Преподобный Паисий Святогорец. Слова. Том 5. «Страсти и добродетели». Что помогает стяжать добродетель

— Геронда, что помогает стяжать добродетель?

— Общение с человеком, у которого эта добродетель есть. Если ты общаешься с человеком, у которого есть благоговение, то постепенно тоже сможешь приобрести благоговение. Так происходит с любой добродетелью, потому что добродетель ближнего и нас тоже наполняет благоуханием. Когда мы, как в зеркало, смотримся в добродетели других людей и стараемся им подражать, мы созидаем себя. Но и глядя в зеркало их недостатков, мы тоже получаем пользу, потому что чужие недостатки помогают нам увидеть наши собственные.

Добродетель другого побуждает меня к тому, чтобы стремиться ей подражать, а недостаток брата заставляет задуматься, нет ли и у меня такого же недостатка, и если есть, то в какой степени.

Всё это нужно мне для того, чтобы постараться от этого недостатка избавиться. Например, я вижу, насколько брат трудолюбив, радуюсь этому и стараюсь ему подражать. А в другом брате вижу порок любопытства. Я не осуждаю брата, но внимательно смотрю на себя: не болею ли любопытством и я? И если увижу, что болею, то постараюсь от этого избавиться.

Преподобный Паисий Святогорец: «Добродетель другого побуждает меня к тому, чтобы стремиться ей подражать, а недостаток брата заставляет задуматься, нет ли и у меня такого же недостатка, и если есть, то в какой степени»

Однако если в себе я вижу только добродетели, а в других только недостатки, и при этом на свои недостатки не обращаю внимания или даже оправдываю их, радостно приговаривая: «А я-то лучше всех: и того, и другого, и пятого, и десятого…» — то дела мои совсем плохи. Мы смотримся в других людей, как в зеркало, — отражаемся в них и видим себя. А вот те, в ком отражаемся мы, видят, какие мы неумытые трубочисты. И их насмешки и замечания смывают грязь с наших лиц.

— Геронда, а каковы отличительные свойства святых? — Любовь со смирением, простота и рассуждение — вот отличительные свойства святых. Если человек с рассуждением будет понуждать себя подражать жизни святых, то и сам приобретёт святость.

В делании стяжания добродетелей нам очень поможет пример святых как ориентир. Сравнивая себя со святыми, мы видим свои страсти, осуждаем себя, смиряемся и с любочестием, с божественной ревностью стараемся им подражать.

У нас нет оправдания, если мы топчемся на месте, потому что у нас перед глазами есть духовные рецепты, составленные святыми, их жизнь, их святой пример. Все святые — это дети Божии, и они помогают нам, несчастным чадам Божиим, подсказывая способы, как избежать уловок лукавого.

Преподобный Паисий Святогорец: «В делании стяжания добродетелей нам очень поможет пример святых как ориентир. Сравнивая себя со святыми, мы видим свои страсти, осуждаем себя, смиряемся и с любочестием, с божественной ревностью стараемся им подражать»

Внимательное чтение житий святых согревает душу, побуждает нас следовать их примеру и мужественно продолжать борьбу за стяжание добродетелей. В житии каждого из святых видно одно и то же духовное «безумие», только в каждом оно проявлялось по-разному, своим особенным способом. Видно пламенное рачение, которым они горели к Богу. От такого чтения в человеке загорается огонь божественной ревности и стремление им подражать.

—Геронда, я уже много лет каждый день читаю житие святого, «егоже память ныне совершаем», уже почти наизусть всё выучила. Может, пора остановиться?

—Постоянно надо читать эти жития, до самой смерти. В житии описывается очень мало, не вся жизнь святого, а только то, что перелилось через край чаши его жизни. Святые были бы безумцами, если бы раскрыли всё, что пережили втайне. Но нам достаточно и того немногого, что описано,—лишь бы это немногое трогало наше сердце, подвигало применить это в собственной жизни.

—Геронда, мне кажется трудным осуществить что-то подобное тому, что совершили святые. Скажем, святая Синклитикия. Какой тяжёлый подвиг несла до конца своей жизни, хотя страдала от тяжёлой болезни! Или преподобный Варсонофий — сколько лет он хранил совершенное молчание!

—Ладно, если хочешь подражать преподобному Варсонофию, постарайся молчать не всегда, а хотя бы промолчать, когда тебе делают замечание. Что же касается подвига святой Синклитикии, то мне тоже кажется, что у тебя не хватит физических сил его повторить,—не выдержишь. Но внутренне, по-моему, ты можешь ей подражать, и здесь тебе предстоит очень много работы. Желаю, чтобы святая поделилась с тобой хотя бы немногим из того, что имела сама.

