвиг. Изменить себя так, чтоб образ и подобие совпадали с Богом.
— Моему сыну 20 лет, он занимается рэп-музыкой. Сын сочиняет песни, в них говорит о пороках и грехах окружающего. Я с ним не согласна, потому что надо с пороками и грехами внутри себя бороться. А он отвечает, что если об этом не говорить, то люди не задумаются, и не начнут изменяться. Он с отрицательной точки зрения говорит о людской порочности. Кто из нас прав?
— Мне кажется, ваш сын пытается говорить с ними на понятном молодежи языке. Мне довелось побывать на фестивале талантливых детей из детских домов «Будущее России». Там одна девочка исполняла рэп против американизмов в русском языке. Наверное, это доходчиво до аудитории, которая не принадлежит к церкви. Мирское общество возводит порок в стадию нормы.
Где нельзя говорить о пороке? В детском саду! Нельзя говорить о пороке в начальной общеобразовательной школе. Там у детей еще не испортилась душа. Нельзя говорить о пороке в семье. Но с людьми, которые еще не вкусили горечь порока, нужно говорить, чтоб они хотя бы услышали, увидели и поняли. Наверное, мнение вашего сына и будет тем ушатом холодной воды, который отрезвит этих молодых людей. А может это будет зернышком, которое когда-нибудь прорастет. Но тут есть опасность для вашего сына. Как бы все это не засосало его.
Если эта борьба с грехом его засосет, будет плохо. Из истории церкви, мы знаем, самые большие ересиархи – сначала были миссионерами, проповедниками определенных воззрений. Но перегибали палку в противоположную сторону общества, чтоб показать насколько это плохо. Укоренившись в этих противоположных сторонах общества, они сами стали далекими от церкви.
Жизнь в церкви нельзя подменять такой миссионерской проповедью.
— Молодежь часто стремится жить своим умом, иметь свой взгляд, не доверяет чужому мнению. Совместимы ли вера и критический взгляд на вещи?
— Конечно, совместимы. Вера и критический взгляд на вещи совместимы. Несовместимы упорство, твердолобство, причем несовместимы, только с точки зрения пользы этого человека. Уж если врата ада не одолеют церковь, то не сокрушит церковь и твердолобство людей. Но люди повредить себе могут сильно. Это упорство нанесет им непоправимый грех. Мы понимаем, что гордыня — это состояние, через которое пали наши прародители. Вообще, и мы сейчас через гордыню становимся все более уязвимыми. В церкви проявление гордыни, упрямства недопустимы. Но задавание вопросов в церкви приветствуется. В церкви приветствуется все, что является честным и нелицемерным.
— Молодые люди зачастую церковь воспринимают как источник каких-то запретов и несвободы. Что такое свобода?
— Свобода в церковном понятии – это свобода от греха. Грех порабощает душу человека, тот становится зависимым. На видимую марку свободы юного человека «жить, как хочу» церковь отвечает «жить так, как надо». «Жить так, как надо» раскрепощает человека.
Давайте возьмем порок, например, ложь. Ведь человек свободен, говорить все, что хочет. Церковь говорит: «Если ты хочешь быть свободным, ты должен идти в определенных рамках». Ложь сильно порабощает человека, человек начинает запутываться во лжи. Человек окружает себя паутиной лжи. Ему надо обязательно запоминать то, что он сказал одному человеку, второму, третьему, четвертому. Себе начинает врать. И он становится зависим от этого. Он начинает напрягаться от того, что он сказал. Если человек говорит правду, а мы обязаны говорить правду (это обязательство, которое делает человека свободным), то он высвобождает столько времени для правды, что он может направить его на созидательный труд.
Любые церковные ограничения приводят человека к свободе, к независимости ото лжи. Мне кажется, церковная свобода – это настоящая свобода будущего человечества.
— Как мне ответить на вопрос молодого человека «А для чего Богу надо было вообще создавать человечество, если он сначала предвидел грехопадение Адама и Евы, предвидел, что Спасителю придется искупить грехи человечества, предвидел, что мы сейчас катимся к концу света»?
— Давайте начнем с конца. Мы привыкли думать, что конец света это что-то ужасное, что надо отсрочить приход Антихриста, и тому подобное. Конец света – это соединение со Христом. У каждого будет своя личная смерть. Свой личный конец света. Так что этого бояться нельзя. Надо бояться быть неподготовленным к концу света, придти не другом Христовым.
Для чего Бог сотворил человека? Представьте себе, вы хотите порадоваться, но радоваться нельзя в одиночестве, ибо радость будет несовершенна. Вы будете думать, где-то вне дома есть люди, и как вы можете с ними радостью поделиться. Чтобы радость была совершенна, надо делиться ей с равными тебе. Можно ли радоваться с кошечками или собачками? С ними можно просто весело провести время. Они не могут проявить к тебе состояние, адекватное твоему состоянию, эмоции, подобные твоим эмоциям.
Бог творит человека по образу и подобию Своему для того, чтобы он, обожившись, мог трудиться в раю и сорадоваться с Богом. Мы творимся для радости. Но радоваться мы можем только свободно! Радость может быть у человека, освободившегося от греха, или, если брать райское состояние, если человек трудился и достиг обожения. С таким человеком мы можем сорадоваться.
Это не так трудно на самом деле. Начни радоваться с подобным тебе, и ты придешь в радость ко Господу. Начни радовать окружающих, и твоего сердца коснется радость Божественного. Умирают люди не от старости, не от болезней, они умирают тогда, когда они готовы. Господь призывает в нужный момент каждого человека, и бомжа, и старика, и праведного старичка. В момент, когда сердце человека готово и когда он может войти в рай.
— А если человек умирает внезапно, вследствие внезапного случая, сердце человека готово и он может войти в рай?
— Если человек умирает внезапно, он умирает внезапно для нас, а не для Бога. Надо доверять Богу в любое время, в любом проявлении Его в нашем мире.
— Может ли молодому человеку помочь отчитка для борьбы со страстями, для укрепления веры Христовой?
— Да, может. Но есть маленькое условие – это условие веры и то, если молодой человек находится в здравом уме и полной памяти. Отчитка может помочь человеку, уповающему на эту отчитку, человеку воцерковляющемуся.
— А может молодой человек избавиться от пороков по молитвам окружающих его людей?
— Может. И таких случаев много. Но этот путь для окружающих людей очень труден и тернист.
— На ваш взгляд, какие проблемы самые главные в молодежной среде, и как церковь может помочь в их решении?
— В молодежной среде, наверное, самая большая проблема — это медиа-пространство. В нем взрослые дяди и тети ставят неокрепшую душу молодежи. Ведь молодой человек, сталкиваясь с масс-медиа, попадает в сформировавшийся мир страстей и добрых дел, мир порока и праведности. Не имея иммунитета, что — добро, а что – зло, он начинает все в себя впитывать, а потом разбираться. Иногда он, разбираясь, смешивает доброе зерно с плевелами, или вместе с плевелами выбрасывает доброе зерно. Это состояние – страшно.
Медиа-пространство — самая большая проблема в современном мире, которая взрослыми сильно загрязнена.
— Что могут сделать люди и что может сделать церковь для исправления этой ситуации?
— Взрослые люди могут изменить себя. Что может сделать и делает церковь? Она делает: она говорит, призывает, показывает, она говорит, как измениться человеку. Она приводит образцы изменения человека на церковных примерах социальных программ, праведных людей, внутренних социальных структур!
