Земля, в которой происходили события, связанные с темой нашего сегодняшнего занятия, называется Палестина. Ее населял еврейский народ, который делился на 12 колен — племен. В VI веке до н. э. Палестина была захвачена вавилонянами, и евреи были переселены в Вавилон. Спустя много лет они были освобождены персидским царем Киром. Он разрешил им вернуться обратно, но так как в Палестине было очень мало плодородных земель, то многие предпочли не возвращаться. Таким образом, возникла первая диаспора. Впоследствии, после завоевания Александра Македонского, евреи расселились по всему эллинистическому миру.
Синагоги
Центрами еврейских общин были синагоги, где евреи собирались для молитв по субботам. От остального языческого мира их отделяло нежелание поклоняться языческим богам и вера в своего единого бога-творца всего окружающего мира. Эти особенности привлекали внимание язычников. Кто-то обвинял евреев в безбожии, а кто то, кто был пообразованнее и знаком с сочинениями греческих философов, говорил, что евреи — это народ философов. Дело в том, что греки к тому времени, тоже дошли до мысли, что существует не сомн богов, а бог единой.
Символы веры в раннем христианстве
В этом пункте с первых же шагов христианства возникла неувязка, которая явилась поводом для многочисленных веками длившихся и породивших немало расколов христологических (лучше сказать тринитарных — от Троицы) споров. Речь о едином Боге в трех лицах — Боге Отце, Боге Сыне и Боге Святом Духе.
К этим спорам мы еще вернемся. Но пока заметим, что вера в единого Бога и Святую Троицу, благочестивая жизнь, покаяние в грехах с облегчающей душу исповедью и надежда на царствие небесное после смерти и тем более второго пришествия Христа и Страшного суда — вот основа того, что каждому следовало принять. Эти заповеди раннего христианства стали фундаментом новой религии, причем они быстро обрели широкую популярность, а адепты христианства начали распространяться по всей империи.
Появление христианства
В I веке до н. э. в римской империи распространится мода на всякие экзотические восточные религии. В частности, появятся и приверженцы иудаизма. Именно в этой среде, как раз, и будет распространяться вновь возникшая религия — христианство.
В I веке до н. э. римляне захватили маленькую самостоятельную страну — Иудею. Править ею стал жестокий царь Ирод. Жестокий царь Ирод правил Иудей при римском императоре Августе. Когда же Ирод скончался, то римляне распорядились завоеванными территориями так: Галилея отошла под власть сына Ирода, Ирода Антипы, а Иудеей стали править римские наместники, которые назывались префекты, а впоследствии, прокураторы. Внутренними же делами иудеев занимался совет — синедрион, он состоял из священников и поборников старины. Назывались они фарисеи.
Формы и направления раннего христианства
Практически как раз на этом раннем этапе развития в различных христианских общинах и закладывались основы того смешения реальных фактов недалекого прошлого с мифо-поэтическим наследием, которое затем и обретало черты достоверного предания, о чем уже вскользь упоминалось.
Процессу становления новой религии, особенно уже после появления и тем более канонизации Евангелий и других текстов христианского Нового Завета, многочисленные варианты и отклонения не могли не мешать. Это означало, что первоначальную пестроту мнений, ритуалов и догматов в многочисленных общинах следовало ликвидировать, заменив канонической жесткостью новой и на многое претендовавшей религии. Примерно это и было основной тенденцией развития и трансформации раннего христианства, в котором вначале отчетливо выделились два противостоявших друг другу течения — проиудейское, представленное, в частности, Апокалипсисом, и антииудеиское, связанное прежде всего с деятельностью апостола Павла и его учеников.
Проиудейское направление вскоре заглохло, а паулинизм получил распространение и стал внутренней основой христианства. Именно в рамках паулинизма с его тезисом, что для христианства нет ни эллина, ни иудея, что Богу угодны все, обрезанные и необрезанные, произошел окончательный разрыв новой монотеистической религиозной системы со свойственной иудаизму национальной ограниченностью. Такого рода переосмысление христианства в духе паулинизма и стало отправной точкой его трансформации в сторону организованной вселенской церкви. В этом смысле Павла можно было бы считать первым патриархом, если даже не основателем христианства как новой монотеистической вселенской религии. С паулинизма берет свое начало и раскол, даже антагонизм между христианством и иудаизмом.
