Ангелы небесные
Ангелы живут в тонких мирах и не имеют плотного тела. При этом их возможности гораздо выше человеческих: эти создания, обладающие высшим разумом, могут следить за материальным миром, а иногда даже корректировать ход событий. По сути, они посредники между Богом и людьми, между духовным и физическим миром.
Для обычного человеческого глаза ангелы невидимы. Впрочем, священные тексты содержат немало свидетельств, когда ангел представал перед праведником или святым, чтобы сообщить ему повеление Божье.
Ангелы являют собой две стихии: воздух и огонь. С помощью огня они карают грешников либо очищают их души от скверны. Воздух же символизирует легкость и чистоту невинной ангельской души, а также полет как самый быстрый способ передвижения.
Само слово «ангел» происходит от древнегреческого слова, которое переводится как «вестник», «посланник». Ангелы в представлении большинства людей – это прекрасные существа в длинных белых одеяниях, символизирующих чистоту, и с крыльями за спиной.
Перед обитателями небесных сфер стоят разные задачи, каждая группа ангелов исполняет свою функцию. Некоторые заняты созданием галактик, другие отвечают за отдельные планеты, деятельность третьих сосредоточена на эволюции живых существ. Богословы утверждают, что каждый человек, живущий на Земле, имеет своего ангела-хранителя.
Служение ангелов
Как уже указывалось, слово Ангел указывает не на природу, а на служение. В чем же суть этого служения? На основании Священного Писания можно говорить, что ангельское служение двояко и заключается в прославлении своего Творца (Ис. 6:3), в сообщении Божьей воли, помощи или наказании человеку или сообществу (Иов 1:6; Ис. 6:72; Цар. 24:16; Дан. 8:16–26; Иов 12:12; Лк. 22:43; Откр. 5:8; Мф. 16:27 и т. д.
О числе Ангелов в Священном Писании прямо не указано. Все святые отцы, за исключением свт. Григория Нисского, говорили, что число это хоть и неизвестно, но стабильно, то есть с того момента, когда ангелы были сотворены Богом, их число осталось неизменным.
Святые отцы – свт. Григорий Нисский, свт. Кирилл Иерусалимский – в евангельской притче об одной заблудшей овце (Мф. 18:12), ради которой хозяин оставляет 99 и идет ее искать, видели указание на численное соотношение Ангелов (99) и человеческого рода (одна заблудшая овца), заключая, таким образом, что количество Ангелов несравненно больше, но определить их конкретное число невозможно.
Девять чинов
Иерархия необходима для поддержания жизни во Вселенной. И в нашем мире все строится по принципу иерархии: Солнечная система, человеческое общество или муравейник. Стоит помнить, что физическая реальность является проекцией более высоких измерений. Значит, земная иерархия повторяет божественную систему, хотя несовершенный человеческий разум вносит свои искажения.
Небесное царство было создано как стройная система, где каждый элемент играет специфическую роль, определенную божественным замыслом. Это создает гармонию мироздания. Если порядок нарушен, возникает хаос, ведущий к гибели и разрушению.
Бог создал систему четкого распределения функций, чтобы творение было совершенным. Люцифер был низвергнут с небес, потому что он нарушил установленный порядок и хотел жить по собственным правилам, отбросив в сторону божественные законы.
Христианские богословы выделяют в небесной иерархии девять чинов, распределенных по трем группам. Эти чины, иначе именуемые ступенями, были описаны многими христианскими авторами, в их числе можно назвать Иоанна Златоуста, Фому Аквинского, Бонавентуру и Данте Алигьери.
При некоторых разногласиях большинство теологов придерживается системы, включающей три группы ангелов. В отдельных системах принято название сферы, круга или триады (поскольку каждая группа представлена тремя видами ангелов).
Упоминания в священных книгах
Об ангелах Библия упоминает как в Новом, так и в Старом Завете. Тем не менее, нет подробного рассказа о том, как они живут и что собой представляют. Ветхозаветные ангелы часто являлись праведникам и пророкам, как во сне, так и наяву, чтобы дать нужный совет или предостеречь от несчастий. В Ветхом Завете упоминается также падший ангел, который впал в грех гордыни и за этой был низвергнут с небес самим Богом.