Пример внутренних социальных структур. Российское общество охладело в семейных узах, и церковь первой вышла на проповедь того, что семья – это малая церковь, что семья – это малое государство, что из семьи состоит государственная мощь. Потом уже все остальные общественные институты подхватили. И так с проблемами алкоголизма, наркомании и т.д.
— Я думаю, что непонимание между молодыми людьми и церковью возникают из-за того, что многие вещи в церкви воспринимаются как скучные, далекие от их собственной жизни. Многие вещи требуют оживления, прояснении. Например, богослужения.
— Человек создан для развития, для внутреннего созидания, для накопления определенных знаний, для определенного опыта. Если человек останавливается, он начинает падать. И тут происходит отталкивание от церкви.
Кто почувствовал красоту молитвы, кто ее увидел, почувствовал, тот уже никогда не захочет ее променять на что-либо другое. Бывает, что человек меняет молитвенное состояние на какое-либо другое эйфорическое состояние. Он пытается создать такое состояние механическими вещами (алкогольное, наркотическое). Лукавый ничего нового придумать не может. Он пытается подменить: «вы хотите творческого состояния, вот вам наркотики и алкоголь, и вы будете всесильны». Но все это заканчивается очень плохо.
— В заключение, батюшка, я прошу вас, благословите наших телезрителей.
— Дорогие братья и сестры, желаю вам, чтоб Господь присутствовал в каждом моменте вашей жизни! Как говорит псалмопевец Давид, чтоб «мы искали лице Божье»! И чтоб это лице Божье мы находили в любом проявлении того, что происходит с нами. Чтоб мы знали, что это от Бога, и что наша реакция для Бога очень важна.
Всего доброго! До новых встреч в прямом эфире.
Ведущий: Денис Береснев.
Расшифровка: Олег Сиротин
Работа и публикации протоиерея Игоря Фомина
Как уже было сказано, батюшка является довольно частым гостем в эфире христианских средств массовой информации. Во время этих передач он отвечает на вопросы слушателей и зрительской аудитории, а также рассуждает вместе с ведущими на наиболее важные темы.
Так, во время программы «Светлый вечер», выходящей на «Радио вера», священник участвовал в беседе о так называемых заповедях блаженства, которые Иисус Христос дал своим ученикам во время Нагорной проповеди. Батюшка сказал, что по согласному мнению православных богословов, данное место из Евангелия является наиболее важной его частью. Эти правила, дарованные людям Спасителем, представляют собой основы христианского вероучения.
Они, в отличие от заповедей, данных пророком Моисеем, требуют от человека более высокого уровня духовного развития. Протоиерей Игорь Фомин напомнил слушателям про эпизод из Евангелия, когда к Христу подошел некий юноша и спросил, как ему обрести царствие небесное. На это Спаситель сказал ему, что тот должен соблюдать заповеди. Молодой человек ответил, что он делает это со своего младенчества. Тогда Сын Божий поведал ему о других правилах — заповедях блаженства.
Ловушка интимных отношений
Сегодня много говорится о важности интимных отношений в браке. Этой теме посвящают книги, статьи, теле- и радиопередачи. Физиологическая несовместимость супругов все чаще приводит к распаду семьи, к разводу. И современное общественное мнение, как правило, не видит в этом ничего предосудительного: что же делать — не подошли друг другу, значит, нужно искать новых «партнеров». Но здесь таится опасная ловушка, в которую попал и Юрий, автор письма в редакцию «Фомы». Здравствуйте, уважаемая редакция !
Я хотел бы поделиться своей непростой, даже щекотливой проблемой. Просто не знаю, что мне делать. Может быть, мне что-то посоветуют ваши консультанты-священники?
Мы с Настей поженились 11 лет назад совсем юными и полными надежд — оба тогда только закончили школу. Мы оба были верующими, к тому же она — дочь священника. На брак нас благословил один известный архимандрит, которого многие почитали за старца.
До свадьбы мы, как и полагается, хранили целомудрие. Но после венчания Настя очень скоро ко мне охладела. А после рождения второго ребенка оказалось, что она вообще равнодушна к интимным отношениям. Настя всячески их избегала, а потом и вообще отстранила меня от участия в делах семьи. Мы стали словно чужими людьми. Все чаще ссорились. Я начал приходить домой навеселе, и это еще больше осложняло наши отношения. Один раз я даже побил жену, когда в очередной раз пришел пьяный.
Кончилось все тем, что Настя собралась, взяла детей и уехала в другой город к своим родителям. Детей я теперь вижу раз в месяц, с Настей практически не общаемся. Я понимаю, что тоже был не прав, сознаю свою ответственность за детей, помогаю им материально. Но они живут далеко и не собираются ничего менять. Так продолжается уже целый год. Дело усугубляется еще и тем, что Настю до замужества воспитывали в очень строгом, почти монашеском духе. Ее отец вообще хотел, чтобы она ушла в монастырь, и благословение на наш брак дал со скрипом. Может, отсюда ее и отношение к семейной жизни. Зачем же она тогда согласилась стать моей женой?..
Конечно, я хотел бы иметь нормальную семью, жену и детей. Но скажу честно, теперь я боюсь сразу жениться. С Настей мы сначала были друзьями, потом полюбили друг друга, но реально не представляли, как сложится наш брак, не знали, что совсем не подходим друг другу как муж и жена. Зачем было сохранять целомудрие? Разве нам это помогло? Скорее помешало. Уж лучше найти себе женщину, какое-то время пожить с ней вместе, присмотреться друг к другу, в том числе и в интимных отношениях, и только потом жениться, чтобы второй раз не ошибиться.
Да, я верующий человек, хожу в церковь. Но теперь словно раздвоился. Я понимаю, что жить с женщиной до брака — грех. Но реальная жизнь доказывает обратное. А тут еще Церковь не дает мне развод, ведь измены пока не было, а она является одним из условий. Хотя брака как такового уже нет. Я слышал, что Настя впала в депрессию. Но ведь назад, ко мне, она все равно не возвращается! И как мне теперь быть?
Юрий На письмо отвечает священник Игорь ФОМИН, клирик храма Казанской иконы Божией Матери на Красной площади
Дорогой Юрий, мне бы не хотелось давать Вам конкретные советы, да это и невозможно: по одному Вашему письму нельзя составить полное представление о ситуации в Вашей семье. Тут нужно лично пообщаться с обоими супругами. Но я готов поговорить о проблемах и ошибках, которые встречаются во многих современных семьях.
Первое, что бросается в глаза в Вашем письме — Вы сетуете на сохраненное до брака целомудрие, которое, как Вы полагаете, не помогло или даже помешало создать счастливую семью. Это весьма распространенная ошибка: мы пытаемся выстроить какие-то рыночные отношения с Богом, и живем правильно и чисто не потому, что любим Бога, а потому что надеемся получить за это какие-то блага — благополучие в семейной жизни, здоровье детей и так далее. На самом деле целомудрие, сохраненное до брака, нужно в первую очередь нам самим — как свидетельство любви к Богу, верности Его заповедям. Этим можно укрепить свою семью, предупредить какие-то ошибки в браке, но не застраховаться от них.
Вы спрашиваете, почему ваш брак распался, несмотря на то, что его благословил известный старец. Но благословение — это не страховка. Даже если все святые придут к вам на венчание и благословят вашу супружескую жизнь, но при этом Вы сами поведете себя неправильно, то в своих проблемах виноваты будете только вы, а не Бог и не святые. И не стоит перекладывать на них вину и ответственность за ваши дела. Молитва за вас — это не какое-то шаманское заклинание, после которого хочешь-не хочешь, а будешь поступать так, как наколдовали. Молитва, благословение дают благодать, но оставляют супругам свободу. А семейная жизнь настолько хрупка, что необходима вся жизненная мудрость и любовь супругов, чтобы ее сохранить. Супруг подобен садовнику, который, чтобы ухаживать за цветами и любоваться их красотой, должен ходить по саду очень осторожно. А будешь топать по оранжерее, как слон — все цветы растопчешь.