Паулинизм способствовал переключению радикальной активности своих приверженцев с критики существующих в Риме порядков на критику соперничающей религии, представители которой оказались теперь виновны во всех грехах и даже преступлениях — они ведь, в конце концов, распяли Христа. Кроме того, паулинизм сделал резкий акцент на загробное воздаяние, на вознаграждение за терпение и страдания блаженством на том свете. Эти два очень существенных нововведения сыграли важную роль в процессе всей дальнейшей трансформации раннего христианства.
Кто рассказал о рождении Христа
Для нас рождение Христа разделило всю историю на две части — до Рождества Христова и после Рождества Христова. О рождении, жизни, смерти, воскресении Христа нам рассказали четыре евангелиста: Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Люди верующие свято верят каждому слову, которое дошло до нас в Новом Завете.
Постольку поскольку, в жизни, смерти и воскресении Христа видят величайший подвиг. Он тот, кто даровал людям жизнь вечную. До того, как последовать за Христом, Матфей был мытарем, собирал налоги для Рима. Что же касается Марка, то он примкнул к христианской общине, когда был еще в совсем юном возрасте. Свое евангелие он напишет по воспоминаниям апостола Петра. Что же касается Луки, то он был врачом и живописцем из Антиохии. Впоследствии он будет признан первым иконописцем. Иоанн же, до того, как последовать за Иисусом, был рыбаком.
Противостояние светской власти и церкви
В 11 веке становится ясно, что бедняки не могут прокормиться самостоятельно, а нравы людей портятся. В связи с этим была проведена клюнийская реформа. Ее краткое содержание таково: реформа полностью очищала монастырский устав, также было утверждено безбрачие (но священники могли брать экономку, которая фактически была для них гражданской женой), монастыри подчиняются папе напрямую.
Римский патриарх начал войну против королей, используя в качестве оружия отлучение от церкви. Отлучали как монархов, так и целые государства, в результате чего люди не могли вступать в брак и хоронить умерших. Церкви закрывались, детей не крестили.
Рождение Иисуса Христа
О чем же поведали евангелисты? Во время переписи, устроенной римскими властями, из Назарета в Вифлеем отправилась пара. Это были Иосиф и Мария. Мария ожидала рождение младенца. Ей было предсказано, что тот младенец, которого она родит, станет спасителем мира. Когда пара достигла Вифлеема оказалось, что остановиться им не где. Пришлось ночевать в вертепе, в пещере. Там и появился на свет младенец Иисус. Рождение его сопровождалось странным явлением — на востоке взошла яркая звезда и звезда это указала путь трем пастухам и трем волхвам, которые принесли родившемуся свои дары.
К тридцати годам Иисус примет крещение от Иоанна Крестителя. Он будет много странствовать, проповедовать, творить чудеса. Повсюду за ним будут следовать 12 учеников — апостолов, те, кто впоследствии будут разносить его учения во все концы земли. Чему же учил Христос? Вещам очень сложным и очень простым. Не отвечать злом за зло, не творить другому обиды, и тогда через веру, через любовь к богу, для человека откроются врата царствия небесного.
Казнь Христа
За неделю до еврейского праздника Пасхи Иисус Христос со своими учениками приехал в город Иерусалим. Его восторженно встречали, однако, противники его были недовольны. В Иисусе они видели всего лишь навсего одного из многих самозванцев. Еще один человек, который выдает себя за сына божьего. В результате был подкуплен один из учеников Христа — Иуда. Он предал его.
Иисуса схватили и по приговору синедриона казнили. Приговор этот утвердил Понтий Пилат, римский наместник. После того, как произошла казнь, одна из самых страшных и позорных казней, тело было отдано ученикам Христа. Те же положили его в пещеру, недалеко от Голгофы, той горы, где произошла казнь. Когда на третий день последователи Христа пришли для того, чтобы помазать тело благовонными маслами и похоронить, оказалось, что камень, которым был раньше прикрыт вход в пещеру отвален, а на том месте, где когда то лежало тело, сидел ангел. Ангел и возвестил им о том, что Христос воскрес.
Иисус Христос являлся своим ученикам еще 40 дней, до тех пор, пока не вознесся на небо, зайдя на Масличную гору. Кто-то верит рассказанному евангелистами буквально до последнего слова, кто-то относится критически. Но в любом случае, мало кто сомневается в факте существования Иисуса, названного Христом.
Зарождение христианства. Ранее христианство. Первые семь христианских Вселенских соборов.
Наряду с буддизмом, к числу мировых религий, имеющих наибольшее число сторонников, относится христианство. Христианство — это собирательный термин для характеристики трех основных направлений: православия, католицизма и протестантизма.
