Иона во чреве кита.
Иона пробыл во чреве кита три дня и три ночи. Иона в чреве кита молился Богу и каялся в своем непослушании. Господь простил Иону и повелел киту извергнуть пророка на сушу. После этого события Иона всегда исполнял волю господню.
Во чреве кита Иона не потерял присутствия духа, он уповал на Господа, и Господь снова позволил ему увидеть свет. Молитвы Ионы во чреве кита легли в основу 6-й песни канонов.
Бог послал Иону с посланием к язычникам
Святой пророк Иона получил повеление от Бога идти в Ниневию. Фото: derevtsov.com
Именно этого «голубя» Господь послал с посланием к огромному городу, столице царства, наводившего ужас на окружающие народы, Ниневии. В книге пророка Ионы мы читаем: «И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня.» (Иона 1: 1, 2)
Толкование и смысл истории об Ионе и ките.
Нам известно, что Иона был во чреве кита в течение трех дней. Это трехдневное пребывание часто описывают как символическую предысторию трехдневного пребывания Иисуса Христа в земле.
…ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. (Евангелие от Матфея)
История Ионы и кита – прообраз смерти, вознесения и проповеди Христа. Как Иона добровольно бросился в море с корабля, так и Христос добровольно взошел на Голгофу. Иона приносит жертву для спасения корабля и людей на нем, Иисус приносит жертву для спасения всех людей. Через три дня Иона невредимым выходит из тела кита, а Христос – из сердца земли. После чудесного избавления Иона проповедует жителям Ниневии, а учение Христа распространяется по всей Земле после его Воскресения.
Историю об Ионе, проглоченном китом можно истолковать и как историю каждого человека. Корабль Ионы можно сравнить с нашей душой, которая мечется в житейском море страстей. Только вместе с Богом душа найдет себе спокойную гавань.
Мнение науки по поводу правдивости истории об Ионе во чреве кита.
Мнения о правдивости истории Ионы и кита можно разделить на три группы.
- Большая рыба или кит (неопределенного вида) действительно проглотил Иону.
- Особое творение Господа (не рыба или кит, известные нам) действительно проглотило Иону.
- Не было никакой рыбы: эта история является аллегорией, рыба – это литературный прием, а сама история – это видение или сон.
Могла ли история об Ионе и ките быть правдой, или это символический рассказ, эдакая аллегория? Многие ученые считают, что история могла произойти на самом деле. Здесь следует обратить внимание на то, что в оригинале Библии, иону проглотил не кит, который по-еврейски называется «таннин», а некое существо, обозначенное словом «даг», что в переводе будет «морское чудовище» или «чудовищная рыба».
Все мы знаем, что большинство китов питаются планктоном и физически не способны проглотить человека целиком. Но есть виды китов, которые могут проглотить человека, так как пищевод их работает наподобие клапана и проталкивает в огромный желудок пищу под напором воздуха. Теоретически, такой кит мог бы проглотить человека живьем.
Есть также реальная история о моряке, который был проглочен китовой акулой и прожил внутри акулы 2 суток, после чего был извлечен без сознания моряками, который, к счастью, выловили акулу и распотрошили ее.
Иона, неправильный пророк
Сергей Павлович7 лет назадОтветить
Разгадка кажущегося странным поведения пророка видится достаточно простой и вполне очевидной, но совершенно не соответствует существующим сегодня толкованиям на этот поступок Ионы. Удивительно, но большинство толкователей ошибочно приписывают Ионе немыслимое для израильского пророка поведение, а именно — преобладание его собственных политических и моральных предпочтений над волей Бога. Такие толкователи предлагают нам верить, например, в следующую несуразицу: «Не желая доставить ниневитянам, как язычникам и врагам своего отечества, помилования от Бога, Иона сел на корабль и отплыл в противоположную сторону». Очевидно, что такая трактовка наивна и весьма уязвима для критики, ибо Бог избирает себе в пророки только самых достойных из народа, а не тех, кто способен ставить свое мнение выше Его слова. Для отвергающих слово Бога дорога в пророки заказана. Да и не был Иона настолько наивным (как упомянутые толкователи), чтобы не понимать, что от его упрямства в истории Ниневии ничего не изменится. Никогда в среде сынов Израиля не было случая, чтобы пророк сбежал от выполнения воли Бога, ибо возможность быть Его пророком великая честь и награда для любого верующего и во все времена (Числ. 11.29 и 1Кор. 14.1) *(1). Нам же пора прекратить «бросать камни» в пророка, а постараться понять, какими истинными мотивами руководствовался поставленный на служение Иона, в момент, когда отказался повиноваться воле Бога.
