Две эпохи — два «Добротолюбия»: преподобный Паисий Величковский и святитель Феофан Затворник. Н.Н. Лисовой


СВЯТОЙ АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ

Несколько слов о жизни и писаниях святого Антония Великого Наставления св. отца нашего Антония Великого о жизни во Христе О доброй нравственности и святой жизни, в 170 главах Устав отшельнической жизни а) Внешнее течение и внешние порядки такой жизни б) Строй внутренней жизни Заключение Изречения св. Антония Великого и сказания о нем Об отречении от мира Общие ответы на вопрос: что же делать? Сила, движущая на подвиги и поддерживающая в них Руководители ревности Чем возгревать ревность? Подвиги и доброделание, в частности Последняя цель всего и верх совершенства Совершенство св. Антония и слава на небе Объяснение некоторых изречений св. Антония Великого

Славянский перевод и значение в дореволюционной России

Один экземпляр «Добротолюбия» — вероятно от самого святого Макария — был отослан преподобному Паисию (Величковскому). На нем он собственноручно сделал надпись по-гречески [5]. Через некоторое время сам святой Паисий и его ученики перевели бóльшую часть книги на славянский язык.

Митрополит Санкт-Петербургский Гавриил (Петров) — постник и молитвенник — оценил важность книги и решил опубликовать перевод. Старец Паисий опасался, «чтобы люди самонадеянные не стали превратно толковать содержащееся в ней (книге) святое учение и, занимаясь ею самочинно, без надлежащего руководства и порядка, не впали бы в самомнение и прелесть, и тем не подали бы повода к уничижению святыни

» [6], но митрополит Гавриил убедил его издать книгу. В 1791 году ученик преподобного Паисия монах Афанасий привез в Санкт-Петербург греческое издание книги и ее славянский перевод.

Митрополит Гавриил отдал перевод на правку знатокам греческого языка из Александро-Невской академии, а затем отдал для пересмотра и исправления преподавателю греческого языка в Троице-Сергиевой Лавре Якову Дмитриевичу Никольскому. Проверенный и исправленный текст был опубликован в Синодальной типографии в Москве в 1793 году.

Появление книги стало знаковым событием для Русской Церкви. «Добротолюбие» способствовало возрождению и распространению исихастской традиции во многих монастырях России. Известно, например, что преподобный Серафим Саровский не только сам постоянно читал «Добротолюбие,» но и своим посетителям рекомендовал изучать эту книгу. В наибольшей степени влияние «Добротолюбия» сказалось на развитии традиции оптинского старчества, которая щедро оплодотворила русскую культуру. Книга была переиздана стараниями святителя Филарета Московского — второе издание вышло в 1822 году, а третье в 1832 году. Выборочный пересказ «Добротолюбия» на разговорный русский язык был осуществлен святителем Феофаном Затворником и издан в 1877 году.

ПРЕПОДОБНЫЙ АВВА ИСАЙЯ

Краткое сведение о преподобном отце нашем Исайи, авве Нитрийском и его писаниях Слова преподобного аввы Исайи к своим ему ученикам: 1. Заповеди аввы Исайи жившим с ним братиям 2. О законе естественном 3. О состоянии новоначальных и келлиотов 4. О спутешествовании живущих в кельях, и о совести 5. О заповедях верным, и о домостроительстве желающих в мире жить вместе друг с другом 6. О желающих безмолвствовать добрым безмолвием 7. О добродетелях 8. Изречения 9. Заповеди отрекшимся от мира 10. Другое слово (к отрекшимся же) 11. О зерне горчичном 12. О вине 13. О подвизавшихся и совершивших (подвиг) свой добре 14. Деяния плача 15. Об отречении от мира 16. О радости, бывающей в душе, желающей работать Богу 17. О помыслах при отречении от мира и странничестве 18. О незлопамятстве 19. О страстях 20. О смиренномудрии 21. О покаянии 22. О действовании нового человека 23. О совершенстве 24. О бесстрастии 25. К авве Петру, ученику своему 26. Слова, которые передал авва Петр, ученик Исайи 27. О «внемли себе» (Втор. 15, 9) 28. О ветвях зла 29. Рыдания Правила и советы новоначальным инокам Изречения аввы Исайи О хранении ума: 27 глав Главы о подвижничестве и безмолвии