Те 10 лет, которые Вы прожили в браке — немалый срок. Многие семейные психологи сегодня говорят о «кризисе 10-летнего возраста». Его испытывает чуть ли не каждая семья, особенно, как это ни странно, благополучная. Но преодолев его, семья поднимается на новую ступеньку. Вы сетуете на то, что Настя безучастно относилась к своим супружеским обязанностям.
Как священник могу сказать, что интимные отношения — это очень тонкая, деликатная тема, которую можно затрагивать только в беседе наедине, а не на страницах журнала. Но искать способ добиться взаимопонимания в супружеской жизни обязан каждый, будь то муж или жена. И главный подсказчик здесь — реакция супруга на твое поведение. Если человек любит и любим, если к нему относятся заботливо и чутко, он раскроется и в личных отношениях. Вы прожили с Настей целых 10 лет и то, что она со временем охладела к супружеской жизни говорит лишь о том, что это Вы были к ней невнимательны. Я советовался по поводу Вашего письма с другими священниками, они говорят то же. Любовь — это не просто гуляние при луне, главное в любви — самопожертвование, а не эгоизм. Без дел любовь мертва.
Вы пишете, что Настю воспитывали почти по-монастырски, и предполагаете, что именно этим объясняется ее холодность. Мне хотелось бы заступиться за Вашу супругу. На самом деле монастырское воспитание учит прежде всего послушанию старшим, а в семье это муж. Оно позволяет человеку быть более стойким к испытаниям, принимать их со смирением, не быть эгоистичным и капризным. Понимаете, если бы Настя была воспитана в представлениях, что супружеские отношение — это грех, она никогда не вышла бы замуж, а действительно ушла бы в монастырь. Но она стала Вашей женой и ее отец-священник дал согласие на этот брак. А представляете, что означает для верующей женщины, для дочери священника уйти от мужа?
Вы, по крайней мере подсознательно, уверены в своей правоте, это сквозит между строк Вашего письма: «Ну подумаешь, стал выпивать, мало ли что! Ну, один раз избил… Но она сама виновата!» А на самом деле этого «одного раза» уже достаточно, чтобы женщина развернулась и ушла. Супружество — это соединение двух людей в одно целое. Если ты бьешь свою жену, это то же самое, как если бы ты с разбегу ударился головой о стену или сам отбил себе руку или ногу. Ведь не станешь же так издеваться над собой, так почему же делаешь это со своей второй половиной? Аргументы вроде «сама довела» звучат просто по-детски..Бог не дает испытаний сверх твоих сил. Если ты поднимаешь руку на свою жену, до хорошего это в любом случае не доведет, в семье, как и в человеческом организме, может начаться гангрена. И в результате может потребоваться ампутация, что у Вас и произошо.
Вы пишете, что Настя лишила Вас возможности участвовать в делах семьи. Что же это за мужчина, за глава семьи, если хрупкая женщина, воспитанная по-монастырски, может его отодвинуть? — удалить. Важно поддержать свою половину даже в каких-то незначительных добрых поступках. В семье в любви супруги хотят опередить друг друга в делах, в помощи друг другу, а не с радостью отсидеться в уголочке.. Знаете, есть женщины, которые постоянно напоминают своим мужьям, что надо, например, починить полку на кухне, некоторые так «пилят» и ругаются, что просто катастрофа. А есть другие, молчаливые — скажут один раз и все. А через какое-то время, если муж так ничего и не сделал, возьмут и починят все сами., да еще и оправдают мужа, мол устал, занят и так далее и тому подобное. Может, Ваша жена из их числа? Есть мужчины, которые уверены в своей значимости, в том, что ведут себя с женами правильно, а сами после работы сидят у телевизора и толком ничем им не помогают, забывая, что их помощь нужна не только в зарабатывании денег. Может, Вы слишком поздно вспомнили, что являетесь главой семьи, а до этого фактически отдали эту роль Насте? У священников есть такая традиция: налагая на человека дополнительное молитвенное послушание (то есть наказание за серьезный грех), скажем, в десять поклонов в день, сами они должны совершать двадцать, чтобы на собственном опыте убедиться, что не заставляют провинившегося делать то, что ему самому не по силам. Так же, по идее должен поступать и муж. Его требования к себе должны быть не меньше, а больше, чем к своей жене, на то он и глава семьи. И еще, в карьерном росте мужчины участвует не только он сам, но и его жена, обеспечивающая его тыл. Поэтому во всем, чего Вы достигли, есть и Настина заслуга. Она как личность не менее важна, чем Вы, и достойна Вшей любви не меньше, чем Вы сами.
Конечно, в любом разладе, как правило, виноваты оба супруга. Но пока Вы как глава семьи, не осознаете свою вину и полностью не примете на себя ответственность за развал Вашего брака, ничего не получится.
Вы хотите пожить до брака с другой женщиной, «попробовать», подходит ли она Вам, а уж потом завести «нормальную семью». Но разве нормальная семья начинается сожительством без каких-либо обязательств? А если не подойдет одна, другая, третья, Вы так и будете всю жизнь «пробовать», пока Ваша жена в другом городе переживает и одна растит ваших общих детей? И где гарантия, что Вы не окажетесь столь же невнимательным и эгоистичным в отношениях с другую женщиной, и она тоже уйдет от Вас? Так что, единственный выход — не изменять своей жене, а измениться самому. Конечно, это очень нелегко, особенно в нашем мире, где царит потребительское отношение к людям. Гораздо легче выпить и выместить досаду на жене или завести роман на стороне — многие так и делают, — чем попытаться спасти семью, стать более внимательным к своей жене, дарить ей цветы, ободрять, утешать ее, когда ей плохо, а вместо сидения у телевизора лишний раз поиграть с детьми. Но если мы начинаем кивать на других и подражать тем, кто руководствуются популярным принципом «Бери от жизни всё», то превращаемся из личностей в стадо. Нужно иметь мужество, чтобы оставаться человеком, сохранить в себе чуткость, верность и умение жертвовать собой ради другого.
Вот Вы спрашиваете, что теперь делать? Я уверен, что надо спасать Ваш брак. Думаю, для Вас не все еще потеряно. Судя по тому, что Вы написали это письмо, Ваше сердце полно теплых чувств к Насте и совесть не дает Вам покоя. Да и Настя, по-видимому, все еще любит Вас, иначе она не впала бы в депрессию, а наоборот, радовалась бы своему освобождению. Так попробуйте начать все сначала! Задумайтесь еще раз серьезно, перелистайте в памяти историю Вашего брака, пересмотрите его с точки зрения своей вины. И не потому что Вы больше всех виноваты, а потому что это самый продуктивный подход к семейной жизни. А потом поезжайте к Насте, поговорите с ней по душам, искренне попросите у нее и у ее родителей прощения. Убедите ее своими поступками в том, что Вы изменились и больше не будете вести себя грубо и невнимательно, никогда не поднимете на нее руку и не прикоснетесь к рюмке. И тогда, Бог даст, она с детьми к Вам вернется, и все уладится.
