Монастыри часто строились в труднодоступных для человека местах, вдали от городов и посёлков. Монахи, желавшие отлучиться от мирской жизни, чувствовали себя в таких местах мира и одиночества максимально близко к Богу. Некоторые из этих мест требуют гораздо больше, чем решимость, чтобы их достичь. Некоторые же из них кажутся совершенно недоступными. Идея состоит в том, чтобы удержать всех, кроме самых настойчивых паломников, от посещения этих святых мест. В наши дни эти монастыри уже перестали быть местами уединения — это очень популярные туристические достопримечательности. Для удобства туристов были построены лестницы и канатные дороги, которые сделали эти исторические памятки намного более доступными. Монастыри по-прежнему выглядят весьма грозно и добраться до них непросто. Так что тому, кто хочет посетить одну из этих достопримечательностей, нужно запастись терпением и удобной обувью.
Острог, Черногория
Монастырь находится высоко в горах, в скале Острошка Греда. Православный храм является одним из самых посещаемых мест в Черногории, сюда съезжается по несколько тысяч туристов каждый год. Митрополит Герцеговины Василий Острожский основал его в 17 столетии. Монастырь посещает огромное количество людей, потому что верят, если помолиться рядом с телом митрополита, все болезни и невзгоды уйдут.
Метеора, Греция
Метеора располагается на песчанике, в горах Фессалии, в центральной Греции. Метеора – православный храм, но что более важно — всемирное наследие ЮНЕСКО с, вероятно, наиболее поразительной историей. Как гласит легенда, основал монастырь Святой Афанасий. Для того чтобы поставить свой флаг на вершине горы, ему не потребовалось идти пешком, на умопомрачительную высоту его доставил орел.
Посетители на вершину могут попасть только по вырезанной в скале лестнице. До 1920 года люди поднимались наверх с помощью веревок и шкив, а в 14 веке, когда храм уже построили, для того, чтобы транспортировать что-либо на высоту 550 м приходилось опускать вниз петли и сети. Это место также популярно присутствием в фильме о Джеймсе Бонде «Только для твоих глаз».
Кожеозерский монастырь
Кожеозерский православный монастырь располагается в самой отдаленной части мира, рядом с озером Кожозером, на северо-западе России. Основан в 1500 году. К храму очень трудно добраться, так как сюда не ведет ни одна дорога. Желающих побывать в столь отдаленном месте сначала ждет поездка на поезде, а после высадки на станции Нименьга еще одна поездка, уже машиной, через лес (если конечно ее удастся поймать или придется пройтись).
Ну и, в конце концов, нужно будет пройти 32 км. Но даже после такого огромного путипредстоит преодолеть последнюю преграду — озеро. На другой берег перевезет лодка, нужно просто поджечь пламя и ждать. Конечно же, об электричестве и интернете во время посещения монастыря стоит забыть. Так что перед поездкой лучше сказать родным, куда вы отправляетесь.
Крымовед
Есть в Крыму места, о которых даже коренные крымчане знают лишь понаслышке. Одно из таких мест – затерянное в лесистых горах между Судаком и Коктебелем урочище Кизилташ.
Тяжкие вехи
Когда-то очень давно, когда Таврика стала одним из мест сосредоточения средневекового православия, когда сюда из центра Византийской империи перебрались многие гонимые монахи-иконопочитатели, в Суроже жил святитель архиепископ Стефан. Здесь, в горной лощине, у подножия высокой скалы из красного известняка («Кизил-таш» по-тюркски «красный камень») была летняя резиденция архиепископа Сурожского Стефана. Прошли века, округа Кизилташа ничем не отличалась от других уголков ставшего мусульманским Крыма… Но однажды, в 1825 году здесь случилось событие, которое навсегда изменило судьбу этой местности и вовлекло ее в целый ряд исторических круговоротов.