В Новом Завете тоже не раз говорится про ангелов. Внушительного вида ангел с огненными ногами и радугой над головой явился пророку Иоанну Богослову, чтобы рассказать о событиях будущего и об Апокалипсисе и Страшном суде. Когда Иисусу Христу задали вопрос про ангелов, он ответил, что они не женятся и не выходят замуж, а пребывают рядом с Богом на небесах.
Ещё больше информации можно найти в иудаизме. В Тенахе (Библии евреев) упоминаются имена ангелов и архангелов. Самыми главными из них считаются Рафаэль, Габриэль и Михаэль. В апокрифе Ветхого Завета «Эфиопской книге Еноха» также есть упоминания об ангельских существах. Иудеи верят, что Бог поручил охранять четыре стороны света своим главным архангелам — Михаэлю, Габриэлю, Ориэлю и Рафаэлю.
Христианская ангельская иерархия
Рассмотрим подробно систему, принятую в христианстве. Каждая сфера (триада) представляет собой особый тип ангелов. К первой сфере относится ближайшее окружение Бога. Вторую триаду представляют существа, отвечающие за устройство Вселенной и поддержание божественного порядка. В третью группу входят ангелы, которые связаны непосредственно с людьми.
Первая сфера
В триаду входят: серафимы, херувимы и престолы.
- Серафимы являются наиболее приближенными к Господу созданиями. Название произошло от древнееврейского слова «пламенеющий». Именно такими увидел их библейский пророк Исаия. По словам пророка, серафимы имели шесть крыльев. Святой Дионисий Ареопагит поставил серафимов на первое место в иерархии и указал на их пламенную любовь к истине и свету.
- Херувимы стоят на второй ступени после серафимов. По мнению богословов, херувимы воплощают в себе божественную мудрость. Их цель – передавать эту мудрость другим. В тексте Ветхого Завета встречается херувим с огненным мечом, охраняющий вход в райский сад. Израильский царь Давид упоминает, что херувимы служили Господу средством передвижения. Поэтому в Библии по отношению к Всевышнему часто встречается фраза «сидящий на херувимах». По поводу происхождения слова существуют разногласия. Согласно Талмуду, название происходит из арамейского языка и означает «подобный юноше». Другие исследователи склоняются к ассирийской версии, по которой херувим означает «молящийся, благословляющий».
- Престолы – это ангелы, окружающие Бога, восседающего на троне. В православии их также называют Богоносные. Впрочем, это выражение следует понимать не буквально, а в переносном смысле. Они несут Бога внутри себя, служат ему верой и правдой. Кроме того, эти создания несут в себе эволюционное начало, выражая промысел Божий.
Мистик Ян ван Рюйсбрук, живший в Средние века, писал, что ангелы высшей триады никогда не вмешиваются в конфликты, возникающие между людьми. Но если верующий обращается к Творцу с молитвой, пребывает в состоянии благодати, стремится к Истине, то в эти моменты рядом с ним пребывают серафимы, херувимы или престолы. Именно они вселяют высшую любовь в людские сердца.
Вторая сфера
В состав второй сферы входят: господства, силы, власти.
- Господства. Взаимодействуют с земными правителями, которые должны быть выразителями воли Всевышнего. Ангелы наставляют представителей власти, учат их мудрому управлению, помогают сдерживать гнев и другие греховные чувства. Господства также являются выразителями свободной воли. Именно они отвечают за воспитание ангелов, находящихся на более низких ступенях.
- Силы представляют собой разряд ангелов, которые могут наделить праведного человека сверхъестественными способностями, например даром ясновидения или исцеления больных. Именно они помогали Иисусу Христу творить чудеса, чтобы явить славу Бога-отца. Также в задачу этих созданий входит поддержка человека в момент отчаяния и энергетическая подпитка для преодоления житейских невзгод.
- Власти занимают особое положение в триаде. На них возложена важная задача: противостоять дьяволу и его свите. Власти могут предотвратить бесовские козни и оградить людей от влияния темных сил. Эти создания помогают бороться с различными искушениями и подавлять в себе греховные побуждения. Они ограждают праведников от нападок бесов, указывая путь в царство Божье. В момент, когда человека одолевают соблазны, эти ангелы приходят на помощь в борьбе со злом.