Подготовила Елена МЕРКУЛОВА
Материал опубликован в 9 (32)-м номере «Фомы» 2005 г. https://www.fomacenter.ru/index.php?issue=1§ion=95&article=1499
О семейной жизни
В другой радиопередаче, ведущей которой является Тутта Ларсен, был рассмотрен вопрос о роли мужчины и женщины в семейной жизни. На этот счет протоиерей Игорь Фомин сказал об особом предназначении каждого из супругов. И муж, и жена должны выполнять те традиционные функции, которые им были назначены Господом Богом. Но, безусловно, в качестве главы должен всегда выступать мужчина.
Батюшка говорит, что, когда женщины задают ему вопросы о том, как поступить в той или иной жизненной ситуации, он прежде всего спрашивает, какое мнение на этот счет высказывает их супруг. Когда муж лежит на диване и не хочет руководить семейными делами, то он, безусловно, совершает грех. Отец Игорь всегда советует сильному полу использовать право последнего слова. Даже если решение вынесено вынужденно, то нужно преподать его, как если бы мужчина пришел к нему самостоятельно. На это его замечание ведущая Тутта Ларсен призналась, что чем дольше она живет с мужем, тем больше ей хочется придерживаться правил, которые установила русская православная церковь.
Исповедь священника. Протоиерей Игорь Фомин
Протоиерей Игорь Фомин: Все, что с тобой происходит, ‒ это и есть воля Божия. Все, что к тебе пришло, все, что с тобой случилось, – этому надо удивиться. А что такое удивление – это когда человек встает около какого-то дива, у дива стоит. Вот произошел с тобой какой-то из ряда вон выходящий случай, упала на тебя, я не знаю, кастрюля со щами со второго этажа – можно озлобиться, а можно удивиться.
Жизнь любого священника в буквальном смысле ‒ ежедневное диво. В каждой исповеди перед глазами часто проходит целая жизнь, полная загадок и непредсказуемых поворотов. Отец Игорь Фомин исповедует уже почти двадцать пять лет с тех пор, как рукоположился в священный сан.
Храм благоверного князя Александра Невского при МГИМО. Его настоятель, протоиерей Игорь Фомин встречает новую алтарную икону. Храм построили пять лет назад, но внутреннее обустройство еще продолжается. Храм благоверного князя Александра Невского еще долго будет находиться в лесах. Стены и купол столь большого храма расписывают всего лишь два человека. Работу выполняют и доверяют строго своим, чтобы все было в едином стиле и одной рукой – так дольше, но надежнее и дешевле. К выбору иконописцев пристальное отношение не случайно, с последней алтарной иконой случился казус.
Случилось так, к сожалению, что мы заказали иконы, причем много икон заказали для храма одной мастерской, и были выплачены деньги – большая часть была выплачена денег, и, к сожалению, они нас подвели, нас обманули, хотя до этого очень замечательные прекрасные иконы написали – скрылись с этими деньгами. Ну, что ж… И вот нашли других мастеров из Палеха и решили продолжить. Слава Богу, нашелся доброхот.
Этот храм – любимый дом для сотен прихожан из семей студентов, преподавателей, дом для его настоятеля отца Игоря Фомина. А ведь он мог бы выбрать совсем другой жизненный путь – например, стать врачом. В старших классах он серьезно увлекся медициной.
Перед армией закончил медицинское училище, влюбился в медицину, хотел быть хирургом, и после армии поступал в медицинский институт, хотя мне отец Василий, наш духовник, сказал: «Нет, давай-ка сразу в семинарию». Я говорю: «Батюшка, ну вот у вас есть светское образование, мне тоже хочется!» Мне очень хотелось в медицину. Он говорит: «Ну, зачем, тебе не надо – вот, поверь!» – «Ну, так хочется!» Он говорит: «Ну, ладно, иди, потеряй годик» Я так обрадовался, думаю: почему годик – пять лет, а там еще и всякие ординатуры и так далее, и тому подобное.
Слова своего духовника, отца Василия Владышевского, он вспомнил позднее, когда завалил первый же экзамен по любимому предмету.
Я «зарезался» на первом экзамене, хотя все было благоприятно. Я подготовился, мама преподавала в медицинском институте в Третьем Меде, и в тот момент, когда я поступал в Третий Мед, на нашей квартире свободной жил сын ректора Третьего Меда со своей семьей, только-только образованной, то есть, понимаете, что все самые благоприятные условия были созданы, я должен был поступить. И первый экзамен – это был экзамен по литературе, сочинение надо было написать: «Творчество войны в стихах Высоцкого». Я одним из первых написал это сочинение на несколько страниц и сдал. У меня никаких вопросов не было, что я написал все правильно. Ушел, стал готовиться к следующему предмету – биология или химия, сейчас не помню, что там было. Причем это было в день Петра и Павла. Я утром зашел, причастился на Новослободской в храме. Прекрасно помню этот день. Пошел сдавать экзамены, все замечательно было. Посмотрел, когда следующий экзамен, подготовился, пришел на него, стал смотреть в списки абитуриентов, которые сдают экзамены и не нашел себя. Думаю: ну, как так, видно, пропустил, невнимательный, не включили, бывает, я еще раз просмотрел. Нет. Не может такого быть! А в горделивую голову влезть не могло, что ты не сдал экзамен.
Завалив экзамен, он не расстроился, в голове крепко сидели слова духовника. После мединститута он забрал документы и на следующий год поступил в семинарию. Так несостоявшийся врач стал врачевателем человеческих душ. Бог ведет нас часто непонятными запутанными тропами, сбивает намеченные планы и дела, встречи. Лишь намного позже мы понимаем Его гениальный режиссерский замысел, Его промысл о нас.
Тот день в жизни молодого священника Игоря Фомина был именно таким – с намеченными планами, делами и встречами. Нужно было помочь родной тёте построить мост в разрушенной деревне. Молодой батюшка с охотой отозвался на предложение, но с самого утра день пошел наперекосяк.
Утром, пока все просыпались, она говорит: «Слушай, поехали в деревню съездим, ты на машине, я тебе наш молитвенный дом покажу». В деревне у них храма не было, но они открыли молитвенный дом прямо в какой-то избушке, им кто-то отдал избушку. Туда приезжает батюшка, там служит литургию. Интересно: разрушенная колокольня оставшаяся. «Мы проедем, посмотрим, и ты на машине – зайдем магазин и закупимся». Я говорю: «Конечно, поехали». Я облачился – все-таки молитвенный дом. Заехали в молитвенный дом: очень красиво оформлен, какие-то вырезанные из журналов бумажные иконочки развешаны, половички, бабушками связанные, – очень уютненько, все чистенько, аккуратненько, прекрасно. Спели тропари – сейчас уже не помню, какой тропарь спели. Выходим, и вдруг бабушка какая-то заходит и говорит: «Ой, а ты, что, сынок – поп, что ли?» Я говорю: «Да, матушка, вот такой какой есть поп». – «Слушай, а у моего вот сегодня тридцатая годовщина, давай послужим панихидку?» – «Давай». А сам думаю: там мужики уже собираются, наверно, встают сейчас уже, чуть-чуть опохмелятся, покушают, и надо идти делать, пока световой день – мост, бревна валить, и так далее, и тому подобное.
Но благому начинанию в тот день так и не суждено было сбыться. До строителей священник не доехал. По пути к мосту возникало то одно, то другое неотложное дело. Рядом с местной заброшенной колокольней батюшкину машину остановил странный незнакомец.
