«Володимер посла по всему граду, глаголя: «Аще не обрящеться кто заутра на реце, богат ли, ли убог, или нищь, ли работник, противен мне да будет». Се слышавше людье, с радостью идяху, радующеся и глаголюще: «Аще бы се не добро было, не бы сего князь и бояре приняли»…», — так описывал автор «Повести временных лет» крещение киевлян. В едином порыве жители столицы, следуя примеру своего благодетеля-князя, ступили в воды Днепра и отказались от языческого прошлого. Однако действительность оказалась не такой радужной, как изложил в своём сочинении летописец. Прежде чем полностью завоевать умы жителей государства, христианству пришлось бороться с ещё остававшимся на плаву язычеством.
Языческие верования Руси до принятия христианства
К концу Х века Киевская Русь раскинулась от Балтийского моря до Чёрного и от Буга до Оки. С Запада Русь граничила с католическими Польшей и Венгрией, с Востока – с мусульманской Булгарией, с Юго-востока с иудейской Хазарией, с Юга — с православной Византией. Русь же оставалась языческой.
Свод богов Древней Руси включал в себя более десятка Старших богов и ещё больше Младших. В их число входили духи и хранители, населявшие все сферы жизни наших предков. Духи жили везде: в доме, овине, лесу, реке. Именно они отвечали за урожай, удачу на охоте, благосостояние семьи. Им приносили требы, прося помощи во всех делах от судьбоносных — до ежедневных. Свои боги были у князя и дружины (Перун), у скотоводов (Велес), у женщин (Мокошь) и пр. Многие боги были схожи с божествами соседей – балтийских, западных и южных славян.
Религия государств окружавших Древнюю Русь
Русь окружали страны уже принявшие одну из мировых религий. Так Польша в 966 году во время правления князя Мешко из рода Пястов приняла крещение по латинскому обряду. Венгерский князь Иштван в 1000 году принял корону христианского короля из рук папы Сильвестра II. Булгарское царство приняло ислам в 922 году при царе Алмасе. Верхушка хазарского каганата, доживающего последние десятилетия своего существования под ударами русских князей – исповедовала иудаизм. Но самым мощным государством региона была православная Византийская империя.
Во всех новообращённых государствах религия проникала через правящие династии и группы. Именно им были необходимы единые государственные религии, которые должны были объединить племенные союзы в единые державы и освятить власть правителя.
Князь Игорь Старый и христианство
Правление Игоря Старого было так же связано с походами на Константинополь, правда, менее удачливыми по сравнению с Олегом Вещим. Если в русско-византийских договорах князя Олега не имеется упоминаний о христианах, то в договорах князя Игоря есть фразы про «крещеных» и «некрещеных» русских, не дерзающих нарушать обязательства перед греками. При ратификации договоров участники соглашений клянутся: христиане – в храмах, а язычники на капищах. Это говорит о том, что в окружении князя Игоря значительную долю свиты, составляли христиане. Однако ввести христианство как государственную религию Руси Игорь Старый не смог, или не успел. Заметного вклада в христианизацию Руси Игорь не сделал.
Первые исторические факты крещения славян
Не стала исключением и Русь. Первые сообщения о принятии христианства относятся к концу VIII века, когда согласно византийскому источнику «Житие святого Стефана Сурожского» войско русов под началом князя Бравлина взяло на щит Судак (Сурож). Согласно легенде князь был наказан богом болезнью за разграбление города. Что бы спастись он принял христианскую веру.
Историки утверждают, что предшественники Олега и Игоря на киевском престоле князья Дир и Аскольд были христианами. Крестились они «с боярами» после похода на Царьград.
Первый правитель Руси Рюрик и Христианство
Принято считать, что приход на Русь князя Рюрика на Русь является началом Русской государственности. Легендарная личность первого правителя Руси окутана тайнами, поэтому определить его отношение к христианству весьма затруднительно. Есть свидетельства, увязанные с Ксантенскими анналами, что в 826 г. некий Рюрик (сын датского конунга) был крещен при участии короля франков Людовика Благочестивого. Был ли это Рюрик Новгородский (варяжский)? Точно сказать нельзя. Как нельзя утверждать что-то определенное про отношение Рюрика к введению христианства на Руси.
