Преподобный Се́ргий Обнорский, Нуромский, Вологодский


Преп. Сергий Нуромский. Гробничная икона. Начало XVIII в. (до 1715 г.) Дерево, левкас, темпера. 201 × 68, 5 см Вологодский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Сергий Обнорский, Нуромский, Вологодский
(+ 1412), преподобный Память 7 октября, в Соборах Афонских преподобных, преподобных русских Святогорцев, а также Вологодских и Радонежских святых

По происхождению был греком. Принял постриг и рукоположение во иеромонаха на Святой Горе Афон.

Во второй половине XIV века [1] пришёл в радонежские леса к своему знаменитому преподобному тезке. Согласно святителю Димитрию Ростовскому, пребывал «у великого Российского светила Сергия под паствою долгое время» [2]. Упражняясь в подвигах, молитвах, совершении добрых дел, он духовно окреп и стал внутренне готов к подвигу пустынножительства.

Испросив благословение великого Сергия, приблизительно в 1386-1389 годах [3] пришёл в вологодские леса, на реку Нурму, где избрал местом своего подвига «область, покрытую дебрями, лесами, мхами и болотами» [4]. В том же месте, в четырех верстах от него, подвизался другой ученик Радонежского аввы — преподобный Павел Обнорский.

На избранном месте Сергий воздвиг крест, устроил часовню и небольшую келью, а со временем выкопал колодец неподалеку. С великим терпением он подвизался много лет, перенося нападки бесов и злых людей. Житие сохранило два случая нападения на Сергия разбойников. В первый раз они жестоко избили его и, оставив полуживого, ушли, не найдя никаких сокровищ, разворотив келью, часовню, вывернув крест. Во второй раз Господь чудесным образом избавил своего угодника: страх и ужас объял разбойников, и они с криками выбежали из кельи и уже более никогда не досаждали святому. Житие сохранило и слова преподобного:
«Не оставлю места сего, если даже и тьмы козней воздвигнет на меня враг. Я желаю умереть на месте сем, ибо, взыскуя Христа, пришел я сюда»
[2].

Постепенно весть о Сергии распространилась по округе, и к нему стали приходить люди. Когда собралось около сорока человек [1], желавших остаться жить вместе с преподобным, он приступил к постройке церкви во имя Всемилостивого Спаса, в память происхождения Честного Его и Животворящего Креста, а также келий для братии. Так образовался Нуромский монастырь.

Примерно в это же время произошла встреча преподобного Сергия с преподобным Павлом. Святые стали друзьями и духовными наставниками друг другу. Сергий сделался духовником Павла, который обрёл возможность причащаться Святых Христовых Тайн. Незадолго до своей кончины в последнюю встречу святых угодников Сергий благословил Павла устроить монастырь во имя Святой Троицы на том месте, где Павел видел необыкновенный свет и слышал колокольный звон в Пасхальную ночь. В помощники Павлу Сергий благословил своего ученика Алексия, который и стал первым игуменом устраиваемой обители.

Достигнув глубокой старости, претерпев тяжелую болезнь, приобщившись Святых Тайн преподобный Сергий преставился 7 октября 1412 года. Перед кончиной он преподал последнее поучение братии:

Вы же, чада, не скорбите о моем отшествии, но прибывайте в любви Божией и заповеди Его сохраняйте, поминая со страхом и трепетом слово Владыки Христа: Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя (Ин 14, 21). Страхом Божиим ограждайте сердца ваши, чтобы Он наставил вас всякому благому делу, ибо начало премудрости страх Господень (Прем 1, 7); украшайте друг друга смирением, отвращайтесь от лживых речей, говорите каждый брату своему истину, ненавидьте клевету, избегайте вражды. Но если кто из вас допустит гнев в сердце свое, вы с любовью уговорите его, ибо сказано: Солнце да не зайдет в гневе вашем (Еф 4, 26). Покоряйтесь наставникам, ибо они бдят о душах ваших, так как должны дать ответ за вас Богу. Без лености совершайте церковную службу. Если будете жить так, то будете блаженны

[5].

Рака над местом погребения преп. Сергия Нуромского. Храм Всемилостивого Спаса, Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Деревня Спас-Нурма. (мощи святого находятся под спудом)

Житие преподобного Сергия Нуромского

Инок Сергий во второй половине XIV века переехал на Русь, в обитель преподобного Сергия Радонежского, чтобы под его началом продолжить иноческую жизнь. Здесь он оставался на несколько лет, находясь в послушании у игумена Троицкого монастыря. Затем Сергий пожелал удалиться в пустынное место, чтобы проводить больше времени в молитвах и духовном самосовершенствовании. Испросив благословение Сергия Радонежского, приблизительно в 1386-1389 годах пришел в вологодские леса, на реку Нурму, где избрал местом своего подвига «область, покрытую дебрями, лесами, мхами и болотами». В том же месте, в четырех верстах от него, подвизался другой ученик Сергия Радонежского — Павел Обнорский.