Ну, посередине пепелища колокольня, на ней «Маша плюс Вася равно любовь»– все как и везде, все как обычно. Посмотрели, поцеловали камни, развернулись и пошли. А мимо нас какой-то такой парень пробежал в очечках – красный такой, круглый, куда-то пробежал. Ну, пробежал и пробежал. Мы сели в машину, и вдруг мне в стекло такой удар, я даже прямо вздрогнул от неожиданности: «Вы поп?» – «Да». – «Я хочу исповедоваться». Я говорю: «А в чем вопрос?» Он говорит: «Я иду вешаться, не хочу с грехами, хочу без грехов». И, знаете, вот меня отпустило, сразу отпустило, и я понял, зачем я приехал за четыреста километров, зачем меня Господь везде остановил, везде провел. Господь великий режиссер, Он сделал так, что мы с Ним пересеклись. Господь дал шанс увидеть человека в рясе с крестом и дал ему возможность вдруг задуматься, потому что, как я помню, это состояние он вынашивал долго.
Что толкнуло на страшную мысль и подробности несостоявшегося самоубийства останется тайной исповеди. Она длилась полтора часа в разрушенной колокольне.
Он никогда не причащался, он никогда не исповедовался, он никогда не был в храме, он, наверно, священников видел по телевизору, ну, наверно, вот и все, что он знал об этом, но он воспользовался этой ситуацией, и я надеюсь – до сих пор живет.
После той исповеди он поразился тому, как Господь деликатно, но настойчиво управляет и направляет, при этом всегда оставляет выбор.
Тогда понял, когда сел в машину после этой исповеди, что мост мы не построим – в общем-то, так оно и получилось, потому что не ради моста сюда привел Господь, а может быть, Господь даже надоумил этих мужиков украсть мост для того, чтобы не я спас – вот здесь это очень важный такой аспект – я стал тем винтиком, механизмом, или, может быть, той пешкой вот в этой большой стратегический партии у Бога, где Он дал возможность человеку много что осознать. Для меня это, конечно, было поражением, поражением всего моего представления о любви Божией, но и о той, наверное, настойчивой деликатности, с которой Господь эту любовь предлагает. Все-таки у человека остается право выбора между одним и другим поступком.
Батюшка, Вы мороженое любите?
Очень. Очень люблю мороженое, это, наверное, куда-то в детство меня очень так отбрасывает сильно, хотя я не могу сказать, что мне как-то о чем-то грустно сейчас в этом состоянии; но детство оно всегда есть детство, оно всегда очень прекрасное. И когда ты ешь мороженое, просто так всплывают какие-то моменты: вот ты с дедушкой идешь, с ветераном войны за руку, маленьким, или, там, с папой, который работает в Академии наук.
Нынешнее мороженое все же уже не то, что в детстве. И по весу уступает: 80 граммов против 100, и по вкусу. Больше всего на свете он любил дедушкино мороженое, его ветеран войны готовил сам.
В моем детстве было разное мороженое. Дефицита мороженого не было, но в моем детстве было даже самодельное мороженое. Я помню, как дедушка – главврач госпиталя одного подмосковного ‒ делал мороженое. Подробностей сейчас не помню, но это было самое вкусное мороженое.
Детство будущего священника было, как у большинства советских мальчишек. Пионерский галстук он чаще носил в кармане брюк, любил похулиганить и с друзьями катался на товарных поездах. Опасное баловство, как водится, до добра не довело: хулиганов поймала милиция. Тогда Игорю Фомину впервые досталось от родителей.
Естественно, милиция все-таки такое подсудное дело, в школу пришли, вызвали, ну и родители потом вызвали. Моим родителям досталось…
Сейчас за это даже уголовка светит.
Да, но тогда первый раз нас простили, хотя погрозили детской комнатой милиции, на учет поставить, условный срок дать… Для нас это было что-то ужасное такое. И вот, я помню, как после этого мама меня ругала, кажется, после этого – я не помню сейчас, из-за этого или нет, но она меня так чехвостила, мне было так стыдно, неудобно… Естественно, я пытался что-то там возразить, и потом она подвела к папе. Она говорит: «Юра, поговори с ним!» Он на меня так посмотрел и дальше стал заниматься, и мне так стало неуютно, страшно, я говорю: «Пап, ну ты хоть выпори меня, накажи как-нибудь!» Он на меня так еще раз посмотрел и говорит: «Ты знаешь, если ты дурак, то это бесполезно, а если ты умный, ты так уже все понял». И знаете, вот для меня это было страшнее всего.
Впрочем, ему есть что вспомнить хорошего из школьной жизни: он коллекционировал марки, значки, старинные бумажные деньги, при этом увлекался спортом и даже стал лучшим вратарем по гандболу РСФСР среди юниоров. Возможно, достиг бы значительных спортивных высот во взрослом гандболе, но с расписанием вышла накладка: занятие, как назло, каждый раз попадало на воскресенье.
Все соревнования назначались на воскресный день. Я к тому времени уже алтарничал, и я одно исключение сделал – алтарничал, пропускал соревнование; а в другое воскресение ездил на соревнование, пропускал алтарь. И в какой-то момент тренер выяснил, в чем проблема и сказал: «Тебе надо выбрать: или попы, или спорт».
Он выбрал Бога – сознательно и последовательно, вслед за тем, как приняли Бога в свою жизнь его родители. Сначала папа, глубоко уверовавший после смерти своего отца. Георгий Фомин работал в Академии наук и был серьезным программистом.
Когда он скончался, в его телефоне я нашел такую запись: «5 мая 1976 года я стал верующим человеком» – вот это день смерти его отца. Папа был и до этого верующим человеком, но видно смерть его отца, который тоже был необычайным, очень добрым человеком, его так поразила, что, наверное, какой-то новый этап был взаимоотношений с Богом.
Через три года в девять лет крестился Игорь вместе с мамой. Можно сказать, с этого времени и началась его активная жизнь в православии. Он помнит точно, что в четырнадцать он впервые вошел в алтарь, а двумя годами ранее, в двенадцать, прочитал Евангелие.
Причем очень быстро его прочитал, где-то в две с половиной – три недели, не больше. Я просто глотал – глотал Новый Завет, естественно, не всю Библию, а Новый Завет глотал, и для меня это было, знаете, как поражение такое. Вот и здесь, что ни строчка, что ни стих – меня это просто поражало с ног до головы. И сейчас читаешь, разбираешься, смотришь: еще что-то такое, какие-то моменты очень яркие ты пропускаешь, а тогда мне казалось, что просто все, каждая строчка, каждая буква меня касается. И с этого момента, естественно, такая любовь к Священному Писанию ‒ она была привита мне.
Привито добровольно, без наставления и назидания. Родители никогда не давили на сына и всегда давали свободу выбора, но удивительным образом все разговоры отца всегда незаметно сводились к Евангелию.
Как у него это получалось – я вот до сих пор не могу никак это понять и уразуметь; но вот о чем бы, с кем бы он ни заговорил, или с ним кто бы ни заговорил, всегда в конце разговора выходили на Евангелие и заканчивали Евангелием. Это потрясающая способность была такая у отца, любящего искренне Господа и Священное Писание.
Папа всегда был примером для сына. Георгий Фомин рукоположился в священники, когда сын вернулся из армии. Так протоиерей Георгий Фомин восстановил род священников, который прервался после революции.
Перед его глазами прошло много историй заключенных – и бывших, и еще не осужденных. Исповедь одного из них запомнилась особенно.
Вечером после службы исповедовал, и как-то очень долго я задержался. И подошел мужчина, молодой, лет тридцать, наверное. Он говорит: «У вас есть время?» Я говорю: «Есть». – «Я очень долго займу у вас время, я хочу исповедаться за всю жизнь». Я думаю, ну, что там ‒ тридцать лет: «Ну хорошо, конечно, пожалуйста».