В центре христианства находитсяобраз богочеловека — Иисуса Христа, который своей мученической смертью на кресте пострадал за грехи человечества, но тем самым снял с него эти грехи, примирил человеческий род с Богом. А своим воскресением он открыл для тех, кто в него уверовал, новую жизнь, путь к воссоединению с Богом в Божественном царстве. Христос переводится с греческого как «помазанник», «мессия», спаситель. Этим нарицательным именем Иисус Христос связывается с ветхозаветными преданиями о приходе на израильскую землю пророка, мессии, который освободит свой народ от страданий и установит там праведную жизнь —Божье царство.
Священной книгой христиан является Библия, которая состоит из двух частей. Ветхий завет — священная книга последователей иудаизма и Новый завет, излагающий важнейшие этапы жизни создателя христианства — Иисуса Христа и основные положения его учения.
Христианство возникло в I в. новой эры на территории Восточной части Римской империи в Палестине. Новая эра и начинает свой отсчет со времени рождения Иисуса Христа.
Христианскую версию о жизни, деятельности и учении Иисуса Христа мы узнаем из трех видов источников. Первый вид — это канонические книги Нового Завета. Они называются каноническими потому, что их текст был признан «богодухновенным». Неканонические сочинения не считаются «богодухновенными», но и не отвергаются христианскими церквями. Это «Евангелие от Никодима», «Первоевангелие Иакова-еврея», «Книги о Рождестве Девы Марии», «Книги Иосифа Плотника», «Учение 12 апостолов» и др». Третья категория христианских источников — это сочинения «отцов церкви» — раннехристианских мыслителей, защитников и пропагандистов христианского вероучения в первые два века его существования: Юстина Мученика, Иринея, Татиана, Тертуллиана, Климента и др.
Христос рождается в Вифлееме. Это оправдывает слова еврейского пророка Михея, сказавшего, что из Вифлеема выйдет вождь, который спасет народ Израиля. «Волхвы пришли к царю иудейскому Ироду и спросили его: где родившийся царь иудейский? Ибо мы видели звезду его на востоке и пришли поклониться ему».
Ирод встревожился и весь народ Иерусалимский с ним. Тайно выведав у волхвов время появления звезды, Ирод поручил разыскать младенца. «Звезда, которую мы видели на востоке все время шла перед ними как наконец пришла и остановилась где был младенец». Затем мудрецы увидели младенца с Марией, поклонились ему, подарили золота, ладана и смирны и ушли в страну свою.
Во сне Иосиф получает приказание от ангела Господня бежать с младенцем и его матерью в Египет, так как Ирод собирается убить младенца Христа. Ирод приказывает убить всех младенцев до 2-х лет. И когда Ирод умирает, ангел опять является во сне Иосифу в Египте и приказывает ему идти в землю Израилеву. Затем Иосиф во сне получает указание идти в Землю Галилейскую и поселяется в городе Назарете».
Евангелист Лука же считает, что родители Иисуса Мария и Иосиф — всегда жили в городе Назарете и оказались в Вифлееме в связи с переписью населения. Согласно указу императора Августа о переписи, каждое семейство должно было прийти в город, откуда был родом глава семьи. Иосиф был из Вифлеема и потому он оказался там вместе со своей беременной женой, которая там и родила сына — Иисуса.
Некоторые расхождения между этими двумя Евангелиями проявляются и при изложении генеалогии Иисуса. Евангелие от Матфея подгоняет родословную Иисуса под особого рода троицу — Всех родов от Авраама до Давида — 14, от Давида до переселения в Вавилон —14, от переселения в Вавилон до Христа —14. По этой генеалогической цепочке получается, что Иисус — потомок еврейских царей: Давида, Соломона и Ровоама. Иначе говоря, предсказанный пророками мессия, спаситель народа Израиля. Евангелист Лука проводит ту же версию, но у него получается, что от Давида до рождения Иисуса Христа прошло только 28 поколений.
Эти и другие неточности и противоречия в Новом завете, а также проблемы истолкования библейских текстов породили сомнения относительно историчности образа Иисуса Христа.
Французский мыслитель XVIII века Ш. Дю-пии стремился доказать, что Иисус Христос — это солнечное божество, заимствованное христианством из восточных религий и что все события его жизни, излагаемые в евангелиях следует воспринимать как астральные аллегории.
Другая, историческая школа считала Иисуса Христа реальной личностью, проповедником новой религии, сформулировавшим ряд принципиальных идей, заложивших основы христианства учениками не отреклись от своего учителя.