Составление

Коринфский митрополит преподобный Макарий (Нотара) первым стал систематически собирать по библиотекам и издавать рукописи аскетических и высоких богословских трудов. Наиболее значительным плодом его деятельности стало «Добротолюбие». О мотивах, подвигших его, сообщает его сподвижник по собиранию и изданию святоотеческих текстов преподобный Паисий (Величковский), в своем письме болгарскому старцу Феодосию. Во-первых:

«
Преосвященнейший Кир Макарий, бывший митрополит Коринфский, еще от юного своего возраста толико неизреченную, Божиим действом, к книгам отеческим, трезвению и вниманию ума и безмолвию, и молитве умной, сиречь умом в сердце совершаемой, учащим, любовь стяжа, яко все житие свое на всеприлежнейшее взыскание оных, и трудолюбивое своею рукою, яко преискусен во внешнем учении сый, и многоиждивное руками краснописцев преписание определил есть
» [1].

Также:

«О выпечатании же таковых книг от давних лет воистину блаженный сей кир Макарий Митрополит желание возыме таковы намерением, да не приидут сии святые книги во всеконечное забвение и от лица земли истребление, в неже мало мало уже и не приидоша

» [1].

Рукописи аскетических произведений, вошедших в «Добротолюбие», святой Макарий искал и переписывал в 1775-1776 годах в библиотеках Патмоса, Хиоса и, главным образом, Афона, где трудился с «неисповедимым усердием и превеликим тщанием

.» […] «
Паче же всех в вивлиофике преславной и великой обители Ватопедской обрете (Макарий) бесценное сокровище, сиречь книгу о соединении ума с Богом, от всех святых великими ревнителями в древние времена собранную, и прочие о молитве, нами еще и доселе не слышанные книги
» [2]. Однако, вероятно ни один из найденных святым Макарием сборников не был единственной основой «Добротолюбия,» которое Макарий сам по частям собрал и объединил своим замыслом — показать аскетику и мистический опыт древних подвижников [3]. Название сборника было заимствованно у сборника составленного святым Григорием Богословом между 357 и 360 годами. Под «добротой» в названии имеется ввиду духовная красота, которой приобщается христианин в результате следования собранным наставлениям. Святой Макарий собрал переписанные им тексты в одну книгу к 1777 году.

АВВА ЕВАГРИЙ

Сведения о жизни Аввы Евагрия Главы о деятельной жизни к Анатолию Евагрия монаха – о деятельной жизни, сто глав Изречения святых старцев Евагрия монаха изображение монашеской жизни, в коем преподается, как должно подвизаться и безмолвствовать Евагрия монаха 33 главы аналогий, или уподоблений Его же изречения о духовной жизни, по алфавиту Его же – другие изречения О восьми помыслах к Анатолию Мысли его же, соединяемые со статьею о восьми помыслах Наставления братиям, живущим в киновиях и странноприимницах Его же – наставления девственницам О различных порочных помыслах главы Евагрия монаха – Изречения

