Этот монастырь — один из самых древних и огромных русских монастырей. В настоящее время все постройки монастыря относятся к памятникам архитектуры.
Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь | |
Страна | Россия |
Город | село Юношенское |
Год основания | 1414 |
Сайт | https://pavelobnorskiy.cerkov.ru |
Настоятель | Игумен Игнатий (Молчанов) |
Павло-обнорский монастырь — это православная мужская обитель, принадлежащая к Вологодской епархии.
Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь был устроен сподвижником и последователем Сергия Радонежского Павлом.
Основан монастырь был в 1414 году на побережье Нурмы.
«… В 1998 году здания монастыря (Павло-Обнорского) были в очень плачевном состоянии…
Сейчас же эти места просто не узнать, смотрю и душа радуется! Здания отремонтировали, в церкви проходят службы, приезжают люди на праздники и просто, как туристы, посмотреть.
Спасибо монахам и неравнодушным людям, которые содействовали и вносили свою лепту в восстановление монастыря»
Источник: Отзовик
На левобережье Нурмы возвели Троицкий собор и основали монастырь
Свято-Троицкий мужской монастырь был основан отшельником Павлом
Павел родился 1317 году на юге Москвы. Еще в юности, избегая брака, на который его уговаривали родители, он ушел из дома.
В 21 год Павел принял постриг и потом направился к Сергию Радонежскому, благословленный преподобным, прожил 15 лет в полном уединении недалеко от Троице-Сергиевой Лавры.
21
столько лет было Павлу, когда он ушел на 15 лет в скит
После 15 лет иночества, сподвигнутый Сергием Радонежским, отшельник Павел решился н постройку собственной обители.
Павел Обнорский построил Павло-Обнорскую пуствнь. Фото: st03.kakprosto.ru
В 1389 году, близ обители Дионисия Глушинского, Павел строит себе келью, но вскоре покидает ее и отправляется в Комельский лес.
В течении трех лет его жильем становится дупло липы. Это странное пристанище до сих пор хранится в монастыре.
1414
в этом году началось строительство Свято-Троицуого монастыря на берегу Нурмы
Через три года отшельник покинул лес и отправился вдоль речки Нурмы, на правом берегу которой построил себе келью. Вскоре, вокруг его скита стали оседать другие монахи.
Житие преподобного Павла повествует о странном предвестии ему. В 1414 году отшельник услышал колокольный перезвон с другого берега Нурмы.
Для деревянного Троицкого собора Дионисий в 1500 году написал иконостас.
Об этом свидетельствует резная надпись, сохранившаяся на обороте центральной иконы деисусного чина «Спас в силах»: «В лето 7008 (1500) писан деисус и празники и пророци Денисьева письмени». Первоначальный деревянный собор был заменен каменным в 1505-1516 года по повелению Василия III и сюда был перенесен дионисиевский иконостас.
Большая часть древних икон Троицкого собора до нас не дошла. Сохранились лишь 4 иконы: «Спас в силах», «Распятие» из праздничного чина (обе хранятся в Государственной Третьяковской галерее), «Уверение Фомы» из праздничного же чина (Государственный Русский музей), «Успение Богоматери» из местного чина (Вологодский государственный историко-архитектурный и художежственный музей-заповедник).
Постройку Троицкого собора начали на левом берегу Нурмы
Павел Обнорский обратился к митрополиту Фотию благословить его на постройку монастыря, но, к сожалению, получил отказ. И лишь после того, как видение с колокольным звоном посетило митрополита, тот сам позвал отшельника и дал разрешение на строительство.
На левобережье Нурмы возвели Троицкий собор и основали монастырь. Настоятелем Павел благословил своего воспитанника Алексия, а сам так и остался жить в своей келье на правом берегу.
Митрополит Фотий дал разрешение на постройку Павло-Обнорского монастыря. Фото: fs3.fotoload.ru
Монастырь же Павел посещал по праздникам проводя время в беседах со своим духовным отцом Сергием Нуромским.
В память о их встречах, на пути из Павло-Обнорского в Спасо-Нуромский монастырь, построили часовенку.
Скончался преподобный в 1429 году и был погребен с южной стороны Троицкого собора.
Краткое житие Преподобного Сергия Нуромского
В 1489 году Обнорский монастырь получил от князя Ивана III документ об освобождении от податей, а также грамоту о наделении деревнями и лесом.