Раздел первый. Страсти

«Борьба со страстями – это непрестанное сладкое мученичество ради соблюдения заповедей, ради любви ко Христу».

О борьбе со страстями

Ге́ронда[2], чего конкретно просил пророк Давид, молясь: Ду́хом Влады́чним утверди́ мя

[3]?

– Давиду было необходимо управлять людьми, и поэтому он просил у Бога дар руководства. Но в Ду́хе Влады́чне

нуждался не только пророк. В Нём нуждается любой человек. Ведь любому человеку необходимо управлять собой, в противном случае им станут повелевать страсти.

– Геронда, а что это вообще такое – страсти?

– Я отношусь к страстям как к силам человеческой души. Ведь Бог наделяет человека не немощами, а силами[4]. Однако если мы не используем эти силы во благо, приходит тангала́шка[5] и использует их во зло. Так изначально добрые силы человеческой души превращаются в страсти. А мы потом начинаем роптать и пенять на Бога. Тогда как если мы будем использовать эти силы, обратив их против зла, то они станут помогать нам в борьбе духовной. Взять, например, силу гнева[6]: если человек горяч или даже вспыльчив, это показывает, что его душа мужественна. Такое мужество помогает в жизни духовной. Если же человек вял и нерешителен, если у него нет мужества, то ему нелегко с собой бороться. А вот человек решительный, способный на сильные движения души, прилагая имеющуюся у него силу к жизни духовной, похож на мощный автомобиль, который рвёт со светофора, оставляя другие машины далеко позади. Однако, распоряжаясь своей способностью к сильным движениям души неправильно и оставляя свой гнев бесконтрольным, человек уподобляется автомобилю, который на запредельной скорости мчится по разбитой дороге: его то и дело выносит на обочину или он даже улетает в кювет.

Осознав, дав себе отчёт в том, какие душевные силы у него имеются, человек должен направить их во благо. Так, с помощью Божией, он достигнет доброго духовного устроения. Например, если кто-то видит в себе самость и эгоизм, то надо обратить их против диавола. Когда диавол приходит и начинает свои искушения, человеку, склонному к самости, надо упереться и стоять на своём. Имеется склонность к пустословию и болтовне? Её тоже можно освятить – возделывая непрестанную молитву[7]. Посудите сами, что лучше: разговаривать со Христом и освящаться или пустословить и согрешать? Вот так, в соответствии с тем, как человек будет использовать силы души, он может стать или хорошим, или плохим.

Не надо оправдывать свои страсти

– Геронда, некоторые считают, что у них нет необходимых предпосылок для того, чтобы вести духовную жизнь. «Попробуй взять с того, у кого ничего нет!»[8] – говорят такие люди.

– Да уж… А если они при этом ещё и причитают, что их «мучают наследственные страсти», и оправдывают себя, то это совсем никуда не годится.

– Геронда, но если кого-то такие наследственные страсти действительно мучают?

– Послушай-ка, ведь у каждого есть наследственные качества – как хорошие, так и плохие. Человеку надо вступить в борьбу, чтобы избавиться от своих недостатков и возделать то доброе, что в нём имеется. Поступая так, человек станет истинным, облагодатствованным образом Божиим.

Плохие наследственные качества – не препятствие для духовного преуспеяния. Ведь если человек подвизается – хотя бы самую малость, однако со многим любочестием[9], – то он движется в духовном пространстве, движется в пространстве чуда – там, где благодать Божия не оставляет и следа от его дурной наследственности.

Бог особенно нежно и трепетно относится к человеку, получившему в наследство дурные наклонности, из-за которых его духовные крылья совсем хилые. И вот, несмотря ни на что, этот заморыш изо всех сил взмахивает ими, любочестно пытаясь оторваться от земли и подняться к Небу. Таким людям Бог очень помогает. Я знаю многих людей, которые освободились от дурных наследственных наклонностей, приложив своё собственное маленькое старание и получив великую помощь Божию. Для Бога такие люди – настоящие герои. Ведь что преклоняет Бога на милость? Наш труд по исправлению своего ветхого человека.

– Геронда, а Крещение? Разве оно не очищает человека от дурных наследственных наклонностей?

– Крещение освобождает нас от проклятия первородного греха, а также от всех личных грехов. В купели Святого Крещения человек облекается во Христа, освобождается от первородного греха, и к нему приходит Божественная благодать. Однако дурные наследственные наклонности в человеке остаются. Что, думаете, Бог не мог бы освобождать в таинстве Святого Крещения человека и от этих наклонностей? Конечно, мог бы, но Он оставляет их нам для того, чтобы мы подъяли подвиг, одержали победу и увенчались победным венцом.