Первым шагом на пути этой исторической реконструкции должна быть констатация факта, что христианство зародилось в иудейской среде и эта среда наложила глубокий отпечаток на многие положения христианского вероучения. Как указывает Библия, Иисус Христос родился в еврейской семье. Его земные родители Мария и Иосиф были правоверными иудеями и свято соблюдали все требования своей религии. Сам титул Иисуса «Христос» — означает «мессия», «спаситель» — базируется на глубоко укоренившемся в иудаизме учении о мессианской роли еврейского народа, на том, что именно из этой среды появится спаситель человечества.
Мессианские настроения в среде иудеев были постоянны, но их проявление на разных исторических отрезках времени было не одинаково. В период социальной стабильности на первое место восходил «закон», а мессианские ожидания уходили на второй план. Когда же еврейское общество переживало кризисную стадию своего развития, мессианские настроения пробуждались и активно распространялись. В 1 в. н. э. Иудея переживала острый кризис, связанный с давлением на население трех уровней власти: римского императора, его наместников-тетрархов, царя Ирода Антипы и иудейских первосвященников. Каждая из этих властей эксплуатировала народ, принуждая его платить непомерные подати, принуждала к определенным формам поведения, которые зачастую противоречили нравственным убеждениям и вероучению еврейского народа.
В этот период на территории Палестины были широко распространены мессианские надежды, появилось много бродячих проповедников, возвещавших скорое пришествие Мессии, спасителя народа, истинного царя Иудейского. Библия называет двух великих пророков того времени — Иеремию и Иоанна Крестителя. Эти проповедники стремились привлечь к себе внимание людей необычным видом. Иеремия проповедовал с ярмом на шее, Иоанн Креститель носил одежду из верблюжьего волоса, не стригся, жил отшельником в пустыне, питался сушеной саранчой и был очень худ. Одним своим внешним видом он производил на людей неизгладимое впечатление. А его речи, разоблачавшие нравственное падение властьимущих, царивший во дворцах разврат, пренебрежение к нуждам и страданиям людей, находили живой отклик в массах. Властьимущие боялись проповедей Иоанна Крестителя и, как гласит библейская легенда, ему отрубили голову по приказу царя Ирода Антипы, спровоцированному на этот поступок «танцем живота» своей сводной дочери Саломеи.
Иоанн Креститель не считал себя мессией, спасителем человечества. По библейской версии христианства он — лишь Предтеча. Его задача была подготовить народ к приходу мессии. Суд Божий, утверждал Иоанн, недалек. Он призывал людей раскаяться, встать на путь праведной жизни. Символом вступления в мессианскую эру Иоанн избрал обряд погружения в воду реки Иордан. Этому погружению придавалось символическое значение. Подобно тому, как вода омывает тело, так и покаяние очищает душу. Обряд омовения получил символическое значение крещения (греч. баптизо — русск. крещение) Отсюда и прозвище Иоанна — Креститель. Перед омовением люди исповедовали свои грехи, очищали душу.
Библия умалчивает о жизни Иисуса до 30 лет. И именно с появления Иисуса на берегу Иордана и принятия им крещения от Иоанна начался его путь проповедника, закончившийся смертью на кресте и чудесным воскресением. После крещения Иисус удалился в пустыню, где в одиночестве провел некоторое время, готовя себя к служению Богу. Вскоре он вновь появился на берегу Иордана. Иоанн Креститель узнал его и сказал людям «Вот Агнец Божий, который берет грехи мира». Это означало, что он объявил Иисуса мессией и это заставило людей поверить в его особое призвание. Вокруг Иисуса сплотилась довольно тесная группа его последователей, ядро которой составляли двенадцать апостолов и ближайших родственников, а также Мария Магдалина. Вместе с этой группой Иисус передвигается по Иудее, проповедует свое учение, творит всевозможные чудеса, помогает излечиваться от болезней и т. д.
Чему же конкретно учил Иисус Христос? Какие положения легли в основу его учения? Мы уже отмечали иудейские корни христианства. Без уяснения существования тесной связи с иудаизмом многое в христианстве будет выглядеть не понятным. Христианство возникает как секта иудаизма. Оно ставит перед собой задачу очистить иудаизм от тех «вредных» наслоений, которые привнесли в него книжники и фарисеи, которые превратили живое учение в систему косных положений и автоматических ритуальных действий. Для книжников и фарисеев буква «закона» была дороже его сути. Христианское учение развивается в полемике с иудаистскими книжниками и фарисеями, хотя поначалу и не претендует на что-то преимущественно новое. «Не думайте, что Я пришел нарушать закон или пророков, не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5,27).