Сии привилегии были продлены и Великим князем Василием III и Иваном Грозным и их последователями.
Василий третий давал жалованные грамоты для монастыря Вологодской области
В 1505 году в монастыре началось строительство соборного храма в честь Святой Троицы. В 1529 году князь Василий III с супругой Еленой отправился в паломнические поездки по монастырям Севера, именно тогда он и посетил Павло-Обнорский монастырь.
История[править]
Монастырь основан Павлом, отшельником, учеником Сергия Радонежского.
Согласно житию Павла Обнорского, в 1414 году, по видению, которое имел преподобный Павел (звон колоколов с противоположного берега реки), он обратился к митрополиту Фотию за разрешением на основание монастыря, но получил отказ в грубой форме. Однако после того, как митрополит сам имел видение, он призвал Павла и дал разрешение, и на левом берегу Нурмы был построен деревянный Троицкий собор и основан общежительный монастырь. Павел благословил на игуменство своего любимого ученика Алексия, при этом сам продолжал жить в своей келье, посещая монастырь только по праздникам. Его любимым собеседником и духовным отцом был Сергий Нуромский, в память об их встречах между Павло-Обнорским и Спасо-Нуромским монастырями была выстроена часовня. После своей кончины в 1429 году преподобный был похоронен у южной стороны Троицкого собора.
В 1489 году монастырь получил от Великого князя Ивана III грамоту о наделении монастыря лесом, деревнями и освобождении от податей. Привилегии монастыря были впоследствии закреплены Василием III, Иваном IV Грозным и их преемниками. В монастыре строится соборный храм Троицы (1505—1516 годы), позднее царём монастырю были отписаны деревни в Костромском и Белозерском (вклад Семёна Шелешпальского). Зимой 1529 года Василий III со своей второй женой Еленой Глинской предпринял паломничество по монастырям Севера для испрошения чадородия, побывав и в Павло-Обнорском монастыре.
В 1538 году монастырь подвергся разрушению от казанских татар, которые разграбили и сожгли обитель, а также убили нескольких монахов.
В 1546 году при постройке церкви Сергия Радонежского и Павла Обнорского была произведена попытка обрести мощи основателя обители, но согласно повелению Павла, представшего в сонном видении тогдашнему игумену Протасию, были оставлены почивать под спудом. В 1547 году Павел был причислен к лику святых.
В 1585 году жалованная грамота была писана Фёдором Иоанновичем, в 1599 — Борисом Годуновым, а в 1607 году — Василием Шуйским, благодаря последним монастырь получил рыбную ловлю на реке Вёксе (вклад Вологодского князя Андрея Меньшого). В 1621 году Михаилом Фёдоровичем и в 1625 году его отцом Патриархом Филаретом все предшествующие грамоты были подтверждены, а также дарованы сёла в Вологодском, Ярославском и Костромском уездах, и рыбная ловля на реке Сухоне. В 1677 году Фёдор Алексеевич по просьбе игумена Иосафа в специальной грамоте переписал все дарованные ранее вотчины, рыбные ловли и угодья с указанием всех прежних жалованных грамот. В 1684 году права монастыря на владение всеми землями было подтверждено грамотой Иоанна и Петра Алексеевичей. К концу XVII века в обители проживало 59 насельников, монастырь владел 8 сёлами (одно — близ Гря́зовца, остальные в Пошехонья), 122 деревнями, в которых было 710 дворов, а в них «крестьян и бобылей» 1 798 душ. К монастырю была приписана Макарьева пустынь в Костромском уезде. Имелось два подворья в Вологде (в Новинках и на Мостовой улице) и одно — в Москве (у Сретенских ворот).
В 1694 году настоятели монастыря получают право именоваться архимандритами.
Ко времени составления штатов в 1764 году монастыре было 28 монахов, монастырских слуг и крестьян 1 964 души, большие площади пахотной земли, сенокосов, леса, рыбные ловли. Монастырь был положен в третьем классе с игуменским настоятельством. Монастырю было оставлено небольшое количество пахотной и сенокосной земли вокруг монастыря, рыбные ловли и назначено жалование.
В 1867 году неподалёку от монастыря на высоком холме основан Воскресенский скит.