Первая русская святая
Первой русской святой и первой правительницей принявшей христианство византийского обряда стала княгиня Ольга. В 957 году она посетила Константинополь. Её лично крестили император Константин VII Багрянородный и патриарх Феофилакт. Наречена она была крестильным именем Елена. С обрядом связана красивая легенда. Согласно ей император Константин восхитился умом и красотой Ольги и хотел взять её в жены. Но она возразила что, будучи язычницей, не может стать его женой и просила крестить её. Когда же он крестил её и опять завёл речь о женитьбе, Ольга ответила что она его крёстная дочь, а поэтому не может выйти за него. Восхищённый острым умом император наградил княгиню и отпустил восвояси.
После крещения Ольги православие постепенно распространялось среди населения Древней Руси. Это подтверждают находки археологов.
В начале XIII века Ольга была канонизирована, а в 1547 году причислена к лику святой равноапостольной.
Правительница Ольга – святая
Княгиня Ольга – первая, достоверно подтвержденная христианка – правительница Киевской Руси. Крещеная Византийским императором и Константинопольским патриархом Киевская правительница покровительствовала русским христианам. Однако, о введении христианства на Руси, в качестве государственной религии речи не вела. Кто-то из приближенных последовал ее примеру, но на общую приверженность язычеству русичей это не повлияло. Ее вклад во внедрение христианства в русскую религиозную жизнь был по-настоящему выдающимся.
Легенда о выборе веры
В 980 году князь Владимир одержал победу в войне за наследство и утвердился на киевском столе. Тогда же он предпринял попытку создать свой собственный пантеон языческих богов – Владимирово капище. Большого эффекта это не возымело. Люди продолжали поклоняться своим старым богам.
Согласно «Повести временных лет» своих посланников к князю Владимиру присылали все конфессии.
Магометане
Первыми были мусульмане из Волжской Булгарии. Они увещевали правителя Руси принять ислам, обещая ласки прекрасных гурий в загробном царстве. Но строгие ограничения в еде и питье (отказ от свинины и вина) и необходимость делать обрезание оказались неприемлемы. Летопись цитирует князя Владимира так:
«Руси веселье питье, не можемъ безъ того быти»
Католики (латиняне)
Следующими пришли посланцы Папы Римского (нѣмци от Рима […] послани от папежа»). Следует отметить что окончательный, Великий раскол на римско-католическую церковь на Западе и православную — на Востоке с центром в Константинополе произошёл позже в 1054 году. Но уже в конце Х века это фактически были две церкви, противопоставлявшие себя друг другу. Очевидно, это был не первый визит христиан западного обряда на Русь. Отказ князя в летописи зафиксирован так:
«Идете опять, яко отци наши сего не прияли суть»
Иудеи
Узнав о неудаче предшественников, в Киев прибыли иудеи из Хазарского каганата (жидове козарьстии). Попытка была заведомо провальной, потому что это побеждённые принимали религию победителей, а не наоборот. А каганат рушился под ударами русичей. Отец Владимира Святослав не так давно разорил Хазарию. Сам Владимир в 985 году воевал с ними и обложил их данью. Князь спросил у иудеев: где их земли. Те отвечали, что бог прогневался на них и рассеял среди народов. Владимир возмутился: как могут они учить других, если сами отвержены богом. Или они хотят такой же судьбы и его народу?
Православные
В противопоставление с делегациями иноверцев византийский священник показан одиноким философом. Но он увлёк князя пересказом Ветхого и Нового завета, ответил на все вопросы о вере и поразил красноречием. Так же философ показал Владимиру красочную картину Страшного Суда.
«Хорошо праведникам, горе грешникам!» — сказал князь.
«Крестись, и ты будешь в раю с первыми» — ответил греческий проповедник.
Князь Святослав, истинный язычник
Святослав, воспитанный истовым язычником Свенельдом, придя к власти, разрушил церковь Святого Николая (позднее восстановленную). Возможно, его походная жизнь была обусловлена стремлением быть подальше от Киева, где заправляли крещеные бояре, из окружения его матери. Его отношение к христианству не менялось до момента трагической гибели. Вкладом Святослава во введение новой религии можно считать то, что он, в силу своей оторванности от Родины, не сильно мешал процессу христианизации на Руси.