Вместе с тем, в Евангелиях довольно четко обозначена линия противопоставления нового учения иудаизму. Эта линия уже отчетливо обозначена в знаменитой Нагорной проповеди Иисуса Христа, которая воспроизводится в Евангелии от Матфея.
Таким образом,основное направление в переосмыслении иудаизма христианством состоит в углублении содержательного нравственного начала религиозного учения под углом зрения утверждения ведущей роли принципа любви. Заповедь любви: любви к Богу, любви к ближнему, в том числе и к своему врагу многие религиоведы считают краеугольным камнем религиозно-нравственного учения христианства.
Вместе с тем, в Новозаветной проповеди довольно отчетливо прозвучали и социальные мотивы: идея равенства всех людей перед Богом, осуждение богатства, насилия, эксплуатации. «Удобней верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царство Божие». Особенно явственно социальный мотив прозвучал в откровении Иоанна Богослова — Апокалипсисе. Все содержание этого произведения пронизано идеей возмездия, которое наступит в час Страшного суда. И суд этот, по мнению автора Апокалипсиса, наступит скоро, еще при жизни этого поколения.
Но не следует на основании этих высказываний превращать Новый завет в революционный манифест, а Иисуса Христа объявлять революционером, как это нередко делали некоторые леворадикальные богословы в прошлом и в настоящем. Христианство — это не социальное, а прежде всего нравственно-религиозное учение. Иисус Христос учил: отдайте кесарю кесарево — а Богу — Богово. Тем не менее социальные мотивы раннехристианской проповеди оказывали и оказывают большое влияние на общественно-политические движения во всем мире.
Основная мысль Евангельской проповеди Иисуса Христа состояла в том, чтобы донести до всех людей мысль, что Бог — Отец всех людей — послал его возвестить людям о скором установлении царства Божия.
Власти Иудеи и Рима встретили Иисуса Христа как самозванца. Они обвинили его в кощунстве и подстрекательстве против властей и приговорили к смерти через распятие на кресте. Народ иудейский в своей массе также отвернулся от него. Когда народу было предложено выбрать, кого из осужденных на смерть он желает помиловать, то толпа предпочла Иисусу разбойника Варраву. Иисус Христос был казнен и, как гласит евангельский рассказ, воскрес на третий день, явился своим ученикам, дал им наставление, а на 40 день вознесся на Небо.
После смерти и воскресения Иисуса Христа в Иерусалиме осталась община его последователей во главе с апостолом Петром Помимо этой общины к 60-м годам I века на территории Палестины существовало еще несколько раннехристианских общин. Наличие таких общин на данной территории подтверждено данными науки. В 1947 году недалеко от Мертвого моря (район Вади-Кумран) учеными были обнаружены древние свитки, ставшие известными мировой общественности под названием Кумранских рукописей. Эти рукописи рассказали о поселении иудаистской секты ессенов, которая по многим положениям вероучения и культа, а также образу жизни, была близка к христианству. Члены этой секты называли себя «Новым союзом», «Общиной нищих», а свое учение «Новым заветом». В рукописях речь идет об «учителе праведности», который говорил о неизбежном конце света, после которого «Бог будет судить человеческие души по их вере». Ессены не были сторонниками идеи, что только евреи — особый богоизбранный народ. Они считали главным не этнический фактор, а духовное единство. В этой общине были простые обряды, такие как крещение, хлебопреломление, общее имущество, взаимная поддержка всех членов.
Сейчас важно объяснить, как из маленькой иудаистской секты христианство разрослось до масштабов мировой религии? Почему народы Римской империи, среди которых прежде всего начало распространяться христианство, оказалась так восприимчивы к этому учению? Богословско-теологический подход связывает этот процесс с «богодухновенностью» христианского учения и деятельностью по его распространению апостолов, «подвижников веры». Мы не отвергаем этой версии. Но наша задача раскрыть те естественные, социо-культурные механизмы, которые привели к тому, что учение иудейского пророка Иисуса стало мировой религией, оказавшей огромное влияние на ход мирового развития.
В религиоведении на эту тему с разных позиций написано довольно большое количество работ. Значительная роль в объяснении этого процесса принадлежит немецкому философу Ф. Энгельсу,
посвятившему этой проблеме ряд произведений:
«Бруно Бауэр и первоначальное христианство», «Книга откровения», «К истории первоначального христианства».