В середине XIX века в монастыре проживало 12 монахов. В 1909 году монастырь пострадал от сильного пожара. В огне расплавился крест, полученный преподобным Павлом от Сергия Радонежского. Перед революцией в монастыре проживало около 80 насельников.
Последним игуменом монастыря был архимандрит Никон (Чулков). Монастырь закрыт в 1924 году по решению Грязовецкого уездного исполкома РКП(б). В 1920-30-е годы были разрушены Троицкий собор с прилегающими храмовыми постройками, колокольня и ограда. На территории монастыря размещались опытная педагогическая станция, школа, детский дом. В 1945 году открылся детский санаторий, затем областная санаторно-лесная школа.
Возвращён церкви в 1994 году. С 1994 по 2003 год был подворьем Спасо-Прилуцкого монастыря. 5 июня 1999 года был освящена трапезная церковь Успения. С 2003 года указом Синода — самостоятельный монастырь. Наместник — игумен Амфилохий (Кузнецов), в прошлом — насельник Спасо-Прилуцкого монастыря. Братия: 4 человека. В обители около 5 трудников и вольнонаёмных работников. При обители действует столярная мастерская. В монастыре пекут свой хлеб. Имеется небольшая библиотека.
На восстановление монастыря выделяются средства из бюджета Вологодской области. Проведены научно-проектные работы по восстановлению колокольни Успенской церкви. С 2009 года ведётся строительство деревянной колокольни, восстановление Святых ворот, части монастырских стен и башенок.
В 1538 году Павло-Обнорский монастырь разрушили
В 1538 году монастырь почти полностью уничтожили. На него напали казанские татары, они разграбили и сожгли обитель. Было убито и несколько монахов.
В 1546 году, когда строили церковь Сергия Радонежского и отшельника Павла было принято решение об извлечении и обретении мощей основателя.
1547
в этом году Павел Обнорский Русской православной церковью причислен к лику святых
Однако тогдашнему игумену Протасию было явление преподобного Павла во сне, велевшего оставить мощи. В 1547 году Павел Обнорский канонизирован.
В 1585 году царем Федором была подписана жалованная грамота, монастырь получил разрешение на ловлю рыбы в Вёксе. В 1621 году все грамоты были подтверждены Михаилом Федоровичем и патриархом Филаретом и дарованы села в нескольких уездах, рыбная ловля в речке Сухоне.
К концу XVII века монастырь уже владеет сто двадцати двумя деревнями в семьсот десять дворов и восьмью селами. В монастыре подвизятся пятьдесят девять насельников.
Царь Федор Иванович не раз давал грамоты Павло-Обнорской обители. Фото: mtdata.ru
Павло–Обнорская пустынь продолжает расширяться
В 1684 году к Обнорскому монастырю приписана Макарьева обитель в Костромском уезде. Имеются два подворья в Вологде и одно в Москве.
Сведения о владениях получены из описей имущества обители 1654 — 1687 гг. С 1694 года настоятели монастыря становятся архимандритами. К 1764 году в монастыре проживают 28 насельников.
1867 год — недалеко от монастыря основан скит Воскресения Христова.
Во второй половине XIX века в обители подвизались всего 12 монахов. В 1909 году монастырь сильно пострадал во время пожара. В огне оплавился крест, подаренный отцу Павлу Сергием Радонежским.
В 1917 году в монастыре проживало 80 монахов. Последним до революции настоятелем монастыря оказался архимандрит Никон Чулков.
Испытания временем
В 1529 году царь Василий III вместе со своей женой посетил Павло-Обнорскую обитель, чтобы вымолить у Бога чадородия. В 1538 году на нее напали казанские татары, которые разграбили имущество, сожгли, убили несколько монахов.
К концу XVII году монастырь насчитывал 59 насельников, 8 сел, 122 деревни с 710 дворами и 1798 душами. К концу XIX века его населяли только 12 монахов. В 1909 году случился сильнейший пожар, и обитель сильно пострадала. В огне расплавился крест, подаренный святому Павлу Сергием Радонежским. По всей России собирали деньги на восстановление обители. Царь Николай II пожертвовал новую раку для мощей преподобного Павла.
Перед самой революцией в монастыре проживало 80 насельников. В то время последним его игуменом был Никон (Чулков). В 1924 году по приказу Грязовецкого уездного исполкома обитель была закрыта.