Вступление

Предлагая любителям духовного чтения известное всем Добротолюбие

в русском переводе, с прибавлением к нему, долгом считаем сказать несколько слов о том, что такое есть Добротолюбие. Этим словом переведено греческое название его –
Фιλοκαλια
, которое означает: «любовь к прекрасному, возвышенному, доброму». Ближайшим образом оно содержит в себе «истолкование сокровенной в Господе Иисусе Христе жизни». Сокровенная в Господе нашем Иисусе Христе истинно христианская жизнь зачинается, раскрывается и к совершенству восходит, в своей для каждого мере, по благоволению Бога Отца, действием присущей в христианах благодати Пресвятого Духа, под водительством Самого Христа Господа, обетовавшего быть с нами во все дни неотлучно. Благодать Божия призывает всех к такой жизни; и для всех она не только возможна, но и обязательна, потому что в ней существо христианства. Причастниками же ее являются не все призванные, и действительные ее причастники не все причащаются ее в одинаковой мере. Избранники глубоко в нее входят и по степеням ее высоко восходят. Проявления ее, равно как и богатства области, в которой она раскрывается, не менее обильны и разнообразны, как и явления обычной жизни. И если бы могло быть ясно понято, и понятно изображено все, бывающее там: вражеские нападения и искушения, борьбы и одоления, падения и восстания, зарождения и укрепления разных проявлений духовной жизни, степени общего преуспеяния и свойственное каждой состояние ума и сердца, взаимодействие во всем свободы и благодати, ощущения близости и отдаления Божия, чувства промыслительного вседержительства и положения себя, – окончательное и безвозвратное, – в десницу Господню, с отложением всех своих способов действования, при непрестанном, напряженном действовании, – если бы все сие, и многое другое, неразлучное с истинной в Господе жизнью, могло быть ясно и удобопонятно изображено, то представило бы картину, сколько привлекательную, столько же и поучительную, – картину, похожую на всемирное путешествие. Путешественники пишут путевые заметки о всем, что встречают достойным внимания на пути своем. Писали свои заметки и избранники Божии, в разных направлениях проследившие все тропы духовной жизни, о всем, что встречали и испытывали в сем многотрудном шествовании своем. Но участь и назначение тех и других заметок неодинакова. Не имеющие способов путешествовать могут, и не двигаясь с места, составить себе довольно приблизительные понятия и представления о чужих странах, посредством чтения путевых заметок других путешественников, потому что формы жизни всех тварей больше или меньше походят одни на другие, в каких бы странах они ни проявлялись. Не то бывает в отношении к опытам духовной жизни. Понимать их могут только шествующие путем сей жизни. Для не вступавших на него это совершенно неведомая наука, но и вступившие на него не все вдруг понимать могут. Их понятия и представления уясняются по мере шествия и углубления в страну духа. По мере умножения собственных опытов духовной жизни, становятся ясными и понятными указания опытов, замеченных святыми отцами в писаниях. При всем том, однако же, изображение разных проявлений духовной жизни, заключающееся в святоотеческих писаниях, не есть дар напрасный и для всех вообще христиан. Оно дает всякому понять, что если он не испытал еще того, о чем говорится в сем описании, то значит что установившийся для него образ жизни, не смотря на то, что с ним мирится его христианская совесть, не есть законченное совершенство, лучше которого нечего желать, и выше которого некуда идти. Давая же это понять, оно не может не возбудить ревности к преуспеянию, не может не манить вперед, указывая там нечто лучшее, нежели чем обладает он. Для тех, которые вступили на путь к лучшему и совершеннейшему, оно дает нужные указания в сомнительных и недоуменных случаях, когда нет наличного опытного руководства, и когда и это самое встречает неразрешимости, не позволяющие давать окончательные решения, которые устраняли бы всякое колебание в шествующем. Очень важно бывает знать, как и куда ступить ногой в известном случае, чтобы не сделать ошибки. И вот здесь какое-нибудь изречение отеческое разгоняет тьму, воссияв подобно лучу молнии среди ночи. Вообще же это теплица духовная, в которую верующий, прочитывая указания о явлениях духовной жизни, входит сознанием и сердцем, и подлежа там ощутительным влияниям возбужденных созерцаний, чувствует, что он витает в сии минуты в иной некоей атмосфере, светоносной и живоносной. Это отрадные моменты, – и в продолжение их-то обычно зарождаются и зреют разные отпрыски на древе духовной жизни. И потому нет ничего дивного, что