Успенский собор в Ярославле: новое рождение древней святыни


В Ярославле, на Стрелке рек Волги и Которосли, стоит величественный Успенский кафедральный собор. Трагична его судьба. Построенный в начале XIII века, он несколько раз горел и перестраивался, пока в 1937 году не был снесен окончательно. В 2004-2010 годах его восстановили, приурочив событие к 1000-летию Ярославля. Многие века это был духовный и культурный центр города.

История строительства Успенского собора

В 1215 году ростовский князь Константин Всеволодович (1186-1218, княжил в Ростове с 1208 по 1216 года) заложил «церковь камену на Ярославли на дворе своем во имя Богородицы Успения». В то время это была территория деревянного Ярославского кремля, или, как его еще называли, Рубленого города. В 1219 году ростовский епископ Кирилл I (епископ с 1216 по 1229 год) торжественно освятил его. Это была первая каменная постройка в Ярославле.

Советские археологи во главе с Николаем Николаевичем Ворониным (1904-1976), одним из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре, уже после уничтожения собора в 1937 году пытались найти остатки фундамента древнего домонгольского храма, но безуспешно. Однако по отдельным археологическим находкам удалось воссоздать его облик. Построен он был из тонкого красного кирпича — плинфы. Стены украшали белокаменные вставки с резными орнаментами и масками. Пол был выстлан разноцветными майоликовыми плитками, напоминавшими ковер; это было одно из главных украшений храма. Двери были обиты золоченой медью.

В первой половине XIII века для Успенского собора была написана икона «Спас», «моленная» икона ярославских князей Василия (1238-1249) и Константина (1249-1257). В 1238 году Ярославль, как и многие другие русские города, был сожжен Батыем. Успенский собор уцелел, но был полностью разграблен.

В 1501 году в Ярославле случился большой пожар, в результате которого обрушились своды храма. При разборе завалов обнаружили мощи благоверных князей Василия и Константина Всеволодовичей. К 1516 году был возведен новый храм, небольшой по размеру. По некоторым данным, своим обликом он напоминал Благовещенский собор Московского кремля. С запада к нему был пристроен небольшой придел «на полатях». В 1612 году в Успенском соборе митрополит Кирилл II благословил князя Дмитрия Пожарского идти с ополчением освобождать Москву.

XVII век — время расцвета Ярославля, становление самобытной школы ярославского зодчества. Старый Успенский собор уже не мог вместить всех верующих, и потому в 1643 году началось строительство нового собора, немного в стороне от прежнего. Старый собор было приказано разобрать, оставив лишь погреб, где хранилась «зелейная и церковная казна». Над ним на основании частично разобранных стен была надстроена казенная палата.

В 1646 году новый собор был освящен. Это был небольшой пятиглавый храм с 55-метровой шатровой колокольней. 10 июля 1658 года во время очередного пожара в Ярославле он пострадал: сгорели главы, крыша и некоторые другие наружные постройки. Поэтому в 1659 году он был перестроен в шестистолпный пятиглавый храм. К северному, западному и южному входу были пристроены каменные крыльца, характерные для ярославских построек того времени. Рядом с ним заложили новую шатровую колокольню.

В 1670 году случился новый пожар, после чего храм был отстроен вновь. В 1671-1674 годах его стены были покрыты росписью, которая сохранилась до 1825 года. В 1788 году в связи с переносом центра епархии в Ярославль, он стал кафедральным. Это потребовало дальнейших перестроек и переделок.

В 1832-33 годах к южной стене была пристроена небольшая теплая церковь во имя благоверных князей Константина и Василия. В конце XIX века её объединили с расширенной западной папертью. В 1836 году по проекту архитектора Авраама Ивановича Мельникова, ректора Императорской академии художеств, вместо старой колокольни была построена новая многоярусная, высотой 70 метров. Внизу была сделана арка для проезда.

На старых фотографиях можно увидеть, как выглядел Успенский собор в Ярославле в начале XX века.

Внутреннее убранство Успенского собора

Река Которосль

Рекомендовать место

10

3

Которосль – река в европейской части России.

Длина реки составляет около 126 километров, а площадь её бассейна – 6370 квадратных километров. Река протекает по Ярославскому району через город Ярославль, а также по Ростовскому и Гаврилов-Ямскому районам.

В XIX веке река Которосль была судоходна, и по ней сплавлялось множество лодок с грузами. Сегодня в среднем течении реки находится много домов отдыха, дачных участков, санаториев. Также река популярна среди любителей водного туризма.

Точных данных о происхождении названия не существует. До XX века название реки звучало как «Которость» и происходило, вероятно, от древнерусского глагола «котораться», то есть спорить. Река Которосль начинается в месте слияния двух рек — Вёксы и Устья, и такое название, по-видимому, должно отразить «спор» этих речек о том, какая из них является началом реки.