Третья сфера
Третий круг представлен началами, архангелами и ангелами.
- Начала – так именуют ангелов, отвечающих за управление Вселенной и сохранение всего, что было создано Творцом. У них обширный круг интересов, начиная с движения планет и заканчивая погодными явлениями. Помимо этого, они посылают людям божественные откровения, способствуют развитию религий и духовному росту человечества.
- Архангелы, иначе главные ангелы. Их можно назвать небесными наставниками, поскольку они передают людям знания, полученные непосредственно от Бога. Благодаря архангелам до нас дошли великие пророчества и тексты Священных Писаний.
- Собственно ангелы ближе всего стоят к нам. Они всегда находятся рядом и направляют на путь добродетели. Ангелы этой триады выступают в качестве ангелов-хранителей. Они всегда готовы прийти на помощь, только обратись к ним с молитвой. Ангелы внимательно следят за поступками человека, оберегая его душу от нападок темных сил и поддерживая тех, кто случайно оступился.
Зачем Богу ангелы
Сложные вопросы про ангелов помогал разъяснять священник Александр Сатомский.
У каждого есть спутник жизни
«Сейчас моден деистический тезис: «Неужели вы думаете, что Творцу мира есть дело, плохо вам или сносно, о чем вы переживаете, чего хотите? Бог занимается более важными делами».
Но Бог ответил на этот вопрос, когда деизма и в помине не было, — создав для каждого человека, независимо от веры или неверия, личного ангела-хранителя. А потом в Евангелии добавил, что «ни один волос с головы человека не пропадет без воли Отца Небесного» (Лк.21:18), — объясняет священник Александр Сатомский.
— Заметить это могут люди, далекие от христианства: сколько бывает по-человечески совершенно непостижимых случаев спасения в особых каких-то обстоятельствах. Верующий скажет: «Ангел-хранитель спас», а неверующий «В рубашке родился». Но суть-то одна: Бог так трепетно оберегает человека, что приставляет спутника, соработника, который нам помогает и охраняет нас».
Тема участия ангелов в жизни людей очень развита в рассказах о святых. Там ангел-хранитель просто участник повседневной жизни. И подскажет, и поможет, и обличит, если надо, и проверку устроит, чтобы святые не думали про себя, что они святые.
Одного старенького отца-пустынника, упавшего и зажатого между перекладинами, нашел ученик, помог освободиться и спросил: «Отче, а ведь если бы я не пришел, кто бы тебя освободил? – А ангел-хранитель на что? Он бы мне помог. – ответил старец».
А еще одного, идущего с палимого солнцем огорода в келию, ангел туда не пустил, а грозно встал перед входом. Святой отец намек сразу понял и только спросил: «За какую вину?» Ангел объяснил, старец покаялся.
«Ангел, сопровождающий человека всю жизнь, не оставит его и в час смерти. Иоанн Дамаскин говорил, что ангелы распоряжаются нашими делами и помогают нам, то есть сопутствуют нам в наших житейских заботах. При этом важно знать, что, хотя сами ангелы имеют некую силу, но сделать повеленное они могут только благодатью Божией», — добавляет отец Александр.
А еще важно знать, что если человек не желает, ангел и близко не подойдет, он не охранник-спецназовец. Вольному — воля. Если, только, конечно, вдруг не авария, ЧП и другая незапланированная беда.
«Ангелы-хранители есть не только у каждого человека, но и, по милости Божией, у каждого народа, причем безотносительно к тому, христиане это или нет, — отмечает очень важное и многим неизвестное о.Александр.
— Например, Израиль считает, что архангел Михаил покровительствует ему. А отцы Церкви считают, что теперь архангел Михаил покровительствует новому Израилю, то есть Церкви».
Ангелы — это личности
Слева — Ангел в хитоне и гиматии, фрагмент византийской мозаики в монастыре Дафни, XII век, Греция. Справа — архангел Гавриил с лабарумом, византийская мозаика собора Марторана, XII век, Сицилия
«Хотя бы потому, что в Писании они упоминаются по именам: архангел Михаил, архангел Гавриил. Это говорит об их уникальности, отдельности.