испытавший это, как только улучает свободную минуту, спешит к опытным описаниям духовной жизни, как любящий прибыль спешит к местам, прибыль обещающим, и любящий удовольствия – к местам утех. Он часто при этом желает подышать оживляющим и ободряющим воздухом духовным. И однако ж это не есть праздное любопытство. Нет, это есть дело существенной необходимости для преуспеяния и благосостояния нашего духа. Вот почему между истинными христианами всегда была и есть потребность иметь под руками святоотеческие писания о духовной жизни. Но сколько похвально чувство такой потребности, столько же обязательно удовлетворение ее от лица тех, кои имеют долг к тому и силы на то. Она и была всегда удовлетворяема, как изданиями сих писаний в полном их составе, – например: святых Макария, Исаака и Ефрема Сириан, Лествичника и других многих, так не менее того и сборниками из них. К числу таких сборников принадлежит и известное всем
Добротолюбие
, как наилучший из них. Понятно теперь, что есть Добротолюбие. Оно дает нам словеса и главизны священного трезвения, т.е. и полные рассуждения, и краткие изречения о внутренней духовной жизни, со всеми, свойственными ей, проявлениями и деланиями. Это книга, составленная в удовлетворение духовных потребностей в ревнителях о духовном преуспеянии. Читающие ее знают, какие сокрыты в Добротолюбии сокровища духовной мудрости: читают и услаждаются. Но услаждаясь и назидаясь чтением его, они не скрывают скорбного сожаления, что многое в книге остается непонятным, не по высоте и глубине содержания, а по устарелости перевода. Очевидна потому потребность нового перевода сей книги. Потребность эта сознана давно, и удовлетворялась в известной мере переводами, помещавшимися в «Христианском Чтении» с первых годов его издания, и изданиями отдельных статей, входящих в состав Добротолюбия, как например: св. Максима (о любви; она есть в греческом Добротолюбии), Исихия, Петра Дамаскина. Составитель настоящего сборника и имел сначала в виду: лишь проверить переведенное уже, доперевести не переведенное, и дать читателям Добротолюбие в русском переводе, – полное, в том составе, какой имеет оно на греческом языке. Но потом он пришел к убеждению, что для нас необходимо увеличить Добротолюбие и против того объема, какой имеет оно на греческом. Потому что, хотя греческое Добротолюбие полнее славянского, но все же оно не содержит всего, что дали нам святые отцы в руководство к духовной жизни, и чем желалось бы доставить и пользу и утешение любящим такое чтение. Отсюда – предлагаемый сборник то же Добротолюбие, только увеличенное. Наш новый сборник идет по следам прежнего Добротолюбия. Но, замечая, что у того отца, которого статья помещена в нем есть и другие статьи, обращается к ним, и если находит их сообразными с своим характером, принимает в себя и их. Также, замечая, что между отцами, у которых заимствованы статьи, были и другие отцы, оставившие нам писание о духовной жизни, обогащает себя и ими. Так у св. Антония в прежнее Добротолюбие взяты только его наставления в 170 главах; новый сборник вносит в себя и прочие писания св. Антония. Св. Макарий там опущен (из него внесены Метафрастовы перифразы наставлений в 150 главах: наши 7 слов). Здесь представлены из него наставления в некотором систематическом порядке, его собственной речью. Из Исаии отшельника там имеются только 27 глав – кратких изречений. Здесь помещаются все известные его 29 слов в новом переводе с греческого. То же сделано в отношении к Евагрию и св. Марку подвижнику. Так поведется дело и в последующем собрании статей. Таков образ составления нового Добротолюбия. Оно будет идти по примеру прежнего, с дополнением его, что бы не лишить любителей сего чтения ничего, что встречено будет благопотребного к руководству их к жизни по Богу. Об образе внесения статей долгом считаем предъявить, что не все писания будут вносимы сполна. Многое гораздо удобнее представить в извлечении. Это и будет делаемо иногда в каком либо систематическом порядке, а иногда без него в виде отдельных изречений. Но самые наставления отеческие всегда будут предлагаемы их собственными словами. Предлагается читателям первая книга Добротолюбия, в новом его составе. В нее входят: 1) Писания св. Антония; 2) Извлечения из бесед св. Макария; 3) Слова Исаии отшельника; 4) Наставления св. Марка подвижника; 5) Писания Евагрия монаха. В таком порядке статьи идут и в греческом Добротолюбии. В нашем св. Кассиан, стоящий там между Евагрием и св. Марком, отлагается до следующей книги. Сопровождаем наш сборник искренним желанием, чтобы любители духовного чтения находили в нем то, что желалось вложить в него для них составителем.