Координаты: 57.61553200,39.91244600

Успенский собор в Советские годы и в наши дни

Успенский собор серьезно пострадал во время антибольшевисткого Ярославского восстания (6-21 июля 1918 года). Стены были повреждены артобстрелом, но затем отремонтированы на средства церковной общины.


Повреждения Успенского собора во время Ярославского восстания


Повреждения колокольни Успенского собора после Ярославского восстания

В 1922 году в Успенском соборе разместилась городская биржа труда, самые ценные предметы передали государству. В 1924 году была проведена частичная реставрация. В 1929 году разобрали колокольню, чуть позднее распустили церковную общину.

В помещении разместились швейная мастерская, склад художественных ценностей, затем — зернохранилище. 26 августа 1937 года Успенский собор был взорван, на его месте разбит городской парк культуры и отдыха.

В 2004 году по проекту архитектора Алексея Денисова на месте прежнего храма началось возведение нового, большего по размеру. Строительство шло со скандалами: опасались, что грунт Стрелки не выдержит такую махину и «поплывет», что храм исказит исторических облик города… Кроме того, новый храм по своему облику не похож на предшествующий и выбивается из местной стилистики, наследуя больше традиции московской архитектуры. Тем не менее, 12 сентября 2010 года Успенский кафедральный собор был освящен архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом.

Площадь храма составляет около 2 тысяч кв.м, вместимость — более 4 тысяч человек, высота до основания креста — 50 метров. В цокольном этаже разместятся зал церковных соборов, музей, трапезная палата и покои правящего архиерея. Планируется возведение отдельно стоящей колокольни высотой более 70 метров. А пока колокола установлены на временной звоннице рядом.

Около Успенского кафедрального собора со стороны Стрелки, на месте алтаря разрушенного Успенского собора в 1995 году была установлена статуя Троицы. Художник — Н.Мухин, скульптор — И.Б.Трейвус, архитектор — А.Бобович. Уникальность этого памятника в том, что в нашей стране нигде больше нет подобных скульптурных изображений Троицы. Неудивительно, что эта композиция вызвала неприятие части общественности.


Скульптурное изображение Троицы около Успенского кафедрального собора

Современные фотографии позволяют увидеть нынешний облик Успенского кафедрального собора и его внутреннего убранства. Безусловно, он стал украшением Ярославля и без него Стрелка выглядела бы незаконченной.


Вид со звонницы Спасо-Преображенского монастыря на Успенский кафедральный собор


Купола Успенского кафедрального собора


Сквозь молодую листву…


Белые стены и золотые купола


Мозаичная икона «Успение Пресвятой Богородицы» над входом в собор


Колокола Успенского кафедрального собора


Внутреннее убранство Успенского кафедрального собора


Иконостас Успенского кафедрального собора


Золотые купола Успенского собора

Необычайно красив Успенский кафедральный собор вечером, в лучах подстветки.


Успенский собор и Вечный огонь вечером


Успенский собор вечером


Купола Успенского собора


В лучах подсветки Успенский собор выглядит особенно эффектным


Мозаичная икона «Покров Пресвятой Богородицы» над входом в собор

Сказочно выглядит Успенский кафедральный собор зимним вечером.


Зимним вечером


Белое и золотое

Исторический центр Ярославля

Рекомендовать место
4

Исторический центр Ярославля занимает огромную площадь более 100 гектар. На этом отрезке города разместилось около 140 памятников культурного наследия, которые прекрасно сохранились до наших дней. В первую очередь это здания еще допетровского периода и классицизма.

Власти Ярославля как могли сохранили красоту города во времена советского периода, когда во всех городах сносились монументы, а здания жестоко разрушались или и вовсе отдавались под колхозы.

До наших дней дошли Успенский собор на Стрелке, Знаменская и Угличская башни, церковь Симеона Столпника, Спасо-Преображенский монастырь и многое другое. Конечно же, за многие столетия существования все памятники были реставрированы. Что не уничтожит человек, то нещадно порушит время. Но в целом, исторический центр передает ту атмосферу, которая царила в Ярославле раньше.

Информация для посетителей и карта

Адрес: Россия, Ярославль, Которосльная набережная, 2/1

Расписание богослужений:

  • в будние дни 8:00 часы, 8:15 Литургия, 17:00;
  • воскресные дни и двунадесятые праздники 8:40 часы, 9:00 Литургия;
  • четверг 17:00 акафист блгв. кнн. Феодору, Давиду и Константину Ярославским;
  • Престольный праздник: Успения Пресвятой Богородицы (28 августа).

Сайт: yar-uspenie.cerkov.ru

© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Владимирские святые

История Успенского собора связана с трагическими событиями 1238 года, когда Владимир был разорен татаро-монгольскими войсками, и погиб и сам владимирский князь Юрий Всеволодович

, и вся его семья, кроме одной дочери.