Некоторые отцы считают, что ангелы бестелесны т.е. не обладают подобным нам телом, а некоторые думают, что они нематериальны вовсе. Об этом, например, заочно спорили святители Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов. Последний высказывал мнение, что ангелы обладают некоторой материальностью, а святитель Феофан – что они безусловно бестелесны и не обладают материальностью (при этом могут принимать какой-то вид, например, являясь людям).
Другие отцы называют ангелов «умной силой», то есть считают, что природа ангелов – это свободный ум, чистое сознание, не связанное материей.
Например, архангел Михаил – умная сила, творящая волю Божию; дьявол (павший ангел) – умная сила, противящаяся Богу.
В целом принято считать ангелов пребывающими вне человеческого вида и какого бы то ни было вида вообще, и только ситуативно во время исполнения поручения, доставления вести («ангел» от греч. ἄγγελος — вестник) Божией они могут явиться в человеческом (или ином) виде, потому что являются в пространстве-времени, то есть в измерении, в котором живет человек.
Например, Писание говорит, что сатана может принять вид ангела света, то есть тот вид, который ему не характерен и не соприроден на данном этапе.истории человека, но в Библии об этом ничего не сказано», — комментирует о. Александр Сатомский.
Порядок в Небе
Фрагмент росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Слева направо — архангел Гавриил, архангел Михаил, архангел Уриил, неизвестный архангел. Дионисий, 1502 г.
Кроме известных ангелов, Михаила, Гавриила, есть и совсем загадочные чины небесные: серафимы, херувимы, престолы, господства, силы, власти, начала. Для чего человеку дано о них знать, если это не выражаемо, не представлено в жизни людей? Попытка представить и выразить «известное» об ангелах, сделанная Дионисием Ареопагитом в 5-6 веках, сегодня воспринимается прогрессивным богословием критично.
Отец Александр: «Например, с точки зрения Ареопагита, люди могут взаимодействовать только с ангелами, с девятым чином, однако в Писании мы видим, что Серафим сходит к пророку Исайе (Ис. 6:6), что архангелы являются людям».
Слева — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. (новгородская икона, конец XV). Справа — Серафим, фреска в соборе святой Софии. Стамбул
Все об ангелах известно только Богу. А Бог привык все сотворять «хорошо», что в переводе на человеческий означает — по-космически гармонично, упорядоченно, разумно (от слова «логос»). На эту небесную гармонию и намекают ангельские чины, напоминая человеку о том, чего и он сам не чужд духом Божиим.
«Ангельскому естеству, в отличие от нашего, свойственно быть прозрачным для Бога, никогда не оставаться в себе самом, но пребывать только в Боге.
Церковь усваивает им название: «вторые светы». Это потому, что естество их есть как бы «второй», то есть изливающийся из Божьего Света, из Бога свет. А Бог есть любовь.
Вот почему в своей совершенной прозрачности для Бога, и как бы отражая в естестве своем Бога, ангелы по существу своему, в естестве своем суть любовь. И в свой собор они собираются, образуя некое духовное целое, силою любви», — говорил про ангелов прот. Всеволод Шпиллер.
И, может быть, ангельский мир сотворен Богом, в том числе, — ради человека и для человека. Чтобы человек видел: мир — не джунгли, есть мир, в котором творения любят Бога и друг друга. И уже никакой сатана им не помешает.
О чем говорят эльфы Толкиена
Фрагмент картины «Ангел (Ангельская прелюдия)». Микалоюс Чюрлёнис, 1909. Национальный художественный музей М. К. Чюрлениса. Каунас, Литва
Мир эльфов, фей, мерлинов и других художественных персонажей Толкиена говорит о неких праправременах, похожих на библейские времена, когда «были на земле исполины» (Быт.6:4). А святитель и учитель Церкви Василий Великий на вопрос, а было что-то до земли и мира людей на ней, отвечает, в целом, утвердительно:
«Было нечто, как вероятно, и прежде сего мира, но сие хоть и постижимо для нашего разумения, однако же не введено в повествование как не соответствующее силам новообучаемых и младенцев разумом».
Власти. Мозаика XIII века, Баптистерий Сан-Джованни. Флоренция, Италия
«Такое мнение в Церкви называется «теологуменом» или частным богословским мнением, — поясняет о. Александр, — и нет греха в том, чтобы принять эти мнения или не принять. Но это не мнение всей Церкви». И все же приятна такая сонаправленность теологумена святого Василия и интуиций Толкиена на на тему — а что же было раньше, в стародавние времена!
Вот и поздним святым отцам не чуждо было размышлять на парабогословские темы, «например, святитель Феофан Затворник в своих произведениях богословствует на темы естественнонаучного круга: возможна ли жизнь вне Земли и возможна ли она как жизнь разумная, — уточняет отец Александр.
— Библия ничего такого про праправремена не говорит. Хотя и имеет множество комментариев на эти загадочные темы. Но комментарий — не сама Библия. Библия – это текст про человека и адресованный к человеку. Как у Льюиса в «Хрониках Нарнии» Аслан говорит: «Я каждому рассказываю только его историю».
Архистратиг Божий Михаил – умная сила, творящая волю Божию
Явление архангела Михаила Иисусу Навину. Миниатюра. Минологий Василия II, X век
Архангел Михаил вместе с архангелом Гавриилом, – самые известные людям ангелы. «Если говорить о явлении архангела Михаила людям, то одно из самых ярких упоминаний об этом встречается в книге Иисуса Навина (Нав.5:13-16). Перед одной ответственной битве, когда Иисус Навин ищет помощи и знака от Бога, архангел Михаил являет ему такой знак и дает помощь.
На одной из икон, где написано это событие, коленопреклоненный Иисус Навин показан у ног архангела Михаила, который больше его по размеру в несколько раз. Здесь акцентировано внимание на том, что встретились земной военачальник и предводитель Небесных сил.
Далеко не все истории об архангеле Михаиле, которые нам известны из Предания Церкви, иконографии, литургики, содержатся в Священном Писании. Но вот эта точно содержится: о противоборстве архангела Михаила и дьявола из-за тела пророка Моисея писал в Соборном послании ап. Иуда (Иуд.1:9).
Дьявол хотел, чтобы место захоронения пророка было известным и сделалось бы культом, святыней самой по себе, не связанной с Богом.
Но в итоге Моисей был похоронен на горе Нево, в неизвестном месте на ней. Здесь надо упомянуть, что о тайном захоронении себя просили многие святые.
Смысл слов ап. Иуды в этом послании — о вреде злоречия, о том, что даже в этом случае архангел Михаил не поносил дьявола, а сказал: «Да запретит тебе Господь».
Белый Ангел — фрагмент фрески из церкви Вознесения православного монастыря Милешева. Начало XIII века, Сербия
В Апокалипсисе также говорится о Михаиле (он не назван здесь архангелом), выступающим как главный противник против дьявола в образе дракона, и послушавших его павших ангелов: «И произошла война на Небе: «Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною». (Отк.12:7-9).
В книге пророка Даниила (Дан.10) говорится о помощи архангела Михаила народу Божиему во времена Антихриста: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге» (Дан.12:1).
Архангел Михаил (из Звенигородского чина). Начало XV века. Андрей Рублёв. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Эти библейские цитаты, а также Предание Церкви стали основой для высказываний святыми отцами на тему низвержения сатаны архангелом Михаилом. Например, у святителя Григория Двоеслова, а позже у святителя Димитрия Ростовского упоминается предание о том, что Архистратиг небесных сил бесплотных будет участвовать не только в эсхатологической битве добра со злом, при конце мира, но и участвовал во время ниспадения дьявола в его начале.
Однако в их текстах прямых причин ниспадения сатаны мы не видим. И так как мы не находим их и в Священном Писании, то должны признать, что перед нами область, про которую что-либо однозначное мы утверждать не можем.