Беседа с мирскими

Старцы Варсонофий и Иоанн.

Когда случится тебе быть с мирянами, и они начнут празднословить, то, если не имеешь особой нужды, уйди; а когда будет надобность, то обратись умом к молитве своей, не осуждая их, но познавая свою немощь. Впрочем, если они расположены к тебе, и ты знаешь, что они охотно слушают слово Божие, попытайся переменить эту пустую беседу на полезную, рассказав им что-либо из жития святых.

Прп. Антоний Великий.

Умным людям не нужно слушать всякого рода беседы, но только те, кои приносят пользу, кои ведут к познанию воли Божией; ибо она есть путь, коим люди опять возвращаются к жизни и свету вечному.

В собеседованиях не должно быть никакой грубости; ибо умных людей обыкновенно украшают скромность и целомудрие более, чем дев. Боголюбивый ум есть свет, осиявающий душу, как солнце – тело.

Когда встретишь человека, который, любя спорить, вступает с тобою в борьбу против истины и очевидности, то, прекратив спор, уклонись от него, совсем окаменевшего умом. Ибо как дрянная вода делает ни к чему негожими самые лучшие вина, так и злые беседы растлевают людей добродетельных по жизни и нраву.

Не со всяким веди беседы о благочестии и добром житии. Не по зависти говорю так, но потому, что пред неразумнейшим покажешься ты, думается мне, смешным. Подобное подобному сочувствует, а для таких бесед немного слушателей, или, вернее, они очень редки. Лучше потому не говорить, ибо не этого хочет Бог для спасения человека.

Прп. Марк Подвижник.

Если случайно кто попадет в круг людей пусторечивых, пусть себя виновным считает в таких речах, если не по поводу настоящего, то по поводу прошедшего (потому, что сам прежде с ними болтал).

Во время беседы не скрывай того, что нужно и полезно для присутствующих; только приятное излагай прямою речью, а жестокое (строгое) загадочною.

Забытье в Греции

Современная история Греции долгие годы не благоприятствовало широкому осознанию значимости «Добротолюбия». Национальная революция, секулярное «просвещение», чуждое правительство во главе с инородными и иноверными баварцами, западничество и позитивизм — все это оттеснило влияние монашеского движения колливадов на обочину общественной жизни вплоть до середины века. Второе издание «Добротолюбия» было сделано Панайотом Дзелатисом лишь в 1893 году и снова вышло столь малым тиражом что сразу стало редкостью. В выходившей в 1930-е годы «Большой Греческой Энциклопедии» в статье «Добротолюбие» говорится лишь о сборнике Григория Богослова, а о труде святых Макария и Никодима не сказано ни слова.

Документы, литература

  • Житие и писание молдавского старца Паисия Величковского
    , М.: Изд. Оптиной пустыни, 1847, «Предисловие» II, 224-225.
  • Une Moine de l`Eglise d’Orient, La priere de Jesus
    , 62.
  • Тахиаос, Э., Паисий Величковский (1722-1794) и его аскетико-филологическая школа
    (на греч. языке), Салоники, 1964.
  • Яннарас, Х., Православие и Запад в новейшей Греции
    (на греч. языке), Афины, 1996, 194-195.
  • Пападопулос, С., Святой Макарий Коринфский. Родоначальник филокализма
    (на греч. языке), Афины, 2000, 45-51.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]