Общий вывод этих работ сводится к идее, что к моменту возникновения первой христианской общины в Палестине, общественное сознание народов Римской империи было подготовлено к восприятию этого вероучения. Ф. Энгельс зафиксировал как социальные, так и культурные предпосылки для восприятия христианства. По его словам «Христианству предшествовал полный крах мировых порядков. Христианство было выражением этого краха»
(Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 7. С. 21).
К середине I века настало время, когда уверенность римлян в том что их мир наилучший из возможных миров, осталось в прошлом, на смену этой уверенности пришло ощущение неминуемой катастрофы, крушения вековых устоев, близкого конца света. В социальных низах возрастает недовольство властвующими, которое периодически принимает форму бунтов, восстаний. Эти бунты, восстания жестоко подавляются. Настроения недовольства не исчезают, но ищут иные формы своего удовлетворения.
Христианство в Римской империи первоначально воспринималось большинством людей как ясная и понятная форма социального протеста. Оно пробуждало веру в заступника, способного обуздать властьимущих, утвердить идею всеобщего равенства, спасения всех людей, независимо от их этнической, политической и социальной принадлежности. Первые христиане верили в близкий конец существующего миропорядка и установление «Царства Небесного», благодаря прямому вмешательству Бога, в котором будет восстановлена справедливость, восторжествует праведность над неправедностью, бедные над богатыми.
Обличение испорченности мира, его греховности, обещание спасения и установление царства мира и справедливости — таковы социальные идеи, которые привлекли на сторону христиан сотни тысяч, а позднее и миллионы последователей. Они давали надежду на утешение всех страждущих. Именно этим людям, как следует из Нагорной проповеди Иисуса и Откровения Иоанна Богослова, прежде всего было обещано Царство Божие. Те, которые здесь первые, там станут последними, а последние здесь — там будут первыми. Зло будет наказано, а добродетель вознаграждена, Страшный суд свершится и всем воздается по их делам.
Но только этой стороной христианской проповеди, удовлетворяющей социальным чаяниям масс, не объяснить широчайшего влияния христианства, тех значительных темпов его распространения на территории Римской империи в I—II в. н. э. Причина этого кроется в тех богоискательских тенденциях, которые были характерны для Римского общества в период его глубочайшего кризиса. Социально-психологические корни богоискательства этой эпохи следует искать в настроении беспомощности, покинутости, переходящих в отчаяние и безысходность, в слепую покорность судьбе. Окружающий мир представлялся людям той эпохи погрязшим в пороке и зле, и обычному человеку ничего не оставалось делать как покориться, следовать своей участи, пассивно ожидать и надеяться на некое мистическое спасение. В общественном сознании того времени господствующее положение приобретает идея рока, судьбы, неотвратимости того, что предначертано свыше. Свое философское выражение эта идея получила впозднем стоицизме.
В трактовке стоиков, мир представляет собой единое, целостное образование. Единый мировой порядок существует благодаря единству и всеобщности божественного Логоса. Божественный мировой Логос является семенем мира, распадающимся на множество семян — Логосов. Каждое семя содержит в себе мысль, разумное начало, предопределяющее судьбу каждой части целого. Поэтому по своей сущности мировой Логос тождественен мировой судьбе, божественному промыслу, сотворившему мир и управляющему его существованием. «Захочешь ли назвать бога судьбой, — спрашивает Сенека и отвечает, — не ошибешься, ведь от него все зависит, он причина всех причин. Хочешь назвать его провидением, верно будет сказано, ведь его мудрость все направляет, чтобы не было в мире беспорядка, и все получило разумный смысл и объяснение. Назовешь ли его природой, не согрешишь против истины, от него все рождено, его дыханием живет. Назовешь его миром, не обманешься. Ведь он есть то целое, что ты видишь, совершенство во всех составляющих частях, сам сохраняющий себя, своей силой».
Стоицизм предоставил христианству не только методологические установки для формирования мировоззрения, но и систему нравственных ценностей. Для него характерна проповедь аполитизма, пренебрежение к реалиям конкретной социальной жизни, отрицание ценности предметно-телесного и противопоставление телесному духовного как более высокой сферы жизненных интересов. «Я не так мал, чтобы быть рабом своему телу — Я на него гляжу не иначе как на цепь, сковавшую свою свободу» — пишет Сенека своему другу и покровителю Луцилию. «Помните, — убеждал Сенека, — ничто кроме души не достойно восхищения, а для великой души все меньше ее».