Один из местных татар пас здесь овец и решил спрятаться от зноя в гроте, в глубине которого был выбит в скале небольшой колодец. Подойдя к колодцу, он увидал плавающую по его поверхности старую икону с образом Богоматери. Впечатлительный татарин взял икону и передал ее греческому купцу, а оттуда икона попала в храм Стефана Сурожского. Надо сказать, что в настоящее время местонахождение святой иконы неизвестно. После обретения иконы, молва о чуде стремительно разошлась по Восточному Крыму и в урочище Кизилташ, к гроту с колодцем начались стекаться паломники. Вскоре, ежегодно, в день Успения Божьей матери (15 августа) они стали приглашать на служение в пещере священников из Судака. В этот день у святого источника собиралось «до 700 душ народа» болгарского, греческого, татарского и русского происхождения. Народная молва почти ежегодно приводила свидетельства об исцелении водой из чудодейственного источника, которая наиболее часто вылечивала болезни глаз, глухоту, боль в конечностях и нервные недуги. Кроме того, очень полезной «в лечении от ломот» считалась грязь со дна болотца, находящегося чуть ниже источника. Этой грязью намазывали больные члены и давали ей высохнуть, после чего боль проходила. Неподалеку от сероводородного источника монахи поставили небольшое здание грязелечебницы. Это дает повод говорить, что при монастыре существовал прототип современных крымских здравниц, один из самых первых санаториев. Рядом с источником начали селиться богомольцы, а в 1853 году несколько дней в урочище Кизилташ провел архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий. Иннокентий знаменит своими благими делами восстановления в Тавриде христианских святынь, по его инициативе возникло несколько монастырей, многие храмы. Дал он благословение и на строительство монастыря в Кизилташе. И уже в 1856 году в округе целебного источника начали возводиться первые постройки монастыря во имя святого Стефана Сурожского.
С Кизилташской киновией связано имя одного из крымских святых – игумена Парфения, который в 1858 году был назначен настоятелем монастыря. Парфений был не просто хорошим священником, он заметно отличился и на гражданской и военной службе, был изобретателем, обладал значительным умом. Именно о таких людях можно сказать – он был типичным пассионарием крымского масштаба. О нем хорошо написал Евгений Марков в своих «Очерках Крыма»: «Это был мужественный и деятельный хозяин кизилташских лесов». Парфений не терпел лени и воровства. И поэтому вел жесткую борьбу с местными татарами, которые без зазрения грабили монастырское хозяйство – прежде всего рубили лес. В конце концов противостояние достигло своего пика – осенью 1866 года трое татар из поселка Таракташ (ныне с. Дачное около Судака) жестоко убили игумена в лесу, а после сожгли его тело. Но Бог видит варварские злодеяния, и вскоре виновные были арестованы и казнены. В советское время дело игумена Парфения пытались подать как один из эпизодов классовой борьбы татарского народа против мучителей-помещиков. В настоящее время с глаз людей упала пелена, и ни у кого их христиан нет сомнения в подвижнической жизни и мученической гибели кизилташского настоятеля.
Советский период истории нанес тяжкие раны монастырю. В 1923 году монастырь был закрыт, а в его здания переехала сельскохозяйственная артель, в храмах устроили клуб и общежитие. С 1930 года на территории Кизилташа находился дом отдыха ВВС Московского военного округа, который просуществовал вплоть до 1941 года. Следующая страница истории монастыря началась 7 ноября 1950 года. В этот день Президиумом Верховного Совета РСФСР было принято решение об организации предприятия среднего машиностроения на территории поселка Краснокаменка. Здесь, в великолепном по красоте урочище, в намоленном веками месте, на территории бывшего монастыря было решено сделать одно из стратегически хранилищ советского ядерного оружия – боеприпасов для ЧФ СССР. Строительство городка началось ударными темпами силами заключенных, работу курировал лично Лаврентий Берия. Все здания бывшего монастыря были взорваны и снесены с лица земли. Заключенные трудились как в штольнях, где гремели на всю округу взрывы, так и на поверхности. Если заключенный сдавал 151% нормы, ему засчитывался день за три. К 1956 году в поселке построили дома, общежития, детский сад, магазины, стадион и т.д. Жители поселка жили в строжайшей секретности — они не могли приглашать друзей, выезжать из поселка только по спецпропускам. Из соображений секретности объект назывался «Предприятие почтовый ящик 105». Жители городка имели симферопольскую прописку. В середине 60- х гг. городок имел название «Феодосия-13».