На избранном месте Сергий воздвиг крест, построил часовню и небольшую келью, а со временем выкопал колодец неподалеку. С великим терпением он подвизался много лет, перенося нападки бесов и злых людей. Житие сохранило два случая нападения на Сергия разбойников. В первый раз они жестоко избили его и, оставив полуживого, ушли, не найдя никаких сокровищ, разворотив келью, часовню, вывернув крест. Во второй раз Господь чудесным образом избавил своего угодника: страх и ужас объял разбойников, и они с криками выбежали из кельи и уже больше никогда не досаждали иноку.

Постепенно весть об иноке Сергии распространилась по округе, и к нему стали приходить люди. Когда собралось около сорока человек, желавших остаться жить вместе с ним, он приступил к постройке церкви во имя Всемилостивого Спаса, в память происхождения Честного Его и Животворящего Креста, а также келий для братии. Так образовался Нуромский монастырь. Примерно в это же время произошла встреча Сергия с Павлом Обнорским. Сергий стал духовником Павла, который обрел возможность причащаться Святых Христовых Тайн. Незадолго до своей смерти в последнюю встречу Сергий благословил Павла устроить монастырь во имя Святой Троицы на том месте, где Павел видел необыкновенный свет и слышал колокольный звон в Пасхальную ночь. В помощники Павлу Сергий благословил своего ученика Алексия, который и стал первым игуменом устраиваемой обители.

Достигнув глубокой старости, претерпев тяжелую болезнь, приобщившись Святых Тайн преподобный Сергий преставился 20 октября (7 октября ст. ст.) 1412 года.

7/20 октября Церковь совершает память преподобного Сергия Нуромского, пришедшего в обитель преподобного Сергия Радонежского со Святой Афонской горы.

Святогорец Вселенский Патриарх Филофей Коккин в середине 1360-х годов отправляет преподобному Сергию Радонежскому чрезвычайно важное послание, в котором призывает его ввести в своей обители общежительный устав: «Поэтому и я так же даю тебе благословение и разрешение создать святой киновий, а милость и благодать Божественной Троицы да пребудет с тобой вечно…».

От этого общежительного монастыря берут начало другие сорок обителей. Всего же учениками преподобного Сергия было основано пятьдесят монастырей.

Житие преподобного Сергия Обнорского, Нуромского было написано в 1584 году при царе Иване IV Васильевиче, митрополите Данииле и епископе Вологодском и Великопермском Варлааме. Составителем его был Иона, игумен Глушицкого монастыря, писавший житие по запискам Протасия, игумена Павло-Обнорского монастыря.

Из жития сего, однако, не видно, откуда был родом преподобный Сергий. В некоторых источниках говорится, что он был родом грек. Несомненно известно только, что сей любитель безмолвия имел начало иноческой жизни на Святой Афонской горе, где подвизался довольное время и был облечен и в сан пресвитерский.

Потом, пришедши с Востока в пределы Московские, Сергий Вологодский Нуромский искал себе также просвещения духовного от соименного ему Радонежского светила и провел немало времени под его руководством. Но афонский безмолвник помышлял, по слову псалма, удалиться бегая и водвориться в глубочайшей пустыне и, по благословению великого Сергия Радонежского, действительно спустя некоторое время удалился в вологодские леса.

Здесь на утесистом берегу реки Нурмы поселился он, в то время как преподобный Павел Обнорский подвизался невдалеке оттуда, во внутренней пустыне, в дупле липы. Водрузив крест и построив часовню с кельей, преподобный Сергий стал подвизаться в глубоком безмолвии, доколе не начали собираться к нему ученики.

Много претерпел преподобный нападений от духов злобы и недобрых людей, разбойников.

Житие сохранило два случая нападения на Сергия разбойников. В первый раз они жестоко избили его и, оставив полуживого, ушли, не найдя никаких сокровищ, разворотив келью, часовню, вывернув крест. Во второй раз Господь чудесным образом избавил своего угодника: страх и ужас объял разбойников, и они с криками выбежали из кельи и уже более никогда не досаждали святому. Житие сохранило слова преподобного: «Не оставлю места сего, если даже и тьмы козней воздвигнет на меня враг. Я желаю умереть на месте сем, ибо, взыскуя Христа, пришел я сюда».

