Благодатный Огонь: чудо или символическое появление пламени

Десятки тысяч православных верующих и любопытствующих туристов каждый год стекаются в Великую Субботу в христианскую столицу мира. Они идут пешком, едут автобусами, летят чартерами, чтобы лично присутствовать в Храме Гроба Господня при схождении Благодатного огня. И в первые мгновения после его появления умыться творящим чудеса Иерусалимским пламенем.

Древнейшее явление, которое существует вот уже два тысячелетия. Происходит схождение Благодатного огня на глазах у миллионов, но при этом до сих пор хранит тайну своего появления — что это: чудо или символ веры?

Что такое Благодатный огонь

В переводе с греческого означает Святой Свет. Именно так и называют его в Иерусалиме.

В Великую Субботу греческий патриарх и армянский архимандрит за закрытыми дверями Кувуклии (Царской усыпальницы) таинственно принимают от Господа Иерусалимский Огонь. А затем все присутствующие возжигают от него все свечи и лампады в храме и за его пределами.

Происхождение выражения и толкование

Судя по письменным источникам, впервые свидетелем появления Огня стал Апостол Петр. Узнав о воскрешении Христа, он поспешил к гробнице и обнаружил, что тела Иисуса там нет. А сама пещера освещена нерукотворным сиянием. Это и было время, когда первый раз сошел Огонь.

С тех пор пасхальный огонь стал символом Света Истинного. Его рождение символизирует Воскрешение и бессмертие Сына Божия.

Историческая справка

Еще в пятом веке Иерусалимская церковь начинала свои богослужения в Страстную Субботу только после того, как являлся Вечерний Свет.

Начиная с IX письменные свидетельства в истории указывают на то, что чудо нисхождения случается после произнесения молитвы » Господи помилуй» .

«Лампады, расположенные над Гробом, зажигались ангелом без посторонней помощи», — читаем мы в письменах паломника Бернарда Монаха (867 год).

Подобных свидетельств, оставленных в источниках за прошедшие века, множество: в летописях можно проследить ежегодное возгорание Огня на протяжении многих веков.

И в современном мире ежегодно в Страстную субботу весь православный мир, творя молитву, ожидает этого чуда.

Храм Гроба Господня

Считается, что он стоит на том месте, где был распят и воскрес Иисус Христос.
Несмотря на мировую известность и свою значимость в истории христианства, он удивляет своей миниатюрностью. Под одной крышей в нем находятся и Голгофа (место распятия Христа), и Кувуклия (небольшая мраморная часовня над пещерой Гроба Иисуса), и кафедральный храм Кафоклион. А также приделы (маленькие храмы) шести церквей — католической, армянской, коптской, эфиопской, сирийской и православной.

Оказавшись за воротами храма, паломники проходят по последнему пути восхождения Христа на Голгофу.

Церковная служба перед таинством схождения Огня также воспроизводит события Страстной субботы — страсти Христовы, распятие и воскрешение:

  1. При входе в церковь узкий лестничный пролет длиною 4,5 метра ведет к месту, которое было последним на пути к Голгофе.
  2. Наверху часовня, где римские солдаты раздели Спасителя, готовя его к распятию.
  3. Дальше серебряный диск — место пригвождения Бога к кресту.
  4. Камень Помазания располагается у подножия Голгофы, на нем тело Иисуса ученики Его обвили пеленами и благовониями и приготовили к погребению.
  5. И Святая Усыпальница — место захоронения Христа.

Совер­ше­ние обряда

Обряд совер­шает Пра­во­слав­ный Пат­ри­арх. При­ни­мает уча­стие также епи­скоп Армян­ской апо­столь­ской церкви, един­ствен­ный кто сопро­вож­дает Пат­ри­арха в Куву­к­лию, а также пред­ста­ви­тели Копт­ской и Сирий­ской церк­вей, пред­ста­ви­тели Эфи­оп­ской церкви не участ­вуют.