Он привык в своей пастырской работе ко многому, но к тому, что это будет исповедь убийцы, готов не был. Убийца был не простым, а профессиональным, в 90‑е был наемным киллером и убил немало людей.
Когда он вернулся из армии, то это уже были совершенно другие времена; это были уже начало 90‑х годов, лихие разборки, братва, и его привлекли к этому делу, причем простыми угрозами: если ты не хочешь заниматься, то твои близкие пострадают. Он согласился на это и стал наемным убийцей, наемным киллером. Причем, когда он дошел до этой страницы своей истории, он говорит: «Знаете, батюшка, мне совершенно безразлично, что вы после этой исповеди сделаете: пойдете в милицию (тогда еще милиция была) или не пойдете, мне совершенно безразлично, я просто так уже жить не могу». И, действительно, какие-то такие вещи уже рассказал, неприглядные, страшные вещи. Исповедовался – у меня это впервые было, первый и последний раз, больше такого никогда ещё не было.
Тогда перед священником стал непростой выбор: сдать киллера в милицию за совершенное злодеяние или сохранить тайну исповеди.
Но Господь очень интересно тоже со мной распорядился в этом плане. Наверное, на следующий день, если я не ошибаюсь, я открыл Феофана Затворника – вот так, просто наугад. Готовился к проповеди, и вот, как сначала откроешь книгу, а потом уже ищешь там какую-то страницу – и вдруг какое-то слово священнослужителя о исповеди. И вдруг я прочитал у него такие очень интересные слова, что если перед исповедующимся должно лежать Евангелие и крест, то перед исповедующим, то есть священником, должен лежать еще и нож – в напоминание о том, что лучше отрезать себе язык, чем разгласить исповедь. И для меня вопрос был закрыт и морально, и этически. И через, наверное, полгода, может быть, год, мне пришло письмо в Казанский собор, где он описывает свою судьбу. Причем оно уже было не мрачным таким, как его исповедь, а наоборот, позитивным, что после исповеди – он говорит, – я почувствовал свободу, я сам пошел в милицию и сдался. Ему пожизненный срок дали, и он этому безумно рад.
Для него такое перерождение души человека после исповеди – настоящее чудо.
Для меня чудо – это перерождение другого человека, тогда, когда ты в смирении, в покаянии вдруг называешь свои грехи и каешься в них, и они прощаются тебе. Вот это чудо, вот это такое поразительное чудо…
Видео-источник: Телеканал СПАС
Наиболее значимые темы, раскрытые Игорем Фоминым
Из всех пунктов Нагорной проповеди батюшка наиболее детально рассмотрел фразу о блаженстве нищих духом. По словам священника, так в Евангелии называются люди, которые лишены тщеславия и гордыни и поэтому готовы следовать за Иисусом Христом. Протоиерей Игорь Фомин приводит здесь пример из своей биографии. Один из его друзей с детства страдает церебральным параличом.
Несмотря на это, приятель со всей искренностью как-то признался священнику, что благодарен Господу за то, что он счастлив. Когда батюшка спросил у него о причине его радости, тот ответил, что он признателен Всевышнему за свою болезнь, которая не позволяет ему совершать многие грехи. Подобных людей можно назвать нищими духом.
Почему жизнь одна?
— Но ведь, действительно, кто-то рождается, скажем, в православной семье, с детства знает, что такое Библия, у него есть интерес к духовной жизни. И есть дети, которые рождаются в «глубинке» в семье алкоголиков. Это значит, что предпосылок стать лучше у одного изначально больше, а у другого — меньше? Как это объяснить с христианской точки зрения?
— Человек отвечает только за свои поступки. Это однозначно. Да, люди рождаются в разных условиях, но жизненный итог любой человек подводит сам. И это будет единожды.
Мы не можем судить, у кого тяжелее жизнь, у кого легче — у каждого свои испытания.
Неблагополучные обстоятельства могут стать, наоборот, предпосылкой к тому, чтобы крепче «зацепиться» за Бога. А благополучные — вспомните фарисеев…
Они родились в религиозных семьях, получили прекрасное образование, закон знали назубок, но именно они распяли Христа. Из самого низкого состояния можно подняться, и из самого высокого пасть очень глубоко.
Человек живет однажды. Православие не исповедует перевоплощения. По многим причинам.
— По каким?
— Начнем с того, что теория реинкарнации подразумевает усиление добра и усиление зла в мире. Допустим, умирает бандит — и в следующей жизни воплощается в крысу, из крысы «выбраться» тяжело — ведь она только за счет воровства и живет. То есть следующее перевоплощение будет куда хуже.
Реинкарнация — это принцип утверждения такой жесткой справедливости: если ты воровал, у тебя потом будут воровать; если ты работал в гестапо, значит, тебя будут мучить. Но это, мне кажется, не совсем справедливо и правильно. Ведь человек, по этому учению, не помнит своей прошлой жизни. Даже если, скажем, он родится не животным, а человеком, которого
Фото: Александр Малин.
всю жизнь будут обворовывать, он ведь не будет знать, почему его обворовывают. У него нет возможности сделать выводы.
Есть такие слова христианского философа первых веков, Тертуллиана: «Каждая душа по природе своей — христианка». Она вышла от Бога. Согласно Библии, человек творится для сорадования Богу. Он ни в коем случае не «зарабатывает» свое спасение хорошими поступками. Это просто исключено.
— Почему?
— Потому что с Богом не может быть рыночных отношений.
Допустим, мы придем к Господу и скажем: «Господи, я не убил, не украл, я не позавидовал, не блудил. Я выполнил Твои заповеди?» — Господь скажет: «Нет». — «Почему?!» — «Потому что Моя заповедь не в том, что бы „не делать», Моя заповедь: люби!».
А реинкарнация, по сути, предлагает человеку сделку:
делай так — и будешь в следующей жизни жить лучше, а потом достигнешь нирваны.
— И Бог в такой схеме оказывается, в общем-то, человеку не нужен…
— Да, получается так. Если хорошие поступки совершаются из любви — отлично. А если из корысти — человек пытается откупиться. «Я Тебе — правильную жизнь, а Ты мне — вечное блаженство». Вот это Евангелием осуждается.
Кроме того, православные не исповедуют реинкарнацию потому, что ее результат — это слияние с мировым Абсолютом. Бог (Абсолют), по этой теории, всех делает одинаковыми, всех посылает в мир одинаковыми, «расщепляет», скажем так, для того, чтобы потом опять соединиться вместе.
— Допустим, это одна из возможных интерпретаций. Есть течения, которые считают, что нет такого слияния…
— Хорошо. Но тогда где конец совершенствования? Если человек остается личностью, где конечная точка его перевоплощений? Где критерий? Когда Господь прекращает перевоплощения?
В православии нет «финиша» — есть «старт», но нет «финиша».
Христианство говорит о том, что совершенен один Бог. Христос в Евангелии сказал: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». То есть это призыв к совершенству, направление пути, недостижимый образец — потому что человек никогда не сможет сравняться с Богом, это невозможно. Бог есть совершенная Любовь, Он это показывает на кресте. А человек стремится уподобиться Христу в меру своих сил: Подражайте мне, как я Христу, — говорит апостол Павел. Но абсолютное совершенство запредельно, оно недостижимо…
И потом, еще одна очень важная сторона вопроса — христианское отношение к телу. Христиане верят в воскресение из мертвых, и Христос воскрес телесно и телесно вознесся к Отцу. И ведь
Православие придает большое значение телу — это не какой-то ненужный хлам, от которого человек избавится после смерти, тела тоже преобразятся.
А если за 1000 жизней накопилось 1000 тел — в каком ты воскреснешь?
И что с остальными, грубо говоря? Это просто мусор, который истлеет, — и все? Христиане верят иначе.
Лаконичные ответы на вопросы
На одном из сайтов, посвященных православной вере, протоиерей Игорь Фомин регулярно отвечает на вопросы, интересующие людей. Свои комментарии он представляет в очень краткой, но тем не менее информативной и поучительной форме. Так, например, один из посетителей сайта спросил его, в каких грехах нужно исповедоваться и о каких стоит умолчать. На это батюшка ответил, что говорить нужно абсолютно обо всех нечестивых поступках и мыслях.
LiveInternetLiveInternet
О том, что значит быть настоятелем строящегося храма, как «нейтрализовать» возможных противников такого строительства, почему в МГИМО церковь именно в честь святого князя, об исторической справедливости, жертвенной помощи неравнодушных людей и делах молодого прихода – беседа с протоиереем Игорем Фоминым, настоятелем церкви во имя святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО.
– Отец Игорь, каково это – быть настоятелем строящегося храма? И легко ли дается строительство?
Строительство храма – дело сакральное и таинственное
– Строительство храма – дело сакральное и таинственное. Как я теперь на опыте понимаю, это не только возвести стены, сложить кирпичик к кирпичику, сделать все, чтобы было красиво и удобно. Как любит повторять староста нашего прихода – декан факультета международной журналистики МГИМО: «Храм не в бревнах, а в ребрах». Собственно, из этого исходили и это было главным, когда создавался в МГИМО приход, когда возникла идея строительства храма.
А легко ли дается строительство? Очень много было обхожено кабинетов, очень много было избито порогов, чтобы нам дали землю под храм. И, честно говоря, у нас в общем-то ничего не получалось. У Бога были, видно, другие планы и другие временные сроки, не соответствующие нашим планам и нашим срокам. И все совершилось по Божию благословению – естественным образом реализовавшись через московскую программу «200 храмов». Мы вошли в эту программу в 2011 году, и уже через год нам дали участок земли под строительство церкви – недалеко от МГИМО.
Трудности были, наверное, как и у всех, – финансовые. Мы никак не могли найти средства для строительства основного храма. Временный храм нам помог возвести Сергей Владиленович Габестро – директор Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского. Благодаря его трудолюбию, его затратам храм был построен. Принимали участие в благоукрашении нашего временного храма, конечно, и другие люди, мы молимся за них и премного им благодарны. Временный храм был большой, но он очень быстро наполнился и стал тесным. Народ стоял на улице… Храм вмещал около 300 человек, а в воскресные дни приходило людей больше. Так что нам более просторный храм был необходим как воздух.
Когда началось строительство основного храма, то вновь мы столкнулись с финансовыми трудностями. Но мы не испугались, не остановились, и благодаря жертвенному труду Андрея Валерьевича Гусарова, возглавлявшего строительную , продолжили: провели нулевой цикл работ, положили фундамент. Потом стали возводить стены. Андрей Валерьевич долго ждал оплаты наших долгов, но смиренно и с пониманием относился к нашим тяготам, за что ему низкий поклон. Он также передал в дар нашему храму частицу мощей святителя Николая, архиепископа Мирликийского, которая хранилась у него дома, и много благодеяний оказал нам. Это по-настоящему смиренный верующий человек.
Стены нам помог возвести наш прихожанин и выпускник МГИМО Алексей Николаевич Захаров.
Но некоторый долг у нас все равно оставался и очень нас тяготил. Но мы верили, что Господь в свое время всё покроет. В том, что с Божией помощью найдутся необходимые средства, никто не сомневался. Прихожане горячо молились, мы служили молебны, акафисты. Было очень большое единение наших душ и сердец. И помощь приходила. Люди жертвовали свои средства для закрытия долга: кто-то малые, а кто-то и немалые. Так, один прихожанин продал участок земли, выручил серьезные деньги и внес их в оплату нашего долга. Благодаря этой жертве мы на какое-то время утихомирили наши финансовые волнения.
Но дело пошло быстрее, когда на нас обратили внимание и ее директор Владимир Олегович Потанин. Он, его заместитель и его помощник оказали нам очень большую помощь.
– Сколько всего времени ушло на строительство?
– Три года: мы начали строительство в 2013 году, а 6 марта 2016-го храм был освящен.
Много чудесных вещей происходило за это время. И мы поняли самое главное: у Господа Свои планы, и очень важно не помешать Богу строить храм. В этом деле нужно стараться быть подсобными рабочими Господа, Его помощниками.
– Первая, временная церковь при МГИМО была посвящена святителю Николаю Чудотворцу, но постоянный храм получил другое посвящение – благоверному князю Александру Невскому. Почему? Этим хотели связать внешнеполитическую деятельность святого князя со специализацией – международные отношения – ведущего вуза страны?
– Временный храм был освящен во имя святителя Николая, чудотворца Мирликийского, вот по какой причине: тут до 1979 года находилась именно Никольская церковь. Конечно, не прямо вот на том месте, где стоит наш храм, а немного дальше, в глубине парка. Мы определили это место, но нам, к сожалению, не дали восстановить историческую справедливость и именно там построить храм. Поэтому – чтобы помнить о бывшей здесь некогда церкви – мы и просили Патриарха Кирилла освятить временный храм в честь святителя Николая. Чтить этого святого мы будем и впредь: Никольским будет крестильный храм. Святейший Патриарх проявил мудрость и дал нам антиминс для служения Литургии в крестильном храме при МГИМО.
А с посвящением храма благоверному князю Александру Невскому связана вот какая история. Еще в 2005 году к приснопамятному патриарху Алексию II пришла делегация МГИМО во главе с ректором Анатолием Васильевичем Торкуновым, чтобы испросить благословение на создание православной общины и строительство храма при МГИМО. Но они просили благословить общину в честь праздника Покрова Божией Матери. Дело в том, что МГИМО был основан именно в этот праздник в 1944 году: министр иностранных дел СССР В.М. Молотов, курировавший в то время образовательную сферу, подписал указ о создании Института международных отношений 14 октября. Так что логично было бы храм назвать в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Но Патриарх с первосвятительской мудростью решил иначе. Он сказал: «Покров – важный праздник, но храм ваш должен быть освящен в честь Александра Невского – великого дипломата, великого воина, великого семьянина. Это так важно для нашей страны». А мы все помним, в каком состоянии – можно сказать, маленькой катастрофы – были в то время эти главнейшие составляющие жизни государства. Но Промыслом Божиим, молитвами святых и трудами людей сейчас все это поменялось к лучшему.
– Нередко при строительстве нового храма происходят столкновения с местными жителями, «храмоборцами», защитниками парковой зоны. Ваш храм тоже находится в парке. Были ли у вас столкновения?
Наш храм построен полностью на пожертвования – ни одной копейки из госбюджета на него не пошло
– Нет, у нас, к счастью, не было «храмоборцев». У нас даже не было возмущений каких-то. Трижды проходили общественные слушания, посвященные строительству нашего храма, на них собирался полный зал, мы отвечали на вопросы местных жителей… Какого-то такого ярого противления не было. Был диалог, понимание тоже было. В значительной мере этому пониманию способствовали наши объяснения, что храмы строятся не за счет государства, не потому, что какой-то чиновник выделяет бюджетные деньги, что они возводятся на пожертвования. Вот наш храм построен полностью на пожертвования – ни одной копейки из госбюджета на него не пошло.