Ядерный запас был вывезен в 1992 году, и с городка постепенно стала спадать завеса секретности. Но военный городок и военная часть существует здесь до сих пор, и чтобы попасть в возрождающийся монастырь, паломнику или туристу надо проделать немало ухищрений, чтобы не столкнуться с патрулем или не наскочить на колючую проволоку в лесу. В 1997 году Священный Синод Украинской Православной Церкви постановил открыть заново монастырь во имя свт. Стефана Сурожского, а наместником его утвердить иерея Николая Демьянюка, получившего имя игумен Никон. С этого момента началась новая светлая веха в истории монастыря…
Дорога к храму
Решение посетить монастырь зрело давно. Первые воспоминания связаны с началом 90-х годов, когда проезжая по дороге Коктебель-Судак, несколько раз видел глухой поворот в горы. Детский взгляд тогда уловил охранную военную сторожку, колючую проволоку и внимательно следящих за проезжающим транспортом военных. Кто-то в пол голоса сказал: «Это Кизилташ, туда проезд закрыт». Следующий раз уже в 2004 году нас, группу крымских туроператоров на автобусе привезли на территорию военного городка в Краснокаменке. Вышли из автобуса, посмотрели на огромную конусообразную скалу красноватого известняка. «Там раньше был монастырь, сейчас он восстанавливается, но попасть очень сложно, нужно оформлять пропуска у военных», — сказал гид. Посмотрев на красные скалы, на просматривающуюся вдали пещеру с целебным источником, мы поехали обратно.
И вот через три года, прохладными майскими деньками, наша компания четверых друзей оказалась в Коктебеле, и решили – надо обязательно попасть в Кизилташ. В село Краснокаменка ходит каждые 40 минут автобус из Феодосии, надпись на маршруте гласит «Феодосия — Урочище». Это самое «Урочище» и есть наш конечный пункт. В автобусе местные всезнающие и всевидящие (видать, точно служили на секретном объекте!) местные старушки, выпытав у нас цель путешествия, объяснили, как лучше попасть на горную тропу к монастырю. Предостерегли не выходить на конечной остановке, дабы не попасть на разговоры с патрулями спецназа, охраняющими военную часть и то, что от нее осталось. Автобус въехал в добротный военный городок, проехал лесной участок, и вскоре бабушки-разведчицы скомандовали: «Выходите здесь и вон по той дороге в гору». Быстренько сворачиваем с главной дороги, минут 5 идем по асфальту. Затем на узнанном заранее повороте выходим на лесную тропинку, маркированную тряпочками и нарисованными на стволах деревьев крестами. Это наша сегодняшняя дорога к храму.
Лесная тропка становится все круче, шаг вынужденно замедляется, пот выступает на лбу, несмотря на затянутое низкими тучами небо. Несколько усилий и тропинка выводит на водораздел с прекрасным обзором окрестностей. Под нашими ногами в лесистой котловине лежит некогда секретная база и военный городок, в склонах среди леса угадываются входы в подземные штольни. А над всем этим суетным миром возвышается скальный пояс из нескольких отдельных красных массивов – «красный камень» — Кизилташ. У подножия самой крайней к востоку скалы видны строения монастыря. Несколько аккуратненьких современных одноэтажных здания – храм, дом для братии, хозяйственные постройки. Крыши под красной черепицей гармонируют с нависающими красными скалами и создают ощущения умиротворения и покоя. Вглядываемся в противоположный склон и над монастырем видим ведущую к скальному уступу каменную лестницу. Наверное, где-то там и есть священная пещера с целебным источником.
Пройдя некоторое время по водоразделу, тропка резко падает вниз в балку. Земляной склон, в котором заботливой рукой вырублены ступени – шагаем по ним, понимая, что в дождь здесь будет очень скользко и небезопасно. Только подумали об этом и с небо начал моросить мелкий, с каждой минутой усиливающийся дождик. Захотелось быстрее дойти до монастыря и спрятаться под спасительную крышу храма. Невольно подумалось, что мы иду как настоящий паломник, сквозь дождь и непогоду, иду на поклон великой крымской святыне. Вдруг думы оборвала и вернула в жесткие реалии стена ограждения из колючей проволоки… Но наша тропка обошла колючий забор стороной и сделав небольшой подъем и спуск вывела в овраг, на склоне которого метрах в 50 вверху уже были видны строения монастыря. Дождь подгонял в спину, но мы его уже не ощущали: цель была достигнута и мы – «туриствующие паломники» стояли на монастырском дворе.