В 1924 году Павло-Обнорский мужской монастырь закрыли
В 1924 году монастырь закрывается. В следующие годы сносят Троицкий собор и другое монастырские постройками, а также разваливают колокольню и ограду. На месте монастыря открыли школу и детский сад. В 1945 году здесь открылся детский санаторий.
Павло-Обнорский мужской монастырь. Фото: pavelobnorskiy.cerkov.ru
Возвращен церкви Обнорский монастырь в 1994 году. До 2003 года он относился к подворью Спасо-Прилуцкого монастыря. В 1999 году была освящена церковь Успения. В 2003 году Священный Синод постановил отнести монастырь Павла Обнорского к самостоятельному.
Наместником стал игумен Амфилохий Кузнецов. Братия составляла всего 4 человека. При обители открыли столярную мастерскую и хлебопекарню. Была устроена небольшая библиотека.
Духовник
Духовным отцом и собеседником преподобного Павла был Сергий Нуромский. В память об их дружбе между Павло-Обнорским и Спасо-Нуромским мужскими монастырями была построена часовня. После кончины преподобного в 1429 году его тело было погребено в южной части Троицкого собора.
Павло-Обнорский мужской монастырь в 1489 году получил привилегии и освобождение от податей от Великого царя Иоанна III. Ему стали принадлежать леса и деревни. Эти привилегии были закреплены и другими царями: Василием III, Иоанном IV Грозным и их дальнейшими приемниками. В период с 1505 по 1516 годы в монастыре был отстроен каменный Троицкий соборный храм. В дальнейшем царь приписал монастырю деревни Костромских и Белозерских земель.
Восстановление обители производилось на средства Вологодской области
На восстановление мужского монастыря было выделено некоторое количество бюджетных средств области. Провелись работы по реконструкции колокольни Успенской церкви. С 2009 года идет возведение деревянной колокольни, а также восстанавливают части монастырских стен и башен.
Вход в Павло-Обнорскую обитель. Фото: gradm.ru
По своей форме территория монастыря напоминает четырехугольник, длина периметра примерно 590 метров, обнесенный каменной стеной трезметровой высоты. С западной стороны — каменные святые врата, с восточной — простые деревянные ворота в форме шатра.
Монастырская церковь Успения изначально задумывалась как трапезная
На территории Павло-Обнорского монастыря также построена Успенская церковь. Изначально она задумывалась как трапезная. Строительство комплекса началось в 1536 году.
Он должен был по плану состоять из церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы и трапезной, а также прилегающей к ней келарской палаты, настоятельских покоев, хозяйственных построек. Но, к сожалению, строительство было приостановлено из-за недостатка средств.
Вход в Успенскую церковь Павло-Обнорского монастыря
Завершились строительные работы к августу 1586 года. Трапезная сохранилась в виде набора построек разных времен.
Перестройка трапезной началась в XVIII веке, как только перестала использоваться по назначению. Здесь разместилась церковь Успения Божией Матери.
Архитектура
Вид Павло-Обнорского монастыря на фото начала XX в.Слева направо: братский корпус, Святые ворота в западной стене, келарский корпус и настоятельские покои при Успенской церкви с колокольней, Троицкий собор, юго-западная башня (на переднем плане), церковь иконы Корсунской Богоматери с приделами Сергия Радонежского и Павла Обнорского (за деревьями)
Ограда, башни и ворота
Территория монастыря, по форме приближавшаяся к правильному четырёхугольнику, имела по периметру длину около 590 метров. С северной и восточной стороны полностью, а с западной и южной — частично, в 1862—1866 годах монастырь был обнесён каменной стеной высотой около 3 метров. До этого каменной была только западная стена. Юго-западный угол выполняло одно из монастырских зданий, в остальных трёх находились восьмигранные каменные башни, с деревянными завершениями, крытыми железом, с куполами и шпицами.
С западной стороны в монастырь вели каменные Святые ворота. С восточной находились деревянные ворота, имевшие форму шатра, установленного на четырёх резных столбах — вереях, и поддерживаемого четырьмя балками-упорами. Все деревянные элементы конструкции ворот были богато декорированы узорчатой резьбой «наподобие чешуи или листьев», а вереи выполнены с шестью выточенными уширениями по типу кубышек. До реконструкции эти ворота являлись главными и были частью деревянной западной стены.