Князя Юрия убили в битве на реке Сити или Сети. Младший сын Юрия Всеволодовича, Владимир был захвачен в плен. Татары предложили сдать город в обмен на его жизнь, но защитники отказались, и тогда Владимир

был казнен у Золотых ворот. Ипатьевская летопись рассказывает, что когда стало понятно, что города не уберечь, два других брата — юные
Всеволод и Мстислав
— постриглись в монахи и отправились на переговоры, но были жестоко убиты. Во время последнего штурма Владимира в Успенском храме заперлась
княгиня АгафьяВсеволодовна
, с дочерьми, внуком и снохами, и владимирский
епископ Митрофан
. Все они приготовились к смерти и приняли иноческий образ. Татары подожгли храм, и все, укрывшиеся в нем, погибли.

Все они были погребены тут же, в Успенском соборе, после того, как он был отремонтирован. В 1645 году тело Юрия Всеволодовича было найдено нетленным, и в том же году он сам и его семья были канонизированы

.

В 1702 году был канонизирован также Андрей Боголюбский

. После революции мощи были вскрыты, исследованы и поставлены в Георгиевском приделе в составе музейной экспозиции. Тело Андрея Боголюбского много лет исследовалось, и было передано Церкви только в 1987 году.

Еще один святой – это сын Андрея Боголюбского Глеб

. Летописных сведений о нем не сохранилось, есть только житийные. Он умер не дожив до двадцати лет незадолго до гибели своего отца, а при жизни отличался благочестием и кротостью и был очень любим в народе. Он стал почитаться как местночтимый святой еще с начала XVII века – считается, что в 1608 году город был избавлен от литовского нашествия именно благодаря молитве к нему. В 1702 году его тело было найдено нетленным – и он был канонизирован вместе со своим отцом.

В соборе хоронили не только князей, но и епископов. Канонизирован святитель Митрофан

, который в самом начале XIV века сделал Владимир центром русской митрополии.

Сейчас захоронения являются главной святыней собора.

Интересные факты

  • Благодаря вскрытию мощей Андрея Боголюбского, у нас появилась возможность увидеть его облик. Его череп исследовался в начале 40 гг. и М. Герасимов выполнил свою знаменитую реконструкцию. В начале XX века были проведены новые исследования и сделана еще одна реконструкция, отличающаяся от герасимовской.
  • Иконы из разобранного иконостаса Успенского собора сейчас находятся в Третьяковской галерее. Специалисты спорят, является ли их автором сам Андрей Рублев или кто-то из его подражателей.

На заметку

Местоположение. г. Владимир, ул. Большая Московская, 56.

Как добраться. Как добраться. Электричкой с Курского вокзала или автобусом от м. Щелковская до Владимира, далее троллейбусами №5, 10 и 12 до центра города, или вверх по лестницам до Успенского собора. Вход свободный.

4.Церковь Андрея Критского

В 1908 году из-за увеличения количества рабочих на производстве Ярославской Большой Мануфактуре выросло количество прихожан. Было принято решение о расширении прихода и в этом же году была построена церковь Андрея Критского. Названа она так не случайно. Средства, на которые возводили церковь, были выделены Иваном Андреевичем и Андреем Александровичем Карзинкиными, а так же Гавриилом Матвеевичем Игумновым. Престолы освятили по одноименным святым — главный престол в честь Иоанна Постника, два предельных — во имя Андрея Критского и Архангела Гавриила. В архитектуре храма преобладает новое для того времени направление модерн и византийский стиль. Храм был закрыт в 1923 году, но в 2010 году передан в ведение РПЦ и снова распахнул свои двери для верующих православных прихожан.

Церковь Ильи Пророка

Рекомендовать место

15

4

Церковь Ильи пророка — православный храм в центре города, является выдающимся образцом ярославской архитектуры XVII века. Храм является туристической достопримечательностью города, и объектом культурного наследия России.

Церковь была построена на месте деревянных церквей, которые, согласно легенде, были построены одновременно с самим городом.

Храм многократно реставрировался, только в советское время — трижды. В 1920 году был передан городскому музею-заповеднику, что спасло храм от сноса.

Здание храма было украшено сверкающей зеленой черепицей, которая позже была заменена чешуйчатым покрытием и кованым крестом. Внутреннее убранство храма украшают различные росписи известных мастеров, фрески и золоченный резной иконостас с древними иконами.

Церковь Ильи Пророка располагается на Советской площади города Ярославля. Вернее, Советская площадь располагается вокруг этого храма. Храм расположился в самом центре культурной жизни Ярославля.

Митрополичьи палаты

Митрополичьи палаты, построенные на Волжской набережной, являются памятником архитектуры XVII века. С самого начала строительства здание было запланировано как резиденция митрополита и представляло собой двухэтажное строение, разделенное на три части: сени, жилые помещения и приемные. Жилая часть здания состояла из спальни митрополита, комнат для приемов высокопоставленных гостей и хозяйственных помещений.