Звонкий лай привязанной у входа в храм собачки вызвал нам навстречу мужчину средних лет, который представился как послушник Владимир. Первым делом Владимир пригласил нас в божий дом, чтобы спрятаться от дождя, по-домашнему предложил снять рюкзаки и по нашей просьбе рассказал историю монастыря. Ощущение от пребывания внутри нового строения храма можно выразить одним словом: «уютно». Так же спокойно и комфортно мне было лишь в знаменитом монастыре в Новом Афоне в Абхазии. Как в Новом Афоне, так и в Кизилташе чувствуется неподдельная искренняя православная вера, ощущается присутствие Духа, как награда за страдания, перенесенные и одним и вторым монастырем… Наш новый знакомый Владимир рассказал, что в храме хранятся частички мощей многих известных в христианском мире святых. Здесь и архиепископ Иннокентий, святитель Лука, патриарх Тихон, св. Климент Римский, Пантелеймон Целитель, Георгий Победоносец, врач Печерский Агапит, Нестор Летописец, Александр Невский и другие православные святые. Не много храмов могут похвастаться таким количеством частиц святых мощей. А над алтарем висят два старых военных знамени — хоругви. Говорят, что им более 150 лет, и в свое время их использовали в полковых церквях как иконостас. А якобы во время исхода Белой гвардии, хоругви оставили в Крыму, чуть ли не по велению самого Врангеля. Хранившаяся на протяжении более 70 лет от взора советских властей реликвия теперь радует глаз любого паломника Кизилташского монастыря. Поставив свечки, пожертвовав на восстановление монастыря, мы попросили Владимира указать нам путь к святой пещере.
Прежде чем подняться к пещере с источником, надо пройтись по месту, где некогда стояли разрушенные в советские времена храмы и постройки монастыря. Они хорошо угадываются среди кустов и деревьев. Хорошо наезженная дорога за современными постройками приводит к каменной лестнице с фигурными перилами-балясинами и старинным каменным крестом у подножия. Чем-то эта лестница напоминает парадный вход в русское дворянское имение. На самом деле ведет она к старому монастырскому кладбищу, где нашли свой покой отдавшие годы жизни этому святому месту монахи. Не доходя лестницы метров пятьдесят, налево уходит тропка к колодцу. В колодце освященная вода, а рядом всегда есть ведро и металлическая кружка. Вряд ли найдется человек не пожелавший испить этой вкусной целебной святой воды! Испили и мы горной водички, с наслаждением омыли лицо. И тут взгляд упал на… дерево ливанского кедра. В нескольких метрах ниже колодца растет совершенно не свойственное Крыму, и здешнему растительно-климатическому поясу дерево. Среди дубов, граба и кизила, словно циклоп среди лилипутов, гордо стоит ливанский кедр. Откуда он здесь? Оказалось, что это остаток монастырского парка, окружавшего главный храм. А вот и его руины – в нескольких метрах от колодца рядом с тропой угадывается фундамент стен и алтарной части разрушенного храма. Тут же еще одно природное чудо – старый развесистый дуб, который уже лет 300 живет на этом свете. Видел этот дуб и архиепископа Иннокентия, и игумена Парфения и многих других. «Проходя мимо этого дуба, прислушайтесь, и может он что-то вам шепнет», — таинственно обращается к нам наш провожатый Владимир, мимоходом обнимая могучий ствол дерева рукой. Мы тоже подходим к живому хранителю этих мест. Дотрагиваемся до суровой коры, столько повидавшей на своем веку. Дождь продолжает моросить и кажется, что по стволу дубу катиться слеза. Слеза горести за поруганную святость этого места. А может это слеза радости за возрождение старого монастыря?
Возвращаемся к каменной лестнице и от старинного каменного креста по еле заметной тропке идем метров сто к подножию скалы. Тропка сворачивает резко направо и вверх. Карабкаемся по опасной металлической лесенке, скользим по наклонной тропе, и вдруг перед взором резко открывается просторный грот. Радость наполняет тело – вот она святая пещера! В глубине грота поблескивает лужица воды. Сначала небольшое разочарование: неужели это и есть тот святой источник, где исцелялись сотни людей? Но через мгновенье понимаешь, что святость не зависит от красоты и величины храма. С трепетом опускаюсь перед святым источником, осмысливаю, сколько душ излечилось в этой пещерке, сколько людей уверовали здесь в силу православной веры и целительной воды. Полчаса возле «Целебного источника» проходят как одна минута, замечаем, что дождь прекратился и нам надо спешить в обратный путь. Проходя обратно мимо храма, слышим, как нам вслед дружелюбно лает собачка, и летят слова послушника: «Ангела-Хранителя вам в дорогу»…
Иван Коваленко
Гомпа Фуктал, Индия
Располагается монастырь на юго-востоке региона Занскар, в Гималаях. Здание высечено из скалы, высотой 3800 м. Здесь проживает приблизительно 70 монахов. Лама Гансем Шераб Сампо в 12 столетии основал этот необыкновенный монастырь. Кроме того, необыкновенно еще то, что, будучи сконструированным из глины, кирпича и древесины храм стоит уже более 100 лет.