По сути своей обряд явля­ется бого­слу­же­нием Пра­во­слав­ной Церкви, поэтому пред­ста­ви­тели других кон­фес­сий пред­ва­ри­тельно полу­чают раз­ре­ше­ние у Пра­во­слав­ного Пат­ри­арха на уча­стие, про­ходя в пра­во­слав­ный алтарь для выра­же­ния своего почте­ния.

Церемония Благодатного огня

Главный собор Израиля небольшой, не вмещает всех желающих видеть чудо сошествия. Поэтому паломники и верующие собираются задолго до начала церемонии. А опоздавшие заполоняют и площадь перед зданием церкви, и узкие улочки, ведущие к ее стенам.

Праздничные богослужения начинаются утром в Великую Субботу. Причем проходят они в соответствии со строгим ритуалом.

Вход армянской делегации

В четверть девятого распахиваются двери, и в святилище заходит процессия армянского Иерусалимского патриархата.

После молитв у священных мест, она делает обход вокруг Кувуклии и перемещается к Армянскому Приделу храма Воскресения.

Подготовка Гроба Господня

Тем временем идет подготовка к запечатыванию Кувуклии. На полу в Царской Опочивальне раскладывают ватные шарики. Когда Благодатный Огонь сойдет голубой росой огней на стены и пол часовни, верховный священнослужитель зажжет от них один из ватных шариков и засветит лампаду.

Пока же здесь не должна гореть ни одна свеча: все это тщательно проверяют полицейские и иноверцы.

Ровно в 11.00 представители разных конфессий опечатывают часовню лентами и восковыми печатями.

Нарушение спокойствия

Спустя еще полчаса торжественную атмосферу собора нарушают крики и веселье арабов. Молодые люди, громко хлопая в ладоши и, сидя на плечах друг у друга, выкрикивают молитву, в которой просят даровать православным христианское чудо.

Такова традиция, и с ней никто сейчас не спорит. Впрочем, в начале XX века английский губернатор попытался запретить «дикарские» пляски. Арабов не пустили в Храм — и Благодать не сошла. Иерусалимский Патриарх, тщетно простояв на коленях два часа, распорядился впустить молодежь. После чего таинство свершилось.

В этом видео — церемония вхождения арабской молодежи.

Прибытие главного посредника

В полдень в церковь входит Греческий Патриарх.
В 12.30 греческая делегация трижды обходит Кувуклию. А затем на глазах у полиции и многочисленных паломников Патриарх разоблачается и остается лишь в белом подризнике, епитрахили, поясе и поручах.

Драгоман снимает печати и шнуры с двери Святого Гроба и впускает Главу Иерусалимской церкви внутрь. Смысл действа в том, что он не должен пронести с собой ко Гробу ни спичек, ни зажигалки — ничего, что помогло бы ему зажечь пламя самому. Следом за ним в мраморную часовню устремляется Армянский епископ.

Ори­ги­нал на англий­ском языке

Introduction

The Holy Fire, the supreme ceremony of the Eastern Churches, takes place at midday on Easter Eve, according to the calendar of Eastern Christen­dom, in the Church of the Holy Sepulchre. Its origin is uncertain, but that it is derived from the ritual and symbolism in usage by the very early Church is undoubted: the ceremony is first mentioned by Bernard the Wise, writing in the middle of the ninth century, and may have originated when during the time of Charlemagne pilgrimages to the Holy Places were much encouraged and had become very popular.

In essence, the ceremony symbolises the triumph of the Christian Faith, renewed year by year in commemoration of the first Victory after Calvary. The Patriarch enters the Edicule over the Tomb, in which for this one occasion all lamps are extinguished, and the ” Miracle ” of the descent of the Fire occurs. The Fire is then distributed to the crowd that throngs the Church, and is carried away far and wide. Before the War, the Fire was borne by devoted hands to the furthest corners of Russia.