О строгом подвижнике прошла молва, и отовсюду стали приходить к нему жаждущие спасения душевного, и селились около него в кущах. Мало-помалу братии собралось до сорока человек. Тогда святой соорудил небольшой деревянный храм Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня и основал общежитие.

Примерно в это же время происходит встреча преподобного Сергия с преподобным Павлом. Святые становятся друзьями и духовными наставниками друг другу. Сергий становится духовником Павла. Преподобный Павел обретает возможность причащаться Святых Христовых Тайн.

Великую духовную любовь имели между собою преподобный Сергий и преподобный Павел Обнорский, избравший Сергия своим духовным отцом. Незадолго до своей кончины, в последнюю встречу святых угодников Сергий благословляет Павла устроить монастырь в честь Святой Троицы на том месте, где Павел видел необыкновенный свет и слышал колокольный звон в Пасхальную ночь.

В помощники Павлу Сергий отправляет своего ученика Алексея, который и стал первым игуменом устраиваемой обители.

Достигнув глубокой старости, претерпев тяжелую болезнь, 7/20 октября 1412 года, в день памяти честных мучеников Сергия и Вакха, приобщившись Святых Тайн преподобный Сергий предал свою чистую душу Богу, преподав пред своей кончиной последнее поучение братии.

«Вы же, чада, не скорбите о моем отшествии, но прибывайте в любви Божией и заповеди Его сохраняйте, поминая со страхом и трепетом слово Владыки Христа: Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя (Ин. 14,21).

Страхом Божиим ограждайте сердца ваши, чтобы Он наставил вас всякому благому делу, ибо начало премудрости страх Господень (Прем.1, 7); украшайте друг друга смирением, отвращайтесь от лживых речей, говорите каждый брату своему истину, ненавидьте клевету, избегайте вражды. Но если кто из вас допустит гнев в сердце свое, вы с любовью уговорите его, ибо сказано: солнце да не зайдет в гневе вашем (Еф. 4,26). Покоряйтесь наставникам, ибо они бдят о душах ваших, так как должны дать ответ за вас Богу. Без лености совершайте церковную службу. Если будете жить так, то будете блаженны».

Братия погребли тело своего пастыря близ созданного им самим храма Происхождения Древ Честного и Животворящего Креста Господня.

Спустя много лет по преставлении святого, он трижды являлся в сонном видении одному из монахов своей обители Никифору, показал место своего погребения и повелел сказать игумену и братии, чтобы очистили место сие, «ибо Господь не желает, чтобы оно было неведомо и небрегомо».

По обретении святых мощей, началось почитание преподобного, у гроба его стали совершаться чудеса. В житии, датируемом 1584 годом, приведено 104 чуда. Особенно много получало исцелений у гроба святого бесноватых и умоисступленных.

Когда именно преподобный Сергий был причислен к лику святых, достоверно неизвестно. Но, так как в 1583 году над гробом его уже пели молебны, а в 1584 году записано было его житие, в жалованной же грамоте царя Федора Ивановича 1585 года он назывался «новоявленным чудотворцем», то, вероятно, причисление его к лику святых последовало на одном из соборов, бывших незадолго пред тем временем, во второй половине XVI века.

Обитель преподобного Сергия, закрытая в 1764 году, находилась в четырех верстах от обители Павла Обнорского, ниже, по течению реки Нурмы, в Грязовецком уезде Вологодской губернии. После закрытия монастырь был превращен в приходскую церковь.

В настоящее время мощи преподобного Сергия Нуромского находятся под спудом в храме Происхождения Древ Честного и Животворящего Креста Господня.

Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас!

pavelobnorskiy.cerkov.ru, afonit.info

Почитание преподобного Сергия Нуромского

Иноки погребли тело своего пастыря около построенного им храма во имя Происхождения Древ Честного и Животворящего Креста Господня. Спустя много лет по преставлении преподобного, он трижды являлся в сонном видении одному из монахов своей обители Никифору, показал место своего погребения и повелел сказать игумену и братии, чтобы то место очистили, «ибо Господь не желает, чтобы оно было неведомо и небрегомо». По обретении святых мощей, началось почитание преподобного, у его гроба стали совершаться чудеса. В Житии, датируемом 1584 годом, приведено 104 чуда. Первоначально жизнь преподобного Сергия Нуромского была рассказана его учеником и первым игуменом Павловой обители Алексием иноку Антонию. Тот пересказал ее иноку Геннадию, а с его слов игумен Обнорского монастыря Протасий впервые изложил житие на бумаге. Свиток, содержащий в себе повесть о Нуромском игумене был доставлен Глушицкому игумену Ионе, который и составил в 1584 году дошедшее до нас Житие преподобного Сергия. По всей вероятности и прославление в лике святых было в том же году, или в 1585.