Слева — Архангел Михаил с весами. Часть алтарного полиптиха «Страшный суд», Рогир ван дер Вейден, 15 век, Бон, Франция. Справа — архангел Михаил побеждает дьявола. Рафаэль Санти, 1518 год, музей Лувр, Париж, Франция
Архангел Михаил почитается благодаря чудесам, которые он явил в истории и вне контекста библейских событий. Например, чудо в Хонех в IV веке, когда язычники задумали разрушить христианский храм с помощью горной реки, а архангел Михаил ударом своего жезла открыл в горе расселину, в которую устремилась вода, и храм был сохранен.
Или чудеса в известном аббатстве Мон-Сен-Мишель (Нормандия, Франция), которое стоит в зоне приливов. История обители хранит множество свидетельств того, как архангел Михаил спасал паломников, замешкавшихся в пути, от воды», — объясняет отец Александр.
Кто приходил к Аврааму, когда Сарра засмеялась?
Авраам и три ангела. Марк Шагал, 1966. Национальный музей Марка Шагала, Ницца, Франция. ©Марк Шагал
Явление ангелов могло и напугать человека, как, например, пророка Захарию, отца Иоанна Предтечи. Или жен-мироносиц, пришедших ко гробу Христа и увидевших там совсем не то, что они ожидали.
Да и сами ангелы не всегда, скажем так, остаются в границах классики образа. Например, к Аврааму пришли «три мужа» (Быт.18:1-3), о которых дальше говорится: «И пришли те два Ангела в Содом вечером» (Быт.19:1). А третий ангел оказался вовсе не ангелом.
«На некоторых древних иконах «Гостеприимство Авраама» изображены Авраам, Сарра и трое мужей, один из которых имеет крещатый нимб. Подразумевается, что это Бог-Слово, а двое других – небесные силы, которые лишь символизируют троичность Божества, — рассказывает отец Александр.
— Мы видим это через продолжение истории: когда двое из трех мужей, явившихся Аврааму, оказались в Содоме, они спрашивают Лота про тех, кого еще нужно спасти, вывести из города (Быт.19:13), то есть являют незнание. Значит, это ангелы, т.к. они в отличие от Бога, не всеведущи.
Один же из этих трех мужей знает о том, что в мысли рассмеялась жена Авраама Сара, этот один и есть Господь – единственный сердцеведец, которому открыта и всякая мысль человеческая.
Он остался с Авраамом, когда двое других отправились в Содом, и Его молил Авраам о пощаде города, ведя торг о количестве необходимых для этого праведников. А когда этот диалог закончился, мы читаем — «И отошел Господь»».
Ангелы-оборотни или каиниты
Каин убивает Авеля. Фреска в храме св. Николая, село Радуил, Болгария
Еще одно загадочное место в Библии (Быт. 6:1-2) говорит о неких «сынах Божиих», которые оказываются ангелами-оборотнями:
«Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал».
Отец Александр: «Существует две авторитетные версии ответа на вопрос, кто такие «сыны Божии», обе святоотеческие. По первой, мир, который мы знаем сейчас – это мир после потопа, до потопа мы имеем дело скорее с метаисторией – предысторией известного нам мира.
В это время, по мнению отцов Церкви, произошло пересечение двух линий человечества – потомков Каина и потомков Сифа.
Каин после убийства брата Авеля и изгнания отправляется в землю Нод и основывает там новую цивилизацию, причем изобретает музыкальные инструменты. У Адамы и Евы рождаются другие дети, один из которых — Сиф, чьи потомки названы сифитами.
Между Каином, его потомством и потомками других детей Адама и Евы не было общения из-за памяти происшедшей катастрофы.
Но со временем людей становится все больше, и встреча потомков Каина и потомков других детей Адама и Евы происходит. Эта встреча и описана в начале шестой главы Бытии. Согласно этой версии, сыны Божии – скорее всего, потомки Сифа.
Но смешиваясь с потомством Каина – «дочерями человеческими» они начинают постепенно терять свою устремленность к горнему, забывают о родине – Эдеме и начинают воспринимать существующий мир как единственно возможную реальность».