The Turkish Government fearing that the fanaticism and excitement of these Easter crowds might result in an outbreak, were accustomed to station a large body of troops in and around the Church.

Conduct of the Ceremony

The ceremony is conducted by the Orthodox Patriarch. There also partici­pate a Bishop of the Armenian Patriarchate, who alone accompanies the Patriarch into the Edicule, and representatives of the Coptic and Jacobite rites, but not of the Abyssinian, take part as well.

The ceremony is, however, essentially the service of the Orthodox Church, and the representatives of the other rites participating previously obtain permission from the Orthodox Patriarch to take part, by proceeding to the Orthodox Altar and doing obeisance.

Participants in the Ceremony

Apart from the Patriarch and the Armenian Bishop, the following olorg and laymen take actual part in the service at periods: — A Bishop, Archimandrite, Dragoman, and <�…> of both Orthodox and Armenian rites, a lay represent each of these rites, and one Coptic and one Jacobite <�…> sentative, either a cleric or a layman. The Copt is frequently — layman who has purchased the privilege of receiving the Holy Fire.

The Moslem Guardian of the Holy Sepulchre exercises his traditional privilege of sealing the door of the Tomb previous to the entry of the Patriarch, and a Franciscan monk is present throughout the ceremony.

Allocation of Space on the Floor of the Rotunda

At this ceremony the Church becomes entirely filled with a seething excited congregation, and each rite must be confined to its allotted floor space, within which the area may be further divided by towns.

The Orthodox Area is on the side of the Tomb furthest from the entrance, from the front of the Tomb to the middle of the seventh pillar.

The Jacobite Area is from thence to a black cross on the right side of column 9, at a distance of about three feet from the centre. This boundary is generally the matter of dispute, the Jacobites claiming the boundary should be the centre of the column. The question has, however, been definitely decided as above.

These two boundary lines converge on the north-west corner of the Edicule.

The Coptic Area extends from the Jacobite boundary to the centre of column 12, on a line drawn to the south-west outside corner of the Edicule.

The Armenian Area completes the circuit to the front of the Tomb, but the spaces in front of the doors between columns 12–15 are Orthodox.

It must be remembered that the days and nights previous to the day of the ceremony the church becomes filled with pilgrims and others, especially Copts, with bedding, etc., who must on the day of the ceremony be rigorously confined within the limits of their respective areas. Disputes are also likely to occur between the Jerusalem and Jaffa contingents in the Orthodox Area.

Accommodation for Visitors

The Orthodox Balcony on the north side of the entrance to the Orthodox Katholikon from the Rotunda is, by courtesy of the Patriarch, accustomed to be put at the disposal of the Government, and will hold ten people, but only five to six chairs.

The Armenian Patriarch is accustomed to put at the disposal of the Govern­ment two windows in the southern gallery, holding seven to eight each. Ladies are usually accommodated here, and there is space in each for three chairs. This is approached by a staircase near the Armenian Vestry on the left of the main entrance.

Other guests can be accommodated in the gallery overlooking the Orthodox Choir. Access is obtained through the Calvary Chapel, and there is ample room, if the view is rather interrupted; there is, however, no seating accom­modation.

The Orthodox Patriarch also puts at the disposal of the Government, if possible, a small window in the upper range under the Rotunda. This holds six people standing, and is reached from the Orthodox Patriarchate.

The Balcony on the other side of the entrance to the Orthodox Choir from the Rotunda is at the disposal of the Greek Consul-General.

The spaces immediately below these balconies are reserved for guests of the Patriarchates, Orthodox on the north, and Armenian on the south, and should not be filled except with the consent of the Dragoman. Tiers of seats may not be constructed in these spaces, but benches may be placed for the con­venience of those present.

Each visitor for whom accommodation is being found by the Deputy <�…> missioner’s Offices should be provided with a ticket showing the place allotted to <�…> arrangements should be made for guides to direct ticket-holders. The tickets for <�…> Gallery and window are supplied through the Deputy District Commissioner <�…> the Dragoman of the Orthodox Patriarchate.