«Испытание вер» Владимиром
Выслушав всех посланников, князь послал десять людей «добры и смыслены» к латинянам, магометанам и грекам испытать веру их и службу. Когда же они вернулись, Владимир велел: скажите дружине. Посланцы раскритиковали булгар и латинских немцев. Но очень хорошо отзывались о вере греческой, и сказали: «Кто пробовал сладкое – не приемлет горького».
Володимѣръ, рече: «То кде кресщение приимемь?». Они же рѣша: «Кдѣ ти любо»
Вопрос выбора места был не маловажный: ехать в Константинополь в качестве просителя означало заранее поставить себя в зависимое положение. Крестить его в Киеве не торопились сами греки. Решение было принято простое, но эффективное – Владимир собрал войско и взял Корсунь (византийский Херсонес).
Как сейчас посетить место крещения, традиции
Для того, чтобы отпраздновать дату у истоков зарождения православия, нужно отправиться в Херсонес, который находится сейчас на территории Севастополя, в Крыму. В этот день, 28 июля, там проводится большой праздник, устраивают концерты, читают молитвы. Присутствующие благодарят Господа, что Он указал путь российской державе, и привел всех к православию. Большое место в проведении торжества принимает Сретенский монастырь.
Крещение в Корсуни
Есть две версии похода русского войска на Херсонес. По одной из них Владимир, как верный союзник византийского басилевса Василия II Болгаробойцы, вернул под его руку мятежный город. Херсонес примкнул к восстанию полководца Варды Фоки, отложился от Византии, и взятие города было не войной с басилевсом, а наоборот – помощью против бунтовщиков.
По другой версии Владимир действительно помогал Василию II во внутриусобной войне против Варды Фоки, для чего отрядил войско в 6000 воинов. Взамен ему был обещан союз и династический брак с сестрой императора, принцессой Анной. Этот союз ставил его на один уровень с византийскими басилевсами. Но император не торопился выполнять своих обязательств. Поэтому русское войско захватило Корсунь, что бы продемонстрировать серьёзность своих намерений.
Как бы то ни было, после взятия Корсуни Владимир дождался Анны с церковниками и принял крещение. После чего он сочетался браком и отправился в Киев. Покидая Херсонес, он вывез все иконы, утварь и мощи святых, а также греческие медные статуи. Но оставил после себя церковь святого Иоанна Предтечи.
Владимир Святославич и крещение Руси
Победивший в междоусобной войне Владимир Ярославич поначалу не планировал распространить на Руси христианство — крещению предшествовала попытка унифицировать языческие культы на подконтрольных Киеву землях. Верховным богом был объявлен Перун, возводились языческие капища. Но желаемого результата реформа не достигла: объединению земель мешало разнообразие культов, не все из которых признавали верховенство Перуна. Именно тогда Владимир задумался об обращении в одну из монотеистических религий. [Сборник: Владимир Святой]
В летописных хрониках эти раздумья (или, скорее, представления о них) отразились в легенде об «Испытании вер». Конечно, в действительности посольств клириков ко двору Владимира в короткий промежуток времени не происходило, однако сказание достаточно достоверно передаёт атмосферу, в которой Владимир был вынужден принимать решение о духовном будущем своих подданных. Выбор пал на христианство византийского образца — с Восточной Римской империей Русь уже давно имела довольно тесные контакты. [Сборник: Византия]
Относительно конкретного времени крещения Владимира и киевлян в исторической науке до сих пор ведутся споры. Общепринятая дата оспаривается учёными: многие исследователи датируют обращение князя в христианство 987 годом, а события в Киеве — 990-м. Тем не менее основные события не вызывают споров. Поддержка Владимиром Константинополя в борьбе с восстанием Варды Фоки, сватовство к принцессе Анне и осада Корсуни действительно были. Как и отправка в столицу Руси миссионеров.
Прибытие в Киев византийских миссионеров. Источник: wikipedia.org
Идиллическая картина крещения киевлян также вызывает сомнения. Так, исследователь истории церкви Олег Рапов указывает, что не все жители столицы согласились с изменениями в духовной жизни государства. Многие сторонники язычества в знак протеста против княжеской политики ушли из города в леса и активно сопротивлялись насаждению христианства. События в Киеве отчётливо показали, что христианизация Руси растянется на долгие годы и будет сопровождаться жестокими столкновениями в попытке защитить языческие капища и право на исповедание языческих культов.