Во время Гражданской войны здание было сильно повреждено. В 1928 году, после реконструкции, палаты приобрели свой первоначальный вид.

Сейчас в Митрополичьих палатах находится музей древнерусского искусства. Музей был открыт в 1977 году и его гордостью является домонгольская икона «Спас Вседержитель», выставленная в одном из музейных залов для обозрения.

Адрес: Волжская набережная- 1.

Благое желание

В годы перестройки, когда всеобщая борьба с религией сменилась повсеместным восстановлением ранее попранных, а зачастую и разрушенных святынь, вопрос о возрождении главного городского храма был поднят и в Ярославле. Добровольным спонсором работ стал столичный бизнесмен В.И. Тырышкин, являющийся президентом крупной строительной корпорации.

Успенский собор решили возводить на прежнем месте, и с этой целью был объявлен конкурс на лучший проект будущей постройки, в котором приняли участие многие российские архитекторы. Наибольшего внимания жюри удостоились две работы.

Автором одной из них был ярославский зодчий Вячеслав Сафронов, предложивший восстановить храм в том облике, который был ему присущ в последние предреволюционные годы. Осуществить задуманное позволяло большое количество сохранившейся с прежних времён технической документации.

Однако комиссия отдала предпочтение проекту московского архитектора А.М. Денисова, имевшего к тому времени опыт восстановления храма Христа Спасителя. Возведённый по его проекту собор своим обликом выходит за рамки верхневолжской традиции и отчасти напоминает Смоленский собор московского Новодевичьего монастыря.

Второе рождение

В момент основания были не только чудесные внутренние, но и наружные росписи церкви Ильи Пророка в Ярославле, украшавшие ее фасады. Сейчас эта роспись утрачена, остались лишь некоторые элементы. Скрипины завещали свои земли и торговые места на содержание возведенной ими церкви, но все их имущество отошло городским властям. Денег на храм выделялось очень мало, поэтому он постепенно разрушался. В 1896 году меценат и большой ценитель искусства И. А. Вахромеев, получив разрешение Синода, на личные деньги взялся восстанавливать церковь Ильи Пророка. Вокруг нее соорудили решетку, сделанную по проекту академика Павлинова, поменяли металл на крыше и главах, вставили новые окна, оштукатурили и покрасили наружные стены и выполнили еще ряд работ. Завершили реставрацию в 1904 году.

После революции в храме хотели сделать музей, потом склад, потом собрались и вовсе ее снести. Спасли церковь, рискуя своими жизнями, сотрудники сектора архитектуры и работники музея в Ярославле Н. В. Кузнецов, Н. Н. Померанцев и П. Д. Барановский. Перед войной в здании церкви открыли атеистический музей. С 1945-го по 1955 годы здесь хранились музейные фонды. Восстанавливать церковь Ильи Пророка после всех пережитых ею бед начали с 1956 года. Сейчас она работает все дни недели (кроме среды) с 9 утра до 7 вечера.

3.Храм Николы Мокрого

Самое первое упоминание об этом храме содержится в грамоте, подписанной Василием IV Шуйским 15 июня 1610 года. В последующих документах церковь уже именуется «Храмом Николы Мокрого». По одной версии, храм назвали так потому, что построен он был в болотистой местности. По другой — потому, что Никола оказывал помощь тем, кто терпел бедствия на воде. Непосредственно каменный храм начали возводить в 1665 году и строительство его продолжалось целых 7 лет. Главный его престол освящен в честь Николая Чудотворца. Главная достопримечательность храма — настенные фрески, которыми украсили церковь художники из Ярославля в 1673 году. Это почти 660 композиций на различные сцены из Библии, изображения святых, правителей. Одна из самых известных — картина «Страшного Суда». Сегодня церковь является действующей и в ней проводятся богослужения.

Толгский монастырь

Рекомендовать место

16

1

Толгский монастырь изначально был открыт как мужской в 1314 году епископом Ростовским Прохором. Уже гораздо позже, пережив натиск коммунистов, и будучи закрытым в течении шестидесяти лет, монастырь вновь открыл двери, но уже в качестве первого женского монастыря РСФСР.

Толгский монастырь построен на месте, где, по преданию, епископу Ростовскому Прохору была явлена чудотворная икона Толгской Богоматери. В 16-ом веке монастырь был практически уничтожен польскими интервентами, которые убили 46 монахов-прислужников. Позже монастырь был восстановлен, а на месте братской могилы монахов построена часовня. Ежегодно в память о монахах проводится заупокойная лития.

Толгский монастырь никогда не был обделён вниманием российских императоров и императриц, и часто принимал от них щедрые подарки, многие из которых хранятся там и по сей день

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]