Как появляется Благодатный огонь

Представитель Армянской церкви остается при входе, Греческий Патриарх проходит в центр к Ложу Спасителя. Они встают на колени и начинают читать молитвы. Обращение ко Всевышнему может продолжаться от пяти минут до нескольких часов.

Ожидание

Тем временем верующие непрерывно повторяют » Господи, помилуй!»

Согласно предсказанию, однажды из-за грехов людских Божественное Сияние не случится. Тогда Храм разрушится, а на Земле наступит конец света. Когда это произойдет — не известно. Но каждый раз вот уже 2000 лет, собираясь на предпасхальную службу в Храм Гроба Господня, священнослужители и паломники совершают Таинство Причастия.

Прохождение во время службы всех этапов вслед за Христом, от Распятия до Воскресения; ожидание возможного конца и новое рождение в момент возгорания Огня — все это создает в Храме особую атмосферу. Кто-то плачет, кто-то полностью погружен в себя, кто-то неистово молится.

Схождение

Наконец — в церкви вспыхивают сполохи, над Кувуклией возникает столб света — и вот внутри, где молится Греческий Патриарх, загорается Благодатный Огонь.

В Храме раздается колокольный звон. Молящиеся радуются, обнимаются и счастливо плачут — Святой Свет сошел и в этот раз, впереди — год счастливой жизни.

Выход Огня

Озарив Кувуклию, Огонь выбирается в храм.

Все происходит поэтапно из года в год:

  1. Сначала Греческий Патриарх возжигает от него лампаду.
  2. Затем — пучок свечей (33 по возрасту Иисуса Христа).
  3. Армянский Архимандрит также подносит свечи к лампаде, и оба представителя высшего духовенства передают Свет своей пастве.
  4. Грекам — Патриарх через северное окно, армянам — Архимандрит через южное.
  5. Скороходы разносят Огонь по Храму.
  6. В это время в Кувуклию входят представители Коптской и Сирийской Православных Церквей, где и они возжигают свои свечи.
  7. Первым из Кувуклии выходит уставший и обессиленный всепоглощающей молитвой греческий патриарх, за ним архимандрит, которого верующие на руках несут в Армянский Придел церкви.

Чудесные свойства

В первые минуты после своего схождения пламя Иерусалимского огня не обжигает, и сотни паломников, совершая многовековой обряд, умываются им. Верующие приводят многочисленные случаи исцеления больных, случавшихся прямо во время огненного омовения.

Температурную аномалию зафиксировал глава объединения православных ученых протоирей Геннадий Заридзе, замерив ее с помощью пирометра. В первые минуты горения прибор показал всего 40 градусов. Спустя 15 минут температура пламени повысилась до 320 градусов.

Как принести домой

После окончания церемонии, засветив свои лампады, верующие покидают церковь. Кто-то идет в свой дом, находящийся в окрестностях храма. А кто-то отправится в далекую страну, где его возвращения со Святым Светом ждут представители высшего духовенства и соотечественники. Весь огонь, зажженный от главного источника, считается теперь Божественным.

Прихожане с трепетом и почтением встречают Иерусалимский огонь на родине:

  • в России;
  • Белоруссии;
  • Греции;
  • Грузии;
  • Египте;
  • в Румынии;
  • Молдавии;
  • в Ливане;
  • Польше;
  • Болгарии;
  • Сирии;
  • на Кипре;
  • на Украине.

Встречающие также будут зажигать свои лампады прямо в аэропорту или в храмах и разносить их по домам. Так Иерусалимское чудо растекается в Пасху по самым дальним уголкам Земли.

Сколько должен гореть Огонь? В храмах Свет хранят вплоть до следующего года, пока в Священную Субботу вновь не произойдет схождение. В дома же верующие его приносят, чтобы с молитвой очистить жилище от болезней и злых духов, и стараются не гасить всю Пасхальную неделю.