Уничтожение киевского капища, крещение киевлян
Вернувшись в Киев Владимир, повелел разрушить капище, которое сам воздвиг в 980 году. И если идолов Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши он приказал изрубить и бросить в огонь, то Перуна наказали особо. По воле князя его воле привязали к хвосту коня и тащили к реке, избивая палками. Отряженные Владимиром люди спустились до днепровских порогов, не давая идолу пристать к берегу. Так символически его изгнали за пределы Руси.
Виктор Васнецов. Крещение Руси. 1885-1896 гг.
Расправившись с бывшими богами, Владимир повелел киевлянам прийти на берег Днепра для Крещения:
«Если не придёт кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом»
Согласно летописи большинство киевлян с радостью пришли к Днепру, говоря, что если греческая вера была бы плоха — её не приняли бы князь и бояре. Помимо этого христианская община города к тому времени уже была многочисленной.
Святой креститель Руси князь Владимир Святославович
Имя князя Владимира Святого одно из самых значимых во всей Русской истории. Уже в древнерусских летописях его называли равноапостольным. Ярый язычник в юности, запятнавший себя многими неблаговидными поступками, князь в зрелом возрасте пришел к принятию христианства. В нем он увидел не только (и не столько) спасение своей души, а истинное благо для государства подвластного ему. Именно князь Владимир внес основополагающий вклад во введение христианства на Руси. Его наследники уже только укрепляли христианство, как государственную религию.
Крещение Великого Новгорода
Следующим важным центром Руси был Господин Великий Новгород. Это был крупнейший город северной Руси, первая столица Древней Руси Рюриковичей. Ещё был важный экономический аспект – это были северные ворота пути «из варяг в греки».
Христианские общины в Новгороде существовали уже давно. Они мирно уживались с основной массой языческого населения. Но креститься по воле Киева новгородцы наученные волхвами не хотели. Поэтому Владимир направил со священниками войско во главе со своим дядей воеводой Добрыней и тысяцким Путятой. Церковную миссию возглавил Иоаким Корсунянин.
Крещение сопровождалось «сечей злой». Несмотря на численное превосходство новгородцев Путяте удалось обезглавить восстание. А когда Добрыня поджёг город, язычники запросили мира. С тех пор о крещении Новгорода говорят:
«Путята крестил мечом, а Добрыня огнём»
Князь Ярополк Святославович нереализованные перспективы
За шесть лет своего правления Ярополк Святославович активизировал дипломатические связи с Оттоном II, германским императором, женился на дочери его близкого родственника. Никоновская летопись свидетельствует о приеме Ярополком послов от папы римского. Иоакимовская летопись говорит о том, что Ярополк симпатизировал христианам и дал им «волю
великую». Есть исторические версии о крещении князя Ярополка. В любом случае князь Ярополк способствовал созданию условий для введения христианства на Руси в качестве государственной религии.
Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси
После крещения двух главных центров Руси, христианство распространялось по другим землям и городам. В 997 году была учреждена Киевская метрополия, подчинённая Константинопольскому патриархату. В неё входили епархии: Новгородская, Ростовская и Суздальская, Черниговская и Новгород-Северская, Владимир-Волынская и Ковельская, Полоцкая и Глубокская, Туровская и Мозырская.
Первыми епископами и митрополитами Руси были греки, богослужебные книги на старославянском языке везли из Болгарии. Первые каменные храмы строили приглашённые из Византии мастера. В 990 году была заложен первый кафедральный собор Руси – Десятинная церковь. Строили её греческие и русские мастера на протяжении 6 лет. Своё название она получила от того что князь выделил на её содержание десятую долю от своих доходов (десятину).
Как было выбрано христианство на Руси. Справка
В 983 году после удачного похода Владимир решил принести человеческую жертву своим языческим богам. Было решено выбрать жертву при помощи жребия, который пал на юношу Иоанна. Отец юноши Феодор, который был христианином, не хотел отдавать сына и начал осуждать языческих идолов и славить христианскую веру. Обозленная толпа язычников убила Феодора и его сына. Это были первые мученики христиане на Руси; память святых мучеников Феодора и сына его Иоанна празднуется 12 (25) июля.