История побега Ионы. У Ионы, к моменту начала его истории с Ниневией, уже была репутация пророка Божьего, ведь ранее Господь Бог именно через Иону изрек слово для Иеровоама об обещании ему скорого восстановления ранее утраченных северных и восточных пределов Израиля. И то, что нам мало известно об Ионе, как пророке Бога, совершенно не значит, что он был мало известен в свое время, как в Израиле, так и за его пределами. Пророки – особые люди и их жизнь, как правило, привлекает к себе повышенное внимание окружающих. А если учесть развитые торговые связи, которые проходили через Израиль и соединяли крупнейшие торговые центры древнего мира — Ассирию и Египет, то можно предположить, что и в Ниневии были люди, которые хорошо знали Иону. Понятно, что Иона дорожил и совсем не хотел разрушать: ни полученную им репутацию пророка Божьего, ни тем более потерять своего Божьего избрания. Нетрудно предположить, что у Ионы были самые благочестивые планы на будущее. Как пророк он должен был понимать свою избранность и ощущал ответственность за беспрекословное соблюдение воли Бога и даже, как это свойственно многим людям, вероятно, мечтал о большем, а именно, желал достичь уровня ставших легендарными в Израиле самых знаменитых еврейских пророков ( таких как Самуил, Илия, Елисей). Но так как во все времена в среде народов, одновременно с пророками Бога, существуют многочисленные лжепророки, то Бог научил Свой народ их различать. «Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей » (Втор. 18:22). Исходя из того, что Иона заранее знал результат своей будущей проповеди, возвещающей о гибели Ниневии ( 4.2), очевидно, что именно страх перед перспективой оказаться лжепророком и остановил его от немедленного похода в Ниневию с порученной ему миссией. Можно понять Иону, ведь любой пророк на его месте был бы также разочарован и обескуражен таким результатом своей проповеди, именно поэтому, находясь в отчаянии Иона и совершил попытку скрыться от лица Господня. Из повествования 1 главы, видно, что Иона даже был готов погибнуть в море (1.12), так как позорная участь оказаться лжепророком была для него страшнее смерти *(2). Это же отчаяние Ионы позже вновь проявилось в его молитве, последовавшей за покаянием ниневитян, в которой Иона выпрашивал смерти уже лично у Господа Бога (4.3).
Еще одна распространенная ошибка толкователей книги Ионы это утверждение, что пророк, выполняя миссию Бога, мог быть многословен и волен пускаться в разъяснительные разговоры за рамки порученной ему проповеди. Вероятно, учитывая возможность подобного поведения некоторых пророков, Бог дополнительно уточняет для них, что следует говорить (3.2) (аналогичные предостережения получал также Валаам — Чис. 22.20 и 35 ). Очевидно, что Иона не мог призывать к покаянию жителей Ниневии, не только потому, что такие полномочия ему не давались (3.2-4), но и потому, что он был абсолютно не заинтересован в покаянии ниневитян. Впрочем, в призыве к покаянию и не было необходимости, ибо после настойчивой и уверенной проповеди Ионы: «еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена», в городе начались панические настроения ( а часть жителей, возможно, уже начала готовиться к бегству из города), о чем тут же было доложено царю. При этом, в любом развитом и сильном государстве (обществе) всегда присутствуют влиятельные люди, которые чутко улавливают опасную связь между сложившейся ситуацией и ее возможными последствиями. Было бы удивительно, если бы царь Ниневии, в такой нестандартной для него ситуации, тут же не собрал на совет своих самых лучших мудрецов и книжников, которые в достатке должны были быть в его распоряжении. А мудрецы и местные пророки, признав основательность причин для гнева еврейского Бога и всю серьезность опасности обещанной гибели Ниневии, предложили самый надежный способ покаяния (3.7-9). Не потому ли раскаявшихся ниневитян Христос приводит в пример заблудшим в своих грехах лицемерным книжникам и фарисеям ? ( Матф. 12.41). Ибо даже жители Ниневии (чужие народы, поклоняющиеся другим богам), оказавшись перед лицом смертельной опасности, самостоятельно осознали, что надежда на милость Бога (3.9) и спасение возможна лишь через раскаяние и отвращение каждым от злых дел своих.
Если бы историю Ионы написал не он сам, а некто, кто не смог бы отразить в повествовании все важные нюансы событий, то Иона, вероятно, предстал перед нами обычным лжепророком. Но текст книги составлен таким образом, что мы не только понимаем поступки пророка и его переживания, но делаем правильные морально-религиозные выводы и не считаем Иону лжепророком*(3). История Ионы – выглядит для нас парадоксальной. С одной стороны, Бог предупреждает о лжепророках и дает метод их определения, а с др стороны, посылает Своего пророка проповедовать о гибели Ниневии, намереваясь спасти ее после раскаяния. Фактически Бог таким способом прекратил дальнейшую пророческую карьеру Ионы. Ведь после «промашки» с гибелью Ниневии о пророческой деятельности в Израиле, Ионе можно было забыть. Чтобы разрешить парадоксальность ситуации, можно предположить, что история была спровоцирована самим Ионой. Мы знаем принцип Бога: кому много дано, с того много и спросится. Вероятно, позже Иона смог разобраться и понять, за что Бог приготовил ему такую судьбу — стать в глазах народа ( а что еще хуже, и в глазах самого Ионы) лжепророком. Нам же остается только предполагать то, что, сохраняя Иону от некой большей беды, например, начинающейся в нем гордыни от своей избранности, Бог поступил с Ионой таким образом — отправил его в Ниневию. Такое понимание истории Ионы может быть небесполезным примером и для нас (1 Пет. 2, 9).
Примечания: *(1) — Известно, что робкие попытки отказаться от выполнения почетной миссии Бога были у Моисея и Иеремии в тот момент, когда Бог впервые призывал их на служение. Но те осторожные сомнения в собственных возможностях, которые будущие пророки выражали Богу, выглядят скорее как их достоинство, но не дерзость противления. *(2) — Есть интересная деталь, которая говорит о спокойной и уверенной силе духа Ионы. Кто как пассажир переживал морской шторм на утлом суденышке, тот поймет, о чем речь. То, что Иона сделал – было самое верное, что может сделать человек, оказавшись на корабле в сильный шторм – спустился в трюм и лег спать. Это единственный верный способ избежать морской болезни. И то, что Иона крепко заснул, говорит не только о его мужестве и уверенности в своем предназначении, но и об имеющемся опыте морских путешествий. *(3) — Намного позже по времени, в книге Иеремии, Господь Бог более подробно разъясняет нам Свои мотивы разрешения ситуаций, подобных истории Ионы – (Иеремия 18.7–10)
Примечания:
- *(1) — Известно, что робкие попытки отказаться от выполнения почетной миссии Бога были у Моисея и Иеремии в тот момент, когда Бог впервые призывал их на служение. Но те осторожные сомнения в собственных возможностях, которые будущие пророки выражали Богу, выглядят скорее как их достоинство, но не дерзость противления.
- *(2) — Есть интересная деталь, которая говорит о спокойной и уверенной силе духа Ионы. Кто как пассажир переживал морской шторм на утлом суденышке, тот поймет, о чем речь. То, что Иона сделал – было самое верное, что может сделать человек, оказавшись на корабле в сильный шторм – спустился в трюм и лег спать. Это единственный верный способ избежать морской болезни. И то, что Иона крепко заснул, говорит не только о его мужестве и уверенности в своем предназначении, но и об имеющемся опыте морских путешествий.
- *(3) — Намного позже по времени, в книге Иеремии, Господь Бог более подробно разъясняет нам Свои мотивы разрешения ситуаций, подобных истории Ионы – (Иеремия 18.7–10)
С уважением, автор материала — Алексеев Сергей Павлович. Источник.
Бог произрастал растение, чтобы научить Иону жалости
Иона вышел за город и стал ждать. Он сидел и смотрел на город. Рядом с ним выросло большое растение и, когда полуденное солнце раскалило всё вокруг, Иона смог спрятаться в тени этого растения. К вечеру какое-то насекомое подточило корень и растение высохло к утру. Иона очень расстроился. Огорчение его было так велико, что он начал просить себе смерти.
Иона сидел у ворот города и ждал, когда Господь исполнит своё грозное обещание. Фото:
hristiane.lv
«Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (Иона4:10,11)
Жители Ниневии услыхали Божие предупреждение
После того, как Иона побывал в чреве кита, он без сомнений и страха отправился в Ниневию. Он ходил по городу с утра до вечера, пока хватало сил и говорил, что через сорок дней город будет разрушен за грехи его жителей.
Иона проповедовал на улицах Ниневии, и её жители «поверили Богу». Гравюра Гюстава Доре, 19 век. Фото:
gravure-dore.ru
К удивлению Ионы, жители поверили его проповеди. Они стали выходить на улицы и плакать. Вскоре весть об этом дошла до царя, и он приказал всем объявить пост. «Повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих.
Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем». (Иона 3:7-9)
Весь город, включая малых детей, ничего не ел. Скот не выгоняли на пастбища. Плач и крик стоял над огромным городом. И Бог пожалел их. Вот тут-то Иона и обратился к Богу со словами скорби. Ему больно было от того, что слово Божие могут счесть ложным. Обещал разрушить, значит, надо разрушить.
Смысл повествования
Содержание притчи – это обычная история человека того времени. Однако она привлекает внимание богословов и философов много веков подряд глубиной содержания. Они ведут нескончаемый спор о том, чему учит притча об Ионе. На самой поверхности лежит вера в Создателя. На самом деле Иона был далек от того, чтобы опровергать его существование. Но он ослушался, не стал выполнять порученного дела. А это уже граничит с неверием. Человек посчитал, что может сам решать, как ему поступать, действуя из страха. Он просто испугался, что жители города побьют или уничтожат его за мрачную весть и нравоучения. А это уже отступничество. Иона поставил свое эго выше души, говорящей с Господом. Однако потом он покаялся, решив спасти жизни невольных страдальцев – попутчиков ценой собственной. Он поднялся над эгоизмом, смог преодолеть слабости. Господь за это сохранил его жизнь, но не снял ответственности за выполнение задания. Пришлось человеку, сумевшему осознать долг, отправляться на верную смерть, как он это себе представлял. Там же его поджидало удивление. Жители города вняли словам, переданным Господом, и раскаялись.
Предварительное замечание
Необходимо отметить, в Ветхом и Новом Заветах содержится множество текстов, которые изучаются теми, кто желает освоить богословие. Они описывают вечные проблемы мира. К примеру, о столкновении народов, невозможности понять друг друга без выработки правил поведения, говорит Вавилонская башня. Притча об Ионе имеет немного иной, но тоже извечный смысл. Нужно знать, что толкуют ее разные школы по-своему. Так уж получилось, библейские тексты каждый старается использовать, чтобы обосновать собственное мировоззрение. Богословы, конечно, изучают все точки зрения. Мы их подробно разбирать не станем, это слишком долго и неинтересно. Постараемся изложить основные выводы, которые необходимо знать культурному человеку, чтобы не теряться при обсуждении данной темы.
Притча об Ионе – это философская история, подталкивающая к размышлениям. Над ее текстом стоит подумать. Ведь каждому открывается свое. Попробуйте поразмышлять о судьбе этого реального человека, когда ознакомитесь с текстом.
Больше всего Иона боялся не страшных ассирийцев, а Божьего милосердия
Ассирийский царь Триглатпаласар III осаждает город и казнит поверженных врагов. Фото: world_history_dictionary.academic.ru
Немудрено, что Иона испугался. Но больше всего он боялся того, что Господь по милосердию Своему отложит исполнение пророчества. Он решил не ходить в страшный город, а отправиться совсем в другую сторону.
Потом, спустя время, пророк объяснил Богу свой поступок тем, что Бог милосерден. «И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии.» (Иона 4:2)
Ниневия — город великого и грозного царя
Ниневия была огромным и хорошо укреплённым городом. Фото: www.syl.ru
Город действительно был велик.
В книге Ионы в 4 главе 11 стихе приводятся слова Самого Господа, Который говорит, что в городе «более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой».
Более 170 тысяч человек жило в Ниневии в дни проповеди Ионы.
Кроме того, в это время он был столицей великого государства. Совсем недавно армия Ассирийского царя разрушила Вавилон. Почти все жители были убиты, город сравняли с землёй, разрушили даже Вавилонскую башню, а землю развеяли по ветру.
В этом огромном и прекрасном городе людей приносили в жертву идолам, и процветал ритуальный разврат. И именно в это страшное место Бог послал пророка.