Похожие материалы:
Biotherm | Dr. Brandt | SEPHORA COLLECTION | Биотерм | доктор брандт | сефора | монастырь | пещеры | Церковь | храм | Россия | достопримечательности
Статьи
- На страже молодости: anti-age новинки 01 сентября 2014, 00:00
- Секретный ингредиент: глина 17 декабря 2015, 00:00
- Звездный фитнес: Пол Беттани 27 мая 2021, 00:00
Видео
- Biotherm представляет новинки в линии Skin Vivo 20 июля 2012, 11:00
- Красота по-корейски 24 октября 2021, 12:00
- Новогодняя коллекция FROSTED PARTY от SEPHORA COLLECTION 18 ноября 2021, 00:00
Такцанг-лакханг, Бутан
Такцанг-лакханг или как его еще называют «Гнездо тигра» находится в очень опасном месте, на высоте 3000 м, на склоне скалы, в долине Паро. Согласно преданию, второй Будда Гуру Ринпоче искал пещеру для медитации, и нашел ее в Бутане, куда приехал на спине огромной тигрицы. В 1692 году на месте этой самой пещеры построили монастырь. В 1998 году он был реконструирован. Попасть сюда можно только пешком или верхом на муле. Туристам вход воспрещен.
Монастырь Такцанг Пальфуг, Бутан
Монастырь Тактшанг, который более известен, как Гнездо Тигра, расположен на крутом утёсе, примерно в 900 метрах над долиной Паро, в Бутане. Склоны скал очень крутые, почти вертикальные. Здание монастыря встроено в скалу.
Хотя это выглядит более чем внушительно, к монастырскому комплексу можно подобраться с нескольких направлений. Есть тропинка в лесу, с северо-запада, есть тропа с юга, а есть тропа с севера — обычно её используют паломники. Проходит она через лес и выглядит довольно красочно: она поросла мхом, а монахи украсили её молитвенными флагами. Если находится на территории монастыря в облачную погоду, то создаётся непередаваемое ощущение отделённости от всего мира.
Сюанькун-сы, Китай
«Висячий монастырь» находится в провинции Шаньси, в Китае, откуда открывается прекраснейший вид на гору Хэн. Если вы посмотрите на храм впервые, появляется ощущение, что едва ли дунет сильный ветер, здание тот час упадет вниз. Но, наверное, Бог хранит монастырь (или же он был спроектирован хорошим инженером), ведь он устоял при землетрясениях.
Внутри храма довольно экстраординарная обстановка, ведь стены в комнатах повторяют контуры скалы. Здание построено 1400 лет назад. Оно не только устойчивое, но и несет в себе огромную архитектурную ценность. Так как же монастырю удается противостоять ветру и землетрясениям? Все дело в том, что умные инженеры, строя его, забили сваи в скалу, из которой вырезан храм.
Тайна заброшенного Рдейского монастыря. Кто и для чего его основал в глуши болот
Рдейский Успенский монастырь находится в труднодоступных и малонаселенных территориях Новгородской области и сейчас трудно понять как его смогли построить здесь.
Дорога к монастырю идет через обширное Рдейское болото. Зимой сюда можно попасть на лыжах (3,5 часа хода в одну сторону); если сухая осень, можно добраться до монастыря пешком. Весной и летом идти нежелательно — сыро и много комаров.
Когда и кем именно основана эта пустынь среди непроходимых болот и лесов, неизвестно, но в XVII веке в пустыни существовали два деревянных храма, которые, по всей вероятности, были построены на месте существовавших прежде зданий.
Пустынь упоминается в летописи 1666 года. В те времена все строения обители, в том числе, два храма, были деревянными. Храм этот сгорел в 1700 г. На его месте был заложен каменный двухэтажный храм с колокольней во имя Успения Богородицы, а внизу — во имя соловецких старцев. Освятили его в 1710 году. Специально для храма была написана икона Успения Богоматери, которая содержала в себе частицы мощей семи святых мучеников и она стала святыней обители.