Когда Свет не являлся

Бывали в истории случаи несхождения Огня.

Изгнание православных из Храма Гроба Господня

В первый раз это произошло в 1101 году. Тогда, в результате раскола Римской и Византийской церквей, католики признали православных христиан еретиками и изгнали их из церкви Гроба Господня.

А в Великую Субботу святой огонь не сошел до тех пор, пока православных не позвали для участия в обряде.

Попытка замены Иерусалимского Патриарха Армянским

Во второй раз это случилось в 1579 году. Армянские священники договорились со вновь назначенным мэром, что таинство совершит представитель Армянской церкви, а не Православный Патриарх.

В Иерусалим съехалась вся армянская паства. И в Великую Субботу 1579 года Православного Патриарха Софрония IV не пустили в собор. Он стоял и молился перед закрытыми дверьми Храма. Но сколько ни молились Армянские священнослужители, чуда так и не произошло.

Внезапно послышался грохот — это треснула колонна у ворот церкви, из нее вышло пламя и зажгло связку свечей в руках у Иерусалимского Патриарха. Трещину и опаленную Огнем колонну до сих пор можно видеть слева от входа в святилище. Паломники оставляют в ней записки, обращенные с мольбами ко Господу.

В тот год турецкое начальство вынесло вердикт: отныне представитель армянской церкви будет лишь сопровождать православного священника, а сам принимать Свет не сможет.

Участ­ники обряда

Помимо Пат­ри­арха и епи­скопа Армян­ской церкви в бого­слу­же­нии пери­о­ди­че­ски участ­вуют сле­ду­ю­щие кли­рики и миряне: епи­скоп, архи­манд­рит, дра­го­ман и […] Пра­во­слав­ной и Армян­ской церк­вей, миря­нин от каждой из этих церк­вей и по одному пред­ста­ви­телю свя­щен­ства или мирян от Копт­ской и Сирий­ской церк­вей. От Копт­ской церкви часто пред­ста­ви­те­лем явля­ется миря­нин, кото­рый при­об­рел при­ви­ле­гию полу­чить Бла­го­дат­ный Огонь.

Хра­ни­тель ключей от Храма Вос­кре­се­ния Хри­стова, мусуль­ма­нин, по тра­ди­ции опе­ча­ты­вает двери Куву­к­лии до входа Пат­ри­арха, также в тече­ние всего обряда при­сут­ствует монах-фран­цис­ка­нец.

Тайна чуда Святого огня

Чудо схождения вызывает бесконечные споры. Православные уверены: Огонь из года в год появляется с небес.

Скептики же считают, что все это — одна большая выдумка, которая существует для поддержания символа веры. По их мнению, огонь для возжигания патриарх берет либо из стоящей за мраморной иконой лампады. Либо возгорание случается в результате химической реакции заготовленных заранее веществ. Причем вариантов возможных взаимодействий приводится несколько. Допускают они и воздействие электрического разряда, тоже никак не связанного с Божественным происхождением.

Что касается температуры первых минут горения, у скептиков и на это имеется разоблачение: многие эфиры органических и неорганических кислот имеют холодный огонь. В пламени эфира можно спокойно держать руку, так как он не только не обжигает, но и не греет. Так что созданный искусственным путем огонь как раз и будет обладать такими свойствами.

Правда тут есть одно «но»: холодным пламенем горит в первые минуты не только лампада, но и все зажженные от нее свечи. А они отношения к эфиру не имеют.

Трижды присутствовавший в кувуклии во время зажжения Огня представитель Армянской патриархии Самуил Агоян заявил, что » видел, как патриарх зажигает свечи от масляной лампы» . » Бог творит чудеса, но не на потеху людям» , — высказался он. И все же таинство схождения доступно лишь главе греческой церкви, он один находится у Ложа Христа.