В своей нравственной проповеди Сенека призывал создавать между людьми особое содружество, проникнутое невидимой, но самой прочной связью — общину святых праведников, соединяющую в себе мир божественный и мир человеческий. Такую общину, по его мнению, способны создать люди, воплотившие в себе идеалы мудреца — стоика. Это люди, свободные от всевозможных страстей и потребностей, настоящие хозяева самих себя, обладающие всеми добродетелями, всегда поступающие правильно и достигшие всех этих качеств отношением непротивления и религиозной покорности к провиденциальному устройству мира. «Мы должны представить в воображении своем два государства: одно, которое включает в себя богов и людей, в нем наш взор не ограничен тем или иным уголком земли, и другое — это то, которому нас приписала случайность. Есть такие люди, которые служат и большому и малому государству, есть такие, которые служат только малому». «Несомненно, — считает Сенека, — правильный выбор сделали служащие «большому государству». Эта идея религиозного космополитизма была созвучна ожиданиям избавления, грядущего царства Божия, всемирного религиозного братства, в недрах которого могут найти себе место разные племена и народы. Христианству были также созвучны установки Сенеки о скоротечности и обманчивости чувственных удовольствий, забота о других людях, самоограничении в пользовании материальными благами, недопустимость разгула страстей, скромность и умеренность в повседневной жизни.
Другой не менее важный вклад в формирование и усвоение христианского учения, в особенности в среде интеллигенции, внес еврейский философ из Александрии Филон. Философия Филона базировалась на представлении о Боге как высшем существе, стоящем вне времени и пространства, трансцендентном миру (находящемся за пределами мира). В силу своей трансценденции Бог не может вступить в непосредственный контакт с миром, для этого нужен посредник. На мифологическом уровне эта проблема была разрешена в христианстве через образ агнца — Иисуса Христа, принявшего жертвенную смерть за грехи человечества во имя его спасения. Однако становящемуся христианству требовалось дать решение этой проблемы на теоретическом уровне. На этой основе сформировалась так называемая христологическая проблема, которая с особой силой стимулировала богословские поиски, открывала широкое поле для философских размышлений.
В античной философии уже были выработаны определенные подходы в решении проблемы преодоления дуализма мира и его сущности. Пифагорейцы, Платон и его последователи заложили основные методологические принципы учения о духовном единстве мира. Но ни классики античной философии, ни неоплатоники не создали концепцию бога-личности. Они трактовали божество как некое абстрактно-безличное первоначало, произведшее из себя все бытие.Личностное понимание Бога впервые дано Филоном Александрийским.
«То, что — личность, неповторимо и неразрушимо, не составлено из чего-то внеличного», — рассуждал Филон. Попытка объяснить личность причинно-генетически приводит к переходу от одного элемента к другому, вплоть до бесконечности. При этом дроблении теряется личность. Следовательно, чтобы сохранить личность во всей индивидуальности, своеобразии и единстве необходимо допустить, что она может быть сотворена из ничего, без всяких предпосылок. Личность, так же как и Бог, — беспредпосылочна. Если Бог — абсолютное начало, то он не может не быть личностью, ибо если он не личность, то ему что-то предшествовало, а, следовательно, он не абсолютное начало. Таким образом, Бог — это личность и требует личностного отношения и понимания.
Характеристика Бога как личности была существенным шагом вперед в направлении христианского мировоззрения, но не давала полного понимания преодоления пропасти между Богом и миром. Необходимо было ввести опосредующие силы Для этой цели Филон использует одно из центральных понятий античной философии —понятие Логоса. Так же как и в античной философии, Логос у Филона наделяется рационально-логической и структурно-упорядочивающей функцией. Логос — это мировой порядок, красота и гармония. Это закон, приводящий все разнообразие вещей к единству. От него всякая форма, всякая устойчивость и определенность, Взятый сам по себе, в абстракции от телесных вещей, Логос есть царство вечных умопостигаемых идей, тождественных с божественными мыслями. Мир создается Богом по модели этих идей и служит им отображением.
Но в отличии от античной философии, Логос у Филона выступает как сотворенный Богом дух, который первоначально есть божественный разум. После сотворения реального мира божественный разум сделался имманентным миру. Соответственно идеи и логосы, как божественные составляющие также становятся имманентными миру. В представлении Филона о Логосе не доставало лишь отождествления его с мессией — Христом. Логос, отождествленный с Христом, появится вскоре после смерти Филона в Евангелии от Иоанна:
«Вначале было Слово (в греческом подлиннике Логос) и Слово было у Бога и Слово было Бог» (Ин, 1,1).