М. И. Полянский в конце XIX века в своём «очерке города Старой Руссы и Старорусского уезда» пишет, что «Местное предание, написанное на подножии Креста Христова, который водружен был преосвященным Корнилием, в память посещения им пустыни, удостоверяет, что остров Рдейский благословил лично святым крестом Апостол Андрей Первозванный в то время, когда он проходил из Киева в Новгород и далее по реке Волхову чрез Ладожское озеро, на Валаам.»
Однако, уже в 1764 году, согласну указу о секуляризации церковной собственности, мужская Рдейская пустынь была упразднена, монастырские земли изъяты в пользу государственной казны, церковное имущество передано в другие монастыри Новгородской епархии. От всего монастырского комплекса осталась только церковь Успения, которая в 1780 году была переведена в разряд приходских. Позднее, по причине её значительной удалённости от жилья, приход был переведён в близлежащую деревню Наволок.
Отдаленный от населенных пунктов приход быстро обеднел и, в 1873 году вместе с Успенской церковью он был закрыт. Однако в 1880 году один из наволокских прихожан А.Усинин обратился к состоятельным людям с письменной просьбой о пожертвовании на восстановление Рдейской пустыни. Одно из прошений попало в руки купца А.Н. Мамонтова, оставившего из-за перенесенной тяжелой болезни мирские дела.
В 1880 году Мамонтов становится попечителем приходской церкви в Наволоке. Уже в 1883 году, при его содействии, приход переводится обратно в церковь Успения бывшей Рдейской пустыни.
В 1887 году по указу Святейшего Синода монастырь открывается вновь. Согласно новому названию, он характеризуется как женская «житейская обитель с училищем для малолетних детей». Купец Мамонтов оказал этому предприятию финансовую поддержку в размере 6000 рублей.
С этого времени, опять же — при финансовой поддержке А. Н. Мамонтова, в монастыре начинается интенсивное строительство. Описание монастырских построек 1890 года сообщает, что в это время на территории монастыря находились каменная церковь Успения, деревянная часовня, двухэтажный деревянный и трёхэтажный полукаменный жилые корпуса, некоторые хозяйственные постройки, погреба, конюшни, склады для провизии, сараи для дров, хлебный амбар, баня, прачечная, а также каретный двор.
28 мая 1893 года Святейший Синод постановил Рдейскую женскую общину «возвести» в женский монастырь с наименованием «Успенская Рдейская общежительная пустынь».
По приглашению игуменьи Евсевии в августе 1896 года в монастырь прибыл новгородский епархиальный архитектор А. Н. Дьяков. По его оценке церковь Успения находилась в аварийном состоянии. При финансовой поддержке купца Мамонтова была запланирована постройка каменного собора на 750 человек.
Храм был оборудован современной системой парового отопления
Возведение нового Успенского собора было начато в 1898 году и закончено в 1902. Автором проекта был академик А. С. Каминский. В оформлении собора были использованы элементы разных стилей, а художественная выразительность постройки была усилена применением декоративной ковки и дорогих материалов. Основным богатством и пышностью отличался мраморный иконостас, выполненный под руководством московского мастера Захарова. Храм был оборудован современной системой парового отопления.
После революции в монастыре начались волнения среди послушниц. В течение короткого времени сменилось несколько настоятельниц. Монастырь просуществовал до 1932 года, но службы в соборе продолжались до конца 1937 года. Последний настоятель иеромонах Димитриан (Савельев) был арестован 7 декабря 1937 и расстрелян 28 декабря.
Легенды монастыря
С Рдейским монастырем связано множество легенд и тайн.
Несмотря на то, что вокруг монастыря нет святых ключей, а чистейшую питьевую воду берут из озера, считается, что целительными свойствами обладает Успенский храм. Разного рода «сенсорные» рамки вращаются в церкви с неимоверной скоростью. Из одержимых людей здесь якобы изгоняют бесов, а женщины, страдающие бесплодием, исцеляются от недуга.
Как здесь говорят, все, кто приходят в монастырь со злыми намерениями, обратно в свой дом добро не приносят. Это касалось и тех, кто сбрасывал кресты, выселял монахинь и делал из храма скотный двор. До недавнего времени в болоте зловеще торчала труба колхозного трактора С-80, на котором лихач попытался до войны вывезти кирпич с сестринских келий…
Во время войны была зверски убита последняя монахиня Голубушка, сохранившаяся келья которой сегодня считается святой. Полуостров вдоль и поперек был заминирован, а окрестные крестьяне то и дело здесь подрывались, так и не раскрыв главной тайны не сломленной святыни.