– Но все-таки с какими-то трудностями пришлось столкнуться в ходе строительства храма?
– Трудности возникают, когда человек или на себе зацикливается, или хочет какого-то спокойствия. А когда человек трудится, у него и получается всё то, что должно получиться… А если что и не выходит, то, в общем-то, нам и не стоит расстраиваться.
Трудности всегда и были, и есть. Но так как наша душа – христианка, мы о них и не вспоминаем.
Ну, а если покопаться в памяти, то, наверное, можешь припомнить, как переживал, когда подходило время очередного платежа, но он затягивался на энное количество дней, и тебе неудобно было перед человеком, которому ты должен был перевести средства… Были переживания и за свою семью, что дети и супруга меня видят очень редко – в основном или рано утром, когда в школу, институт их отвозишь, или поздно вечером, когда все уже в постели. Но это, наверное, проблема всего духовенства и, конечно, не есть хорошо. А для человека, который строит храм, тем более. Но милостью Господней семья моя меня поддерживает, понимает и всегда со мной. А всё остальное человек, Богу споспешествующий, думаю, может преодолеть.
– Расскажите, пожалуйста, о вашей приходской жизни, о социальной деятельности прихода.
– Храм молодой, поэтому, может быть, чего-то и нет пока у нас, но что-то есть в очень хорошем, скажем так, развитии, в перспективе. Мы ведем очень большую работу с общеобразовательными школами нашего района. Тесно общаемся и сотрудничаем с учителями, ведущими и «Основы православной культуры», и курсы по мировым религиям и светской этике, и при этом не разделяем и не противопоставляем этих учителей, ведь мы являемся союзниками в деле воспитания детей. Проводим в школах интересные тематические вечера. Школьники приходят и в храм в рамках уроков по ОПК, и мы проводим занятия о внутреннем устройстве храма, богослужениях и многом другом.
Проходят также «Покровские старты» – игра для школьников. Так как наш храм стоит в парке, то мы задействуем его для этой игры: детям надо не только ответить на вопросы по курсу ОПК, но и сориентироваться на местности, дабы прийти к определенному пункту.
У нас также налажены контакты с Дмитровским детским домом, в котором живут и учатся ребята с врожденными физическими недостатками. Имеем связь с двумя благотворительными организациями; одна из них – «Ной» – оказывает помощь нищим. Планируем выпускать газету… Это то, о чем вспомнилось сразу.
В нашем храме есть молодежное служение, есть два библейских кружка – для молодежи и для всех желающих. Есть катехизические беседы «Мужского клуба» – мы специально пошли на такое неправославное, может быть, нехристианское ограничение, но именно для мужчин мы собираем эти беседы, они проходят вот уже два года.
– С перспективой на будущее – для поступления в семинарию?
– В основном на эти занятия собираются уже состоявшиеся люди. Все-таки в семинарию надо поступать молодым.
В воскресный день у нас поет весь храм
Также у нас есть народный хор, который поет и на всенощных, и на других службах. И самое главное: на воскресных Литургиях у нас народное пение – поет весь храм. Выходит регент с книжечкой, народ разбирает книжки с богослужебными текстами и антифонно с правым хором поет богослужебные песнопения.
– А кого и как вы берете в хор? Если есть, например, у человека желание, но нет слуха – возьмете?
– У нас отличный регент, так что поют абсолютно все. Я не знаю людей, кому было бы отказано. Народный хор и есть именно народный.
Далее
Путь к храму
В данной главе будет рассмотрена биография протоиерея Игоря Фомина и личная жизнь батюшки.
Священник родился в начале семидесятых годов. Как и многие советские дети, он поступил в школу в семилетнем возрасте, а достигнув 9 лет, был крещен. Мальчика настолько заинтересовали церковные службы и деятельность священнослужителей, что он стал посещать храмы регулярно. Вскоре ребенок был принят в качестве алтарника в один из соборов в Подмосковье. Когда юноша закончил школу, то наставник благословил его на то, чтобы он стал священнослужителем. Но отец Игорь признается, что это решение было нелегким. Он до самого последнего момента испытывал сомнения: сможет ли исполнить этот нелегкий долг. Фомин даже пытался поступить в медицинскую академию.
Но в конце концов все-таки решился и пошел по тому пути, на который получил благословение. В середине девяностых годов он стал диаконом Казанского собора на Красной площади.
В течение продолжительного времени Игорь Фомин сотрудничал с православным журналом «Форма». Именно он был одним из авторов идеи о создании церкви при Московском институте международных отношений. Когда этот храм был построен, митрополит Московский и всея Руси Алексий Второй назначил молодого священника настоятелем данного собора.
Как проходили детские и юношеские годы
Будущий протоиерей появился на свет 25 февраля 1970 года в семье служащих. Его родители – верующие люди, поэтому когда мальчику исполнилось 9 лет, его крестили. Уже тогда Игорь настолько заинтересовался церковными службами, что стал посещать храмы и наблюдать за деятельностью священнослужителей. Когда Фомину было 14 лет, его приняли в один из соборов в Подмосковье, где он выполнял обязанности алтарника.
В семье Фоминых никогда не было скандалов и ссор, а отец и мама никогда не ругали мальчика. Они поступали очень мудро и давали ему самому решать — хорошо он сделал или плохо. Игорю было тяжело самому принять решение, и иногда он просил отца, чтобы тот его выпорол. Но родитель на это отвечал: «А зачем тебя пороть? Если ты умный, то и так все понял, а если дурак — то бесполезно».
После окончания школы Фомин ушел служить в армию, а после возвращения долго думал о будущем пути. Он решил нарушить благословение духовника и пытался поступить в медицинский институт, но провалил экзамены.
О личной жизни
Батюшка Игорь принадлежит к так называемому белому священничеству. То есть он является женатым человеком. Известно, что после окончания семинарии молодым людям предлагается сделать выбор: вступить в брак либо принять монашество.
Женился священник в возрасте 24 лет. Его супруга всячески содействует занятию своего мужа. На вопросы о личной жизни протоиерей Игорь Фомин отвечает очень сжато. Он считает, что гораздо важнее обсуждать проблемы, связанные с духовной жизнью православных христиан, ведь в этом и состоит одна из сторон его церковной деятельности.
Еще одним поприщем, на котором работает батюшка, являются общеобразовательные школы. Там священник ведет факультативные занятия по истории православия. Занимается он этим уже более двадцати лет. Отец Игорь с радостью отмечает, что в последние годы дети стали относиться к священникам не как к чему-то сверхъестественному, а как к обыкновенным людям.
Церковная деятельность
В 1991 году юноша исполнил благословение и поступил в семинарию. Через четыре года он был рукоположен в диакона и стал служить в Казанском соборе на Красной площади, а в 1996 году стал священником Казанского собора. Как только начал издаваться журнал «Фома», отец Игорь вошел в состав редакционного совета издания. Вскоре был решен вопрос о строительстве храма при МГИМО, и именно Фомина выбрали его настоятелем.
Также протоиерей ведет в школе факультативные занятия по истории православия. Эти занятие проходят уже более 20-ти лет, и вот что подметил Фомин: в последние годы школьники не шарахаются от священников, а относятся к ним, как к обычным людям. Помимо службы в храме, отец Игорь постоянно общается с прихожанами и со многими даже подружился. Они помогают друг другу в делах, делят радости и горести, ходят друг к другу в гости.