И далее автор сочинения сближает Иисуса Христа, с Богом через Логос. «Слово стало плотью и обитало в нем»
(Ин,
^, 4 J. Таким образом, возникает версия, что извечно существовавший Логос воплотился в Иисуса Христа. Иисус Христос интерпретируется как Бог, но понятие «Бог« — не тождественно понятию «Христос». Между ними существует известное различие, ибо иначе трудно понять смысл земного существования Логоса, его цель и назначение в мире. Бог-Отец невидим, а Логос-Сын должен воплотиться среди людей, чтобы они через него узнали об Отце.
Ученики Иисуса Христа
А что же было с учениками дальше? Оставшись без своего учителя, они не оказались покинутыми. Согласно преданию на них снизошел Дух святой, после чего они под нажимом гонений и, собственно, желая проповедовать веру Христову, распространились по самым отдаленным уголкам земли.
Среди учеников Христа было много талантливых проповедников. И одним из самых талантливых являлся апостол Павел. При жизни Христа Павел не был его учеником, более того принадлежал к гонителям христиан. Но, однажды, ему явился Христос и упрекнул его. И Павел оставил все и пошел проповедовать. Его называют апостолом язычников. Дело в том, что в своих странствиях он посетил и Македонию, и Грецию, и Малую Азию и повсюду его проповеди имели огромный успех.
Смерть и Воскрешение Иисуса
Многие ученые считают, что Иисус умер между 30 и 33 годами, Хотя точная дата обсуждается среди богословов. Согласно Библии, Иисус был арестован, предан суду и приговорен к смерти. Римский губернатор Понтий Пилат издал приказ убить Иисуса под давлением еврейских лидеров, которые утверждали, что Христос был виновен в различных преступлениях, включая богохульство. Иисус был распят римскими солдатами в Иерусалиме, и его тело было положено в гробницу. Согласно Писанию, через три дня после распятия тело Иисуса пропало.В дни после смерти Иисуса, некоторые люди сообщали о наблюдениях и встречах с ним. Библия утверждает, что воскресший Иисус вознесся на небеса.
Как распространялось христианство
Сначала христианство распространилось на территории римской империи, потом из за ее пределами. Рост количества христиан обратил на себя внимание римских императоров. Последовали гонения. При Нероне эти гонения были поистине страшны. Тех, кто не отрекся, бросали зверям, сжигали заживо. Те, кто не отрекся от Христа, а предпочел смерть, назвали впоследствии мучениками.
При императоре Диоклетиане была попытка решить проблему с христианами кардинально. Диоклетиан просто-напросто попытался их уничтожить физически. У него ничего не вышло. А вот в 313 году император Константин, напротив, дал христианам возможность свободно исповедовать свою религию. Более того, даже сам крестился. Таким образом, христианство стало религией государственной. Путь, который прошла христианская церковь, весьма труден, извилист и богат на события. Христианская церковь уцелела. Уцелела, выжила и является, пожалуй, одним из немногих институтов, которые восходят в своем развитии к античным временам.
Формирование христианской церкви
Ранняя христианская церковь состояла из общин, существовавших на добровольные взносы. Во главе общины стояли епископы, которым помогали пресвитеры и диаконы. Эти лица формировали клир. Так была основана церковная иерархия. Клирики со временем получили белые одежды вместе с правом совершать богослужения. Главных таинств было два – крещение и евхаристия. Поскольку евхаристия совершается соборно, евхаристические трапезы были главным объединяющим началом. Собрания христиан происходили в скрытных местах. В III веке появляются изображения Христа в образе пастыря, Богородицы, святого Иоанна Крестителя и апостолов.
Долгое время не было единого христианского вероучения. В полемической борьбе последователей Павла с гностиками, переработавшими христианское вероучение в русле языческой философии, и сектантами к концу II века возобладали «истинные», христиане, которые признавали авторитет евангельских текстов, а оппонентов считали еретиками. В этот период общины христиан уже представляли серьезную социальную силу, с которой приходилось считаться даже имперским властям.
Интересным памятником являются канонические книги Нового Завета четыре Евангелия, 21 апостольское послание, «Деяния апостолов» и «Апокалипсис» Иоанна Богослова. В этих и других произведениях нашли отражение протест угнетенных масс против несправедливости, эсхатологические надежды и одновременно мечты о «золотом веке». Подобные настроения характерны для того времени, когда на территории Римской державы в условиях духовного кризиса, разложения традиционной религии, несостоятельности официальной идеологии и мучительной переоценки ценностей шел интенсивный религиозный поиск.