Поделиться ссылкой:
- Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться в WhatsApp (Открывается в новом окне)
Монастырь Сумелы, Турция
Монастырь Сумелы – древнейший храм, которому уже 1600 лет. Он находится на скалах долины Альтиндера, на высоте 1200 м. В 1920 году храм забросили, и на сегодняшний день — это музей и одна из наиболее популярных достопримечательностей Турции. После закрытия Монастыря первая православная месса была проведена в 2010 году. В Монастырь Сумелы включены часовни, кухня и Каменная Церковь.
Шумелский монастырь
Этот древний монастырь был построен в скалах долины Альтмдере в Турции. Он находится на высоте около 1200 метров. На сегодняшний день более важной достопримечательности в этой местности попросту нет. Это жемчужина местного национального парка. Монастырь был основан в 386 году нашей эры во времена правления императора Феодосия I (375 – 395 гг н.э.). Согласно местной легенде, два священника поднялись в горы, чтобы в уединении и покое помолиться. В пещере, где они остановились, священники обнаружили на поверхности скалы лик Девы Марии. На месте, где обнаружили эту чудотворную икону, священники решили воздвигнуть храм. За свою долгую историю монастырь несколько раз разрушался и восстанавливался вновь различными императорами. Он приобрёл свой нынешний вид в 13 веке. Произошло это, когда правил император Алексиос III.
Монастырь полностью забросили после Первой мировой войны. Он практически был предан забвению. Началась миграция населения. Миллионы людей бросали насиженные места, свои дома и возвращались на историческую родину. Монастырь пустовал в течение десятилетий. Сегодня этот монастырь турецкое правительство частично восстановило, частично реконструировало и историческую памятку открыли для посещения. А посмотреть там есть что.
Монастырь Таунг Калат на горе Попа, Мьянма
Поднимаясь на гору Попа, люди витают в облаках, в буквальном смысле. Таунг Калат, на высоте 737 м, располагается в действительно необыкновенном месте – на вершине скалы, нависающей над вулканом, который сейчас спит, но никто не знает, спал ли он, когда храм строился. Это знаменитое место паломничества у буддистов, где проживает 37 Махагири Натс (духи, которые погибли от насилия). Но главное помнить, чтобы добраться до монастыря, необходимо преодолеть 777 ступенек, а наверху лучше не кушать, так как макаки все равно отберут еду.
Монастырь святого Георгия, Израиль
Едва ли кто-нибудь захотел бы гулять тут во сне, так как прямо рядом со зданием находится крутой обрыв. Монастырь был построен в 6 веке. Добраться до него можно, пройдя по пешему мосту, пересекая долину Вади Кельт. Некоторые люди утверждают, что Вади Кельт – долина теней, о которой упоминалось в псалме 23 Ветхого Завета. Монахи, которые жили в 4 веке, считали, что пещера рядом с храмом, имеет огромное духовное значение (они верили, что именно в ней вороны выхаживали пророка Илью). Как бы там ни было, в монастыре не всегда царил мир. Однажды, когда здание уже было построено, персидские мародеры, проезжая мимо долины, убили 14 монахов монастыря, в стенах которого до сих пор можно увидеть их кости и черепа.
VI. Малый монастырь
На главную
Все авторы
Главная → Виктор Гюго → Отверженные
В ограде Малого Пикпюса было три здания, совершенно обособленных друг от друга, — большой монастырь, где жили монахини, пансион, где жили воспитанницы, и, наконец, так называемый малый монастырь. Это был корпус с садом, где жили сообща старые монахини разных орденов, из монастырей, разоренных революцией; там была пестрая смесь всяких инокинь — черных, белых и серых, принадлежавших к всевозможным общинам и самого разного толка орденам. Если позволительно употребить подобное выражение — это был лоскутный монастырь.
Со времен Империи было разрешено этим бедным обездоленным женщинам приютиться под крыло бенедиктинок-бернардинок. Правительство выдавало им маленькое пособие; сестры Малого Пикпюса приняли их с готовностью. Там была самая странная путаница. Каждая соблюдала свой устав. Иногда позволяли воспитанницам, в виде особенного развлечения, посещать их; и многие молодые головы сохранили воспоминания о матери Василисе, матери Схоластике и матери Якобе.