Иерей Александр Сатомский
преподаватель кафедры теологии Ярославского Государственного Педагогического Университета, Ярославской Духовной Семинарии, филиала Ленинградского Государственного Университета им. А. С. Пушкина, глава Издательского совета и член Богословской комиссии Ярославской епархии, настоятель храма Богоявления г. Ярославля.
Иудаистские ангельские иерархии
Исследователи иудаизма полагают, что многие аспекты древнееврейской религии были заимствованы из мифологии Древнего Вавилона. Именно знания вавилонских жрецов о нижних и верхних духах легли в основу еврейской системы мироустройства. В дальнейшем эта система претерпела эволюцию, но сам принцип классификации, подразумевающий десять ступеней иерархии, остался неизменным. В различных традициях свой порядок ангельских чинов. Приведем для примера систему, описанную в книге «Мишне-Тора».
- На самом верху стоят ангелы, которые называются «хайот ха-кодеш». В переводе на русский язык термин означает «святые живые создания».
- Далее идут офаним («колеса»).
- Ступенькой ниже – арелим («доблестные, мужественные»).
- За ними следуют хашмалим («янтарные»).
- Название серафим означает «пылающие, горящие». Впоследствии оно перекочевало и в русский язык.
- Группа малахим олицетворяет «вестников, посланников».
- Следующая ступень получила имя Элохим. Это древнееврейское слово означает «благочестивые существа, боги».
- Ступенью ниже расположились бне элохим («сыны благочестивых существ»).
- Керувим («подобные цветущей юности»), в русском языке это название звучит как «херувим».
- Ангелы, именуемые ишим («человекоподобные»), замыкают систему.
Исламские ангельские иерархии
В Коране нет четкой системы, определяющей место каждого ангела в божественной иерархии, однако исламские богословы все же пытались выстроить систему, описывающую отношения Аллаха и его помощников.
- На вершине иерархии — мукаррабун («приближенные»).
- Затем идет группа ангелов, стоящих вокруг трона Аллаха. В нее входят четыре хамаля аль-арш («несущие трон») и карубин («те, кто рядом»).
- Хафаза, они же «защитники, хранители». В этой группе у ангелов разные функции. Одни защищают в сложных жизненных ситуациях. Другие следят за поступками человека, записывая его дела и высказывания, чтобы свидетельствовать на Небесном суде.
- В задачу мудаббират («те, кто разбираются с делами») входит слежение за состоянием мироустройства и соблюдением божественных законов.
- Название муккосимат переводится как «те, кто распределяет». Это своего рода диспетчеры, рассылающие поручения Аллаха.
- Отдельный отряд ангелов отвечает за природные явления. В его состав, в частности, входят заажират, которые управляют движением облаков.
- Ангелы семи небес действуют в сферах, связанных с небесными телами (Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн).
- Существуют ангелы, в задачу которых входит наблюдение за развитием ребенка в чреве матери. Их так и называют «ангелы утробы» – малаикат аль-архам.
- А вот ангелов смерти на Востоке называют малаикат аль-маут. Они извлекают души из тел умерших. Другая группа ангелов охраняет врата ада и рая.
- Существует воинство Аллаха, носящее имя джундалла. По приказу Всевышнего они помогают людям в военных действиях. Разумеется, для этого нужно заслужить Божье благословение.
- Существуют также помощники Аллаха, которые называются таилят (слово означает «те, кто читает»). Эти создания постоянно напоминают верующим о мудрости Аллаха.
- Отряд сайяхунов («путников») всюду следует за паломниками, оберегает и исполняет их просьбы.
Ангельская иерархия в оккультизме
Представители мистических и оккультных учений во многом опираются на общепринятую христианскую классификацию небесных существ, однако привносят изменения. Британский адепт Френсис Баррет в своей работе «Маг, или Полная система оккультной философии» расширил список ангельских чинов до 12 позиций, а число сфер до четырех. В последнюю группу он внес людей, причисленных к лику святых. Его иерархия выглядит так.
Первая сфера:
- серафимы;
- херувимы;
- престолы.
Вторая сфера:
- господства;
- силы;
- власти.
Третья сфера:
- начала;
- архангелы;
- ангелы.
Четвертая сфера:
- непорочные;
- мученики;
- исповедники.