Не признает божественной природы огня и католическая церковь. Однако до изгнания в 1187 году крестоносцев из Иерусалима она принимала участие в предпасхальной церемонии. В 1283 году папа Римский Григорий IX выступил против того, чтобы видеть в обряде схождения чудо.

Рас­пре­де­ле­ние места в Ротонде

Во время Схож­де­ния Бла­го­дат­ного Огня Храм пол­но­стью запол­ня­ется мно­же­ством взвол­но­ван­ных веру­ю­щих, и пред­ста­ви­тели разных кон­фес­сий должны нахо­дится в пред­на­зна­чен­ных для них местах, кото­рые в свою оче­редь могут быть поде­лены между пред­ста­ви­те­лями разных горо­дов.

Пра­во­слав­ной Церкви при­над­ле­жит часть пло­щади с даль­ней от входа сто­роны Гроба, от перед­ней части Гроба до сере­дины седь­мой колонны

Отсюда и до чер­ного креста справа от девя­той колонны, на рас­сто­я­нии при­бли­зи­тельно около метра от центра – часть, при­над­ле­жа­щая Сирий­ской церкви. Эта гра­ница, как пра­вило, явля­ется пред­ме­том спора, так как сирийцы счи­тают, что она должна про­хо­дить по центру колонны. Но этот вопрос, однако, решен не в их пользу, и гра­ница оста­лась неиз­мен­ной.

Эти две гра­ницы схо­дятся в северо-запад­ном углу Куву­к­лии.

Копт­ская тер­ри­то­рия рас­по­ла­га­ется от гра­ницы Сирий­ской церкви до центра колонны 12, по линии, про­ве­ден­ной к юго-запад­ному внеш­нему углу Куву­к­лии.

Армян­ская тер­ри­то­рия завер­шает круг до перед­ней части Гроба, но место перед две­рями между колон­нами 12 и 15 при­над­ле­жит Пра­во­слав­ной церкви.

Сле­дует пом­нить, что палом­ники, осо­бенно копты, при­бы­вают в храм за несколько дней до Схож­де­ния Бла­го­дат­ного Огня и рас­по­ла­га­ются там на ночлег. В день самого обряда они должны неукос­ни­тельно соблю­дать гра­ницы своих кон­фес­сий. Споры также часто слу­ча­ются на тер­ри­то­рии Пра­во­слав­ной Церкви между веру­ю­щими из Иеру­са­лима и Яффы.

Научное объяснение

А как все обстоит на самом деле? Суть явления пытаются постичь ученые.

Они констатитруют — огонь в естественных условиях возникает в трех случаях:

  • выход масс магмы;
  • электрический разряд;
  • самовоспламенение газа.

Физикам интересно само явление: если оно существует, тот как зарождается и каким образом проявляет себя.

Кандидат физико-математических наук Андрей Волков в 2008 году в течение 6 часов замерял с помощью приборов электро-магнитные колебания. Он обнаружил три явных всплеска в электро-магнитном спектре излучения. Радиоимпульс фиксировался в районе Кувуклии в момент, когда она осветилась Светом. Ученый сравнил силу колебаний с пьезоэффектом и сделал вывод, что искусственно создать их невозможно. Правда, не исключил, что резонанс мог возникнуть при исполнении звучавшего в Храме песнопения.

Других приборных исследований явления пока не проводилось.

Кандидат физико-математических наук Андрей Волков рассказывает о феноменев следующем видео.

Альтернативные мнения и сомнения

Вопрос, откуда берется необычное пламя, волнует умы многих историков, ученых и скептиков.

Научное объяснение

Храм Гроба Господня очень рьяно защищает свою святыню, не разрешая посторонним проходить внутрь Кувуклии. Однако в 2008 году российскому физику Андрею Волкову удалось добиться разрешения на проведение своего исследования. Накануне Великой Пасхи, когда должен был сойти Благодатный огонь, он установил сверхчувствительную аппаратуру и стал ждать.