Одна из этих пришлых монахинь оказалась почти дома. Это была монахиня из Сент-Ор, единственная, пережившая свой орден. Бывший монастырь сестер Сент-Ор занимал в начале XVIII века как раз тот самый дом, который принадлежал впоследствии бенедиктинкам Мартина Верти. Эта святая женщина, слишком бедная, чтобы носить великолепную одежду своего ордена — белое платье с пурпуровым наплечником, набожно украсила им манекен, который с удовольствием показывала всем и на смертном одре завещала монастырю. В 1824 году от ордена оставалась всего-навсего одна инокиня; теперь от него осталась только кукла.
Кроме этих достойных сестер несколько старых светских женщин добились от настоятельницы позволения, как госпожа Альбертина, удалиться от мира в малый монастырь. К числу их принадлежали госпожа Бофор Гопуль и маркиза Дюфрень. Между этими дамами была одна, известная во всем монастыре только своим необыкновенно звучным сморканием. Воспитанницы называли ее «Мадам Шумихини».
Около 1820 или 1821 года госпожа де Жанлис, издававшая в то время маленький периодический сборник под названием «Неустрашимый», просила разрешения поступить в монастырь Малого Пикпюса. Ее рекомендовал герцог Орлеанский. Великое смятение в улье; капитул струсил; госпожа де Жанлис сочиняла когда-то романы; но она объявила, что первая ненавидит их, и к тому же она достигла стадии ярой набожности. С помощью Божией, а также и стараниями принца, она поступила в монастырь. Но месяцев через шесть или семь покинула его под предлогом, что в саду нет тени. Монахини были в восторге. Будучи уже очень старой, она все еще играла на арфе, и даже прекрасно.
Уходя, она оставила по себе память в своей келье. Госпожа Жанлис была женщина суеверная и латинистка. Эти два слова полностью ее характеризуют. Несколько лет тому назад еще можно было видеть в маленьком шкафчике, где она обыкновенно прятала деньги и драгоценности, записочку, заключавшую следующие пять стихов, написанных ее рукою красными чернилами на желтой бумаге. По ее мнению, эти стихи обладали свойством отпугивать воров:
Imparibus meritis pendant tria corpora ramis:
Dismas et Gesmas, media est divina potestas.
Alta petit Dismas, infelix, infima, Gesmas.
Nos et res nostras conservet summa potestas.
Hos versus dicas, ne tu furto tuo perdas1.
1 Не равные по заслугам, висят на крестах три тела: Дисмас и Гесмас, а посередине Божественный владыка; ввысь стремится Дисмас, а несчастный Гесмас — вниз. Нас и наше имущество да сохранит Всевышний. Говори эти стихи, чтобы у тебя не украли твоего добра (лат.).
Эти стихи VI века на латыни возбуждают вопрос — как звали разбойников на Голгофе: Димас и Гестас, как думают обыкновенно, или Дисмас и Гесмас. Это написание отвергает претензию, заявленную в прошлом столетии виконтом Гестас на происхождение от нечестивого разбойника.
Монастырская церковь, устроенная так, что служит как бы стеной между большим монастырем и пансионом, само собой разумеется, была общей и для большого монастыря, и для пансиона, и для малого монастыря. Сюда допускалась даже публика через особый вход, проделанный на улицу. Но все было расположено таким образом, что ни одна из обитательниц монастыря не могла видеть ни одного постороннего лица. Представьте себе церковь, клирос которой, как бы схваченный и согнутый исполинской рукой, не образует, как в обыкновенных церквях, продолжение за престолом, а род залы или темной пещеры направо от священника; предположите, что зала скрыта занавесом в семь футов высотой; там, во мраке этой завесы, скучены на деревянных сиденьях налево монахини, образующие хор, направо пансионерки, а посередине послушницы и сестры, и это даст вам некоторое понятие о том, как монахини Малого Пикпюса присутствовали при богослужении. Эта пещера, называемая клиросом, сообщалась с монастырем коридором. Церковь получала свет из сада. Когда монахини присутствовали на службах, на которых, согласно уставу, они обязаны хранить молчание, публика узнавала об их присутствии только по стуку палочек у церковных стульев, поднимавшихся и опускавшихся.
Следующая страница →
← 123 стр. Отверженные
125 стр. → Страницы: 121 122 123
124
125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 Всего 366 страниц
© «Онлайн-Читать.РФ» Обратная связь