– А я, геронда, постоянно падая в какую-то страсть, говорю себе: «Такая уж я уродилась, такой уж я человек…»

– Этого ещё не хватало! Расскажи ещё сказку о том, что твои родители наделили тебя имеющимися у тебя недостатками. Это что же получается: все недостатки вашего рода передавались от дедов и прадедов, чтобы сконцентрироваться в тебе одной, а все положительные качества достались другим твоим родственникам?.. Слушай, а Бог-то в этом не провинился? Ведь человек, причитающий: «У меня такой характер, таким уж я уродился, у меня дурные наследственные наклонности, я вырос в таких-то условиях, и из всего этого следует, что исправиться я не могу», другими словами говорит: «Во всём, что со мной происходит, виноваты не только мои мама с папой, но и Господь Бог». Знаете, как я расстраиваюсь, слыша подобные глупости? Ведь говоря или думая таким образом, человек не только оскорбляет своих родителей, но и богохульствует. С момента, когда человек начинает думать подобным образом, на него перестаёт действовать Божественная благодать.

– Геронда, некоторые говорят, что если недостаток у человека «в крови», то его невозможно исправить.

– Знаешь, в чём тут дело? Некоторым людям выгодно утверждать, что какой-то недостаток «у них в крови», поскольку таким образом они оправдывают себя и не ударяют палец о палец, чтобы от этого недостатка избавиться. «Меня, – говорят такие люди, – Бог дарованиями не наделил! Так в чём же я виноват? Почему с меня требуют то, что выше моих сил?» Скажут так – и давай себе лежать на боку! Такие люди оправдывают себя, успокаивают свой помысел и упрямо стоят на своём, ничего не желая менять. Ведь как исправишься, если, оправдывая себя, говоришь: «Это у меня наследственное, а это – просто дурная особенность моего характера»? Такое отношение к собственным недостаткам изгоняет духовные решимость и отвагу.

– Да, геронда, но так уж…

– Опять это твоё «но так уж»! Что же ты за человек-то такой? Выворачиваешься, выворачиваешься, как уж на сковородке! Всё время себе какие-нибудь оправдания придумываешь!

– Геронда, я что – нарочно?..

– Я не говорю, что ты нарочно, но быть умным человеком, с талантами от Бога, хватать всё на лету – и при этом не понимать, насколько отвратительно самооправдание?.. Головка маленькая, ума в ней много, а понимать – всё равно ничего не понимаешь!..

Я заметил, что некоторые люди, умные и способные отличить правильное от неправильного, всё равно стоят на стороне последнего, поскольку принять неправильное им легче и комфортнее. Так они оправдывают свои страсти. А другие наоборот – себя не оправдывают, но принимают помысел о том, что в их душе есть что-то неисправимое, и впадают в отчаяние. Это ухищрения диавола: одним он мешает духовно преуспеть с помощью самооправдания, других ловит на чрезмерной восприимчивости и низвергает в отчаяние.

Для того чтобы отсечь какую-то страсть, человек должен не оправдывать, а смирять себя. Если он, к примеру, говорит: «Кому-то дана способность любить, а мне нет» – и не борется за то, чтобы стяжать любовь, то как он сможет преуспеть? Без борьбы преуспеть невозможно. Разве вы не читали в святоотеческих книгах о том, какие пороки и недостатки были вначале у некоторых отцов и какой меры духовного устроения они достигли? Отцы, бывшие когда-то грешниками, превзошли других подвижников, имевших вначале множество добродетелей. Например, преподобный авва Моисей Мурин. Каким прежде он был преступником, и какого состояния он достиг![10] Вот что делает с человеком Божественная благодать!

Помысел говорит мне, что человек, имеющий дурные наследственные наклонности и подвизающийся ради того, чтобы стяжать добродетели, будет иметь от Бога бо́льшую мзду, чем тот, кто, унаследовав добродетели от своих родителей, не проливал пота, чтобы их приобрести. Ведь один пришёл на всё готовое, а другому пришлось пролить пот и кровь, чтобы их стяжать. Посмотри, ведь среди мирских людей бо́льшим уважением пользуются не те сыновья, которые, унаследовав от своих родителей большое состояние, просто сумели его сохранить, но те, кто, приняв одни лишь отцовские долги, трудились не покладая рук и сумели не только расплатиться с кредиторами, но и собрать собственное богатство.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]