Спасо-Нуромский монастырь в XV–XVII веках вел активную хозяйственную деятельность. Монастырь считался вторым в епархии после соборных монастырей. В 1714 году за монастырем числилось 14 сел. К моменту закрытия, в 1764 году, имел 380 крестьян. После закрытия превращен в приходскую церковь. В 1933 году церковь была закрыта. В настоящее время ведутся реставрационные работы.

В настоящее время мощи преподобного Сергия Нуромского находятся под спудом в основанном им храме Происхождения Древ Честного и Животворящего Креста Господня.

Упразднение монастыря

В ходе екатерининской секуляризационной реформы 1764 года монастырь был упразднен и превращен в приход. Братия при этом была переведена в Павло-Обнорский монастырь. Обветшавшие деревянные храмы после этого были разобраны, и в 1795 году началось возведение каменной приходской двухэтажной церкви, которая была освящена в 1816 году. В ней были сохранены именования приделов монастырских храмов: главный верхний храм был освящен в честь Всемилостивого Спаса и имел придел во имя Николая Чудотворца; внизу же располагался престол во имя Сергия Нуромского, в котором под спудом находились мощи преподобного, с приделом придел Рождества Христова.

С 1768 года церковь при церкви находилось два священника, диакон и два комплекта церковнослужителей. Впоследствии в 1831 году церковь стала одноклирной, а с 1846 года в ней не стало и диаконов. К середине XIX века приходской храм церковь существовал как Спасо-Нуромский погост. За бывшей монастырской оградой помещалось кладбище.

Закрытие и возрождение храма

После Октябрьской революции храм не был закрыт, так как при нём была сформирована взявшая за него ответственность община верующих, однако в 1922 году из него были изъяты ценности. 25 февраля 1930 года был арестован настоятель прихода священник Константин Ципилев, высланный на север, а вслед за ним — диакон и псаломщик. После этого приходская жизнь в храме прекратилась.

С 1993 года храм Храм Происхождения Честных Древ Креста Господня восстанавливается. Он принадлежит к Свято-Троицкому Павло-Обнорскому мужскому монастырю.

Тропарь и кондак преподобному Сергию Нуромскому

Тропарь, глас 8.

О! тебе отче Сергие, известен бысть спасения образ. Восприим бо крест последовал еси Христу. Творяше же и учаше, еже презрети плоть, преходит бо, прилежати же о душе вещи безсмертней. Тем же и со ангелы радуется преподобне дух твой.

Кондак, глас 2.

Чистотою душевною божествено вооружився, и непрестанная молитвы, яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Сергие, отче наш, моли непрестанно о всех нас.

Молитвословия

Тропарь, глас 8

:

Жела́нием духо́вным разгара́шеся, пребога́те, / слез твои́х тече́нием ду́шу свою́ напои́л еси́/ и е́же из глубины́ воздыха́ньми уязвля́ше се́рдце свое́, / и бо́дренными моли́твами, и всено́щным предстоя́нием Влады́це Христу́ / многодоброде́телен плод принесе́ сам себе́. / И сего́ ра́ди я́ко Бо́жий уго́дник све́тло ми́ру показа́ся, / сия́я чудесы́, Се́ргие о́тче наш, / те́плый моли́твенниче к Бо́гу, всегда́ о нас Того́ моли́, // да спасе́т ду́ши на́ша

.

Кондак, глас 8

:

Я́ко звезда́ пресве́тлая, от Святы́я Горы́ провозше́дши, / добро́ты чуде́с твои́х весь просвети́л мир, / Христо́в бо крест взем, после́дова Ему́, / в пусты́нном озлобле́нии, в моли́твах же и поще́ниих, / во бде́ниих же и злострада́ниих изнури́в плоть свою́, / тем и Христо́с да́ром чуде́с одари́ тебе́, / Ему́же о нас моля́ся, посеща́й чад свои́х, да зове́м ти: // ра́дуйся, Се́ргие о́тче наш, пусты́нный жи́телю

.

Преподобный Сергий Нуромский. Иконы

Преподобный Сергий Нуромский традиционно на иконах изображается в полном иноческом облачении, с благословляющей десницей и свитком в левой руке.
Преподобный Сергий Нуромский. Гробничная икона, начало XVIII века. Вологодский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Преподобный Сергий Нуромский с обителью. 1691 год. Вологодский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Преподобный Сергий Нуромский. Сергиев Посад, начало 1950-х годов

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]