Троицкий собор
Соборная церковь Святой Троицы построена между 1505 и 1516 годами (по другим данным — в 1521 году) попечением Василия III. Строили собор, вероятно, ростовские зодчие. Здание собора состояло из двухсветного четырёхстолпного основного объёма, с восточной стороны имевшего трёхапсидную алтарную часть, с западной стороны — притвор во всю ширину стены. Все стены, кроме восточной, имели порталы. Между восточными столпами был укреплён иконостас. Собор венчали три световых барабана с крытыми лемехом главами. Покрытие было позакомарным, у основания закомар шёл профилированный карниз. Лопатки делили фасады на три прясла. В целом и в деталях храм напоминал построенный в эти же годы собор ярославского Спасо-Преображенского монастыря.
Придел Иоанна Предтечи
В 1605—1610 годах Троицкий собор был капитально перестроен. В восточном конце северной паперти, то есть, у северо-восточного угла собора был устроен придел во имя Рождества Иоанна Предтечи. Придел получил завершение в виде высокого шатра. В третьей четверти XVII века у юго-западного угла была поставлена трёхъярусная шатровая колокольня. При этом, по Переписным книгам 1678 года стольника Петра Голохвастова и подьячего Ивана Саблина, Троицкий собор по-прежнему имел три главы. Кроме того, с южной стороны была пристроена церковь Павла Обнорского «под колоколы». Таким образом, возникла живописная многообъёмная композиция с двумя шатрами по сторонам основного трёхглавого четверика. Позднее собор утратил две боковые главы, на литографии 1880 года он изображён одноглавым. Однако вскоре были поставлены четыре декоративные (глухие) главки, и на литографии 1883 года собор пятиглавый.
Придел Сергия Радонежского
Находился по правую сторону от алтаря Троицкого собора. Имел пятиярусный иконостас.
Троицкий собор был уничтожен в 1936 году.
Церковь Успения Богоматери с колокольней
Успенская церковь — второй каменный храм монастыря, как и Троицкий собор, построен ростовскими зодчими. Исходно задумана как трапезный храм.
Строительство трапезного комплекса началось 28 мая 1536 года. Он должен был включать в себя церковь в честь Успения Пресвятыя Богородицы, собственно трапезную, а также прилежащие келарскую палату, настоятельские покои, хозяйственные помещения, и упомянутую в источниках, но неизвестную по назначению «белую палатку». Из-за недостатка средств строительство было завершено лишь 15 августа 1586 года. Окончить строительство помогли деньги, присланные незадолго до кончины Иваном IV.
Трапезный комплекс сохранился частично в виде сложного конгломерата разновременных построек. Его композиционное ядро — поднятая на высокий подклет прямоугольная в плане одностолпная трапезная палата. Перестройка палаты началась еще в XVIII веке, когда она перестала использоваться по прямому назначению и была превращена в помещение церкви Успения Богоматери. Над её сводами был установлен высокий восьмерик с барабаном и главкой, существовавший до 1880-х годов. В 1860-е годы были разобраны древние своды и устроен деревянный потолок, балки которого опирались на четыре каменных столба. Тогда же были растёсаны древние щелевидные окна.
Подобно другим современным ей зданиям такого типа, трапезная палата имеет весьма лаконичное, однако по-своему выразительное убранство фасадов. Широкие лопатки на углах между окнами подчеркивают монументальность здания. По верху стен идет декоративный поясок консолей, хорошо сохранившийся на чердаке, где можно увидеть верхнюю часть северной стены палаты, скрытую на фасаде поздней постройки.
Церковь Павла Обнорского
Церковь Павла построена около 1546 года мастером Григорием. По архитектуре относилась к популярному в тот период в московском и северном зодчестве типу «под колоколы». Согласно описи монастыря 1654 года, в церкви находились мощи чудотворца Павла Обнорского. В описи 1687 года указывается, что при игумене Иосифе колокольня церкви перестроена в книгохранилище, до этого помещавшееся над Успенской церковью. В это же время был перестроен алтарь, а деревянная паперть заменена на каменную. Впоследствии на место библиотеки был перенесён престол во имя Сергия Радонежского, а книги возвращены в помещение Успенской церкви.