Перед самым появлением сине-голубых огоньков на надгробии датчики зафиксировали спонтанный длинноволновой импульс электрического происхождения. Во время поджога ватного шарика количество таких всплесков увеличилось, а полученные данные выявили, что их мощность сравнима с небольшим сварочным аппаратом.

Когда провели научное исследование треснувшей колонны, стоящей возле входа в крипту, получили неожиданное подтверждение гипотезы. Разрушения, которым подвергся камень, были следствием сильного электрического разряда.


Треснувшая колонна возле входа в крипту

Мнения скептиков

Объяснения скептически настроенных людей не имеют под собой доказательной базы, однако полностью списывать их со счетов тоже не стоит. Так, представитель Армянской апостольной церкви Самуил Агоян утверждает, что Божественное пламя зажигается от лампады, наполненной маслом. Его мнение подтверждает иерусалимский митрополит Корнилий, который называет Благодатный Огонь природным явлением, освященным святой молитвой.

Ориенталист И. Ю. Крачковский приводит свидетельство одного прихожанина. Тот говорил, что сам видел, как священник тайно поджигает свою свечу от лампадки, спрятанной в дальней нише Кувуклии.

Еще одна версия, поддерживающаяся скептиками – самовозгорание. Чудесное пламя, по их мнению, появляется вследствие химической реакции определенных веществ с воздухом. Это может быть бальзамовое, оливковое масло или хромат калия.

Огонь, появившийся от соединения борной и серной кислот с этиловым спиртом, действительно первые несколько минут не обжигает.

Совет автора

Представители греко-православных церквей

Православная церковь называет снисхождение Благодатного Пламени «чудом», объясняя божественную природу явления. Однако не все представители православия придерживаются такой версии. Например, митрополит Вифлеемский утверждает, что ничего необъяснимого здесь нет. Церковь просто не может лишить верующих очередного чуда, а потому продолжает и дальше играть спектакль с внезапным появлением Священного огня. Такое мнение подтверждает также время его снисхождения – каждый год оно совершенно случайно совпадает с рейсом, которым Божественный свет отправляют в Москву.


Православная церковь называет снисхождение Благодатного пламени чудом

Исламские источники

Ярче всех природу «чуда» описывает главный мусульманский судья Муджир-ад-Дин. Кадий говорит о разрушении храма Гроба Господня. По его словам, крипту сравняли с землей, вынеся оттуда все ценности. Причиной такого поступка стали неоднократные донесения о хитроумных христианах, которые нечестным путем добывали огонь, являя его чудом для невежд. Однако получают его совершенно естественным образом. Шелковые нити, протянутые над потолком храма, обмазывают бальзамовым маслом, смешанным с серой. При этом устроено все так, что невооруженным глазом увидеть подвох невозможно.

Символизм

Безусловно, действо пропитано глубоким символизмом. И вполне возможно, что за обрядом стоят лишь хранящиеся в веках слова священнописаний и вера священнослужителей и прихожан.
Все это можно отнести к традиционным церковным ритуалам:

  1. 40-дневный пост и причащение перед церемонией.
  2. Субботняя служба, которая от первого до последнего мгновения изображает страсти Распятия, Погребения и Воскрешения Христа.
  3. Вынос из Гроба « Света Истинного» означает начало новой осознанной жизни.

Богослов протодиакон Андрей Кураев, отвечая на вопрос о том, правда или вымысел возникновение Божественного Огня, сказал: «Е сть чудо Крещенской воды. Но никто при этом не говорит, что вода сама конденсируется на стенках пустого бака. Есть чудо литургии. Но хлеб и вино для нее приносим мы, а не ангелы. Освящение воды, зерна, хлеба — это освящение того, что люди принесли. Также и освящение свечей и огня» .

Тем самым, он не подтвердил схождение огня, но объяснил, что суть веры гораздо глубже любых символов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]