Этот случай публичного осуждения языческих богов заставил князя Владимира задуматься над истинностью его языческой веры.
Летописное повествование о «выборе вер» («испытании вер») Владимиром представляет собой род легенды. Как повествуют летописи, к князю в Киев в 986 году приходили посольства от разных народов, призывавшие Русь обратиться в их веру. Сперва пришли волжские болгары мусульманской веры и хвалили Магомета; потом иноземцы из Рима от папы проповедовали католическую веру, а хазарские евреи ‑ иудаизм. Иудаизм Владимир не принял — ему не понравилось, что за их грехи Господь рассеял евреев по всей земле. Вера магометан (болгар волжско‑камских) Владимиру не понравилась сухостью их богослужения, с их толкованием о загробной жизни, о женах и запрещении пить вино. В 962 году по просьбе княгини Ольги германский император присылал в Киев епископа и священников, которые не были приняты князем.
Последним прибыл проповедник, присланный из Византии. Он стал рассказывать Владимиру о православии, и слушал его Владимир со всем вниманием. Под конец грек показал князю полотнище, на котором изображено было судилище Господне. Справа стояли праведники, в веселии идущие в рай, а слева ‑ грешники, идущие на мучение. Владимир, вздохнув, сказал: «Хорошо тем, кто справа, и плохо тем, кто слева». «Если хочешь с праведными справа стать, то крестись», ‑ сказал грек. Но Владимир отвечал: «Подожду еще немного», желая разузнать подробнее о всех верах.
Предание гласит, что князь Владимир, чтобы испытать на месте, чья вера лучше, послал девять посланников. Когда русские послы были в Константинополе, великолепие Софийского храма, стройное пение певчих, торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души. Они потом говорили князю Владимиру: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе». Слушающие это бояре сказали: «Если бы вера греческая не была лучше других вер, то не приняла бы ее бабка твоя Ольга ‑ мудрейшая из людей». А послы сказали: «И как отведавший сладкого не захочет горького, так и мы не хотим оставаться больше язычниками».
Однако Владимир не сразу принял христианство. В 988 году он захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жены сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, братья прислали в Корсунь Анну. Там же в Корсуни, Владимир с многими дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II.
Возвратившись в Киев, в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир прежде всего крестил своих двенадцать сыновей. Все они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре.
А в назначенный день произошло массовое крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны. Летописи гласят: «На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, малые дети же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте…» Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, в 988 году. Вслед за Киевом постепенно христианство пришло в другие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создавались епархии. Так при князе Владимире подавляющее большинство русского населения приняло христианскую веру, и Киевская Русь стала христианской страной.
Приняв христианство, князь Владимир стал осуществлять заветы Христовы. По всей Руси начали оказывать помощь бедным и больным. Владимир способствовал распространению на Руси христианского просвещения, строил новые города, возводил в них церкви. Скончался св. кн. Владимир 15 июля 1015 г. и был погребен в Десятинной церкви в Киеве.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Все справки>>
Бунты волхвов и двоеверие
Язычество отступало перед христианством медленно. Так даже в Новгороде крещение проходило в три этапа. Новгородцы выдавали себя за крещёных, но тайно почитали старых богов. Тогда Добрыня обязал всех носить нательные кресты.
Христианство оставалось верой городов, в глухих сёлах язычество держалось веками. Вплоть до XII века вспыхивали так называемые восстания волхвов. Уже в 1534 году митрополит Макарий жаловался Ивану Грозному, что ещё при его отце Василии Ивановиче.
«Во многих русских местах скверные мольбища идольские сохранялись»
Православное Христианство – дар Бога святой Руси
Крещение Руси около 989 года стало актом введения Христианства как государственной религии, духовной основы многонационального народа, его населяющего. Этот шаг был важен не только для нашего Отечества, но и прежде всего, имел всемирно-историческое значение. Последующая история Российской державы показала огромную позитивную роль православного христианства в становлении, выживании, возрождении и укреплении страны в разных жизненных ситуациях. Вклад первых правителей Руси во введение православия на Руси ценен, но в разной степени.