В церкви имелся пятиярусный иконостас, имевший некоторые черты, сходные с иконостасом Троицкого собора (например, 15 херувимов и серафимов в навершии).
Церковь Павла Обнорского и Сергия Радонежского была разобрана в 1875 году. На ее месте была возведена одноглавая четырёхстолпная церковь во имя Корсунской Богоматери с приделами Сергия Радонежского и Павла Обнорского. Архитектура церкви была выдержана в характерном для конца XIX века псевдорусском стиле.
Как и большинство других построек монастыря, церковь была взорвана в 1930-е годы. На месте уничтоженной церкви в 2000-е поставлена деревянная клетская часовня, в которой находится рака над местом упокоения мощей преподобного Павла Обнорского.
Кельи
Настоятельские покои — трёхэтажный корпус, примыкающий с запада к трапезной Успенской церкви. Да нижних этажа относятся к XVI веку, а третий, завершённый треугольным фронтоном, надстроен в третьей четверти XIX века.
Другие постройки
- Хозяйственная постройка на территории монастыря
- Импровизированная звонница, фото 2008 г.
- Вознесенский скит вблизи монастыря
- Колодец, по преданию, выкопанный Павлом Обнорским
- Надгробие на могиле химика Л. А. Чугаева (1973—1922 гг.) на бывшем монастырском кладбище
Церковь Павла Обнорского была построена в 1546 году
Обнорская церковь построена в 1546 году мастером Григорием. Согласно описи 1654 года, в церкви находились мощи отшельника Павла. В 1687 году колокольню перестраивают под книгохранилище, переделывают алтарь, паперть заменяют каменной.
Позже, на место библиотеки переносят престол во имя Сергия Радонежского, а книги возвращаются в Успенскую церковь.
В Павло-Обнорской церкви пятиярусный иконостас. В 1875 году церковь разбирают, на ее месте ставят одноглавую Корсунскую. Здесь также два придела в честь Сергия Радонежского и Павла Обнорского. Павло-Обнорская церковь выдержана в псевдорусском стиле.
1875
в этом оду вместо разобранной Обнорской церкви строят однокупольную Корсунскую
Как и большинство других построек, церковь была взорвана в 1930 годы. На месте этой церкви была построена деревянная часовня. В этой часовне над местом упокоения находится рака с мощами преподобного Павла Обнорского.
Храмы монастыря
Весь строительный комплекс состоит из Успенской цервки, церкви Павла Обнорского, храма Корсуньской Богоматери, Настоятельских покоев и Воскресенской церкви.
Церковь Успения стала вторым храмом, возведенным после разрушения Троицкого собора, строившимся полвека. Церковь в честь святого Павла Обнорского, возведенная в 1546 году, где долгое время хранились мощи этого чудотворца, и церковь Сергия Радонежского впоследствии были разобраны. На их месте была построена одноглавая церковь преподобной Корсунской Божией Матери, которую взорвали в 30-е годы. Уже в 2000 году на этом месте построили деревянную часовню, где поместили раку с мощами святого Павла Обнорского.
Павло-Обнорский монастырь примечателен трехэтажными настоятельскими покоями. Они примыкают к трапезной Успенского храма. Нижние два этажа построены еще в XVI веке. Недалеко находятся камень, на котором молился старец, и колодец, который он собственноручно выкопал.
С запада к Успенской церкви примыкают настоятельские покои
Кто такие монахи: люди на тяжёлом пути к Богу
Также на территории монастыря находится настоятельские покои, которые примыкают с запада к трапезной Успенской церкви. Павел Обнорский внес огромный вклад в духовное развитие Русской православной церкви.
Стены, храмы, обстановка и святыни основанного им монастыря, по сей день привлекают верующих и паломников.
У монастыря во всемирной паутине есть официальный сайт
В настоящее время Павло-обнорский монастырь в Вологодской области имеет официальный сайт. Официальный сайт Павло-Обнорского монастыря может посетить каждый, чтобы узнать новости, посмотреть фото со служб, а также посмотреть расписание богослужений, которые обновляются каждый день.
Монастырь находится по адресу: Россия, Вологодская область, Грязовецкий район, село Юношеское.
Телефон: +7 81755 5‑42-71
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение